РАССКАЖИТЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

<

120214 2009 1 РАССКАЖИТЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ Древнерусское государство, сформировавшееся к XI в., имело следующие особенности.

1.  Глава государства имеет функции, обусловленные общественным договором. За выполнение функций он получает вознаграждение. Для выполнения функций он нанимает служащих. Общественный договор со временем приобретает письменную форму, называется «ряд». Глава государства носит титул великого князя, главы регионов именуются просто князьями. Верховная власть передается по наследству, на основе обычая, называемого «лествичное право», по которому княжеская власть переходит от князя к младшему брату, а затем к старшему племяннику. Лествичное право обеспечивало занятие княжеского престола только взрослыми мужчинами, которые могли быть наемными управляющими, самостоятельно осуществлять руководство государством, в первую очередь — быть военными руководителями.

2.  Функции государственного управления в Древней Руси обусловлены потребностями общества. Внешние функции: оборонительная (защита территории), международное сотрудничество (заключение торговых соглашений). Внутренние функции: правоохранительная (разрешение конфликтов, формирование правовых норм), идеологическая (поддержка государством религии, вначале языческой, затем христианской). В Древнерусском государстве не было разделения властей, все функции осуществлялись одними и теми же людьми. Руководитель какой-либо территории был и верховным судьей в данной местности.

3. За выполнение государственной властью определенных функций жителями Древней Руси выплачивалось вознаграждение, обычно в натуральном выражении (продукты, меха). Размеры вознаграждения первоначально определялись традициями, и если князь требовал больше обычного, местные жители считали себя вправе не подчиняться. Налоги собирались лично главой государства/региона или через служащих. Сбор налогов лично главой государства именовался «полюдье», происходил раз в год, в зимнее время. Полюдье являлось одной из форм вознаграждения князю за исполнение общественно полезных функций и формой общения людей со своим правителем.

4. Возникает институт государственных служащих, так называемых служилых людей, которые нанимались князем для выполнения государственных функций. Основная функция служилых людей заключалась в участии в военных действиях. В награду за военную службу княжеские дружинники получали право собирать дань с жителей Руси, участвовать в дележе военной добычи. Государственные служащие, составляющие дружину князя, могли быть иностранцами (варягами, прибалтийцами, венграми, выходцами с Кавказа) или местными людьми, не занятыми в производстве материальных благ (сельском хозяйстве, ремесленничестве)..

5.  Представители местного самоуправления не входили в государственную администрацию. В особо важных случаях великие князья созывали совет из земских бояр, старейшин и нарочитых людей. Бояре — это местные крупные земле владельцы. Старейшины — знатные горожане. Нарочитые люди — представители народа. Подобный совет созывался при выборе новой религии в 987 г., при формировании свода законов. Однако это не был постоянно действующий представительный орган, кроме того, решающий голос всегда был у князя.

6.  Появляется административно-территориальное деление, возникает иерархия управления. В связи с созданием единого Древнерусского государства увеличивается территория, подчиненная верховному правителю, и численность управляемого населения. Возникает необходимость в создании дополнительных уровней управления в соответствии с нормой управляемости. Государство в Древней Руси было поделено на волости, которые подчинялись верховному правителю, — великому князю киевскому. В городах представителями князей были наместники. Управление в Древней Руси представляло собой трехуровневую иерархическую организацию. Высший уровень — общегосударственный (великий князь), средний уровень (региональный) — князья, низший уровень — наместники.

7. В Древнерусском государстве появляются вооруженные силы, которые делятся на две категории. Первая категория — княжеская дружина — профессиональные военные, постоянно находились в боевой готовности. Дружина охраняла границу, проводила небольшие военные операции. Другая категория армии — земское ополчение — набиралось во время крупных военных операций из всего свободного мужского населения. Двойственный характер формирования армии, с одной стороны, ослаблял военную мощь государства, с другой стороны, позволял контролировать военные действия местному самоуправлению.

К XI в. Древняя Русь представляла собой единое государство с централизованным управлением. Глава государства — великий князь —> издавал общегосударственные законы, имел право объявлять войну и мир, осуществлял международную политику. Столичное княжество находилось под его прямым управлением. Столицей Древнерусского государства в 882 – 1169 гг. был Киев. В Древней Руси система государственного управления находилась в стадии зарождения, поэтому во многом государственная система зависела от личности верховного правителя.

Управление регионами первоначально осуществляли местные лидеры (племенные вожди как Мал Древлянский или приглашенные варяги как Рогволд Полоцкий), которые вершили в своих княжествах суд, охраняли границу, собирали дань. К 988 г. все земли восточных славян оказались под властью представителей одной династии — Рюриковичей, т. е. назначение региональных руководителей происходило по семейному признаку. Это позволило преодолеть сепаратистские тенденции на различных территориях государства, укрепить централизованное управление. С другой стороны, назначение родственников в качестве правителей регионов не всегда способствовало укреплению центральной власти. Сыновья или братья великого князя часто считали себя фигурами равными главе государства и отказывались подчиняться. Например, Ярослав Мудрый, назначенный своим отцом наместником Новгорода, отказался платить дань центральному правительству, что привело к междоусобной войне. Основным органом государственной администрации в Древней Руси была дружина. Служилые люди делились на старшую и младшую дружину.

Старшая дружина — воеводы, тиуны — возглавляли военные операции, составляли совет при князе, собирали дань, служили наместниками и послами. Место в старшей дружине можно было заслужить или унаследовать. Старшими дружинниками могли быть знатные иностранцы, которые самостоятельно набирали подчиненных.

<

Младшая дружина — мечники, детские — служили непосредственно князю, выполняли текущие поручения. Служилые люди могли быть лично свободными, если заключали ряд с нанимателем, или холопами, если служили без ряда. В XII в. появляется термин «дворяне», который первоначально означает «слуги княжеского двора». Вече — высший орган городского самоуправления. Вече заключало ряд с князем, принимало решение о наборе ополчения. Состав веча определялся местными обычаями. На уровне местного управления существовали должности тысяцкого и посадника, которые в некоторых городах были выборными. Первоначально тысяцкий был начальником, стоявшим во главе тысячи воинов. По другим сведениям тысяцкий означал главу тысячи горожан. Тысяцкий обычно отвечал за оборону городской крепости, осуществлял городской суд. Посадник стоял во главе посада, городского района за стенами крепости. Посадник осуществлял гражданское руководство на подчиненной территории. Значение посадников варьировалось в зависимости от города. В некоторых городах посадник (Новгород, Псков) — выборная должность, представитель местного самоуправления. В других городах (Владимир) посадник мог быть представителем старшего города или удельного князя. В этом случае посадников могло быть несколько, их полномочия были равны полномочиям наместников.

Земская община — основа местного самоуправления, участвовала в судебных разбирательствах, распределении земли. Все вольные подданные великого князя по средневековому праву имели право отъезда, т. е. могли по собственному желанию поменять место службы и отъехать в другое государство. Для Западной Европы того времени были характерны принципы феодальной монархии: вассальная система, государство состоит из автономных земель, управляемых аристократами; король — первый среди равных, осуществляет общую организацию; население делится на три сословия, гражданские права зависят от сословной принадлежности; крестьяне находятся в крепостной зависимости. В Древней Руси в указанное время не существовало подобной феодальной организации общества. Все жители Древнерусского государства были изначально свободными (холопами были либо пленники, либо должники). Общество не было разделено на сословия, княжеские дружинники занимались торговлей, горожане или крестьяне могли сделать карьеру на службе. Земля находилась в частной собственности, принадлежала общине или крупным землевладельцам. Князья могли иметь отдельные участки земли в личной собственности, но в целом не распоряжались всеми земельными наделами в государстве.

Наемный характер государственной власти в Древней Руси выражался в изначально появившемся противоречии между местным населением, так называемой земщиной, и приезжей княжеской администрацией, которая не имела крепких связей с регионом, была лично предана князю и материально зависела только от места при князе. Противоречие между местными жителями и наемными управляющими выражалось в пренебрежении к интересам друг друга.

Основным правовым документом Древнерусского государства являлась Русская Правда, принятая при великом князе Ярославе Мудром (1019/4), которая представляла собой уголовный и гражданский кодекс. В Древнерусском государстве не было нормативных документов, регулирующих государственное управление. Государственная власть опиралась на традиции. Семейные и часть гражданских отношений регулировались Номоканоном и, таким образом, оказывались под юрисдикцией православной церкви. После принятия христианства законы в Древней Руси стали более гуманными. Например, были отменены судебные поединки, свою правоту больше не нужно было доказывать с помощью меча. Это, в свою очередь, повысило авторитет государственной власти и суда.

Итак, Древнерусское государство возникло на основе общественного договора, в Древней Руси имелись традиции демократии, гуманизма, справедливости. Постепенно Русь превращается в самое развитое в культурном, экономическом и военном отношении государство Европы. В то же время Древнерусское государство находится в стадии становления и поэтому внутренняя организация общества не способна автоматически регулировать проблемы, справляться с негативными тенденциями сепаратизма, противостоянием между интересами всего государства и отдельных регионов, что характерно для территориально крупных государств

 

2. УКАЖИТЕ ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ОТ 23 АПРЕЛЯ 1906 Г. РАССКАЖИТЕ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИМПЕРАТОРА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

Основные Государственные Законы  23 апреля 1906 г.  являются фундаментальным  законодательным актом,  регулирующим  разделение полномочий  между  императорской  властью   и  организованным  по Манифесту  17 октября  Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами.

23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные законы», изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи (ст. 1 – 2), государственный язык (ст. 3), существо верховной власти (ст. 4 – 25), порядок законодательства (ст. 84 – 97), принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений (ст. 98– 124), права и обязанности российских подданных (ст. 69 – 83), положение православной церкви (ст. 62 – 66) и др.

В первой главе основных законов раскрывалось существо «верховной самодержавной власти». До последнего момента Николай II сопротивлялся изъятию из текста положения о неограниченной власти монарха в России. В окончательной редакции статья об объеме царской власти была сформулирована следующим образом: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть…». Отныне российский император должен был делить законодательную власть с Думой и Государственным Советом. Однако прерогативы монарха остались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы), он утверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

В девятой главе, устанавливавшей порядок принятия законов, определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». Законопроекты, непринятые обеими палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из палат, могли быть вновь внесены на ее рассмотрение только с разрешения императора. Законопроекты, неутвержденные императором, могли быть вновь рассмотрены не ранее следующей сессии.

Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть, власть управления также принадлежала императору во всём её объеме, но законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако, статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая 6 необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал своё действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Согласно ст. 57 продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами Государя Императора.

В ст. 58 укзаано, что Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам. Общее число Членов Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам, на основании ст. 59 Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу. Государственный Совет проверяет полномочия своих Членов по выборам. Равным образом, Государственная Дума проверяет полномочия своих Членов (ст. 60).

Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва (ст. 63).

В соответствии со ст. 64 Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их Учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору (ст. 65).

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их Учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст. 66)

Ведению Государственного Совета и Государственной Думы и обсуждению их в порядке, Учреждениями их определенном, подлежат те дела, которые указаны в Учреждениях Совета и Думы (ст. 67).

Основные законы отличались и неясностью формулировок в отношении ряда норм, регламентировавших деятельность Государственной Думы. Текст основных законов был крайне неопределенен в трактовке понятия сессии. В статье 99 говорилось о том, что «продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами Государя Императора». Без ответа оставался вопрос о том, сколько может быть сессий в течение года. И краткосрочные, и длительные перерывы в деятельности Думы объявлялись указами императора в одних и тех же выражениях. Когда третья Дума возобновила заседания после рождественских каникул 20 января 1909 г., это было сочтено продолжением прежней сессии, хотя указ 20 декабря 1908 г., объявивший этот перерыв, буквально повторил указ, закрывший первую сессию данного созыва.

Между тем строгое определение сессии имело принципиальный характер. Неутвержденные императором законопроекты не могли быть внесены на повторное обсуждение в течение той же сессии (статья 112 Основных государственных законов, статья 53 «Учреждения Государственной Думы», статья 51 «Учреждения Государственного Совета»). Депутат в течение сессии мог быть лишен свободы только с разрешения Думы (статья 16 «Учреждения Государственной Думы»).

Упущена была в Основных законах и норма, регулировавшая порядок прекращения деятельности Думы в связи с истечением пятилетнего срока ее полномочий. Указанная неопределенность явилась причиной длительного обсуждения в Совете министров 10 и 11 мая 1912 г. проекта указа о роспуске третьей Думы. Обсуждались два варианта: в одном из них объявлялся перерыв в заседаниях Думы вплоть до издания указа о времени новых выборов, в другом — речь шла собственно о роспуске. Преимущества первого варианта виделись министрам в следующем: «оттенялась разница между нынешней Государственной Думой и первыми двумя, распущенными вследствие неудовлетворительности их состава», «сохранялась возможность призвать Государственную Думу к занятиям, если в этом возникла бы надобность». Главным недостатком данного варианта, по мнению участников дискуссии, являлось устранение различия между перерывом и полным прекращением полномочий членов Думы. Недостатки зторого варианта, кстати, более соответствовавшего прямому смыслу нормы о пятилетнем сроке полномочий Думы, мотивировались тем, что действовавшее законодательство нигде не упоминало о законодательных периодах. В итоге обсуждения большинство склонилось к первому варианту, который и был подписан Николаем II 8 июня 1912 г. [

Неурегулированным законодательством остался и вопрос о преемственности законодательных работ различных созывов Думы. Мировая практика выработала три варианта решения данной проблемы. Принципы континуитета, преемственности были реализованы во Франции, Бельгии, Люксембурге. Принципами диcконтинуитета даже с распространением на отдельные сессии характеризовались отношения различных легислатур в Англии, Германии, Австрии, Италии. В ряде стран применялась смешанная система, подразумевавшая континуитет для сессий и дисконтинуитет для различных законодательных периодов (Греция, Норвегия, Венгрия). Российская практика в отсутствии законодательных норм тяготела к третьему варианту.

Особое место в Основных государственных законах от 23 апреля 1906 г. отводилось 87-й статье. Названная статья позволяла царскому правительству провести законопроект в порядке указа, и он с момента опубликования начинал действовать. Правда, для применения этой статьи имелся ряд ограничений. Неправомочно было, ссылаясь на ст. 87, вносить изменения в Основные государственные законы, Положения о выборах в Государственную думу и Государственный Совет, «Учреждение Государственной думы» и «Учреждение Государственного Совета» (эти «Учреждения…», как и Основные государственные законы, определяли место обеих палат в системе высших органов власти Российской империи). Помимо этого, правительству запрещалось принимать указы, имевшие силу закона, в период работы Думы и Совета. Подобные указы получили неофициальное название чрезвычайных, так как для их принятия требовалось наличие чрезвычайных условий, не терпящих отлагательств.

Основные государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название третьеиюньской монархии. Сами Основные законы выделялись особой юридической силой. Для их изменения устанавливался особый порядок, они могли быть пересмотрены только по инициативе императора, в текст законов нельзя было внести коррективы в порядке чрезвычайного законодательства. Законы утверждали основы правового положения подданных, регулировали порядок образования, построения и деятельности государственных органов, служили базой для текущего законодательства. De jure Основные государственные законы 1906 г. являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями власти, в частности С.Ю. Витте оперировал определением «консервативная конституция»1, так и либеральными историками государственного права2. Так, Н.И. Лазаревский подчеркивал: «Наши основные законы 23 апреля 1906 г. вполне подходят под тип конституционных законов, как они выработаны практикой западных держав.»3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бушуев С.В. История государства Российского. –М.: Книжная палата, 1994.
  2. Данилова А.А. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М., 1999.
  3. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 3.
  4. Зуев М.Н. История России. М., 2007.
  5. Лазаревский Н.И. Конституционное право. Спб., 1908. Переизд. СПб., 2000.
  6. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2002.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00029 sec

WordPress: 23.43MB | MySQL:121 | 2,291sec