Периодизация всемирной истории » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Периодизация всемирной истории

<

091813 1844 11 Периодизация всемирной истории

Задание 1. Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Почему?

 

Формационная теория – представляет собой теоретическое учение Карла Маркса (1818-1883), который выдвинул и обосновал формационную концепцию общества. Данная теория занимает особое место в ряду социологической мысли, так как Марксом одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе.

Общественно-экономическая формация (Okonomische Gesellschaf-tsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio- образование, вид) — исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общиннуюрабовладельческуюфеодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.


Стадии стадий роста – теория, буржуазная концепция исторического развития, ставящая на первый план при анализе эволюции общества уровень техники и господство крупного промышленного производства; игнорирует характер производственных отношений, представляет экономические системы промышленно развитых капиталистических и социалистических стран однотипное индустриальное общество. Одна из разновидностей буржуазной теории индустриального общества. Выдвинута У. 
Ростоу в конце 50-х гг. в противовес марксистскому учению об общественно-экономических формациях. Согласно этой теории, основными являются два типа общества — традиционное (докапиталистическое) и индустриальное (капиталистическое), а историческое развитие характеризуется пятью стадиями экономического роста: 1) традиционное общество; 2) стадия подготовки условий для сдвига; 3) стадия сдвига и перехода к индустриальному развитию; 4) индустриальное общество; 5) стадия массового потребления. Ростоу утверждал, что развитие промышленности и индустриализация в каждой стране неминуемо должны привести к тем результатам, которые имели место на Западе, причём это произойдёт будто бы вне зависимости от характера производственных отношений.

Теория была сформулирована У. Ростоу в 1960г., которая стала предметом обсуждения на конференции, организованной Международной экономической ассоциацией. Первоначально У. Ростоу предлагал выделить три стадий роста, позднее он увеличил их число до пяти:

  1. «традиционное» общество;
  2. период создания предпосылок для «взлета»;
  3. «взлет»;
  4. движение к зрелости;
  5. эпоха высокого массового потребления.

    Критерием выделения стадий стали преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе, структура потребления и другие.

    Для первой стадии — «традиционное» общество – характерна ситуация, когда свыше 75% трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Национальный доход используется непроизвольно. Это общество структурировано иерархически, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству. К этой стадии У. Ростоу относит всю историю человечества до конца XVII в.

    В период второй стадии — период создания предпосылок для «взлета» — осуществляются важные изменения в трех непромышленных сферах экономики: сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле.

    Третья стадия — «взлет» — охватывает небольшой промежуток времени 20-30 лет. В это время увеличивающимися темпами растут капиталовложения, выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство.

    Четвертая стадия – период движения к зрелости – характеризуется У. Ростоу как длительный этап технического прогресса.

    Во время пятой стадии – в эпоху высокого массового потребления осуществляется сдвиг от предложения к спросу, от производства к потреблению.

    В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» (1971г.) У. Ростоу добавляет шестую стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека. Развитие при таком подходе понимается как «синоним высоких темпов роста. Глубокие социальные, институциональные изменения оказываются как бы в тени, на передний план выходит соотношение объема инвестиции и темпов роста валового национального продукта». По мнению автора, недостатками стадий роста является то, что не учитывались развитие индустриального, постиндустриального общества.

    Теория стадий экономического роста У. Ростоу оказала большое влияние на создании теории «большого толчка». Родоначальником данной теории является П. Розенштейн-Родан, сформулировавший еще в 1943г. Позднее теория «большого толчка» была использована западными учеными (Р. Нурксе, Х. Лейбенстайном, А. Хиршманом, Г. Зингером и др ). В их теории главное внимание уделялось экономической политике государства, которая направлена на рост национального дохода. Развитие (рост) сторонниками теории «большого толчка» понимается как глубокие структурные изменения, охватывающие основные отрасли народного хозяйства.

    Теория трех волн теория трех волн Элвина Тоффлера, которая выделяет три волны общественного развития – первую (сельскохозяйственную), вторую (индустриальную) и третью (информационную).

    Тоффлер выделяет три основных стадии (волны) развития человечества — аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества. Таким рывком для первой волны стало внедрение сельского хозяйства, для второй волны — промышленный переворот. Волна «прокатывается» постепенно, одновременно на планете существуют все три стадии. Периоды между волнами постепенно сокращаются: тысячелетия для первой волны, 300 лет для второй. Третья волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 году.

    Доиндустриальное общество – эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

    Индустриальное общество – В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды — теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

    Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат). В качестве основных систем правил и принципов (кода) второй волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики (например, Центральный банк), управления государством).

    Переход к индустриальному обществу происходит на базе индустриализации — развития крупного машинного производства. Начало индустриализации можно датировать серединой XVIII-го века, когда произошёл промышленный переворот в Великобритании — переход от мануфактуры к машинному производству. Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине XIX века, а Франция — в начале 20-х гг. XX века). В России индустриализация успешно развивалась с конца XIX — начала XX веков, а после Октябрьской революции (с конца 1920-х гг.) индустриализация осуществлялась форсировано.

    Столкновение первой и второй волны привело к гражданской войне в США, революции 1917 года в России, реставрации Мэйдзи в Японии.

    В конце XX века индустриальное общество переходит к постиндустриальному.

    Постиндустриальное общество – Капитализм 1950-х уже не был похож на тот классический американский и европейский капитализм начала века, о котором писал Маркс — городское общество уже нельзя было строго разделить на буржуазию и пролетариат, ведь благосостояние простого рабочего росло, и, к тому же, начал появляться средний класс, состоящий из людей, занимающих достаточно престижные позиции в обществе, которых, вместе с тем, нельзя было отнести ни к господствующему, ни к угнетаемому классу. Вместе с тем рост производства вызвал расширение корпораций. Если в начале века корпорации занимались лишь крупными производством (железными дорогами, добычей и переработкой нефти), то во второй половине века они захватили даже те секторы экономики, в которые традиционно занимали частные собственники или мелкие фирмы. Также стали появляться крупнейшие транснациональные корпорации. В то же время техника, используемая в производстве, все более усложнялась, что вызвало потребность в квалифицированных кадрах и увеличило ценность научного знания.

    С конца 1960-х термин «постиндустриальное общество» наполняется новым содержанием — возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−1970 годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху. В концепции Тоффлера появление корпораций и специализированного класса управленцев-интеграторов относится ко второй волне (индустриальное общество), после которой наступает период супериндустриального (англ. super-industrial society) общества (третья волна). В обществе третьей волны корпорации уже имеют множественные цели (социальные), а не только экономическую выгоду.

    Переход к новому типу общества — постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

    Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

    Таблица 1 – Сравнительная таблица волн по выделенным Тоффлером характерным признакам

    Сфера 

    Признак 

    Первая волна 

    Вторая волна

    Третья волна 

    Техносфера

    Источники энергии 

    Мышечная сила, солнце, ветер, вода
    Восстановимые
    Много источников
    Источники распределены

    Ископаемое топливо
    Невосстановимые.
    Немного источников
    Источники сконцентрированы

    Солнце, ветер, вода, геотермальная энергия
    Восстановимые
    Много источников
    Источники распределены

    Большая экологичность

    Производство

    Штучное, индивидуальное
    Для собственного потребления

    Массовое.
    Разделение на производителя и потребителя

    Мелкосерийное, демассифицированное, производство «на заказ»
    «Умные» технологии
    Развитие производства для себя.
    Экстернализация стоимости труда

    Система распределения

    Индивидуальное

    Массовая торговля.
    Мировой рынок.
    Возрастающая сложность экономических связей

    Изменение роли рынка и массовой торговли под действием развития производства для себя

    Социосфера

    Семья 

    Большая семья 

    Нуклеарная семья

    Разнообразие типов семьи 

    Образование 

    Преимущественно домашнее

    Массовое обучение

    Возрастание необходимости индивидуализации образования, увеличение роли домашнего образования

    Форма организации бизнеса

    Индивидуальная, Товарищество

    Корпорация 

    Изменённые корпорации с разнообразными целями

    Искусство 

    Рассчитано на обслуживание элиты

    Массовое 

    Дестандартизация и демассификация 

     

    Инфосфера

    Связь и обмен информацией

    Доступность для элиты 

    Массовая доступность

    Демассифицированные специализированные СМИ
    Упрощённое производство информации потребителем
    Широкое применение средств связи в бизнесе

     

    Теория локальных цивилизаций. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий локальных цивилизаций.  Н.Я. Данилевский выдвинул идею обособленных, локальных цивилизаций, или культурно-исторических типов, развивающихся подобно биологическим организмам, взаимоотношения которых характеризуются непрерывной борьбой друг с другом. Он выделил четыре формы, или основы, их исторического самопроявления в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: религиозную, культурную(нацеленную на активность в интеллектуальном и художественном творчестве), политическую и социально-экономическую. По его мнению, развитые культурно-исторические типы, как правило, сосредотачивали свои творческие силы лишь на одной из этих сфер деятельности, т.е. являлись одноосновными. Качественно новым Данилевский считал якобы зарождающийся славянский культурно-исторический тип как четырехосновный, т.е. равномерно развивающий все четыре сферы человеческой деятельности. Смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпывающих возможности своего развития, и определяют, по мнению Данилевского, ход мировой истории.

    <

    Согласно его концепции, каждый культурно-исторический тип (локальная цивилизация) проходит в своем развитии три этапа:

    1) этнографический (древний) этап начинается с отделения племени от родственных ему племён и обретения способности к самобытной деятельности;

    2) политический (государственный) этап характеризуется выходом народов из этнографической формы бытия, построением ими своего государства и обеспечением своей политической независимости;

    3) цивилизационный этап обеспечивает народам реализацию своих духовных идеалов в науке, искусстве и пр., после чего, осуществив свою творческую миссию, цивилизация умирает.

    О. Шпенглер в своей концепции локальных цивилизаций также вел речь о культуре как множестве замкнутых организмов, проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия и завершающийся стадией цивилизации, которая характеризуется следующими признаками:

    — развитием индустрии и техники;

    — деградацией искусства и литературы;

    — возникновением огромного скопления людей в больших городах;

    — превращением народов в безликие массы.

    Обращает на себя внимание то, что в концепциях Данилевского и Шпенглера локально-цивилизационное образование выражается понятиями культура, культурно-исторический тип, под термином же цивилизация имеется в виду лишь заключительная стадия в развитии такого образования. При этом, если цивилизация как заключительная стадия развития любой культуры у Данилевского проявляется в ее наивысших, кульминационных достижениях, то у Шпенглера – в ее упадке.

    В созданной А.Д. Тойнби концепции локальных цивилизаций центральной идеей является его утверждение о том, что развитие любого общества определяется столкновением Вызова, ставящего под угрозу его существование, и творческого Ответа, даваемого людьми. Вызов в своих конкретно-исторических проявлениях многообразен: это может быть ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества деструктивных социальных сил, давление варваров и т.д. Вызов в метафизическом плане означает нравственное (божественное) испытание человека, так как его Ответ, призванный разрешить конкретную проблемную ситуацию, всегда представляет собой выбор между добром и злом. При этом автором Ответа, по Тойнби, выступает не общество в целом, а его творческое меньшинство как главная движущая сила истории, которое приобщает склонную к подражанию инертную массу к новым социальным ценностям.

    Основываясь на таком видении исторического процесса, Тойнби выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит три аналогичные стадии.

    1. Возникновение. Удачное решение обществом проблем, угрожающих его существованию, рождают локальную цивилизацию.

    2. Рост. Критерием развития общества становятся процессы его самоопределения (благодаря превращению им внешних угроз в проблемы своей внутренней жизни и на этой основе обретению им неповторимого облика) и дифференциации (усиления внутреннего разнообразия). 

    3. Надлом и разложение. Неспособность творческого меньшинства решать очередную социально-историческую проблему приводит к его деградации и вырождению в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанное уже не на авторитете, а на силе. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, которое перестает быть гармонично единым, что становится причиной распада и гибели цивилизации.

     

    Задание 2. Назовите ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества в средневековую эпоху. Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры

     

    Перечислим общие черты развития мира в эпоху Средних веков, по-видимому, к ним надо отнести следующее.

    Во-первых, Средние века – это эпоха господства уже не рабовладельческого, а феодального строя, основой которого в Европе являлась монопольная собственность отдельных феодалов (от лат. feodum – земельное владение) на землю при личной зависимости крестьян от феодалов. А в странах Востока, собственником земли, воды и связанных с ними ирригационных сооружений часто выступало и феодальное государство. Заметим также, что народы древних цивилизаций Востока и Средиземноморья пришли к феодализму, пройдя, можно сказать, полный путь рабовладельческих производственных отношений. Народы же остальной Евразии совершили такой переход непосредственно от первобытнообщинного строя.

    Во-вторых, феодализм наложил свой отпечаток на характерный для Средних веков государственный строй. В Европе феодальная экономика с преобладанием натурального хозяйства во многом определяла и характер политической надстройки общества, экономическая раздробленность которого обусловливала и его политическую раздробленность. Крупное феодальное поместье нередко представляло собой фактически самостоятельную административную единицу. А в странах Востока, как и при рабовладельческом строе, в большинстве случаев формы правления отличались значительной централизацией, что было связано и с сохранением государственной собственности на землю.

    В-третьих, на протяжении всей эпохи Средних веков в мире почти безраздельно господствовала аграрная экономика. При этом происходило расширение обрабатываемых земель, совершенствование орудий труда (плуг вместо сохи), в качестве основной тягловой силы стали использовать лошадей и волов. Началась специализация сельскохозяйственных районов. Наряду с сельским хозяйством продолжали развиваться различные ремесла, горное дело, мореплавание.

    В-четвертых, для феодальной эпохи, как и для рабовладельческой, был характерен традиционный тип воспроизводства населения. Это означает, что сохранялась очень высокая рождаемость как следствие ранних браков и многодетности, но и очень высокая смертность как следствие постоянных войн, эпидемий, недородов в земледелии. В результате среднегодовой прирост населения оставался очень низким (0,1%). По оценкам российских демографов, в 1000 г. население Земли составляло 265 млн, а в 1500 г. – 425 млн человек. Из этого количества на Азию приходилось почти 70% на Европу и Африку – по 12–13%, а Северная Америка и Австралия отличались очень малой заселенностью.

    В-пятых, на протяжении всего Средневековья происходил процесс формирования народностей на базе прежних племен и их союзов. К концу эпохи он в основном завершился, и после этого некоторые крупные народности уже начали трансформироваться в нации. В странах, перешедших к феодализму прямо от первобытнообщинных отношений, подобный этнический процесс начался уже при феодализму и продолжался по мере его развития.

    В-шестых, большой прогресс был достигнут в сфере материальной культу ры. Средневековые строительство и архитектура оставили поистине огромный след на территориях цивилизационных регионов Европы, Азии, другим частей мира, во многом предопределив их современный материальный облик. Среди объектов Всемирного культурного наследия и в Европе, и в Азии преобладают именно средневековые города и их достопримечательности.

    В-седьмых, далеко продвинулась впереди духовная культура народов. Средневековье стало временем широкого распространения письменности и, соответственно, образования. Зародилась и национальная культура, нашедшая выражение в особенностях литературы, искусства, архитектуры. Новые успехи были достигнуты и в науке. Кроме того, в Средние века произошла дальнейшая христианизация Европы, и это во многом определило весь характер западной цивилизации. А на Востоке в Средние века возникла еще одна мировая религия – мусульманство (ислам).

    Эпоху Средних веков в Европе принято подразделять на раннее и развитое (классическое) Средневековье, которые сильно различаются.

    Раннее Средневековье (V–X вв.) стало временем глубокого упадка европейской цивилизации. По меткому выражению писателя С. Цвейга, это было время, когда «тяжелый, гнетущий сон сковал Западный мир», когда «все, что люди знали раньше, непонятным образом было ими забыто», когда «разучились читать, писать, считать», когда «науки закостенели, стали мумиями богословия». Производительные силы Европы также находились в этот период в глубоком упадке, полностью господствовало натуральное хозяйство. В отличие от раннего развитое Средневековье (XI–XV вв.) стало временем подъема производительных сил, перехода от замкнутого натурального хозяйства к географическому разделению труда и товарно-денежным отношениям, к росту городов с их более высокой материальной и духовной культурой.

    В Средние века, и особенно в развитом Средневековье, заметно расширилась ойкумена Европы. В ее южной части многие новые открытия были сделаны в XI–XIII вв. во время крестовых походов, организованных феодалами и католической церковью в Палестину для отвоевания у неверных Гроба Господня. В северной части Европы роль первооткрывателей выполнили норманны – «северные люди» (датчане, норвежцы и шведы), которые значительно раздвинули ее границы к северу, западу и востоку. А на крайнем северо-востоке новгородцы дошли до Урала.

    Для политической карты Европы в Средние века были характерны две главные черты – неустойчивость и раздробленность.

    В раннем Средневековье неустойчивость политической карты была связана главным образом с Великим переселением народов, и особенно с нашествием гуннов в V в., образованием и распадом нескольких варварских королевств, а в VIII–IX вв. и империи франков Карла Великого. Кроме того, в VII в. из азиатских степей на Балканы пришли тюрки-болгары, которые были ассимилированы местным славянским населением. В VIII в. из Северной Африки на Пиренейский полуостров пришли завоеватели-арабы, а в IX в. из Азии же на Средне-Дунайскую низменность – мадьярские (венгерские) племена, которые сумели сохранить свой язык. К этому перечню нужно добавить многочисленные завоевательные походы воинственных норманнов.

    В развитом Средневековье вторжения из Азии продолжались. Все вы наверняка знаете о монголо-татарском нашествии на Русь, а затем и на Западную Европу в XIII в., которое было начато Чингисханом и продолжено его внуком Батыем. Но в Польше и Венгрии Батый пробыл недолго, а Русь подверг полному опустошению.

    Наиболее широко распространенной формой правления в Средние века была монархия, причем во многих ее разновидностях – империи, королевства, герцогства, княжества и т. д. При этом преобладала форма сословной монархии, при которой интересы правящего феодального сословия прежде всего представлял сам монарх, а интересы горожан (бюргерства) – парламент; в Англии парламент существует с XIII в., во Франции – с XIV в. Но существовали также города-республики, примерами которых могут служить Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, Великий Новгород и Псков в России.

    Хозяйство Европы в раннем Средневековье переживало полный застой. Но с переходом к развитому Средневековью положение изменилось к лучшему. Как мы уже отмечали, основным занятием людей в Средние века оставалось сельское хозяйство, в котором произошел постепенный переход от двухполья к трехполью при увеличении доли технических культур, огородничества, садоводства, виноградарства, животноводства. Четче стала специализация сельскохозяйственных районов: зерновых, виноградарских, молочного животноводства (Нидерланды), овцеводства (Испания, Англия).

    Наряду с сельским хозяйством развивалось и ремесленное производство (рис. 14). Оно специализировалось в первую очередь на выпуске текстильных (суконных) изделий, причем особенно выделялись два района – Тоскана в Италии и Фландрия в Нидерландах. На второе место поставим металлообработку, включая оружейное дело; в XIV в., когда научились применять порох, произошел переход от холодного к огнестрельному оружию. В металлообработке особо выделялись такие центры, как Нюрнберг, Льеж, Милан. Получило развитие и горное дело, особенно в Германии (медь, серебро), Англии (олово, железные руды, уголь), Польше, Австрии (соль). А по кораблестроению на южном фланге Европы лидерами оставались Венеция, Генуя, Португалия, на северном – Нидерланды, Англия.

    Население Европы с 1000 до 1500 г. возросло почти вдвое: с 42 до 80 млн человек. Такому росту способствовало некоторое улучшение условий жизни, сохранение традиционного типа воспроизводства, многодетности. Но вы должны понимать, что прирост населения в средневековой Европе был бы значительно большим, если бы не частые неурожаи и голодные годы, если бы не эпидемия разных болезней, если бы не постоянные военные нашествия, о которых мы уже говорили, а также междоусобные (война Алой и Белой розы в Англии), религиозные (гуситские война в Чехии) и другие войны, если бы не инквизиция, проводившаяся католической церковью, по приговору которой были сожжены не только такие известные личности, как Жанна д’Арк, Джордано Бруно, Ян Гус, но и сотни тысяч простых людей. (Симптоматично, что папа Римский Иоанн Павел II не так давно официально извинился за католическую инквизицию Средних веков.) И, конечно, нельзя обойти молчанием тот факт, что пандемия «черной смерти» – чумы – в XIV в. унесла треть жителей Европы, а в Италии и Франции – половину.

    Население отдельных стран в ту эпоху было еще сравнительно небольшим. Так, в 1500 г. Франция и Россия имели по 15 мин жителей, Германия и Италия – по 11 млн, Испания – 6,5, Англия – 5 млн. При этом подавляющее их большинство проживало в сельской местности, а горожане преобладали только в Тоскане и Фландрии. Тем не менее роль городов в развитии западной цивилизации Средних веков была уже очень велика. Наверное, К. Маркс не ошибся, когда назвал город «самым ярким цветком Средневековья». По площади и числу жителей города той эпохи были еще, как правило, небольшими, например, население Парижа в XV в. составляло 250 тыс. человек, Венеции – 200 тыс. «Стотысячниками» были Милан, Генуя, Флоренция, Севилья, Брюгге, Вена, Прага. А в Лондоне и Москве насчитывалось 20–25 тыс. жителей.

    Материальная культура Средних веков в Европе тоже была связана в первую очередь с городским строительством, которое с XI в. велось уже не из дерева, а из камня. Когда говорят о «старых камнях Европы», то едва ли не в первую очередь подразумевают под этим большие романские, а затем готические да и иные соборы, украсившие тогда ее города. На примерах таких, как Собор Парижской Богоматери, Реймский, Кентерберийский, Вестминстерское аббатство, Кёльнский, Миланский, Св. Марка в Венеции, Св. Вита в Праге, которые мне пришлось повидать, могу подтвердить, что они и в наши дни очень впечатляют. А из светских и фортификационных сооружений можно назвать ратушу и Латинский квартал в Париже, крепость Тауэр в Лондоне, Дворец дожей в Венеции, пражский Град. В XI в. каменные здания начали строить и на Руси. Примерами такого зодчества являются Софийские соборы в Киеве и Великом Новгороде, соборы Ростово-Суздальской Руси, а в конце эпохи – Московский Кремль.

    Особо нужно сказать о духовной культуре Средневековой Европы, развитию которой способствовало распространение письменности: у романских народов – на основе латыни, у славянских, кириллицы, существующей с IX в.

    Говоря о географии культуры в Средние века, нужно отметить, что самой передовой в этом отношении страной Европы в XIII в. становится Италия, где раньше всего начался переход от средневековой культуры к культуре нового времени, т. е. к эпохе Возрождения.

    На географию науки развитого Средневековья в Западной Европе наибольшее воздействие оказало размещение университетов. Первые европейские университеты возникли в XII в. в Болонье, Париже, Оксфорде.

    В раннем Средневековье при господстве натурального хозяйства и межрайонное, и международное разделение труда находились на гораздо более низком уровне, чем в эпоху античности. С переходом к развитому Средневековью, с возрождением городов и товарно-денежных отношений разделение труда и торговые связи стали развиваться быстрее. Например, в Европе тогда сложились два главных района морской торговли – северный и южный. Северный район охватывал побережья Балтийского и Северного морей с прилегающими к ним областями. В XIII–XIV вв. здесь сформировался большой торгово-политический союз городов, получивший название Ганзейского союза или Ганзы. Во главе его стояли два германских портовых города – Любек и Гамбург. А южный район – это Средиземноморский, где возродились морские торговые связи времен античности. Главную роль в торговле южного района играли две купеческие республики Северной Италии – Венеция и Генуя, все время враждовавшие из-за сфер влияния. Эти два района морской торговли были связаны между собой несколькими речными торговыми путями по Рейну, Эльбе, Висле, Волхову и Днепру, Волге.

    Теперь попробуем кратко охарактеризовать эпоху Средних веков на Востоке, включая Азию и Ближний Восток.

    В этом огромном цивилизационном регионе также происходило расширение ойкумены, прежде всего путем освоения уже не только речных долин, но и обширных водораздельных пространств. Этому способствовали продвижение китайцев (ханьцев) на юг, японцев – на север, освоение новгородцами и поморами северных районов Сибири, кочевыми народами – Центральной Азии, Иранского Нагорья, Аравии, Северной Африки. Очень высоко нужно оценить и вклад арабских путешественников, особенно знаменитого Ибн-Баттуты, который в XIV в. побывал в 29 странах Азии и Африки. А из европейских путешественников по Востоку наиболее прославился, как вы знаете, венецианец Марко Поло, совершивший в XIII в. свое длительное путешествие в Китай, описанное позднее в его книге «О разнообразии мира».

    Для политической карты Востока, в отличие от Европы, сильная феодальная раздробленность не была характерна. Здесь все было гораздо «крупномасштабнее», поскольку преобладали большие, даже огромные (хотя часто и недолговечные) государственные образования. В западной части региона это была сначала Византийская (Восточная Римская) империя с центром в Константинополе, которая просуществовала с IV по XV в. В какой-то мере ее преемником стал Арабский халифат, образовавшийся в результате арабских завоеваний, которые начались в VII в. и охватили территорию от Гибралтара до Гиндукуша. А в XIV в. начали свои завоевательные походы турки-османы, создавшие в Европе, Азии и Африке Османскую империю. В 1453 г. им удалось штурмом взять Константинополь, что означало окончательное крушение и без того уже ослабевшей Византии. В Передней Азии в XIV в. возникло такое крупное государство, как держава Тимура (Тамерлана). В восточной части Азии продолжала существовать Китайская (Поднебесная) империя, в которой правили уже другие династии – Суй, Тан, Сун, Цинь, Юань и Мин. А в Центральной Азии еще в XIII в. сложилась держава Чингисхана со столицей в Каракоруме

    Поф орме правления большинство из упомянутых выше государственных образований являло собой яркие примеры восточной, зачастую военной или полувоенной деспотии.

    Для хозяйства Востока, как и для хозяйства Европы, в эпоху Средних веков было характерно резкое преобладание сельского хозяйства, но с тем существенным отличием, что земледелие здесь обычно не сочеталось со скотоводством. Например, Китай, Япония, Индонезия, Индия, Шри-Ланка были в основном земледельческими странами с преимущественно рисовой специализацией. А в районах расселения уже упоминавшихся кочевых народов наблюдалось резкое преобладание скотоводства. По мере роста городов все большее значение приобретало и ремесленное производство – текстильное (но не суконное, как в Европе, а хлопчатобумажное и шелковое), металлообработка (вы, наверное, слышали о дамасской стали), кораблестроение (особенно в устье реки Янцзы). Но некоторые виды ремесла имели и чисто азиатскую специфику: ковроткачество в Иране, обработка драгоценных камней в Индии, производство фарфора и бумаги в Китае, кстати китайцы же изобрели и бумажные деньги.

    Говоря о материальной культуре Востока, нужно заметить, что в средневековом строительстве большинства стран резко преобладали культовые сооружения, связанные с буддизмом, индуизмом, исламом, конфуцианством и другими религиями. Многие из них сохранились до наших дней. Это, например, построенный еще византийцами храм Св. Софии в Константинополе, который турки-османы перестроили в мечеть, мечети Аль-Харама в Мекке и Омара в Иерусалиме, многочисленные индуистские храмы в Индии, буддистские храмы Боробудур в Индонезии, Ангкор-Ват в Камбодже, Синтоистский храм Тодайдзи в Киото. Наряду с этими в ту эпоху были созданы и такие всемирно известные архитектурные шедевры не религиозного или не чисто религиозного назначения как комплекс императорских дворцов в центре Пекина, дворец Далай-ламы Потала в Лхасе, площадь Регистан в Самарканде и др.

    При характеристике духовной культуры, то нужно иметь в виду, что, говоря о Востоке, речь идет о многих цивилизациях (культурных регионах) и культурах. Например, культура Византии была прямым продолжением культуры Древней Греции и эллинизма, основанной на греческом же языке. Арабская культура сложилась в значительной мере на основе ислама, а язык – на основе Корана. Главным центром этой культуры в Средние века считался Багдад, с которым связаны и знаменитые сказания «Тысячи и одной ночи». Для византийской и арабской науки были характерны особые достижения в области математики, астрономии, медицины, философии, истории, географии. Персидская культура более всего известна своей поэзией (Фирдоуси, Хафиз, Омар Хайям, Саади). В средневековой Индии на санскрите были написаны эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». В Китае, Корее и Японии культура по-прежнему развивалась на основе иероглифической письменности, а главные научные открытия были достигнуты китайцами и индийцами в математике, астрономии, философии, истории, картографии.

    Огромное влияние на все восточные культуры оказали религиозные воззрения народов Азии. В Византии это было христианство (православие), в Арабском халифате, Османской империи – мусульманство, зародившееся в Аравии в VII в., когда жил его основатель Мухаммед, а во время арабских завоеваний распространившееся на большие территории Ближнего и Среднего Востока. В Восточной и Юго-Восточной Азии в эпоху Средних веков господствующей религией был буддизм. Индуизм сохранил свое влияние в Индии, китайцы же продолжали исповедовать конфуцианство и даосизм. Но ислам проник также в Южную, Юго-Восточную и Восточную Азию.

    Географическое разделение труда на Востоке привело к развитию и внутренней, и международной торговли. Если иметь в виду только вторую из них, то, как и в древности, здесь сохранились два главных торговых пути, которые связывали страны Востока между собой, а также с Европой и Африкой. Первый из них был сухопутным – тот самый Великий шелковый путь, о котором вы уже знаете. Однако после нападений Чингисхана и Тимура на Китай, Переднюю Азию, да и Европу его значение резко упало. Зато выросло значение второго – морского (так называемого муссонного) пути, который проходил по морям Индийского океана у южных побережий материка.

    В Америке в Средние века продолжали существовать индейские цивилизации ацтеков, майя и инков, достигшие весьма высокого уровня материальной и духовной культуры. Об этом свидетельствовали столица ацтеков Теночтитлан, города майя Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке и другие, столица инков Куско. А майя даже имели свою письменность. В эту эпоху отдельные островки цивилизации появились и в Африке: в Западной – Гана, Мали, Бенин, в Восточной – Зимбабве. Но на остальных пространствах Африки и Америки сохранялись еще родоплеменные отношения. А аборигены Австралии, в течение всей эпохи Средних веков отрезанные от всего остального мира, сохраняли самые примитивные формы хозяйствования и бытового уклада.

    Вот какой представляется географическая картина мира в эпоху Средневековья. Вы уже уяснили, что она была далеко не единой. При этом главным географическим фактором, препятствовавшим объединению всей земной Ойкумены, был Мировой океан. Но выход в этот океан совершится уже в следующую эпоху истории человечества.

     

     

    Задание 3. Перечислите важнейшие современные глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте основные направления их решения. Приведите конкретные примеры.

     

    Глобальные проблемы современности – это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

    Список глобальных проблем:

    – проблема Север-Юг;

    – проблема бедности;

    – продовольственная проблема;

    – энергетическая проблема;

    – проблема экологии и устойчивого развития;

    – демографическая проблема;

    – проблема развития человеческого потенциала;

    – терроризм;

    – проблема освоения Мирового океана.

    Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

    Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

    Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования природных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

    Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

    Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

    Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

    Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

    Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.

    Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

    – слаборазвитость — отсталость в развитии;

    – истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

    Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

    Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

    Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

    Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

    Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

    Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

    Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха.

    Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

    Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции.

    Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

     

    Задание 4. Охарактеризуйте процесс оформления самодержавно-крепостнического строя в России. Выделите его важнейшие этапы, причины и последствия


     

    В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян:

    1) Судебник 1497 г.;

    2) Судебник 1550 г.;

    3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.;

    4) Указ 1592 г.;

    5) введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в.;

    6) Соборное Уложение 1649 г.

    Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ива-на III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право кре-стьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю ра-бочих рук. Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой сум-мы, если два года, то половину, если три, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся сумма целиком. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было от-дать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи.

    Крепостное право – совокупность юридических норм, обеспечивающих наиболее полную форму крестьянской зависимости от землевладельцев. Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (так называемое прикрепление крестьян к земле, беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определенного феодала, лишение крестьян права приобретать недвижимость. В своем становлении крепостное право прошло несколько этапов: Первый этап относится к концу XV-XVI вв., когда началось наступление землевладельцев и государства на крестьян. Из-за роста повинностей и притеснений со стороны властей крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Бегство от господ стало в России самой распространённой формой проявления недовольства. Государственная власть не обладала ещё той силой, которая могла бы прикрепить крестьянина к земле. Рост поместного и вотчинного землевладения феодалов сопровождался вовлечением новых масс крестьян в отношении личной зависимости от хозяев. В период политической раздробленности крестьяне могли покидать своих хозяев и переходить к другому землевладельцу. Судебник Ивана III, составленный в 1497 г. всем своим содержанием был направлен на защиту интересов землевладельцев, их собственности и власти над зависимым населением а также феодального государства. 57 статья законодательства вводила новое правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году — за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с обязательной выплатой пожилого — оплаты за проживание на земле барина. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но ещё не закрепощение. Срок — конец ноября, время, когда собран урожай, был удобным для обеих сторон: крестьян и землевладельцев. В Судебнике 1550 г. были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, увеличивалось «пожилое», усиливалась власть господина над крестьянами: на хозяина возлагалась ответственность за преступления крестьян. В условиях разорения страны после Ливонской войны и опричнины бегства крестьян на окраины страны усилилось. Это вызывало недовольство землевладельцев, потому что земля без крестьян, которые ее обрабатывают, не представляет большой ценности. Так как они были опорой царя, Иван Грозный в 1581 г. вводит крепостническое законодательство – заповедные годы, когда отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян, что означало важный шаг на пути к оформлению крепостного права в России. Второй этап закрепощения крестьян в стране происходил с конца XVI в. до 1649 г., когда было издано Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. Оно знаменовало коренное изменение положения крестьян. Они лишались права перехода от одного владельца к другому. Теперь крестьяне прикреплялись к земле, а не к владельцу. При Борисе Годунове появился царский указ от 24 ноября 1597 г., который повелевал разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых и насильно вывезенных крестьян в течение пятилетнего срока. Василий Шуйский, надеясь на поддержку дворянства, издал крепостническое законодательство, предусматривавшее увеличение срока урочных лет. Поиск беглых стал должностной обязанностью местной администрации, которая за каждого пришлого человека должна «спрашивать накрепко, чей он и откуда, и когда бежал». Для крестьянина главной становилась проблема не выхода, а поиска владельца и нового места жительства. Систему крепостной зависимости оформило Соборное уложение 1649 г. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями и другими владельцами, а также установило зависимость частновладельческих крестьян и от государства. Соборное Уложение отменило «урочные лета», утвердило право на бессрочный розыск и возвращение беглых, закрепило наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного. Третий этап закрепощения крестьян относится ко второй половине XVII — XVIII вв., когда шло укрепление и дальнейшее развитие крепостного права. В этот период усиливается наступление землевладельцев на права личности и рост повинности крестьян. Правление Петра I увеличивались размеры крестьянских повинностей, усиливалась крепостническая эксплуатация. При Екатерине II помещик мог продать, обменять, передать крестьян по наследству. Крестьяне не имели права жаловаться на помещика. Росли барщина и оброк.

    Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

    1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.

    1581 год — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета».

    1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

    1607 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

    1649 год — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

    1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

    1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

    1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

    1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

    1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императору.

    1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.

    В 1861 году отмена крепостного права.

    Задание 5. Тест. Установите соответствие


    1.Первобытная эпоха 

    А.Формирование индустриального общества

    2. Древний мир 

    Б. Активные процессы глобализации

    3. Средневековье 

    В. Формирование племенных союзов

    4. Новое время

    Г. Закрепощение крестьян 

    5. Новейшее время 

    Д. Формирование первых государств

     

    1 В

    2 Д

    3 Г

    4 А

    5 Б

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00144 sec

WordPress: 24.04MB | MySQL:118 | 1,542sec