САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

<

080314 1511 1 САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

1.1.Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

 

Слово «диагностика» (с греч.Diagnosis-распознание) употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины изучающий содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.1

Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и возмущающих воздействий функциональных проб.

Понятие «физическое развитие» представляет собой комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития – масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.

Антропометрический показатель – активные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков:

– соматометрические – длинна и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т.д.;

– физиометрические (функциональные)- жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;

– соматоскопические — состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центрально-нервную, обмена веществ и энергии, пищеварительную.

Таким образом, при физических нагрузках происходят изменения в организмах и системах человека. Чтобы занятия спортом не повредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров и преподавателей, но и самих физкультурников.

 

1.2. Виды диагностики, ее цели и задачи

 

Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики — способствовать укреплению здоровья человека, его гармоническому развитию. 1

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

  1. Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех занимающихся физическими упражнениями и спортом.
  2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.
  3. Выполнить план учебно-тренировочных занятий.
  4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.
  5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.
  6. Выявить динамику развития спортивных результатов.
  7. Отбирать талантливых спортсменов.

    2. САМОКОНТРОЛЬ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

     

    2.1 Понятие и сущность самоконтроля: цели, задачи и методы исследования

     

    Самоконтроль регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

    Задачи самоконтроля состоят в следующем:

    – расширить знания о физическом развитии;

    – приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

    – ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

    – определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом. 1

    Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

    Цель самоконтроля — регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

     

    2.2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля

     

    К субъективным показателям самоконтроля относятся: настроение, самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения. Оценивать субъективные показатели рекомендуем по четырехбальной системе, разработанной на кафедре (кроме болевых ощущений), что облегчает и упрощает, а также обеспечивает единый критерий в оценке показателей, краткость их записи в дневнике самоконтроля.1

    К объективным показателям самоконтроля относятся показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и в целом физического состояния, которые можно измерить и выразить количественно.

    Под физическим развитием человека понимается совокупность долговременных изменений морфологических и функциональных свойств (признаков)/определяющих запас его физических сил, выносливости и работоспособности, достигнутых в процессе роста организма и под влиянием факторов, способствующих этому, особенно под воздействием занятий физическими упражнениями. Уровень физического развития определяется методами антропометрических стандартов, корреляции, индексов.

    Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья. 1

    Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), состояние сердечно — сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективные показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

    Показатели, доступные для самоконтроля и которые будут отражать состояние сердечно — сосудистой системы при этих нагрузках следующие. Это, прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) — пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них — пальпаторный — это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии основания большого пальца. После интенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца — в районе пятого межреберья.

    В состоянии покоя пульс можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10, 15, 30-секундным интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой- либо патологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100-130 удар/мин, это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130-150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150-170 удар/мин по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170-100 удар/мин свойственной для предельной нагрузки. Так по некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может быть: в 25 лет — 200, в 30 лет — 194, в 35 -188, в 40 -183, в 45- 176, в 50 — 171, в 55 — 165, в 60 — 159, в 65 153 удар/мин. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле. 1

    <

    Исследования показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систолического выброса крови (т.е. объема крови, изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление ( систолическое ) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм. рт. ст., минимальное ( диастолическое ) — 65-85 мм. рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм. рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм. рт. ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

     

    2.3. Ведение дневника самоконтроля

     

    Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты.

    Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать, правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учено-тренировочных занятий, определенным образом управлять этими процессами.

    В качестве формы ведения дневника предлагается следующая.

    Самочувствие оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.

    Масса тела определяется периодически(1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом в периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

    Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

    Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдения чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно- сосудистой системы, резко увеличивается ЧЧС и приводит к снижению спортивных результатов.

    Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

    Оценка физического развития с помощью антропометрических изменений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявить имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

    Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверяемых инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.

     

    2.4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности

     

    По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.

    Антропометрические стандарты — это система объективных средних данных о физическом развитии человека, полученных при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по полу, возрасту, профессии). К ним относят длину (рост) и массу (вес) тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких и силу мышц кисти.

    При проведении антрометрических измерений необходимо соблюдать методические требования: измерения должны проводиться в одно и то же время (лучше в первой половине суток, так как к концу дня продольные размеры тела могут уменьшаться); тело должно быть полностью в обнаженном виде; постоянство позы; для обеспечения точности измерений необходимо использовать антропометрические точки, имеющие строгую локализацию: костные выступы, отростки, бугры, мыщелки, постоянные складки и др.

    Длина тела (рост) при самоконтроле измеряется с помощью ростомера и имеет значение только в период роста организма

    (воздействия на процесс роста эффективны в основном у женщин до 16—18 лет и у мужчин до 18—20 лет). Для взрослых этот показатель необходим при оценке нормы массы тела.

    Масса тела (вес) является объективным показателем физического развития, состояния здоровья и правильности тренировочного режима и определяется взвешиванием с точностью до 50 г через 2-3 часа после еды. Массу тела желательно определять не реже 1 раза в месяц. 1

    Масса тела, превышающая норму на 20 % и более, сигнализирует о необходимости обращения к врачу.

    Вес тела человека изменяется в течение дня, поэтому рекомендуется взвешиваться в одно и то же время утром, после сна.

    Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — важный показатель резервов легких, отражающий функциональные возможности системы дыхания и характеризующий максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после максимального вдоха. ЖЕЛ измеряется водяным спирометром не реже 2 раз в год. Стоя выполняется максимальный вдох, затем зажимая нос, и, обхватив губами мундштук спирометра, делается максимальный глубокий выдох. При этом рекомендуется держаться прямо, не сутулясь и не сгибаясь. Наибольший результат фиксируется после 2—3 повторений. 1

    Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста, веса, состояния здоровья, направленности занятий физической культурой и спортом и составляет у здоровых нетренированных мужчин 3,0— 4,5 л, у женщин — 2,5—3,5 л и колеблется в пределах ±15 %. При регулярных и методически правильно построенных занятиях ЖЕЛ может увеличиваться на 0,2-0,5 л в год, исключение составляют лица старшего возраста.

    Измерения с помощью спирометра сопоставляются с должными величинами ЖЕЛ, рассчитанными по формуле Людвига:

  • для мужчин: 40 х длина тела (см) + 30 х масса тела (кг) —
    4400;
  • для женщин: 40 х длина тела (см) + 10 х масса тела (кг) — 3800.

    Ростовой индекс Брока — Бругше используется для ориентировочной оценки массы тела. Для определения должной массы тела следует при росте до 165 см вычитать цифру 100; 166— 175 см — цифру 105, при росте 176—185 см и более — 110. Полученный результат — нормальный вес, который следует поддерживать для учебной и повседневной деятельности, а также для занятий физическими упражнениями.

    Весо-ростовой индекс Кетле определяется отношением массы тела (в г) к росту (в см). Средняя величина для мужчин колеблется в пределах 350-400 г/см, для женщин — 340-390 г/см

    Жизненный индекс является показателем резервов легких — отношение ЖЕЛ (в мл) к массе тела (в кг). Норма для мужчин составляет 60-65 мл/кг, для женщин — 50-55 мл/кг, для спортсменов — 68-70 мл/кг, для спортсменок — 57-60 мл/кг. Уменьшение этих средних показателей свидетельствует о недостаточной ЖЕЛ или об избыточном весе. 1

    Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу взрослого человека нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100- при росте 165-175 см и 110 при более высоком росте.

    Весо-ростовый показатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин -360-405г/см, для мужчин-380-415г/см.

    Жизненный индекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах). Показатель ниже 65-7-мл/кг у мужчин и 55-60 у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

    Силовой индекс- это отношение силы кисти более сильной руки (в килограммах) к массе тела. В среднем силовой индекс равен у мужчин-0,70-0,75, а у женщин -0,50- 0,60.

    Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки. Вычисляется так: окружность грудной клетки (в сантиметрах) в паузе умножается на 100 и делится на величину роста в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50-55%.

    Пропорциональность между ростом и шириной плеч определяется отношением ширины плеч к росту( в см) и выражается в процентах для мужчин- 22%, для женщин- 21%.

    Индекс пропорциональности развития грудной клетки и половины длины тела. Если разница равна 5-8см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названы цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки, если она меньше названных чисел или имеет отрицательные значения, то грудная клетка развита слабо.

    Показатель крепости телосложения отражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181см и массе тела 80кг, окружности грудной клетки 90см этот показатель будет: 181-(80+90)=11. У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 как слабое и больше 36 как очень слабое. Однако показатель крепости телосложения, который зависит от окружности грудной клетки и массы тела, отражают не развитие мускулатуры, а являются признаком ожирения.

    Коэффициент пропорциональности (КП) в процентах вычисляется по формуле:

    КП=L1-L2/L2*100,

    где L1- длина тела в положении стоя,

    L2- тела в положении сидя.

    Нормальным считается КП=87-92%.

    Результаты оценок показателя физического развития по стандартам можно изобразить графически — такое изображение называется антропометрическим профилем. Этот метод используется во врачебно физкультурных диспансерах, а так же в работе со сборными командами и спортсменами высокого класса. Средние данные разрабатываются на основе массового репрезентативного обследования. Для получения антропометрического профиля оцениваются отклонения индивидуальных показателей спортсмена от средних данных для группы, возраста, пола.

    Наряду с антропометрическим профилем в практике врачебного контроля применяют номограммы- графики физических величин, используемые в расчетах физического развития и физической работоспособности.

    Здоровье, функциональное состояние и тренированность спортсмена можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений.

    Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Которые проводятся, как правило, в естественных условиях спортивной деятельности с нагрузками различной интенсивности.

    Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧЧС) и упоминавшаяся ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно- сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

    Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав глубокий вдох (80-90% максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Средним показателем считается время задержки дыхания на 60с. У тренированного человека время задержки дыхания более продолжительное. При заболевании или переутомлении это время может снизиться до 30-35с.

    Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем считается время задержки дыхания на выдохе до 30с. При заболеваниях органов дыхания, кровообращения, после инфекционных и других заболеваний, а также в результате перенапряжения и переутомления, когда ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе уменьшается.

    Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающихся отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4 минуте подсчитывается ЧЧС за 15 секунд с пересчетом на 1 минуту (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседания вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 секунд с пересчетом на минуту. Увеличение ЧЧС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично-20 и менее, хорошо 21-40, удовлетвоительно-41-65. плохо-66-75, очень плохо- 76 и более.

    В практике врачебного контроля применяется, как правильно, комбинированная проба:20 приседаний в течение 30 секунд, 15-секундтный бег на месте в быстром темпе(180 шагов в минуту). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

    Еще один способ оценки физического состояния — тестирование как применение контрольных нормативов. Так, в практике физического воспитания в учебных заведениях используются обязательные тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты), подтягивание для студентов, поднимание и опускание туловища из положения, лежа для студенток (показатель силовой подготовленности) и бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель выносливости). В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце — как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ САМОКОНТРОЛЯ

     

    Для поддержания хорошего физического состояния достаточны двукратные занятия в неделю, а для совершенствования физического состояния целесообразны 3, 5-кратные занятия в неделю. При этом предпочтительнее 3-кратные, поскольку при 5-кратных занятиях в неделю каждая последующая тренировка совпадает с известным недовосстановлением метаболических процессов в мышце сердца.1

    Молодым лицам с высоким уровнем физического состояния, лицам среднего и выше среднего уровня физического состояния целесообразно заниматься три раза в неделю. В среднем и пожилом возрасте при достижении высокого уровня физического состояния для его поддержания рекомендуются двукратные занятия в неделю.

    Для того, чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени. Приведем пример контроля за развитием силы мышц сгибательной кисти. Исследования проводились в 1996г по группам юношей и девушек. Сила кисти определялась на занятиях по атлетической гимнастике с октября по апрель месяц. У студентов с октября по декабрь сила кисти увеличилась на 1,6кг, а у студенток за то же время уменьшилась на 2,6кг. После экзаменов и каникул результаты у юношей ниже на 4,3кг, а у девушек на 3,7кг. У студентов с февраля по апрель результат продолжает снижаться и в апреле составляет 52,0кг, у девушек увеличивается к апрелю до 37,5кг. 2

    Следовательно, нагрузка была недостаточной и стала причиной того, что сила кисти у занимающихся после занятий изменилась незначительно, это требует пересмотреть и увеличить нагрузку на занятиях атлетической гимнастикой.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Авербух М. Двигайся больше, живи дольше: Уникальная фитнес-программа продления молодости / Пер. с анг. Т. Новиковой. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 272 с.
  2. Бег для всех: Сборник / Сост. А.К. Шедченко. –М.: Физкультура и спорт, 1984. – 112 с.
  3. Буц Л.М. Для вас, девочки. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 176 с.ё
  4. Гимнастика: Сб. статей. Вып. 1-й / Сост. В.М. Смолевский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 64 с.
  5. Грачев О.К. Физическая культура / Под ред. Е.В. Харламова. – М,: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 464 с.
  6. Миненков Б.В., Соболь Е.М. Лыжи и здоровье. – М.: Физкультара и спорт, 1981. – 80 с.
  7. Петров В.К. Ваш помощник тренажер. – М.: Советский спорт, 1991. – 45 с.
  8. Синяков А.Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника). – М.: Советский спорт, 1990. – 40 с.
  9. Физическая культура студента / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2000.
  10. Физкультура для всей семьи / Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 463 с.
  11. Физическая культура в семье / Сост. А.А. Светов, Н.В. Школьниова. – М,: Физкультура и спорт, 1981. – 398 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00375 sec

WordPress: 22.37MB | MySQL:116 | 2,188sec