Основные культурные достижения первобытной эпохи

<

091813 1843 11 Основные культурные достижения  первобытной эпохи

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век  делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 4 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (энеолит), длившийся 4–2 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (2–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

— каменная культура,

— наскальная живопись,

— глиняная посуда.

Характерной особенностью искусства первобытной эпохи на самом раннем этапе был синкретизм – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше –  в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные.

Охарактеризуем культура палеолита. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Первоначально необособленное в отдельный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отображало постепенное познание человеком действительности, его представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

Натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет.

Искусственно-изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Верхнепалеолитическое изобразительное творчество — росписи пещер, гравировки на кости.

Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объём — природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.

Следующий второй этап — искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале полнообъёмной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объёмном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. Палитры каменного века бедны, в ней четыре основные краски: чёрная, белая, красная, жёлтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков. При изучении жилища Мезинской стоянки позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. «Возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет. Особая область первобытного искусства — орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Ещё в XIX в. На Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесённым на них геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент — основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы. Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм. Самые ранние из них относятся к палеолиту.

В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины и в бассейне Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика процветала и в железном веке. Её находят при раскопках на палеолитических стоянках. Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древние памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством. Они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

Охарактеризуем культуру неолита и мезолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дерево, кость. В эпоху неолита появились изображения, предающие более сложные  и отвлечённые понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные, — литьё появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад — и первые художественные отливки.

Охарактеризуем культуру бронзового века. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Культура населения Северного Кавказа в III тыс. до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому памятнику, её представляющему, — Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке.

В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремёсла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и  городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей. Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие древние города — все это поселения.

Особый вид поселений – римские  террамары – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры выделялся кромлех — пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались  каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы –  каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек. Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения, то есть погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, — дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены. Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой. Менгиры – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже  кромлех. Кромлехи – культовые сооружения.

 

 

 

Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Обоснуйте свой выбор

 

Переход от первобытного общества к рабовладельческому впервые произошел в странах Древнего Востока. История Древнего Востока — это первая страница истории классового общества, это история первых рабовладельческих государственных объединений, включавших в себя многочисленные народы и племена, которые населяли обширную территорию от берегов средиземного и Эгейского морей до Тихого океана. Древневосточные государства — Древний Египет, Шумер, Аккад, Ассирия, Финикия, Перси, Древняя Индия, Древний Китай и др. — существовали в разное время на протяжении нескольких тысячелетий от зарождения классового общества с конца IV тысячелетия до н.э. и до конца VI в. до н.э.

Древний Восток не случайно явился той частью земного шара, где впервые был осуществлен переход к классовому обществу, появилась государственность. В древневосточном регионе раньше других областей северного полушария возникли условия для развития человеческой цивилизации. В то время как почти весь европейский континент еще покрывали густые лиса и лишь кое-где, отдельными островками, были разбросаны стоянки первобытных охотников, на Древнем Востоке уже начинала расцветать довольно высокая по тому времени материальная культура. Земледелие — одна из самых важных отраслей хозяйственной деятельности — стало развиваться в древневосточных странах раньше и быстрее, чем в других районах земного шара. Этому способствовал теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы. Быстрое же развитие земледелия позволило поднять другие отрасли хозяйства и производительные силы в целом на такой уровень, которые и обусловил деление общества на классы и возникновение первых государств.

<

Страны Древнего Востока явились ранними рабовладельческими государствами. Одной из наиболее отчетливо выраженных особенностей их хозяйственного строя являлось сосуществование элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному способу производства, с элементами хозяйства, присущими классовому рабовладельческому обществу. Пережитки первобытнообщинного строя в странах Древнего Востока были весьма сильны, их экономика была густо оплетена отношениями, характерными для первобытного общества.

Убедительным проявлением этих пережитков явилось длительное сохранение и устойчивость общины, правда, уже не кровнородственной, а сельской, территориальной, что было важной особенностью экономического строя древневосточных государств. Дело в том, что земледелие здесь, в силу недостаточных осадков и длительных разливов рек, остро нуждалась в создании искусственных осушительных и оросительных каналов, т.е. требовало для своего развития в качестве обязательного условия осуществления целого комплекса мероприятий, связанных с ирригацией. Строительство же ирригационных сооружений было под силу только группе (и причем значительной) людей, которая в то время могла функционировать лишь в форме общины. «Первое условие земледелия здесь, — писал Ф. Энгельс К. Марксу, касаясь Древнего Востока, — это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства».

Особенностью производственных отношений древневосточного общества было слабое развитие частной собственности на землю. Последняя являлась в основном коллективной, общинной собственностью. Однако, хотя земля принадлежала той или иной общине, на деле верховным собственником ее считалось государство, присвоившее себе право быть распорядителем всех ирригационных работ. Ирригация — важнейшее условие земледелия в древневосточных странах — было делом не только сельских общин, но и правителей, государства, так как строительство крупных ирригационных систем не могло обойтись без вмешательства центральной власти.

Правители, в целом господствующий класс, стремились присвоить себе как можно больше прибавочного продукта общинников в виде дани и различных налогов. Сочетание общинного землевладения с тяжкой кабалой, в которую попадали рядовые общинники, — характерная особенность древневосточного общества. К. Маркс называл такое положение «поголовным рабством». Политический же строй на Древнем Востоке, при помощи которого господствующему классу удавалось непомерно эксплуатировать трудящихся, получил название восточной деспотии. Иными словами, древневосточная деспотия — это неограниченная монархия восточного типа, доведенная до грандиозных, невероятных размеров власть фараона, царя, деспота, центрального правителя.

Устойчивость и живучесть общины, длительность сохранения общинных порядков привели к тому, что численность рабов на Древнем Востоке была сравнительно невелика; рабский труд здесь еще не стал основой всего хозяйства, а главной производительной силой общества оставались крестьяне-общинники и в известной степени ремесленники.

Восточное рабство носило патриархальный, домашний характер и в основном было приспособлено к обслуживанию личных нужд представителей господствующего класса. Но, кроме того, рабов усиленно эксплуатировали в государственном хозяйстве — на строительных работах, сооружении храмов, дворцов, каналов, плотин, искусственных водоемов.

Особенности экономической структуры древневосточного общества, свидетельствующие о его тесной связи с первобытнообщинным строем, не могли не обусловить медленного застойного характера развития производительных сил. В течение столетий на Древнем Востоке доминировали одни и те же постоянные методы и формы ведения хозяйства. И все же за свою длительную историю древневосточное общество сделало значительный шаг вперед в развитии материальной культуры по сравнению с первобытнообщинным строем. Более развитым стало земледелие — основная отрасль хозяйства древневосточных стран. Крупнейшим достижением явилось создание сложной ирригационной системы с разветвленной сетью каналов и искусственных водоемов. В Древнем Египте была создана так называемая бассейновая система орошения. Поля были ограждены земляными дамбами; когда на них из оросительных каналов пускали воду, они превращались в небольшие бассейны. В системе ирригации Древнего Египта большую роль играли водоподъемные сооружения — шадуфы («журавли»), при помощи которых вода подавалась уступами на более высокие поля, а также искусственные водохранилища. Наиболее крупным из них было Миридово озеро, сооруженное в нижней части Нильской долины (в Фюамской впадине). Ирригация в древневосточных государствах дала возможность развиваться здесь полеводству. Огородничеству, садоводству (виноградарство и разведение оливкового дерева). В храмовых хозяйствах расширялось применение рабочего скота, началось разведение племенного скота. Наряду с мотыгой и плугом стали использоваться новые земледельческие орудия — металлический серп, грабли.

В первой половине II тыс. до н.э. образовалось Вавилонское царство, достигшее наибольшего расцвета при царе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Успехи в сельском хозяйстве были достигнуты за счет расширения и улучшен оросительной системы. В отличие от прежних государств, хозяйство было децентрализованным. Поощрялся обильно частный сектор, царская земля, мастерские, торговые учреждения раздавались чиновникам и воинам в условное держание за службу, остальным — в виде аренды. За аренду пашни взималась плата 1/3 урожая, за садовые земли — 2/3. Активно развивалась внутренняя и внешняя торговля: вывозили зерно, финики, шерсть, ремесленные изделия, ввозили лес, камень, металлы. В Вавилоне существовало долговое рабство, ростовщичество, причем за коны Хаммурапи ограничивали норму дохода: 20 % за взятое в долг серебро, 33 % — за зерновую ссуду. Долговое рабство не превышало трех лет. Рабство было патриархальным, рабы могли иметь имущество, вступать в брак со свободными. Рабами были и иноземцы. В целом же значительных размеров рабство не приняло.

Древний Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет. В самой стране было много полезных ископаемых, металл добывали в прилегающих областях. Первые государственные образования — номы — возникли здесь во второй половине IV тыс. до н.э., а на рубеже IV —III тыс. враждовавшие Верхне- и Нижнеегипетское царства после победы последнего объединились в единое государство. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний — ското- садоводства и виноградарства.

В период Древнего царства (XXVIII —XXIII вв. до н.э.) дальнейшее развитие получило животно- и садоводство, огородничество, виноградарство. Для Египта была характерна высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Чиновники скрупулезно учитывали урожай и количество скота. Те общинники, кто работал на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ. Примерно также организовывалось ремесленное производство. В частном хозяйстве довольно широко использовался труд рабов, бывших полной собственностью своих хозяев, в государственном производстве он не применялся.

В период Среднего царства (XXII — XVIII вв. до н.э.) совершенствовались орудия труда: наряду с каменными и медными все чаще применялись орудия из бронзы. Воз никло производство стекла. Значительный прогресс наблюдался в земледелии, чему способствовало создание большого водохранилища, соединенного каналом с Нилом, и разветвленной сети оросительных систем в Фаюмском оазисе.

Особенностью египетской экономики этого периода было падение роли громадных царских хозяйств и укрепление среднего и мелкого землевладения. Мелкие землевладельцы обозначались термином «царские хемуу». Они трудились в царском, храмовом и вельможном хозяйствах. С юного возраста они учитывались, распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, торговцы, воины и т.д.) и направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно. Рабы «баку» составляли часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы. И все же большую часть населения составляли свободные общинники, которые облагались государственными повинностями.

В период Нового царства (1580 — 1085 гг. до н.э.) владения Египта были расширены, что стимулировало экономическое развитие. В страну хлынул поток сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных. Достаточно широко применялся труд рабов, но основным производителем материальных благ оставались мелкие земледельцы и ремесленники. Развивались арендные отношения.

В период Позднего царства (X — VI вв. до н.э.) Египет находился под властью ливийцев, затем эфиопов, позже ассирийцев, персов. В 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским.

Все более важное место в хозяйстве народов Древнего Востока занимает ремесло. Древневосточные ремесленники добились успехов в текстильном, гончарном и кузнечном производствах, в обработке дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов — золота и серебра. В Египте было освоено производство папируса, использовавшегося для письма. Получило развитие кораблестроение, особенно в Египте и Финикии. Стала развиваться военная техника — появились осадные орудия и боевые колесницы. Весомую лепту Древний Восток внес в строительное дело. Рациональная организация массового применения труда и жестокая эксплуатация строителей — свободных общинников и рабов — позволили соорудить огромные дворцы и храмы, грандиозные пирамиды.

Более заметно стала развиваться торговля, главным образом внешняя (со странами Средиземноморья). Возникли первые металлические деньги в форме медных, серебряных и золотых слитков и монет

Вместе с тем очевидно, что хозяйственное развитие древневосточных цивилизаций имеет общие черты. Среди них можно назвать такие, как:

1) сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу;

2) устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных каналов, что было под силу только значительной группе людей;

3) устойчивость государства, взявшего на себя функции распоряжения ирригационными работами, монополизировавшего право организации всех общественных работ;

4) наличие храмового или царского хозяйства, являвшегося центром экономической жизни;

5) слабое развитие частной собственности на землю;

6) появление больших городских поселений и городов, социальная дифференциация и ремесленная специализация населения;

7) использование рабского труда, но рабство было патриархальным. Для него характерны сохранение связи между непосредственным производителем и его участком земли (если таковая у него была), некоторая доля хозяйственной самостоятельности и гарантии против изменения правового статуса, сравнительно небольшая норма эксплуатации. Производство было направлено на создание не товаров, а средств существования рабов и рабовладельцев;

8) увеличение роли обмена и торговли, сосредоточение функций управления ею в руках государства.

 

 

Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее существенные из них. Обоснуйте свой выбор

 

Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Окончание Средневековья ознаменовалось ростом значения централизованного государственного управления. Яркими примерами этого роста служат завершение феодальных междоусобиц — таких как Война Алой и Белой Розы в Англии, объединение регионов — Арагон и Кастилия в Испании.

Одним из самых важных изменений стало расширение известной европейцам территории культурной ойкумены. За очень короткий период (конец XV век — начало XVI века) европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили морской путь в Индию, открыли новый континент — Америку и совершили кругосветное плавание. Примечательно, что именно открытие Колумбом Америки (1492 год) принято считать символическим окончанием Средних веков. Эти путешествия стали бы невозможны без предпосылок, главными из которых являются: изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что первое из этих изобретений сделано задолго до наступления Нового времени.

Так, компас был изобретён в Китае ещё в III веке до н. э. (правда, этот тип компаса, представлявший собой лежащий на отполированной пластине намагниченный металлический предмет в форме разливной ложки, был непригоден для мореходства), однако, новое изобретение проникло в Европу только в XIII веке через посредничество арабов, которые начали применять компас в XII веке.

Судном, на котором первооткрыватели отправлялись в дальние плавания, стала каравелла. Эти небольшие по современным меркам суда (например, «Санта-Мария», флагман Колумба в его первом путешествии, имела водоизмещение в 130 тонн) в буквальном смысле изменили карту мира. С каравеллами прочно связана вся эпоха великих географических открытий. Довольно характерно название, которое каравелла получила в нидерландском языке, — oceaanvaarder, буквально — «судно для океана».

Однако, одних предпосылок недостаточно, поэтому должен быть мотив, заставлявший отправляться в далёкие и опасные путешествия. Таким мотивом стал следующий факт. Во второй половине XV века завоевавшие ослабевшую Византийскую империю турки перекрыли караванные пути на восток, по которым в Европу доставлялись пряности. Таким образом прервалась приносившая сверхприбыли торговля. Именно желание найти альтернативный доступ к богатствам востока и стало стимулом мореплавателей конца XV — начала XVI веков. Следовательно, обоснованной выглядит точка зрения, считающая датой окончания Средних веков 1453 год — захват турками Константинополя.

Интересно отметить, что таким образом именно экспансия мусульманской цивилизации послужила тем катализатором, который вызвал ускоренное развитие цивилизации европейской.

Не только представления европейцев о Земле претерпели значительные изменения, но и место самой Земли во Вселенной подверглось пересмотру — ещё более радикальному. В 1543 году из-под печатного станка вышла книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея. Интересно, что, начиная свою астрономическую работу, Коперник отнюдь не собирался создавать нечто принципиально новое. Как и его средневековые предшественники, он считал своей задачей уточнение данных из «Альмагеста», главного труда Птолемея, не затрагивая при этом основ. Хотя расхождения между данными из «Альмагеста» и результатами наблюдений были известны и до него, только у Коперника хватило смелости отказаться от инерции мышления и заниматься не «корректировкой» труда древнего астронома, а предложить нечто принципиально новое.

Ещё большее влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV—XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной, казалось бы, технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность (печатные книги были намного дешевле рукописных). Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг. Приблизительно в 1440 году он построил свой печатный станок. Как это часто бывает с изобретениями, отдельные элементы печатной технологии были известны и до Гутенберга. Так, иллюстрации и фигурные заглавные буквы переписчики книг начали размножать при помощи штампов ещё за двести лет до Гутенберга. Однако тогда удалось разработать технологию изготовления штампов (литер) не из дерева, а из металла. И именно он внедрил самую важную идею — набор текста из отдельных букв вместо изготавливания доски — штампа для всей страницы. Даже в тех областях производства, где технический прогресс по сравнению со средневековьем был не слишком заметным (или его не было вовсе) произошли кардинальные изменения, на сей раз — за счёт нового типа организации труда. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры.

Важное значение имело развитие горного дела и металлургии. Впрочем, наиболее важное усовершенствование в процессе выплавки железа — замена сыродутной печи так называемым штукофеном (предком современной доменной печи) произошло ещё в период расцвета Средних веков, приблизительно в XIII веке. К началу XV века такие печи были значительно улучшены. Для привода мехов использовались водяные колёса. К XVI веку такие колёса, достигавшие порой огромных размеров (до десяти метров в диаметре), стали использовать для подъёма из шахт руды и для других операций. Своеобразной энциклопедией горного дела и металлургии стала книга «De re metallica libri xii» («Книга о металлах»). Этот двенадцатитомный трактат увидел свет в 1550 году. Его автором был профессор Георг Агрикола (Бауэр) (1490—1555).

Также с XVI века для отопления и в производстве стал использоваться ископаемый уголь.

 

Задание 4. Выделите наиболее важные причины и последствия Смутного времени на Руси

 

Смута (смутное время) – в широком смысле слова – раздоры, мятеж, беспорядок; в узком смысле под Смутой понимается период русской истории 1598 – 1613 гг., от смерти царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле, до воцарения Михаила Романова, первого представителя новой династии.

Причины Смутного времени (См. в хрестоматии статью «Причины Смутного времени») коренятся в той социально-экономической и политической ситуации, которая сложилась в России к концу XVI века.

Открывшийся на рубеже 60 – 70-х годов хозяйственный кризис достиг апогея в 80-е годы. Он поразил почти всю территорию страны, но особенно центр и северо-запад страны, опустошенные в годы опричнины и Ливонской войны. Как крестьянское, так и барское хозяйство потеряли свою устойчивость. Создавшееся положение ставило под угрозу, как сбор государственных налогов, так и несение службы дворянами. Усиление эксплуатации феодалами и государством привело к тому, что в последней трети XVI века уход и побеги крестьян приобрели массовый характер. В 80 — 90-е годы XVI века правительство принимает целый ряд указов, по которым ограничивалось, а потом и вообще отменялось право свободного перехода крестьян от одного владельца к другому. Фактически в конце XVI века в России установилась система крепостного права, что привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений.

Смуте предшествовал и династический кризис.

Еще одной причиной разразившихся в период Смуты событий стало обострение международных противоречий: ослаблением России воспользовались соседние государства – Речь Посполитая, Швеция, Крым и Турция, давно имевшие с ней территориальные счеты. В событиях Смутного времени историки обычно выделяют три периода.

Первый период можно определить как династический кризис или боярская смута. Он начался после смерти Федора Ивановича, когда на царство Земским собором был избран Борис Годунов, то есть впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству. Воцарение Годунова, не принадлежащего к царскому роду, усилило распри среди различных группировок знати, не признающих авторитет «безродного» Бориса. Годунов, стремясь сохранить власть, делал все, чтобы убрать потенциальных противников. Гонения на представителей наиболее знатных фамилий (Романовы, Шуйские только еще более усугубили скрытую вражду к царю в придворных кругах. (См. схему «Царь Борис Годунов».)

Правление Годунова вызвало недовольство и широких народных масс. Крестьяне связывали ухудшение своего положения (усиление крепостничества) с именем Бориса. Положение в стране обострилось из-за голода 1601 – 1603 годов, вызванного затяжными неурожаями. Голод и вызванные им эпидемии привели к миграции населения, оттоку крестьян из центральных районов страны, бродяжничеству и разбоям, которые приобрели такой размах, что потребовалось использовать особые воинские отряды. В 1603 году выступление отрядов беглых холопов под предводительством Хлопка Косолапа было подавлено не без труда с использованием Годуновым крупных военных соединений.

Непрочность положения Бориса усугубилось слухами, что царевич Дмитрий, загадочно погибший в Угличе, жив. К 1602 году легенда о царевиче обрела реального носителя имени. Самозванец получил в истории имя Лжедмитрия I. Поход Лжедмитрия на Москву, его царствование, борьба боярских группировок и свержение самозванца в результате боярского заговора — главные вехи событий первого периода Смуты. (См. схему «Правление Лжедмитрия I»)

 С воцарения Василия Шуйского в мае 1606 года Смута вступила в новую стадию своего развития. Нарастало брожение народа, потерявшего веру в улучшение своего положения. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Иногда историки называют этот период гражданской войной.

В ходе событий случившихся в царствование Василия Шуйского можно выделить три главных эпизода: восстание Болотникова, движение Лжедмитрия II и вмешательство иностранцев в московские дела. (См. польская и шведская интервенция)  Эти события не сменяют одно другое, а развиваются параллельно, часто переплетаясь. Историки пользуются данной схемой для более четкого анализа происходившего в государстве. (См. схемы «Правление Василия Шуйского», «Движение под предводительством Ивана Болотникова», «Борьба с новым самозванцем Лжедмитрием ll»)

Третий, завершающий этап Смуты характеризуется как национальный кризис. Он связан с борьбой российского народа с польской и шведской интервенцией за национальную независимость.

17 июля 1610 года Василий Шуйский в результате заговора был свергнут с престола. К власти пришло правительство из семи бояр, вошедшее в историю под именем семибоярщины. (См. схему «Открытая интервенция. Семибоярщина»)

Семибоярщина признала русским царем (хотя и с ограничением в правах) сына польского короля Сигизмунда III – королевича Владиславу. В город, а потом и в Кремль был впущен польский отряд под руководством Жолкевского. Власть в Москве перешла к руководителям польского гарнизона. Продолжалась осада и штурмы Смоленска войском Сигизмунда. Шведы в августе 1610 года осадили Ивангород, а в сентябре — Корелу.

Угроза потери независимости Россией становилась все более очевидной.

В начале 1611 года на борьбу с интервентами стали подниматься северные города, к ним присоединились Рязань, Нижний Новгород, заволжские города. Было сформировано Первое земское ополчение. Во главе движения встал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Однако добиться успехов отрядам Ляпунова не удалось. Противоречия между руководителями ополчения в конечном итоге привели к его распаду. Многие дворяне и прочий люд покинули ополчение. Под Москвой остались лишь отряды казаков, руководители которых заняли выжидательную позицию.

К осени 1611 года общая ситуация в стране значительно ухудшилась. После 20-месячной героической обороны в результате измены перебежчика в июне 1611 пал Смоленск. Шведы, пользуясь слабостью страны, захватили Новгород, осадили Псков и стали усиленно навязывать кандидатуру шведского принца Карла-Филиппа на русский престол. Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую. Центральной власти фактически не существовало. Разные города самостоятельно решали, кого им признавать за правителя. На северо-западных землях объявился новый самозванец – Лжедмитрий III. По стране бродили и осаждали города и монастыри отряды польских шляхтичей, занимавшиеся в основном грабежом. Смута достигла апогея своего развития. Над страной нависла реальная опасность порабощения.(См. историческую карту «Смутное время в России в начале ХVll в.»)

В этих условиях в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения. Во главе его встали посадский староста Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский.

23 февраля 1612 года второе ополчение  выступило их Нижнего Новгорода по маршруту Юрьевец – Кострома – Ярославль. Затем начался поход на Москву. 22 октября был взят Китай-город. Поляки подписали договор о капитуляции. К концу 1612 года Москва и ее окрестности были полностью очищены от оккупантов.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором на российский престол был избран Михаил Романов.  Власть в форме самодержавной монархии была восстановлена. Смутное время закончилось.

Однако тянувшаяся полтора десятилетия Смута не могла не оставить глубокого следа в жизни Московского государства. Последствия Смуты еще очень долго сказывались как в социально-экономической, так и в политической сферах.

Таким образом, смута, поднявшаяся по поводу прекращения династии в Москве, прошла три периода: 1) борьбы бояр за власть престол, 2) борьбы низших классов (казачества) против высших (землевладельцев) и 3) борьбы русских людей вообще с иноземными врагами и своими «ворами».

Тянувшаяся почти четверть столетия смута не могла не оставить глубокого следа в московской политической и общественной жизни.

   Во-первых, начавшее смуту боярство не только не достигло своих целей и было совсем разбито смутою. Исчезли из вида главнейшие княжеские семьи; одни вымерли вовсе (князья Шуйские, Мстиславские, Вороротынские), другие захирели и обеднели (Годуновы, Салтыковы) третьи надолго потеряли свое влияние (князья Голицыны, Куракины). Расстроенное Грозным боярство смутою было добито, и после смуты места родовитых бояр всюду занимают простые дворяне. Во-вторых, не достигло своих целей и казачество. Сколько раз оно поднималось против государственного порядка, оно неизбежно терпело поражения. Наконец, главная казачья шайка с атаманом Заруцким убежала вовсе из государства, а прочие казаки поддались земскому ополчению. Заруцкий погиб, а казаки, оставшиеся на «поле» и на Дону, не ходили больше на Москву, а старались сохранять с нею добрые отношения. Они составили на нижнем течении Дона подобие государства, называли себя «войском», управлялись выборными людьми (совокупность которых называлась «старшиною») и свои дела вершили в «кругу» (на сходках). Занимаясь охотою и рыболовством, казаки всю свою боевую энергию направили на татар и турок, оставив пока в покое Московское государство. В-третьих, с расстройством московской аристократии и поражением казачества главную силу в Московском государстве получили люди средних классов — дворяне и горожане. Их ополчение освободило Москву, их земский собор избрал нового государя М.Ф. Романова. Из них составился государев совет (боярская дума) и штат чиновников, которые повели управление государством после смуты. Таковы были последствия смуты для московского общества.

Для правительства последствия смутного времени были также очень велики. Прежние государи считали государство своею «вотчиною» (то есть наследственною собственностью). Вновь избранный государь и его родные и приближенные уже не могли стоять на такой точке зрения. Народ и государство не только не казались им собственностью, но представлялись громадною стихией, для управления которою необходим был земский совет—по крайней мере до тех пор, пока эта стихия, возмущенная смутою, еще не пришла в спокойствие. Вот почему новый государь не хотел управлять без земского собора и в первые годы своего царствования держал его постоянно при себе, страшное разорение страны в смуту давало много забот и трудов государю и земщине. Необходимость возвратить города и волости, захваченные поляками и шведами, заставляла воевать. Всякий шаг царя и и земского собора был обусловлен этими последствиями смуты. Вся история Московского государства в XVIIст. развивается в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху. Таково было значение и последствия смуты. С нею окончился в Московском государстве старый порядок и началась новая эпоха.

Последствия Смуты:

– временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского собора (за царствование Михаила Романова (1613-1645) известно 10 созывов Земского собора);

– экономическая разруха и обнищание народа;

– ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря — Швеции);

– воцарение новой династии Романовых (1613-1917);

– расстройство местничества ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие


1.Первобытная эпоха

А.Начало космической эры

2. Древний мир

Б. Система вассалитета

3. Средневековье

В. Начало железного века

4. Новое время

Г. Начало процесса урбанизации

5. Новейшее время

Д. Родовая община

 

1 Д

2 В

3 Б

4 Г

5 А

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00174 sec

WordPress: 22.01MB | MySQL:116 | 1,687sec