Формирование, сущность и основные принципы функционирования административной системы

<

102613 2219 1 Формирование, сущность и основные принципы функционирования административной системыВ начале 20-х гг. продолжается реорганизация органов управления. В 1921 г. ВЦИК объединил все ревтрибуналы в Верховный революционный трибунал. В декабре 1921 г. «в связи с переходом к мирному строительству» В. И. Ленин предложил реорганизовать ВЧК, ограничив ее компетенцию политическими задачами. Декретом от 6 февраля 1922 г. ВЦИК реорганизовал ВЧК, возложив ее функции на НКВД, для чего в его составе создал Государственное политическое управление — ГПУ (председатель Ф. Э. Дзержинский). На местах вместо чрезвычайных комиссий были созданы политотделы.

В ноябре 1923 г. в связи с образованием СССР было учреждено единое для всего Союза, самостоятельное ведомство охраны государственной безопасности — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР (председатель Ф. Э. Дзержинский, с 1926 г. -В. М. Менжинский). При этом вначале органы ГПУ были лишены прямых карательных функций. В декрете ВЦИК от 6 февраля 1922 г. отмечалось, что все преступления, направленные против советского строя, будут рассматриваться исключительно в судебном порядке революционными трибуналами или народными судами, однако через два года в составе ОГПУ появилось Особое совещание с правом внесудебного преследования граждан и вынесения окончательного приговора.

Концентрация власти внутри партии совпадает с концентрацией власти в государственных органах: одни и те же люди управляют делами партии и государства. На VIII съезде РКП(б) в марте 1919 г. принимается решение: «РКП(б) должна завоевать для себя безраздельное политическое господство в Советах и фактический контроль над всей их работой». Право принятия всех основных политических решений переходило к партийным органам.

Постепенно высшая власть от ЦК стала переходить к Политбюро, которое подчинило своему влиянию СНК и другие высшие государственные органы. Борьба за власть теперь могла осуществляться лишь в самой правящей партии.

В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) исключил из партии около 100 активных деятелей оппозиции. Затем они были высланы из Москвы в отдаленные города (а позже — репрессированы). Троцкого сослали в Алма-Ату, откуда ) в начале 1929 г. выслали в Турцию, а 20 августа 1940 г. он был убит агентом 1 советских спецслужб в Мексике. Одновременно на местах (в регионах) шло исключение из партии рядовых сторонников оппозиции.

Острые политические дискуссии внутри партии угрожали ее единству и ослабляли позиции ее руководства. Постепенно происходит консолидация системы, при которой любые оппозиционные и инакомыслящие элементы в ней подавляются. В 20-е гг. в СССР окончательно оформилась однопартийная политическая система.

Первоначально партийно-государственным руководством СССР была выдвинута и обоснована стратегия индустриализации страны на основе нэпа.

Основные идеи по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, единогласно принятые XV съездом ВКП(б) (декабрь 1927 г.), заключались в необходимости ускоренного, но сбалансированного развития народного хозяйства: оптимального сочетания фондов накопления и потребления, темпов роста тяжелой и легкой индустрии и сельского хозяйства.

В конце 20-х гг. формируются основные стратегии экономического развития страны. Первая из них была связана с именами Я. И. Бухарина (члена Политбюро с 1924г., главного редактора «Правды» в 1917—1929 гг.), А. И. Рыкова (члена Политбюро с 1924 г., Председателя Совнаркома в 1924—1930 гг.), М. П. Томского (члена Политбюро с 1924 г., Председателя ВЦСПС в 1919—1929 гг.).

Основные положения программы:

  1. Всемерное развитие кооперации, развертывание крупных коллектив
    ных хозяйств в зерновых районах.
  2. Индустриализация сельского хозяйства (создание небольших пред
    приятий по переработке сельхозпродукции в деревне).
  3. Основа аграрного сектора — индивидуальные крестьянские хозяйства.
  4. Непризнание пути повышения промышленных или резкого снижения
    сельскохозяйственных цен, усиления налогов с крестьянства.
  5. Понимание пятилетнего плана как прогноза основных тенденций
    в развитии экономики с неизбежными поправками в будущем.

    Это была стратегия регулируемого рынка с обязательным использованием товарно-денежных отношений, сбалансированного развития индустриального и аграрного секторов в экономике и преодоления диспропорции экономическими методами («американский вариант» развития).

    Сторонниками другого пути были И. В. Сталин (член Политбюро с 1919 г., секретарь ЦК ВКП(б) с 1922 г.), В. В. Куйбышев (Председатель Центральной контрольной комиссии с 1923 г., Председатель ВСНХ с 1926 г., член Политбюро с 1927 г.), В. М. Молотов (секретарь ЦК с 1921 г., член Политбюро с 1926 г., Председатель Совнаркома с 1930 г.) и другие руководители. Основные положения программы:

  6. Форсированное развитие тяжелой промышленности за счет напряже
    ния всей хозяйственной системы, перекачки средств из «второстепенных»
    отраслей (из сельского хозяйства и легкой промышленности).
  7. После модернизации тяжелой индустрии — техническое перевооруже
    ние временно «ущемленных» сельского хозяйства и легкой промышленности.

    3.    Коллективизация деревни (как источник индустриализации).

    4.    Утверждение неизбежности обострения классовой борьбы.
    Сталинская модель — это вариант скачкообразного развития («русский вариант», по терминологии Бухарина), основанный на максимальной концентрации ресурсов на основном направлении — в тяжелой индустрии. Это означало
    курс на укрепление партийно-государственной системы, готовность на значительные жертвы ради достижения «светлого будущего». Каждая из групп
    имела свою социальную и политическую базу. Группу Бухарина поддерживала
    часть партийной интеллигенции, хозяйственников, квалифицированных рабочих и крестьян. Они осознавали бесперспективность командно-бюрократических методов, искали пути превращения промышленного рабочего в реального хозяина на предприятии, выступали против авторитарного режима власти. Но большинство членов партии выступило на стороне Сталина. Партийная
    и государственная бюрократия не хотела расставаться с рычагами власти.

    Постепенно формируется тоталитарное государство, сущность которого проявляется:

  8. синоним личного диктаторства и тирании, нарушение прав человека,
    использование крайних форм принуждения личности во имя достижения
    утопических идеалов и всемерного укрепления режима личной власти Сталина;
  9. тоталитарная разновидность социализма, длительный период в жизни
    и истории советского общества, в течение которого наиболее полно проявились основные сталинские модели развития общества.

    1. В области экономики:

  • полное подчинение производителя государству;
  • фактическое присвоение государством средств производства и полного
    контроля над рабочей силой;
  • государственное регулирование рабочего дня, заработной платы;
  • фактический запрет забастовок;
  • милитаризация экономики;
  • государственное регулирование имущественных отношений.

    2.В политической сфере:

  • насильственное установление однопартийной политической системы;
  • неограниченная власть партии в государстве;
  • уничтожение политических оппонентов (как в лице других партий, так
    и в рамках правящей элиты);
  • культ личности вождя;
  • сращивание партийного и государственного аппарата;
  • создание системы официальных (огосударствленных) массовых организаций; неспособность общественных организаций к кардинальным изменениям;

    —мощный репрессивный аппарат; опора на армию и арательные
    органы.

    3.В духовной жизни:

  • превращение партийной идеологии в государственную;
  • полный государственный контроль над средствами массовой информации;
  • партийно-государственный контроль над системой идеологизированного образования;
  • деятельность пропартийных творческих союзов;
  • разобщение людей; атмосфера подозрительности, страха, всеобщей
    слежки, доносительства; требования к людям: скромность, энтузиазм, прославление режима и вождей;
  • идеологическая изоляция страны.

    4.В области национальных отношений:

  • укрепление унитарного государства;
  • введение славянского алфавита в национальных республиках;
  • тенденция к русификации народов СССР;
  • ранжированное национально-государственное строительство: образование автономных республик, автономных областей, национальных округов,
    национальных районов.

    Важнейшие предпосылки возникновения этой системы.

    Во-первых, монопольная власть одной партии, сложившаяся после лета 1918    г. К тому же решения X съезда РКП(б) привели к свертыванию внутри партийной демократии, подавлению интересов меньшинства, невозможности для него отстаивать свои взгляды и в конечном счете к превращению партии в безгласный и послушный придаток партийного аппарата.

    Во-вторых, дополнительную роль сыграло изменение состава партии в 20-е гг. Уже «ленинский призыв» (прием в РКП(б) около 240 тыс. человек после смерти Ленина) обозначил тенденцию приема в партию, наряду с квалифицированными рабочими, молодых рабочих с низким уровнем грамотности и культуры, являвшихся в социальном отношении маргинальными, промежуточными слоями общества.

    В-третьих, диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии, которая в свою очередь уже в 20-е гг. стала диктатурой ЦК.

    В-четвертых, была сформирована система, контролировавшая политические настроения граждан и формировавшая их в желательном для власти направлении. Для этого широко использовались органы ОГПУ (с 1934 г. — Наркомат внутренних дел, НКВД), информировавшие руководство с помощью цензуры переписки, секретной агентуры.

    В-пятых, ликвидация нэпа давала возможность для проникновения бюрократической системы во все структуры общества и установления диктатуры вождя. Идеологическим ее выражением стал культ личности.

    В-шестых, важнейшим элементом этой системы стала партия-государство, превратившая в господствующую силу общества партийный и государственный аппарат. Она опиралась на централизованную систему планового хозяйства. Партийные комитеты отвечали перед вышестоящими органами за результаты деятельности хозяйственных организаций на своей территории и обязаны были контролировать их работу. Вместе с тем, отдавая директивы государственным и хозяйственным органам, партия в целом не несла прямой ответственности за них. Если решения были ошибочными, вся ответственность перекладывалась на исполнителей.

    В-седьмых, право принятия решений принадлежало «первым лицам»: директорам крупных предприятий, наркомам, секретарям райкомов, обкомов и ЦК республик в пределах своих полномочий. В масштабах страны им обладал лишь Сталин.

    В-восьмых, постепенно исчезла даже формальная видимость коллективного руководства. Все реже созывались съезды партии, собиравшиеся при Ленине ежегодно. За период с 1928 по 1941 гг. состоялись три партийных съезда и три партийные конференции. Нерегулярными становились пленумы ЦК и даже заседания Политбюро ЦК.

    В-девятых, трудящиеся на деле были отчуждены от власти. Демократические органы, предусмотренные Конституцией СССР 1924 и 1936 гг. (местные Советы, съезды Советов и ЦИК СССР, по Конституции 1924 г., Верховный Совет — после 1936 г.), выполняли роль «демократической ширмы», одобряя заранее выработанное решение партийных органов. Попытки в соответствии с Конституцией 1936 г. выдвигать альтернативных кандидатов пресекались органами НКВД. Все это полностью противоречило провозглашенным при создании советского государства идеям народовластия.

    В-десятых, экономической основой тоталитарной системы являлась монопольная государственно-бюрократическая собственность.

    <

    Сталинская концепция предусматривала свертывание нэпа, укрепление административного контроля города над деревней, ликвидацию рыночных отношений, подавление экономической свободы производителя, жесткое планирование, перекачку средств из сельского хозяйства в промышленность, ускорение темпов индустриализации, вытеснение частного капитала. Напряженные темпы хозяйственного развития должны были позволить в кратчайшие сроки (по мнению разработчиков концепции) догнать и перегнать ведущие капиталистические страны по основным экономическим показателям.

    Индустриализация, таким образом, превращалась в орудие переустройства общества. Главной целью она ставила изменение социальной структуры и ликвидацию класса предпринимателей, упрочение политического господства большевиков.

    С конца 20-х гг. государство приступило к планированию, начали разрабатываться пятилетние планы, составляемые без учета издержек, которые со временем превратились в твердые задания по производству продукции.

    Темпы социалистического строительства («Пятилетку — в четыре года») вскоре были значительно повышены. Руководство страны выдвинуло лозунг — в кратчайшие сроки догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировали выбор плана форсированного развития тяжелой промышленности.

    В первые два года пятилетки, пока не иссякли резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями и даже превышала их. В начале 30-х гг. темпы ее роста упали в результате следующих причин:

  • новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собою
    реальной основы;
  • ускоренные темпы индустриализации потребовали увеличения капита
    ловложений; субсидирование промышленности велось в основном за счет
    внутрипромышленного накопления.

    Возникла необходимость перераспределения национального дохода через госбюджет в пользу индустриализации. Средства для нее предполагалось изыскивать:

  • в сфере сельскохозяйственного производства;
  • в легкой промышленности;
  • от доходов, приносимых монополией внешней торговли;
  • за счет усиления налогового бремени;
  • в результате получения дополнительных средств от займов;
  • за счет эмиссии денег, что вызвало резкое углубление инфляции.

    В 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНХ, продолжался процесс централизации хозяйственного управления. В промышленности административный способ распределения ресурсов стал подменять собой рациональное планирование. Наблюдались явные противоречия между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения.

    2. Политическая система СССР в 30-е годы

    К середине 20-х гг. Сталин окончательно выработал свой метод борьбы с оппонентами, выражавшийся в опоре на закулисные действия преданных вождю партийных функционеров, в расколе оппозиционных сил, отсечении от «большинства» недовольных, в широком использовании центрального пропагандистского аппарата, а также органов ОГПУНа XIV съезде ВКП(б), говоря о выступлении Сокольникова, Сталин впервые определил две линии — «наша» и «не наша». Этот стереотип стал активно использоваться в борьбе с оппозицией. С 1925 г. обязательным ритуалом партийных съездов стали шумные славословия в адрес Сталина.

    Острые политические дискуссии внутри партии угрожали ее единству и ослабляли позиции ее руководства. Постепенно происходит консолидация системы, при которой любые оппозиционные и инакомыслящие элементы в ней подавляются. В 20-е гг. в СССР окончательно оформилась однопартийная политическая система.

    Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон итальянскими либералами для обозначения фашистской диктатуры в Италии. В литературе были выделены признаки тоталитаризма,
    сохраняющие свою теоретическую значимость до настоящего времени:

  • система официальной идеологии;
  • однопартийная система;
  • монополия на средства массовой информации;
  • тотальная система полицейского контроля;
  • монополия на средства вооруженной борьбы.

    В современной литературе по истории России применяется термин «сталинский тоталитаризм»
    или его синоним — «сталинизм». Сущность этого понятия раскрывается в двух контекстах:

    1) синоним личного диктаторства и тирании, нарушение прав человека,
    использование крайних форм принуждения личности во имя достижения
    утопических идеалов и всемерного укрепления режима личной власти Сталина;

    2) тоталитарная разновидность социализма, длительный период в жизни и истории советского общества, в течение которого наиболее полно проявились основные сталинские модели развития общества.    

    В области экономики: полное подчинение производителя государству; фактическое присвоение государством средств производства и полного
    контроля над рабочей силой; государственное регулирование рабочего дня, заработной платы; фактический запрет забастовок; милитаризация экономики; государственное регулирование имущественных отношений.

    В политической сфере: насильственное установление однопартийной политической системы; неограниченная власть партии в государстве; уничтожение политических оппонентов (как в лице других партий, так
    и в рамках правящей элиты); культ личности вождя; сращивание партийного и государственного аппарата; создание системы официальных (огосударствленных) массовых организаций; неспособность общественных организаций к кардинальным изменениям; —мощный репрессивный аппарат; опора на армию и карательные органы.

    3. В духовной жизни: превращение партийной идеологии в государственную; полный государственный контроль над средствами массовой информации; партийно-государственный контроль над системой идеологизированного образования; деятельность пропартийных творческих союзов; разобщение людей; атмосфера подозрительности, страха, всеобщей слежки, доносительства; требования к людям: скромность, энтузиазм, прославление режима и вождей; идеологическая изоляция страны.

    4. В области национальных отношений: укрепление унитарного государства; введение славянского алфавита в национальных республиках; тенденция к русификации народов СССР; ранжированное национально-государственное строительство: образование автономных республик, автономных областей, национальных округов, национальных районов.

    В эволюции сталинского тоталитаризма выделяются четыре этапа:

    1) 1923—1934 гг., когда происходит процесс становления сталинизма, формирования его основных тенденций;

    2) середина 30-х гг. — до Великой Отечественной войны — реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти;

    3)период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда наблюдалось частичное отступление сталинизма и выдвижение на первый план исторической роли народа; рост национального самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом;

    4)    1946—1953 гг. — пик сталинизма, перерастающий в кризис системы, начало регрессивной эволюции сталинизма. Во второй половине 50-х гг. в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма
    сохранился в политической системе вплоть до 80-гг.

    Особенности сталинизма:

  1. Сталинизм стремился выступать под маркой марксизма, из которого
    он черпал отдельные элементы. Вместе с тем сталинизм был чужд гуманистическому идеалу марксизма, который, подобно любой идеологии, был исторически ограничен, но сыграл важную роль в развитии научной мысли и представлений о социальной справедливости.
  2. Сталинизм сочетал строжайшую цензуру с примитивностью формул,
    легко воспринимавшихся массовым сознанием. При этом сталинизм стремился охватить своим влиянием вес области знания.
  3. Сделана попытка превратить так называемый марксизм-ленинизм из
    объекта критического осмысления в новую религию. С этим была связана
    и жестокая борьба против православия и других религиозных конфессий (мусульманства, иудаизма, буддизма и т. д.), развернувшаяся особенно широко
    в конце 20-х гг.
  4. В 1936 г.была принята новая Конституция СССР. Она установила новые нормы избирательного права — всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании, право голоса с 18 лет. Провозглашались все демократические свободы, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки и др.Конституция СССР гарантировала всем гражданам право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни.
  5. Позже было заявлено, что в конце 30 х годов «в СССР было в основ ном построено социалистическое общество ».Конституцию 1936 г. называли «Конституцией победившего социализма ».По тексту —содержанию — она, бесспорно, была самой демократической в мире.
  6. Но многие положения Конституции остались на бумаге. 1937 – 1938 гг. вошли в историю СССР как годы «большого террора », пик репрессий. И в этом тоже — противоречивость эпохи.
  7. В составе СССР стало 11 республик. Киргизская и Казахская автономные республики были преобразованы в союзные. Закавказская Федерация была упразднена. Азербайджан, Грузия и Армения вошли в СССР как союзные республики.
  8. Параллельно с проведением конституционной реформы были реорганизованы органы советского правосудия. Большая часть преступлений политического характера не подлежала — точнее говоря, не полностью подлежала — юрисдикции обычных судов, а составляла прерогативу НКВД. Наказанием за них в большинстве случаев являлось заключение сроком от трех до двадцати пяти лет в исправительно-трудовых лагерях. Несмотря на то что принудительный труд как принцип государственной организации в 1921 г. был отменен, тем не менее в качестве меры наказания он продолжал применяться как к политическим, так и к уголовным преступникам.

    3. Массовые репрессии и террор

    Установление сталинской системы и ее деятельность встречали сопротивление в различных слоях общества. В этом сопротивлении можно выделить несколько уровней:

  9. Массовое сопротивление народных масс. Наиболее остро это проявилось в ходе коллективизации.

    В последующие годы основным способом выражения массового недовольства был многочисленный поток писем руководителям страны с описанием реального положения вещей.

  10. Создание нелегальных, чаще всего молодежных, студенческих организаций, выступавших против политики репрессий, за развитие демократии.
  11. Сопротивление тоталитарной системе, исходящее из рядов самой правящей партии:
  • группа С. И. Сырцова — В. В. Ломинадзе. Сырцов (Председатель Сов
    наркома РСФСР, кандидат в члены Политбюро ЦК), Ломинадзе (секретарь
    Закавказского крайкома) и их товарищи, обсуждая в 1930 г. проблемы развития страны, считали, что страна стоит на грани экономического кризиса,
    и выступали за смещение Сталина с его поста;
  • нелегальный «Союз марксистов-ленинцев» под руководством М. Н. Рютина (член партии с 1914 г., бывший секретарь Краснопресненского райкома
    партии г. Москвы) осуждал «авантюристические темпы индустриализации
    и коллективизации»;
  • группа руководящих работников РСФСР (А. П. Смирнов, В. Н. Толмачев, Н. Б. Эйсмонт) также выступала против темпов индустриализации и коллективизации, которые «привели страну к глубочайшему кризису», «чудовищному обнищанию масс и голоду…»;
  • нарком здравоохранения Г. Н. Каминский и член ЦК И. А. Пятницкий
    в июне 1937 г. на пленуме ЦК высказались против массовых репрессий и вы
    ступили с обвинениями органов НКВД в фабрикации дел и применении не
    дозволенных методов дознания;
  • опубликовали статьи с критикой сталининизма в зарубежной печати
    отказавшиеся вернуться в СССР посол в Болгарии Ф. Ф. Раскольников,
    посол в Греции А. Г. Бармин, один из руководителей советской разведки
    В. Г. Кривицкий.

    Такое сопротивление, оказавшись не в силах противостоять сталинизму, имело вместе с тем огромное нравственное значение, заставляло идти эту систему на некоторые уступки.

    Кампания массовых репрессий в 1928—1941 гг. имела определенную периодизацию:

  • конец 20—начало 30-х гг. — репрессии против старой интеллигенции (хозяйственной, научной, военной);
  • начало 30-х гг. — репрессии против крестьян (так называемые «раскулачивания»), преследования бывших оппозиционеров;
  • вторая половина 30-х гг. — массовые политические репрессии (партийных, хозяйственных кадров, военных специалистов).

    После смерти Кирова позиции Сталина значительно укрепились. После февральского 1935 г. пленума на многие руководящие посты были поставлены его сторонники (в состав Политбюро ЦК введен А. И. Микоян; А. А. Жданов и Н. С. Хрущев назначены первыми секретарями соответственно Ленинградской и Московской парторганизаций; избран секретарем ЦК Н. И. Ежов, его заместителем стал Г. М. Маленков; Генеральным прокурором назначен А. Я. Вышинский).

    Установление сталинской системы и ее деятельность встречали сопротивление в различных слоях общества.

    Сталинские репрессии вышли и за пределы Советского Союза. Были репрессированы руководители Коминтерна, многие зарубежные коммунисты. Даже советская разведка потеряла почти всех своих резидентов в западных странах, не считая многих рядовых сотрудников, также заподозренных в измене или нелояльности Сталину.

    Репрессивная политика проводилась против целых народов. В 1937 г. СНК и ЦК ВКП(б) постановили немедленно выселить из Дальневосточного края проживавшее там корейское население. Необходимость этого акта мотивировалась возможной засылкой на Дальний Восток японскими спецслужбами китайских и корейских шпионов. Вслед за тем свыше 36 тыс. корейских семей (более 170 тыс. человек) были депортированы в районы Средней Азии.

    «Большой террор» означал оформление в СССР тоталитарного режима и преследовал следующие цели: 1) уничтожение всякой, даже потенциальной, оппозиции, малейшей нелояльности верховной власти, олицетворявшейся Сталиным; 2) ликвидация «старой партийной гвардии» и остатков прежних («не социалистических») социальных групп, мешавших новому харизматическому вождю своими традициями, знанием реальной истории и способных к самостоятельному мышлению; 3) снятие социальной напряженности через наказание «стрелочников» — «виновников» ошибок, негативных явлений в обществе; 4) очищение от «разложившихся» партсовфункционеров, подавление в зародыше местнических, ведомственных настроений.

    В конце 30-х гг. эти цели были в основном реализованы. В стране сформировался тоталитарный режим, Сталин превратился в единоличного владыку Советского Союза, его экономики, политики, идеологии, а также и международного коммунистического движения. К тому же выявились разрушительные последствия массового террора для народного хозяйства (для армии это обнаружилось позднее — в Финскую и Великую Отечественную войны). В декабре 1938 г. на посту руководителя НКВД Ежов был заменен Л, П. Берией, а затем (как и его предшественник Ягода) расстрелян. Проведена новая чистка НКВД, в ходе которой были уничтожены многие видные участники и опасные для Сталина очевидцы «большого террора» 1937—1938 гг.

    Политический режим 30-х гг. с его террором, периодическим перетряхиванием кадров был связан с выбранной моделью индустриализации, с оформившейся в ходе нее административно-командной системой.

    4. Внешняя политика СССР в 30-е годы

     

    Первые внешнеполитические принципы Советского государства были сформулированы уже в Декрете о мире, принятом в октябре 1917 г. Окончание Первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), Гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы.

    В конце 20-х — начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах, В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

    В конце 20—начале 30-х гг. расширение советской дипломатической деятельности происходило в условиях, когда Советский Союз продолжал играть на реально существующих противоречиях между великими державами, всеми способами стремясь избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна переживала период глубочайших экономических и социальных потрясений и была ими на какое-то время ослаблена. Поэтому одновременно с преимущественным развитием отношений с Германией советская дипломатия направила свои усилия на расширение отношений с другими государствами, надеясь на увеличение торгового обмена с ними, необходимого для выполнения планов экономического строительства и обеспечения безопасности страны.

    Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

    С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

    С учетом этих факторов в 1933 г. советское правительство определила новые задачи внешней политики:

  • отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;
  • признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»);
  • борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на
    Дальнем Востоке.

    В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения.

    Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.

    Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. Летом 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна было принято решение о тактике левого блока с европейской социал-демократией и всеми силами, выступающими против фашизма. В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Гражданская война в Испания закончилась в 1939 г. победой франкистов.

    Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.

    Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.

    Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1939 г. оккупировала всю Чехословакию.

    На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г. К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

    В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

    Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая неизбежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа — Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

    1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши— Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.

    В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

    В ноябре 1939 Г. СССР Начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной «линией Маннергейма». Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку; СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сия было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

    Летом 1940 г, в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

    В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км.

    Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз. Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией» идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

    Бели Пахт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, нарушали суверенитет ряда государств Восточной Европы.

    В середине 30-х годов, осознав опасность фашизма, советские лидеры попытались наладить отношения с западными демократическими державами и создать систему коллективной безопасности в Европе. Однако дипломатическая шаги каждой из сторон не дали позитивных результатов. Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить Сталина в обстановке развернувшейся мировой войны проводить политику умиротворения Германии, выполнять все условия договора.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.86MB | MySQL:120 | 1,976sec