Российская Империя на пути к индустриальному обществу в XIX в.

<

102613 2233 1 Российская Империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. К середине XIX в. территория Российской империи выросла до 18 млн кв. км. Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн человек.

Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами.

По мнению ученых, в Российской империи уже в то время можно было выявить метрополию — центральную часть с преобладанием русского населения (Великороссия) и примыкавшие к ней губернии, населенные родственными православными славянскими народами (украинцами и белорусами).

В начале XIX столетия Россия была уже неоднородна и в религиозном отношении. Господствующей была православная вера, которой придерживалось большинство населения Российской империи (87%).

В административном отношении европейская часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Войска Донского и Войска Черноморского).

Население России делилось на сословия. Из них привилегированными были дворяне, духовенство и купечество.Главенствующим сословием было дворянство. Податная реформа 1722 г. освободила их от уплаты подушной подати. Юридическое оформление дворянства как сословия было завершено в XVIII в. губернской реформой 1775 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Были образованы дворянские общества и дворянские депутатские собрания.

Духовенство разделялось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначались высшие священнослужители — архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков). Высшим органом церковного управления являлся Синод.

Купечество было разделено на 3 гильдии. Россия первой половины XIX в. являлась аграрной страной, и самым многочисленным сословием было крестьянство (90% населения, около 30 млн человек). Все крестьяне дореформенной России разделялись на три неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные, удельные. Первая категория была самой многочисленной.

В XIX в. начинается складывание районов хозяйственной специализации:

– центрально-промышленный район (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии);

– центрально-черноземный земледельческий район (Рязанская, Тульская, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская губернии);

– северный район (Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) — мясомолочное хозяйство, лесные промыслы, сохраняется подсечное земледелие;

– северо-западный (Петербургская, Новгородская, Псковская губернии) — мясомолочное хозяйство, льневодство.

Образование хозяйственных регионов являлось важным показателем роста производительных сил и общественного разделения труда.

В XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивным путем, интенсивно — юг Украины, степное Предкавказье, Заволжье.

В первой половине XIX в. явным стало разложение классического барщинного хозяйства, проявившееся в развитии товарно-денежных отношений, разрушавших натуральное хозяйство.

В целом аграрно-крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической жизни России на протяжении XIX—начала XX в. (он остается актуальным и в настоящее время). Этот вопрос включал три стороны:

1) личное освобождение крестьян;

2) наделение крестьян землей;

3) изменение общинной системы землепользования.

Промышленное развитие России в первой половине XIX в. отличалось широким распространением мелкой промышленности (которая составляла 2/3 от общего числа промышленных предприятий), тесно связанной с кустарными промыслами.

По мнению большинства исследователей, в 30—40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70—80-е гг. XIX столетия. Техническая сторона переворота заключалась в переходе от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальной стороной промышленного переворота явилось формирование новых социальных слоев — буржуазии и пролетариата.

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено:

– во-первых, научно-техническим прогрессом: созданием новых механизмов, облегчавших процесс производства, позволявших углубить разделение труда и высвободить руки многих работников, труд которых заменялся машинным;

– во-вторых, зарождением капиталистического уклада в хозяйстве: накоплением капиталов, на основе которых отдельные предприниматели строили новые заводы, и постепенным формированием постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы.

Однако, несмотря на постепенное осуществление промышленного переворота, по мнению исследователей, -к середине XIX в. отставание России от Европы приняло весьма опасные размеры. Так, занимая в XVIII в. первое место по производству и вывозу чугуна, Россия к середине XIX в. переместилась на восьмое место; по выплавке металла Россия уступала Англии в 12 раз1.

Крепостной строй России сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности. Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. По подсчетам исследователей, число городов за период с начала XIX в. и до конца XIX в. выросло в 2 раза. Крупнейшими городами Российской империи были Санкт-Петербург и Москва.

Таким образом, для экономического развития России характерно противоречивое развитие. С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной.

Развитие государственной системы в первой половине XIX в. в основном происходило в русле, намеченном в XVIII в.:

– дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;

– создание новых высших правительственных учреждений с более четкими подразделениями и функциями;

– углубление специализации отдельных органов власти и управления;

– усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочисленные подразделения вели обширное делопроизводство;

– между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи — в России впервые появились ведомства.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине Х1Х в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорят Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII—середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми.

Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. В 60—70-х гг. в связи с перестройкой промышленности темпы производства несколько понизились, особенно в традиционных промышленных районах. К началу 80-х гг. промышленный переворот, начавшийся еще в 30—40-е гг. XIX в., в основном завершился.

18 февраля 1861 г. после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы.

1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.

2. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

5. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

<

Оценивая крестьянскую реформу, следует подчеркнуть следующее:

– во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было;

– во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы;

– в-третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. — восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии;

– в-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старые административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

На внутреннюю политику России во второй половине XIX в. оказывали влияние следующие факторы:

— поступательное экономическое развитие;

— изменения в социальной структуре, в том числе появление новых социальных слоев;

— мощный подъем общественного движения.

Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

60—70-е гг. XIX в. — время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:

1) социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права);

2) политические реформы (изменения в системе управления — судебная, земская, городская, военная реформы);

3) реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).

Главная заслуга что Александр II (1855—1881) заключается в том, что он не только осознал необходимость преобразований, но и пошел на их осуществление.

Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй — проведение реформ 60—70-х гг.

Толчком к преобразованиям послужили:

— во-первых, проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I;

— во-вторых, Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции;

— в-третьих, Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

Реформы 60—70-х гг. XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Тем не менее проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы). Отчуждение от власти, характерное для широких слоев интеллигенции при Николае I, сохранилось в основном у радикальной молодежи, революционных демократов да ультраконсервативных помещиков. Либералы, получив поле деятельности — земства, суды, университеты, — смогли перейти от слов к конкретным делам.

Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Но главное было даже не в этом. Монолог власти, характерный для Николаевской эпохи сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной.

В феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления — Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Г. Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным подпольем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ. Этот проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», получил поддержку императора. Процесс реформ был прерван 1 марта 1881 г. в результате убийства Александра II революционерами-народовольцами.

Рассматривая правительственный курс Александра III (1881—1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период «контрреформ».

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Г. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. Был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах по сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в ссылку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

По мнению исследователей, реакционный курс во внутренней политике Александра III окончательно восторжествовал лишь в мае 1882 г., когда министром внутренних дел был назначен граф Д. А. Толстой, а министром просвещения стал И. Д. Делянов, «рабски покорный Толстому и Победоносцеву» (А. А. Корнилов).

Суть нового курса можно определить в следующих положениях.

Во-первых, причины политического кризиса новое правительство видело не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада.

Во-вторых, цель внутренней политики Александра III — укрепление самодержавия, насаждение православия и русификация окраин России.

В-третьих, новый курс предполагал борьбу с революционным движением, искоренение «крамолы», пересмотр и улучшение законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ».

Практическая реализация нового курса сводилась к следующему.

1. Введен институт земских начальников (1889). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян — помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.

2. Проведена Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.

3. Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости — малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление практически было под контролем правительства.

4. Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о «сопротивлении властям» (1889), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887).

5. По мнению правительства, от печати и образования исходила опасность устоям государства. Ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями. Университетский устав 1884 г. фактически упразднил автономию университетов; ректор и профессора назначались правительством; возрастала почти в два раза плата за обучение; особая инспекция осуществляла надзор за студентами. Представителям «низших» сословий затруднялась возможность получения образования. Циркуляр о кухаркиных детях (1887) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семей. В 1882 г. были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.

6. В соответствии с Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

7. В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику русификации национальных окраин.

8. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883—1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.

9. Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению.

Таким образом, в 80—90-е гг. XIX в. во время правления Александра III происходит отход от главных целей и принципов реформаторских преобразований предыдущего периода. Вместе с тем сам Александр III вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Убежденный приверженец традиций, Александр III считал патриархальность лучшим образом мыслей и действий для всех граждан империи. Он старался быть строгим, но справедливым отцом для подданных и того же требовал от чиновников, военных, священников — всех, имевших власть над людьми. Его вполне устраивала известная формула С. С. Уварова — «православие, самодержавие, народность». Исключительно сильный физически (завязывал узлом кочергу), уступавший в образовании отцу и Александру I, Александр III был очень волевым и патриотически настроенным человеком, что сделало его политику в целом весьма успешной, а империю при нем — прочной.

2. ИТОГИ И УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Летом 1944 года произошло событие, решавшее исход войны на западе: англо – американские войска высадились во Франции. Начал действовать так называемый Второй фронт. Об этом Рузвельт, Черчилль и Сталин договорились еще в ноябре – декабре 1943 г. на встрече в Тегеране. Они решили также, что одновременно советские войска начнут мощное наступление в Белоруссии Немецкое командование ожидало вторжения, но не смогло определять начало и место проведения операции. Два месяца союзники проводили отвлекающие маневры и в ночь с 5 на 6 июня 1944 г. неожиданно для немцев, в пасмурную погоду, выбросили три воздушно – десантные дивизии на полуострове Котантен в Нормандии. Одновременно через Ла- Манш двинулся флот с войсками союзников.

    В 1944 г. советские вооруженные силы провели десятки сражений, вошедших в историю как образцы выдающегося военного искусства советских полководцев, мужества и героизма воинов Красной Армии и флота. Проведя ряд последовательных операций, в первой половине 1944 г. наши войска разгромили фашистские группы армии «а» и «Юг», нанесли поражение групп армий «Север» и освободили часть Ленинградский и Калининской области, правобережную Украину и Крым. Была окончательно снята блокада Ленинграда, а на Украине Красная Армия вышла на государственную границу, в предгорье Карпат и на территорию Румынии.

Проведенные летом 1944 г. Белорусская и Львовско – Сандомирская операция Советских войск охватила огромную территорию Советские войска освободили Белоруссию, западные области Украины и часть Польши. Наши войска вышли к реке Висле и вместе и захватили важные оперативные плацдармы.

Разгром противника в Белоруссии и успехи наших войск на южном Крыме советско – германского фронта создали благоприятные условия для нанесения ударов на северном и южном направлениях. Были освобождены районы Норвегии. На юге наши войска начали освобождение от фашизма народов Европы. В сентябре — октябре 1944 г. Красная Армия освободила часть Чехословакии, оказала помощь Словацкому национальному восстанию, Болгарии и Народно освободительной армии Югославии в освобождению территорий этих государств и продолжила мощное наступление с целью освобождения Венгрии. Проведенная в сентябре ноябре 1944 г. Прибалтийская операция завершилась освобождением почти все Прибалтики. 1944 г. стал годом окончания непосредственно народной, отечественной войны; битва за выживание закончилась, народ отстоял свою землю, свою государственную независимость. Советские войска, вступая на территорию Европы, руководствовались долгом и ответственностью перед народом своей страны, народами порабощенной Европы, заключавшимся в необходимости полного уничтожения гитлеровской военной машины и тех условий, что позволили бы ей возродиться. Освободительная миссия Советской Армии соответствовала нормам и международным договоренностям, выработанным союзниками по антигитлеровской коалиции в ходе всей войны.

Советские войска обрушили на врага сокрушительные удары, в результате которых немецкие захватчики были изгнаны за пределы советской земли. Они осуществили освободительную миссию в отношении стран Европы, сыграли решающую роль в освобождении Польши, Чехословакии, Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии, Австрии, а также Албании и др. государств. Способствовали освобождению от фашистского ига народов Италии, Франции и др. стран.

В феврале 1945 г. Рузвельт, Черчилль и Сталин встретились в Ялте, чтобы обсудить будущее мира после войны, которая приближалась к концу. Было решено создать организацию объединенных наций, разделить побежденную Германию на зоны оккупации. По договоренности через два – три месяца после завершения боевых действий в Европе, СССР должен был вступить в войну с Японией.

На тихоокеанском театре военных действий в это время союзные войска проводили операции по разгрому японского флота, освободили ряд островов, оккупированных Японией, приблизились непосредственно к Японии и перерезали ей коммуникации со странами южных морей и восточной Азией. В апреле – мае 1945 г. советские вооруженные силы разгромили в Берлинской и Пражской операциях последние группировки немецко – фашистских войск и встретились с войсками союзников.

Весной 1945 года осложнились отношения между Англией и США, с одной стороны, и СССР – с другой. По словам Черчилля, англичане и американцы опасались, что после победы над Германией будет трудно остановить «Русский империализм на пути к мировому господству», и поэтому решили, что на последнем этапе войны союзная армия должна как можно дальше продвинуться на Восток.

12 апреля 1945 года внезапно умер президент США Франклин Рузвельт. Его приемником стал Гарри Трумэн, занимавший более жесткую позицию по отношению к Советскому Союзу. Смерть Рузвельта породила у Гитлера и его окружения надежду на развал коалиции союзников. Но общая цель Англии, США и СССР – уничтожение нацизма – возобладала над усилившимися взаимными недовериями и разногласиями.

Война кончалась. В апреле      советская и американская армия подошли к реке Эльбе. Кончалась и физическое существование фашистских главарей. 28 апреля итальянские партизаны казнили Муссолини, а 30 апреля, когда уличные бои шли уже в центре Берлина, покончил жизнь самоубийством Гитлер. 8 мая в предместье Берлина был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Война в Европе закончилась. 9 мая стало днем Победы, великим праздником нашего народа и всего человечества.

Важнейшим итогом войны был разгром наиболее агрессивных реакционных сил империализма, что коренным образом изменило расстановку политических сил в мире, определило все его послевоенное развитие. Победа над фашизмом создала благоприятные условия для дальнейшего развития рабочего движения в странах капитала, роста и укрепления рабочих партий. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии способствовал мощному подъему национально-освободительного движения, крушения колониальной системы империализма.

Вторая мировая война явилась крупнейшим военным столкновением в истории человечества. Она длилась шесть лет, численность населения участвовавших в войне, составила 1,7 млрд. человек. Военные действия велись на территории Европы, Азии, Африки, в Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом океане. Вторая мировая война была самой разрушительной и кровопролитной из войн. В ней погибло свыше 50 миллионов человек. Советский союз вынес на себе основную тяжесть войны, понес наибольшие жертвы – погибло 20 миллионов человек, разрушено 1710 городов и поселков, 32 тысячи промышленных предприятий, и сыграл решающую роль в разгроме германского фашизма и японского милитаризма.

Большой вклад в общую победу внесли народы и армии государств антифашистской коалиции. В ходе войны рухнула военно-политическая организация государств фашистского блока, вскрылось полное банкротство экономики, политики, стратегии его руководства. Вторая мировая война оказала всестороннее влияние на развитие военного искусства. Для нее характерны массовое применение авиации, танков, высокая степень моторизации пехоты, широкое внедрение новых боевых и технических средств.

Опыт этой войны учит, что важнейшим условием сохранения мира является бдительность мировых сил, их постоянная готовность сорвать планы агрессора по развязыванию новых войн, обеспечение коллективной безопасности народов.

Вторая мировая война показала, что возникшие на кануне ее многочисленные очаги напряженности и конфликты в межгосударственных отношениях стали следствием слабости и разобщенности демократических сил в борьбе за создание системы коллективной безопасности. Перед войной у миролюбивых сил не нашлось должной сплоченности, чтобы поставить достойный барьер агрессору. Допущенные политиками стратегические ошибки, непонимания последствий политических просчетов тяжело легли на плечи всех народов мира. И если в годы Великой Отечественной и всей Второй мировой войны эти ошибки удалось исправить, то такую гарантию в современных условиях найти значительно труднее, если вообще возможно.

Демократические государства должны усилить борьбу с попытками реваншизма со стороны партий национал социалистической ориентации и международным терроризмом. Для обеспечения безопасности всей страны необходимо соблюдение норм международного права. Но, пока в мире существует опасность возникновения войн, наша страна для обеспечения безопасности должна иметь мощные Вооруженные Силы, находящиеся в полной боевой готовности. Для этого необходима забота о их развитии, совершенствовании и оснащении новейшими видами вооружения, обучение войск согласно требованиям новой оборонительной доктрины государства.

Вторая мировая война отошла в прошлое, оставив страшные цифры – в 1939-1945 гг. мир потерял до 75 миллионов человек, это в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую войну.

С полным основанием мы пишем о прогрессивном воздействии разгрома фашизма на развитие всего человечества, подчеркиваем решающую роль СССР. Но победа, сохранив и упрочив независимость нашей страны, одновременно укрепила диктатуру Сталина; она разрушила фашистские режимы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, но распространила на них влияние сталинизма. Имперские тенденции сталинской дипломатии, общая ее профессиональная ограниченность явились одной из предпосылок возникновения «холодной войны». Этому способствовали и огромные военные потери СССР, породившие самоуверенность правящих кругов НАТО.

Односторонне истолкованы пока источники победы. Наукой признаны исключительная роль овладевшей массами идеи защиты Родины, приобретшего новое содержание патриотизма, исключительное мужество армии и народа, их способность превзойти противника в военном искусстве и технике. Однако историки, по существу, глубоко не исследуют антиисточник — сталинизм, удесятеривший жертвы народа. Не преодолены различные проявления персонификации истории. Место народа и армии в наших трудах все еще занимают Сталин, его окружение да сотня-другая героев-одиночек.

1418 дней Великой Отечественной войны — это не только важнейшая составная часть второй мировой войны, но и крупнейшее военное столкновение всех времен. Ни одно из них не втянуло непосредственно в ожесточенные сражения такое огромное число людей, не сопровождалось такими гигантскими человеческими и материальными потерями. Ко многим чертам этого события применимы прилагательные превосходной степени. Но можно отметить и сильнейшую противоречивость: с одной стороны — крайне несправедливые, опасные для всего мира цели агрессора, прекрасно организованного, обученного и вооруженного. Фашистское руководство не связывало себя никакими нормами морали и права, особенно относительно «неарийских народов». С другой стороны – это самые высокие цели защиты Родины и всего человечества, это мужество армии и народа, способных превзойти противника и в военном искусстве, и в боевой технике.

Победившие во второй мировой войне державы учредили в Нюрнберге Международный трибунал, и 21 германскому лидеру во главе с Герингом было предъявлено обвинение в совершении военных преступлений. Одиннадцать человек приговорили к смертной казни, троих — к пожизненному заключению, четверых — к различным тюремным срокам. Геринг отравился за час до казни, остальные десять были повешены.

Достижением второй мировой войны было создание Организации Объединенных Наций — организации действительно всемирной, с эффективными возможностями поддержания мира, активно продолжающей свою деятельность и в наше неспокойное время.

За второй мировой войной немедленно не последовал всеобщий мир, но не в этом состоял ее итог. Удалось освободить народы от нацизма. Невозможно, рассматривая нынешнюю ситуацию, не признать, что люди всюду счастливее, свободнее, чем были бы в случае победы нацистской Германии.

55 лет отделяют нас от Великой Победы над фашистской Германией. И сегодня мы опять, как и все предыдущие годы, преклоняем головы перед подвигом советского солдата. Его кровью и потом добыта победа над сильным врагом. Он умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности, проявил воинскую доблесть и героизм. Нет границ величию его подвига во имя Родины.

Советский солдат заслужил памятник на века от благодарного человечества.

Величие исторической победы нашей страны с фашистской Германией состоит в том, что советский народ отстоял не только свое государство. Он самоотверженно боролся за избавление народов Европы от фашизма.

Ни с чем не сравнимы потери и разрушения, которые принесла нам война. Она причинила народу горе, от которого и поныне скорбят сердца миллионов матерей, вдов, сирот. Но ничто не смогло сломить волю советского человека. Тяжела была горечь утрат. Но рядом с ней в душе каждого человека жило и живет радостное чувство – чувство победы. Подвиг павших вдохновляет живых.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.26MB | MySQL:122 | 1,662sec