Огюст Конт

<

112814 2014 1 Огюст Конт Актуальность темы исследования определяется тем значением личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал модель новой науки. Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность — часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности. Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцев и последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии утвердилась, как социология.

 

 

1. О. Конт как основоположник социологии

 

 

Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798—1857) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице А. Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Н. Кондорсе и А. Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии А. Сен-Симона.

Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) в своих «Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого духа» (1750) и затем в «Истории прогресса человеческого духа» утверждал, что все века связаны цепью причин и следствий между собой, что таким образом современное состояние общества соединяется с предшествующими [2]. Особенно это заметно на примере языка и письма, которые дают возможность передавать идеи последующим поколениям и превращать знания отдельных людей в общее наследуемое достояние, которое может обогащаться с каждым веком благодаря новым открытиям.

Сам род человеческий представлялся Тюрго [2] развивающимся (подобно индивидам — от детства к зрелости) и во многом зависящим от изменений в мире физических явлений. Все физические явления воспринимались людьми вначале как действия божественных сил, затем как действия неких сущностных сил и лишь на последнем, третьем этапе или стадии развития человеческого познания было подмечено механическое воздействие вещей друг на друга, поддающееся механическому выражению, эмпирическим обоснованиям или гипотетическим объяснениям. В этих трех состояниях человеческого понимания явлений внешнего мира уже намечены контуры предложенного Контом закона трех состояний, которые претерпевает человеческое познание и мышление (героическая, метафизическая и позитивная стадии прогресса человеческого познания мира). Другая область размышлений Тюрго [2] была связана с обоснованием необходимости исследовать общие и частные причины общественных перемен, а также свободных действий великих людей в их отношении к природе самого человека и в их соотношении с механикой моральных сил.

Еще ближе для Конта был Жан Антуан Никола де Кондорсе (1743—1794) [4], которого можно считать основоположником взгляда на политику как на эмпирическую науку и как на область применения счетно-решающих приемов анализа и обобщений. Всю историю человечества Кондорсе воспринимал как такое поступательное движение, все ступени которого строго связаны естественными законами, поддающимися философскому выяснению и наблюдению. Причем в каждой эпохе прошлого философия способна обнаружить некую совокупность усовершенствований и перемен, оказывающих свое влияние на общество в целом либо на его части.

Историческое движение предстает у Кондорсе закономерным развитием человеческого духа в целом и научного знания в особенности.

К числу бесспорных завоеваний человеческого разума Кондорсе относил идею природного равенства людей в познании всех истин (такова была одна из идей Декарта), а также в стремлении людей к защите личных интересов, прав и свобод. В результате этого, отмечал Кондорсе, «никто уже не осмеливался разделять людей на две различные расы, у которых одна предназначена управлять, другая — подчиняться, одна призвана лгать, другая — быть обманутой…» [4, c. 147]. Поскольку в обществе все еще существует фактическое неравенство (неравенство богатства, социального положения и образования), главным приемом ослабления всех видов неравенства должно стать «искусство социального строительства», которое Кондорсе именовал также социальным искусством. Его задача — «обеспечивать всем пользование общими правами, к осуществлению которых люди призваны природой…» [4, c. 147].

Рост и дифференциация знания об обществе, человеке, политике и политических переменах (особенно после первых европейских революционных потрясений конца XVII—XVIII в.), а также давняя конфронтация умозрительных и эмпирических приемов познания привели к началу XIX в. к упадку общественного престижа философии. Эта новая ситуация вызвала к жизни многочисленные попытки создать новую науку об обществе.

Бесспорные заслуги в разработке исходных положений такой науки принадлежат А. Сен-Симону [16]. В 1813 г. в «Очерке науки о человеке» он определил задачу возведения науки о человеке из разряда «гадательной науки» в степень наук, основанных на наблюдении [16, c. 54]. Наука эта должна разрабатываться методом, употребляемым в так называемой социальной физике (первое название для социологии), берущей истоки и образцы в теории Ньютона, школе физиократов (Тюрго и др.) и отчасти просветителей. Такой метод придает науке о человеке все объясняющий «позитивный» характер и конструктивную практическую направленность ее выводам и рекомендациям. В 1822 г. А. Сен-Симон и О. Конт совместно разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.

Основной труд Конта — шеститомный «Курс положительной философии» [12] был опубликован между 1830 и 1842 г. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. «Основной характер позитивной философии, — подчеркивал он, — выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных» [12, c. 36]. Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях — теологической, метафизической и позитивной.

В своих политических ориентациях Конт — в отличие от А. Сен-Симона — придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей» [12, c. 34]. Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. «Если единение умов на почве общности принципов состоится, то соответствующие учреждения создадутся сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения» [14, c. 214].

Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания, зачатки которой прослеживаются в построениях Ф. Бэкона, просветителей и А. Сен-Симона, получает у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне уместной оказалась и характерная для позитивистского умонастроения совокупность методологических формул и социальных ориентиров: научное изучение социальной статики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; «порядок и прогресс» как главная формула умеренного реформаторства на все времена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми — банкирами, промышленниками и священниками позитивистской церкви.

В «Системе позитивной политики» (1851 — 1854) Конт высказывает предположение о возможности примирить легитимный порядок с прогрессом и сделать это на научной основе. В нормальном обществе главными интеграторами являются семья и отечество, а также философия человечества. Огромную роль в деле социализации индивида выполняет позитивная мораль, которая по своим функциям важнее, чем право. В отличие от Сен-Симона политико-организационные замыслы Конта были в меньшей степени эгалитарными. Он проводил четкое различение между массой, специалистами в области осуществления власти и правителями. Сосуществование порядка и прогресса должно, по его замыслам, обеспечиваться так. Представители политической науки формулируют цели и задачи и придают им привлекательный для общественного мнения вид. Общественное мнение должно затем высказать соответствующее пожелание, публицисты — средства для их выполнения, а правители — их исполнить. Гражданину при этом остается роль социального функционера, всецело подчиненного власти. Таким образом, «позитивная политика» предполагает самое полное повиновение граждан. На этом основании можно сделать вывод, что порядок важнее, чем прогресс, а сама позитивная политическая философия, при всех своих притязаниях на вечность и соперничество в этой роли с католическим христианством, играет роль господствующей светской идеологии.

<

Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению, — когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и есть его свобода. Так и в жизни человека или растений. Каждая их функция жизнедеятельности свободна лишь в том случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внешних и внутренних препятствий [14, c. 214].

Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону; в этом случае они не способствуют никакому порядку — ни индивидуальному, ни коллективному. Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг [14, c. 214].

Человеческие привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничество патриотизма, любви к отечеству. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепым презрением к народу. В идеальном строе желательно поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части, именуемой пролетариатом.

Все законы, сконструированные положительной философией, есть «всеобщие факты» или «вполне подтвержденные наблюдением гипотезы». Вместе с тем, «оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной» («Система позитивной политики»). Различные неизменные законы образуют некую «естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения и возрастающей сложности» [11, c. 158].

Подлинная философия имеет в виду систематизацию, насколько это возможно, всей жизни человека — индивидуальной и в особенности коллективной, рассматриваемой сквозь призму трех классов феноменов, ее характеризующих: мысли, чувства и действия. Тремя источниками общественных изменений являются раса, климат и «собственно политическая деятельность, рассматриваемая во всей полноте ее научного развития». Человеческое достоинство зависит, как и человеческое счастье, главным образом от «достойного добровольного применения любых сил, которое реальный порядок (как искусственный, так и естественный) делает для нас доступным. Такова здравая оценка, и, согласно ей, сила духа должна непрерывно проявляться в благоразумном смирении индивидов и классов перед неизбежными недостатками общественной гармонии, крайняя усложненность которой не защищает ее от злоупотреблений» [11, c. 158].

В этой грандиозной деятельности и общая фундаментальная цель, и обязанность философии заключаются в координации всех сторон жизни человека, именно в координации, а не в виде непосредственного руководства. Функции философии тесно переплетаются с функциями «систематической морали, представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики». Конт сознательно отверг религию христианского Бога и провозгласил религию Человечества, именуемого также Великим Существом, которое есть прежде всего «совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка». Согласно другой характеристике, «Человечество не только состоит из существ, поддающихся ассимиляции, но оно признает в каждом из них используемую часть, забывая о всяком индивидуальном отклонении» [11, c. 158].

2 СоциологиЯ О.Конта как позитивная наука об обществе

 

 

В 1830—1846 гг. Конт подготовил и опубликовал свой «Курс позитивной философии» [11] в шести томах. В 1851 – 1854 г.г. издана его «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (четыре тома)

Позитивизм Конта стал отражением заметных у странах Европы. В результате научной революции, начавшейся во второй половине XVII в., естествознание стало самое и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности, опирающейся на математическую обоснованность и ощутимо влияние на развитие производства. Прогресс физики, химии, механики, биологии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией их общего влияния на хозяйственную и общественную деятельность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал позитивизм Конта.

Конт утверждал, что положительное знание дается отвлеченными и бесконечными спорами и домыслами о Боге, природе, духе, материи, сознании и других «первопричинах», а только опытом и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток постижения «первоначал бытия и сознания», поскольку их познание Кант, принципиально недостижимо и практического имеет. Наука должна изучать факты, закономерности отношения. «Жить при полном свете, — писал Конт о задачах позитивизма, — …знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать» [11, c. 158].

Конт утверждал, что социальная функция науки — предвидение будущего. Это утверждение он более всего относил к социологии (социальной физике) — созданной им науке об обществе.

Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссальный рост производства, еще не распространилось на социальные отношения, явления и процессы, порожденные промышленным переворотом. Его беспокоят экономические и политические растущие противоречия бедности и богатства, столкновение между работниками и предпринимателями, острые конфликты между сторонниками различных политических систем. Кризисное состояние современного ему общества Конт объяснял внутренним противоречием между военным (теологическим) и индустриальным (научным) типами обществ, столкновением противоположных мировоззрений.

История человечества, — утверждал Конт, — процесс становления и развития разума самого человека, история его самосознания и знаний о мире [11, c. 158].

В 1822 году Конт вывел свой «Закон интеллектуальной эволюции человечества», или «Закон Трех Стадий». Согласно Конту, все человеческие умозрения и представления (и интеллектуальные и родовые) должны неизбежно пройти  последовательно через три различные теоретические стадии, которые он называет: теологическая, метафизическая и научная стадии. «Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение  разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным» [11, c. 74].

1) Теологическая, или фиктивная стадия.

Все наши первоначальные проявления умозрения являются теологическими. На заре человечества еще младенческий  ум человека уже стремился к абсолютному знанию и объяснению происходящих вокруг явлений. Он «жадно и почти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные, основные причины различных поражающих его явлений и основной способ их возникновения», и он естественно удовлетворяет эту потребность, в силу своих возможностей [11, c. 78].

Фазисами или формами этой стадии Конт называет фетишизм (поклонение каким-либо символам; высшая его форма –  поклонение небесным светилам), политеизм (поклонение нескольким богам;  изучение теологического духа в этот период является во всех  отношениях временем его наибольшего расцвета, одновременно умственного и социального) и монотеизм (разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения; начало неизбежного упадка первоначальной философии) [11, c. 78].

Но, тем не менее, говорит Конт,  эта первоначальная философия была не менее необходимой как для предварительного развития нашей общественности, так и для подъема наших умственных сил, либо с целью примитивного построения известных общих доктрин, без которых социальная связь не могла бы приобрести ни обширности, ни постоянства, либо для само собой осуществляемого единственно мыслимого тогда духовного авторитета [11, c. 78].

2) Метафизическая, или абстрактная стадия. Эта стадия играет роль перехода от первоначальной, теологической стадии, к  высшему, позитивному состоянию человеческого ума. Господствующие умозрения сохранили на этой стадии существенный характер направления, свойственного абсолютным знаниям: только выводы подвергаются здесь значительному преобразованию, способному более облегчить развитие положительных понятий.

Но метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями (entites) или олицетворенными абстракциями, истинно характерное для нее употребление которых позволяло часто называть ее именем онтологии [11, c. 78].

Метафизика является в сущности не чем иным, как видом теологии, ослабленной разрушительными процессами самопроизвольно лишающими ее непосредственной власти помешать развитию специально позитивных концепций. Это неустойчивая стадия, которая одновременно стремится к возврату к теологической стадии, и к более совершенной позитивной [11, c. 78].

3) Положительная или реальная стадия. Длинная цепь необходимых фазисов приводит наконец, наш постепенно освобождающийся ум к его окончательному состоянию рациональной положительности, или позитивной стадии мышления. «Установив самопроизвольно, на основании стольких подготовительных опытов совершенную бесплодность смутных и произвольных объяснений, свойственных первоначальной философии как теологической, так и метафизической, наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающей с этого момента все более и более широкие размеры и являющейся единственно возможным основанием доступных нам знаний, разумно приспособленных к нашим реальным потребностям» [11, c. 81]. Основным принципом умозрительной логики становится основное правило, что всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла. На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем.  Наука, говорит Конт,  заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом.

Главной характерной чертой положительной философии является рациональное предвидение. То есть «истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов» [11, c. 83].

В положительном, позитивном состоянии, человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно сочетая рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов и явлений. Основная черта, характеризующая позитивную философию, состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех человеческих умственных усилий.

Конт говорит о том, что позитивизм имеет философскую природу и социальное назначение.  Таким образом, позитивизм ищет точку опоры вне тех светских и духовных классов, которые ранее  управляли человечеством. Конт считал, что позитивизм может встретить искреннее коллективное одобрение только среди классов, которые, будучи избавленными от бесполезного обучения словам и сущностями, и естественно одушевленными деятельной общественностью, составляют наилучшую опору для здравого смысла и нравственности. Этим классом Конт называет пролетариат, который, по его мнению, может и должен стать опорой и помощниками новых философов.

Принцип позитивизма Конта проявляется как на уровне философии, на уровне индивидуального мышления, так и на уровне социальном и социально-политическом.

Позитивизм не допускает метафизического догмата о верховной власти народа. Он систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно полезного и благотворного, устраняя огромные опасности, связанные с его применением.   Позитивизм способен освободить нормальное предписание, которое содержит в себе метафизическая теория народовластия, от опасной примеси догматизма и увеличить тем самым ее социальное значение.

Основная  социальная роль позитивизма – организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной характерной чертой окончательного строя человечества.

Принцип позитивизма предполагает собой отказ от религиозных и метафизических догм и представлений о сверхъестественном вмешательстве. Воображение отходит на второй план, уступая место научной и экспериментальной деятельности, исследованию законов. В основе позитивизма лежит принцип рационализма. Основной закон позитивизма – рациональное предвидение. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.

Позитивную науку об обществе О. Конт первоначально назвал «социальной физикой» имея в виду, что настоящая, подлинная наука об обществе должна заимствовать у физики и других естественных наук их наглядный убедительный характер, объективность, проверяемость, общепризнанность.
Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зрения статической и динамической. Поэтому социологию он разделил на две части – социальную статику и социальную динамику. Для социальной статики высшая цель — обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики — законов прогресса. Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика — социальная физиология, изучающая его функционирование. Объектом изучения социальной статики является общество «в состоянии покоя», объектом социальной динамики — общество «в состоянии движения» [11, c. 85].

Общество рассматривается О. Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. В качестве важнейших структурных элементов, институтов общества он выделял семью, государство, религию, которые анализируются с точки зрения их роли в установлении согласия и солидарности. По его мнению, именно семья, а не индивид, составляет простейшую единицу, из которых складывается общество. Важнейшей функцией семьи является воспитание молодого поколения в духе преодоления врожденного эгоизма и индивидуализма [11, c. 86].

Государство, по О. Конту, – это главный гарант общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности. Следование общественному порядку, подчинение государству и его законам, считает О. Конт, – это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества должно базироваться прежде всего, на духовном, моральном единстве. Поэтому особенно велика, по его мнению, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка [11, c. 87].

В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для О. Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Социальная динамика – это теория общественного развития. О. Конт подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Первичным, решающим фактором развития общества является духовное, умственное развитие. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются «состоянием человеческих умов».

Трем ступеням умственного развития – теологической, метафизической и позитивной соответствуют и три стадии исторического прогресса.

На теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений. Теологическое состояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, в котором основная власть принадлежит священникам и военным. Метафизическая стадия, по мнению О. Конта, является переходной эпохой, для которой характерно разрушение религиозных убеждений — фундамента общественного порядка. На этой стадии человек пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, или научную. Характерными чертами позитивной стадии являются расцвет промышленности, развитие наук, рост их общественного значения. Именно на этой стадии формируется позитивная наука — социология.

В середине 40-х годов О. Конт решает «расширить» социологию за счет «субъективного метода» и превратить ее в «практическую науку» преобразования общества, которая должна стать новой «религией человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Противоречивость позиции О. Конта проявилась в том, что он, с одной стороны, провозгласил подход к социологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, с другой — социология оказалась для него не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовать всю социальную жизнь, включая мораль, политику, религию и т. д.

В свое время социально-политическое учение Огюста Конта занимало как бы промежуточное положение между социализмом и буржуазными теориями. Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям.

 

Заключение

 

Победа капитализма в развитых странах Западной Европы обусловила существенное изменение буржуазной политико-правовой идеологии. Теоретическим отражением воплощенных в праве принципов гражданского общества стал юридический позитивизм. Свойственный юридическому позитивизму взгляд на право как на приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революционной эпохи, но и еще более практической заинтересованности реализации послереволюционного права. Место критики феодального права с позиций права естественного заняла апология действующего позитивного права; разработку программ революционного преобразования общества при помощи права заменили толкование законодательства и его систематизация.

Отказ от революционной романтики XVIII в. обусловил формы и содержание учений о государстве. Они приобретают комментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гуманистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох.

В конкретных исторических условиях первой половины XVIII в. либеральные лозунги о защите личности от государственной власти означали более всего требование «нейтральности государства» в неравной борьбе за существование наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых государство в этих условиях практически выступало как чисто карательная сила, для вторых — как верный страж богатства и связанных с ним привилегий. Не лучше взгляд на право как на «приказ власти» С этой точки зрения только личность не имеет прав и притязаний по отношению к государству, но и правомерность действий самого государства зависит от него самого. Не случайно теоретики юридического позитивизма и нормативизма оказались не способны воспринять теорию прав человека и обосновать идею правового государства. Особое место в идеологии этого времени принадлежит позитивизма Огюста Конта. Содержание работ основателя философского позитивизма по-разному воспринималось его учениками и современное богатство этого содержания обусловило длительность научного осмысления теоретического наследия Конта, постепенность восприятия его по существу главной идеи — социализации гражданского общества.

При всей своей гениальности Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой широких движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под влиянием философии Конта сложились социологически Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Мавалевского, Макса Вебера; в философском позитивизме    нашел опору континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).

Общесоциологическое учение Конта получило сравнительно широкое признание в России конца XIX в. и оказало влияние далее на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числе политико-учрежденческим и научно-прикладным реформатор-ством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX—XX в., но более всего на технократических концепциях (Д. Белл, Р. Арон) и теории менеджериальной революции (Дж. Бёрнхем). В области правоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построениях Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере у П. А. Кропоткина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ампигилова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов вузов [Текст] / Е.В. Ампигилова, И.А. Дякина. – М.: Юристъ, 2003. – 673 c.
  2. Анн Робер Жак Тюрго. Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого дух [Текст] / Тюрго Жак Робер Анн. – М.: Высшая школа, 2000. – 275 c.
  3. Анн Робер Жак Тюрго. Истории прогресса человеческого духа [Текст] / Тюрго Жак Робер Анн, –М.: Прогресс, 2001. – 190 c.
  4. Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе[Текст] / Э. Баденэр, Р. Бадентер. – М.: Ладомир. 2001. – 310 c.
  5. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений / В.И. Власов, Г.Б. Власова [Текст]. –М.: Юристъ, 2003. – 850 c.
  6. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта [Текст]// Социологические науки. 1999, № 1. – C. 41– 43.
  7. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов [Текст] / Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 2001. – 550 c.
  8. История политических и правовых учений [Текст]/ Под ред. О.Э. Лейста.–М.: ИКД «Зерцало-М», 2006. – 790 c.
  9. История политических и правовых учений [Текст]/ Под общ. В.С. Нерсесянца.–М.: НОРМА, 2008. – 900 c.
  10. История теоретической социологии. В 5 т. / Под ред. Ю.Н.Давыдова, Т. 2, Раздел первый. – М..: Магистр, 1997. – 610 c.
  11. Конт О. Дух позитивной философии[Текст] / О.Конт. – СПб.: Питер, 2000. – 220 c.
  12. Конт О. Курс положительной философии[Текст] / О.Конт. –М.: ЮНИТИ, 2000. – 135 c.
  13. Левандовский А. Сен-Симон[Текст] / А. Левандовский. – М. Молодая гвардия, 1973. – 280 c.
  14. Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской философии. [Текст] / Е.В. Осипова. – М.: Высшая школа, 1997. – 89 c.
  15. Рассолов М. М. История политических и правовых учений для студентов вузов [Текст] / М.М. Рассолов. –М.: ИНФРА-М, 2005. – 680 c.
  16. Сен-Симону А. Очерк науки о человека [Текст] / А. Сен-Симону. – М.: Прогресс, 2003. – 324 c.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00148 sec

WordPress: 21.23MB | MySQL:112 | 2,116sec