Законы Хаммурапи

<

112514 1326 1 Законы Хаммурапи1.    Решите задачу на основе текста Законов Хаммурапи.

Энкид, отправляясь в поездку по торговым делам, оставил своему соседу на хранение серебренную посуду и золотые украшения. Однако, когда он вернулся, сосед отказался вернуть вещи, утверждая, что ничего на хранение не получал. Как может быть решен данный спор? Обоснуйте свое решение ссылкой на конкретную статью первоисточника.

 

Решение

 

«Законы Хаммурапи» чрезвычайно отрицательно относятся к сделкам, не оформленным должным документом и не подтвержденным свидетелями (ср. ст.9 – 11, 122-124, 129). Даже брак, не оформленный договором, считался недействительным.

Согласно параграфу 7 «Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек – вор, он должен быть убит».

Следовательно Энкид должен быть убит,.

 

 

  1. Дайте общую характеристику Салической Правды как раннефеодального правового памятника (гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права). Охарактеризуйте особенности системы наказаний, закрепленной в Салической Правде. При анализе используйте текст первоисточника.

     

    Ответ

1.Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титулы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды — перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за . собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

существование законного брака;

объявление лица вне закона;

наличие близкого кровного родства;

несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

преступления против личности — убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;

преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;

нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом – преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

 Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

 преступления против личности — убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;

преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;

нарушение предписаний короля.

 Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

 Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Главная цель композиции, штрафа, у германцев – предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».

В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти преступления – смертная казнь, если он не смог «выкупить себя за столько, сколько следует». Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» (XXX, 6) влекло за собой штраф.

Говоря о наказаниях в Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю (IX, 5), отобрать своё животное у владельца без суда при «преследовании по следу» вора (XXVII, 1) и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (V, 2). Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.

Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (XVI, 1 приб. 1), При вышеуказанных преступлениях графа и др. Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

В салической правде существовало понимание форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при «небрежном» причинении свободным вреда животному другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим вину, было здесь признание лица причинившего вред. Злой умысел, вред, причинённый «по вражде или коварству», влекли за собой более высокий штраф.

В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, наказывались «скопом» все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на месте и не знали о насилии (XIII, 10, приб. 5). Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления (XXVIII, 1-3).

Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести – нападение на спящего, женщину, ребёнка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления – в 63 сол.

За убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближённым короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской службе, утраивался. Так, за убийство графа, королевского должностного лица полагался вергельд, равный 600 сол. Вергельд понижался до 300 сол., если граф был из полусвободных литов или рабов короля.

Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя духовенства. За убийство священника уплачивался вергельд в 600 сол., за убийство епископа – 900 сол.

В Салической правде подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом, или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол., 200 сол. следовало за кастрацию человека; 100 сол. полагалось за ряд увечий, нанесённых одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить.

<

По Салической правде простое оскорбление свободного франка словом – уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 сол., действием – в 15 сол.

В преступлениях против собственности содержится, прежде всего, длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.

Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания и в общей форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была кража простая или квалифицированная. Соответственно различались три вида краж: на сумму от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев и кража со взломом или подделкой ключей. Для свободных во всех случаях устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом случае к возмещению ущерба и 120 ударам плетью, во втором – к кастрации или штрафу, в третьем – к смертной казни.

Салической правде были известны и такие преступления, как кража свободных людей (XX, 9), кража рабов (XX, 10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как «насилие над свободной девушкой», караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней «по её доброй воле», караемое штрафом в 45 сол. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами «пособница ведьмы» наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, «причинивший насилие чужой рабыне», после которой наступила её смерть, кастрировался или уплачивал 6 сол.

 

 

  1. Проанализируйте текст «Статей конфедерации» США (1781 г.). Определите форму государственного устройства США, компетенцию штатов и центральных органов. Кому принадлежало исключительное право решения вопросов войны и мира?

     

Статьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781 г.

Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание «вечного Союза между Штатами». В ст. II особо подчеркивалось, что «каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые Совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе». Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет «Соединенные Штаты Америки», что должно пониматься как «объединившиеся государства Америки». Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой прежде всего внешнеполитические задачи. В тогдашних условиях это была война за независимость против Британии. Неудивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз утратил свой смысл.

Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством в собственном смысле слова. Она представляла собой не союзное государство; а союз самостоятельных государств. Поэтому Статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедеративный союз суверенных американских штатов и не был государством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы той американской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г.

«Для более удобного управления делами соединенных штатов» согласно Статьям конфедерации учреждался Конгресс (фактически сохранялся старый Континентальный конгресс), в состав которого входили делегаты (от двух до семи), ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (например, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой «собрание дипломатов», а делегаты были не депутатами, а «дипломатическими агентами».

Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями. Он объявлял войну и заключал мир, посылал и назначал послов, заключал международные договоры, управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными. Достаточно сказать, что он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы.

Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

 

 

 

  1. Решите задачу на основе текста Германского гражданского уложения 1896 (1900) г.

    У графа Франца фон Шварцкопфа был незаконнорожденный сын. Когда сыну исполнилось 19 лет, он потребовал от отца, чтобы тот признал свое отцовство, а также предоставил ему и его матери (прачке) достойное денежное пособие. Обоснованы ли эти требования согласно законодательства Германии?

     

    Решение

Согласно § 1626 Германскому Гражданскому Уложению несовершеннолетние (до 21 года) дети состояли под родительской властью, которая включала родительскую власть отца и матери.

В регулировании института родительской власти кодекс придерживается того способа, который был сформулирован еще пандектным правом: воспитание детей и руководство ими являются правом родителей, а не преимущественным правом отца. Внебрачным детям, которых в обществе всегда было значительное количество, был предоставлен статус законных детей только по отношению к матери и ее родственникам (§ 1705). Более затрудненным оказалось положение внебрачного ребенка по отношению к отцу: «незаконный ребенок и его отец не признаются состоящими в родстве со всеми вытекающими юридическими последствиями» (§ 1589). Кодекс смягчал это положение возможностью для внебрачного ребенка и его матери требовать содержания до достижения 16-летнего возраста, причем содержание это должно было соответствовать материальному положению матери, а не самого отца. Однако и эти обязанности по отношению к внебрачному ребенку отпадали в том случае, если поведение матери ребенка (в период его зачатия) не было безупречным, а для того чтобы в этом убедиться, матери предстояло выдержать унизительную процедуру доказывания своего безупречного поведения. В этой части кодекса юридическая логика торжествовала над заповедями доброй совести и добрых нравов, вполне согласуясь с требованиями консервативных нравов и традиций.

Таким образом, так как сыну графа исполнилось 19 лет, он был вправе требовать только содержания, а не признания отцовство, а содержание должно было соответствовать имущественному положению матери.

 

  1. Проанализируйте историю разработки, структуру и содержание Гражданского кодекса Наполеона (Франции) 1804 г., используя текст первоисточника. В чем состоит выдающееся значение этого правового памятника?

    Ответ

Французский гражданский кодекс, составленный под руководством и при непосредственном участии Наполеона и принятый двести лет тому назад, продолжает действовать, пусть и в измененном виде, и в наши дни. Среди юридических памятников мировой правовой истории ему принадлежит одно из виднейших мест. Этот кодекс пронизан духом римского права и Великой французской революции, сохраняет концепции римского права и римскую юридическую терминологию. 100- и 150-летие принятия кодекса Наполеона широко праздновалось не только во Франции, но и за ее пределами. В этом году широко отмечается его 200-летие, что и побудило обратиться к этому великому историческому юридическому памятнику мира.

Разработка кодекса Наполеона происходила следующим образом.

Еще в самом начале Великой французской революции встала задача создать общее для всей Франции гражданское право, которое являлось необходимым условием для развития капиталистических отношений. Ибо для дореволюционной Франции был характерен феодальный правовой партикуляризм, т.е. в каждой местности действовал свой правовой обычай (кутюм). 21 августа 1790 г. учредительное собрание постановило подготовить единый гражданский кодекс, распространяющийся на всю Францию. Он должен был состоять из законов «простых, ясных, соответствующих Конституции». Но практически ничего сделано не было, и в конституцию 1791 г. было перенесено лишь постановление о создании кодекса.

В 1791 г. законодательное собрание предложило всем гражданам сообщить свои предложения о разработке гражданского кодекса. В 1793 г. конвент принял новое постановление о подготовке гражданского кодекса в месячный срок, и в августе 1793 г. был составлен первый проект, состоящий из 695 статей. Но этот проект был признан слишком сложным и недостаточно радикальным. Особой комиссии из «философов» было поручено пересмотреть проект. При этом исходили из принципа, что гражданский кодекс должен состоять из небольшого количества общих положений, формулирующих принципы нового общества, обеспечивающих естественные права человека.

23 фруктидора II года Камбасерес, который являлся одним из авторов первого проекта, представил второй проект, состоявший из 297 статей. С переходом к власти директории проект был вновь пересмотрен и существенно изменен. 24 прериаля IV года был представлен по счету третий проект. Но и он остался на бумаге.

Бонапарт, став первым консулом, немедленно, с присущей ему энергией, присоединился к инициативе Камбасереса (в то время второго консула), указывавшего на необходимость скорейшего издания гражданского кодекса, форсируя его подготовку. Но теперь речь шла уже не о пересмотре имевшихся проектов, а о выработке нового проекта.

13 августа 1800 г. была создана комиссия из четырех членов для составления проекта гражданского кодекса. В состав комиссии не вошли те «философы», о которых думали деятели революции 1793 г. Члены комиссии – Троншэ, Биго-де-Преаменэ, Порталис, Маллевиль – являлись старыми судейскими работниками, воспитанными на римском праве и старом обычном праве Франции. Во главе рабочей группы по разработке ГК Франции стояли два знаменитых юриста – Троншэ и Порталис. Порталис был ученым, Троншэ – практикующим юристом. Следует подчеркнуть, что, хотя кодекс носит имя Наполеона в честь его отца-вдохновителя, его основным разработчиком является Порталис – вдохновитель основных принципов кодекса. Французские историки считают его настоящим «отцом» гражданского кодекса 1804 г. В качестве источника для разработки кодекса Порталис взял римское частное право, а Троншэ – французские местные кутюмы (обычаи), в основном из Парижа и Орлеана. Деятельное участие принимал в подготовке кодекса и сам Наполеон. Так, госсовет обсуждал проект кодекса на 102 заседаниях, и, по крайней мере, на 57 из них председательствовал и принимал активное участие Наполеон. Проект был подготовлен за 4 месяца и направлен на отзыв высшим судам.

После получения отзывов проект в 1801 г. был рассмотрен в государственном совете под руководством Наполеона. Затем проект был направлен в трибунат и законодательный корпус, которые встретили его холодно. Раздавалась серьезная критика, исходившая от лиц, которые еще жили идеями периода подъема французской революции. Они не могли примириться с личной властью Бонапарта, а также с некоторыми положениями ряда глав кодекса и с ликвидацией кодексом революционных завоеваний буржуазии. Первый титул проекта был отклонен.

Наполеон взял проект обратно, но одновременно произвел коренную реформу трибуната, сократив его до 50 членов и подобрав последних из своих сторонников. После этого проект кодекса снова был поставлен на обсуждение, и рассмотрение его пошло без задержек. Законодательный корпус принимал статьи кодекса без прений. В течение одного года, т.е. с марта 1803 г. по март 1804 г., 36 законов, составляющих кодекс, были приняты и введены в действие. 21 марта 1804 г. гражданский кодекс был издан в полном объеме. Все действовавшие до этого кутюмы, ордонансы и законы были объявлены утратившими силу.

Гражданский кодекс, введенный на всей территории Франции, был введен в 1804 г. и на территориях, которые составляли тогда часть Франции и которые затем обособились. К ним относятся: Бельгия, Люксембург, Рейнские провинции, Гессен-Дармштадт, Женева, Савойя, Пьемонт, Парма.

Издание 1804 г. было озаглавлено «Гражданский Кодекс Французов» (Code civil des Francais), издание 1807 г. – «Кодекс Наполеона», последнее официальное издание 30 августа 1816 г. – «Гражданский Кодекс». Декретом 27 марта 1852 г. было восстановлено название «Кодекс Наполеона». Это последнее название никогда затем не было отменено законом, но на практике кодекс получил после установления республики устойчивое наименование «Гражданский Кодекс».

С принятием гражданского кодекса началась кодификация основных отраслей французского права. По мнению французов, именно кодекс Наполеона является философским камнем, и, таким образом, национальная гордость за гражданский кодекс стала характерной чертой юридического образа мышления французов. О кодексе Наполеона французский юрист Сорель писал следующее: «Я не могу себе представить другую такую страну, где бы гражданское право столь глубоко проникло в нравы и стало бы неотъемлемой частью духовной жизни, мира чувств и литературы всех наций».

Кодекс Наполеона состоит из вводной части и трех книг. Вводная часть самая короткая и содержит всего шесть статей (ст. 1 – 6). Первая включает статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве (ст. 7 – 515). Вторая книга регулирует отношения собственности (ст. 516 – 710), третья – способы приобретения собственности, включая наследственное право и различные виды обязательств (ст. 711 – 2283). Таким образом, кодекс состоит из трех частей – лица, вещи, обязательства.

Кодекс Наполеона в структурном отношении характеризуется:

во-первых, своей определенной правовой идеологией, т.е. глубоко обдуманной проработкой норм и принципов французского гражданского права на основе римского частного права;

во-вторых, единством предмета, регулируемого в кодексе;

в-третьих, взаимосвязью и логической последовательностью всех структурных элементов (книг, глав и статей);

в-четвертых, стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций, определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гражданского права;

Таким образом, кодекс Наполеона – это сводный законодательный акт, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, содержащиеся в 36 законах, регулирующие сходные, однородные гражданско-правовые отношения.

Хотя кодекс Наполеона делится на 3 книги, все комментарии к кодексу и учебника выделяют следующие основные институты французского гражданского права: лица, семейное право, право собственности, обязательственное право, режим семейной собственности и наследственное право. Следует отметить, что международное частное право не рассматривается как институт французского гражданского права.

За двухсотлетний период функционирования кодекса Наполеона его положения, структура и форма изложения были восприняты во многих странах мира, т.е. произошла так называемая рецепция французского частного права.

Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие «юридическое лицо». Это объяснялось тем, что в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рамки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как правило, самостоятельно в качестве физического лица. Кодекс Наполеона вводил «гражданскую смерть» как меру уголовного наказания (в соответствии с этим наказанием осужденный терял собственность на все имущество, «как если бы он умер естественным образом»), установил ряд ограничений в гражданских правах для женщин. Так, женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния.

В первой книге закреплялись также основные принципы семейного права. В этой сфере кодекс Наполеона заметно отличался от ряда положений революционного периода, когда декларировалось равенство личных и имущественных прав женщин и мужчин, была ослаблена отцовская власть над детьми и т.д.

Хотя отдельные статьи ГК Наполеона подчеркивали равенство мужа и жены, например: «Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке» (статья 212 и др.), в целом мужчина занимал в семье господствующее положение. Согласно статье 213 «муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена – послушание мужу». Муж имел право определять место жительства для семьи, жена была обязана следовать за своим мужем.

Весьма характерны статьи кодекса Наполеона, касающиеся развода по причине неверности одного из супругов. По статье 229 прелюбодеяния жены было достаточно, чтобы муж мог требовать развода. Статья 230 иначе определяла право жены на развод в случае неверности мужа: «Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, если он держал свою сожительницу в общем доме». Это унизительное для женщины условие было отменено только в 1884 г.

ГК Наполеона устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу, была сведена к отцовской власти. Отец, имевший «серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет», мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца.

Кодекс Наполеона в принципе допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но статья 340 запретила отыскание отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством.

Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения конституции 1791 г. о том, что брак – гражданский договор; подтвердил введенный в период революции развод, что означало разрыв с требованиями канонического права. Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.

Вторая книга («Об имуществах и различных видоизменениях собственности») посвящена регламентации вещных прав и также исходила из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др.

В кодексе Наполеона ликвидировалось дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретенное, и на первый план было выдвинуто деление вещей на движимые и недвижимые.

Центральное место во второй книге ГК Наполеона занял институт собственности. В трактовке права собственности, воспринятой кодексом, виден отказ от феодальных представлений об условности, расщепленности и родовом характере вещных прав. ГК Наполеона использовал римскую трактовку понятия собственности как абстрактного и абсолютного права. Статья 544 гласила: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами». В этом определении законодатель подчеркивает универсальный индивидуалистический характер права собственности. Развивая революционные представления о незыблемости и «неприкосновенности» права частной собственности, кодекс Наполеона предусматривал, что собственник «не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение».

В третьей книге кодекса, наиболее значительной по объему («О различных способах, которыми приобретается собственность»), указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств (статья 711).

Кодекс Наполеона расширил свободу завещаний и дарений, которые нередко использовались для обхода законного порядка наследования. Однако кодекс Наполеона занял в этом вопросе компромиссную позицию, не последовав примеру английского права, признавшего полную свободу завещания.

Кодекс Наполеона позаимствовал из римского права и развил идею о равенстве сторон в договоре, о его добровольности и непреложности. Нормы ГК Наполеона были посвящены самым общим вопросам имущественного оборота. Они не регламентировали целый ряд специфических сторон торговой деятельности предпринимателей (коммерсантов). В 1807 г. после серии скандальных банкротств был принят специальный торговый кодекс, дополнивший ГК Наполеона положениями о юридических действиях, совершаемых коммерсантами.

 

  1. Охарактеризуйте выдающийся памятник права — Дигесты Юстиниана. Как в Дигестах даётся определение понятия «право»? Как в Дигестах определяется понятие «закона» ? Какие функции осуществляет право согласно Дигестам ? Какая статья Дигестов устанавливает обычай в качестве источника права? Дайте комментарий следующих статей — титул III. Ст. 3, 7, 17, 24.

     

    Ответ

     

    Дигесты Юстиниана – это свод римского права, созданный в VI веке н.э. в восточной части Римской империи при императоре Юстиниане. Дигесты представляют собой собрание фрагментов сочинений выдающихся римских юристов классического периода (I-III вв. н.э.). Дигесты составлены из 50 книг, каждая из них посвящена определенной отрасли права. Дигесты Юстиниана считаются фундаментом, с которого началось законотворчество в целом.

     

    Титул III. О законах, сенатусконсультах и долговременном обычае (De legibus senatusque consultis et longa consuetudine).

    3. (Помпоний). Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. Необходимо осуществлять правовое регулирования наиболее частые ситуации.

    7. (Модестин). Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать. Сила и проявление права именно повелевать, устанавливать запреты или наоборот разрешать, и наказывать.

    17. (Цельс). Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение. Выучить законы это не значит уметь их применять на практике, что нельзя сделать без понимания.

    24. (Цельс). Неправильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо частицы закона, без рассмотрения закона в целом. Нельзя решать без учета всего действующего законодательства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Список литературы

 

  1. Всеобщая история права и государства / Под ред. Батыра К.И. М., 2006.
  2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. -М.: НОРМА, 2008.
  3. Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран.–М, 2000.
  4. Корнев С.А.История государства и права зарубежных стран в 2-х частях. Конспект лекций.–М.: Издательство Михайлова В.А., 1999.
  5. Крашенникова Н.А., О.А.Жидкова История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М.: НОРМА, 2002.
  6. Савельев В.А. Германское гражданское уложение. М., 2000.
  7. Саломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран. М., 2009.

  8. Ротштейн Ф.А. Из истории Прусско-Германской империи. М., 1974.
  9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского. М., 2003.
  10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. -М.: Юристъ, 2005.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00054 sec

WordPress: 21.91MB | MySQL:113 | 1,905sec