Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции

<

091813 1847 1 Раскройте сущность исторического познания и   охарактеризуйте его основные функции

Задание 1.. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Познание исторического прошлого осуществляется на трех уровнях. На первом уровне, эмпирическом, происходит создание образов исторических фактов и формирование представлений о них. Психофизиологической основой здесь выступают ощущения и восприятия. Результаты познания отражаются в виде представлений об историческом прошлом, обеспечивается развитие наглядно-образного мышления.

Эмпирическое осознание исторического прошлого позволяет выделить основные внешние признаки, свойства события или явления. Внешние признаки исторических событий и их сущность не всегда совпадают. С описания внешних признаков начинается познание сущности и смысла исторического процесса. Познание – это более высокая ступень, получившая название теоретической(логической, абстрактной). Основными продуктами этой формы познания являются понятия, суждения, умозаключения, теории, связи, закономерности. Нахождение сущности исторического явления происходит путем обнаружения наиболее существенных связей и отношений между объектами. Характеристика сущности исторического явления, его объяснение обеспечивает становление теоретического, словесно-логического мышления.

Познание исторического опыта на разных ступенях обеспечивается познавательной деятельностью, реализуемой через перцептивные и мыслительные действия учащихся. Усвоенные знания находят применение в учебной практике, под которой понимается деятельность учащихся по применению исторических знаний в различных учебных и жизненных ситуациях. Деятельность учащихся по сознательному и прочному усвоению исторической информации и превращению ее в систему исторических знаний называют усвоением. Процесс усвоения может осуществляться двумя путями: усвоение готового знания на основе учебника или изложения учителя или путем самостоятельной работы за счет бессознательной аналитико-синтетической деятельности, логической дедукции и творческого поиска. Результатом усвоения является научение.

История выполняет несколько социально значимых функций:

Первая функция — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором основывается наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.

 

Древний Восток не случайно считают колыбелью цивилизации, кладезем яркой, самобытной культуры.

1) Величайшим достижением древневосточных народов было формирование письменности. Ученые относят это к IVтыс. до н.э. Она прошла долгий путь от пиктографии (рисуночного письма) до алфавитного. В пиктографии знак прямо изображал слово, например, слово «дерево» обозначалось изображением какого-либо дерева.

В Древнем Египте возникли знаки-иероглифы (от греч. hieros — священный и gliphao- режу, высекаю). Иероглифы или изображали слово или напоминали косвенно содержание его. Например, название страны «Ливия» изображалось ее оружием (палицей) и узкой песчаной полоской пустынной земли. Египтяне довели написание иероглифов до совершенства.

Шумерское письмо также восходит к рисуночному письму. Письменные знаки могут быть возведены к первоначальному рисунку (изображению человека, частей его тела, рыб, птиц и пр.). Постепенно пиктограммы превратились в идеограммы (знаки, содержание которых не совпадало с их рисуночным образом). Рисунок ноги стал означать все действия, связанные с ногами (ходить, стоять и пр.). Знаки упрощались, утрачивая облик рисунка.

Наряду с названными знаками стали развиваться фонограммы, т.е. рисунок получал звуковое значение. Изображение горшочка у шумеров звучало как «га». В написании вместо горшочка можно было поставить слог «га» и наоборот. Это уже слоговое письмо. Рисуночный характер знаков размывался, схематизировался. Рисунки упрощались и превращались в комбинации прямых линий, в глине они приобрели вид клиновидных углублений – клинописи. До алфавита шумеры не дошли.

Клинописное письмо распространилось по многим восточным странам. Через финикийцев оно проникло в Древнюю Грецию. Греки создали на его основе новую систему письменности, где каждый знак получил звуковое выражение. Совокупность знаков (букв) называют алфавитом. Алфавитной системой пользуется большинство народов. Она упростила письменность, облегчила овладение грамотой и явилось мощным рычагом для развития и фиксации всех видов знания, религиозно-философских учений, художественного творчества. Стимулом распространения письменности стало широкое применение ее в хозяйственных и сакральных целях. Первая в истории библиотека Ашшурбанипала (ассирийского царя) в Ниневии – ценнейший материал древней культуры по разным областям знаний.

2) Потребности земледелия, необходимость измерений, отчетности и пр. требовали расширения математических, астрономических знаний.

Математика древних народов носила прикладной характер и содержала не теоретические исследования, а пособия для решения практических задач. Там сложились двоичный, десятичный, шестидесятеричный, смешанный способы счисления, были известны основные арифметические действия .Для умножения вавилоняне использовали таблицы. Шумерские, египетские математики преуспели в геометрии, они рассчитывали объем усеченных пирамид, решали планиметрические задачи, используя свойства прямоугольных треугольников, подошли к основам пифагоровой теоремы, но на 1000 лет ранее Пифагора. Были известны простые дроби. Китайцы оперировали и десятичными дробями. В Индии появилась десятичная позиционная система записи чисел на базе изобретения нуля. Индийцы разработали алгоритмы всех арифметических действий, включая извлечение квадратных и кубических корней. Особенно они продвинулись в алгебре (Ариабхата, Брахмагупта). Китайцы оперировали дробями, пропорциями, отрицательными числами. Шумеры, китайцы и др. знали число пи в разном приближении. Математические знания китайцев изложены в трактате «Математика в девяти главах».

Астрономические исследования привели к созданию в Древнем Египте и Шумеро-Вавилонии календарей. Они стали основой современных календарей. Солнечный год в Шумеро-Вавилонии составил 365 дней 5 часов 41 сек. Ошибка по сравнению с современными данными 7 мин. 17 сек. Киден, Набуриан вычислили время обращения Луны вокруг Земли. Индийский год – 365, 25 дней, плюс 21 день каждые 4 года, китайский – 366,25 суток. Важная догадка индийцев – солнце не восходит и не заходит, а поворачивается.

Китайцы разработали систему 12 «земных ветвей» (знаки зодиака), соответствующих определенным созвездиям. Был составлен каталог звезд, карта звездного неба, состоящая из 28 созвездий, расположенных вокруг Полярной звезды. Они имели представление о Млечном пути. Астроном Чжан Хэн создал небесный глобус, в 613 г. н. э. отмечено появление кометы Галлея.

Бесценными документами являются описания симптомов болезней, определения диагнозов, записи рецептов снадобий из растительных, животных, химических ингредиентов, рекомендации по их применению. Медицинское знание еще переплеталось с магией. В Индии на высоком уровне находилась хирургия. Известно о 300 операциях и 120 хирургических инструментах. У египтян и индийцев сформировались догадки о кровообращении. Известны достижения китайцев в иглоукалывании, диетологии, лечебной физкультуре. Достижения в химии – стекловарение, крашение, знание свойств смол, кальцинирование, обработка металлов.

Гуманитарные знания преимущественно развивались в Индии, известны труды грамматиков (например, Панини – IV в. до н. э.). Истолкование древних, ведийских текстов привело к появлению фонетики, этимологии, ставшими основой не только древнеиндийской лингвистики, но основой мировой лингвистической науки.

Исторические знания развивались в лоне сказаний, легенд, плачей по погибшим в войнах и пр. История в Древнем Египте, Китае родилась из жизнеописаний правящих династий с достаточно точным летоисчислением, сведениями о войнах. Летописцы-историографы Китая – Сыма Цянь (основоположник историографии. Он излагает историю Китая в труде «Ши цзи» от древности до 140-87 гг. до н. э.), Бань Гу, Лю Сянь и др. оставили богатое наследие. К «историческим данным» можно отнести шумерские плачи, храмовые и мирские, живописующие ужасы войн, набегов, очевидно, реальных. В Индии история не играла особой роли. Исторические события упоминаются редко. В основном это сведения о благочестивых дарителях, жертвоприношениях.

В Египте и Месопотамии величайшим памятником мировой литературы стал эпос Шумера, построенный на записях и обработках народных сказаний о героических подвигах правителя города-государства Урука Гильгамеша. Он боролся за независимость с городом Кишем, что, видимо, было историческим фактом. Эпос написан стихами и обладает большой художественной ценностью.

Сохранились древнеегипетские заупокойные тексты – надписи в гробницах, тексты пирамид, саркофагов, составившие книгу мертвых, «Книгу саркофагов» Это заклинаниия, жизнеописания сановников, сочинения житейской мудрости, нравоучения – «Наставления» (Наставление царевича Хардедефа и др.). В Египте появляется литература светской направленности: «Сказание о двух братьях», «Рассказ Сенухета», рассказы о далеких путешествиях, красочные описания заморских стран. В «Сказке о Правде и Кривде» звучит мотив социального протеста обездоленных. В вавилонской литературе появляются элементы драмы, а также лирики (молитвы, гимны).

Художественная литература Древней Индии возникла и развивалась в лоне религиозно-нравственных ценностей и философских постулатов. Наиболее древние тексты – Веды (сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний, ритуальных формул), а также эпические поэмы «Махабхарата» (о великой войне за власть) и «Рамаяна» (сказание о деяниях царевича Рамы). Они бытовали долго устно и записаны в начале н.э.

Они стали сокровищницей образов и сюжетов для поэтов, художников, энциклопедией народной мудрости. В них переплетается правда и вымысел (миф о потопе и др.). Они содержат огромный материал об экономическом, социально-культурном развитии, государственном управлении, формах политической организации, обычаях, рассуждения на философско-религиозные темы. Эпические поэмы почитаются как священные тексты, в них вошли философские и этические доктрины Заповедь – «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» впервые появилась в текстах «Махабхараты». Особенно почитаема VI часть «Махабхараты» – Бхагават Гита («Песня Бога»), содержащая философские идеи о смысле жизни, о сочетании личных интересов с долгом, о назначении человека, о соотношении небесного и земного.

Герои «Рамаяны» – Рама и его жена Сита – идеальные образцы, носители всех добродетелей, заключенных в индийской культуре. Согласно «Рамаяне» сын должен повиноваться отцу, жена – мужу и т.д., а все должны повиноваться дхарме как религиозному и общественному долгу.

В Древней Индии появились светские жанры. Такова драма для придворного и городского театра, проистекающая из гимнов и диалогов, содержащихся в Ведах. Появились трактаты по драматургии. Известны имена драматургов (Ашвагхоши), поэтов, например, Калидаса (поэма «Облако-вестник», драмы – «Малявка и Ангимитра», «Шакунтала» и др.). Популярен сборник басен «Панчатантра», основанный на фольклоре. В буддийской традиции работал поэт и драматург Пшавангоша (поэма «Буддачарита»).

Появление письменности стало основой для создания литературы в Китае, поэтической и прозаической. Преемственность традиций обеспечила единство художественного языка. В I тыс. до н.э. в Китае формируются: поэтическая традиция, состоящая из народных ритуальных песен, исполнявшихся под музыку профессиональными сказителями; прозаическая традиция, включавшая исторические предания, летописи, описывающие какие-либо события. В основе китайской классической образованности лежало изучение «Пятикнижия» (Уцзин), содержащего всю систему ценностей китайской культуры. Это исторические, философские, литературные произведения неизвестных авторов (I тыс. до н.э. – II вв. до н.э.). В него входят: Инцин («Книга перемен»), отразившая представления о мире, человеке; Шицзин «Книга песен», содержащая образцы древнейшей народной поэзии, культовых песнопении; Шуцзин («Книга истории», где раскрываются исторические события и официальные документы; а также «Книга обрядов» (Лицзин), «Книга весны и осени» (Чуньцю).

<

С IV в. до н.э. активно развивается авторская литература. В период V-III вв. до н.э. творил поэт Цюй Юань (340-278). Он заложил основу песенного жанра фу – лирических и лирико-эпических од. В китайской поэзии сложились следующие тематические направления: поэзия на конфуцианские темы – «Воспевание истории», «Поэзия любви»; поэзия на даосско-религиозные темы – «Путешествие к бессмертным»; поэзия на даосско-философские темы – «Призывание сокрывшегося от мира». Два последних направления дали миру блистательное явление – «Поэзию гор и вод». Наиболее известные поэты: Сюнь Цин, Сян Юй, Тап Лэ, Ян Сюн.

Китайская художественная проза начинается с небольшого фольклорного рассказа – сяошо, ставшего основой новеллы, повести, романа. Огромно влияние на нее конфуцианства, даосизма, буддизма. Литературное наследие отмечено большим количеством произведений и талантливых авторов. Этому способствовало необходимое для госслужащих знание классической литературы для сдачи экзаменов, а также умение сочинять стихи. Литература.

3) Пластические искусства народов древневосточных цивилизаций. Разнообразная жизнь древневосточных народов породила искусство, способное включать разные впечатления об окружающем мире. При этом бурные исторические события диктовали свои нормы и правила. В искусстве складывался свой идеал человека, властителя, формировался присущий данному времени, данной культуре канон (свод правил), согласно которому положено изображать человека разного социального статуса, возводить здания (дворцы, храмы, усыпальницы и пр.). Дошедшие до сего времени древнейшие памятники искусства Древнего Востока представляют собой в значительной степени культовые сооружения.

Фараон как потомок богов должен хранить самое дорогое сокровище – землю и храмы. В Древнем Египте искусству отводилась почетная и священная роль – обеспечивать бессмертие и прославление государственной власти, выражать идеи стабильности и незыблемости общественного порядка, веры в загробную жизнь, воплощать величие правителя. Жилища бессмертной души фараона (пирамиды), храмы строили из камня. Наиболее знаменит комплекс пирамид в Гизе. Это пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена, Микерина. Они – образец монументальности. Пирамида Хеопса высотой 146 м. сложена из 2,5 млн. известняковых и гранитных блоков. Большой сфинкс (лев с головой человека, диной в 57 м, высотой – 20 м), высеченный из скалы, стал символом загадочности и таинственности. Культ сфинкса привел к многократным повторениям скульптур. Храмы строились выходящими фасадом на Нил. Для них характерны строгие геометрические пропорции. (Храмы Карнака, Луксора). Внутреннее пространство густо заполнено таинственным лесом колонн, богато украшено росписями, рельефами, статуями, мелкой пластикой, религиозными текстами.

Изобразительное искусство достигло необычайных высот. Скульпторы виртуозно обрабатывали различные материалы, не отступая от канонов, искусно передавали индивидуальность модели.

Портретность. Особенно ярко это отразилось в статуях фараонов, а также фигурках слуг и ремесленников. Не случайно скульптора Итерсена (XXI в. до н.э.) называют «мастером гораздым в ремесле своем». Одно из достижений – настенная живопись, демонстрирующая чувство цвета, мастерское владение линией, поэтическое восприятие мира. Монументальность скульптуры и живописи подчинены канону (обязательным правилам) – голова и ноги в профиль, плечи и глаза в фас. Мастера стремились в изображениях простолюдинов передать суть их профессий, в статуях фараона, верховного жреца – идею божественной власти. Изменения в эпоху Аменхотепа IV привели к тому, что портретный реализм доведен до гротеска, до крайности, и уравновешен с каноном. Скульптору Тутмесу приписывают создание шедевров – портретов Эхнатона и Нефертити.

Черты и ценности культуры Древней Индии:

– ее интровертивность (направленность внутрь), поиск индивидуального спасения в вечной Пустоте (это путь к индивидуализму);

– особая религиозная утонченность, окрашивающая социальное поведение, политику, психологию, этические нормы;

– склонность к самоанализу, созерцательность;

– установка на совершенствование души, а не накопление;

– традиционность при соблюдении законов варн.

Самобытность индийской художественной и в целом культуры в следовании традициям.

Культура Древней Индии в разных ее проявлениях является одним из оригинальных и самобытных явлений. Обращенность внутрь, особая религиозность, склонность к самоанализу оказали огромное влияние на мировую духовность.

В целом индийская художественная культура тесно связана с религией и философией, что требует знания основных философских концепций.

Как и в Индии, в Китае традиции окрашивают не только пластические искусства.

Мудрость, по мнению китайцев, это человечность как воплощенное знание. Эффективны не сами по себе знания и технические приспособления, а воля и разум («техника сердца»). Уважать добродетель, великодушие, правдивость – эти нормы обеспечивают стабильность, устойчивость. Они стали приоритетами китайской культуры.

Основные ценности китайской культуры:

– это коллективизм, санкционированный сверху;

– не мистика, а нормированная и ритуализированная этика, прагматизм;

– рационализм;

– экстравертность как ориентация на других, а не на себя, человечность, чувство долга по отношению к общине, государству;

– традиционализм, проявляющийся в уважении к семейным устоям, к старшим (сяо) – от отца до государя, основанный на культе предков.

Древневосточная культура многообразна и величественна, и достижения ее неоспоримы.

Великие восточные цивилизации, как самые древние, по праву стали фундаментом мировой культуры во всех ее сферах: политической, правовой, научной, производственно-экономической, художественной и пр.

Именно в древневосточных цивилизациях родились величайшие культурные ценности: полная тайн и гениальных прозрений мифология, понятие истины, высказанные от лица древних мудрецов, высочайшего уровня искусство, первые ростки философско-религиозных систем, мировые религии.

Культурные достижения Древнего Востока есть результат взаимодействия многих цивилизаций, сформировавшихся посредством взаимообмена между государствами, осуществлявшегося через торговлю, паломничество, даже военные походы. При этом победители и побежденные часто перенимали и усваивали культурные ценности друг друга.

Это свидетельствует о взаимодействии Востока и Запада. Запад немало черпал и черпает из сокровищницы восточной мудрости (принцип алфавита, разные системы счисления, архитектурные и технические находки и многое другое).

Запад нередко смотрит на восточные страны как на что-то отсталое, традиционалистское, но опора на традиции позволила им выстоять под мощным давлением европеизации, указать путь для выживания, сохранения самобытности другим народам.

Западные исследователи в XXI в. все чаще обращают взоры на Восток, противопоставляя «техническому человеку», добивающемуся господства над миром, природой, стремление понять мир не только объективно, но и через себя. Востоку еще предстоит сказать свое слово. Благоговение перед жизнью, нравственную чистоту, уважение к старшим и прочие ценности Восток в отличие от Запада сохранил и по сей день.

 

 

 

 

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.

 

В череде столетий европейской истории XVIII век занимает особое место. Были времена более грандиозных свершений, но не было эпохи более завершенной стилево, более, так сказать, «целокупной». Известный искусствовед Н. Дмитриева называет его последним веком господства аристократической культуры. Отсюда его рафинированность и эта самая «стильность», порой в ущерб глубине. И одновременно это эпоха утверждения новых ценностей в жизни европейцев, – ценностей, которые живы и ныне и которые, собственно говоря, определяют сегодняшнее лицо европейской цивилизации.

XVIII век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. И хоть в Нидерландах победила буржуазная революция, в большинстве европейских стран сохранялся старый порядок. Их сотрясал кризис феодализма и его идеологии. Лишь в Англии к середине XVIII века происходит промышленный переворот, закрепивший компромисс буржуазии и дворянства.

На протяжении XVIII в. повсеместно происходил процесс формирования мануфактурного пролетариата. В разных странах этот процесс находился на разных стадиях. Превращение крестьянина в рабочего деревенской мануфактуры представляло собой важный шаг в развитии всего Европейского континента. XVIII век — эпоха промышленного переворота — перехода от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин. Это общемировое явление, но он проходил в разных странах в разное время. Его родиной стала Англия.

В Англии процесс концентрации и специализации мануфактур достиг особого развития в середине XVIII в., ни одна страна Европы не могла соперничать с ней в разнообразии отраслей промышленного производства. В середине XVIII в. английская шерстяная промышленность, по словам современников, была «разделена на различные части или отрасли, закрепившиеся в определенных местах, где все производство сводится целиком или преимущественно к этим отраслям: тонкие сукна производятся в Сомерсетшире, грубые — в Йоркшире, двойной ширины — в Эксетере, шелк — в Садбери, креп — в Норидже, полушерстяные материи — в Кендале, одеяла — в Уитни и т.д . Победа Англии в экономическом соревновании с Голландией была победой английского промышленного капитализма над голландским торговым капитализмом, капиталистической домашней промышленности — над городской мануфактурой ее соперницы. Деревенская рассеянная мануфактура в Англии, использующая дешевую рабочую силу, оказалась более конкурентоспособной.

На определенной стадии развития в рамках буржуазной страны становилась ощутимой узость технического базиса мануфактуры, а в феодальной стране — узость внутреннего рынка, различные ограничения капиталистического предпринимательства вследствие сохранения феодальных отношений. В середине XVIII в. мануфактура в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости, при котором ее технический базис вступил в противоречие с ею самой созданными возможностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Тем самым только в Англии появились экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции.

Основой переворота в текстильной промышленности в 1780-х гг. были челнок-самолет Д.ж. Кея (1704-1764), прядильная машина Дж. Харгривса (7- 1778), мюль-машина С. Кромптона (1753- 1827), водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта (1732-1792). Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его и здесь, надо было безотлагательно вводить машины. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства — добычу угля, производство железа и т.п. В 1784 г. англичанин Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель — паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. В этом же году английский металлург Г. *орт (1740- 1800) разработал способ прокатки фасонного железа, усовершенствовал процесс пудлингования. В Англии вместо древесного топлива стали применять каменный уголь.

Даже в наиболее развитых в промышленном отношении странах большинство населения было занято в сельском хозяйстве. В Англии в начале XVIII в. 75 процентов населения было занято в сельском хозяйстве, во Франции — 80-85 процентов, в Финляндии — 81 процент. Тип аграрного развития в различных регионах Европы был неодинаков. Причиной весьма значительных региональных особенностей в развитии аграрной жизни Западной Европы периода мануфактурного производства было прежде всего различие в путях эволюции форм земельной собственности. В классическом виде переход к поместью нового типа, характерному для капиталистического производства, совершался только в Англии, где наблюдалось трехчленное деление сельского общества: наемный рабочий — капиталистический арендатор — лендлорд. В основе этого процесса — экспроприация крестьянства, парламентское огораживание конца XVIII в.

Английский вариант капиталистической аграрной эволюции был воспроизведен во Французской Фландрии и Северовосточной Нормандии.Однако на большей части территории Европы XVIII в. господствовало мелкое крестьянское землепользование с характерным для него формированием капиталистических элементов из меж- крестьянских отношений.

В результате технического переворота как одного из проявлений аграрной революции ручной труд в сельскохозяйственном производстве в значительной мере заменялся машинным. Но и здесь машины раньше всего внедрялись в Англии, затем во Франции и в Германии.

Капиталистическая перестройка в аграрной сфере Европы XVIII в. не была прямолинейной, во многих странах сохранялись феодальные методы ведения хозяйства. Особенностью таких стран, как Италия и Франция, было существование издольщины — краткосрочной крестьянской аренды с преобладанием натуральных платежей, хотя в целом для Европы XVIII в. были характерны изменения структуры аренды: повышение роли капиталистической аренды, значительно большее вовлечение наемного труда; увеличение нормы эксплуатации мелких арендаторов за счет как прямого роста арендных платежей, так и изменения их структуры и формы.

Привилегированные верхи состояли из купцов-пайщиков, финансистов, откупщиков налогов. Удельный вес и политическое влияние этого слоя в разных странах были различными. В раннебуржуазных государствах представители этого слоя фактически стояли у власти, даже если высшие посты в государственном аппарате занимали представители дворянской аристократии. Так было и в Англии, и во Франции. Позиции этого слоя были слабыми в экономически менее развитых государствах Центральной и Северной Европы.

Новым слоем в составе буржуазии стали мануфактуристы, развитие мануфактуры привело и к увеличению численности мануфактурного пролетариата.

Общий хозяйственный подъем приводил к демографическому росту. Население Европы увеличилось примерно со 118 млн. чел. в 1700 г. до 140 млн. в 1750 г. и до 187 млн. в 1800 г. Наиболее быстро росло население Англии, за столетие оно увеличилось вдвое — с б до 11 млн. Во Франции население возросло с 16 млн. в 1715 г. до 26 млн. в 1789.

Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций. В общественно-политической жизни Европы XVIII в. определяющими явлениями и событиями стали Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма. Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась Великая французская буржуазия революция, главной причиной которой стало широкое недовольство всех слоев населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.

На острие экономической, идеологической и политической борьбы в XVIII веке оказывается Франция, в которой уже с 1680-х годов идёт процесс вырождения абсолютной монархии и усиления реакции. Войны, безудержное расточительство Версаля, государственные долги и всё более возрастающий налоговый гнёт обескровили Францию. Деспотический характер внутренней политики Людовика XIV вызвал волну народных восстаний.

XVIII век обычно называют эпохой Просвещения, хотя само это слово слишком вяло и приблизительно определяет те процессы, что шли в головах европейцев между 1700 и 1804 годами. Это идейное течение было основано на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Личность постепенно эмансипируется, осознает свой внутренний мир как важный и ценный. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Эмоциональная жизнь европейцев становится все насыщенней и утонченней. XVIII век – век практиков, вот почему мыслителей не удовлетворяют пустые схоластические умствования. Критерием истины выступает опыт. Философы восхищаются совершенством мира (Лейбниц) и немилосердно критикуют его (энциклопедисты), поют осанну разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют прогресс и разум врагами естественных прав человека (Руссо). При этом весьма долго философы пребывают в уверенности, что человек разумен и благ от природы, что в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства». Грамотность и картошку насаждают сами монархи. Общий настрой европейской философии XVIII века можно назвать «осторожным оптимизмом», а ее лозунгом – призыв Вольтера каждому «возделывать свой сад». Однако кровавые ужасы Французской революции заставят в корне пересмотреть благодушное заблужденье философов, – но сделает это уже следующее столетие, а чисто европейская идея прав личности утвердится тогда, в XVIII веке, – утвердится как самая базовая ценность.

Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).

При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. 

Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами.

В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества. Экономические, политические, правозащитные идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.

Переходный характер эпохи определил пестроту, изменчивость и сложность художественной культуры XVIII века. В искусстве этого столетия можно различить реалистическое течение, предромантизм, классицизм, а также господствующее аристократическое искусство рококо.

Стиль рококо («причудливый», «капризный») господствовал в европейском искусстве недолго — всего в течение первых трех четвертей XVIII века, и представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная, хрупкая декоративность. В основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, которые ставили в парке, украшали беседку, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.

Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье.

Франция явилась законодательницей эстетики рококо; другие европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии, при дворе Фридриха II (ансамбль Сан-Суси). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе); под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.

В середине XVIII века просветители, представители передовой мысли воссоздают новое направление классицизма, обращённого как против аристократического искускусства рококо, так и против академического классицизма. Новое направление выдвигало свободолюбивые идеалы и строгие, благородные образы античного искусства, обращаясь главным образом к демократическим и республиканским традициям Древней Греции и Древнего Рима.

Классицизму XVIII века был свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу и человека, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Классицизм же XVIII века, крупнейшим живописцем которого был Давид, обращался прежде всего к гражданственным, республиканским идеям античности, к темам борьбы против тирании, торжества общественного долга над личными чувствами (яркий пример: «Клятва Горациев» Давида). Политическая ситуация во Франции эпохи Великой Французской революции оказалась очень благоприятной для развития классицизма, превратившегося в догму и риторику, менялись только ориентиры: если Революция видела свои идеалы в эпохе Римской республики, то наполеоновское время ориентировалось на искусство императорского Рима (ампир).

Одновременно с искусством рококо, отражавшим вкусы аристократии, и классицизмом, стремившемся выразить идеи гражданственности, в XVIII веке продолжает развиаться реалистическое искусство, выражающее в основном идеалы третьего сословия (купцов, ремесленников, крестьян, наемных работников).

Ведущими принципами реализма является объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала. Художники-реалисты отображают в своём творчестве типичные характеры, конфликты, ситуации при полноте их художественной индивидуализации. То есть они стремятся к конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей. Предпочтение отдаётся способам изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска). Преобладает интерес к проблеме «личность и общество», особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личности и толпы с её массовым , мифологизированным сознанием.

Таким представителем третьего сословия был величайший реалист XVIII века Жан-Батист Симеон Шарден — известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, своим происхождением и образом жизни связанный с ремесленной средой, патриархальным бытом и традициями цехового строя. Он не получил академического образования. Основой его творчества была работа с натуры. Он одним из первых среди французских мастеров обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр. Оба эти направления одного и того же процесса — поиска естественности и человечности в искусстве в противовес официальному парадному искусству рококо.

Одним из известных портретистов XVIII века, работавших в реалистической манере, был и Морис Кантен де Латур, французский живописец. Мастер пастели, он создал тип островыразительного аналитического портрета, изображал главным образом деятелей эпохи Просвещения. Через мимику, отражающую движение мыслей и чувств, Латур раскрывал характры портретируемых, показывая их возбуждёнными от разговора, с насмешливыми улыбками, скептически философскими.Таков, например, Вольтер с ирроническим взглядом и нервным подвижным ртом.

Крупнейшим живописцем второй половины XVIII века был Оноре Фрагонар. Он прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов.

Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Его искусство завершало век, оно было камерно, но не было предназначено лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. И поэтому его наследие было близко всем мастерам XVIII и XIX столетий, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой, воспевавшими красоту и радость бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор

 

Иван III (Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505великий князьмосковский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Васильевича Тёмного. В ходе его правления произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и она превратилась в центр общерусского государства. Во время Правления Ивана Великого было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов. Именно в его правление принят  первый Судебник, который представлял собой свод законов государства, осуществлен целый ряд реформ, которые определили основы поместной системы землевладения. В 1480 году Русское государство становится полностью независимым от Золотой Орды.

Василий III Иванович (25 марта 1479 — 3 декабря 1533) — Великий князь московский в 15051533, сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного. В правление Василия III был создан новый Судебник, который, однако, не дошел до нас. Сыграл значительную роль в объединении русских земель. Время правления Василия — эпоха строительного бума на Руси, начавшегося во время правления его отца. В Московском Кремле возведен Архангельский собор, а в Коломенском построена Вознесенская церковь. Строятся каменные укрепления в ТулеНижнем НовгородеКоломне, и других городах. Основываются новые поселения, остроги, крепости. В правление Василия III с присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514) и Рязани (1521) сформировалась территория Русского централизованного государства.

В 1503 году Москва и Ливонская конфедерация заключают перемирие, по которому последняя обязуется возобновить ежегодную выплату дани за город Дерпт.

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 15751576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя.

По мнению ряда историков (отражённому во множестве произведений художественной литературы, кинофильмов и т. п.), внутренняя политика Ивана IV, после полосы неудач в ходе Ливонской войны и в результате стремления самого государя к установлению безраздельной монаршей власти приобретает террористический характер и во вторую половину царствования отмечена учреждением опричнины (6 лет), массовыми казнями и убийствами, разгрому Новгорода и бесчинствам в других городах (Тверь, Клин иТоржок). Опричнину сопровождали тысячи жертв, и, по мнению многих историков, её результаты, вместе с результатами длительной и неудачной войны, привели государство к социально-политическому кризису

Завершение образования централизованного европейского государства («Россия заняла достойное место среди крупнейших держав Европы») и предпосылки к созданию уникального — евразийского. Сохранение независимости страны. При достаточных основаниях для сопоставления масштабов Куликовской битвы с битвой при Молодях , последняя также имела эпохальное значение для дальнейшего развития государства: было покончено с неотвратимой опасностью регулярной опустошительной татаро-монгольской экспансии. Формирование оборонных рубежей.

Бори́с Фёдорович Годуно́в (1552 — 13 апреля 1605) — бояриншурин царя Фёдора I Иоанновича, в 15871598
фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года — русский царь.

Ерма́к Тимофе́евич (1532/1534/1542 — 6 августа 1585Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибиридля Российского государства. Завоевание Сибири. 1578 — Первый поход Ермака в Сибирь

Патриарх И́ов (в миру Иван; около 1525 — 19 июня 1607) — первый Патриарх Московский (1589—1605). Канонизирован Русской церковью в 1989 году в лике святителей.

В 1589  московский митрополит Иов становится первым Патриархом Всея Руси. Константинопольский собор (1590) утверждает институт патриаршества на Руси. С середины 1580-х годов близкий сподвижник Бориса Годунова; при его содействии возведён в митрополиты Московские (1586 год) и 26 января (по старому стилю; 5 февраля по новому стилю) 1589 года поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые Патриархи Московские. В дальнейшем поддерживал политику Бориса. Из важных церковных событий его патриаршества — канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иване Грозном, и в Сибири, присоединённой как раз в годы правления Бориса Годунова.

 

 

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие


1.Первобытная эпоха

А.Начало книгопечатания

2. Древний мир

Б. Изобретение фотографии

3. Средневековье

В. Начало изготовление цветного стекла

4. Новое время

Г. Изобретение компьютеров

5. Новейшее время

Д. Изобретение ткацкого станка

 

1 Д

2 А

3 В

4 Б

5 Г

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.58MB | MySQL:123 | 1,413sec