ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

<

112514 1313 1 ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Актуальность темы исследования определяется тем, что триста лет тому назад в Англии — стране классического развития капиталистического способа производства произошла буржуазная революция, открывшая собой период новой истории. Всемирно-историческое значение английской революции XVII в. определяется не только тем, что она потрясла до основания феодально-абсолютистские порядки в самой Англии и расчистила путь для бурного развития капитализма в этой стране, но и тем, что она нанесла ощутительный удар феодальной системе в целом. Именно поэтому Маркс назвал эту революцию первой буржуазной революцией «…европейского масштаба»1. Английская революция, провозгласившая «…политический строй нового европейского общества», означала победу нового общественного строя над старым — капитализма над феодализмом, — победу буржуазной собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем, промышленности над героической ленью, разделения собственности над майоратом, буржуазного права над средневековыми привилегиями, просвещения над суеверием2. Идейное наследие этой революции было столь богато и многогранно, что из него в течение 200 лет черпали своё идеологическое оружие, начиная от Локка и кончая чартистами 40-х годов XIX века.

Цель работы – исследование и выявление особенностей английской буржуазной революции как основы формирования современной английской политической системы правления.

Задачи исследования:

– выявить и охарактеризовать особенности английской буржуазной революции;

– рассмотреть особенности становления парламентарной монархии в Англии;

– анализ конституционных актов период английской буржуазной революции;

– исследование и характеристика Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морем ( Habeas Corpus Amendment Act);

– характеристика особенностей формирования в Англии «ответственного правительства».

Методы исследования – историографический, системно-аналитический, структурно-логический.

В работе использованы работы таких авторов как Барг М.А., Беляцкий С.А., Батыр М.И., Загорин П.А., Крашенинникова Н.А., Сироткин В.Г., Черниловский З.М. и др.

В начале 17 в. Англия была в большей степени страной буржуазной, нежели феодальной. Капиталистические отношения становятся гос-подствующими во всех экономических сферах - промышленности, торговле, сельском хозяйстве. 

В стране формируются основные классы буржуазного общества - буржуазия (промышленная, торговая, финансовая), пролетариат (городской и сельский), фермерство, дворянство (феодальный класс) подразделяется на старое дворянство - лендлорды, ведущих свое хозяйство по старинке, и «новое дворянство» - джентри, активно занимающиеся торговой и промышленной деятельностью.

В политическом плане Англия тоже отличалась (в лучшую сторону) от большинства европейских государств, где в ту пору господствовал абсолютизм, характеризующийся неограниченной властью монархов, отсутствием представительных учреждений, подавлением буржуазии и доминированием дворянства. Английский абсолютизм, установившийся в стране при династии Тюдоров в 16 - начале 17 веков определяется как «незавершенный»1: 

а) продолжал существовать парламент, с актами которого монархи вынуждены были считаться;

б) фактически отсутствовала постоянная армия (главная опора абсолютизма) в силу своего изолированного, островного положения Англия обходилась военно-морским флотом (а на флоте, как известно. Традиционно сильны демократические настроения);

в) бюрократизация государства была незначительной. Продолжала существовать система местного управления (фактически независима от монарха, т.к. все должности в органах местного самоуправления были неоплачиваемые).

Тем не менее, в первой половине 17 в. в английском обществе начинают нарастать противоречия между королевской властью (полуфеодальной, полабсолютской) и парламентом, выражающим интересы буржуазии и «нового дворянства». Причины недовольства (приведшие впоследствии к революции) были следующими1:

а) взимание королевской властью налогов, несогласованных с парламентом, принудительные государственные займы, обход королевской властью конституционного принципа (закрепленного в Великой хартии вольностей 1215 году) «налогообложение через представительство»;

б) постоянные роспуски парламента, преследование лидеров параментской оппозиции, долгое беспарламентское правление (в 1628 году Карл 1 Стюарт распустил парламент и не созывал его до 1640 г.);

в) произвол королевских чиновников и судей, злоупотребления ко-ролевских фаворитов (герцог Бэкингем);

г) распространение законов военного времени на время мирное, постои армии в домах частных лиц;

д) ограничение в торговой и промышленной сферах (государственные монополии);

е) стремление реставрировать ненавистный большинству англиканский католицизм;

ж) ориентация династия Стюартов (Яков I, Карл I) на католические государства континентальной Европы (Францию, Италию) - традиционных торговых соперников Англии

Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в.,  получивших  названия  «Великий  мятеж» и «Славная революция». Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления «старинных обычаев и вольностей»,  характерные для социальных  движений средневековья.  Вместе с тем в английской буржуазной революции впервые отчетливо  проявились  основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Великой французской буржуазной революции.     

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов1:

1. 1640 –1642 гг.–  мирный, конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаиванием пока на минимальном ограничении королевской власти; 

2. 1642 – 1649 гг. –гражданская война между сторонниками короля и сторонниками парламента;

3. 1649 – 1653 – период республики;

4. 1653 – 1658 – протекторат Кромвеля (военная диктатура);

5. 1660 г. – реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I) – возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем – к началу 18 в. – конституционной, парламентарной монархии).

 Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной,  но исторически  закономерной для  Англии  расстановкой  социально-политических  сил.

Английская буржуазия выступила против феодальной монархии,  феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом,  а в союзе  с  «новым  дворянством». Раскол  английского  дворянства  и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили  еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом.                                 

Этот союз придал английской революции  незавершенный характер,  обусловил  ограниченность социально-экономических и политических завоеваний.

К числу особенностей следует отнести:

а) «религиозный» характер революции – одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические «партии» революционного периода (индепенденты, левеллеры и т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам;

б) относительная кровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии (даже в ходе гражданской войны, сопровождавшей фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, среди солдат и офицеров);

в) фактическое невмешательство европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в 30-ти летнюю войну, к 1640 г. у европейских монархов фактически не осталось сил; изолированное островное положение Англии, сильный флот делал невозможной иностранную военную интервенцию).

Главными задачами революции было:

а) установление новой, более совершенной формы правления (не обязательно республик), учитывающей интересы в первую очередь буржуазии, а не феодального класса;

б) ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле, сельском хозяйстве;

в) очищение англиканской церкви от пережитков католицизма.                      

В английской революции впервые с предельной отчётливостью раскрылись основные закономерности, присущие всем буржуазным революциям нового времени, и это дало возможность видеть в ней «прообраз» великой французской революции. В то же время английская революция отличалась от всех других революций рядом только ей свойственных особенностей. И основная из этих особенностей заключается в том, что английская буржуазия совершила свою революцию не в союзе с народом, как это имело место во Франции, а в союзе с новым дворянством. Это обстоятельство с самого начала придало этой революции консервативную, антикрестьянскую направленность. Эта особенность английской революции в значительной мере обусловила её незавершённый характер, выразившийся прежде всего в сохранении и укреплении землевладения английских лендлордов.

Сохранение крупного землевладения  английских  лендлордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политической области буржуазии пришлось разделить власть с новой земельной  аристократией при определяющей роли последней.

Английское дворянство, проникшееся буржуазными интересами, придало, благодаря своей активной роли, событиям 40-х годов всё их историческое своеобразие и неповторимый колорит, т. е. те черты, которые во многом предопределили как характер, так и конечный результат этих событий.

Влияние аристократии сказалось на образовании в  Англии такой разновидности буржуазной,  конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную королевскую власть,  палату лордов, Тайный совет. Последовавшие в  XVIII и XIX вв.  аграрная и промышленная революции в конечном счете обеспечили господствующее положение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной  буржуазии  в  осуществлении  политической власти.  На  протяжении  этого  времени полуфеодальная, аристократическая политическая система Британии медленно  и  постепенно превращалась в буржуазнодемократическую.     

Будучи одной из наиболее ранних буржуазных революций, английская революция 40-х годов унаследовала от средневековья ту идеологическую форму, которую в те времена принимали все массовые социальные движения.

Английская революция была последней революцией, в которой развевалось религиозное знамя, как нельзя лучше объединившее новое дворянство и буржуазию в один лагерь.

В преддверии и в ходе революции определились два лагеря,  представлявших противоположные политические и религиозные  концепции,  а  также разные  социальные  интересы.  Представители «старого», феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви.  Лагерь оппозиции  режиму  объединял новое дворянство и буржуазию под общим названием «пуритане».  Противники  абсолютизма  в Англии  выступали за буржуазные преобразования под знаменем «очищения» англиканской церкви, завершения реформации  и  создания новой церкви,  не зависимой от королевской власти.  Религиозная оболочка социально-политических  требований  буржуазии,  многие из которых имели чисто светский характер,  во многом объяснялась  особой ролью  англиканской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.                                                   

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном,  ни в религиозном отношении. В ходе революции  в  лагере  пуритан  окончательно  определились три главных течения: просвитериан, индепендентов и левеллеров.  Пресвитерианское  течение,  объединявшее  крупную буржуазию и верхушку джентри,  составляло правое  крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной  монархии с  сильной властью короля.  Религиозно-политическая программа просвитериан предусматривала  очищение церкви  от  пережитков католицизма,  ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных  округов  пресвитеров  из наиболее состоятельных граждан.  Просвитериане захватили и  удерживали власть  в  период 1640 – 1648 гг.,  который сопровождался вначале мирным,  или «конституционным», развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.          

Индепенденты, политическим  лидером  которых стал О. Кромвель,  являлись в основном представителями среднего и  мелкого дворянства,  средних слоев городской буржуазии.  Они добивались, как минимум, установления ограниченной,  конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав  и свобод подданных,  прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали  идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного  аппарата  местных религиозных  общин.  Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по  составу. 

Одна из существенных особенностей Английской буржуазной революции состоит в том, что ее восходящая и нисходящая линии представляют собой этапы политической биографии одного человека — Оливера Кромвеля, «Робеспьера и Наполеона английской революции», как его назвал Ф. Энгельс. Полномочия Кромвеля на исключительное представительство в истории от имени Английской революции бесспорны и обеспечены ему всем ходом революционных событий1.

Создатель революционной армии, полководец, одержавший немало блестящих побед, крупнейший политик своего времени, разгонявший парламенты столь же легко, сколь и созывавший, неутомимый противник монархии, отправивший короля на плаху, а затем — консервативный диктатор, присвоивший прерогативы наиболее властолюбивых монархов, лидер европейского протестантизма, Оливер Кромвель к февралю 1649 г. пребывал на вершине могущества. И это могущество обеспечил он себе сам со своей непобедимой армией «новой модели».

В долгой и многосложной борьбе за власть Кромвель продемонстрировал феноменальное комбинационное мышление. Разгромив шотландцев при Престоне, разогнав заседавший уже восемь лет парламент, решив судьбу короля, Кромвель ослабил контроль над обществом, где вызревали противоборствующие ему силы.

Он понял это, когда в его руки попал памфлет, датированный 26 февраля 1649 г. и озаглавленный «Новые цепи Англии» Автор памфлета — Джон Лильберн — не занимал никаких постов ни в армейской, ни в государственной иерархии, но как лидер левеллеров был известен в стране не меньше, чем сам Кромвель. Американский исследователь П. Загорин писал в книге «История политической мысли Английской революции»: «Крупнейшим партийным лидером левеллеров был Джон Лильберн. Не будет преувеличением сказать, что одно время он являлся самым популярным человеком в Англии, единственным, кто постоянно наслаждался любовью народных масс. Кромвель оказывал различное влияние на современников: одни им восхищались, другие его боялись, к концу карьеры он держал всех в благоговейном страхе, и только некоторыми из своих товарищей был любим. Лильберна же, несмотря на всю его запальчивость, любили по-настоящему»1.

«Индепендентский», радикальный,  этап  революции  (1649 –1660 гг.) связан с упразднением  монархии   и   установлением   Республики (1649-1653 гг.),  переродившейся затем в военную диктатуру (1653– 1659 гг.),  которая привела, в свою очередь, к реставрации монархии.                                

В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры,  которые  стали  пользоваться  наибольшей  поддержкой  среди  ремесленников  и крестьян.  В  своем  манифесте  «Народное   соглашение» (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права,  возврата огороженных земель в руки общин,  реформы сложной  и громоздкой системы «общего права».  Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей  идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности,  левеллеры  обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов2.              

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни.  Они выступили с требованием  уничтожения  частной  собственности  на землю и предметы  потребления.  Социально-политические  взгляды диггеров  являлись  разновидностью крестьянского утопического коммунизма.       

 

 

 

 

2. СТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ. АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННЫХ АКТОВ: «ВЕЛИКАЯ РЕМОНСТРАЦИЯ 1 ДЕКАБРЯ 1641 Г.», « ПАЛАТА ОБЩИН – ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ АНГЛИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА» « АКТ ОБ ОТМЕНЕ ПАЛАТЫ ЛОРДОВ», «ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ», «БИЛЛЬ О ПРАВАХ», «АКТ ОБ УСТРОЕНИИ»

 

Английская  революция развивалась  в виде традиционного противостояния короля и парламента.  Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг.  XVII в.,  по мере обострения экономического  и политического кризиса абсолютизма.  В Петиции о праве 1628 г.  был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое,  буржуазное содержание.  

Перечислив злоупотребления  королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей,  парламент просил короля, чтобы:

1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну «без общего согласия,  данного  актом  парламента»;  

2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 

3) армия не размещалась на постой в дома жителей;

4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями,  которые  могут  служить предлогом для предания подданных смерти «противно законам и вольностям страны»1.                              

Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции – о правах короля в отношении жизни и имущества подданных.  Кроме того,  был поднят и важнейший  социальный  вопрос  –  о  неприкосновенности частной собственности.  Охрана собственности, как говорилось в Петиции,  есть истинная цель закона и правосудия.  Требования парламентской оппозиции привели к роспуску  парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I (1629 – 1640 гг.). В этот период король для пополнения  казны  единолично вводил все новые поборы и штрафы,  пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных  судов.  Однако  в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к  парламенту.                                               

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640-1653), господствующее положение заняли просвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Прежде всего, по инициативе палаты общин были осуждены  главные  советники  Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц.  Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г.,  парламент должен  был  созываться по крайней мере один раз каждые три года,  а при несогласии короля сделать это  он  мог быть созван другими лицами (пэрами,  шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом,  запрещавшим прерывать,  отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент  иначе,  как  актом  самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и  предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии.  Серия актов,  принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права произвольно  налагать различные штрафы.  Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г.  Она содержала, в частности, новое требование о том,  чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять.  Это означало,  по сути, политическую ответственность  должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу,  исполнительную власть.  Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.                                            

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически  эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем  и парламентом (1642 – 1647 и 1648 –1649 гг.).              

После того как пресвитерианское руководство парламента провело в 1643 г. Закон о контроле за печатанием и продажей книг, Мильтон в своей поэме «Ареопагитика» (1644 г.) уподобил запрет на книгу убийству разумного существа («кто уничтожает книгу, убивает самый разум, подобие Бога»). Поэт призывал уважать и защищать свободу мысли и веры («дайте мне свободу знать, говорить и спорить свободно в соответствии с моей совестью, но делал это с оговорками в отношении папистов (католиков) и язычников. Таким образом, защита свободы мысли и веры свелась в этот период к защите религиозной веротерпимости. Эта же позиция, дополненная аргументацией в пользу народного суверенитета, естественных прав и республиканского устройства, станет особенно популярной в среде уравнителей.

Их лидер Дж. Лильберн в предреволюционные годы стал жертвой произвольного решения суда Звездной палаты и находился в изгнании в Голландии. Затем он принял активное участие в гражданской войне и был осужден уже палатой лордов. Находясь в тюрьме, он подготовил и опубликовал несколько памфлетов, где развивал идею суверенной власти народа и связанный с ней тезис о верховенстве палаты общин. Он критикует всевластие не толь ко монарха, но и парламента. Поскольку верховная власть принадлежит народу, то считать полномочия парламента более значительными, чем у народа, равнозначно утверждению, будто посол обладает большей властью, чем государь, который его назначил. Идеи Лильберна стали программными для той части пуританской армии, которая сочувствовала левеллерам и включала низшие слои командного состава и солдатскую массу. Верхушка армии (гранды) также была озабочена выработкой политической программы, в которой были бы зафиксированы новая политическая роль и новые политические притязания армии на участие в делах общества и государства. В мае 1647 г. учреждается Всеармейский совет, состоящий из офицеров и выборных представителей солдат.

Первым документом, излагающим политическую платформу армии, стала Декларация армии, направленная в парламент 15 июля того же года. Ее авторами считают зятя и единомышленника Кромвеля Айртона и его соавтора Ламберта. Оба они были юристами по образованию. В документе провозглашалось право армии защищать вольности народа, требование о роспуске Долгого парламента и его очищении от недостойных лиц. Подтверждалось как необходимое условие ограничение срока деятельности парламента тремя годами, лишение короля права на роспуск парламента по своему усмотрению, обеспечение религиозной свободы, признание права на подачу петиций. Говорилось также о необходимости обеспечить контроль общества над государственными расходами, и с этой целью предлагалось организовать печатание финансовых отчетов1.

В следующем документе армии — манифесте Основы предложений, исходящих
от
армии, от 1 августа 1647 г. предлагалось созывать парламент раз в два года, формулировались новые начала представительства в парламент (принцип равенства или пропорции в представительстве графств и других подразделений королевств, учет уплаты налогов для кандидатов, свобода выборов). Предлагалось уточнить и оградить права и вольности членов палаты общин, установить, в частности, свободу высказывания мнений: «…ни один ее член не должен подвергаться за то, что он высказал или как проголосовал в палате, какому-либо взысканию, большему, чем исключение его из этой палаты».

Намечалось также упразднить Тайный совет и заменить его Государственным советом, члены которого назначались бы королем на определенный срок, но из списка кандидатов, составляемого нижней палатой. Та же процедура предлагалась для назначения шерифов и мировых судей. Здесь имелась одна из первых формул принципа свободы не отвечать на вопросы следователей, могущих повлечь самообвинение: «Должно быть издано установление, что никто не может быть принуждаем путем наказания или иным способом отвечать на вопросы, клонящиеся к обвинению самого себя или своих ближайших родственников в уголовных деяниях» 1.

Здесь же приводилась формула о свидетелях, восходящая к Пятикнижию Моисея: «Никто не может быть лишен жизни иначе как на основании показаний не менее двух свидетелей».

Левеллеры представили свою программу в двух проектах. Первый из них под названием Правдивое изложение требований армии
был представлен 18 октября, через полтора месяца после манифеста «Основы предложении». В нем предлагалось ввести всеобщее избирательное право (для мужчин), наделить нижнюю палату всей полнотой власти и созывать парламент каждые два года. 28 октября был представлен еще один проект — под названием «Народное соглашение, в котором провозглашалось в качестве программных целей установление «прочного и скорого мира на основе общего права»2. В нем также объявлялось следующее:

<
  • необходимо справедливое распределение числа представителей английского народа от графств, городов и местечек;
  • полномочия парламента как представителей народа отныне должны быть подчинены лишь их избирателям и простираться на «установление и упразднение должностей судов, увольнение и надзор за чиновниками и должностными лицами всякого ранга, на объявление войны и мира»;
  • «право законодательствовать в религиозной области и относительно способа богослужения не передается нами вовсе никакой человеческой власти, так как мы не можем уступать или превысить, без допущения греха, ни буквы в том, что наша совесть при знаёт Божьей волей. Однако способ публичного наставления нации предоставляется компетенции представителей при условии, что не будет применено принуждение»;
  • «несовместимо с нашими свободами быть принуждаемым или насильственно привлекаемым к военной службе во время войны. Поэтому мы не позволяем делать такое привлечение нашим представителям… Так как деньги (нерв войны) находятся в их распоряжении, они никогда не будут ощущать недостатка в необходимом количестве пригодных людей, готовых вербоваться для справедливого дела»;
  • формулировался принцип равенства всех перед законом: «…все изданные или имеющие быть изданными законы будут обязательны для каждого. Никакое различие в держании, собственности, пожаловании, звании или положений не дает права на изъятие от обычной юрисдикции, которой подчинены остальные»;
  • цель законов — безопасность и благополучие народа «подобно тому как законы должны быть равными для всех, так они должны быть и спасительными и явно не противоречащими безопасности и благополучию народа»;
  • все перечисленные права — это «наши прирожденные права», которые «мы согласились и решили защищать всеми нашими силами против всякого противодействия, откуда бы оно ни исходило» 1.

    Наличие в армейских кругах двух политических платформ — грандов (высшие офицерские слои) и левеллеров (средний и младший состав) — свидетельствовало об обострении внутренних противостояний и размежеваний в армии и обществе. Кромвель и его сторонники считали проект левеллеров невыполнимым, поскольку он противоречит традициям и характеру английскому (на самом деле левеллеры взывали и к традициям, в частности к «примеру наших предков, кровь которых часто текла напрасно для восстановления вольностей»). Особенно упорно сопротивлялись гранды введению всеобщего избирательного права, справедливо усматривая в нем угрозу наступления демократии: она, как констатировал еще Аристотель, обеспечит власть бедным, которые начнут после прихода к власти делить собственность богатых. К такому выводу склоняло и само название оппозиционной группировки — «уравнители». Последние отвергали подобное обвинение, заявляя, что они уравнители лишь в том смысле, что выступают за равное и беспристрастное применение ко всем принципа справедливости1.

    Была попытка согласовать позиции двух группировок, что и было достигнуто с выгодой для грандов. Однако против компромисса выступил король. Тогда левеллеры выдвинули новые, более радикальные требования — однопалатный парламент, принятие парламентом или на референдуме конституции, которая закрепила бы новое устройство. Но все приняло неожиданный оборот в связи с бегством короля из заточения.

    Во время  войны в стране установились две враждующие и независимые власти,  которые контролировали различные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой  территории,  издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы.  В 1642 г.  парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем «Ордонанс о милиции», согласно которому командующие народным  ополчением назначались только с согласия парламента и несли всю полноту ответственности перед  парламентом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента  без согласия короля. В так называемой «Протестации», принятой летом 1642 г., парламент вновь потребовал утверждения  королем  «Ордонанса о милиции» и своих требований, выдвигаемых ранее относительно осуществления  некоторых прерогатив  исполнительной  власти:  о  назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента,  о несменяемости  судей  «до тех пор,  пока они не поведут себя ненадлежащим образом»,  о расширении судебной компетенции  парламента в области уголовного правосудия.  Отказ короля принять все эти предложения привел к началу  непосредственно военных действий.  Уже в ходе гражданской войны парламентом был принят Ордонанс  о  новой  модели 1645  г.,  который  был направлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян  и  ремесленников.
    

    Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу,  которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.        
    

    В период первой гражданской войны Долгим парламентом был проведен и ряд других важных преобразований,  которые  свидетельствовали  об  углублении  революции  «под контролем» пресвитерианско-индепендентской верхушки.  В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены  в распродажу.  В  результате  этих мер значительная часть земельной собственности  перешла  в  руки  буржуазии  и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван Акт 1646 г. об отмене системы феодальных рыцарских держании  и  превращении их в свободные держания «на общем праве»,  т.  е. фактически в частную собственность владельцев. Таким образом, было осуществлено одностороннее решение аграрного вопроса,  выгодное только  буржуазии  и новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были освобождены от условий феодального землевладения  (вассальных обязанностей),  однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собственниками  земли,  а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам.  Наконец,  парламент подтвердил законность огораживании крестьянских земель.           
    

    В Ремонстрации армии о необходимости изменения государственного строя (20 ноября 1648 г.) было выставлено требование о предании суду короля и других лиц, виновных, по мнению армии, в возбуждении гражданской войны, а также о наложении штрафов на сторонников короля, чтобы обеспечить уплату жалованья армии и государственных долгов. Здесь же имелось следующее принципиально новое положение о судьбе королевской должности: «В дальнейшем никто не может быть признан королем иначе как в силу его избрания представительным собранием, согласно уполномочию, данному последнему .(т.е. собранию) народом, с предварительным отречением и отказом избранного Королем от всякого домогательства на осуществление права вето в отношении… собрания общин в парламенте…» 1.

    Период второй, более короткой и победоносной для пуритан гражданской войны приходится на 1648—1649 гг. Армия роялистов была окончательно разгромлена в мае — августе. В декабре месяце по приказу Кромвеля проведена «чистка» Долгого парламента от умеренного и соглашательского крыла пуритан. Ее провел полковник Прайд, сын извозчика, который в ответ на вопрос, по какому праву он не допускает парламентариев на заседания, отвечал фразой, ставшей крылатой: «По праву меча». Таким образом, было отстранено около 150 депутатов, осталось около 100 депутатов (так называемое охвостье), которым надлежало провести суд над королем, выданным английскому парламенту шотландцами за 400 тыс. ф. ст., а затем захваченным армией.

    Палата общин 23 декабря приняла постановление судить короля. Палата лордов отклонила это решение. Тогда палата общин провозгласила себя верховной властью и образовала комиссию из 135 человек. Суд в составе 59 явившихся на заседание членов суда признал короля виновным в развязывании «войны против своего королевства (шотландцев) и парламента» и приговорил к смертной казни, которая была осуществлена 31 января 1649 г.

    Через полтора месяца после этого события парламент принял законы об упразднении королевского звания (17 марта) и палаты лордов (19 марта). В первом, говорилось, что, «как это установлено и доказано опытом, королевское звание в этой стране и в Ирландии и принадлежность его какому-либо одному лицу бесполезно, тягостно и опасно для свободы, общественной безопасности и публичного интереса народа…». Аналогичная аргументация была использована для отмены палаты лордов: «…общины Англии, заседающие в парламенте, убедившись на слишком долгом опыте, что продолжение существования палаты лордов бесполезно и опасно для английского народа, признали удобным постановить… что отныне палата лордов в парламенте не должна быть…». 1

    Парламент 19 мая 1649 г. объявляет, что отныне народ Англии и всех принадлежащих ей владений и территорий «будет управляться как республика и свободное государство (Commonwealth and Free State) верховной властью английской наций, представителями народа в парламенте и теми, которых они назначат и определят в качестве подчиненных им должностных лиц и чиновников, ко благу народа и без какого бы то ни было короля и палаты лордов» (Акт об объявлении Англии свободным государством).

    С этого момента наступает период Индепендентской республики, который продолжается до апреля 1653 г. (1649—1653 гг.). В этот период происходит дальнейшая борьба за власть и влияние, в которой все большими властными возможностями пользуются Кромвель и его сторонники. Этому во многом способствовали успехи республиканской армии в усмирительных и аннексионистских мероприятиях в Ирландии и Шотландии, а также поощрительные меры в области расширения торговли, промышленности и.мореплавания.

    Окончание войны  и  пленение  короля  сопровождалось обострением борьбы в парламенте между просвитерианами и основной  массой  индепендентов.  Открытое  выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне.  В декабре 1648 г., учитывая «левеллерские» настроения основной части  армии,  индепендентское руководство провело чистку парламента от активных пресвитериан.  Политическая власть перешла в руки  индепендентов. 4 января 1649 г. палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии,  постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов.  После суда над королем и его казни в конце  марта 1649  г.  королевское  звание и верхняя палата были упразднены.  Конституционное закрепление  республиканской формы  правления было завершено актом 19 мая 1649 г.  В нем провозглашалось образование  республики,  верховной властью в государстве объявлялись «Представители Народа в Парламенте».  Высшим  органом  исполнительной  власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом.  Однако фактическое  руководство  им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.        
    

    Установление республики – наиболее демократической в существующих условиях формы правления – стало  вершиной революции.  Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы.  Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и  захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг.  превратили значительную часть индепендентов в крупных  земельных  собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было  лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.  В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства  и ремесленников,  влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь  на  армейскую верхушку,  прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением «протектората».                   
    

    Период республики сменил режим правления, названный протекторатом Кромвеля (1653—1658 гг.). Он начинается разгоном «охвостья» Долгого парламента, созывом нового состава и принятием новой конституции, которая узаконила военную диктатуру Кромвеля, сочетавшего черты Наполеона и Робеспьера в одном лице. Конституция была выработана группой офицеров и получила название «Орудие правительственной власти» (полное название — «Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими», 16 декабря 1653 г.). Верховная власть делилась между лордом-протектором (буквально: «лорд-покровитель»), Государственным советом в составе 15—21 члена и народом, представленным в парламенте.

    Кромвель объявлялся пожизненным лордом-протектором, руководил всеми внутренними и внешними делами при содействии членов Госсовета — командовал милицией и войсками на суше и на море во время заседаний парламента и делал это «для достижения мира и благоденствия трех наций», правда, с согласия парламента либо Государственного совета. Число парламентариев от каждой нации было различным: 400 от Англии, Уэльса и Джерси, до 30 от Шотландии и Ирландии. Для кандидата в депутаты парламента требовалось быть лицом известным своей честностью, богобоязненным, хорошего поведения и иметь возраст 21 год. Имущественный ценз для избирателей был высоким (200 ф. ст.). Лишались избирательных прав католики и сторонники королевской власти.

    В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления,  названного Орудие управления. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лорда-протектора и народа,  представленного в парламенте. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри,  акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей  (200  ф.  ст.).
    

    Кроме того,  избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.           
    

    Исполнительная власть в государстве  вверялась  лорду-протектору  и Государственному совету,  число членов которого могло колебаться от 13 до  21.  Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями.  Он осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа  и  офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог,  который не мог быть  отменен  или  уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.
    

    Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций, свобода вероисповедания в Бога через Иисуса Христа объявлялась гарантированной: все статуты, противоречившие этой свободе, признали ничтожными и недействительными. Кроме того, был введен ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Конституция была очень краткой — всего 42 статьи.

    При всех неоспоримых достижениях Кромвеля в области внешней политики —объединение Шотландии, Ирландии и Англии в единое «свободное государство во имя общего блага (республику)» под эгидой Англии, военное обеспечение действенности Навигационного акта 1651 г. —положение его оставалось непрочным. Тогда правящие круги подготовили акцию с документом под названием «Покорнейшее прошение и совет» (1657 г.), в котором содержались предложение и просьба принять королевский титул с целью «укрепить власть» и восстановить верхнюю палату (палату лордов). После некоторых колебаний Кромвель отказался от такой перспективы. Государственный долг в период протектората катастрофически увеличивался и достиг астрономических сумм.

    Своеобразной чертой социальных и политических перемен в Англии является то, что в; ходе упразднения некоторых феодальных институтов и традиций здесь сохранялась значительная преемственность в организации и деятельности важнейших правовых и политических институтов (монархия, палаты парламента, общее право). Более определенным выглядит эпизод с отменой некоторых феодальных повинностей, оформленной сначала Законом об упразднении палаты феодальных сборов (24 февраля 1645 г.), а затем Законом, подтверждающим отмену палаты феодальных сборе (27. ноября 1656 г.), и Актом об упразднении остатков феодализма (1660 г.). Суть этих законов сводилась к тому, что все личновасальные платы и поборы королю упраздняются, рыцарские держания от короля или от другого лица и всякое свободное владение объявляются и признаются обычным свободным держанием

    Власть Кромвеля фактически была сильнее, чем у короле свергнутой династии. Страна была поделена на 11 военных округе и управлялась генерал-майорами, несущими личную ответственность перед Кромвелем. Армия использовалась для поддержания закона и порядка в разных частях страны. Все это не находило поддержки ни в республикански настроенной армии, ни в проникнутом монархическими стремлениями парламенте. Назначенного Кромвелем преемника — сына Ричарда быстро свергла армейская верхушка, и один из влиятельных военачальников, генерал Мот вскоре занял Лондон, разогнал Совет офицеров и позаботился восстановлении королевской власти.

    Период реформ Долгого парламента и правления Кромвеля получил в литературе название Великой английской революции. Подтверждение обоснованности такой оценки наиболее очевидно при сопоставлении Английской революции с Американской и Французской, происшедшими в следующем, XVIII в.

    Личная власть представителя индепендентов по своей сути и форме не  могла  обеспечить  долговременные  интересы буржуазно-дворянской  верхушки,  значительно укрепившей свои позиции в ходе революции.  Поскольку главным  противником  буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля  ускорила соглашение  этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г.  монархии Стюартов.  По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии,  эта  монархия  должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных  завоеваний  революции.  Действительно, в так называемой Бредской декларации 1660 г.  новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению  феодальной реакции.  Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы.  В то  же  время  восстанавливались  англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы  государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии),  а также старый порядок их формирования.                                             
    

    Стремление Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм,  а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране.  Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм,  восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.       
    

    Парламент, как  и раньше,  стал ареной политического противоборства сторонников короля и  оппозиции.  В  это время  в парламенте складываются две политические группировки.  Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию «тори».  Оппозиция – купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия,  – образовала партию «вигов». Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори  в  последующем  прошли  через целый ряд партийных размежевании и переходов части их членов из одной группировки в другую.  Тем не менее, их политические взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.                                       
    

    Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus  Amendment  Act) 1679 г., который будет проанализирован в следующей главе курсовой работы.
    

    Политика Стюартов,  которая  грозила  обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори.  Произошел дворцовый переворот 1688 г.  с целью замены Якова II более «удобным» монархом.  Этот переворот получил название «Славная революция».  Она,  по существу,  завершила  оформление компромисса между фактически господствующей в  важных  сферах  жизни  общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в  основном  в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки  буржуазии.  Указанный  компромисс  заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим  вопросам социально-политического развития страны,  который стал важнейшей чертой английской политической  культуры  в  XIX и XX вв.  Отныне разногласия между этими силами не должны были носить  «принципиального» характера, способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.       
    

    Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента:   Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.  
    

     Билль о правах определил положение парламента в системе  государственных  органов.  Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и  финансовой политики,  Билль провозгласил незаконным: 
    

    1) приостановление действия законов или их исполнения без  согласия парламента; 
    

    2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента.  
    

    Кроме того,  содержать постоянную  армию  в  мирное время дозволялось только с его санкции.  Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте,  свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное  указание, что парламент  должен  созываться  достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем – 7 лет.                                         
    

    «Билль о правах» 1689 года (принятый парламентом после «славной революции» 1688, изгнания Карла II Стюарта и восшествие на престол Вильгельма Оранского – родственника Стюартов, протестанта, имевшего опыт управления Нидерландами). Основные положения «Билля »заключались в следующем:
    

    а) любой закон и налог исходит только от парламента;
    

    б) никто, кроме парламента не может отменять закон, изменять закон, освобождать из под действия закона;
    

    в) устанавливается свобода прений в парламенте, свобода подачи петиций, гарантируется частый и свободный созыв палат;
    

    г) парламент определяет состав и численность армии на каждый год и выделяет средства на ее содержание;
    

    д) запрещается требование чрезмерных залогов, наложение жестоких и необычных наказаний.
    

    Данный закон определил место парламента в системе государственных органов Англии.
    

    В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. В частности, утверждался измененный текст «присяги подданничества и подчинения» королю и королеве и объявлялось и узаконивалось, что «подтверждаемые и требуемые» в заявлении духовных и светских лордов и общин «права и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, признаваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявлении…» 1. Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.

    Характерно, что первоначальное название Билля было иным и выглядело так: «Акт, декларирующий права и свободы подданных и устанавливающий порядок наследования Короны». Исходя из этого исторического факта, в литературе Билль прав иногда называют Декларацией прав 1689 г. Парламент, обсуждавший эти вопросы, был собран в январе 1689 г. и получил чрезвычайные полномочия. Он был назван также конвентом (учредительным собранием), где прежний король был объявлен отрекшимся от престола.

    Мысль о том, что монарх не должен стоять над законом, высказывалась в английской политической литературе давно (Брактон, Э. Кок, Дж. Мильтон, левеллеры и др.). Согласно Дж. Мильтону, монарх подчинен закону, как и все граждане, а республиканское правление более совершенно, поскольку больше приспособлено к природе человека, чем монархическое. Философ Джон Локк (1632—1704) оправдывал воцарение Оранского и проводил мысль, что законодательная власть есть власть, доверенная народом. Отсюда главный тезис его учения о властях (ветвях государственной власти) —равенство всех перед законом, проистекающее из договорного происхождения власти в государстве. Свобода гражданина тесно связана с его собственностью, с его имущественным и иным достоянием, которое не зависит от власти. Политическая власть существует там, где люди имеют собственность, а деспотическая власть возвышается над теми, кто не имеет собственности1.

    Акт об устроении,  именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал  дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон,  обязаны были присоединиться к англиканской церкви.  Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том,  что судьи,  назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность  палаты,  запрещалось  совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено).  Акт предусмотрел правило,  согласно  которому  все  акты  исполнительной власти,  помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров  (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты.  Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
    

    Акт об устроении 1701 года (акт о престолонаследии):
    

    а) регулировался порядок наследования английского престола - после смерти бездетных Вильгельма и Марии корона переходит к сестре Марии Анне Датской, если она умрет бездетной, то корона вручается курфюстам Ганновера (германским князьям протестантам, дальним родственникам династии Стюартов);
    

    б) монарх должен исповедовать англиканскую веру (что должно исключить реставрацию ненавистного католицизма);
    

    в) вводится принцип контрассигнатуры, снимающий ответственность за те или иные решения с короля («Король не может поступать дурно») и возлагающий ответственность на министров;
    

    г) лицам, получающим жалование, либо пенсию от короны (офицерам и гос.чиновникам) запрещалось избираться в нижнюю палату парламента (воибежании возникновения прокоролевской группировки в парламенте);
    

    д) провозглашение принципа «несменяемости судей– судья занимает свой пост «покуда ведет себя хорошо», т.е. не впадает в безумие и не нарушает закон, сместить судью со своего поста можно только по решению обеих палат парламента;
    

    е) король лишался права помилования министров, осужденных в порядке импичмента (уголовное преследование высших должностных лиц, при котором обвинителем выступает нижняя палата, а в качестве судьи - верхняя).
    							

    Таким образом, на рубеже XVII – XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного  права:  верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII – XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти  продолжал сохраняться:  не случайно государственный строй Англии XVII – XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия.  Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена.  Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование  своего  правительства  и осуществление с его помощью своей политики.  Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес,  как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5 – 7 наиболее важных министров-советников короля.                                                    
    

    Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины XVIII –  начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в политическом  союзе с  джентри и финансовой аристократией,  следствием чего была дальнейшая модернизация политической системы  английского общества. Такая модернизация, однако, осуществлялась медленно и постепенно,  путем новых  компромиссов,  и сопровождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к  парламентарной,  формированием системы парламентаризма.
    						

    Итак, итогами революционного и после революционного развития Англии в 17 – начале 18 вв. стало установление новой, более прогрессивной, удобной и дворянству и буржуазии формы правления – парламентарной монархии, ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.
    

    3. «ХАБЕАС КОРПУС АКТ»: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ, ОБЩИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

     

    Как было уже отмечено в предыдущей главе курсовой работы, определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus  Amendment  Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции,  но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о  предварительной  доставке  арестованного  лица  в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за «уголовное  или  считаемое  уголовным» деяние (исключая государственную измену и  тяжкое  уголовное  преступление),  имел  право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ «habeas corpus», адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику),  в ведении которого  находился  арестованный.
    

    Эта процедура известна и действовала еще с XV в., но теперь она была снабжена ясными и четкими положениями об ответственности виновных тюремных или судейских служащих перед обвиняемым, который пребывает под арестом или в тюрьме. Чиновники уже не могут отныне творить произвол. За первое нарушение или пренебрежение приказом судьи о «доставке тела (личности) в суд» шериф или тюремщик выплачивает штраф 100 фунтов в пользу заключенного; 200 фунтов — плата за повторное нарушение, влекущее за собой дисквалификацию по профессии; 500 фунтов в пользу потерпевшего — таково наказание для судьи любой инстанции за неправомерный отказ в выдаче приказа о доставке заключенного в суд.

    Хабеас корпус - это существовавшее издревле, по некоторым данным, еще до Великой Хартии вольностей, понятие английского права, которым гарантировалась личная свобода. Ни один свободный человек не мог быть посажен в тюрьму без предписания хабеас корпус, посредством которого судья повелевал доставить к нему личность (букв. тело, corpus) обвиняемого. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы. Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с 15 в. Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчиненными, но уже со времен Генриха VII оно стало применяться в случаях преследования личности со стороны Короны
    

    Однако до акта 1679 выпуск постановления хабеас корпус предоставлялся на усмотрение судей, которые сами не обладали независимостью. Дело выдачи такого постановления часто затягивалось; кроме того, невыполнение предписания судьи не влекло за собой никакой ответственности. Эта недостаточность правовых гарантий проявилась с особой силой в период абсолютистского правления Тюдоров и Стюартов.
    

    Именно несоблюдение этого принципа вызвало возмущение арестом Дж. Гемпдена в 1627 и принятие резолюции палаты общин 29 марта 1628, в которой говорилось:
    

    «1. Ни один свободный человек не может быть арестован или задержан в тюрьме или иначе как-нибудь ограничен в своей свободе по приказанию короля или Тайного совета., если не будет указана какая-нибудь законная причина ареста, задержания или ограничения в свободе. 
    

    2. В приказе хабеас корпус не может быть отказано никому; он должен выдаваться по просьбе каждого лица, который подвергается аресту, задержанию... по приказу короля, Тайного совета или кого-либо другого. 
    

    3. Если свободный человек будет арестован и заключен в тюрьму" без указания законной причины, и «если это будет установлено на основании хабеас корпус, выданного такому лицу, то оно должно быть или вовсе освобождено, или отпущено под залог» 1. 
    

    Эти резолюции вошли в Петицию о праве 1628 и в дальнейшем неоднократно повторялись в документах Английской революции.В период реставрации Стюартов билль о хабеас корпус был внесен в палату общин в 1668, но не стал законом. Два другие подобные билля были отклонены палатой лордов в 1670 и 1675. Наконец, в 1679 был издан Хабеас корпус акт, которым ограждались интересы личности от королевского произвола. Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном преступлении.
    							

    Получив приказ «habeas corpus», шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок  доставить  заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об  аресте  и  выяснения мотивов   задержания  судье  предписывалось  освободить арестованного под денежный  залог  и  поручительство  с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу.  Исключение составляли  случаи,  когда  лицо было арестовано в законном порядке за деяния,  при которых по закону оно не могло быть  взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, «habeas corpus» не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и  освобождении на поруки.      
    

    Ни один шериф, тюремщик или иное должностное лицо не могли ссылаться на незнание значения соответственного приказа, узаконяется сказанной выше властью, что все такие приказы должны быть помещены (per statutum tricesimoprimo Caroli secundi regis) и быть подписаны лицом, выдающим таковые; и если какое-нибудь лицо или лица задержаны или будут задержаны, как выше сказано, за какое-либо преступление - исключая тяжкие уголовные преступления или государственную измену, что ясно выражено в предписании об аресте,- в вакационное время или вне судебных сессионных периодов, то должно быть и будет дозволено лицу или лицам таким образом арестованным или задержанным (кроме лиц, осужденных или находящихся под угрозой смертного приговора в законном порядке) или кому-либо, действующему в его или их интересах (behalf), заявить ходатайство или подать жалобу лорду-канцлеру или лорду-хранителю печати или какому-либо из судей его величества той или другой скамьи или главным баронам суда казначейства.
    							

    Лицо, освобожденное   по  приказу  «habeas  corpus», нельзя было вновь заключить в тюрьму  и  арестовать  до суда  за то же преступление.  Запрещалось также переводить задержанного из одной тюрьмы в другую и  содержать без  суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.                                                   
    

    Закон предусматривал   ответственность   должностных лиц,  судей  за  неисполнение его предписаний:  высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.       
    

    В 1818 г. к закону было сделано следующее дополнение. Если ребенка насильно держат вдали от родителей, если кто-нибудь несправедливо заключает кого-либо в сумасшедший дом, а также если кем-нибудь будет заявлено, что монахам не позволяют выйти из монастыря, то местный суд обязан непременно вынести приказ «хабеас корпус» лицу, держащему в заключении потерпевшего. Если по этому приказу потерпевший не будет тотчас же доставлен в суд и если задержание было без законного на то основания, то потерпевший должен быть тотчас же освобожден.

    Хабеас корпус акт 1679 г. венчает собой триаду основных конституционных гарантий в защиту личной свободы гражданина. Первыми в этом ряду следует считать Великую хартию вольностей 1215 г. и Петицию о правах 1628 г.

    Наказание тюремщиков и судей за произвольный арест или сокрытие такого нарушения есть разновидность возмещения за причиненный моральный ущерб потерпевшему гражданину, и Англия предстает страной, где раньше многих других и в. большей степени был усвоен и обеспечен принцип возмещения за причиненный моральный (нравственный) вред, выражающийся не только в повреждении здоровья жертвы или близкого ей человека, не только в лишении привилегий или авторских прав, но и в незаконном лишении свободы.

    В последнем случае возмещение может быть двоякого рода — в пользу государства (включая блюстителей благочиния) и в пользу потерпевшего. В Англии такое возмещение обеспечивалось последнему.

    «Английская система вознаграждения за моральный вред удивляла и удивляет своей житейской гибкостью и глубоким практическим; смыслом. Неуклонное стремление судей давать удовлетворение каждому пострадавшему за счет виновного, не упуская ни одного случая, постоянное присуждение денежных сумм с нарушителей чужих личных прав и благ, — не только частных лиц, но и лиц должностных, — во многом содействовали в Англии выработке идеала гражданина и служителя государства, укрепляя уважение к чужому праву и чужой личности как в обывателе, так и носителях власти»1.

    Положительное значение закона 1679 года несомненно, поскольку он заключает в себе требования возможно более скорого уголовного суда и некоторые гарантии против незаконных арестов (презумпция невиновности).
    

    При всем этом для правильной оценки закона 1679 года немаловажное значение имеют три обстоятельства:
    

    1. неопределенность английского понятия государственной измены и тяжкого уголовного преступления (свободное судейское усмотрение);
    

    2. право парламента приостанавливать действие закона 1679 года (бунт, вторжение и т.д.);
    

    3. сугубо классовый характер денежного залога (бедняк не мог его внести и до суда вынужден был находиться в предварительном заключении).
    							

    Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов  Англии,  содержащих ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании,  быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка.  В то же время можно отметить и историческую  ограниченность   этого   закона. Во-первых,  ущемлялись  права лиц,  обвиненных в тяжких уголовных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для  освобождения на поруки до суда требовался денежный залог,  сумма которого могла быть  очень  значительной. В-третьих,  действие  закона  могло быть приостановлено парламентом,  что впоследствии неоднократно происходило на практике.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. ФОРМИРОВАНИЕ В АНГЛИИ «ОТВЕТСТВЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
    

     

    К началу XVIIIв. в Англии были заложены такие основные принципы 
    буржуазного государства, как верховенство парламента в области
    законодательной власти, исключительное право парламента вотировать бюджет и определять размеры воинского контингента, принцип несменяемости судей.
    Эти принципы были зафиксированы в Билле о правах (1689г.) и Акте об устроении (1701г.), которые вместе с предшествующими и последующими правовыми документами составили английскую конституцию.

    Важнейшей особенностью английской конституции является то, что она не  представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила, утвердившиеся как «конституционный прецедент». Именно благодаря этим прецедентам и происходит становление ответственного правительства в Англии.
    							

    Главными     направлениями   эволюции  британской монархии в течение XVIII  в.,   заложившими    основы   британской модели парламентаризма,  были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и  законодательной власти –  становление «ответственного правительства».  Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были,    как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами,  а  сложились в процессе политической  практики как результат соперничества двух партий за право формировать  «правительство    его   величества».    Английская  конституция  приобрела  благодаря этому     уникальную форму и не менее  уникальное  содержание, ибо помимо   таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты,  не менее,  а порой и более важное значение приобрели выходящие  за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи   (соглашения),  именуемые  иначе  «конвенциональными нормами».     
    

    Монарх продолжал  оставаться главой государства,  но постепенно превращался фактически лишь  в  номинального главу  исполнительной власти.  Первые прецеденты,  способствующие этому,  возникли уже в  первые  десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.).  Право короля отвергать законы, принятые парламентом  (абсолютное  вето),  перестало  применяться с 1707 г. Король Георг I (1714 – 1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета,  что повлекло за  собой важные  политические  последствия.  Прежде  всего, такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению  функций  по  руководству кабинетом в руках его премьер-министра.  Кабинет стал  действовать  от  имени «Его Величества»,  но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем  было  определено  максимой, гласившей,  что  «король  царствует,  но не управляет».
    

    Правда,  влияние монарха на политику  кабинета  нередко бывало очень значительным,  а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в  его распоряжении,  и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это стало  исключением,  а не практикой,  «резервом» на случай чрезвычайной ситуации.                                 
    

    Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом.  Теперь эта ответственность  могла  быть перенесена с короля на его министров.  Первым шагом к возникновению новой  системы взаимоотношений  кабинета  и парламента были акты 1705 – 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения  Акта 1701 г.,  открыли министрам возможность избираться в  нижнюю  палату  парламента  и  тем  самым представлять  в ней кабинет.  В 1708 – 1715 гг.  стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги),  а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое  время  находиться  у власти,  не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин,  и победившая  на выборах партия,  имеющая такое большинство, формировала кабинет,  а другая образовывала в парламенте  организованную оппозицию и так называемый «теневой кабинет».  В конце    XVIII в.  начинают устанавливаться еще два важных правила.   В  случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе  (солидарная ответственность),  либо   мог  распустить палату общин и назначить новые выборы.                                
    

    Первый случай коллективной  отставки  кабинета  имел место в 1782 г.  из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями,  а первый роспуск  нижней  палаты кабинетом  –  в  1784 г.  Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте,  так  и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.        
    

    Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена  кабинета  в зависимости от одобрения его политики в палате общин.  Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения,  а роль королевской власти и аристократической  палаты  лордов  оставалась  весьма значительной.  Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты  парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом.  Унаследованная  от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система  представительства  в парламенте  позволяла многочисленным «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного  переворота,  вообще не имели своего представительства.  Активным избирательным правом со времен сословно-представительной  монархии  обладали  в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным,  то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким.  По Акту 1710 г.  пассивным  избирательным  правом наделялись лица,  которые имели от земельной (недвижимой) собственности  доход  в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах.  Изменить такую избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В первой половине 17 в. в английском обществе начинают нарастать противоречия между королевской властью (полуфеодальной, полабсолютской) и парламентом, выражающим интересы буржуазии и «нового дворянства». Причины недовольства (приведшие впоследствии к революции) были следующими: а) взимание королевской властью налогов, несогласованных с парламентом, принудительные государственные займы, обход королевской властью конституционного принципа (закрепленного в Великой хартии вольностей 1215 году) «налогообложение через представительство»; б) постоянные роспуски парламента, преследование лидеров параментской оппозиции, долгое беспарламентское правление (в 1628 году Карл 1 Стюарт распустил парламент и не созывал его до 1640 г.); в) произвол королевских чиновников и судей, злоупотребления королевских фаворитов (герцог Бэкингем); г) распространение законов военного времени на время мирное, постои армии в домах частных лиц; д) ограничение в торговой и промышленной сферах (государственные монополии); е) стремление реставрировать ненавистный большинству англиканский католицизм; ж) ориентация династия Стюартов (Яков I, Карл I) на католические государства континентальной Европы (Францию, Италию) - традиционных торговых соперников Англии
    

    В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов:
    

    1. 1640 –1642 гг.–  мирный, конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаиванием пока на минимальном ограничении королевской власти; 
    

    2. 1642 – 1649 гг. –гражданская война между сторонниками короля и сторонниками парламента;
    

    3. 1649 – 1653 – период республики;
    

    4. 1653 – 1658 – протекторат Кромвеля (военная диктатура);
    

    5. 1660 г. – реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I) – возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем – к началу 18 в. – конституционной, парламентарной монархии).
    

     Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной,  но исторически  закономерной для  Англии  расстановкой  социально-политических  сил. К числу особенностей следует отнести: а) «религиозный» характер революции – одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические «партии» революционного периода (индепенденты, левеллеры и т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам; б) относительная кровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии (даже в ходе гражданской войны, сопровождавшей фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, среди солдат и офицеров); в) фактическое невмешательство европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в 30-ти летнюю войну, к 1640 г. у европейских монархов фактически не осталось сил; изолированное островное положение Англии, сильный флот делал невозможной иностранную военную интервенцию).
    

    Главными задачами революции были: а) установление новой, более совершенной формы правления (не обязательно республик), учитывающей интересы в первую очередь буржуазии, а не феодального класса; б) ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле, сельском хозяйстве; в) очищение англиканской церкви от пережитков католицизма.   
    

    Установление республики – наиболее демократической в существующих условиях формы правления – стало  вершиной революции.  Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы.  Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и  захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг.  превратили значительную часть индепендентов в крупных  земельных  собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было  лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.  В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства  и ремесленников,  влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь  на  армейскую верхушку,  прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением «протектората Кромвеля» (1653—1658 гг.). 
    						

    Своеобразной чертой социальных и политических перемен в Англии является то, что в ходе упразднения некоторых феодальных институтов и традиций здесь сохранялась значительная преемственность в организации и деятельности важнейших правовых и политических институтов (монархия, палаты парламента, общее право). 
    

    На рубеже XVII – XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного  права:  верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII – XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти  продолжал сохраняться:  не случайно государственный строй Англии XVII – XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия.  Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена.  Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование  своего  правительства  и осуществление с его помощью своей политики.  Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес,  как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5 – 7 наиболее важных министров-советников короля.                                                    
    

    Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины XVIII –  начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в политическом  союзе с  джентри и финансовой аристократией,  следствием чего была дальнейшая модернизация политической системы  английского общества. Такая модернизация, однако, осуществлялась медленно и постепенно,  путем новых  компромиссов,  и сопровождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к  парламентарной,  формированием системы парламентаризма.
    						

    Итогами революционного и после революционного развития Англии в 17 – начале 18 вв. стало установление новой, более прогрессивной, удобной и дворянству и буржуазии формы правления – парламентарной монархии, ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Акт о лучшем обеспечении свободы поданных и о предупреждении заточения за морями 26 мая 1679 г. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Сост. Н. А. Крашенинникова. М., 2003. С. 30–32.
  2. Батыр К.И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 2002.
  3. Барг М. А. Кромвель и его время / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1950.
  4. Бацер М.И. Леввелеры против Кромвеля (1647 – 1649 г.г.) // Новая и новейшая история. 2002. № 3.
  5. Беляцкин С. А. Возмещение морального (неимущественного) вреда. СПб., 2000.
  6. Великая ремонстрация с сопровождающий ее петицией 1641 г. // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 1996. Т. 2. С. 14–15.
  7. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. -М.: НОРМА, 2002.
  8. История государства и права зарубежных стран / Под общ. ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинникова.–М., 2005.
  9. Маркс и Энгельс, Соч., Т. VII. М., 1961.
  10. Окончательное утверждение дуалистической монархии в Англии «Биллем о правах» и «Актом об устроении». Л., 1982.
  11. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII — XVIII вв. // Под ред. В.Г. Сироткина. М.: Высш. Шк., 1990
  12. Форма правления в Англии в начальный период буржуазной революции XVII в. // Вестник Ленинградского университета. Сер. эконом. философ. право. 1981. Вып. 4, № 23. С. 85–89.
  13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Сост. Н. А. Крашенинникова. М., 2003.
  14. Церковная реформа в Англии в начальный период буржуазной революции XVII в. Л., 1982.
  15. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2004.
  16. Zagorin P. A History of Political thought in English Revolution. London, 1954, p. 8.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.13MB | MySQL:118 | 1,844sec