РАССКАЖИТЕ О ПРАВОВОМ ОФОРМЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

<

112814 0006 1 РАССКАЖИТЕ О ПРАВОВОМ ОФОРМЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

 В Новое время, личная власть представителя индепендентов по своей сути и форме не  могла  обеспечить  долговременные  интересы буржуазно-дворянской  верхушки,  значительно укрепившей свои позиции в ходе революции.  Поскольку главным  противником  буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение  этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г.  монархии Стюартов.  По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии,  эта  монархия  должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных  завоеваний  революции.  Действительно, в так называемой Бредской декларации 1660 г.  новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению  феодальной реакции.  Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы.  В то  же  время  восстанавливались  англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы  государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии),  а также старый порядок их формирования.                                             

Стремление Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм,  а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране.  Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм,  восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.       

Парламент, как  и раньше,  стал ареной политического противоборства сторонников короля и  оппозиции.  В  это время  в парламенте складываются две политические группировки.  Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию «тори».  Оппозиция - купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия,  – образовала партию «вигов». Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори  в  последующем  прошли  через целый ряд партийных размежевании и переходов части их членов из одной группировки в другую.  Тем не менее их политические взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.                                       

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus  Amendment  Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции,  но приобрел более общее значение. Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов  Англии,  содержащих ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании,  быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка.  В то же время можно отметить и историческую  ограниченность   этого   закона. Во-первых,  ущемлялись  права лиц,  обвиненных в тяжких уголовных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для  освобождения на поруки до суда требовался денежный залог,  сумма которого могла быть  очень  значительной. В-третьих,  действие  закона  могло быть приостановлено парламентом,  что впоследствии неоднократно происходило на практике.                                           

Политика Стюартов,  которая  грозила  обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори.  Произошел дворцовый переворот           1688 г.  с целью замены Якова II более «удобным» монархом.  Этот переворот получил название «Славная революция».  Она,  по существу,  завершила  оформление компромисса между фактически господствующей в  важных  сферах  жизни  общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в  основном  в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки  буржуазии.  Указанный  компромисс  заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим  вопросам социально-политического развития страны,  который стал важнейшей чертой английской политической  культуры  в  XIX и XX вв.  

Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.     Билль о правах определил положение парламента в системе  государственных  органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и  финансовой политики,  Билль провозгласил незаконным: 1) приостановление действия законов или их исполнения без  согласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента.  Кроме того,  содержать постоянную  армию  в  мирное время дозволялось только с его санкции.  Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте,  свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное  указание, что парламент  должен  созываться  достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем –7 лет.                                         

Акт об устроении,  именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал  дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви.  Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том,  что судьи,  назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность  палаты,  запрещалось  совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено).  Акт предусмотрел правило,  согласно  которому  все  акты  исполнительной власти,  помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров  (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты.  Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. 

Таким образом, на рубеже XVII –XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного  права:  верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII – XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти  продолжал сохраняться:  не случайно государственный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия.  Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена.  Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование  своего  правительства  и осуществление с его помощью своей политики.  Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес,  как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5 – 7 наиболее важных министров-советников короля.                                                    

Главными   направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в.,  заложившими основы британской модели парламентаризма,  были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и  законодательной власти - становление «ответственного правительства».  Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами,  а сложились в процессе политической  практики как результат соперничества двух партий за право формировать  «правительство  его  величества».  Английская  конституция  приобрела  благодаря этому уникальную форму и не менее  уникальное  содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты,  не менее,  а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи  (соглашения), именуемые иначе «конвенциональными нормами».     
<

Монарх продолжал  оставаться главой государства,  но постепенно превращался фактически лишь  в  номинального главу  исполнительной власти.  Первые прецеденты,  способствующие этому,  возникли уже в  первые  десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.).  Право короля отвергать законы, принятые парламентом  (абсолютное  вето),  перестало  применяться с 1707 г. Король Георг I (1714-1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета,  что повлекло за  собой важные  политические  последствия.  Прежде  всего такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению  функций  по  руководству кабинетом в руках его премьер-министра.  Кабинет стал  действовать  от  имени «Его Величества»,  но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем  было  определено  максимой, гласившей,  что  «король  царствует,  но не управляет». 

Правда,  влияние монарха на политику  кабинета  нередко бывало очень значительным,  а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в  его распоряжении,  и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это стало  исключением,  а не практикой,  «резервом» на случай чрезвычайной ситуации.                                 

Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом.  Теперь эта ответственность  могла  быть перенесена с короля на его министров.  Первым шагом к возникновению новой  системы взаимоотношений  кабинета  и парламента были акты 1705 – 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения  Акта 1701 г.,  открыли министрам возможность избираться в  нижнюю  палату  парламента  и  тем  самым представлять  в ней кабинет.  В 1708-1715 гг.  стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги),  а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое  время  находиться  у власти,  не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин,  и победившая  на выборах партия,  имеющая такое большинство, формировала кабинет,  а другая образовывала в парламенте  организованную оппозицию и так называемый «теневой кабинет».  В конце XVIII в.  начинают устанавливаться еще два важных правила.  В  случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе  (солидарная ответственность),  либо  мог  распустить палату общин и назначить новые выборы.                                

Первый случай коллективной  отставки  кабинета  имел место в 1782 г.  из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями,  а первый роспуск  нижней  палаты кабинетом  –  в  1784 г.  Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет  должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте,  так  и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.        

Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена  кабинета  в зависимости от одобрения его политики в палате общин.  Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения,  а роль королевской власти и аристократической  палаты  лордов  оставалась  весьма значительной.  Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты  парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом.  У наследованная  от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система  представительства  в парламенте  позволяла многочисленным «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом.

В то же время крупные города, выросшие в период промышленного  переворота,  вообще не имели своего представительства.  Активным избирательным правом со времен сословно-представительной  монархии  обладали  в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным,  то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким.  По Акту 1710 г.  пассивным  избирательным  правом наделялись лица,  которые имели от земельной (недвижимой) собственности  доход  в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах.  Изменить такую избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в.                      

   Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 «гнилых местечек» с населением менее 2 тыс.  жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс.  жителей разрешалось посылать  одного депутата вместо двух,  а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех.  В итоге высвободились 143  депутатских места, распределенные между новыми городскими И сельскими округами.  Были введены новые цензы для избирателей.          

Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как  покончила  со  средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты  общин.  Важнейшим  политическим итогом реформы стало также получение вигами  стабильного  большинства  в  парламенте.  В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история  английского  законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии.  Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы.  Хотя избирательный корпус увеличился почти  вдвое,  правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую  реформу  избирательной системы стала одной из важнейших черт  политического  развития  Великобритании  в 30-60-х гг. XIX в.                                     

Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного  корпуса,  необходимое  в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах  было  распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир,  если  стоимость найма составляла не менее 10 ф.  ст.  в год.  Это увеличило количество избирателей в городах более чем  в два раза.                                              

В период  избирательных  реформ  30-60-х гг.  XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий.  Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки.  Партии стали теперь называться «либеральная» и «консервативная». В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные  организации вне парламента «для содействия регистрации». Была централизована предвыборная деятельность  партий, упорядочена  процедура  выдвижения  кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в  парламенте.

В 1867-1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов,  а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов окончательно перешла от правительства к  партиям,  принцип  партийного правления  получил  свое окончательное оформление,  так как выборы вели к смене кабинета.                      

Развитие парламентарной монархии сопровождалось  перестройкой  аппарата  управления  в центре и на местах. Прежние коронные должности были преобразованы в  министерские,  хотя и сохранили старые названия. Так, премьер-министр официально именовался первым  лордом  казначейства и руководил кабинетом и министерством финансов.

Лорд-канцлер возглавлял судебную  систему  и  председательствовал в палате лордов.  В конце XVIII в.  в Великобритании оформились три главных  министерства:  внутренних дел, иностранных дел и военное.                 

 

 

 

 

 

 

2. ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ «НОВОГО КУРСА» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА И ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

 

 

Четыре года правления президента-республиканца Г.Гувера, с 1929 по 1933 год активно проводившего политику «свободного рыночного хозяйства» и предельного ограничения вмешательства государства в условиях мирового и национального экономических кризисов, подорвали экономику США, привели к гигантским социально-экономическим катаклизмам и социальной поляризации. В 1932 году в США насчитывалось 15 млн безработных( каждый четвёртый занятый), разорилось более 5 тысяч банков, более 32 тысяч частных компаний. Национальный доход упал вдвое. Две трети американской промышленности сконцентрировалось в руках 600 крупнейших корпораций, устоявших в ходе кризиса, 60% национального богатства сосредоточилось в руках 1% населения — богатейших семейств Америки.

На этом фоне происходили очередные президентские выборы.
Проводя активную предвыборную кампанию, Ф.Д.Рузвельт излагал контуры будущей программы деятельности правительства. Прежде всего он подчёркивал необходимость активных действий и активного руководства. Из намеченных мер он выделял государственную помощь фермерам и безработным, организацию общественных работ для молодёжи, реформу банковской системы и установление «экономического конституционного порядка», где все люди «будут пользоваться правом зарабатывать себе на жизнь». Программа Рузвельта вызвала большой отклик среди широких слоёв населения, результатом которого явилась его внушительная победа на президентских выборах в ноябре 1932 года. За Ф.Д.Рузвельта проголосовало 22,8 млн человек против 15,7 млн человек — за Г.Гувера.

В марте 1933 года Рузвельт вступил в Белый дом. Страна ждала от нового президента неординарных действий. Рузвельт ещё до выборов собрал вокруг себя «мозговой трест» — группу талантливых учёных, экономистов и политиков (Р.Моли, Р.Тагуэл,А.Розерман, Д.О.Коннер,А.Таусик, Д.Джонсон и др.). Сотрудники «мозгового треста» отдавали себе отчёт в том, что ситуация требует решительных действий правительства, иначе страна погрузится в пучину экономического хаоса. 5 марта 1933 года первым президентским указом все банки страны были временно закрыты для проверки их финансовой деятельности. 12 марта созванный на чрезвычайную сессию конгресс США принял особый закон, согласно которому в стране сначала возобновили свою деятельность 12 федеральных резервных банков федеральной резервной системы, затем постепенно после ревизии начали открываться частные банки, получившие государственную поддержку. В тоже время более 6 тыс. банков, обвинённых в нарушениях финансовой деятельности, прекратили своё существование. Конгресс также предоставил президенту чрезвычайные полномочия.

Уже в первые 100 дней пребывания у власти правительство Ф.Д.Рузвельта продемонстрировало, что оно располагает мощным пакетом практических предложений. В результате правительственных закупок излишков продукции у фермеров были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены ассигнования на организацию общественных работ, введено социальное страхование, начато дешёвое гражданское строительство, расширены права профсоюзов. Кроме того были проведены успешные действия по санированию банковской системы, предотвращению массового изъятия вкладов из банков, прекращению оттока золота из страны. Особое место в числе осуществлённых правительством в первые 100 дней деятельности мер занимала отмена «сухого закона». Свободная продажа алкогольных напитков, обложенных высоким федеральным налогом, обеспечила поступление в казну значительных дополнительных средств.

Основное значение «Нового курса» состояло в том, что он в общих чертах обозначил контуры государственного планирования и программирования экономики, адекватных ХХ столетию. В рамках «Нового курса» были сформированы такие рычаги государственного регулирования и хозяйствования, как федеральная резервная система, федеральная налоговая система и федеральная контрактная система, а также блок органов государственного управления, предназначенных обеспечивать чёткое функционирование и взаимодействие элементов «политического треугольника»: государства, капитала и труда.
Рузвельт — единственный американский президент, избранный на 4 срока и пробывший в Белом доме 12 лет с 1933 по 1945 год. Тем не менее основные положения экономической политики «Нового курса» заложены в пакете законов, принятых в Конгрессе в 1933 году, при этом они были внесены президентом в качестве проектов в первые 100 дней его пребывания у власти.

В их число вошли законы США: « О банковской деятельности», «Об экономии», «О трудовых лагерях и гражданском строительстве», «Об отказе от золотого стандарта», «О чрезвычайной помощи», «О закладных фермерского имущества», «О реконструкции сельскохозяйственного производства», «О создании Администрации управления долиной Теннеси», «О займах для индивидуальных домовладельцев», «О честности в биржевых операциях и торговле ценными бумагами», «О реконструкции и восстановлении промышленности», «Гласс-Стигеля о банковской деятельности», «О фермерском кредитовании» и «Покупай американское».

Вторая мировая война, начавшаяся в сентябре 1939 года, в значительной степени предопределила дальнейшее развитие американской экономики, характер и формы её регулирования, в огромной мере способствовала выходу экономики из кризиса. В стране начала бурными темпами расти деловая активность, количество безработных резко уменьшилось, промышленность была завалена государственными военными заказами. В 1941 году начался подъём экономики, страна окончательно вышла из кризиса.

Заложенный президентом Рузвельтом в рамках «Нового курса» государственный механизм регулирования экономики начал по мере обострения военно-политической обстановки в мире постепенно трансформироваться в разветвлённый механизм военно-государственного регулирования и хозяйствования.

«Новый курс», означавший введение постоянных механизмов государственного регулирования экономики США, был обусловлен провалом традиционных методов регулирования экономики ХIХ века, основывающихся на теории «свободного рыночного хозяйства».

Оценивая  «Новый  курс»,  мы  должны  прежде  всего  отметить,  что   он  соответствовал     исторической    эпохе    утверждения    государственно- монополистического  капитализма  (ГМК)  и   отражал   тенденцию   перехода экономики  США  на  стадию  ГМК.  Благодаря  активной  регулирующей   роли  государства, страна смогла  выбраться  из  кризиса,  прибыли  американских  монополий пошли в гору.

Политическая активность рабочих, фермеров, городской  мелкой  буржуазии,  негритянского народа вынудили Рузвельта при  проведении  политики  «Нового  курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных  слоев  населения и сделать уступки трудящимся.

В  то  же  время  «Новый  курс»  нельзя  расценивать   как   переход   к  социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась  незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. 

В результате политики «Нового курса» в США  укрепились  позиции  крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики  —  промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства  и  банков усилилась. Наиболее  благоприятные  последствия  эта  политика  имела  для  ведущих групп американского монополистического капитала.

Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового  курса»  выступали  приверженцы  старых  методов  антирабочего  законодательства  — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против  Рузвельта  были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу»  усилилась  с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА,  ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы  требовала отказа от государственного регулирования,  снижения  налогов  на  крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся. 

   В  политике  Рузвельта   воплотились   черты   либерально-реформистского  варианта развития  В  политике  Рузвельта  воплотились  черты  либерально- реформистского  варианта  развития   ГМК.   Важнейшим   инструментом   его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного  воспроизводства  и  социальных  программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не  принял  предложения  ученого-экономиста  Кейнса  о  практике   дефицитного  финансирования,  так  как   в   предвыборной   кампании   обещал   достичь  сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что  «бюджет  будет оставаться несбалансированным до  тех  пор,  пока  существует  армия  нуждающихся».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М, 2005. – 624 с.
  2. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Под ред. Омельченко О.А. Т.1 М, 1999. – 528 с.
  3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. М, 2004. – 456 с.
  4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2007.
  5. Историки античности. В 2 т. / Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М, 1989
  6. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.
  7. История политических и правовых учений. Древний мир / Под ред. В.С. Нерсесянца. М, 1985.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.68MB | MySQL:109 | 1,349sec