ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПРИ СКОЛИОЗАХ В ПЕРИОД ОКОНЧАНИЯ УСИЛЕННОГО РОСТА СКЕЛЕТА У ПОДРОСТКОВ

<

080314 1514 1 ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ  ПРИ СКОЛИОЗАХ В   ПЕРИОД  ОКОНЧАНИЯ  УСИЛЕННОГО РОСТА  СКЕЛЕТА  У   ПОДРОСТКОВПредварительный клинический исход сколиотической болезни в период окончания усиленного роста скелета в 14—16 лет определяется по состоянию мышечного корсета, общей координированности движений и наличию порочных поз в осанке.

Сформировавшаяся в процессе прогрессирования болезни анатомическая патология позвоночника делает личность ущербной. С возрастом углубляется анализ косметической стороны своего заболевания. При выраженной деформации туловища, особенно у девочек, развивается комплекс неполноценности; замкнутость, пассивность, стойкое упрямство, повышенная раздражительность.

При сколиотической болезни диапазон компенсаторно-приспособительных реакций организма к физическим нагрузкам значительно снижается. Для его расширения необходимо широко использовать занятия физическими упражнениями.

Оптимальная физическая нагрузка улучшает регуляцию кардиореспираторной системы, увеличивает силовые характеристики скелетной мускулатуры, повышает координацию движений. В них появляются элементы быстроты, экономичность, спадает напряженность. Это обуславливает повышение физической работоспособности организма.

Сложившийся в связи со сколиозом неблагоприятный двигательный стереотип фиксируется на уровне корковых моторных центров. Асимметричность, некоординированность в движениях становятся привычным. Попытка устранить дефекты через одномоментные мышечные усилия вызывает у подростков неудобства. Для разрушения порочного стереотипа необходимо использовать силу самого движения как индифферентного раздражителя. Оно должно иметь оптимальную величину и направленность, обеспечивающую функциональную, косметическую и Психологическую реабилитацию подростков, страдающих последствиями сколиотической болезни.

Восстановительное лечение методами физической культуры показано подросткам без признаков прогрессирования в течение последнего года (угол искривления основной дуги без изменений или ±5°), имеющим к периоду окончания усиленного роста скелета деформацию туловища средней тяжести (угоЛ искривления позвоночника 15—25°).

Одной из эффективных форм восстановительного лечения является механотерапия, представляющая систему функционального лечения с помощью различных тренажеров, направленную на силовую тренировку мышц.

Восстановление работоспособности двигательного аппарата связано с увеличением возможности развития мышцами длительного статического усилия, чередуемого с расслаблением. Физические упражнения в целом и механотерапия в частности, одновременно тренируют скелетную мускулатуру и вегетативные функции организма по механизму моторно-висцеральных рефлексов.

Механотерапия при сколиозах в период окончания усиленного роста скелета рассматривается как частный случай тренировки, направленной на совершенствование способности организма выполнять мышечную работу циклического характера. Использование силовых тренажеров позволяет моделировать механическую нагрузку для дифференцированного (локального) воздействия на заданную группу мышц. Одни и те же тренажеры за счет изменения нагрузки, амплитуды, темпа движений и положения занимающегося могут успешно применяться при различной тяжести сколиотической болезни (исключая прогрессирующие формы). Важно четко определить цели занятий механотерапией и использовать нагрузки и упражнения, адекватные физической подготовленности каждого занимающегося.

В последние годы при оздоровительных и спортивных учреждениях по месту жительства создаются тренировочные центры, оснащенные различными тренажерами для тренировки основных мышечных групп.

Занятия начинаются с разминки, включающей общеразвивающие упражнения и легкую пробежку. Основная часть занятий начинается с энергоемких и эффективных упражнений, воздействующих на крупные мышечные группы туловища. Затем последовательно выполняются упражнения, укрепляющие
мышцы плечевого пояса, живота и нижних конечностей. В конце занятий включаются упражнения подтягивания, полувисы и развивающие подвижность опорно-двигательного аппарата.    

<

В комплекс рекомендуется включать до 15 упражнений: 2 для мышц плечевого пояса, 2— груди, 5 — спины, 3 — живота и 3 для мышц нижних конечностей. Упражнение выполняется 10—25 раз в зависимости от сложности и индивидуальной подготовленности занимающегося с интервалом отдыха 1 — 1,5 мин. В процессе отдыха больные делают спокойные упражнения в движении — на дыхание, ходьбу с потряхиванием конечностей, легким растиранием мышц и коррекцию осанки. Занятия общей продолжительностью 30—40 мин. проводятся не более 2 раз в неделю.

В силовых упражнениях строго учитывается принцип постепенного –увеличения нагрузок. Для подростков, имеющих сколиотическую деформацию, применяются отягощения, не превышающие 50—60 проц. максимальных норм рекомендованных для практически здоровых сверстников. Исключаются асимметричные упражнения, а также оказывающие прямое воздействие на деформированный позвоночник. Осуществляется постоянный контроль специалистов.

Соблюдение всех ограничений в силовых упражнениях с отягощениями способствует положительным морфофункцио-нальным изменениям в плане укрепления мускулатуры, повышения работоспособности и оптимизации адаптационных реакций к средовым факторам. Улучшение внешнего (косметического) вида нормализует психологию подростка и аспекты поведения подростка в обществе.

Занятия плаванием при заболеваниях опорно-двигательного аппарата является эффективным средством реабилитации. Плавание способствует самокоррекции искривления позвоночника, укреплению мышц туловища, увеличению дыхательной емкости легких.

При сколиозах занятия в воде включают упражнения у бортика бассейна, плавание с спецплотиком из пенопласта, силовую подготовку на плавательном тренажере и свободное плавание.

У бортика, в положении лежа на груди, занимающиеся выполняют движения ногами стилями «кроль» и «брасс», сведение и разведение прямых ног, лежа на спине — движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. Закрепив ноги за поручень, выполняются симметричные движения руками стилем «брасс».

Важным элементом тренировки в воде является выдох в воду, в положении стоя по грудь в воде. При выдохе погружают лицевую часть головы в воду, для вдоха голову поднимают или поворачивают так, чтобы лицевая часть выступала над водой. Затем сочетают гребки руками стилем «брасс» с фазами вдоха и выдоха.

Для свободного скольжения в воде отталкиваются от бортика бассейна в положении на спине или на груди с вытянутыми вперед руками. В конце скольжения выполняются комбинированные плавательные движения руками и ногами. При выполнении этого упражнения следует обращать внимание на координированность движений. Далее, удерживая руками спецплотик из пенопласта, выполняются упражнения, связанные с работой ног стилем «брасс» и «кроль» без вращения таза. За этим упражнением следует свободное плавание стилем «брасс» или «кроль». При отсутствии признаков прогрессирования сколиоза увеличить нагрузку за счет стиля «баттерфляй» с симметричными движениями рук и ног.

С целью укрепления работающих мышц конечностей и туловища дается дополнительная нагрузка на специальном плавательном тренажере, представляющем систему резиновых амортизаторов. Занимающийся с закрепленными на уровне таза мягкими лямками совершает плавательные движения руками и ногами (плавает на месте). Амортизаторы при продвижении вперед растягиваются и оказывают противодействие движению. Нагрузка регулируется силой напряжения амортизаторов и временем выполнения упражнений. Индивидуальный контроль за адаптацией организма к данной работе проводится по ЧСС. Последняя не должна превышать 160 в мин.

При плавании необходимо следить за устранением вредных дополнительных движений — вращение таза, пояса верхних конечностей, боковое движение туловища (как правило в сторону вогнутости искривления. Это будет способствовать выработке у больных моторной координации.

Плавать в бассейне по 35—45 мин под руководством инструктора целесообразно не реже 2 раз в неделю. В летний период эффективны морские купанья и закаливающие водные процедуры.

В период окончания усиленного роста скелета обязательной частью восстановительного лечения является массаж. Применяется общий массаж мышц спины и живота, а также специальный массаж определенных мышечных групп с учетом формы деформации позвоночника и грудной клетки. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, повышает тонус и эластичность, сократительную функцию мышц. При этом возрастает мышечная работоспособность и сила мышц. Улучшение кровоснабжения в суставах деформированного позвоночника при массаже способствует укреплению их связочного аппарата.

Специальный массаж, направленный на коррекцию деформации, должен проводиться высококвалифицированным специалистом с ортопедической подготовкой. Во избежание негативных последствий запрещается использовать жесткие надавливания (манипуляции) на позвонки в области искривления.

Подросткам со сколиозом ежедневно показан массаж или самомассаж с использованием общепринятых приемов, снимающих дневную усталость в спине. Полный курс лечебного массажа (15—25 процедур) целесообразно проходить не менее одного раза в полгода.

Эффективность восстановительного лечения (реабилитации) подростков, имеющих отклонения в развитии позвоночника, во многом определяется соответствием уровня их двигательной активности биологической потребности человека в моторных отправлениях.

Низкий уровень двигательной активности подростков (менее 10 тыс. локомоций за сутки) способствует дезорганизации функций организма в целом и на всех уровнях иерархии от клеточных до органных и системных структур. Установлено, что через 7—8 суток неподвижного лежания у нетренированных людей наблюдаются функциональные расстройства. Появляются апатия,, тревожность, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон. Падает мышечная сила, нарушается координация простых и сложных движений. Ослабляется устойчивость к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяется физико-химические свойства мышечных белков. В костной ткани снижается содержание кальция.

Высокая двигательная активность, соответствующая рекомендациям Всемирной организации здравоохранения для подростков, равна 20 тыс. и более локомоциям в сутки. Подобный объем двигательной активности возможно достичь при образе жизни, в котором ведущее место занимают общие (утренняя зарядка, школьная физкультура, элементы спорта/занятия в танцевальных и хореографических кружках и т. д.) и специальные (лечебная гимнастика, силовая и беговая тренировка, плавание, физкультурные паузы при выполнении уроков) занятия физическими упражнениями, оказывающими всестороннее воздействие на организм подростка, имеющего отклонения в развитии позвоночника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андрианов В. Л., Баиров Г. А., Садофьева В. И., Райе Р. Э. Заболевания и повреждения -позвоночника у детей и подростков. —Л,: Медицина, 1985. — 256 с., ил.
  2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.; Медицина, 1979, 296 с.
  3. Балаба Т. Я, Об этиологии сколиоза. — (Ортопедия и травма
    тология), 1972, № 12, с. 68.

  4. Барков В. А., Старченко В. Н. Атлетизм для всех. — Мн. Полымя, 1993, — 151 с., ил.
  5. Бахтина Е. Н. Особенности пубертатного периода у больных диспластическим сколиозом. (Автореф. дисс. канд. мед. наук.) — М, 1990. — 19 с.
  6. Беленький В. Е. Механизм образования деформации позвоноч
    ника при сколиозах. {Ортопед, травматол.). 1977, № 3, с. 20.
  7. Гандельсман А. Б. Лечебная физкультура в детской ортопедической клинике. Л,: Медицина, 1962.
  8. Гурфинкель В. С., Код Я. М., Шик М, Л. Регуляция позы человека. — М.: Медицина, 1965.
  9. Герцен Г. И;, Лобенко А. А. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях.
    — М.: Медицина, 1989. — с. 175—188.

  10. Ермолаева Ю. П., Ефимова Л. М., Пашкина Л. Ф. Наш опыт
    организации лечебного плавания в системе реабилитации детей со сколиозом 1 — II степени. (В кн.: Актуальные вопросы реабилитации больных с последствиями травм и ортопедическими заболеваниями.) — Саратов, 1975. — с. 97—99.
  11. Зоря В. И. Рентгенофункциональная диагностика сколиотичеокой болезни у детей, (Ортопед., травматол.). 1983, № 5, с. 13—15.
  12. Иваницкая И. Н. К исследованию физической работоспособности у детей и подростков. (Теор. и практ. физ, культуры), — 1973, № 4, с. 38—40.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.01MB | MySQL:120 | 1,269sec