Экономическое развитие России в годы мирового кризиса

<

102613 2305 1 Экономическое развитие России в годы мирового кризиса К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, а по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира. Самыми крупными отраслями фабрично-заводской промышленности в это время были пищевая и текстильная — на их долю приходилось более половины всей стоимости промышленной продукции. Благодаря поощрительным мерам царского правительства (охранительные таможенные пошлины, предоставление заводам крупных заказов и субсидий), постепенно утвердились такие отрасли тяжелой индустрии, как машиностроение, обеспечивавшее российские железные дороги подвижным составом, и передельная металлургия, производившая рельсы.

Начавшийся в 1893 г. мощный промышленный подъем продолжался до конца 90-х гг. и сыграл важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. Продукция всей крупной промышленности в целом за 1893 — 1900 гг. выросла почти вдвое, а отраслей тяжелой промышленности — даже в три раза. Характер этого подъема во многом определялся железнодорожным строительством, осуществлявшимся на государственные вложения: к 1892 г. протяженность железнодорожной сети составляла 31 тыс. км, за 1893 — 1902 гг. было построено 27 тыс. км. Железнодорожное строительство создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материалы и было одной из причин промышленного бума.

Если во время промышленного подъема производство в стране в целом удвоилось, то производство средств производства увеличилось втрое. При этом выплавка чугуна увеличилась в 6 раз, стоимость продукции машиностроения — более чем в 4 раза. К началу XX в. отрасли группы «А» (производство средство производства) давали по стоимости около 40 % всех продукции.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии — все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производств явился одной из причин начавшегося в 80 — 90-е гг. XIX в. процесса монополизации, когда возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз -фабрикантов рельсовых скреплений. Вагонный союз и др.).

На рубеже ХIХ – ХХвв., несмотря на бурные хозяйство темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое давало почти половину национального дохода и охватывало 78 % всего населения (по данным переписи 1897 г.). Основным производителем хлеба в этот период являлось крестьянское хозяйство, дававшее 88 % валового сбора зерна и около 50 % товарного хлеба, причем зажиточное крестьянство, составлявшее 1/6 всех дворов, давало 38 % валового сбора и 34 % товарного хлеба. Однако капитализация крестьянского хозяйства протекала медленно, что было обусловлено сохранявшимися пережитками крепостничества (помещичье землевладение, крестьянская община, выкупные платежи, сословное неполноправие крестьянства). Главным тормозом являлось крестьянское малоземелье. Если 30 тыс. крупных помещиков в конце XIX в. имели 70 млн десятин земли, или в среднем 2333 десятины на одно помещичье хозяйство, то у 10,5 млн разоренных крестьянских хозяйств было 75 млн десятин, или в среднем. 7 десятин на одно хозяйство. Размер душевого крестьянского надела прогрессирующе сокращался вследствие естественного прироста и дробления крестьянских хозяйств, в 1905 г. он составил уже только 2,6 десятин.

Основной чертой развития сельского хозяйства в пореформенный период был рост предпринимательства на основе торговли продукцией земледелия и связанная с ним специализация отдельных экономических районов страны. В начале XX в. степные губернии Юга и Заволжья окончательно определились как районы производства зерна на продажу, преимущественно на экспорт. Северные, прибалтийские и центральные губернии стали районом скотоводства и молочного хозяйства. Северозападные губернии специализировались на производстве льна, а возделывание сахарной свеклы концентрировалось на Украине и в Центральночерноземной зоне.

Среди крупнейших мировых держав только США и Россия имели возможность ведения экстенсивного земледелия и животноводство благодаря наличию свободных земель. За счет увеличения посевов происходил основной прирост годовых сборов хлебов. В черноземной полосе, где возможности экстенсивного развития были почти исчерпаны. Новая распашка шла за счет пастбищ, сенокосов, выкорчевки леса и кустарника. Это отражалось на животноводстве, вело к эрозии почв.

Интенсификация сельского хозяйства тормозилась отсутствием отечественной промышленности удобрений и довольно низким уровнем применения сельскохозяйственных машин. В этих условиях экономически важной задачей становились освоение новых земель и колонизация окраин.

Острая земельная нужда крестьян, а также чересполосица (после отмены крепостного права у крестьян не только была отрезана значительная часть их наделов, но они подчас лишались выгонов, пастбищ и т. п.) вынуждали крестьян платить штрафы за потравы или арендовать помещичью землю на кабальных условиях — исполу и за отработки. Платежи с надела нередко превышали его доходность, поэтому многие крестьяне отказывались от надела, даже откупались от него.

Значительная часть крестьянства отработками, кабальной арендой, непосильными податями была доведена до нищенского состояния. Об этом свидетельствовал рост недоимки казенных сборов.

В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространился и на Россию. Но здесь его действие сказалось несравненно сильнее, чем в какой-либо другой стране. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующее время, вплоть до 1909 г., промышленность пребывала в состоянии застоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.

Кризис начался в легкой промышленности, но с наибольшей силой поразил отрасли тяжелой индустрии — металлургию и машиностроение. Если в целом промышленное производство в России в период кризиса 1900 — 1903 гг. сократилось на 5 %, а потребление хлопка совсем незначительно — на 0,6 %, то вы- 1 плавка чугуна уменьшилась на 15 %, прокат рельсов — на 32 %, производство паровозов и вагонов — на 25 — 37 %. -За эти три года было закрыто более 3 тыс. предприятий, на которых работало 112 тыс. рабочих.

Гибель множества мелких и средних предприятий стимулировала появление в начале 1900-х гг. монополистических объединений — от простейших картелей до вполне сложившихся синдикатов. В начале 1900-х гг. утвердилась найденная в 80-х годах прошлого века организационная форма коммерческой легализации сбытовых монополий — синдикаты стали действовать под видом специально учреждаемого торгового общества, которому его учредители — участники объединения передавали право на продажу монополизируемой продукции.

В начале 1900-х гг. монополии утвердились во всех основных отраслях российской промышленности, производивших средства производства. В черной металлургии господствующее положение заняли рельсовый картель (1900), синдикат «Продамет» (1902), стрелочный синдикат (1902), картель заводов, изготавливавших кровельное железо, позднее преобразованный в синдикат «Кровля» (1906). В машиностроении и металлообработке начали действовать синдикаты «Продпаровоз» (1901), «Продвагон»; (1902), синдикат «Гвоздь». Добыча угля на юге России была монополизирована синдикатом «Продугодь» (1904).

В первые годы XX в. монополии возникали преимущественно в наиболее концентрированных отраслях тяжелой промышленности. Но сосредоточение в их руках важнейших источников сырья и топлива оказало глубокое воздействие на всю структуру промышленности. В процесс монополизации включились и некоторые отрасли промышленности, производившие | предметы потребления. В текстильной промышленности, в частности, возникло большое число регионально-отраслевых объединений картельного типа.

Кризис 1900 — 1903 гг. явился переломным моментом и в начавшемся процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в период кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они принимали активное участие в «финансовой реорганизации» пошатнувшихся предприятий. Петербургский международный банк, например, не только сохранил, но и расширил свою «сферу интересов», еще более укрепив занимаемые позиции. В первый ряд выдвинулся Азоеско-Донской банк, прибравший к своим рукам в годы кризиса многие предприятия юга России, в основном горнопромышленные и сахарные.

Таким образом, особенность исторического развития; России того времени заключалась в огромном, все более увеличивающемся разрыве между бурно развивающейся промышленностью и сельским хозяйством, развитие которого тормозили пережитки крепостного права.

2. Столыпин П. А. и попытки реформ

Первая русская революция потерпела поражение, и наступил период реакции. 3 июня 1907 г. был совершен государственный переворот (в нарушение ОГЗ принят новый избирательный закон и разогнана Дума), правительство перешло в активное наступление на демократические завоевания революции.

<

Установление третьеиюньской системы тесно связано с деятельностью последнего великого министра царской России Петра Аркадьевича Столыпина (1862 — 1911). Он происходил из древнего дворянского рода, в 1884 г. окончил Петербургский университет и поступил на службу в министерство внутренних дел. А в 1903 г. Столыпин уже был назначен губернатором в Саратовскую губернию, которая оказалась в центре крестьянских волнений и эсеровского террора. Деятельность саратовского губернатора принесла ему широкую известность, и в апреле 1906    г. П.А. Столыпин возглавил министерство внутренних дел, а в июле 1906 г. — Совет министров (оставаясь министром внутренних дел).

Взятый Столыпиным курс в аграрном вопросе, жестокое подавление революционного движения сделали его кумиром всей контрреволюции — от октябристов до крайне правых. Особенно высоко поднялся престиж Столыпина после покушения, совершенного эсерами-максималистами 12 августа 1906 г. на его даче на Аптекарском острове (погибло 27 и ранено 32 человека, в т. ч. сын и дочь Столыпина).

Спустя 12 дней, 24 августа 1906 г., была опубликована правительственная программа, воплощавшая идею Столыпина: «Сначала успокоение, а потом реформы». Вводились военно-полевые суды по делам о терроре и вооруженном грабеже, предусматривавшие упрощенную форму судопроизводства. Дела рассматривались в течение двух дней при закрытых дверях, приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение 24 часов. Во многих районах страны вводилось «военное» или «особое» положение, множились аресты и высылки без суда и следствия. Всего в 1907 — 1909 гг. к смертной казни, каторге и тюремному заключению за революционную деятельность было приговорено более 26 тыс. чел. В 1906 -1911 гг. было закрыто 500 профсоюзов, а в оставшихся резко сократилось число членов — до 13 тыс. чел. (с 250 тыс.). было запрещено 978 газет и журналов,

Одновременно была провозглашена программа реформ, в основе которой лежало стремление укрепить крестьянство как основную опору самодержавия, несколько изменив аграрную политику правительства, без разрушения помещичьего землевладения.

Реформе предшествовал манифест 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907    г. — полностью (по положениям реформы 1861 г. с этого момента земля переходила в собственность крестьян).

9 ноября 1906 г., не дожидаясь созыва II Думы, Столыпин Царским указом провел отмену закона 1893 г. о неприкосновенности общины. По указу крестьяне получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли. Для поощрения выхода из общины указ предусматривал льготы: излишки сверх нормы душевого надела можно было получить по выкупным ценам 1861 г., если же в данной общине переделы не производились в течение 24 лет, то бесплатно. Крестьянин имел право требовать выделения всех угодий «к одному месту» в виде хутора или отруба. Для выдела из общины требовалось согласие сельского схода; если в течение 30 дней сход согласия не давал, то выдел производился распоряжением земского начальника. Проведение указа было возложено на специальные губернские и уездные землеустроительные комиссии.

Указ 9 ноября 1906 г. преследовал решение двух задач: во-первых, создать в деревне крепкие крестьянские хозяйства на собственной земле, которые могли бы стать опорой царизма; во-вторых, добиться подъема сельского хозяйства. Этот указ обсуждался в III Думе, где был полностью одобрен правооктябристским большинством, после чего стал законом 14 июня 1910 г.

В 1906 — 1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью облегчения земельной нужды. Кроме того, Крестьянский банк приобретал земли у помещиков и продавал крестьянам, поощряя путем предоставления льгот (ссуда на 55,5 года под небольшие проценты) создание отрубного и хуторского хозяйств.

Одним из компонентов новой аграрной политики было мае- , совое переселение крестьян на восточные окраины страны. Закон 6 июля 1904 г. предоставлял крестьянам возможность переселения, но для этого следовало пройти сложную процедуру получения разрешения на переселение. 9 марта 1906 г. Николай II утвердил положение Совета министров «О порядке применения закона 1904 г.», вводившее свободу переселения.

29 мая 1911 г. был издан закон о землеустройстве, который должен был форсировать разрушение общины. По этому закону землеустройство могло проводиться независимо от того, закреплена или нет надельная земля в собственность: селение, в котором проведено землеустройство, объявлялось перешедшим к наследственному участковому владению. Закон представлял землеустроительным комиссиям право решающего голоса в определении земельных споров..

Указ 5 октября 1906 г. отменил некоторые правовые ограничения крестьян. Он предоставлял им «одинаковые в отношении государственной службы права» с другими сословиями и «свободу избрания места постоянного жительства» без увольнительных общинных приговоров. Указом отменялись телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов.

Аграрная реформа была рассчитана по меньшей мере на 20 лет. «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, — заявлял П.А. Столыпин; и вы не узнаете нынешней России!».

В 1905г. в Европейской России насчитывалось 12,3 млн крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений; в общине находилось 9,5 млн крестьянских хозяйств, или 77 %. В 1906 по 1916 г. вышло из общины 2,5 млн крестьянских хозяйств; свободными хозяевами стали, таким образом,43 % крестьян. Среди выделившихся преобладали крайние группы — беднейшие крестьяне, которые продавали землю, переселялись в город или на окраины страны, и зажиточные крестьяне (кулаки). В большинстве случаев выдел из общины не сопровождался переходом не только к хуторскому, но и к отрубному хозяйству. За 1907 — 1916 гг. на отруба и хутора перешли соответственно 6,5 % и 2,9 % выделившихся, остальные не порывали связей с общиной.

К концу 1916 г. помещики потеряли около 10 млн десятин земли, которая в основном перешла к зажиточным крестьянам.

После 1906 г заметно возросло количество переселенцев, среди которых преобладали беднейшие крестьяне. Число крестьян, переселившихся в 1906 — 1914 гг. из центральных районов страны за Урал, составило 3,1 млн чел. Из них обратно вернулось почти 0,5 млн. Новоселы освоили в Сибири и Туркестане более 30 млн десятин земли, но примерно 1/4 переселенцев не получила собственных участков и была вынуждена арендовать землю у местных крестьян.

В целом за счет переселения на окраины не удалось решить проблему малоземелья в центральных районах: в среднем в Сибири оставалось около 300 тыс. поселенцев в год. А естественный прирос крестьянского населения Европейской России . составлял примерно 2 млн в год.

Столыпинская реформа способствовала дальнейшей специализации земледелия и росту его интенсификации, о чем свидетельствовало увеличение спроса на сельскохозяйственные машины и орудия в 3,4 раза за период с 1906 по 1912 гг. С 1909 г. наблюдается устойчивый рост товарности сельскохозяйственного производства.

Однако напряжение в деревне сохранялось. Многие крестьяне, в основном бедняки и середняки, разорились. Из-за плохой организации переселенческого дела рос поток «обратных» переселенцев, а вернувшись на родину, они уже не получали ни двора, ни земли. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения.

Безусловно, попытка решить аграрную проблему «Шаблонно и однообразно на всем громаднейшем пространстве Российского государства» как отметил С.Ю. Витте, не мгла увенчаться полным и повсеместным успехом.

3. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМКА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В 1910-х годах на международной арене вновь обострились противоречия, в которые была вовлечена и Россия на стороне Антанты, противостоявшей Тройственному союзу. Противоречия касались геополитических интересов промышленно развитых стран в Иране, Афганистане, на Дальнем Востоке, а главное — на Балканах, где сосредоточили свое внимание Германия, Англия, Франция, Австро-Венгрия, Россия. Для России не менее важным был вопрос об открытии проливов Босфор и Дарданеллы, по которым проходили российские суда, поскольку через эти проливы в начале XX века вывозилось до трети российского экспорта, в том числе — 75% экспорта хлеба.

Непосредственным поводом для надвигающегося военного конфликта была аннексия Австро-Венгрией в 1908 году Боснии и Герцеговины. Европейские страны по-разному отреагировали на аннексию, и к 1912 году произошло окончательное размежевание двух военно-политических союзов.

Участие России в этой войне отразилось самым тяжелым образом на экономике страны, что, в свою очередь, обострило социальные отношения и привело к политическому кризису 1917 года. За годы войны в армию было призвано около 15 млн человек, реквизировано 2,5 млн лошадей, большие территории на западе страны (Польша, Прибалтика) были оккупированы германскими войсками.

Людские потери к осени 1916 года составили 1,5 млн человек убитыми, около 4 млн — ранеными, свыше 2 млн — пленными. Никогда прежде в России не было такой огромной армии и таких огромных потерь. В Первой мировой войне впервые было использовано оружие массового уничтожения: авиация, танки, а также химическое оружие — газы. Было разрушено огромное количество заводов, городов, мостов, тысячи километров железных дорог.

Во время войны произошло падение производства во всех отраслях. Общие посевы сельскохозяйственных культур сократились на 12%, производство зерна— на 20%, мяса— в 4 раза. Промышленность, производящая гражданскую продукцию, сократилась в два раза, зато производство оружия к 1917 году увеличилось в 10—12 раз. Прекратился импорт оборудования и сырья для промышленности.

В 1915 году было принято решение об эвакуации промышленных предприятий на восток. Но государство не занималось ее организацией, а все возлагалось на самих предпринимателей, которым были выделены средства. Некоторые из них деньги получили, а перевозить предприятия не стали, поэтому большинство заводов и фабрик в Польше и Прибалтике попало в руки противника. Множество эвакуированных предприятий на новом месте приступало к работе с большим трудом. Государство начало проводить ряд мероприятий по переводу экономики на военные рельсы, но делалось все это медленно и малоэффективно.

Известно, что российское государство достаточно часто и активно вмешивалось в экономику, особенно на рубеже XIX—XX веков. Оно брало на себя огромные расходы по развитию отдельных отраслей, защищало отечественных производителей таможенной политикой и т.д. Накануне и в ходе Первой мировой войны в России возникло множество государственно-монополистических объединений в результате слияния крупного частного и казенного капиталов, прежде всего на железнодорожном транспорте ив военной промышленности.

Продолжающаяся война поставила перед правительством задачу более решительно вмешиваться в дела частной промышленности. Созданные в 1915 году Особые Совещания должны были координировать работу отраслей военно-промышленного комплекса, транспорта, электростанций, наблюдать за снабжением действующей армии всем необходимым. Но на практике это оборачивалось безответственностью, дублированием распоряжений и просто неразберихой. Тогда было создано Особое Совещание по обороне с самыми широкими полномочиями в деле мобилизации промышленности и других отраслей для нужд фронта в масштабе всей страны. В него входили представители Государственного Совета, Государственной Думы, Всероссийского земского и городского союза («Земгора») и др. Во главе Совещания стоял военный министр. Но и эта организация не могла решить возложенные на нее задачи, не сдвинула с места дело по координации отдельных отраслей народного хозяйства.

Общие финансовые расходы на войну составили астрономическую сумму — 39 млрд руб., которые возмещались за счет налогов и внутренних займов. За 1914—1916 годы расходы государственного бюджета выросли с 4,86 до 18,1 млрд руб., что привело к огромному бюджетному дефициту, который за четыре года войны составил 49 млрд руб. Каждый день войны обходился в 50 млн руб. Для оплаты этих расходов правительство постоянно осуществляло внутренние и внешние займы.

Началась безудержная эмиссия денег. С 1914 по 1917 год сумма кредитных знаков, находившихся в обращении, увеличилась до 9,1 млрд руб., в то время как золотой запас составлял всего 1,5 млрд руб. Уже в конце 1915 года десятирублевые золотые монеты продавались за 16—17 бумажных рублей. К началу 1917 года количество денег в обращении увеличилось в шесть раз, 1 руб. приравнивался к 27 коп. довоенного выпуска. Основным внешним кредитором России была Англия, которая требовала русское золото в качестве гарантии под кредиты. Платежный баланс России стал пассивным в связи с закупками вооружения за границей и сокращением экспорта.

В 1916 году разразился хлебный кризис, который имел для страны трагические последствия. Несмотря на то что в 1913—1916 годы были высокие урожаи зерна, его доставка в города становилась трудноразрешимой проблемой, поскольку железнодорожный транспорт находился в критическом состоянии. Основная масса паровозов и вагонов перевозила военные грузы, раненых, беженцев. Железные дороги не выдерживали чрезмерной нагрузки, техника ломалась и требовала ремонта, старые паровозы просто загромождали станционные пути, парализуя движение на магистралях. Гражданские перевозки упали на треть по сравнению с довоенным уровнем. В управление транспортом вмешивались военные, жандармские и другие уполномоченные, что вело к суете и полной дезорганизации на железных дорогах.

В столицах и крупных промышленных центрах снабжение продовольствием резко сократилось, что породило спекуляцию, воровство, коррупцию в огромных размерах. Такая же ситуация сложилась и в снабжении топливом. Кроме нехватки топлива и продовольствия, население страны испытывало дефицит промышленных товаров, что вызвало резкий взлет цен на них. В результате сельское население почти перестало покупать эти товары и поставлять продовольствие в города.

В ноябре 1916 года была введена продразверстка, т.е. принудительное изъятие продовольствия (и прежде всего зерна) у крестьян по твердым ценам, чтобы обеспечить им армию и городское население. Для каждой губернии были установлены соответствующие нормы сдачи зерна. Товарообмен между городом и деревней практически прекратился, его место заняло государство, силой пытавшееся изъять зерно.

Взамен нормальной торговли в городах в начале 1916 года появилось карточное распределение продуктов, причем делалось это по инициативе местных властей (городских дум, земств), а не из центра. Правительство контролировало лишь торговлю сахаром, ежемесячно на одного человека была установлена норма в 4 фунта. Но продразверстка не дала ожидаемого результата — продовольствия в городах не прибавилось.

В стране все громче стали раздаваться голоса представителей военно-промышленной буржуазии, требовавшие предоставить им особые властные полномочия. Нарастал правительственный кризис: за 1915—1916 годы сменилось четыре Председателя Совета министров, четыре военных министра, шесть министров внутренних дел, четыре — юстиции. В высших кругах откровенно выражали недовольство политикой царского правительства, и особенно — присутствием при дворе одиозной фигуры Г. Распутина, который был убит в результате заговора в декабре 1916 года. Все надеялись на перемены в правительственном курсе, но надежды эти не оправдались. Тем временем в стране назревали революционные события, завершившиеся 2 марта 1917 года отречением Николая II от престола.

В стране было образовано Временное правительство, в функции которого входило: реорганизация государственного аппарата, принятие декретов по закреплению завоеваний новой власти и созыв Учредительного собрания, на котором следовало утвердить эти декреты и принять конституцию. Временному правительству предстояло управлять страной в переходный период до принятия конституции и формирования постоянных органов власти. На этот период оно обладало всеми законодательными и исполнительными функциями.

Но в России сразу после Февральской революции процесс формирования государственной власти пошел по-иному. В стране установилось двоевластие: наряду с органами государственной власти повсеместно стали создаваться Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые избирали постоянно действующие органы — исполнительные комитеты. Советы находились под влиянием меньшевиков и эсеров и ставили перед собой задачу осуществления буржуазно-демократических преобразований в стране вместе с Временным правительством, которому они оказывали поддержку. Фактически на местах реальная власть находилась в руках

С одной стороны, это можно расценивать как внеэкономическую меру, которой позже воспользовалось советское правительство в годы Гражданской войны. С другой стороны, царское правительство боялось ущемить интересы помещиков и богатых крестьян, поэтому оплачивало обязательные поставки по завышенным ценам и даже выплачивало премии за крупные партии зерна. Но к концу 1916 года продразверстка была выполнена только на 86%.

В июле 1917 года председатель Временного правительства и министр юстиции подписали постановление о выборах во Всероссийское Учредительное собрание. Одной из основных проблем для Временного правительства была продолжающаяся война, участие в ней «до победного конца», что усиливало разруху в стране. Временное правительство попыталось реорганизовать прежние органы управления. В июле 1917 года был создан Экономический совет и Главный экономический комитет для регулирования хозяйственной жизни страны, но реальных изменений не происходило, экономическое положение ухудшалось, стремительно падало промышленное производство, усилился топливный голод. Еще в январе 1917 года была введена государственная монополия на торговлю донецким углем, но это не улучшило снабжение страны топливом. Добыча угля падала. Росло количество неисправных вагонов, паровозов, ухудшалось состояние железнодорожных путей, не хватало угля для поездов.

В марте 1917 года была введена хлебная монополия. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами, но крестьяне и помещики скрывали свои запасы, ожидая роста цен в конце лета после уборки урожая. В августе заготовительные цены на хлеб действительно поднялись вдвое, что сразу отразилось на розничных ценах. К тому же транспортные проблемы затрудняли подвоз продовольствия в города.

Министры Временного правительства явно не спешили с разрешением трудностей, накопившихся в сельском хозяйстве, и стремились переложить эти проблемы на будущее Учредительное собрание. Постановлением Временного правительства в июне 1917 года была официально прекращена столыпинская аграрная реформа. Тем временем на селе заметно ощущалась нехватка рабочих рук, поскольку большинство молодых мужчин были призваны в действующую армию. Для смягчения продовольственного кризиса летом была создана «Хлебармия снабжения». В деревни направлялись горожане и воинские части, чтобы помочь в уборке урожая. Но все это не оказало большого влияния на улучшение ситуации в стране.

Летом 1917 года были введены твердые цены на уголь, нефть, лен, кожу, шерсть, соль, яйца, масло, махорку и т.д. На потребительском рынке стали исчезать основные товары: мыло, чай, обувь, гвозди, остро ощущался «папиросный кризис», не хватало бумаги для типографий. Повсеместно развивалась тенденция к хозяйственной замкнутости отдельных регионов страны. Уже в конце весны 1917 года были введены запреты на вывоз продуктов из одной губернии в другую.

Государство продолжало выпускать бумажные деньги. Временное правительство за восемь месяцев своего существования выпустило их в обращение больше, чем царское правительство за все годы войны. В октябре 1917 года один рубль стоил всего шесть довоенных копеек. Количество денег в обращении к октябрю 1917 года увеличилось по сравнению с довоенным периодом более чем в девять раз и составило на 1 ноября 1917 года 22,4 млрд руб. Цены к этому времени поднялись на хлеб в 16 раз, на картофель — в 20 раз, на сахарный песок — в 27 раз.

Широкое распространение получило учредительство. Только в сентябре было организовано более 300 компаний с общим капиталом в 800 млн руб., под которые было выпущено большое количество акций, облигаций, причем многие из них ничем не обеспечивались.

К октябрю 1917 года экономика России оказалась в глубочайшем кризисе. Перед страной остро встал вопрос о выборе пути. Все решилось на II Всероссийском съезде Советов в Петрограде 24—25 октября 1917 года. После нескольких часов обсуждений было принято решение о взятии Зимнего дворца и аресте Временного правительства, а также о формировании большевистского правительства — Совета народных комиссаров (СНК).

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.52MB | MySQL:120 | 1,572sec