Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений

<

112614 1902 1 Понятие правоотношений как особого вида общественных отношенийВ обществе существует множество различных отношений: экономические политические юридические моральные духовные культурные и др. собственно само человеческое общество есть совокупность отношений продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

Право – особый официальный государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения оно тем самым придает им правовую форму в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми облекаются в юридическую оболочку.

Правовые отношения проблема их понятия и содержания является одной из фундаментальных проблем теории права и юридической науки в целом. Это определяется тем, что любая правовая проблема есть в конечном итоге проблема правовых отношений проблема правовых связей субъектов правоотношений.

Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно с этой точки зрения в настоящей работе рассматривается такой феномен общественных отношений как правоотношение.

Одним из основных, фундаментальных понятий правой науки является правоотношение. Это та форма, в которой абстрактная норма права приобретает свое реальное бытие, воплощаясь в реальном общественном отношении. Именно поэтому проблема правоотношения привлекает к себе широкое внимание как теоретиков государства и права, так и теории ряда отраслей. Так, по мнению О.С. Иоффе, «проблема правоотношения – одна из наиболее сложных и в то же время наименее разработанных проблем правовой науки».

Необходимо, однако, отметить, что в трактовке этого понятия имеются значительные расхождения. Иногда понятие правоотношения сужается до такой степени, что охватывает лишь гражданско-правовые обязательственные отношения, иногда настолько расширяется, что теряет всякую определенность специфической формы связи права с общественными отношениями и по существу перестает функционировать. Исследователи единодушны лишь в том, что правовое отношение – это особый вид общественных отношений.

Конечно, недостатка внимания ученых к осмыслению указанной проблемы не испытывалось никогда, начиная с трудов советского периода и заканчивая исследованиями новейшего времени. Тем не менее, понятие правоотношения на протяжении последних лет стал объектом пристального внимания ученых-правоведов. Но несмотря на проведенные исследования, многогранная проблема характеристики рассматриваемого института, конечно же не исчерпана.

Во время изучения большого массива литературы, посвященной данной теме, была определена цель исследования, которая состоит в исследовании правоотношения как урегулированного нормой права реального конкретного общественного отношения в единстве его формы и содержания.

Поставленная цель обусловила необходимость решения нескольких задач:

  • во-первых, исследовать методологические вопросы теории правоотношений;
  • во-вторых, изучить понятие правоотношения и его место в процессе правого регулирования;
  • в-третьих, рассмотреть общие положения о структуре правоотношения;
  • в-четвертых, дать характеристику основным классификациям правовых отношений;
  • в-пятых, сделать основные выводы по дипломной работе.

    Объектом исследования избраны правовые отношения как разновидность отношений общественных. В границах определенного объекта предметом исследования является воззрения теоретиков государства и права, а также ряда отраслей права.

    Указанными задачами определяется структура работы. Она состоит из введения, трёх глав, которые включают в себя девять параграфов, заключения и списка используемой литературы.

    При написании работы использована вся доступная литература: изучены научные исследования отечественных авторов в области общей теории государства и права. При этом, особо следует отметить труды таких ученых как Халфина Р.О., Дудин А.П., Гревцов Ю.И.., Алексеев С.С., Иоффе О.С, Шаргородский М.Д., Ткаченко Ю.Г., Яровая О.Н., Магазинер Я.М., Трубецков Е.Н., Лапач В.А., Варламова Н.В. и т.д.

    По мнению Дудина А.П., именно категория правоотношения позволяет рассматривать права, но только с точки зрения формы, как противополагаемые фактическим общественным отношениям юридические нормы (законы), то есть не как нечто только субъективное, идеальное, но и с точки зрения содержания.

    Правоотношение – центральная правовая категория – наиболее наглядно выражает диалектическое противоречие в становлении и развитии права. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к пониманию правоотношения. Не претендуя на бесспорность, предложим свое видение проблемы.

     

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

     
     

     

     

    В обществе существует множество различных отношений – экономических, политических, юридических, моральных, духовных, культурных и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.

    Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридические или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

    Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

    Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

    Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

    По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это – неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

    Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

    Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей. Государство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.

    Право – не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности. Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились еще в предперестроечное время в виде «теневой», полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

    Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

    Правоотношения – следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

    Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе – правоотношение. Правоотношения как бы «вызревают» в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными потребностями.

    Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую форму, определяемую законом. Иначе говоря, материальный и формальный источники.

    Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье, помимо материальных, существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

    Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.

     

     

     

     

    § 2. Основные признаки правовых отношений

     

    Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.

    1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы – нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

    2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

    3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы прав в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

    Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.

    4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, но последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

    5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

     

     

     

     

    § 3. Возникновение и функционирование правоотношений

     

    Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. В науке их принято делить на материальные (общие) и юридические (или специальные). К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно: а) не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения; в) ценность, благо.

    Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

    Однако общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К ним относятся: а) норма права; б) праводееспособность субъектов; в) юридический факт.

    Как отмечалось выше, правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие – первое предшествует второму, а не наоборот.

    Связь нормы права и правоотношения имеет сложный, многосторонний характер. Конкретно она выражается в следующем.

    1. Правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права. Без юридической нормы не может возникнуть ни одно правоотношение. Иными словами, правоотношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его правовая норма. Субъекты не могут сами, помимо этих норм, т.е. вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения – такие отношения официальная власть не стала бы охранять.

    2. Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Именно в правовом отношении проявляется реальная сила и эффективность государственного предписания, достигается поставленная цель. Правоотношение – это норма права в действии. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать то или иное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.

    3. Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования и выполняют в нем, помимо собственных, некоторые общие функции. Без этих главных компонентов указанный механизм попросту не мог бы работать. Его четкость, отлаженность в значительной мере зависят от степени синхронизации и гармонизации правовой нормы и правового отношения.

    4. Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения; в диспозиции – на права и обязанности его субъектов; в санкции – на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникшего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.

    В литературе сложились две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения. Согласно первой из них, разделяемой большинством теоретиков, правовое отношение есть результат регулирующего воздействия правовой нормы на общественное отношение. Последовательность здесь такая: норма права – фактическое отношение – правоотношение. Согласно второй концепции, правоотношения есть не результат, а средство регулирования общественных отношений (Ю.К. Толстой). Последовательность в этом случае уже иная: норма права – правоотношение – общественное отношение. Сначала на основе той или иной нормы права складывается правоотношение и только затем оно направляется на регулирование соответствующего отношения.

    Думается, ближе к истине первая точка зрения, точнее отражающая реальность. Однако в обоих случаях ясно одно: нельзя понять сущность правоотношения вне связи с правовой нормой, и наоборот.

     

     

     

    ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ

     

     

     

    § 1. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность

     

    В состав правоотношения входят следующие элементы:

  • субъекты;
  • субъективное право;
  • объект;
  • юридическая обязанность.

    Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.

    <

    Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения – не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

    Из истории мы знаем, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы могли быть лишь объектом права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равноправия и среди свободных.

    При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.д. В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

     

     

     

     

    § 2. Объекты правоотношений: понятие и виды

     

    С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятельность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объекта. Объект и субъект – парные категории. В практической жизни термин «объект» соотносится не только с человеком как разумным существом, но и с любым другим фрагментом действительности (предметом, процессом, состоянием, поведением).

    Поэтому любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другого явления, выступает объектом последнего. Во всеобщей взаимосвязи субъект может стать объектом, и наоборот, объект – субъектом. Именно в этом смысле в правовой науке говорят об объектах и субъектах права, правонарушений, правоотношений, ответственности, толкования и применения законов, наказания и т.д. Во всех этих случаях понятия объекта и субъекта не имеют сугубо философского содержания, а служат в основном лишь операционным целям. То же самое происходит и во многих других науках, особенно прикладных.

    Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного и государства в целом.

    Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношений. Только в рабовладельческом обществе раб рассматривался в качестве объекта купли-продажи, иначе говоря – «говорящей вещи». В современных правовых системах подобное не допускается, хотя подпольная торговля людьми, в частности детьми, молодыми девушками, к сожалению, в отдельных странах имеет место и в довольно широких масштабах. Но это уголовно наказуемые деяния.

    Как известно, общим объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения. Но общественные отношения – сложная и многоэлементная реальность. Нормы права и складывающиеся на их основе правоотношения опосредствуют не все, а лишь отдельные виды, фрагменты, участки, сферы этих отношений. Поэтому встает вопрос о том, что же конкретно может быть и фактически выступает объектом разнообразных правоотношений. Различие между объектом права в целом и объектами конкретных правоотношений, возникающих в результате его действия, заключается в степени конкретизации.

    В юридической литературе существуют разные трактовки объекта правоотношения. Однако в ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции – монистическая и плюралистическая. Согласно первой из них, объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда – у всех правоотношений единый, общий объект.

    Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь. Ведь законы, его нормы оказывают свое влияние не только на людей, но через них и на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, организации, учреждения; устанавливают или изменяют их статусы, режимы, состояния; закрепляют владение, пользование, распоряжение имуществом. А субъективное право – это право не только на действия (свои или чужие), но и на определенные блага. Что касается реагирования на правовое воздействие, то его не следует понимать слишком буквально.

    Итак, в зависимости от характера и видов правоотношений (с входящими в них субъективными правами и юридическими обязанностями) можно выделить следующие объекты.

    1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений (купля-продажа, дарение, залог, обмен, завещание и т.п.).

    2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

    3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

    4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения – все то, что является результатом интеллектуального труда).

    5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов. В настоящее время в стране сложился рынок ценных бумаг, акции продаются и покупаются, т.е. являются объектами сделок. 22 апреля 1996 г. был принят Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

     

     

     

     

    § 3. Юридическая обязанность

     

    Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она – гарант их осуществления.

    Субъективное право – право субъекта правоотношения. Здесь эпитет «субъективное» отражает: во-первых, принадлежность права субъекту; во-вторых, зависимость его от субъекта – в отличие от нормы права, которая никому лично не принадлежит и не зависит от воли конкретного индивида.

    В этом смысле юридическую обязанность также можно квалифицировать как субъективную. В рамках правового отношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Слагаемые юридической обязанности – это своего рода отдельные долженствования – наподобие правомочий в субъективном праве.

    Важно подчеркнуть, что юридическим содержанием правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные и должные, т.е. предусмотренные законом. Они выражают состояния связанности. Как заметил еще Г.Ф. Шершеневич, «субъективное право есть средство для обеспечения пользования благами, но последние так же мало принадлежат к понятию права, как сад к садовой ограде».

     

    ООТНОШЕНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

     

     

     

    § 1. Основные виды правоотношений, предпосылки

     

    Прежде всего, правоотношения как юридические нормы можно классифицировать по отраслевому признаку:

  • конституционные (например, отношения по поводу прав и свобод граждан);
  • административные (в сфере государственного управления);
  • гражданско-правовые (аренда купля-продажа и др.);
  • финансовые (например принятие исполнение бюджета);
  • семейные (пример – заключение брака алиментные и другие правоотношения);
  • уголовно-правовые (отношения ответственности за преступления);
  • трудовые (отношения по трудовому договору);
  • правоотношения иных отраслей права.

    Одна из основных классификаций правовых отношений – по степени определенности – деление правоотношений на абсолютные относительные и общие (общерегулятивные).

    Абсолютными признаны такие отношения, в которых носителю права противостоит неопределенное множество пассивно обязанных субъектов права. В качестве классического примера называют обычно правоотношения собственника и всех лиц, обязанных не посягать на объекты находящиеся в соответствии с законом в его собственности.

    Относительными правовыми отношениями было предложено считать такие отношения в которых управомоченному противостоит конкретное обязанное лицо (обе стороны в таких отношениях конкретно определены).

    Общерегулятивные правоотношения – это отношения, в которых носителями права и обязанностей являются в принципе все. Такие отношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности а равно обязанностей. Они возникают главным образом на основе норм Конституции других основополагающих актов и являются базовыми исходными для отраслевых правоотношений.

    Классифицируя правоотношения по содержанию можно выделить регулятивные (конкретные правоотношения отрегулированные, например гражданско-правовым договором) и охранительные (например, отношения уголовной ответственности и наказания). Первые возникают из правомерных действий субъектов, вторые – из противоправных связанных с применением государственного принуждения.

    По количеству участников правовые отношения делятся на простые (двусторонний договор) и сложные (сбор подписей за назначение референдума).

    По продолжительности правоотношения делятся на моментальные (мена) и длительные (аренда).

    По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного (обязанность оказать услугу по договору) в пассивных напротив она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

    Виды правоотношений по субординации в правовом регулировании:

  • материально-правовые – возникают на основе норм материального права;
  • административно-правовые гражданско-правовые уголовно-правовые и др.
  • процессуально-правовые – возникают на основе норм процессуального права и производны от норм материального права – административно-процессуальные гражданско-процессуальные уголовно-процессуальные и др.

    Процессуально-правовые отношения в свою очередь делятся на процессуально-регулятивные (процесс заключения договора) и процессуально-охранительные (уголовное производство) – типичные правоотношения по реализации юридической ответственности.

     

     

     

     

    § 2. Характеристика основных видов правоотношения

     

        Диспозиционные и обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости от того, какой структурный элемент правовой нормы в данном случае используется.

        Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Однако отождествлять это общественное отношение и диспозиционное нельзя. Это объясняется тем, что в процессе правового регулирования общественное отношение теряет некоторые свои черты, приобретает новые свойства, изменяется и преобразуется. Таким образом, диспозиционное правоотношение – это уже новое качественное состояние общественного отношения. Необходимо указать так же на то, что данные преобразования общественных отношений, связанные с их правовой регламентацией, могут носить различный характер. Некоторые из них будут иметь позитивную направленность, стимулировать прогрессивное развитие общественного отношения. Другие – наоборот, приобретут регрессивную направленность, тормозя развитие. Все это зависит от качества правовой регламентации, от правильности оценки реального состояния общественных отношений, перспектив их дальнейшего развития. Это является одним из проявлений сущностных свойств диспозиционных правоотношений.

        Сущность диспозиционных правоотношений выражена в их необходимых, определяющих, устойчивых свойствах, в которых различаются материальные и социально-политические аспекты.

        Диспозиционные правоотношения, как и любые другие, порождаются материальными условиями жизни общества. Однако они теснее, глубже связаны с материальными процессами. Таким образом, они находятся в большей зависимости от материальных и экономических условий общественной жизни, что в свою очередь влияет на пределы правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее ярко это проявляется в отношениях собственности, в хозяйственных отношениях между предприятиями, организациями.

        В социально-политическом плане диспозиционные правоотношения отражают взаимоотношения между различными социальными группами. С одной стороны в них через правовые нормы воплощается воля господствующих социальных групп, с другой – выражается воля субъектов, которые непосредственно вступают в эти диспозиционные правоотношения. Следует отметить, что в диспозиционных правоотношениях, в отличие от обеспечительных, свобода волеусмотрения, волеизъявления субъектов более широкая, менее ограниченная.

        Подводя итог, можно сказать, что диспозиционные правоотношения – это урегулированные диспозицией правовой нормы общественные отношения, для регламентации которых создается и вводится в действие сама норма права.

        Диспозиционные правоотношения находятся в тесной, ограниченной связи с обеспечительными правоотношениями, которые возникают при реализации санкций правовых норм. Одним из элементов механизма обеспечения нормальной реализации норм права являются обеспечительные правоотношения.

        Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т.е. они напрямую связаны с необходимостью применения власти. Относительно обеспечительных правоотношений эта власть приобретает государственный, юридический аспект, и поэтому они выступают как властеотношения. Властеотношения – это особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле.

        Властный характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным в первую очередь относится комплексный субъект. Это носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т.п. Однако здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных правоотношений.

        Второй обязательный субъект обеспечительных правоотношений – это то лицо, или орган, к которому применяются правовые санкции. Они обладают правами и несут обязанности. При этом соотношение прав и обязанностей у различных субъектов неодинаково. Оно зависит от вида применяемых санкций.

        Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты).

        Как уже отмечалось, обеспечительные правоотношения регулируются санкциями норм права. Санкция – это структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Санкции подразделяются на поощрительные и охранительные. Охранительные в свою очередь подразделяются на штрафные, правообеспечительные, санкции ничтожности, организационные санкции.

    Соответственно различаются и виды обеспечительных правоотношений. Выделяются поощрительные и охранительные обеспечительные правовые отношения.

        Поощрительные правоотношения – это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального стимулирования.

        Охранительные правоотношения связаны, соответственно, с реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры государственного принуждения. К ним относятся штрафные, правовосстановительные, организационно – принудительные, отменяющие и проч.

        Штрафные правоотношения связаны с применением юридической кары, претерпевания дополнительных неблагоприятных последствий за совершенные правонарушения.

        Право восстановительные отношения выражаются в принудительном восстановлении нарушенных прав, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей.

        Отменяющие правоотношения – это отношения, между субъектами по признанию несуществующим, лишенным юридической значимости правового акта неправомерного характера в форме действия или документа (например, признание недействительной гражданско-правовой сделки).

        Организационно-принудительные правоотношения – это отношения, связанные с принудительно-организационными преобразованиями, основанными на неправомерных действиях и состоянии, носящем ущербный для общества характер (например, ликвидация обанкротившихся организаций).

        Обеспечительные правоотношения разграничиваются также на общерегулятивные и конкретные. В процессе своего развития обеспечительные правоотношения могут переходить от общерегулятивного состояния к конкретному. В частности, уголовные обеспечительные правоотношения возникают на общерегулятивном уровне сразу после совершения преступления, и лишь после вынесения приговора становятся конкретными. Таким образом, в ходе развития постепенно идет конкретизация содержания обеспечительных правоотношений.

        Непосредственным основанием возникновения, изменения или прекращения обеспечительных правоотношений являются юридические факты или фактические составы. К ним относятся деяния, за которые в праве устанавливаются меры государственного обеспечения или правоприменительные акты.

        Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями. Такое правоотношение фактически складывается каждый раз, когда обслуживает правореализацию, и когда вмешательство государства требуется для контроля, поддержки, конкретизации действия правовых норм в индивидуальных ситуациях.

        Управленческое правоприменительное отношение с санкции законодателя обрастает множеством дополнительных общественных отношений, носящих процедурный, а в наиболее сложных случаях правоприменения – процессуальный характер.

        Строго говоря, эти общественные отношения в определенной мере носят тоже управленческий характер, а значит, в классовом обществе приобретают и политическую окраску.

        Однако, если правоприменительное правоотношение призвано специально юридическим образом помочь реализации правоотношений, диспозиционных и правообеспечительных (правоотношений первого и второго порядков), то процедурно-процессуальные правоотношения вызваны к жизни специально юридическими потребностями самого правоприменения как правоотношения третьего порядка. Они призваны создавать оптимальные условия для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела, строгого соблюдения прав и обязанностей участников юридической процедуры, принятия законного и обоснованного решения в рамках основного правоприменительного правоотношения.

        Законодатель не должен произвольно устанавливать, с помощью каких действий, например, получать доказательства, поскольку природа, внутренняя «логика» правоприменения очерчивает возможные их рамки. Но он может в этих пределах решать, быть или не быть тому или иному отношению в процессе (процедуре), на какой его стадии, в какой форме, между какими именно субъектами и т.п. Так, советской юридической общественности удалось добиться от законодателя допуска защитника на начальной стадии предварительного расследования, а в 1985 году была установлена новая протокольная форма подготовки судебного материала, установившая более упрощенный порядок производства по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР. До этого в уголовном судопроизводстве не могли допускаться изъятия из общих уголовно-процессуальных правил. В связи с этим появляются уголовно-процессуальные правоотношения нового образца, новой упрощенной формы.

        Процессуально правовые правоотношения представляют собой обязательную форму юридического существования правоприменительного отношения в любом цивилизованном государстве.

        Выделяются также процессуальные правовые отношения. Их месторасположением, не смотря на имеющиеся недостатки, будет процесс осуществляемого в первой инстанции правосудия по уголовным и гражданским делам. Говоря о процессуальных правоотношениях необходимо хотя бы вскользь упомянуть о подсистеме материально-правовых правоотношений (это системосоставляющий компонент), и правоотношениях не урегулированных нормами права. Это уже системодополняющий компонент.

        Материально-правовые отношения выступают как субодинационно-организационная подсистема и фактически делятся на две группы: на конфликтные правоотношения, и на правоотношения по урегулированию конфликта. Они отличаются друг от друга по следующим позициям:

  • субъектами первого являются вполне определенные лица (интересанты): истец-ответчик; потерпевший-подсудимый и т.п.;
  • в правоотношениях по урегулированию конфликта к ним как бы подключается судейский корпус (судебный состав данного процесса);
  • содержание конфликтного отношения дополняется волеизъявлением судейского корпуса;
  • с конфликтным отношением связано само возникновение процесса, а отношение по урегулированию конфликта по общему правилу итожит, заканчивает процесс.

    Отношения, не урегулированные нормами права, на первый взгляд возникают, изменяются и прекращаются по воле случая. Но действительная жизнедеятельность строится по законам человеческой психики.

        Правореализационные правоотношения представляют собой отношения в процессе реализации правовых норм. Они могут быть различны по своей природе. Это и отношения в ходе исполнения обязанностей, использования субъективных прав, соблюдения запретов, осуществления полномочий. В соответствии со сферами общественной жизни выделяются экономические, социальные, политические и духовные правоотношения.

     

     

     

     

    § 3. Презумпции

     

    В правовой действительности имеется феномен, который, не будучи юридическим фактом, может порождать правоотношения. Это – презумпция.

    Виды презумпций по факту правового закрепления:

     

    фактические (общежитейские)

    законные 

    – правдоподобное знание о развитии природы, общества, мышления; могут использоваться субъектами судебной, следственной деятельности без обращения к доказательствам. 

    – определенное логическое средство, используемое в судебном процессе вследствие того, что оно предусмотрено законом или вытекает из его смысла.

    В законе не выражены и юридического значения не имеют. 

    В законе выражены и имеют юридическое значение. 

     

    Мы ведем речь о законных презумпциях.

    Презумпция (лат. – предположение) – закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, которые имеют юридическое значение.

    Презумпции – важный и достаточно гибкий инструмент регулирования правоотношений, благодаря которому исчезают сомнения в существовании определенного юридического факта, поскольку в них:

    – отражаются исходные, принципиальные начала права;

    – заложен механизм реализации этих начал.

    Законные презумпции бывают двух видов:

    • не опровержимые презумпции – не нуждаются в доказывании, т.к. не подлежат сомнению;

    • опровержимые презумпции – могут быть опровергнуты в результате установления иного в отношении этих фактов. Виды презумпций по субординации в правовом регулировании и их черты:

     

    материально-правовые 

    процессуально-правовые 

    – содержат правоположения о наличии (отсутствии) определенного юридического факта при существовании других фактов, которые могут иметь отношение к другому субъекту данного правоотношения или неопределенному кругу лиц;

    – исключают необходимость доказательств для вынесения решения или указывают субъекта, на которого возлагается бремя доказывания во время разбирательства юридического дела, чем устанавливается порядок применения норм процессуального права;

    – служат предпосылкой для существования процессуальной презумпции; 

    – имеют предпосылкой материально-правовую презумпцию;

    – вступают в действие только при доказанности условий их применения;

    – всегда вытекают из правовой нормы и распределяют бремя доказывания строго определенно, а не предположительно; 

    – всегда могут быть опровергнуты путем доказательств об отсутствии фактов, при наличии которых они применяются.

    – не могут быть опровергнуты, если материально-правовая презумпция является неопровержимой. 

     

    Следует учесть, что в большинстве правовых норм материальные и процессуальные виды презумпций тесно переплетаются.

    Каждая отрасль права имеет немалый «набор» презумпций. Например, в Гражданском кодексе закреплена такая презумпция, как презумпция вины. Вина признается обязательным условием для применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств или в случае причинения вреда. Правда, из презумпции вины есть исключения. И все же общим правилом в странах континентальной Европы является следующее: непременной предпосылкой договорной ответственности является вина должника.

    Другим примером презумпции может быть закрепленная в Гражданском кодексе Российской Федерации презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений (ч.3 ст.10 ГК РФ). Это означает, что: 1) сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности, признаются недействительными; 2) участник гражданского правоотношения признается добросовестным, а доказывать его недобросовестность должен тот, кто с такими действиями связывает определенные юридические последствия.

    Чтобы не требовалось расширительного толкования презумпций – ни судебного, ни доктринального, они должны закрепляться в законах и формулироваться четко.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

     

     

    Проблема правоотношения – «сквозная проблема правовой теории». Правоотношение – один из важнейших элементов жизни общества, в котором многие отношения могут существовать только как правоотношения и «…ценное приобретение правовой науки».

    Итак, мы рассмотрели основные положения такой сложной и многогранной юридической категории как правовые отношения. Конечно, в рамках дипломной работы невозможно охватить весь тот огромный массив информации, имеющий отношение к данной теме. Но такая задача и не ставилась. Нами были изложены традиционные взгляды на понятие и сущность правоотношения, даны представления о его структуре, содержании и видах.

    В заключение стоит констатировать, что нами в данной работе были глубоко рассмотрены и изучены весьма важные и актуальные вопросы теории государства и права, касающиеся понятия, сущности и структуры правоотношения, обобщен – значительный теоретический материал, что позволило прийти к следующим выводам:

    Во-первых, с точки зрения системного подхода интересна эволюция методологии исследования правоотношений. Как уже указывалось, в 20-30-х годах правоотношение рассматривалось вне связи с нормой права. В дальнейшем правоотношение начали изучать в тесной связи с нормой права. При этом в ряде случаев подчеркивалось, что норма выражает закономерности общественных отношений. В последние годы правоотношение исследуется в общей системе правового регулирования, что позволяет более полно определить связи правоотношения с другими правовыми явлениями, функцию данного понятия.

    Во-вторых, по мнению Халфиной Р.О., не следует гипертрофировать значение правоотношения, которое является лишь одним из способов воздействия права на регулируемое отношение. В противовес приведенной точки зрения можно утверждать, что правоотношение не есть только форма (одна из форм) или способ (один из способов) реализации правовых норм, и не мысленная модель поведения, а нечто более сложное и существенное – такой процесс взаимодействия норм права и фактических общественных отношений, который выражает причинно-следственную связь в развитии права, обнаруживая одновременно необходимость правового регулирования и необходимость правообразования.

    В-третьих, для более глубокого раскрытия сущности правоотношения большое значение имеет разработка понятия структуры правоотношения и его элементов: субъективного права; объекта правоотношения и содержания, а также их классификацию.

    Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица) содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность) объект правоотношения. Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица совершившего преступление понести уголовную ответственность соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности а в некоторых источниках выделяются ещё и правоотношения общего характера). Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).

    Субъектами правоотношений являются участники правоотношений имеющие субъективные права и юридические обязанности. Основные субъекты правоотношений – люди (физические лица – граждане иностранные граждане лица без гражданства) организации (среди них особо выделяют юридические лица – субъекты гражданского права) государство (а также его органы и должностные лица) муниципальные образования. Точнее для каждого вида правоотношений существует свой субъектный состав (например субъектами конституционно-правовых отношений являются также социальные общности такие как народ страны население территории).

    Субъекты правоотношений обладают такими юридическими свойствами как правоспособность (способность иметь права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права создавать и исполнять обязанности) в понятие дееспособности входит и деликтоспособность (способность лица нести юридическую ответственность). Правоспособность и дееспособность физических лиц зависят от наличия гражданства (конституционная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства меньше чем у граждан данного государства) дееспособность – от возраста.

    Содержание правоотношения устанавливается нормами права и юридическими фактами. Юридическое содержание правоотношения составляют субъективное право и юридическая обязанность субъектов фактическое содержание правоотношения составляют сами действия в которых реализуются права и обязанности.

    Завершая работу, считаем нужным подчеркнуть актуальность и важность рассмотрения данной темы для деятельности будущих юристов независимо от той отрасли права, в которой ему придется работать. Ведь содержание правового отношения, будь то гражданско-правовое, уголовно-правовое или иное отношение, всегда построено на наличии у его субъектов определенных прав и обязанностей, соблюдение и защита которых является основной целью в деятельности юристов-практиков.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

     

    1.Нормативные акты.

     

    1.1.Конституция Российской Федерации. М., 1993.

    1.2.Гражданский кодекс РФ. М.: Юристъ, 2008.

     

    2.Специальная юридическая литература.

     

    2.1.Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1.

    2.2.Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. Докт. дисс. Л., 1947.

    2.3.Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 1999.

    2.4.Братусь С.Н. О соотношении гражданской правоспособности и субъективных гражданских прав // Советское государство и право 1949 № 8.

    2.5.Варламова Н.В. Правоотношение (философский и юридический аспекты) // Правоведение. 1991. № 4.

    2.6.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Т. 2. Теория права. М., 1997.

    2.7.Венедиктов А.В. О субъектах социалистических правоотношении // Советское государство и право. 1955. № 6.

    2.8.Генкин Д.М. Право собственности как абсолютное субъективное право // Советское государство и право 1958 № 6.

    2.9.Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист 1998 №10.

    2.10.Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.

    2.11.Дудин А.П. Диалектика правоотношений. Саратов, 1983.

    2.12.Иванов Р.Л., Костюков А.Н., Скобелкин В.Н. Основы российского государства и права. Омск, 1995.

    2.13.Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.

    2.14.Иоффе О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении. М., 1979.

    2.15.Иофе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. ЛГУ, 1949.

    2.16.Карева, Кечекьян С.Ф. О социалистических правоотношениях. Тезисы докладов. М., 1956.

    2.17.Кечекьян С.Ф. Нормы права и правоотношения // Советское государство и право 1955 № 2.

    2.18.Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1998

    2.19.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.

    2.20.Карпушин М.П. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1958.

    2.21.Красавчиков О.А. Теория юридических фактов в советском гражданском праве: Автореферат канд. дисс. Свердловск, 1950.

    2.22.Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., Т.29.

    2.23.Магазинер Я.М. Заметки о праве // Правоведение. 2000. № 5.

    2.24.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13,18.

    2.25.Моджорян Субъекты международного права. М., 1958.

    2.26.Нормы социалистического права и правоотношения: Текст лекций. Свердловск, 1986.

    2.27.Пашуканис Е. Общая теория права и марксизм. М., 1926.

    2.28.Пионтковский А.А. К вопросу о взаимоотношении объективного и субъективного права // Советское государство и право 1958 № 5.

    2.29.Правоотношения и их роль в реализации права / под ред. Ю. С. Решетова. Казань, 1993.

    2.30.Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / под ред. В.С.Нерсесянца. М., 2002.

    2.31.Раихер В.К. Абсолютные и относительные права (К проблеме деления хозяйственных прав). Известия экономического факультета Ленинградского политехнического института, вып. I (XXV), Л., 1928.

    2.32.Скакун О.Ф. Теория государства и права. – Х., 2000.

    2.33.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1996.

    2.34.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. М., 1997.

    2.35.Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.

    2.36.Толстой Ю.К. К теории правоотношения. ЛГУ. 1959.

    2.37.Трубецкой Е. Лекции по энциклопедии права. М., 1917.

    2.38.Учебное пособие по теории государства и права / под ред. Диаконова В.В. М., 2004.

    2.39.Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

    2.40.Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1999.

    2.41.Чеговадзе Л.А. О сущности гражданского правоотношения: новый взгляд на старую проблему // Законодательство 2002 № 6.

    2.42.Явич Л.С. Советское право – регулятор общественных отношений в СССР. М., 1989.

    2.43.Яровая О.Н. Правоотношение как социальное противоречие. Материалы межвузовской научной конференции студентов юридических вузов и юридических факультетов классических университетов Сибири и Дальнего Востока. 3-4 мая 2002г. Роль права в формировании гражданского общества в РФ. Омск, 2002.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00041 sec

WordPress: 23.18MB | MySQL:122 | 1,878sec