Попытки Социально – экономического, политического и духовного реформирования социалистического общества

<

102613 2318 1 Попытки Социально – экономического, политического и духовного реформирования социалистического общества Вторая половина 80-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием «перестройка». Основной целью проводимых реформ становится создание правового социалистического государства, демократизация существующего режима.

Необходимость проведения подобных преобразований была вызвана глубочайшим кризисом советской системы, сложившимся в конце 70-х – начале 80-х годов, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности, и, прежде всего, в странах Восточной Европы, в так называемом «социалистическом лагере». В этих странах, как, впрочем, и в Советском Союзе, складывается демократическое общественное мнение, формируется диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма.

Под воздействием перестройки произошли значительные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, изменившие сверху донизу совокупность государственных и экономических структур, утвердившихся после Октября 1917 г. в России.

По мнению исследователя С. Г. Могилевского1, нынешняя временная дистанция и процессы, последовавшие за окончанием перестройки, позволяют говорить, что это событие равно по своей значимости Октябрю. Основное содержание перестройки — социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений.

Перестройку можно определить как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.

В то же время, перестройка имела серьезные предпосылки2.

1. Объективные:

– стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;

– политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х гг. устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках;

– подталкивали к переменам апатия и негативные явления в духовной сфере общества.

2. Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 70-х — начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых политиков (М. С. Горбачев, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков, А. Н. Яковлев), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества.

Следует сказать, что перестройка вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера. Как и для всех модернизаций в России, переход к ней оказался вынужденным.

В истории перестройки в широком смысле этого термина некоторые исследователи выделяют четыре периода1:

1) с марта 1985 г. по январь 1987 г. — проходящий под лозунгом «больше социализма»;

2) 1987 — 1988 гг. — «больше демократии»;

3) 1989 — 1991 гг., ставшие периодом размежевания и расколов в лагере перестройки;

4) Августовский путч и отстранение от власти М. С. Горбачева, резкое изменение соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок, приход их к власти и начало соединения идейно-политической революции с радикальными антисоциалистическими преобразованиями. Октябрьские события 1993 г. завершили перелом в истории России. Несмотря на их насильственный, кровавый характер, эти события можно считать концом четвертого этапа перестройки, но уже без активного участия ее главного архитектора и многих его сторонников.

Однако большинство исследователей полагают, что четвертый этап следует рассматривать в рамках 1990 – 1991 гг., указывая при этом на его кризис. Основные события четвертого периода: колебания Горбачева в сфере экономики, ГКЧП и распад Союза.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Избрание Горбачева — самого молодого в ту пору члена высшего политического руководства — свидетельствовало о желании части партаппарата несколько модифицировать дряхлеющую тоталитарную систему.

Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено, по существу, о начале политики перестройки. На этом партийном форуме был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе.

Провозглашенный курс с самого начала не был подкреплен четко разработанной программой преобразований. Поэтому спустя год была выдвинута несколько иная стратегия реформ, получившая название «перестройка». Термин «ускорение» быстро исчез из официальной лексики. Стратегия «перестройки», сформулированная впоследствии в различных документах ЦК КПСС, съездов народных депутатов, работах авторитетных ученых и политиков, приобрела достаточно широкое признание в советском обществе и за рубежом.

Не имея достаточного представления о конечных целях и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности1:

– снятие цензуры и разрешение издания новых газет;

– возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;

– широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан;

– развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

Новые идеи встречали как одобрение, так и протест в разных слоях населения.

Поначалу робко, а затем все сильнее в прессе, других средствах массовой информации стали звучать критические мотивы.

Накануне юбилея –70-летия октябрьских событий 1917 г. – впервые проявился «феномен Ельцина» — первого секретаря Московского горкома КПСС, выступившего с критикой нерешительности обновленческих процессов. Отставка Ельцина и массовое распространение слухов вокруг этого события привели к глухим, но уже явно различимым требованиям расширения политики гласности.

В 1985 — 1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей.

При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30 —начале 50-х гг. граждан. Реабилитированы многие невинно осужденные люди. В результате сделан мощный прорыв в прошлое, открыты неизвестные страницы истории Советской России.

Кроме того, произошли перемены взаимоотношениях церкви и государства, произошла либерализация отношения государства к религии.

Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей (вскоре партаппарат добился отмены решения об альтернативных выборах). На первом этапе перестройки Горбачев балансировал между тремя группами в партократической элите:

1) соратниками Брежнева;

2) партократами-обновленцами;

3) реформаторами, близкими по взглядам к европейским социал-демократам.

В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержало точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразования политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система представительных органов. Был учрежден новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

Существовали две альтернативы развития СССР1:

1) опыт, основанный на примере Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа;

2) осуществление демократизации и экономических реформ одновременно.

Горбачевым и его ближайшим окружением был избран второй вариант развития. Январский Пленум ЦК КПСС (1987) выдвинул идею демократизации общественной жизни. Разработана программа перестройки внутрипартийной жизни, и намечены основные направления политических преобразований в стране в целом.

Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике. Провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством.

Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации. Однако в условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, сохранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Упомянутые законы вступили в противоречие с оставшейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.

Экономическая реформа (в основу которой были положены разработки Абалкина, Заславской, Бунича и др.) предполагала1: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством; расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинансирование; постепенное возрождение частного сектора; отказ от монополии внешней торговли; интеграция в мировой рынок; расширение форм хозяйствования на селе.

Несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получившие название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них — «Программа 500 дней» — была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе этой комиссии принимал глава правительства Я. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова — Л. И. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.

Реформирование экономики не было доведено до логического конца и имело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. намечается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному распределению, а усиление инфляционных процессов и дефицит бюджета — к первым массовым забастовкам рабочих.

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе — Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Черниченко.

Съезд народных депутатов (1989г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым Президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев).

Переход к многопартийности начался в нашей стране с формирования так называемых «неформальных» организаций, когда был провозглашен переход к политике гласности. Неформальных, во-первых, потому что они как бы противостояли «формальным» организациям — партии, комсомолу, профсоюзам и т. п.; во-вторых, потому что, как оказалось, в стране практически не существовало законодательных норм, на основе которых оно могли быть зарегистрированы и получить законный статус1.

В стране все глубже и полнее осознавалось, что последовательное проведение в жизнь принципов правового государства предполагает возможность создания других партий, помимо КПСС, в том случае, если они действуют в рамках закона и отказываются от насилия как метода борьбы за власть.

Появились различные партии: ультраправые («Демократический союз», партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ХДПР); либеральные («Демократическая партией Советского Союза», позже преобразованной в «Консервативную партию», «Демократическая партия России» и другими демократическими партиями СДП, РПРФ, тремя партиями конституционных демократов), социал-демократические (социал-демократические (СДА, СДПР) и Социалистическая партиями.

Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей, отсюда — антикоммунизм (антитоталитаризм), отказ от социалистического выбора. В программах партий выдвигались одни и те же демократические лозунги, ранее введенные в оборот М. Горбачевым. Поэтому какой-либо серьезной альтернативы курсу на «перестройку» ни одна партия не смогла предложить.

Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС. В 1990—начале 1991 г. в ней образовалось три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ. Сторонники двух последних платформ, как и новых образований, возникли внутри КПСС (КП РСФСР, объединение «Единство — за ленинизм и коммунистические идеалы»), придерживались фундаменталистских взглядов и оставались сторонниками идеалов коммунизма.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий

2. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Неотложным вопросом внутренней политики было оформление российской государственности. Речь шла о выборе конкретной формы государственности:

<
  • президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы);
  • парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство);
  • смешанной, президентско-парламентской республики.

    12 июня 1990 г. еще в рамках СССР была принята Декларация о суверенитете РСФСР. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период «перестройки», привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей на исполнительную (в лице избранного в июне 1991 г. Президента) и законодательную (Верховного Совета РСФСР).

    В соответствии с изменениями от 9 и 10 декабря 1992 г., внесенными в Конституцию Российской Федерации, система государственной власти основывалась на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и представительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирующими в системе государственного управления.

    В сложившейся конкретно-исторической обстановке в стране, после подавления августовского путча и в условиях начавшихся широкомасштабных экономических реформ, стал постепенно нарастать конфликт между Верховным Советом и Президентом. Он приобрел размах подлинной «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно из распоряжений двух ветвей власти не выполнялось.

    С конца 1991 г. Президент был наделен чрезвычайными полномочиями, иначе бы «войны властей» не было. 21 сентября 1993 г. указом Президента была приостановлена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Указ № 1400 ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику.

    22 сентября Верховный Совет отстранил Б. Н. Ельцина от должности и возложил полномочия Президента на вице-президента А. В. Руцкого. Армия и милиция осадила здания Верховного Совета и штурмовала его 3—4 октября. В ходе кровавых событий с обеих сторон погибло 150 человек, а руководство оппозиции, призывавшее к штурму зданий телекомпании Останкино и мэрии, было арестовано.

    Закрепляя победу в конфликте с Верховным Советом, Президент и его сторонники приступили к завершению конституционной кампании. Начиная с 1990 г. Конституционной комиссией Верховного Совета разрабатывался проект новой Конституции. После августа 1991 г. работа над новым Основным Законом становится более интенсивной, причем параллельно в различных политических партиях готовятся альтернативные проекты, а весной 1993 г. появляется президентский вариант, который и был принят в результате референдума 12 декабря 1993 г.

    Конституция установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной.

    Главой государства является Президент, он избирается всенародно на 4 года и определяет основное направление внутренней и внешней политики государства. статус Президента как бы выводится за рамки трех ветвей власти и, более того, становится над ними в силу данных ему полномочий по контролю за ними. Ключевое положение поста Президента определяет ряд его полномочий, в соответствии с которыми Президент осуществляет основные направления внутренней и внешней политики (ст. 80, п. 3; ст. 86, п. «а»), принимает решение об отставке Правительства РФ (ст. 83, п. «в»), формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (ст. 83, п. «ж»), назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83, пп. «б», «в») и некоторые другие.

    Представительная, или законодательная, власть — Федеральное Собрание (парламент) — состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Она принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения им — Президенту для подписания.

    Исполнительная власть — Правительство, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

    Судебная — Конституционный Суд (разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов), Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный Суд РФ (разрешает экономические споры). Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только Конституции и Федеральному конституционному закону.

    В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу, которые принесли успех только 4-м политическим силам: КПРФ — 157 мандатов, правительственный блок «Наш Дом — Россия» — 55, ЛДПР — 51 и «Яблоко» — 45. Левоцентристкое большинство депутатов (230 из 450) избрало на пост Председателя Государственной думы коммуниста Г. Селезнева.

    В июне 1996 г. прошли выборы Президента России (на этот пост претендовали Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, А. И. Лебедь, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и др.). Б. Н. Ельцину удалось во 2-м туре выборов одержать победу над своим основным соперником — Г. А. Зюгановым. Генерал А. И. Лебедь в промежутке между I и II-м туром выборов был назначен секретарем Совета Безопасности (и уже в октябре 1996 г. был уволен с занимаемой должности).

    Глубокий социально-экономический кризис, охвативший страну, усугублялся «кадровой чехардой». С 1992 г. Б. Н. Ельцин освободил с должности «двух с половиной» премьер-министров (Гайдар всегда оставался и. о.), свыше 40 вице-премьеров и около 150 министров, а если иметь в виду «разжалованных» губернаторов, генералов, генпрокуроров, советников, помощников, представителей Президента в субъектах Федерации и прочих влиятельных должностных лиц, то счет уже пойдет на тысячи. Сам Б. Н. Ельцин с августа 1996 г. фактически отошел от дел, ненадолго появляясь на непродолжительное время и осуществляя кадровые перестановки; перестал владеть обстановкой в стране.

    Серьезнейшей внутриполитической проблемой остается преступность. В течение 1992—1998 гг. наибольший общественный резонанс вызвали разоблачения финансовых махинаций и мошенничества, стала нарастать волна заказных убийств (среди жертв которых — журналист В. Холодов, директор ОРТ В. Листьев, член Государственной Думы Г. Старовойтова и др.).

    С 1994 г. преступный мир стал практиковать захват заложников с целью получения выкупа (захват автобуса с детьми в Ростовской области и др.), а в середине 1996 г. произошел всплеск терроризма (связанный с Чеченской войной).

    Кризисы власти проявились в связи с отставкой премьер-министров: в марте-апреле 1998 г. — В. С. Черномырдина, в августе 1998 г. — С. В. Кириенко, в мае 1999 г. — В. М. Примакова, августе 1999 г. — С. В. Степашина. В августе 1999 г. кабинет возглавил В. В. Путин.

    После сложной политической предвыборной борьбы, развернувшейся осенью 1999 г., новый состав Государственной Думы представляют шесть избирательных объединений: КПРФ (24,22%), «Единство» (23,37%), движение «Отечество — вся Россия» (12,64%), «Союз правых сил» (8,72%), «Яблоко» (6,13%), «Блок Жириновского» (6,08%). Главной сенсацией выборов стала победа межрегионального движения «Единство», созданного только в октябре 1999 г. (т. е. накануне выборов), и слабые результаты объединения «Яблоко».

    в 90-е гг. XX в. в России сложилась особая форма государственного управления — президентская республика. Однако трудности экономического развития, нестабильность политической власти вели к кризисному состоянию общественного развития, которое усугублялось субъективным фактором — плохим состоянием здоровья Президента и объективным — фактической криминализацией системы государственной власти.

    Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. заявил о своей отставке и передал полномочия премьер-министру В. В. Путину. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. заявил о своей отставке и передал полномочия премьер-министру В. В. Путину. С этого момента в соответствии с Конституцией Путин был назначен одновременно исполняющим обязанности Президента (с января 2000 г. он является Председателем Совета глав государств СНГ). В своей политике он добивался доверия и политического согласия в обществе и во властных элитах. Период его нахождения у власти совпал по времени с началом предвыборной президентской кампании, которую В. В. Путин активно использовал, совершая регулярные поездки по регионам.

    3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ РУБЕЖА ХХ – ХХI ВВ.

    В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к радикальным экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась Россия:

    –– валютные резервы СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены;

  • зарубежные долги превысили 60 млрд (по некоторым данным 80 млрд) долларов США;
  • рост инфляции достигал 30% в месяц;
  • продолжалось падение курса рубля;
  • нарастали невыплаченные государственные долги;
  • экономика приобрела бартерный характер.

    Таким образом, страна оказалась в глубокой пропасти финансового кризиса. Попытки властей частично замаскировать инфляцию государственным контролем над ценами лишь усиливали всеобщий дефицит и вели к расцвету черного рынка. Финансовый кризис грозил обернуться гиперинфляцией, хаосом и даже голодом в крупных городах.

    В настоящее время период социально-экономических реформ в России прошел пять этапов и вступил в шестой:

  1. 1992 – 1993 гг.;
  2. 1994 – 1996 гг.;
  3. март 1997 – март 1998 гг.;
  4. апрель 1998 – август 1998 гг.;
  5. август 1998 г. – 2000 г.;
  6. 2000 г. – по настоящее время.

    1 января 1992 г. правительством, которое возглавлял Е. Гайдар, был применен набор монетаристских мер, так называемая шоковая терапия: ограничение совокупного спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюджетных расходов, приватизация государственных предприятий.

    Основным мероприятием государственной социально-экономической политики этого этапа явилась либерализация цен: отпуск их при индексации зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и других выплат на 70%.

    Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе.

    Платой за такое начало реформы (либерализация цен вместо справедливой и хорошо продуманной приватизации и создания широкой массы собственников) была инфляция. Курс рубля сделался нестабильным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте.

    За год рост цен произошел в 100— 150 раз, резко снизилась покупательная способность населения; обесценились деньги на счетах предприятий и вклады населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн вкладчиков.

    Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кредиты Центрального банка России:

  7. Правительству РФ;
  8. коммерческим банкам с целью внебюджетного финансирования отдельных отраслей народного хозяйства (а чаще — для собственного обогащения наиболее приближенных к власти лиц);
  9. странам ближнего зарубежья.

    Следствием этого этапа экономической модернизации явилось падение материального благосостояния людей, недовольство и недоверие широких масс к правительственному курсу.

    С конца 1992 г. началась массовая приватизация (координировал этот процесс один из вице-премьеров — А. Б. Чубайс): перевод государственной собственности в частную, которая проходила в два этапа. Первый этап (1992—1993 гг.) — безвозмездная передача всем гражданам части государственной собственности стоимостью 10 тыс. руб. путем выдачи приватизационного чека (ваучера). Ваучеры бесплатно выдавались всем гражданам России, включая младенцев. Операция была осуществлена на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. в ценах 1991 г.

    С осени 1994 г. начинается второй этап приватизации — приватизация государственных предприятий путем прямого акционирования и начало продажи акционерных предприятий.

    Последствия приватизации: с одной стороны, произошел крупномасштабный обман народа, с другой — почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров.

    В ходе приватизации в условиях «дикого» капитализма были расхищены национальные богатства в огромных размерах. Значительный по масштабам экспортный капитал от продажи нефти, газа и цветных металлов не только не возвращался в отечественную экономику, но даже не направлялся на погашение растущего внешнего долга страны. За 1992—1996 гг. в западных банках осело более 100 млрд долларов, вывезенных из России.

    Для финансирования бюджетной сферы была ужесточена федеральная налоговая политика. Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по налоговой политике не решало возникших проблем. Основное значение стали приобретать не административные меры, а «законы рынка», где предприятиям оставлялось не более 10 коп. с каждого рубля прибыли. Это подтолкнуло хозяйственников и предпринимателей к антизаконным действиям. Рыночные отношения приобретали откровенно криминальный характер.

    Криминальные операции с деньгами стали приносить самые большие доходы. Так, в 1993 г. только «чеченские авизо» (фальшивые платежные документы) позволяли похищать до 2 млрд руб. в день. Более 2 млн чел. только в Москве в 1994 г. пострадало от финансовых афер в ходе игры с акциями «пирамидных» финансовых компаний. Они выплачивали акционерам дивиденды за счет следующих вкладчиков. Наиболее громкими были скандалы АО «МММ», банк «Чара» и др.

    В целом массовая приватизация способствовала возникновению многоукладной экономики:

  10. государственный капитализм (бывшие общенародные предприятия);
  11. частный капитализм (приватизированные объекты народного хозяйства);
  12. акционерные общества;
  13. коллективные хозяйства;
  14. мелкотоварное производство.

    В 1994—1998 гг. правительством предпринимаются меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые включали следующие составляющие:

  15. ограничение и отмена централизованного распределения сырья и ресурсов;
  16. отмена государственных дотаций убыточным предприятиям и регионам, перевод всех подразделений экономики на самофинансирование;
  17. либерализация внешней торговли, расширение импорта потребительских и продовольственных товаров;
  18. свободная конвертация рубля;
  19. крупномасштабные внешние займы;
  20. неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж.

    Результатом проводимой государственной политики стал развал военно-промышленного комплекса и бюджетных сфер: медицины, науки, образования и культуры в силу резкого сокращения государственных расходов на них. Массовые закрытия предприятий легкой, электронной и машиностроительной промышленности вызвали спад промышленного производства в стране. Из-за насыщения потребительского рынка иностранными товарами упал спрос на отечественную продукцию, затруднена ее реализация. Внутренний валовой продукт промышленности в 1990—1999 гг. сократился на 40%. Результатом этого стала деиндустриализация: промышленное производство все более приобрело черты топливно-энергетической и сырьевой ориентации. В экспорте газ и сырая нефть составляют 40%, в импорте машины и оборудование — 40%.

    На фоне деиндустриализации наметилось резкое падение сельскохозяйственного производства в России: при катастрофически быстром росте цен на топливо не были решены вопросы кредитования и инвестирования сельскохозяйственного производства и перевозок сельхозпродукции.

    Социальные последствия спада производства: имущественная дифференциация и скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, неполная рабочая неделя, длительные задержки выплат бюджетникам, пенсионерам и др.); переключение трудовой активности населения из сферы производства в область индивидуальных услуг, мелкооптовой и розничной торговли, посреднических операций.

    Макроэкономические последствия спада производства: полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народно-хозяйственной структуры.

    В результате углубления экономического кризиса более 40% жителей страны оказались за чертой бедности. Рыночные отношения в России приобрели откровенно криминальный характер.

    Последствия рыночных «реформ» в России 1992 —1998 гг.;

  21. спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50%
    до августовского кризиса 1998 г., что сопоставимо с падением экономики
    в начальный период Великой Отечественной войны;
  22. политика «открытых границ», которая привела к тому, что на Запад и на Восток (в Китай) хлынули потоки сырья и особенно металлов, спровоцировав падение цен на мировом рынке;
  23. кризис банковской системы: сокращение числа банков, уменьшение их
    активов (особенно после августа 1998 г.);
  24. в стадии рассмотрения находился Закон о земле (дискуссионным является вопрос о купле-продаже земли), и существовала реальная опасность распродажи «земли с молотка»;
  25. регулярные задержки зарплаты и недостаточное обеспечение прожиточного минимум, напряженность с выплатой пенсий;
  26. возникновение противоречий на производстве, в финансовой сфере,
    связанное с созданием фондового рынка, появлением сотен тысяч собственников и обнищанием значительной части населения, резким углублением социального неравенства, появлением безработицы и других болезней рыночной экономики;
  27. стихийные забастовки и массовые митинги протеста по всей стране (на
    ряду с экономическими требованиями происходило выдвижение политических требований);
  28. зависимость от иностранных кредитов и инвестиций;
  29. следствием экономического банкротства стало политическое банкротство власти.

    В 1998 г. правительство Черномырдина предприняло ряд мер в целях выхода из финансового кризиса (был принят новый закон о банкротстве, проведена деноминация рубля). Однако в марте-апреле ситуация продолжала ухудшаться, в том числе в социальной сфере (на 9 апреля была назначена очередная Всероссийская акция протеста). 31 марта указом Президента правительство во главе с В. С. Черномырдиным было отправлено в отставку. 24 апреля указом Президента РФ председателем правительства был назначен С. В. Кириенко.

    В мае-июне 1998 г. ухудшение ситуации на финансовом рынке приобрело катастрофический характер, что было вызвано, в том числе падением мировых цен на сырье (на 30% — на металл и в два раза — на нефть) и на акции российских кампаний. Правительством была предложена антикризисная (стабилизационная) программа. Оно выступило с заявлением об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью к главам государств США и Германии, а также МВФ.

    17 августа 1998 г. премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт — отказ от принятых ранее на себя обязательств). 23 августа последовала отставка правительства Кириенко. Последствия кризиса были чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60%) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан на две трети (курс доллара возрос до 20 рублей за 1 доллар). Падение импорта (в 6—7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

    11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е. М. Примаков. Главными принципами его политики стало введение более жесткого государственного регулирования рынка, по возможности ограничение денежной эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию, борьба против криминализации в сфере экономики. Правительство предприняло меры по административному регулированию валютного рынка под руководством Центробанка РФ.

    В верхних эшелонах власти развернулась борьба по проблемам выхода из кризиса, результатом которой стала отставка в мае 1999 г. В. М. Примакова. Новым главой Кабинета министров стал С. В. Степашин, которого 16 августа 1999 г. сменил В. В. Путин, одновременно публично названный преемником Президента.

    После избрания В. В. Путина Президентом Кабинет министров возглавил М. М. Касьянов. 28 июня 2000 г. Кабинет министров во главе с М. М. Касьяновым принял правительственную программу на ближайшие 10 лет и на 2000—2001 гг., разработанную под руководством министра экономического развития и торговли Г. Ю. Грефа.

    Среднесрочная программа включала в себя налоговую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, прежде всего «Газпрома» и РАО «ЕЭС», а также принятие Земельного кодекса. В целом правительственная программа предполагала реформирование системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. В экономической части она направлена на защиту интересов потребителя и производителя, реформирование банковской системы и таможенной политики, укрепление национальной валюты.

    4. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ ХХ – ХХI В.В.

    Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 1% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать программа «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы — по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области.

    Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных, отношений в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуждены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организаций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры.

    Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учреждениями складывается на селе.

    Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение творческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библиотекари, сотрудники музеев, парков, артисты театров — все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый отток высококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное число представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в коммерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на коммерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.

    Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной тематике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов, новой номенклатуры и т. д. Возросли цены на билеты, что сделало просмотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным.

    В то же время рождались новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью отвечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал высокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншлаги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т. д. Интересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую очередь Романа Виктюка, Петра Фоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его деятельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет получил всемирное признание и является гордостью отечественной культуры.

    Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечественном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и другие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерческих студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значительной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. Абуладзе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современников отмечены фильмы Э. Рязанова, Н. Михалкова, Л. Шепитько и др.

    Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоиздательскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличение книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги свободно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформлению. С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в значительной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизительно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика.

    В условиях духовного кризиса общества были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать представители восточных и западных религий и церквей (в том числе представляющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»).

    Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская православная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие принятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни.

    В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т. п.

    Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования, которая переживает глубокий внутренний кризис. Результатом школьной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обучения, частичное повышение зарплаты учителям и постепенное уменьшение опеки над образованием. Российская школа накопила определенный интеллектуальный потенциал — резерв обновления образования, который реализовывали учителя-реформаторы В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, М. И. Щетинин и др.

    Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадежно отставала от требований времени. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

    Попытки смягчить проблему были предприняты за счет создания альтернативной системы образования. Стали появляться гимназии, колледжи, лицеи и даже университеты.

    Главным направлением реформы высшей шкалы, начавшейся в 1987 г., стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип договорных отношений между вузом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение.

    В конце 90-х гг. началась разработка проекта 12-летнего школьного обучения, у которого есть свои сторонники и противники. В условиях расширения информационного пространства и объема знаний и одновременно увеличения нагрузки на учащихся существует необходимость в 12-летнем образовании.

    Глубокую обеспокоенность в обществе вызывает судьба российской науки. Прикладные отрасли научных знаний получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и негосударственных сферах экономики. В то же время в условиях общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок произошло свертывание фундаментальных исследований. Постепенно научные кадры стали уезжать за границу или переходить в негосударственный сектор. Это вело к тому, что ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

    Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов, переосмыслением многих проблем как современности, так и прошлого развития. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование. Ведь история — это огромный массив духовного, социального и культурного опыта, накопленного многими поколениями людей. Историческое образование, по мнению исследователей, помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократизму и односторонности. Оно позволяет сформировать мировоззренческие ориентиры, готовит условия для самоопределения личности, раскрытия ее потенциала, способствует становлению гуманитарной культуры специалистов, преодолению духовного кризиса в обществе.

    В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки — Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Повествование о настоящем веке и русской культуре было бы неполным, если бы ученые не обращались к трудам нашего современника, замечательного русского ученого-энциклопедиста Алексея Федоровича Лосева.

    Исследователи имеют возможность познакомиться с многочисленными статьями и монографиями, многотомной «Историей России», которая явилась воплощением исторической концепции евразийства, выдающегося русского историка (с 1920 г.— эмигранта) Георгия Владимировича Вернадского.

    В 1989—1997 гг. были опубликованы труды последователя Г. В. Вернадского, историка, гуманиста и мыслителя Льва Николаевича Гумилева: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние этногенетического фактора), он, подобно Н. К. Рериху, подтверждает единство Человека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости.

    Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, когда народ забывал свои язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00119 sec

WordPress: 22.63MB | MySQL:124 | 1,872sec