Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в

<

102213 1803 1 Кризис феодально крепостнических отношений в России в первой половине XIX в

К середине XIX в. территория Российской империи выросла до 18 млн кв. км. Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн человек.

Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами.

 

По мнению ученых, в Российской империи уже в то время можно было выявить метрополию — центральную часть с преобладанием русского населения (Великороссия) и примыкавшие к ней губернии, населенные родственными православными славянскими народами (украинцами и белорусами).

В начале XIX столетия Россия была уже неоднородна и в религиозном отношении. Господствующей была православная вера, которой придерживалось большинство населения Российской империи (87%).

В административном отношении европейская часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Войска Донского и Войска Черноморского).

Население России делилось на сословия. Из них привилегированными были дворяне, духовенство и купечество. Главенствующим сословием было дворянство. Податная реформа 1722 г. освободила их от уплаты подушной подати. Юридическое оформление дворянства как сословия было завершено в XVIII в. губернской реформой 1775 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Были образованы дворянские общества и дворянские депутатские собрания.

Духовенство разделялось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначались высшие священнослужители — архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков). Высшим органом церковного управления являлся Синод.

Купечество было разделено на 3 гильдии. Россия первой половины XIX в. являлась аграрной страной, и самым многочисленным сословием было крестьянство (90% населения, около 30 млн человек). Все крестьяне дореформенной России разделялись на три неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные, удельные. Первая категория была самой многочисленной.

В XIX в. начинается складывание районов хозяйственной специализации:

– центрально-промышленный район (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии);

– центрально-черноземный земледельческий район (Рязанская, Тульская, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская губернии);

– северный район (Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) — мясомолочное хозяйство, лесные промыслы, сохраняется подсечное земледелие;

– северо-западный (Петербургская, Новгородская, Псковская губернии) — мясомолочное хозяйство, льневодство.

Образование хозяйственных регионов являлось важным показателем роста производительных сил и общественного разделения труда.

В XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивным путем, интенсивно — юг Украины, степное Предкавказье, Заволжье.

 

В первой половине XIX в. явным стало разложение классического барщинного хозяйства, проявившееся, в развитии товарно-денежных отношений, разрушавших натуральное хозяйство; в расширении барской запашки и переводе крестьян на промыслы; в ослаблении внеэкономического принуждения, особенно в нечерноземной зоне, где крестьяне переводятся с барщины на оброк и уходят в город на заработки; в черноземной зоне — попытка сдержать падение производительности барщинного труда введением частичной оплаты барщинных работ или переводом крестьян на месячину.

Важным показателем упадка помещичьего хозяйства является рост задолженности помещиков государству. Стремление помещика к производству хлеба на продажу вызывало расширение барской запашки и сокращение крестьянских наделов. Происходил процесс открепления крестьян от своих наделов и привлечения их к более выгодным промысловым занятиям. Развитие обмена и торговых отношений разрушало крепостное право и расширяло возможности освобождения крестьян от внеэкономического принуждения. Распространился процесс «отходничества» крестьян на фабрики и заводы. Медленно наступали положительные сдвиги в технике сельскохозяйственного производства.

В целом аграрно-крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической жизни России на протяжении XIX—начала XX в. (он остается актуальным и в настоящее время). Этот вопрос включал три стороны:

1) личное освобождение крестьян;

2) наделение крестьян землей;

3) изменение общинной системы землепользования.

Специфическая для России общинная система заключалась в том, что крестьяне сообща пользовались землей, которая делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перераспределялась. В экономическом отношении это мешало продуктивности крестьянского хозяйства и в целом развитию производительных сил в деревне. В социальном отношении это препятствовало формированию собственнической психологии у крестьян. Процесс расслоения крестьянства в первой половине XIX в. шел медленно. Лишь единицам крестьян, занимавшимся торговлей и промыслами, удавалось скопить немалые средства. Имущественное расслоение крестьян выражалось в том, что одни богатели, а другие беднели.

Появились так называемые «калиталистые» крестьяне, юридически остававшиеся крепостными, но фактически владевшие тысячами десятин земли и сотнями собственных крепостных. Известны фамилии Гореловых, Грачевых, Бугримовых — владельцев текстильных мануфактур в Иваново-Вознесенском районе. Когда богатые крестьяне начали эксплуатировать крестьян обедневших, имущественное расслоение переходило в социальное расслоение крестьянства.

Промышленное развитие России в первой половине XIX в. отличалось широким распространением мелкой промышленности (которая составляла 2/3 от общего числа промышленных предприятий), тесно связанной с кустарными промыслами.

Рост крупнейшей промышленности происходил за счет распространения капиталистической мануфактуры и последующего перехода от мануфактуры к фабрике. Промышленность, базирующаяся на крепостном труде (вотчинная, посессионная мануфактура), переживала кризис (происходило резкое сокращение посессионных рабочих). Постепенно увеличивалось применение вольнонаемного труда на мануфактурах.

Стремясь поддержать помещичье хозяйство, государство раздает дворянам крупные заказы от казны, предоставляет дешевый кредит, передает казенные предприятия; запрещает недворянам покупать рабочих для мануфактур

По мнению большинства исследователей, в 30—40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70—80-е гг. XIX столетия. Техническая сторона переворота заключалась в переходе от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальной стороной промышленного переворота явилось формирование новых социальных слоев — буржуазии и пролетариата.

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено:

– во-первых, научно-техническим прогрессом: созданием новых механизмов, облегчавших процесс производства, позволявших углубить разделение труда и высвободить руки многих работников, труд которых заменялся машинным;

– во-вторых, зарождением капиталистического уклада в хозяйстве: накоплением капиталов, на основе которых отдельные предприниматели строили новые заводы, и постепенным формированием постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы.

Однако, несмотря на постепенное осуществление промышленного переворота, по мнению исследователей, -к середине XIX в. отставание России от Европы приняло весьма опасные размеры. Так, занимая в XVIII в. первое место по производству и вывозу чугуна, Россия к середине XIX в. переместилась на восьмое место; по выплавке металла Россия уступала Англии в 12 раз1.

Крепостной строй России сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности. Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. По подсчетам исследователей, число городов за период с начала XIX в. и до конца XIX в. выросло в 2 раза. Крупнейшими городами Российской империи были Санкт-Петербург и Москва.

Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. По подсчетам исследователей, число городов за период с начала XIX в, и до конца XIX в. выросло в 2 раза. Крупнейшими городами Российской империи были Санкт-Петербург и Москва.

Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой — санный. Основной тягловой силой оставалась лошадь, поскольку паровые машины применялись крайне редко. В 1837 г. была проложена первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. В 1851 г. вступила в строй Петербургско-Московская железная дорога.

С конца XVIII—начала XIX в. начинается роет постоянной магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). В середине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок, из них половина — на Украине. Широкое распространение получила торговля вразнос.

Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран постоянным торговым партнером был Китай, но торговые обороты с ним были небольшие, в основном «приграничная» торговля.

Вывоз преобладал над ввозом. В основном это объяснялось протекционистской политикой государства. В экспорте большую роль играл вывоз хлеба; снижался ввоз промышленных товаров.

Таким образом, для экономического развития России характерно противоречивое развитие. С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной структуры общества.

Развитие государственной системы в первой половине XIX в. в основном происходило в русле, намеченном в XVIII в.:

– дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;

– создание новых высших правительственных учреждений с более четкими подразделениями и функциями;

– углубление специализации отдельных органов власти и управления;

– усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочисленные подразделения вели обширное делопроизводство;

– между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи — в России впервые появились ведомства.

Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но Россия в XIX в. и как хранитель законности. В это время укрепляется тенденция, берущая начало в петровские времена, согласно которой закон постепенно занимает место обычая и традиции. Игнорирование закона и неуважение к нему начинает трактоваться как преступление1.

В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр 7(1801— 1825). Необходимость с раннего возраста жить на два дома — изысканно-европейский бабушкин и казарменно-солдатский отцовский — привела к тому, что в Александре I воспитались двуличность и подозрительность. Но он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезным европейским государем своего времени.

Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений — либерального и консервативно-охранительного и лавирование императора между ними.

Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1) 1801—1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2) 1814—1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

– реформы инициировались «сверху» — самодержцем;

– реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

– судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;

– влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.

Подавляющее большинство проведенных в этот период реформ действительно носило либеральный характер.

Реформы в области государственного управления:

1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств пред императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.

Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Реформы в социальной сфере:

1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;

 

3) улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);

<

4) указы 1804—1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

1) в 1803 г. было издано новое Положение «Об устройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;

3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся государственный деятель. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспособность. Сделав головокружительную карьеру благодаря своим личным качествам к 1807 г. (за четыре с половиной года стал действительным статским советником, обладателем генеральского, по Табели о рангах, чина), Сперанский являлся одним из ближайших советников императора. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:

– рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

– важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

– расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

– предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и культуры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

– в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

– все чиновники должны были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

– в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

– с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

– для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; подушная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на помещиков.

Реформы М. М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, несколько ограничивали власть царя. Чиновничества и придворные были им недовольны, называли выскочкой, добились того, чтобы его имя стали связывать с государственной изменой. М. М. Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. Практически одновременно с возвышением М. М. Сперанского в ближайшем окружении императора появился А.А. Аракчеев (1769—1834), генерал от артиллерии (1807), в 1808—1810 гг. военный министр, с 1810 г. — председатель Департамента военных дел Государственного совета. С 1815 г. фактически сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, Кабинетом министров и Собственной его императорского величества канцелярией; был единственным докладчиком царю по большинству ведомств (в том числе Синода). Проводил политику грубой военной дисциплины, однако по плану освобождения крестьян, написанному им по приказу царя, бывшие крепостные получали вместе со свободой земельные наделы гораздо большие, чем по плану декабристов (Н. А. Бенедиктов). Несмотря на это, для современников, сторонников либеральных идей, Аракчеев был воплощением реакции. Известна эпиграмма А. С. Пушкина об Аракчееве: «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель… Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…» После смерти Александра I сохранил за собой только пост главного начальника военных поселений.

Военные поселения – особая организация войск в России в 1810 –1857 гг., при которой государственные крестьяне, зачисленные в военные поселенцы, совмещали службу с занятиями сельским хозяйством. Фактически поселенцы дважды закрепощались — как крестьяне и как солдаты. Военные поселения были введены Александром I в целях формирования особой военной касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободительным движением, а также в целях создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое опытное ополчение было создано в 1810 г. в Климовичском уезде Могилевской губернии, с 1816 г. введено в широких масштабах.

Поселенные войска формировались из женатых солдат и местных жителей — мужчин в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собственное хозяйство. Дети военных поселенцев с семилетнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. Прикрепленных к земле крестьян одели в военную форму, поставили под ежечасный мелочный надзор начальников; фактически лишили детей, сделав из них маленьких солдат; дочерей выдавали замуж по указанию начальников. За минимальные проступки жестоко наказывали.

Период царствования Александра I с 1816 по 1825 г. в отечественной исторической науке получил название аракчеевщина. Однако это название, по мнению Л. М. Ляшенко1, отражает, притом не очень точно, лишь внешний облик времени. А. А. Аракчеев никогда не был и не мог быть «злым гением» императора, человеком, имевшим голос при принятии того или иного решения. Он оставался при любых обстоятельствах нерассуждающим исполнителем замыслов Александра I, его пунктуальным и незаменимым помощником. Граф был честен (не присвоил ни одного рубля из огромных средств, отпущенных на организацию военных поселений) и скромен (не раз отказывался от незаслуженных орденов, предпочитая личные знаки внимания: миниатюрный портрет императора он всегда носил на шее).

Наступление периода аракчеевщины, вероятно, следует связывать не только с периодом организации военных поселений, но и с периодом 1821— 1822 гг., когда Александр I, окончательно разочарованный во всех своих начинаниях, отдалился от государственных дел.

Восстание декабристов 1825 года привело к открытому противостоянию власти и духовной элиты общества, а его поражение — к возрождению идеи полновластия царя, отказу от сотрудничества самодержавия и общества, характерной для начала царствования Александра I. Вместе с тем впервые с допетровских времен правительство Николая стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Это было связано с утверждением в Европе (после поражения Великой французской революции) идеологии романтизма, идеализировавшей народные традиции как основу преемственности исторического процесса, предпосылку стабилизации монархического государственного строя.

Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постепенному освобождению крестьян» (при этом интересы помещиков практически не ущемлялись):

– запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);

– не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);

– крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);

– вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность (1848).

 

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П. Д. Киселева — реформа управления государственными крестьянами (1837—1841). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний. План Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей). По мнению А. Ю. Двор-ниченко, Ю. В. Кривошеева, Ю. В. Тота, реформа Киселева наряду с положительными моментами усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия:

– создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1-й, 2-й гильдии) и почетных граждан (присваивались чиновникам 4—10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати. По мысли правительства, эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту»;

– в 1845 г. издан указ, по которому потомственно дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской — с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее;

– в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждались неделимые наследственные имения, т. е. не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

Важнейшими экономическими мерами правительства Николая I были следующие: финансовая реформа Е. Ф. Канкрина, осуществленная в 1839— 1843 гг. (в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, и определен его обязательный курс (1: 3,5) к бумажным ассигнациям); установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство; создание в 1828 г. Мануфактурного совета, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В основу просвещения был положен принцип охранительной идеологии, сформулированный С. С. Уваровым: «Православие, самодержавие, народность». Тем самым основой незыблемости самодержавия открыто провозглашался традиционализм.

 

В оценке правления Николая I прослеживаются две точки зрения исследователей. Так, дореволюционая историография, не отрицая общей консервативно-охранительной направленности политики Николая I, тем не менее признает наличие в его деятельности определенных реформаторских устремлений, отмечая при этом канцелярско-бюрократический характер подготовки и осуществления преобразований1. Напротив, советская историография указывает главным образом на реакционность политики Николая I.

Итоги внутренней политики Николая I, заключались в следующем.

1. После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия он видел в чиновничьей бюрократии (С. Ф. Платонов). Николай стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны, для того чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалованья. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.

2. По мнению известного русского историка А. А. Корнилова, Николай I во внутренней политике руководствовался идеями Н. М. Карамзина, изложенными им в записке «О древней и новой России»: «…самодержавие — важнейший элемент стабильного функционирования государства; главная цель монарха — служение интересам страны на благо ее процветания»2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Подготовка реформа и проведение социально-экономических преобразований Александром II

 

Экономическое и социальное развитие России напрямую зависело от условий реализации крестьянской реформы. Со второй половины XIX в. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Особенности экономического и социального развития, Во-первых, сохранение традиционных структур в экономике и социально-политической сфере: помещичья собственность на землю; деление общества на сословия и их неравноправность; самодержавие, защищавшее интересы помещиков и опиравшееся на военно-полицейский аппарат. Во-вторых, многоукладность экономики: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и в деревне. В-третьих, наличие резких диспропорций по основным отраслям экономики: серьезный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства.

В-четвертых, не был закончен процесс первоначального накопления капитала, который сильно затянулся. Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранных инвестиций.

В-пятых, слабая подготовленность российского общества (особенно сельского) к капиталистическим отношениям. Патриархально-общинное сознание I наивный монархизм большинства населения мешали активному восприятию коренных перемен в экономике страны.

В-шестых, сохранялась гипертрофированная (преувеличенная) роль государства, которое в силу своей абсолютистской сущности продолжало оказывать решающее воздействие и на экономику, и на эволюцию социальной структуры.

В-седьмых, несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине XIX в. модернизация в России растянулась на длительный срок, (к началу XX в. Россия по-прежнему была аграрно-индустриальной страной).

Во второй половине XIX в. территория России насчитывала 19 млн кв. км, причем 14 млн кв. км находились в азиатской части и были слабо освоены. В административном отношении страна делилась на губернии и области. Всего в Российской империи этого периода времени было 78 губерний и 19 областей (в Европейской России — 49 губерний и 1 область).

Население, поданным 10-й ревизии (1858), составляло 74 млн человек; по данным первой переписи (1897) — 126,4 млн человек (из них 16,7 млн — городское население).

Сохранялась сословная структура общества: 71,1% — крестьяне; 10,7 — мещане; 6,6% — инородцы (в XIX—начале XX в. — название ряда народов Казахстана, Сибири и Средней Азии, принятое официально; в 1822—1901 гг. в Восточной Сибири были созданы специальные инородные управы для управления этими народами); 2,3% — казаки (в первой половине XIX в. существовало 9 казачьих войск, к концу XIX в. — 13); 1,5%—дворяне; 0,5— купцы и почетные граждане; 0,5 — духовенство; 0,8% — «прочие», в основном деклассированные элементы.

Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы — буржуазию и пролетариат.

В экономике России господствующее положение занимало сельское хозяйство. Именно в этой области эволюция капиталистических отношений шла медленными темпами. В пореформенный период сложились три типа помещичьего хозяйства:

  1. отработочная система — обработка земли помещика своим инвентарем. Это была полукрепостническая форма эксплуатации с низкой производительностью труда;
  2. капиталистическая система — применение вольнонаемного труда крестьян-батраков, обрабатывающих землю помещика его инвентарем;
  3. смешанная система — использование вольнонаемного труда и обработки.

    В пореформенной России основными формами землевладения были надельное, частное и казенное.

    Надельные земли до полного выкупа считались неполной собственностью крестьян: ими можно было пользоваться, передавать по наследству, сдавать в аренду, но нельзя было продавать. Крестьянин не мог отказаться от надела, даже если он в ряде местностей (особенно в нечерноземных) приносил доход меньше платежей. Особенностью надельного владения было то, что три четверти его находились во владении общин. Размеры наделов также были различными в разных регионах страны. Со временем на Украине и в западных районах страны общины были ликвидированы и существовало подворное землевладение.

    Пути развития капитализма:

  4. путь — крестьянский (фермерский), или «американский», при котором помещичье землевладение должно быть ликвидировано и получало развитие
    частное крестьянское хозяйство.
  5. путь — помещичий, или «прусский»; когда помещичье землевладение сохранялось и постепенно приспосабливалось к капитализму.

    Россия пошла по «прусскому» пути развития.

    Сельское хозяйство развивалось по экстенсивному пути, т.е. за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Применение вольнонаемного труда, использование сельскохозяйственных машин, улучшение агротехники — интенсивный путь — привели к подъему урожайности. Определилась специализация сельскохозяйственных районов. Это способствовало завершению образования всероссийского рынка.

    Значительное влияние на зерновое производство оказал мировой кризис цен на хлеб с середины 70-х до начала 90-х гг.

    Несмотря на сложности, аграрный сектор в экономике России из кризисного и застойного превратился во второй половине XIX в. в развивающийся, товарный. Однако аграрно-крестьянский вопрос остался центральным в общественно-политической жизни страны и создавал основу для будущих революционных потрясений.

    Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. В 60—70-х гг. в связи с перестройкой промышленности темпы производства несколько понизились, особенно в традиционных промышленных районах. К началу 80-х гг. промышленный переворот, начавшийся еще в 30—40-е гг. XIX в., в основном завершился.

    Развитие капитализма в России имело свои особенности:

    —    вступив на путь капиталистического развития позже, чем другие страны Европы, Россия за несколько десятилетий прошла путь, который в Европе заняло два столетия;

  • сохранялась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством;
  • происходило неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами — северо-западный (Петербург —Прибалтика), центральный (Москва и области), южный (Украина) продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток;

    – наблюдалось неравномерное развитие промышленности и по отраслям. Ведшую роль играла легкая (особенно текстильна и пищевая) промышленность. Набирала темпы тяжелая промышленность (добывающая). Слабо было развито отечественное машиностроение;

    — огромную роль в развитии промышленности играло государство (кредиты, правительственные субсидии, казенные заказы, финансовая и таможенная политика). Была заложена основа для формирования системы государственного капитализма;

    — фактором, ускорявшим развитие, считалось вторжение в русскую экономику иностранного капитала. Для его привлечения в 1897 г. было введено золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой;

    — капитализм развивался «вширь», распространяясь на новые территории (рынки сбыта и источники сырья в колонизируемых окраинах).

    Развитие капитализма в промышленности прошло три стадии: 1) мелкотоварное производство (в основном крестьянские промыслы); 2) капиталистическая мануфактура; 3) капиталистическая фабрика, возникновение машинной индустрии.

    Завершение промышленного переворота создало предпосылки к индустриализации. Появились новые отрасли производства: угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение и др. В 80 – 90-е гг. начался промышленный подъем.

    Большую роль в индустриализации России сыграло развитие транспорта, и в первую очередь железнодорожного. Железные дороги строились с привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. К середине 90-х гг. большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. Совершенствовался водный транспорт (речной и морской).

    Усовершенствование транспортной системы привело к широкому развитию внутренней а внешней торговли. Ярмарки и базары отходят на второй план (хотя число их возросло); растет сеть магазинов, лавок, товарных бирж в розничной и оптовой торговле. Создаются новые центры торговли хлебом и другими продуктами в виде железнодорожных станций.

    Значительно возросли обороты внешней торговли. Главным объектом вывоза был хлеб (а также сахар, нефть, керосин). Ввозили чай, ткани, машины, вина, металл и др. К концу века на первое место в торговле с Россией вышла Германия, второе место занимала Англия.

    Значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Особое значение имела денежная реформа С. Ю. Витте 1897 г., приведшая рубль к золотому эквиваленту. Российские деньги высоко ценились на мировом рынке. Сложилась новая государственная и частная кредитная система. Появились первые акционерные коммерческие банки в Петербурге, Москве, Киеве и Харькове.

    Заметную роль в финансовой жизни России имел иностранный капитал. Таким образом, в результате завершения промышленного переворота Россия во второй половине XIX в. прочно встала на путь капиталистического развития. Основной нерешенной проблемой по-прежнему оставалась аграрно-крестьянская.

    «Эпоха реформ» Александра II. На внутреннюю политику России во второй половине XIX в. оказывали влияние следующие факторы:

  • поступательное экономическое развитие;
  • изменения в социальной структуре, в том числе появление новых социальных слоев;
  • мощный подъем общественного движения.

    Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

    60—70-е гг. XIX в. — время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:

  1. социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права);
  2. политические реформы (изменения в системе управления — судебная,
    земская, городская, военная реформы);
  3. реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).

    Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй — проведение реформ 60—70-х гг. Толчком к преобразованиям послужили:

    — во-первых, проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I;

    — во-вторых, Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции;

    — в-третьих, Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

    В 1856 г. Александр II возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве». В 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений. В начале 1857 г. был учреждении Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы.

    У исследователей существуют различные точки зрения на отмену крепостного права. В советской исторической науке утвердилась точка зрения, согласно которой в России в конец 50-х – начале 60- х. гг XIX сложилась революционная ситуация. Советские исследователи считали, что не только Крымская война, но и революционная ситуация (в том числе крестьянские выступления) заставили царизм поспешить с освобождением крестьян и произвести частичные изменения политических институтов.

    Сегодня ряд исследователей считает, что крепостническая система еще не, исчерпала все свои резервы и еще могла существовать и далее. Антикрепостнические выступления крестьян сильно преувеличены. И действительно, отменяя крепостное право, самодержавие было вынуждено пойти вразрез с желаниями большей части своей собственной опоры: основная масса дворян была по-прежнему настроена против отмены крепостного права. Однако невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической была ясна Александру I.

    По мнению М. М. Горинова, А. А. Горского, А. А. Данилова: «Революционной ситуации в России в середине XIX в. не было, …в стране разразился социально-политический кризис, вызванный крахом внешнеполитического могущества и основанной на нем идеологии национально-государственной исключительности страны, быстрым отставанием России от европейских государств и угрозой превращения ее во второстепенную державу. Главной причиной такого отставания явилось исторически задержавшееся господство в стране феодально-крепостнических отношений. Таким образом, крестьянская реформа не была продуктом революционной борьбы».

    18 февраля 1861 г. после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.

    Основные положения крестьянской реформы следующие.

    1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.

  4. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.    Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский, надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.
  5. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными
    грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик
    подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
  6. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, всту
    пать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

    Ю. В. Тот, оценивая крестьянскую реформу, подчеркивал следующее:

    — во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было;

    во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы;

        в-третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян,
    хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. —
    восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии;

    —    в-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

    Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

    В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены значительные преобразования. Так, в 1865 г. Главное управление путей сообщений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений. Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов.

    В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

    Земская реформа 1864 г. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы.

    Финансовая реформа 1862—1866гг. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

    Таким образом, реформы 60—70-х гг. XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.

    Тем не менее, проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы). Отчуждение от власти, характерное для широких слоев интеллигенции при Николае I, сохранилось в основном у радикальной молодежи, революционных демократов да ультраконсервативных помещиков. Либералы, получив поле деятельности — земства, суды, университеты, — смогли перейти от слов к конкретным делам.

    Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Но главное было даже не в этом. Монолог власти, характерный для Николаевской эпохи, по мнению И. Н. Ионова, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тест

     

    Установите в соответствие дат с авторами реформ и их содержанием:

    1. 1810 г.; Сперанский М. – финансовая реформа государственного бюджета и стабилизации рубля.

    II .1839 г.; Канкрин Е. – выпуск новых кредитных билетов, свободно обменивающихся на серебреные деньги.

    III. Н. Бунге 80– е годы– податные, налоговые реформы

    IV. С. Витте 90- годы – денежная реформа, введен свободный размен бумажных денег на золото

     

    I – 1 – Г

    II – 2 – В

    III – 3 – А

    IV – 4 – Б

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00164 sec

WordPress: 23.65MB | MySQL:120 | 1,557sec