Законы Хаммурапи

<

112714 2344 1 Законы Хаммурапи Анализируя соответствующие нормы Законов Хаммурапи, расскажите о правовом положении жены и детей в вавилонской семье. Сравните его с правовым статусом аналогичных субъектов в римской семье.

 

РЕШЕНИЕ

 

Жизнь человека в Вавилоне не считалось полной, если у него не было хорошей жены и нескольких детей. В то же время в Вавилоне была тенденция ослабления власти мужа над женой, отца над детьми.

С точки зрения права вавилонскую женщину II тыс.  до н.э.  нельзя назвать полностью беззащитной,  хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем,  жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей.

В Вавилоне на содержание брачного договора могла оказать влияние женщина, а не только муж (Законы Хаммурапи, 151): «Если женщина, которая живет в доме человека, обязала своего мужа и заставила его выдать документ о том, что кредитор ее мужа не схватит ее, то, если этот человек имел на себе процентный долг до того, как он взял в жены эту женщину, его кредитор не может схватить его жену; а если эта женщина имела на себе процентный долг до того, как она вступила в дом человека, ее кредитор не может схватить ее мужа».

Рабское положение мужа не было препятствием к заключению брака (Законы Хаммурапи, 175 – 176): «(§ 175) Если либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и она родила сыновей, то хозяин раба не может предъявить иска к сыновьям дочери полноправного человека относительно рабства.

(§ 176) А если дворцовый раб или же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.

По ЗХ (129) женщину,  изменившую мужу,  бросали в воду,  если муж ее не прощал: «Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба».

По ст. 23 в случае грабежа на территории общины,  «если грабитель не будет схвачен»,  «все пропавшее» должна была возместить потерпевшему община и ее глава - рабианум.   

Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа,  который «ходит из дома и очень позорит свою жену», давала  право  женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца.  Это право она приобретала и тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.     

Одним из распространенных условий брака была  выкупная плата («тархатум»),  вносимая женихом семье невесты  в качестве компенсации за потерю рабочей силы.  Сначала выплачивался  задаток,  предварительный  брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка,  и выкупной платы, со стороны тестя - двойную плату того и другого.

Оправдывался также уход женщины к другому мужчине из-за пропитания — в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны «»были идти за своими отцами» (ст. 135): «(§ 134) Если человек был взят в плен, а в его доме нет пропитания, и его жена вступит в дом другого, то эта женщина не имеет вины.

(§ 135) Если человек был взят в плен, а в доме его нет пропитания, и до его возвращения его жена вступила в дом другого и родила детей, а затем ее муж вернулся и достиг своего поселения, то эта женщина должна вернуться к своему супругу, а дети должны идти за своими отцами.»

Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст.  148) : «Если человек взял жену, а ее постигла проказа (?), и он захочет взять другую, то он может взять, но свою жену, которую постигла проказа (?), он не должен покинуть, она может жить в его доме, который он построил, и, пока она жива, он должен ее содержать». 

 Он мог уйти  от бесплодной  жены,  дав  ей выкуп и вернув приданое (ст. 138): «Если человек захочет оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить».

Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей.  Рабыня, однако, не могла «равняться с госпожой» (ЗХ,  146): «Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она дала своему мужу рабыню и та родила сыновей, а затем эта рабыня стала равнять себя со своей госпожой, то, так как она родила сыновей, ее госпожа не должна продавать ее за серебро, она может наложить на нее рабский знак и причислить ее к рабыням».
<

Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы,  оставив ее «в доме в качестве рабыни» (ЗХ, 141).        

Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого «за серебо», а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171): «А если отец при своей жизни не сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, что в доме их отца вместе е сыновьями супруги, но рабыне и ее сыновьям должна быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства.

Супруга может забрать свое приданое и дар, который ее муж ей подарил и записал ей в документе, и жить в жилище своего мужа. Пока она жива, она может этим пользоваться, но за серебро не может продать. После ее смерти это принадлежит только ее сыновьям».

Одной из  распространенных  форм  сделок  по ЗХ было усыновление, которое осуществлялось в двух четко зафиксированных  правом формах:  с назначением усыновленного наследником и без такового.  В основе этих различий лежали  неодинаковые цели усыновления.  В первом случае - продолжение рода в бездетной семье,  во втором - приобретение  рабочих рук.  Соответственно первая форма усыновления могла осуществляться только свободным мужчиной свободных  детей от свободных родителей.  Связи усыновленного по первой форме со своей семьей порывались,  он лишался в ней права наследования. Усыновленный без права наследования мог вернуться к своим родителям беспрепятственно. Приемные дети, не обладавшие наследственными правами, могли получить по наследству часть семейного имущества, если они работали в доме усыновителя «уже взрослыми»(ЗХ, 191): «Если человек, который взял в усыновление малолетнего и который вырастил его, а тот работал в его доме, затем завел родных детей и пожелал отвергнуть воспитанника, то этот приемный сын не должен уйти с пустыми руками; приемный отец, воспитавший его, должен ему дать из своего движимого имущества 1/3 его наследственной доли, и затем тот должен будет уйти; из поля, сада и дома он может ему ничего не дать.».                                 

Если говорить о наследственных правах родных  детей, то традиционно наследство получали сыновья в равных долях.  

Лишение сына наследства было чрезмерно затруднено  в Вавилоне,  отец  не  мог  лишить сына наследства даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды; только повторная  тяжкая  обида со стороны сына давала ему это право (ЗХ, 169). Дочь, не получившая приданого от отца, могла вступить  в  наследство  после смерти отца наряду с сыновьями (ЗХ,  189). По ЗХ получала право наследования и пережившая мужа супруга,  если он не подарил ей определенного имущества при жизни (ст.  172). Дарение в Вавилоне  стало  своеобразным  эквивалентом наследования по завещанию.  Дар мог предназначаться дочери  в  качестве приданого,  сыну - для женитьбы или для последующей передачи в качестве приданого сестре, а также жене, которая  могла  отдать  дар мужа после его смерти любому из своих детей.                     

Отец не имел права и смерти над своими детьми.

Если муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуть к первому мужу после его возвращения.

«Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему «не касайся меня», то следует исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то ата женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца» (ст. 142). Если она не целомудренна и «ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то, эту женщину должно бросить в воду»,

Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то её приданое принадлежит только ее детям (ст. 162).

В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блудницы, сына лишить наследства «за тяжкие грехи». Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «любимому сыну» (ст. 150). Наследование происходило в основном по закону,. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовьей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследниками в том случае, если их отец признавал их наследниками в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни считались свободными.

В древнеримской семье также царил патриархат. Типичной формой брака был брак с властью мужа (cum manu mariti). Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом sui juris, т.е.е имел самостоятельный семейный статус. Жена не была в такой семье свободной, чем в вавилонской семье. Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (агнатами). Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти.

Для древнеримской семьи характерной чертой была сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения смерти (jus vitae ac necis). Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 2

 

Какие объекты являются общинной собственностью согласно Салическому закону? Была ли у франков частная собственность?

 

РЕШЕНИЕ

 

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества,  государства и права,  нет еще однозначного понятия собственности.  К движимым  вещам, находящимся  в  собственности  отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» (suus) в  отличие  от  термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось,  передавалось по наследству одному  из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.  Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота,  а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр.    О существовании у франков общинной собственности  на землю  свидетельствуют и другие титулы Салической правды,  в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию  общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно,  что граф,  исполняющий решение общинного суда о выселении «чужака»,  должен был являться не в дом переселенца,  а на тот участок общинной земли,  который был им обработан,                                          

Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила.  Если в течение года и одного дня ни один из  членов общины не высказывал протеста против поселения «чужака»,  его  землевладение  начинало  охраняться правом.  Салическая  правда по существу санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца,  если на то была специальная королевская грамота.  Протестующий  против  королевского  распоряжения  присуждался  к штрафу в 200 сол.      

По-иному закрепляет Салическая правда право на  землю,  которой владела семья, различая приусадебный участок,  пахотную землю и луга,  леса.  Здесь  многократно упоминается огороженный участок,  при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение  изгороди (XV,  5).  Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической  правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.  

Таким образом, у франков была частная собственность, а в общинной собственностью находилась земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М, 2005. – 624 с.
  2. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Под ред. Омельченко О.А. Т.1 М, 1999. – 528 с.
  3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. М, 2004. – 456 с.
  4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2007.
  5. Историки античности. В 2 т. / Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М, 1989
  6. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.
  7. История политических и правовых учений. Древний мир / Под ред. В.С. Нерсесянца. М, 1985.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.78MB | MySQL:121 | 1,495sec