Россия в начале ХХI века

<

 

102213 1848 1 Россия в начале ХХI векаК началу ХХI века определись границы Российской Федерации. По географическому положению Россия — евразийская страна, так как часть ее территории расположена в Европе, часть — в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает пространство (площадью 17,1 млн кв.км, протяженностью в меридиональном направлении 2,5-4 тыс. км, в широтном — 9 тыс. км) Северной Евразии. Ее крайняя северная точка (77 ° 43′ с. ш) находится за полярным кругом (мыс Челюскин полуострова Таймыр), южная (41 ° 11′ с. ш) — примерно на 40-й параллели северной широты (гора Базардюзю Главного хребта Большого Кавказа, на границе Республики Дагестан с Азербайджаном), западная (19 ° 38′ в. д) — в Восточном полушарии, неподалеку от нулевого меридиана (песчаная коса Гданьского залива Балтийского моря, около Калининграда), а восточная (168 ° 40′ з. д) — уже в Западном полушарии (мыс Дежнева полуострова Чукотский). Территория России расположена в пределах одиннадцати часовых поясов.

Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами — из общей протяженности ее границ (58,6 тыс. км) более 2/3 морские (44,3 тыс. км) и лишь 1/3 сухопутные (14,3 тыс. км).

Морские границы проходят на расстоянии 12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км) экономическая зона,

Наибольшую протяженность морские границы России имеют на Северном Ледовитом океане, где они отделяют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние — западную и восточную — точки страны) с расположенными в нем островами (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского (США) секторов.

Геополитическое положение России, т.е. положение ее на политической карте по отношению к различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри страны и за ее пределами. Огромное позитивное воздействие оказывает на него характер преобразований в экономике, во внутренней и внешней политике страны, происходящих в последний период времени. Главные среди них — переход на рыночные отношения и открытость экономики, отказ от политики «холодной войны», военного противостояния США и другим странам НАТО, ликвидация военного присутствия России за рубежом. Эти и другие факторы подняли международный авторитет страны, изменили отношение к ней мирового сообщества.

Из внешних факторов особое значение имеет образование в результате распада СССР на западных и южных рубежах страны новых пограничных государств, получивших название «ближнее зарубежье», статус членов СНГ (за исключением стран Балтии), и созданного в его рамках Экономического и Военно-политического союза. Их образование отдалило от границ нашей страны европейские и ближневосточные страны. Возникшие в связи с этим трудности в организации торгово-экономических связей России с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (ближневосточном) направлении (ряд важных коммуникаций России — железнодорожные и автомобильные магистрали, трубопроводы и авиатрассы проходят теперь через территорию новых независимых государств) не могут перекрыть всех преимуществ, которые она получила благодаря безопасности на этих участках границ (в условиях непрекращающегося расширения НАТО на восток, угрозы экспансии на юге исламского фундаментализма).

Другой фактор, влияющий на современное геополитическое положение России, — рост экономической мощи и политического веса в мире государств, соседствующих с ней или близкорасположенных к ней на востоке и юго-востоке (Китай, Япония, КНДР, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.). Именно этот азиатский субрегион играет все более заметную роль в развитии хозяйственных связей с Россией. В современной мировой экономике страны Восточной и Юго-Восточной Азии имеют самые высокие темпы развития (исключение — Япония, уже достигшая очень высокого уровня развития экономики), обладают значительным объемом золотовалютных средств, являются крупнейшими поставщиками на мировой рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной и трудоемкой продукции. Однако узость внутреннего рынка, ограниченность территории, собственной минерально-сырьевой базы, невозможность обеспечить работой быстро растущее население и др., обусловливают большую зависимость стран субрегиона от внешнего рынка.

Перепись 2002 г. показала, что, хотя по своей площади Россия занимает первое место, численность его населения значительно уменьшилась. Так, в 2002 г. численность населения России составляла 145,2 млн. человек, что на 1,8 млн. меньше по сравнению с переписью 1989 г. В 2010 года предварительные итоги проведенной осенью переписи показали уменьшение численности населения еще на 4,2 млн. человек, то есть 141 млн. чел. Среди россиян насчитывается примерно 103 млн. горожан и примерно 38 млн сельских жителей.

В начале нового столетия активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, культурные, экономические связи с США, Италией, Германией, Францией, Великобританией. На развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. Террористы, завладев несколькими самолетами, направили их на всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше трех тысяч человек погибло. В 2002 г. США ввели войска в Ирак, который был объявлен местом пребывания террористов. Россия не поддержала нападения США на Ирак. Углублялись внешнеэкономические связи с Индией и Китаем. Россия оказывал Индии, как и прежде, помощь в энергетике и металлургии. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России было создано было 400 предприятий с китайским капиталом. В КНР было открыто 1200 фирм с российским участием, в основном в химической и ядерной промышленности. В указанный период продолжалась работа по политическом урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции Чечни, которая утвердила республику как субъект Российской Федерации. Президентом Республики стал Ахмад Кадыров.

В первое пятилетие ХХI века претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы на территории Республики Чечня. Однако, при участии международных террористов, чеченские боевики взорвали дом правительства в Грозном, было совершено нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театре на дубровке, захват школы в Беслане. В мае 2004 г. был убит президент Ахмат Кадыров. Новым президентом Чечни Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканский МВД Чечни.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. Было избрано 450 депутатов. Партия «Единая Россия» набрала большую часть голосов (350), КПРФ (52), ЛДПР (36), Родина (36), группа независимых депутатов была представлена 23 депутатами. Председателем Думы был избран Грызлов Б.В., который ранее был министром внутренних дел России.

Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены окончательно последствия экономического кризиса 1998 г. и началось постепенное экономическое развитие страны. Увеличилась численность предпринимателей: крупных, средних и мелких. В январе 2001 – 2003 гг. четыре раза повышалась зарплата бюджетникам. Реже становились задержки выплат зарплаты, пенсий и пособий. Доходы населения выросли в полтора раза. Но все равно десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

Многостороннее выгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

2. Развитие национальных интересов россии в начале ххi века

 

В конце 90-х гг. Россия испытала серию чувствительных внешнеполитических поражений, нанесших урон позициям страны, осложнивших ее внешнеполитическое положение. Назовем лишь некоторые из них.

Произошло вопреки сопротивлению России расширение НАТО, и процесс расширения пока не остановлен. На борьбу вокруг расширения НАТО были потрачены огромные ресурсы. На два года расширение стало доминирующей темой европейской и особенно российской политики. России был нанесен дополнительный ущерб тем, что на иные вопросы внешней политики у Москвы просто не оставалось временных и дипломатических ресурсов. Возможности России влиять на политику блока через механизм, предусмотренный Основополагающим актом, оказался малоэффективным или недоиспользованным.

НАТО в рамках принятой доктрины гуманитарной интервенции вышла за пределы действия Североатлантического Договора и совершила нападение на Югославию. Новая доктрина, весьма вероятно, станет дестабилизирующим фактором международных отношений (будет провоцировать интенсификацию гонки вооружений во многих регионах).

Несмотря на противодействие России, США пошли по пути односторонних действий и нанесли удар по Ираку.

Оказались заметно ослаблены такие международные инструменты по поддержанию мира, как СБ ООН и ОБСЕ, где Россия имеет полновесный голос.

На Россию оказывалось более жесткое, чем в предыдущие годы, финансово-экономическое давление. Несколько раз откладывалось выделение очередных траншей МВФ, неоднократно вводились дискриминационные «анти-демпинговые» санкции.

Значительно понизился, особенно в 1999 г., международный престиж России и ухудшился ее имидж. Это было связано с кризисными явлениями в экономике страны, с признаками дальнейшего разложения государственной власти. В этой ситуации правящие круги, пресса западных стран предприняли усилия, чтобы максимально отгородиться от правящего в Москве режима. Была развязана кампания о всеобщей коррумпированности в России, подпитывавшаяся волной взаимных разоблачений из России.

На Россию начал оказываться беспрецедентный за последние 15 лет информационный и политический нажим по поводу антитеррористической войны в Чечне.

Начали раздаваться разговоры о возможности введения экономических санкций в связи с войной в Чечне, вводиться эмбарго и санкции в связи с якобы имевшими место поставками «ядерных и ракетных технологий» в Иран.

<

Оказавшись в столь сложном положении, Россия вступила в новый этап мирового развития в начале ХХI века, который характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел и к окончанию стратегической стабильности мира. Международная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и военной политики к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам. В силу этого политика обеспечения национальной безопасности смещается от направления по линии «Восток-Запад» многосторонним и многочисленным вызовам, исходящим как из Европы, так и из других регионов.

После глобальных трансформаций, сопровождавших Россию с начала 90-х годов 20 столетия, в начале нового века она оказалась в совершенно новой архитектуре международных отношений, которые характеризуются значительными сложностями и проблемами. По своей сути сложившийся миропорядок принципиально мало чем отличается от того, с которым приходилось сталкиваться России на протяжении своей многовековой истории. Все та же настороженность в отношении нашей страны, то же стремление любой ценой уменьшить её роль и влияние на протекание мировых процессов, вытолкнуть Россию на периферию мирового развития и использовать лишь в качестве инструмента при разрешении споров между другими государствами, претендующими на статус великодержавности. Формирование имперской модели международной безопасности способствовало утрате заинтересованности в возрождении России в качестве крупной мировой державы и противовеса в системе баланса сил. Между тем история не раз показывала, что любые попытки унизить Россию, игнорировать её интересы или проводить политику, не считаясь с особенностями страны, историей, культурой и ментальностью народа, могут привести только к дестабилизации в мире.

Факт «сокращения» российского пространства, безусловно, очевиден. Но тем не менее Россия продолжает оставаться огромным геополитическим образованием, включенным в тесные связи со многими народами и культурами евразийского пространства. При этом важно отметить, что современная Россия занимает не просто полуокраинное положение по отношению к мировым центрам, как это было до Первой мировой войны, или положение одного из двух полюсов в биполярной системе послевоенного мироустройства (после Второй мировой войны), а срединное пространство между Европой, Дальним Востоком и мусульманским миром. Одновременно она выступает центром притяжения стран постсоветского пространства, составляя тем самым ось новой группировки народов и государств, которые к настоящему времени еще не образуют единого географического региона.

В соответствии с этим положением практически во всех мировых политических и социально-экономических экспериментах Россия выполняет особую роль первопроходца и одновременно является едва ли не главным звеном, удерживающим мировое сообщество от хаоса и катастроф. Для нее исторически характерна жесткая предопределенность быть участником всех основных мировых и региональных процессов и событий. В мировом историческом процессе России не может быть отведена роль простого наблюдателя и статиста: она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов. Поэтому нет сомнений в том, что пока на одной седьмой земного шара Россия существует в качестве полноправного субъекта международной системы безопасности, самодостаточного и сильного государства, она будет преимущественным образом влиять на весь дальнейший ход мирового исторического процесса.

Россия, пережившая за исторически краткий промежуток времени столько революций и контрреволюций, включая неоднократную смену социально-экономических формаций, накопила уникальный опыт, позволяющий ей проложить путь в это пространство новых цивилизационных принципов.

Распад союзного государства решающим образом повлиял на уровень экономики, безопасности, качество и образ жизни населения, отношения между образовавшимися здесь новыми государствами.

Особую роль в постсоветском пространстве играют прибалтийские государства, которые решительно направляют свои политические усилия на полный разрыв существовавших раньше взаимосвязей с другими бывшими республиками СССР и, прежде всего, с Россией и ориентированы в своем развитии на Запад, которое, в свою очередь, им активно стимулируется.

Россия – это великая держава, которая временно переживает значительные экономические, политические и иные трудности, вызванные изменениями в её геоэкономическом и геополитическом положении. Но её перспективы по многим основным аспектам не столько проблематичны, как того хотелось бы противникам (как зарубежным, так и отечественным) великодержавной России.

Достаточно взглянуть на политическую карту, чтобы убедиться в том, что уже сам геополитический масштаб России обрекает её на статус мировой державы, занимающей особое, уникальное место в геостратегической структуре.

 

В целом Россия, по меньшей мере, тремя сторонами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому интерес для России представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, а также ближнее зарубежье. Не только для России, но и для мирового баланса сил в целом большое значение имеют отношения по линиям Россия – страны Европейского союза, Россия – НАТО, Россия – США, Россия – Китай, Россия – Япония, Россия – страны Ближнего Востока, Россия – СНГ и др. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя и, следовательно, военная политика России приобретает стратегическое измерение как в её отношениях с соседними странами и регионами, так и в их отношениях с ней. Особое значение геополитическое положение Россия приобретает из-за её близости к некоторым наиболее опасным зонам и эпицентрам этнотерриториальных и других конфликтов.

В силу сложившегося положения, первоочередные задачи России в области обеспечения безопасности состоят в естественном сохранении своих исторических рубежей и отстаивании национальных интересов, обеспечении надежной защищенности своего военно-стратегического пространства.

Национальная безопасность России в 21 веке все теснее увязываться с безопасностью глобальной и региональной. При этом, с точки зрения национальных интересов, военная безопасность все меньше рассматривается в чистом виде: она неразрывно связана и неотделима от всех других аспектов национальной безопасности – экономической, социальной, политической, информационной, экологической и других.

Особенность геополитического положения России, Белоруссии, Украины и Казахстана состоит в том, что эти страны покрывают обширное пространство Хартленда — срединной части евразийского континента. Тесное сотрудничество этих государств между собой могло бы стать мощным фактором укрепления их геополитических позиций.

Белоруссия и Россия постепенно продвигаются к созданию единого государства, хотя содержание и темпы этого процесса продолжают оставаться весьма скромными.

В отношении Украины, и в меньшей степени Казахстана, наблюдается как раз тот случай, когда вектор их внешней политики далеко не всегда направлен в сторону реинтеграции. В начале ХХI в Украина сделала официальную заявку на вступление в НАТО. На Украине в ряде западных регионов очень сильны антироссийские настроения.

Одной из особенностей ряда новых национальных государств, образовавшихся в постсоветском пространстве, является нестабильность внутреннего положения, которая дополняется наличием вооруженных конфликтов, разгоревшихся в начале 90-х гг., и которые в настоящее время переведены в латентную фазу.

Важная геополитическая роль Закавказья состоит в том, что стабильность этого региона является условием стабильности всего юга России.

К особой региональной группе следует отнести закавказские государства – Армению, Грузию и Азербайджан. Эти страны, так или иначе, рассчитывают на поддержку Российской Федерации в решении своих проблем, прежде всего, связанных с урегулированием территориальных конфликтов, которые имели место в начале 90-х гг. и до сих пор продолжают оставаться в «подвешенном состоянии».

Однако, если Грузия все больше ориентируется на США, Турцию и другие страны НАТО, то Армения является стратегическим союзником России, участвуя в Договоре о коллективной безопасности, на территории которого расположена российская военная база. Несмотря на малые территориальные размеры, Армения представляет собой важный геополитический фактор, степень значимости которого не только для Южного Кавказа, но и для соседних регионов несопоставимо выше ее незначительного веса на международной арене.

Азербайджан вместе с Арменией и Грузией образуют буферную зону между Россией и Турцией. Турецкое руководство, поддерживаемое американской администрацией, стремится ликвидировать эту зону, о чем свидетельствуют сообщения о возможности размещения на территории Азербайджана военной базы Турции, США или НАТО.

Несмотря на попытки России сохранить свое влияние в Азербайджане, эта страна все больше тяготеет к США и их союзникам в регионе. Кавказский регион также стал ареной борьбы за влияние, прежде всего, в контексте стратегических отношений России и Запада.

Особую геополитическую группу образуют и среднеазиатские государства. Несмотря на их участие в СНГ, эти страны испытывают мощное геополитическое влияние с Юга — со стороны Турции, Ирана, Афганистана. В силу своей внутренней политической неустойчивости они могут долгое время оставаться потенциальным или реальным источником напряженности.

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических правовых, этнических связей и отношений. Произошла смена парадигмы национальной безопасности, что, в свою очередь, позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире, систему её национальных интересов, возможностей и путей их достижения с учетом изменившихся тенденций в политике и политической деятельности российского руководства и правящих элит ряда ведущих государств.

В начале 21 века перед Россией открылись новые возможности и перспективы развития, основанные на изменившихся ценностных установках и ориентирах, воспринятых не только высшими органами центральной власти, но и субъектами федерации, общественными, научными и другими организациями и объединениями.

Создание новой России предполагает определение долговременных стратегических задач и приоритетов в осуществлении политики национальной безопасности, разработки концептуального документа, в котором на основе анализа и оценки положения нашей страны в современном мире, внутренних и внешнеполитических тенденций её развития, формулировалась система национальных интересов и целей, возможностей их достижения, определялись и обосновывались ключевые направления обеспечения национальной безопасности в 21 веке по всем векторам огромного российского пространства.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ в январе 2000г., явилась первой попыткой выделить национальную безопасность в одну из главных проблем российского общества. В ней сформулированы в системном виде интересы личности, общества и государства, определены основные угрозы этим интересам в различных сферах жизнедеятельности, даны важнейшие направления предотвращения и нейтрализации угроз.

В силу сложившегося положения, первоочередные задачи России в области обеспечения безопасности состоят в естественном сохранении своих исторических рубежей и отстаивании национальных интересов, обеспечении надежной защищенности своего военно-стратегического пространства. Национальная безопасность России в 21 веке все теснее будет увязываться с безопасностью глобальной и региональной. При этом, с точки зрения национальных интересов, военная безопасность все меньше рассматривается в чистом виде: она неразрывно связана и неотделима от всех других аспектов национальной безопасности – экономической, социальной, политической, информационной, экологической и других.

Национальные интересы России не ограничиваются в пространстве. Они в значительной мере определяются многосторонним воздействием внутренних и внешних факторов, которые, в свою очередь, подвержены временной зависимости. Например, для Российской Федерации на период до 2015 г. на глобальном уровне приоритетными национальными интересами являются следующие:

— сохранение за Россией статуса великой державы;

— активное и полноправное участие в построении такой системы международных отношений, в которой она занимала бы место, в наибольшей степени соответствующее ее статусу великой державы;

— предотвращение, локализация и прекращение войн и вооруженных конфликтов, предоставляющих угрозу международной и региональной безопасности, полноценное участие наравне с другими странами в процессе миротворчества;

— защита окружающей среды на глобальном уровне, предотвращение мировых экологических катастроф;

— борьба с терроризмом, наркобизнесом, незаконным вывозом и торговлей оружием и другими видами международной преступности.

На региональном и субрегиональном уровнях жизненно важными интересами России на ближайшую перспективу являются:

— обеспечение стабильного и безопасного международного окружения территорий государства, а также продвижение и закрепление военно-политических и экономических позиций России на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества;

— развитие всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами, особенно на постсоветском пространстве и участие в развитии интеграционных процессов между ними на основе взаимных интересов;

— урегулирование этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве;

— обеспечение безопасности внешних границ СНГ;

— урегулирование статуса и положения российских войск, размещенных за пределами России;

— обеспечение прав русскоязычного населения в странах «ближнего зарубежья».

Из правильного понимания всего спектра национальных интересов России как великой державы – глобальных, региональных и субрегиональных следует, что их защита является и условием, и средством обеспечения национальной безопасности нашего государства, сохранения его целостности, независимости, стабильности и способности к эффективному функционированию и устойчивому развитию. Это и является главным смыслом, сутью национальной безопасности любого государства, любого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории. Россия в мировом сообществе

 

При определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире:

1. Укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами, формирование многополярного мира. При этом все более значительную роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.

2. Усиление стремления к созданию системы международных отношений, основанной на доминировании в мире развитых западных стран при лидерстве США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права.

3. Возрастание конкурентной борьбы в мире за перераспределение и контроль над сырьевыми ресурсами планеты, стремление ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения.

Все эти процессы не могут обойти стороной Россию — крупнейшую державу мира, всегда игравшую огромную роль в мировой политике. Этому способствует ее политический, экономический, духовный и военный потенциал.

В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями.

Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. Трагические события 11 сентября 2001 года сблизили интересы двух стран, прежде всего в сфере решения глобальных проблем, борьбы с новыми вызовами и угрозами национальной и международной безопасности. В то же время многие факты и события международной политики в наступившем тысячелетии свидетельствуют, что в отличие от 90-х годов XX века Россия не только не следует в фарватере американской политики, но и стремится отстаивать свои интересы, выстраивать свою линию поведения, которая, как показывает ситуация с Афганистаном, Ираком, Ираном и т.д., более реалистична и продумана. Все это не исключает столкновения интересов, противоборства между двумя державами и свидетельствует о росте мощи России и возрастании проблем у США с установлением однополярного мира.

В своем стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит все больше поддержки среди ведущих стран Европы, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в европейском сообществе. Более того, участие и позиция России в различных европейских форумах усиливает значимость всей Европы в глобальных процессах.

Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает их международный статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России.

Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов.

Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников.

Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран.

Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 — 17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в «восточном» векторе политики.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия — на 32%, Франция — на 30%, Австрия — на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья.

В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны будет определяться главным образом ее научными и технологическими возможностями. Для преодоления отставания российской промышленности от передового уровня необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную сферу и в развитие инноваций. В сотрудничестве с динамично развивающимися государствами мира Россия имеет все возможности наилучшим образом реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, атомное машиностроение, авиастроение, продукция ВПК.

Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные рынки. Его решение будет способствовать более рациональному участию страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда, получению полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.

Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое.

Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Так, в постсоветский период из России выехало в промышленно развитые страны более 10 тыс. специалистов только в области разработки программного обеспечения ЭВМ. Для исправления ситуации в последнее время руководством России принимаются решения, в том числе и Национальные проекты, которые направлены на социальную защиту и создание благоприятных условий для созидательной работы ее граждан в самой стране, возвращение соотечественников на свою историческую Родину.

Россия была и остается привлекательной своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной культур кроется один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.

Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00042 sec

WordPress: 22.39MB | MySQL:121 | 1,279sec