Основные варианты периодизации всемирной истории

<

102213 1748 1 Основные варианты периодизации всемирной истории

Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Почему?

 

Формационная теориятеоретическое учение Карла Маркса (1818-1883), выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли. Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация (Okonomische Gesellschaf-tsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio- образование, вид) — исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общиннуюрабовладельческуюфеодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.


Стадии стадий роста – теория, буржуазная концепция исторического развития, ставящая на первый план при анализе эволюции общества уровень техники и господство крупного промышленного производства; игнорирует характер производственных отношений, представляет экономические системы промышленно развитых капиталистических и социалистических стран однотипное индустриальное общество. Одна из разновидностей буржуазной теории индустриального общества. Выдвинута У. 
Ростоу в конце 50-х гг. в противовес марксистскому учению об общественно-экономических формациях. Согласно этой теории, основными являются два типа общества — традиционное (докапиталистическое) и индустриальное (капиталистическое), а историческое развитие характеризуется пятью стадиями экономического роста: 1) традиционное общество; 2) стадия подготовки условий для сдвига; 3) стадия сдвига и перехода к индустриальному развитию; 4) индустриальное общество; 5) стадия массового потребления. Ростоу утверждал, что развитие промышленности и индустриализация в каждой стране неминуемо должны привести к тем результатам, которые имели место на Западе, причём это произойдёт будто бы вне зависимости от характера производственных отношений.

Теория трех волн теория трех волн Элвина Тоффлера, которая выделяет три волны общественного развития – первую (сельскохозяйственную), вторую (индустриальную) и третью (информационную).

Теория локальных цивилизаций. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий локальных цивилизаций.  Н.Я. Данилевский выдвинул идею обособленных, локальных цивилизаций, или культурно-исторических типов, развивающихся подобно биологическим организмам, взаимоотношения которых характеризуются непрерывной борьбой друг с другом. Он выделил четыре формы, или основы, их исторического самопроявления в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: религиозную, культурную(нацеленную на активность в интеллектуальном и художественном творчестве), политическую и социально-экономическую. По его мнению, развитые культурно-исторические типы, как правило, сосредотачивали свои творческие силы лишь на одной из этих сфер деятельности, т.е. являлись одноосновными. Качественно новым Данилевский считал якобы зарождающийся славянский культурно-исторический тип как четырехосновный, т.е. равномерно развивающий все четыре сферы человеческой деятельности. Смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпывающих возможности своего развития, и определяют, по мнению Данилевского, ход мировой истории.

Согласно его концепции, каждый культурно-исторический тип (локальная цивилизация) проходит в своем развитии три этапа:

1) этнографический (древний) этап начинается с отделения племени от родственных ему племён и обретения способности к самобытной деятельности;

2) политический (государственный) этап характеризуется выходом народов из этнографической формы бытия, построением ими своего государства и обеспечением своей политической независимости;

3) цивилизационный этап обеспечивает народам реализацию своих духовных идеалов в науке, искусстве и пр., после чего, осуществив свою творческую миссию, цивилизация умирает.

О. Шпенглер в своей концепции локальных цивилизаций также вел речь о культуре как множестве замкнутых организмов, проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия и завершающийся стадией цивилизации, которая характеризуется следующими признаками:

— развитием индустрии и техники;

— деградацией искусства и литературы;

— возникновением огромного скопления людей в больших городах;

— превращением народов в безликие массы.

Обращает на себя внимание то, что в концепциях Данилевского и Шпенглера локально-цивилизационное образование выражается понятиями культура, культурно-исторический тип, под термином же цивилизация имеется в виду лишь заключительная стадия в развитии такого образования. При этом, если цивилизация как заключительная стадия развития любой культуры у Данилевского проявляется в ее наивысших, кульминационных достижениях, то у Шпенглера – в ее упадке.

В созданной А.Д. Тойнби концепции локальных цивилизаций центральной идеей является его утверждение о том, что развитие любого общества определяется столкновением Вызова, ставящего под угрозу его существование, и творческого Ответа, даваемого людьми. Вызов в своих конкретно-исторических проявлениях многообразен: это может быть ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества деструктивных социальных сил, давление варваров и т.д. Вызов в метафизическом плане означает нравственное (божественное) испытание человека, так как его Ответ, призванный разрешить конкретную проблемную ситуацию, всегда представляет собой выбор между добром и злом. При этом автором Ответа, по Тойнби, выступает не общество в целом, а его творческое меньшинство как главная движущая сила истории, которое приобщает склонную к подражанию инертную массу к новым социальным ценностям.

Основываясь на таком видении исторического процесса, Тойнби выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит три аналогичные стадии.

1. Возникновение. Удачное решение обществом проблем, угрожающих его существованию, рождают локальную цивилизацию.

2. Рост. Критерием развития общества становятся процессы его самоопределения (благодаря превращению им внешних угроз в проблемы своей внутренней жизни и на этой основе обретению им неповторимого облика) и дифференциации (усиления внутреннего разнообразия). 

3. Надлом и разложение. Неспособность творческого меньшинства решать очередную социально-историческую проблему приводит к его деградации и вырождению в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанное уже не на авторитете, а на силе. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, которое перестает быть гармонично единым, что становится причиной распада и гибели цивилизации.

На мой взгляд, наиболее целесообразная теория стадий роста, потому что, как мне кажется, совпадает с развитием современного общества, идущего от традиционного общества к обществу массового потребления.

 

 

Задание 2. Назовите ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества в средневековую эпоху. Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры

 

Период эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации — перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты — с падения Западной Римской империи в 476 г. Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-то в конце VI – начало VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют особые, далеко не средневековые черты. Поэтому современные исследователи склонны выделять период середина XVI — начало XVII вв. как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков. См.: Средневековая Европа глазами современников и историков. Таким образом, Средневековье — это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация во многом условна.

Именно в этот период формируется Европейский мир в современных его пределах и этнических границах, начинается полоса географических и научных открытий, появляются первые зачатки современной демократии — системы парламентаризма. Отечественная медиевистика, отказавшись сегодня от трактовки Средневековья лишь как периода «темных веков» и «мракобесия», стремится объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно новую цивилизацию. В новейших исследованиях Средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Это время господства феодального способа производства и аграрной стихии, особенно в ранний период, и соответствующих специфических форм существования общества: поместье, где господин с помощью труда зависимых людей удовлетворяет большую часть своих материальных потребностей; Монастырь, отличающийся от обычного поместья лишь тем, что он — «коллективный сеньор», и что здесь время от времени встречаются люди грамотные, способные писать книги и имеющие для этого «соответствующий досуг»; и наконец, королевский двор, который переезжает с места на место и организует свою жизнь и управление по образцу обычного поместья. В задачи настоящей работы входит определение основных социально-экономических характеристик этой феодальной цивилизации и описание основных черт средневекового христианского мира. Предполагается также затронуть неоднородность следующих вопросов: какое воздействие оказывала церковь на средневекового человека, являлась ли она духовным диктатором или, скорее, источником вдохновения и развития той эпохи?

2. Развитие общественного устройства и государственности у народов Западной Европы в период Средневековья прошло два этапа. Первый этап характеризуется сосуществованием видоизмененных римских и германских общественных институтов и политических структур в форме «варварских королевств». На втором этапе феодальное общество и государство выступают как особая социально-политическая система, описанная ниже. На первом этапе Средневековья важнейшую роль в феодализации варварских обществ сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования, а также раздача магнатам церкви налоговых и судебных привилегий создали материальную и правовую базу сеньориальной власти. В процессе социального расслоения и роста влияния земельной аристократии между собственником земли — сеньором и населением, сидящем на ней, естественно возникали отношения господства и подчинения.

Хозяйственные условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие феодального строя, характерного для всех регионов средневековой Европы. Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности, основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих крестьян-земледельцев. В большинстве своем крестьяне являлись не собственниками, а лишь держателями наделов и поэтому находились в экономической, а иногда также в правовой и личной зависимости от феодалов. В собственности крестьянина обычно сохранялись основные орудия труда, скот, усадьбы.

<

Важную роль играла внеэкономического принуждения основных производителей, что объяснялось их хозяйственной самостоятельностью: широко распространилось насилие над личностью производителя — от личной зависимости до сословного неравноправия крестьян и ремесленников.

Феодальная собственность выступала преимущественно в форме частного владения — поместья, вотчины, синьории, в которых эксплуатация крестьян осуществлялась главным образом в пользу одного владельца (короля, дворян, монастыря).

Таким образом, основу феодального строя составляла аграрная экономика. Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивала себя всем необходимым из собственных ресурсов почти не прибегая к помощи рынка. Господа покупали лишь по большей части предметы роскоши и оружие, а крестьяне — только железные части сельскохозяйственного инвентаря.. Торговля и ремесла развивались, но оставались второстепенным сектором экономики.

Социально-классовая структура средневекового европейского общества определялась феодальным способом производства. Его основными классами были собственники земли (феодалы) разного ранга и крестьяне (различного юридического статуса). Важный социальный слой периода зрелого феодализма образовывали также горожане, не составлявшие единого класса из-за значительной имущественной дифференциации.

Взаимоотношения внутри господствующего класса наиболее полно и ярко выражались в вассально-ленной системе и феодальной иерархии. Она определялась условной формой собственности (феод.), которую вассал получал ха выполнение каких-либо обязательств (чаще всего, за военную службу) в пользу вышестоящего феодала.

Характерной чертой феодального общества Средневековья являлась его сословно-корпоративная структура, вытекавшая из необходимости отдельных социальных групп. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить завоеванный социальный статус. Там же. Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не проявляли ни монастыри, ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически. Постепенно с развитием городов сложилось также городское сословие: бюргерство, в свою очередь также состоявшее из ряда групп — патрициата, полноправного бюргерства и неполноправного плебса.

Корпоративность феодального европейского общества проявлялась еще и в том, что большую роль в нем играли разного рода союзы: сельские и городские общины, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в городах, рыцарские и монашеские ордена.

Важную роль в становлении средневековой цивилизации играл институт государства, обеспечивая защиту населения как от внешней угрозы, так и от феодальной вольницы. В то же время само государство являлось одним из главных эксплуататоров народных масс, так как в первую очередь представляло интересы господствующих классов.

Во второй период Средневековья эволюция общества заметно ускорилась под воздействием обмена товарного производства и денежных отношений, хотя они по-прежнему имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль играет средневековый город, который в первое время еще остается в политическом и административном и политическом подчинении у поместья — сеньории, в идеологическом у монастыря. В дальнейшем именно с развитием городов связано зарождение политико-правовой системы Нового Времени (а значит, и новых представлений о взаимоотношений личности и социума, гражданина и государства). Этот процесс традиционно воспримется как следствие создания и развития городских коммун, отстаивавших свои вольности в борьбе с сеньором. Действительно, именно в городах складывались те элементы правосознания, которые принято называть демократическими. Однако, как считают современные историки, искать истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Средневековья сыграли и представители других сословий. Так, например, формирование представлений о достоинстве личности происходило главным образом в сословном сознании феодалов и изначально носило аристократический характер. Следовательно, демократические свободы вырастали также и из аристократического вольнолюбия.

Постепенно город подтачивает основы Средневековья, преобразуясь сам, и преобразуя своих «противников» — феодалов. В острой и социальной борьбе между крестьянством и феодалами, между городами и сеньорами, между различными группировками внутри самого феодального класса, между сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье постепенно подошло к своему концу.

Таким образом, материальной базой феодализма являлась сельская сеньория, а феодализм как европейская цивилизация имел две основы: военную — в соответствии с главной функцией вассалов, и аграрную — источник их средств существования.

3. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник — папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекает под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее.

В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями. Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток («крестовые походы»), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения «походов» эти средства стали использовать для усиления папской казны.

Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием.

Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех «сословий», распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества.

Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты — ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми — ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости.

Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Церковь заботилась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока, «была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой средневековой культурой».  Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие «брак» отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия «семьи». В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор.

Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным и необходимым этапом развития христианской цивилизации. В Средневековом европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы препятствовала развитию личности. На Западе Европы церковь обычно играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.

4. Таким образом, можно сделать вывод, что весь строй средневекового общества принято называть феодализмом по названию пожалования вассалу — феоду, хотя «феод» и не исчерпывает всех характеристик средневекового общественного устройства. К ним следует отнести: господство натурального хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях; господствующее положение в обществе крупных землевладельцев, взаимосвязанных между собой и с более мелкими землевладельцами личными вассальными связями; несвободное положение крестьян-земледельцев, лично зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды накопления и богатства; разделение власти над обществом между королями и их вассалами; господство христианской церкви. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в Средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Перечислите важнейшие современные глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте основные направления их решения. Приведите конкретные примеры.

 

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Список глобальных проблем:

– нерешенность проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении;

– проблема «Север-Юг» — преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;

– предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

– предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;

– обеспечение человечества ресурсами;

– глобальное потепление;

– озоновые дыры;

– проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.

– демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых);

– терроризм.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

Очевидно, что глобальные проблемы тесно взаимосвязаны. Например, острота продовольственной проблемы усугубляется опережающим ростом народонаселения по сравнению с ростом сельскохозяйственного производства во многих развивающихся странах. Для решения продовольственной проблемы необходимо использовать ресурсный потенциал промышленно развитых стран или международных организаций, разрабатывающих и осуществляющих специальные программы помощи. Рассмотрение воздействия глобальных проблем на формирование мирового хозяйства требует их детального анализа и оценки с позиций как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом.

Глобальные проблемы человечества не могут быть решены силами одной страны, необходимы совместно выработанные положения об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т.п.

Одно из наиболее популярных направлений — привить людям новые нравственно-этические ценности. В одном из докладов Римскому клубу были сформулированы основные принципы новой этики.

1. Развитие всемирного (планетарного) сознания, благодаря которому человек осознает себя членом мирового сообщества.

2. Формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов.

3. Развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии с ней, а не на ее подчинении.

4. Воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.

В то же время воспитание человека на принципах гуманизма и новой этики нельзя считать достаточным условием решения глобальных проблем. Важны соответствующие экономические и политические усилия, в частности:

– четкая международная система прогнозирования;

– концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем (сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра, единого фонда средств и ресурсов, в обмене информацией);

– всеобъемлющее изучение причин, приводящих к возникновению и обострению проблем;

– вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;

– наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. (Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для прогнозирования и принятия решений.)

Кроме того, следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в.), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти — на 35 лет, природного газа — на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Охарактеризуйте процесс оформления самодержавно-крепостнического строя в России. Выделите его важнейшие этапы, причины и последствия


 

В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне делились на смердов, закупов и холопов. По Русской Правде смерды были зависимыми крестьянами, которых судил князь, но которые владели земельными наделами, которые передавали по наследству сыновьям (если сыновей не было, то надел отходил князю). Штраф за убийство смерда был равен штрафу за убийство раба. В Новгородской республике большинство смердов были государственными крестьянами (обрабатывали государственную землю), хотя так же упоминаются княжеские, епископские и монастырские смерды. Уходить с земли они не имели права. Закупы оставались в зависимости от феодала, покуда не расплачивались за свой долг ему («закуп»), после чего они становились лично свободными. Холопы были рабами.

В Московском государстве на рубеже XV и XVI веков оформилась поместная система. Великий князь передавал поместье служилому человеку, который был обязан за это воинской службой. Поместное дворянское войско использовалось в непрерывных войнах, которое вело государство против Польши, Литвы и Швеции, и в обороне пограничных областей от набегов Крымского ханства и Ногайской Орды: десятки тысяч дворян призывались каждый год на «береговую» (по Оке и Угре) и пограничную службу.

Крестьянин был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Судебник Ивана III устанавливал однообразный срок для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Это неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя, следующая за этим днём.

Вольный человек становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тяглом участке (то есть начинал исполнять государственную обязанность по обработке земли) и переставал быть крестьянином, как только бросал земледелие и принимался за другое занятие.

Даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» (то есть возможность уйти от землевладельца) и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся в пятилетний срок до 1 сентября 1597 года. Указ говорит только о тех крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу» (то есть не в Юрьев день и не уплатив «пожилое»).

И лишь при царе Алексее Михайловиче Соборное Уложение 1649 года устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невозможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле). Крестьяне помещиков и вотчинников были прикреплены не только к земле, но и к личности своего владельца. Так появились крепостные крестьяне — основное население Русского государства, России на протяжении последующих двух с лишним столетий. Крепостные были владельческими (помещичьими и вотчинными), черносошными (государственными), дворцовыми, монастырскими. Крепостные владельческие крестьяне платили государственные налоги, несли другие повинности, а также выполняли работу на своего хозяина — барщину и оброк. К своим местам жительства и повинностям были прикреплены и посадские люди — рядовые жители городов. На западе крепостные бежали в города, чтобы стать свободными. В России можно было укрыться лишь на окраинах страны.

Однако, и согласно Соборному Уложению владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»).

С 1741 года помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства; 2-я половина XVIII века — завершающий этап развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России.

Однако на значительной части территории страны, на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную массу сельского населения составляли черносошные, затем государственные крестьяне), в южных казачьих областях крепостное право не получило распространения.

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.

1581 год — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета».

1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

1607 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

1649 год — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императору.

1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.

В 1861 году отмена крепостного права.

Задание 5. Тест. Установите соответствие


1.Первобытная эпоха

А.Формирование индустриального общества

2. Древний мир

Б. Активные процессы глобализации

3. Средневековье

В. Формирование племенных союзов

4. Новое время

Г. Закрепощение крестьян

5. Новейшее время

Д. Формирование первых государств

 

1 В

2 Д

3 Г

4 А

5 Б

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00060 sec

WordPress: 24.17MB | MySQL:121 | 1,485sec