ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

<

120214 2022 1 ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯФеодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как например, у германских и славянских племен).

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1 ) ее иерархический характер; 2) сословный характер; 3) ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например церковные земли, вообще были изъяты из гражданского оборота.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Сословное деление феодального общества будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.
Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей,
наделенные закрепленными законом привилегиями — правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие — в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

1. Раннефеодальная монархия (V – IX вв.) — характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (Х – Х111 вв.) — в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) — для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.

4. Абсолютная монархия (XVI – XVII вв.) — характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ: «КАРОЛИНА», «САКСОНСКАЯ ЗЕРЦАЛО». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья является обще германское уголовное уложение 1532г., так называемая «Каролина». Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в правление германского императора Карла V.

Саксонское зерцало. В стихотворном предисловии к сборнику (ок.. 1230 г.) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности: «Названье примет пусть оно // «Зерцало саксов» от того, // Что право в нем дано, // И чтоб его правдиво отражало, // Как образ женщины зерцало» (пер. Дембо). Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репкова. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем. Репков с определенных политических позиций высказывает возражения против человеческой несвободы, в частности рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской власти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только «равных» по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отношениях между монархом и подданными, между господином и вассалами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных повинностей. Довольно необычным вариантом защиты справедливости в подобных взаимоотношениях стало признание права на сопротивление несправедливости и правонарушениям вплоть до вооруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, должностного лица, господина и т.д.

Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время и поддержку, и прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил — у борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов. В таких конфронтациях на первый план выдвигались самые важные и самые адекватные политическим установкам положения «Саксонского зерцала» относительно регулирования имущественных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др. Например, предусматривались ограничения в применении пыток, испытаний огнем и др.; судебная защита достоинства женщины, в особенности прав вдовы и детей; провозглашалось равноправие славян и немцев (крестьян); право подсудимого, не говорящего по-немецки, на помощь переводчика.

Своеобразный раздел сборника составили правила и требования к рациональному ведению хозяйства: культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользования и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.

Структура сборника. Сборник состоит из двух крупных разделов — Земского права (Ландрехта, 3 книги) и Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене). Ландрехт содержит положение о сословном делении. Свободные делились на благородных и неблагородных, именуемых шеффенским сословием. Несвободные люди делились на крепостных и зависимых людей, которые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, или батрака, или лита. Самый желаемый статус — статус свободы. «По правде говоря, — пишет составитель, — мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности у другого» …И далее: «Воистину крепостная зависимость имеет своим источником принуждение и плен и несправедливое насилие, что с давних времен выводится из неправедного обычая, и теперь хотят возвести его в право» (Ландрехт III, ст. 42, § 6). Как и Бомануар, фон Репков полагал, что человек-христианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.

<

Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утраты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.

Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шеффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбирательстве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе со «злодеяниями против собственности». Наказания в этих случаях отличались особенной жестокостью. Помимо традиционных штрафа и вергельда практиковалось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, закапывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни применялись колесование, сожжение на костре, повешение, отсечение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Церковь и империя. Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный <меч>, императору — светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается» (1.1).

Повинности. Наиболее обстоятельно расписаны годичные циклы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории — гиеффенские люди (участвовали в суде епископа), чиншевики (заседали в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства) и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

Особенно выразительна ст. 58 § 2 кн. 2, где говорится о том, что причитается поставлять господину в течение всего сельскохозяйственного года. «Теперь внимайте, когда что причитается. В день св. Варфоломея (24 августа) причитаются всякого рода чин-шы и повинности. В день св. Вальбурга (1 мая) причитается десятина с ягнят. В праздник Успения Богородицы (15 августа) — десятина с гусей. В день св. Иоанна Крестителя (24 июня) всякого рода десятина с мяса, где ежегодно десятина выкупается деньгами. Там, где десятина не выкупается деньгами, там срок взноса наступает тогда, когда животное получает потомство. В день св. Маргариты (13 июля) — все десятины с хлебов, со всего, что раньше заскирдовано, десятина причитается уже тогда. В день св. Урбана (25 мая) причитается десятина с виноградников и садов. Чей-либо посев, который он произведет своим плугом, принадлежит ему с того момента, как прошла борона, сад — с того момента, когда он засажен и расчищен. Чинш с мельницы и с пошлины, и с монет, и с виноградников причитается тогда, когда наступает день, назначенный для его уплаты» (2.58).

В области семейно-наследственных отношений самым характерным было положение о том, что при сословно-неравном браке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.

На время брака все имущество пребывало в режиме общности, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась такой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей (Gerade) хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться».

В особом режиме пользования пребывали вещи с целевым назначением, например «утренний дар» (Morgengabe) — свадебный дар в первый день брачной жизни. Для него существовал особый порядок использования в случае развода. Другой вид — имущество мужа из разряда недвижимости, выделяемое для пожизненного содержания жены в случае смерти мужа. Предусматривалась так же «продуктовая доля», устанавливаемая только после прекращения брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.

Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74).

Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.

Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц: клирики, женщины, крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки), купцы, а также «лишенные прав», «незаконнорожденные», «все нерыцарского звания» со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).

В области обязательственных отношений самое большое внимание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отношений. Основа ленной системы — договор о верности между господином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен (1.8).

У ленника было три обязанности — верность, служба и участие в феодальной курии сеньора. У господина перед ленником также были определенные обязанности: не обременять чрезмерной службой, не отказывать ему в правосудии, не переводить в более низкий ранг, не лишать лена бесправным способом и др. В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).

Судебная защита прав. В сборнике даны ответы и содержатся рекомендации по следующим вопросам: как защитить свои права? какие необходимы доказательства для охраны своих прав? в какой суд нужно обратиться? как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?

Власть судейских чиновников была подкреплена собственностью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо (Gerichtsherr) являлось одновременно крупным земельным собственником (Grundherr). Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шеффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерархии в полном соответствии с их земельной собственностью, их земельными правами. Так, например, шеффен вместе с земельной собственностью наследовал и шеффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным участком.

Король был в равной мере источником ленного владения и всякой судебной власти (таково характерное для феодального строя сочетание землевладения с политической властью). В то же время единая судебная система отсутствовала — не было суда, равного для всех. Суды подразделялись на церковные, ленные, земские, городские и королевский. Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды — под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свободных сословий), суда сельского старосты. Последний ведал только мелкими делами, по которым предусматривались штраф и телесные наказания.

«Саксонское зерцало» — один из хорошо известных сборников на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других землях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возможными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воплотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на протяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Германское гражданское уложение. На современный немецкий язык «Зерцало» переведено в 1976 г. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341. Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений — от 1221 до 1235 г.

.Таким образом, из всей многочисленной плеяды старинных «зерцал» — жанра поучительного содержания, особенно процветавшего в XIV—XVI вв., самыми древними оказались труды о праве: сначала «Саксонское зерцало», затем «Немецкое зерцало». Во Франции большую известность получило «Тройное (или Большое) зерцало» Венсана де Бове (1190—1264 гг.), вобравшее доктрины теологии, природы и истории. «Образцовое зерцало» Эги-дия Колонны (XIII в.) поучало тому, как надо править в мирное время и во время войны и одновременно обсуждало общие вопросы политики и морали. Правовым отношениям посвящено испанское «Зерцало всех прав», которое известно также под более адекватным его содержанию названием «Семь партид (Семь частей)». Оно составлено около 1255 г., в период правления Альфонса X Мудрого.

«Каролина» представляет собой судебно-наказательное уложение законов империи (Peinnlich Gerichts Ordnung unsere Keiserliches), предназначенное для руководства в судах империи, в частности для судей и шеффенов. Оно было создано в правление Карла V (1500—1558 гг.), обсуждено в рейхстаге и принято последним в 1532 г. Название «Каролина» происходит от латинского перевода Уложения, названного Constitutio Criminalis Carolina.

Уложение состоит из 219 статей, примерно треть из них (ст. 104—180) посвящены карательному (уголовно-наказательному) праву, остальные — судебно-процессуальному регулированию. В Уложении имеются заимствования из итальянской юриспруденции, а также из сходных по назначению судебников, в частности Бамбергского (1507 г.) и Бранденбургского (1516 г.) уложений, именуемых в этой связи соответственно «матерью Каролины» и «сестрой Каролины». Все они представляли собой разновидности реципированного римского права, но только уже не сами «устрашающие книги» из Дигест, а их переработанные версии в изложении итальянских ученых-юристов и их немецких популяризаторов. Это был своеобразный итог работ глоссаторов и постглоссаторов над’ всеобщими судебными обычаями (consuetude generalis).

Уложение составлено в жанре наставления императора, написанного по его же просьбе учёными-юристами и предназначенного для использования на всем обширном пространстве империи. В случае возникновения сомнений у судей им рекомендовалось «просить и искать указаний у своих высших судов, сведущих в древних сложных обычаях». В ст. 119 специально разъяснялось, у кого и в каких местах должно искать необходимых указаний.

Структура «Каролины» Уложение — «Реестр» состоит из подразделов, которые изложены в следующем порядке:

  • Состав суда, присяга судей, шеффенов и писца («присяга
    судить о крови»), понятые, основания для ареста (ст. 1—32),
  • Доказательства и улики (33—47),
  • Судебное заседание (48—103),
  • Наказание (104 —129),
  • О наказании совершителей злостных убийств (130 —156),
  • Статьи о краже (157 – 192),
  • Вынесение приговора (193 —219).

    Уложение Карла V действовало в течение 300 с лишним лет. Его долговечности во многом способствовали следующие особенности его содержания и практического назначения.

  1. Это было практическое руководство для судей и шеффе-
    нов (последние выбирались для участия в суде в количестве от 4 до 25 человек). Оно имело целью установить единообразие судопроизводства и одновременно отменить «неразумные обычаи» в княжествах и землях. Вместе с тем за курфюрстами и князьями признавались «исконные унаследованные и справедливые обычаи». До этого момента составы преступлений фиксировались в записях обычного права либо в княжеских постановлениях, например в по становлениях о «земском мире». Уложение Карла V стало одним
    из источников «общего немецкого карательного права».
  2. В Уложении закреплены некоторые новые моменты в организации правосудия и в толкованиях составов преступлений. Оно зафиксировало переход от частного (обвинительно-состязательного) процесса к розыскному (обвинительно-следственному) процессу. Далее, в него включены общие принципы законодательства о преступном и наказуемом: признание ответственности только при наличии вины (ввиду умысла или неосторожности), при, этом дела
    лось исключение для некоторых составов с признанием ответственности без вины по принципу «объективного вменения» (плохая репутация и др.); признание своей виновности во время пытки (это также считалось достаточным доказательством виновности). Кроме того, имелся перечень отягчающих или смягчающих вину обстоятельств либо обстоятельств, исключающих наказание (правомерная оборона).
  3. Обращает на себя внимание широта судейского усмотрения; право судьи назначить одно или сразу несколько наказаний, принимать во внимание местные обычаи, обращаться за разъяснениями к законоведам. Широкое применение наказаний устрашающего характера (смертная казнь: колесованием — с привязыванием к колесу человека с предварительно раздробленными костями, сожжением, четвертованием; членовредителъные наказания).
  4. Сборник законов выделяется особым вниманием к преступлениям против религии и порядка управления (подделка монет, нарушение «земского мира», измена и бунт, вражда с местью, разбой).
  5. Уложение включает ряд новшеств, касающихся использования пытки для получения свидетельств виновности. Признание вины «королева доказательств» должно быть высказано в момент приостановления пытки. Сведения, предоставляемые суду, должны быть такими, чтобы их можно было проверить. Показания, данные во время пыток, подлежат повторению вне камеры для пыток. Освобождение от пыток получали больные люди, инвалиды, старики, малолетние, а, также лица из высших сословий, если их правонарушения были из разряда легких.

    Судебный процесс. Общая формула криминального судопроизводства сводилась к следующему: правосудие необходимо осуществлять «в наибольшем соответствии с правом и справедливостью», чтобы все и каждый подданный («из наших и империи») могли действовать, «принимая во внимание важность и опасность уголовных дел, согласно сему наставлению в соответствии с общим (общегерманским) правом, справедливостью и достохвальными исконными обычаями…».

    В разделе о судьях, заседателях и судебных чиновниках говорилось: «Итак, прежде всего мы постановляем, повелеваем и желаем, чтобы все уголовные суды были снабжены и пополнены судьями, судебными заседателями и судебными писцами из мужей набожных, достойных, благоразумных и опытных, наиболее добродетельных и лучших из тех, что имеются и могут быть получены по возможностям каждого места… Для сего следует привлечь дворян и ученых… дабы уголовные суды никому не причиняли неправды, ибо сим важным делам, касающимся чести, тела, жизни и имущества человека, подобает ревностное и предусмотрительное усердие».

    В присяге судьи («присяге судить о крови») говорилось следующее: «Я, такой-то, клянусь, что я должен и желаю осуществить правосудие судить и выносить приговор в уголовных делах равно для бедного и для богатого и не отступать от сего ни из любви, ни из ненависти, щи из-за платы, ни из-за даров, ни по какой другой причине…».

    Особенности процесса, черты обвинительного процесса сочетались в «Каролине»; с инквизиционными (следственно-розыскными). Судопроизводство было тайным и письменным и включало три последовательные стадии — дознание, общее расследование и специальное рассмотрение. Дознание состояло в сборе тайной информации о преступлении и преступнике. Общее расследование представляло собой краткий допрос арестованного об обстоятельствах дела. На этой стадии действовал принцип «презумпции невиновности» (предположительной невиновности) допрашиваемого.

    Специальное рассмотрение включало подробный допрос обвиняемого и свидетелей и общий сбор доказательств для окончательного изобличения преступника, его сообщников. Это была определяющая стадия процесса. Окончательное осуждение производилось только на основании собственного признания или свидетельства обвиняемого (ст. 22). В получении такого признания необходимо было соблюдение ряда условий. Ограничения на проведения пытки были малосущественными, поскольку достаточно было малейшего подозрения в неискренности обвиняемого (ст. 42, 61). Пытка проводилась в присутствии судьи, двух заседателей и писца. Завершалось судебное заседание (судный день) оглашением приговора и приведением его в исполнение.

    Преступления и наказания. Уложение предусматривало несколько видов преступных деяний, которые можно сгруппировать следующим образом: против религии (богохульство, колдовство, клятвопреступление); против собственности (кража, грабеж, поджог и др.); против личности (убийство, членовредительство, изнасилование, клевета, оскорбление); против нравственности (двоеженство, нарушение супружеской верности,; разврат, кровосмешение, сводничество, совращение малолетнике); против порядка отправления правосудия (лжеприсяга, лжесвидетельства перед судом); государственные преступления (измена, «бунт» против власти, «нарушения земского мира», фальшивомонетничество, разбой и др.); против порядка торговли (обмер и обвес).

    Ряд обстоятельств считался достаточным для смягчения вины и соответствующего смягчения наказания, например отсутствие злого умысла (неловкость, легкомыслие, непредусмотрительность). Более многочисленны отягчающие вин; обстоятельства: публичный и кощунственный характер преступления, повторность, высокая степень причиненного ущерба, «дурная слава» преступника, совершение преступления группой лиц, преступления против собственности своего господина и др.    

    При квалификации преступлений уже различались его отдельные стадии, или степень приобщенности (вовлеченности преступника в преступные действия). Покушение каралось как оконченное преступление. Под ним понималось умышленное преступное деяние, неудавшееся вопреки воле преступника. В пособничестве принималось в расчет, когда это пособничество имело место — до преступления, после его совершения, на месте преступления и др. При осуществлении необходимой обороны бремя доказывания правомерности необходимой обороны возлагалось на убийцу.

    Ряд обстоятельств, смягчающих вину кили, наоборот, отягчающих ее, впервые изложенных в «Каролине», вошел затем и в современное карательное законодательство германских и других государств.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  6. Батыр К.И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. 2002.
  7. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. -М.: НОРМА, 2002.
  8. История государства и права зарубежных стран / Под общ. ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинникова.–М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.
  9. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. –М.: НОРМА, 2002.
  10. Корнев С.А.История государства и права зарубежных стран в 2-х частях. Конспект лекций.–М.: Издательство Михайлова В.А., 2003.
  11. Крашенникова Н.А., Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. –М.: НОРМА, 2002.
  12. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00043 sec

WordPress: 22.08MB | MySQL:119 | 1,787sec