Социально-экономические отношения в первобытную эпоху человечества

<

091813 1833 1 Социально экономические отношения в первобытную эпоху человечества

Задание 1. Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период

 

Развитие первобытного общества разделяется на несколько этапов, но в целом имеет следующие признаки:

— Низкие темпы развития производительных сил и медленное усовершенствование их;

— Низкие темпы развития общества;

— коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства;

— равномерное распределение и социальное равенство;

— Отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства.

В истории известно несколько вариантов периодизации первобытнообщинного строя. Зачастую пользуются археологической схемой — эпохи связывают с материалами, из которых изготавливались орудия труда:

каменный век: 5 миллионов лет назад — конец III тыс. до н. э.

бронзовый век: конец III тыс. — I тыс. до н. э.

железный век: I тыс. до н. э

Первые государственные образования возникают уже на последних двух этапах, поэтому хронологически эпоха первобытного общества совпадает с эпохой каменного века. В нем можно выделить три периода:

1) палеолит (древний каменный век): 5 млн — 12 тыс. лет до н. э.

2) мезолит (средний каменный век): 12-8 тыс. лет до н. э.

3) неолит (новый каменный век): 8-3 тыс. лет до н. э

В разных частях света, в разных племенах и народах появление определенной формы труда и общественной жизни происходит в разные периоды. Однако их объединяет ряд общих черт: хозяйство присвоение (пользование природными благами) и коллективная, общинная собственность на средства производства. Хозяйство периода палеолита. Первыми формами хозяйственной деятельности человека в период палеолита были охота, рыболовство и собирательство. Умение изготавливать орудия труда было основной чертой, которая отличала человека от животного. Первые каменные орудия, по мнению археологов, появились примерно 2500 тысяч лет назад. Ими можно было отрезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Новый тип — питекантроп — появился почти 1 млн лет назад.

Несмотря на шерстный покров, низкий лоб и сильно выступающие вперед надбровные дуги, это было существо прямоходящий. Мозг питекантропа имел объем 900 куб. см, а руки были способны выполнять простейшие трудовые операции: рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделять туши. В этот период археологи выделяют набор орудий из 30-40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200-40 тыс. лет до н.э.) появились треугольные, пластичные и заостренные наконечники, рубила, копья.

Во времена, когда жили питекантропы, начался ледниковый период, который еще больше ускорил развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность, чтобы выжить в различных климатических условиях. Питекантропы жили в холодных регионах Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, в пустынях Африки. Существовали в относительной изоляции, не встречались между собой и были разделены генетическими барьерами. Только с образованием ледников понизился уровень Мирового океана и между разделенными водой участками суши возникли сухопутные мосты , по которым люди смогли проникнуть на новые территории.

Суровый климат научил людей использовать природный огонь, а затем и добывать его, сразу отделило их от природного мира. В их жилищах были очаги, выложенные камнем, где днем и ночью горел костер, на котором готовили пищу. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека. Огонь стали использовать для защиты от зверей и на охоте.

Добывания огня становилось важным хозяйственным задачам, а борьба за огонь — часто была причиной конфликтов и столкновений между соседними человеческими коллективами.

Около 200 тыс. лет назад сформировался неандертальская тип человека — человека разумного (homo sapiens). Она мало чем отличалась от современного человека (объем мозга в некоторых неандертальская форм было больше, чем в среднем у современного человека), хотя еще была грубого состава, имела низкий лоб и випнуте подбородок, структура его мозга оставалась относительно примитивной.

С завершением ледникового периода и установлением климата, близкого к современному (35-10 тыс. лет назад), началось утверждение человека современной. Использование огня для приготовления пищи, усовершенствование орудий труда существенно изменили физический тип человека. Именно в это время завершился процесс антропогенеза — превращение передлюдины в человека разумного. Именно тогда, наверное, в результате приспособления к природной среде сформировались существующие и сейчас европеоидная, негроидные, монголоидная расы. Люди заселили все континенты, проникли в Австралию и Америку. Общая плотность населения составляла 0,1 человека на 1 кв. км, а его численность вряд ли превышала 2-3 млн человек.

Наряду с усовершенствованием орудий охоты, оставалось основным видом деятельности, появились каменная зернотерка, пестики для растирания зерна, орехов, корней, кремневые наконечники. Начали более досконально обрабатывать кости. Среди археологических находок есть кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы с ушком, шила и т.д. Костяные изделия украшали резьбой — орнаментом или изображением животных, что, по мнению первобытных людей, придавало особую силу.

Сегодня в археологических музеях представлено около 150 видов каменных и 20 видов костных орудий эпохи палеолита. На смену первоначальному обществу в эпоху позднего неолита пришла родовая община, которая объединяла людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий труда, а женщины — собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей. К возникновению семьи родословную устанавливался по материнской линии. Женщины в этот период играли ведущую роль в хозяйстве (матриархат).

Однако реальная власть в общине принадлежала старейшинам — мужчинам в возрасте 40-50 лет — и основывалась на их опыте, силе, интеллектуальных и эмоциональных преимуществах. Было исключением, когда не прислушивались к советам вождей или не выполняли их приказы. Матриархат просуществовал до времени распространения металла. В конце палеолита резко сократилась численность крупных млекопитающих животных, а некоторые виды полностью исчезли. Это привело к сознательному ограничению роста населения. Было так, что интервал между рождением составлял не менее трех лет. Если дети рождались чаще, их убивали, нередко убивали также одного из близнецов. Впервые в истории человечества появились общественные запреты — брака в середине рода.

Переход от детства в взрослую группу сопровождался специальными обрядами. Эти обстоятельства, видимо, меняли хозяйственную жизнь. Экономическое развитие мезолитических племен. Для мезолита характерными были отступление ледника на север и наступления, по выражению геологов, современной эпохи. Охота и изменение климата привели к изменению фауны. Исчезновение части крупных животных заставило совершенствовать орудия охоты.

Важнейшим из достижений этой эпохи стало изобретение лука, оружия для дальнего боя, что позволило более успешно вести охоту на зверей и птиц. Люди научились делать силки, сетки, ограждения, охотничьи ловушки. Стало развиваться рыболовство, которым занимались с помощью гарпунов, сеток. Долбление лодок с помощью каменного топора позволило развивать морской зверобойный промысел. Начали приручать животных. Поиски и освоение первобытными общинами источников питания, меньшая зависимость от природы обусловили уменьшение переселений с места на место. Первые признаки регулярного сбора некоторых злаков, а также оседлости найдены в Палестине. Здесь в X- IX тыс. до н. э жили охотники и рыбаки, которые уже не кочевали, а длительное время проживали на одном месте. Жили они в поселениях из небольших круглых домов, углубленных немного в землю и обмазанных глиной, смешанной с песком и камешками.

Пол устилали каменными плитами. В эпоху мезолита завершилось заселение Евразии. Люди все дальше проникали на север к берегам Балтики и Ледовитого океана. Зарождается пиктография (рисуночная письмо). Люди научились фиксировать, хранить и передавать информацию. В эпоху мезолита было накоплено значительный запас информации, знаний по метеорологии, медицины. Были известны трепанация черепа и ампутация поврежденных конечностей. Широко применяли гипноз. В период мезолита внутри рас выделились ветви: в европеоидной — южная и северная, в монголоидной — азиатская и американская, в негроидной — африканская и австралийская.

Начался процесс формирования народов. Усиливалась отличие в темпах и характере хозяйственного развития отдельных человеческих сообществ. Неолит стал периодом завершения перехода присваивающего и воспроизводственного хозяйства, т.е. основанного на производстве материальных благ, необходимых для жизни и деятельности людей. Структура присваивающего хозяйства принципиально отличалась от структуры воспроизводственного хозяйства. Основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Впервые появилась возможность постоянно, а не эпизодически, как раньше, получать дополнительный продукт.

Неолитическая революция. Развития производительности труда способствовали первый (земледелие и скотоводство) и второй (выделение ремесел из сельского хозяйства) общественные разделения труда, что, в свою очередь, способствовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности. Эти переходы в историко-экономической литературе называют неолитической революцией.

В эпоху нижнего палеолита благоприятные климатические условия обеспечивают человеку довольно беззаботную жизнь. Живущий в основном за счет собирательства, он постепенно вводит различные орудия труда, среди которых главным является каменный топор. Такой труд человек в состоянии выполнить в одиночку, поэтому он социально неорганизован. Процесс окультуривания только зарождается.

В среднем палеолите неандертальцы усовершенствовали орудия, изобретенные питекантропами. Археологи нашли широкий ассортимент орудий этого периода: острия, резцы, проколки, метательные камни, костяные иглы, причем, в разных местах земного шара типы орудий различны. Неандертальцы научились шить одежду из шкур и строить простейшие жилища. Следует особо отметить, что в эпоху среднего палеолита появляются первые специальным образом оформленные погребения, что свидетельствует о попытках древнего человека осмыслить проблему бытия и небытия.

Эпоха верхнего палеолита. Верхний палеолит сыграл решающую роль в процессе эволюции человека. Наступает ледниковый период и происходит заселение континентов. Усложнение материальных проблем подталкивает развитие социальных процессов. Забота о жилище, одежде, пище способствует формированию родов, племен с четким разделением труда и присвоения его результатов. Формируется понятие ответственности, а с ним и властные структуры. Достигает высочайшего уровня техника изготовления каменных орудий, с применением пластин правильной формы, отделенных от призматической заготовки. В это время складываются формы вещей, которые позже стали изготовлять из металла (наконечников копий, кинжалов, ножей). Самым распространенным материалом был кремний. Широко применялись костяные шилья и иглы. Тогда же появился лук. В настоящее время известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий верхнего палеолита.

Увеличивается степень свободы передвижения человека, научившегося строить прочные наземные жилища на стоянках, по берегам рек и не привязанного к пещере, как это было прежде. Археологам удалось реконструировать постройки верхнего палеолита. Они представляли собой полуземлянки, наземная часть которых строилась из костей мамонта, дерева, шкур. Основным способом обеспечения пищи были охота, собирательство, а позднее рыболовство. Люди научились готовить пищу на огне, но не умели добывать его, и вынуждены были следить за тем, чтобы он не погас.

Мезолит стал периодом значительного вымирания человечества из-за сокращения поголовья животных — объектов охоты. Для удачной охоты теперь необходимы новые орудия, ритуалы, больше сноровки. Появляются различные рыболовные снасти, находят широкое применение лук и стрелы. Большую роль в рационе играет рыбная ловля. Человек приручает первых животных: собаку и корову. Корова, а затем дикие козы и овцы постепенно одомашниваются. Теперь мясо и шкуры добываются не только на охоте, кроме того, начинают использоваться молоко и шерсть животных. Занимаясь собирательством, люди среднего каменного века обратили внимание на высокие питательные качества диких злаков, научились молоть из них муку и выпекать лепешки. Поняв, что можно не искать дикие злаки, а высевать их возле своих жилищ, в удобных местах, человек эпохи мезолита становится земледельцем и начинает обрабатывать свои посевы. Таким образом, мезолит можно считать началом земледелия и скотоводства. Все это помогает людям чувствовать себя более уверенными и не столь зависимыми от сил природы, глубже осмысливать себя и окружающий мир.

Когда новые формы жизни, начавшие складываться в эпоху мезолита, — земледелие и скотоводство — распространяются на обширные территории Земли, наступает неолит (8— 5 тыс. лет до н. э.).

Эпоха неолита. Переход к земледелию и скотоводству называют неолитической революцией. И хотя этот процесс занял тысячелетия, для того времени такие темпы не были медленными. Первым регионом, где люди перешли к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток (8—7 тыс. до н. э.). В VI тысячелетии до н. э. земледелие пришло в Юго-Восточную Азию, в V тыс. до н.э. — в Египет, в VI—V тыс. до н. э. — в Европу. Оседлость и обеспеченность пищей способствовали зарождению ремесел и совершенствованию материальной культуры.

Изобретаются различные способы добычи огня, строятся дома, появляются печи для обогрева и выпечки хлеба, первая мебель (столы и стулья), глиняная огнеупорная посуда. Люди учатся мастерить лодки и плоты. Расширяется ассортимент охотничьего оружия и рыболовных снастей. Вещи становятся функциональней и красивее.

Зарождаются знания по фармакопее. Человек использует целебные и ядовитые свойства растений. Эволюционирует социальное устройство первобытного общества.

Главной характеристикой материальной культуры неолита можно считать переход от присваивающего хозяйства к производящему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Назовите основные факторы развития человечества в эпоху Древности. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

 

Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

<

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

Второй этап – примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад – XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях – и весь неолит.

Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит – ранний неолит).

Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII-V тыс. до н.э.э

Первый фактор, который оказал влияние на развитие древней цивилизации — был переход от охотничье-собирательского быта к земледелию и скотоводству или так называемому производящему хозяйству. Этот переход был настоящей революцией в развитии человечества. Хозяйственный переворот эпохи неолита изменил взаимоотношения человека с природой, привел к оформлению прочной оседлости с четко фиксированной территорией обитания, резкому росту на этой территории населения, потребности в новых формах его организации, общественному разделению труда, бурному развитию знаний о природе и обществе, усложнению духовного мира людей. Иными словами, создались условия для возникновения нового типа человеческих общностей — цивилизаций. До этого признаками, отделявшими одни сообщества людей от других, служили биологический (расово-антропологический) и культурно-лингвистический (этнический);

– выделение ремесла из сельского хозяйства. С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда;

–факторы в виде интенсификации земледелия, развития специализированного скотоводства, появления металлургии, становления специализированного ремесла, развития торговли привели к разложению первобытного общества; 

– рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые – в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен.  Рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом;

– переход от присваивающего хозяйства к производящему привел к первой экономической революции. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества;

– географико-климатический фактор. Так, примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. рирода изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.

В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.

Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVII в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор

 

XVII век подхватывает тенденции, выявившиеся в общественной жизни и культуре Западной Европы в эпоху Ренессанса, но развивает их на новом, более сложном и более высоком уровне социальных отношений. XVII век — дальнейшая ступень в обозначившемся процессе распада феодального общества и формировании развивающегося в его недрах, а временами и вступающего с ним в прямое столкновение исторически более прогрессивного и вместе с тем несущего с собой новые формы гнета капиталистического строя.

В XVII в. происходит заметный скачок в становлении капиталистических отношений и в превращении буржуазии из феодального сословия в современный класс. Именно в связи с расцветом мануфактурного способа производства можно говорить о созревании внутри западноевропейского феодального общества капиталистического уклада в настоящем смысле этого слова. Этот существенный сдвиг сопровождается все ускоряющимся упадком цеховой системы и развитием наемного труда, обезземеливанием крестьянства и ростом пауперизации, формированием крупных капиталов в результате процесса первоначального накопления и бурными вспышками колониальной экспансии, распространяющейся в XVII в. в самых различных направлениях.

Ускоренное развитие капиталистических отношений и усиление колониальной экспансии повлекли за собой в XVII в. резкие изменения в общественной структуре Запада. Соотношение сил между странами, которые обрели доступ к колониям, и странами, которые таким доступом не располагали, оказалось заметно нарушенным в пользу первых. Более того, в XVII в. обозначается весьма ощутимый водораздел между теми, лежащими на западе Европы государствами, в которых утверждаются буржуазные отношения (Англия, Голландия, а также Франция), и странами Центральной Европы (и в том числе германскими государствами), в которых феодальный строй не только сохраняет свою устойчивость, но и заметно укрепляет свои позиции. Этому способствует характерное для XVII столетия сочетание стремительности и вместе с тем неравномерности исторического развития в разных странах. Но и в лагере колониальных держав происходит перегруппировка сил. Колониальная мощь Испании и Португалии слабеет. Они оказываются неспособными выдержать конкуренцию со стороны Голландии и Англии, стран, где победу одерживает капиталистический строй. Отделение Португалии от Испании и Каталонское восстание 1640 г. возвещают конец того этапа в мировой истории, который получил название «периода испанской гегемонии». С другой стороны, хотя попытки Швеции создать некое подобие Северной империи, охватывающей Балтийское море, и терпят неудачу, она все же в XVII столетии значительно укрепляет свое международное положение и завоевывает себе место в ряду великих держав.

Не менее значительны и сдвиги, которые вызывает развитие капиталистических отношений во внутреннем укладе отдельных стран Запада. В Англии, например, этот процесс приводит к такому катаклизму общеевропейского и даже всемирно-исторического масштаба, как буржуазная революция 40-х годов. Во Франции после окончания религиозных войн XVI столетия поступательное движение истории ведет к той своеобразной перегруппировке общественных сил, которая обусловливает торжество французского

17

абсолютизма в XVII в. Одна из существенных предпосылок этого торжества заключается во временном отходе буржуазии от народных масс. Будучи заинтересованной на этой стадии своего развития в покровительстве со стороны королевской власти, буржуазия стремится на протяжении XVII столетия достигнуть под эгидой абсолютной монархии определенного соглашения с дворянскими кругами. В этом — одна из своеобразных общественных примет XVII в. во Франции и его отличие от XVI столетия (когда буржуазия еще не успела эмансипироваться от народных масс), с одной стороны, и от XVIII столетия (когда буржуазия решилась в конце концов на осознанное заключение боевого, антифеодального по своей направленности союза с народными массами) — с другой. Значительных успехов достигает в XVII столетии абсолютизм также в Швеции и Дании.

В этой связи необходимо отметить следующий важный момент. Западноевропейская буржуазия XVII столетия, несмотря на достигнутые ею успехи, была заметно слабее, чем буржуазный класс эпохи Просвещения. Можно указать, например, на ту роль, которую в отличие от Французской революции 1789 г. играла религиозная оболочка в общественной борьбе периода Английской революции XVII столетия; на ту опеку со стороны государственной власти и на своеобразный симбиоз с дворянским обществом, в которых, как уже упоминалось, нуждалась французская буржуазия эпохи расцвета абсолютизма; или же на сокрушительные, тяжелейшие по своим последствиям удары, которые в ходе Тридцатилетней войны испытало на себе немецкое бюргерство. Общественное поражение и обусловленный этим упадок, сопутствующий так называемой рефеодализации, оказываются в XVII столетии уделом испанской, а также итальянской буржуазии.

В XVII столетии на Западе в новую фазу вступает начавшийся в эпоху Ренессанса процесс формирования национальных государств, в рамках которых развиваются современные европейские нации и складывается современное буржуазное общество. Одновременно усиливается и неразрывно связанное с этим процессом обострение внутренних социально-политических противоречий, оказывающихся местами чреватыми революционным взрывом.

Народное брожение, характерное в целом для Западной Европы первой половины XVII в., дает в разных западноевропейских странах очень различные результаты. Оно выливается в буржуазную революцию в Англии; заканчивается во Франции неудачной попыткой осуществить в какой-то мере аналогичный по своему содержанию переворот (первый, демократический этап Фронды) и после полосы всеобщего хаоса и смятения приводит в конечном итоге к еще большему укреплению абсолютизма; служит одним из истоков грандиозной, общенационального характера катастрофы, обрушившейся на Германию в виде Тридцатилетней войны (война предоставляла немецкому дворянству возможность жестокой расправы со своим собственным крестьянством). Подавление крестьянских восстаний, охватывающих Каталонию и юг Италии в 40-х годах XVII в., позволяет также феодальным общественным кругам сохранить свое положение в Испании и Италии.

Осмысляя своеобразие XVII в. как эпохи, необходимо учитывать, что он играет во многом узловую, критическую роль в развитии того процесса борьбы между силами, защищающими феодальные устои, и силами, расшатывающими эти устои, начальная стадия которого относится к эпохе Возрождения, а завершающая — охватывает эпоху Просвещения. Эту роль можно назвать узловой потому, что именно в ожесточенных общественных коллизиях и схватках, происходящих в XVII столетии (будь то Английская революция, Фронда или Тридцатилетняя война), во многом определяются темпы и характер дальнейшего развития, а в какой-то мере и будущего разрешения этого конфликта в отдельных странах Западной Европы (он развивается относительно стремительно в Англии, постепенно и последовательно во Франции, замедленно и затрудненно в Германии, Испании и Италии).

Повышенный драматизм XVII столетию как эпохе придает и то, что общественные коллизии разыгрываются в этот исторический период в условиях резкой активизации консервативных и реакционных кругов, мобилизующих все свои ресурсы с целью повернуть историю вспять или хотя бы приостановить ее поступательное движение. Усилия консервативных кругов принимают весьма различные формы. В этой связи необходимо прежде всего назвать такое широкое и многоликое, общеевропейского характера явление, как Контрреформация. Начало этого движения восходит еще к середине XVI столетия; оно проходит, однако, через несколько знаменательных этапов. Если во второй половине XVI столетия идеал, утверждаемый деятелями Контрреформации, носит по преимуществу сурово аскетический характер, то с начала XVII в. сторонники движения, и в первую очередь иезуиты, прибегают ко все более разносторонним и гибким методам воздействия, охотно используя ради распространения своих идей выразительные возможности стиля барокко со свойственной ему пышностью, эмфазой и патетикой,

ягой к чувственности. В области архитектуры и изобразительных искусств эти тенденции достигают своего апогея в блеске и великолепии церковных сооружений папского Рима.

Сюда следует отнести и такое движение, как «католическое возрождение» во Франции, в определенной мере связанное с Контрреформацией, но обладающее и специфически национальными чертами (оно достигает особенного размаха к 1620 г. и простирается далеко в глубь XVII в.), и перегруппировку сил в дворянском лагере, обусловливающую на длительный срок сохранность феодального строя во Франции, и ту социально-политическую реакцию, которая начинается в Англии после 1660 г. в связи с возвращением к власти Стюартов и установлением режима Реставрации. Одно из центральных событий в Западной Европе XVII столетия — Тридцатилетняя война. И эта кровавая бойня, в которую оказались втянутыми западноевропейские страны, была прежде всего следствием пагубных поползновений со стороны реакционных сил, их стремления к господству любой ценой (фанатическая мечта правителя Испании Оливареса о создании мировой католической державы, намерение Валленштейна установить общенациональное германское государство «сверху», посредством вооруженного насилия, попытки немецких феодалов затопить в крови крестьянские мятежи, хотя бы и ценой иностранной интервенции, и т. д.).

XVII век представляет собой знаменательный этап и в эволюции западноевропейской научной мысли. Открытия, осуществленные в период от конца XVI в. до 80—90-х годов XVII столетия Галилеем и Кеплером в астрономии, Галилеем и Ньютоном в области физики, Гарвеем в физиологии, Декартом, Дезаргом, Ферма, Ньютоном и Лейбницем в математике, знаменуя дальнейшее развитие знаний, накопленных учеными эпохи Возрождения, возвещают вместе с тем о наступлении принципиально новой эры в развитии науки. Вместо спорадических и частных блестящих догадок и смелых прозрений теперь преобладает последовательное и подчиненное определенной системе накопление знаний в сфере отдельных отраслей науки. Основой научного познания делается эксперимент, его конечной целью — выведение из опытов и установление путем обобщения частных наблюдений объективных и точных закономерностей. Этот качественный скачок в общем поступательном движении научного познания был неразрывно

связан с ростом производительных сил и с выдвижением тех вопросов и нужд, которые были обусловлены развитием капиталистических отношений, расцветом так называемой мануфактуры, стремительным расширением торговых связей и открытием новых морских путей.

По сравнению с предшествующим столетием раздвигается круг научных интересов. В XVI в. особенно большие успехи были достигнуты в области филологии, астрономии, географии, ботаники, медицины. В XVII столетии научный прогресс охватывает все новые и новые области. Декарт, Дезарг и Ферма, разрабатывая принципы геометрического анализа и теории чисел, закладывают основу современной геометрии. Именно математика становится в XVII столетии преобладающей, ведущей отраслью науки. В эту же эпоху стремительно развивается экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый этап в медицине и физиологии, закладываются основы экспериментальной биологии. Больших успехов достигают в XVII столетии и некоторые гуманитарные отрасли знаний, в том числе юриспруденция, и в частности такая специальная область, как международное право (Гроций).

Разительные сдвиги, происходившие в XVII столетии в научном познании действительности, оказывали ощутимое влияние на духовный мир современников, и среди них на представителей литературы. Многие выдающиеся писатели XVII в. были к тому же непосредственно связаны с кругами ученых и мыслителей-гуманистов (например, Мильтон, Мольер, Лафонтен, Грифиус). Целый ряд крупнейших деятелей науки (Кампанелла, Галилей, Паскаль) создали произведения, которые являются неотъемлемой частью истории литературы. Важно подчеркнуть и существование определенных точек соприкосновения в гносеологическом плане между научными и философскими исканиями эпохи, с одной стороны, и ее художественными открытиями — с другой.

Среди научных достижений, оставивших наиболее глубокий след в интеллектуальной атмосфере эпохи, необходимо выделить два момента.

Это, во-первых, развитие Галилеем, Кампанеллой и Кеплером гелиоцентрической теории Коперника. Деятельность этих ученых и мыслителей влечет за собой существенное изменение представлений о структуре космоса и о месте Земли во Вселенной. Земля перестает восприниматься своеобразным неподвижным твердым центром некоего замкнутого со всех сторон мироздания, окружающего ее. С возникновением этих диалектически значительно более сложных и гибких космологических представлений перекликается развитие аналогичных по своей диалектической сути тенденций в истолковании взаимосвязей человека с окружающим его миром. Если в эпоху Ренессанса отдельная человеческая личность и ее природные задатки выступали абсолютной мерой вещей, то для XVII столетия характерна тенденция поисков ключа к пониманию судьбы индивидуума вне его самого, в неких господствующих в действительности объективных противоречиях и закономерностях.

Второе, что следует подчеркнуть в данной связи, — это обостренный интерес в XVII в. к проблеме движения. Удельный вес диалектических по своей природе тенденций в культуре XVII в. нередко преуменьшался, эпоха односторонне изображалась как время безграничного господства метафизических и механистических представлений о действительности. На самом деле это было не так. Диалектического характера тенденции выявлялись и в точных науках (работы Галилея в области динамики, учение Декарта о движении материи как об основе существования природы, открытия Декарта, Ньютона и Лейбница, связанные с анализом переменных и бесконечно малых величин, и разработка системы дифференциального и интегрального исчисления), и в философии (в этом отношении особенно показательно учение Лейбница о монаде как единице не статической, а динамической, его восприятие мироздания как органического целого, а не механического соединения частей, его тяга к рассмотрению явлений в процессе их становления). Обостренный интерес к динамическим аспектам действительности, к преисполненному драматизма движению характеров, событий и обстоятельств, к осмыслению и воспроизведению противоречий, служащих источником этого неумолимо устремляющегося вперед жизненного потока, составляет один из важнейших элементов эстетического мировосприятия эпохи.

XVII столетие — эпоха, ознаменовавшая новый шаг вперед в преодолении былой феодальной раздробленности и в укреплении национального единства, — было отмечено настойчивой тягой к познанию объективных взаимосвязей, существующих в действительности, к систематизации ранее накопленных и вновь добываемых научных знаний. Неудивительно поэтому, что она выдвинула мыслителей, для которых показательно стремление к созданию всеобъемлющих философских систем: Декарта, Гоббса, Спинозу, Лейбница.

В XVII столетии продолжается начавшийся в эпоху Ренессанса процесс секуляризации философской и общественной мысли. Вместе с тем

атериалистические тенденции, унаследованные этим историческим периодом от Возрождения, претерпевают эволюцию, видоизменяются. Один из существенных аспектов этих сдвигов выявлен Марксом и Энгельсом в знаменитой параллели Бэкон — Гоббс, развернутой ими в «Святом семействе». Классики марксизма отчетливо показали, что учение Бэкона-мыслителя, деятельность которого развивалась на рубеже XVI—XVII столетий, наивнее и архаичнее философских взглядов Гоббса, но одновременно и диалектичнее, а следовательно, по-своему и богаче. Однако развитие материализма в XVII столетии, даже если не выходить за пределы английской почвы, на этом не останавливается. Новый этап эволюции представлен именем Локка. Критика Локком теории врожденных идей и материалистические аспекты его сенсуалистической теории познания оказали заметное влияние на становление передовой философской мысли эпохи Просвещения.

Другая симптоматичная черта в развитии материализма XVII в. заключается в следующем. Сложность общественных коллизий эпохи находит косвенное выражение во внутренней противоречивости, нередко отмечающей передовую философскую мысль. Материалистические и идеалистические тенденции сочетаются не только в учении Декарта. Показательно в этом отношении и французское вольномыслие XVII столетия — своеобразное промежуточное звено между ренессансным материализмом эпохи Деперье, Рабле и Монтеня и мировоззрением просветителей XVIII в. Для философов типа Гассенди, Ноде или Ламот Левайе характерно стремление тщательно скрывать антицерковное, бунтарское ядро своего учения под плотной оболочкой ортодоксальных, благонамеренных заверений.

Развитие науки и передовой философской мысли было связано в XVII в. со значительными трудностями. Религиозная идеология продолжала оказывать мощное воздействие на общественное сознание эпохи, на становление философской, социальной, политической и научной мысли. Ярким примером тому может служить, скажем, творчество Блеза Паскаля. Глубокое раскрытие кричащих противоречий современной цивилизации облечено в крупнейшем произведении выдающегося ученого и философа, в его «Мыслях», в форму страстной апологии христианской религии. Следует вспомнить в этой связи и о той огромной роли, которую играла религиозная оболочка в политических столкновениях в Англии 40-х годов XVII в. в отличие от Французской революции конца XVIII столетия; примечателен и факт интенсивного распространения мистических умонастроений в Германии и Испании этого столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Перечислите основных правителей Киевской Руси. Кто из них внес наибольший вклад в развитие Древнерусского государства. Обоснуйте свой выбор.

 

Князья :

VI в.: Кий

862-882: Аскольд и Дир

882-912: Олег Вещий Новгородский +912

Великие князья:

Годы жизни / Имя Великого князя / Годы правления

912-945: Игорь I Старый Киевский  878-945/946

945-972: Святослав I Киевский 940-972

972-980: Ярополк I Святославич Киевский +980

980: Владимир I Святославич Святой Киевский +1015

1015-1016: Святополк I Владимирович Окаянный Киевский 979-1019

1015-1018: Ярослав I Владимирович Мудрый Киевский 978-1054

1018-1019: Святополк I Владимирович Окаянный Киевский ca 979-1019

1019-1054: Ярослав I Владимирович Мудрый Киевский 978-1054

1054-1068: Изяслав I Ярославич Киевский 1024-1078

1068-1069: Всеслав Брячиславич Полоцкий 1030-1101

1069-1073: Изяслав I Ярославич Киевский 1024-1078

1073: Святослав II Ярославич Киевский 1027-1076

1076-1077: Всеволод I Ярославич Киевский 1030-1093

1077-1078: Изяслав I Ярославич Киевский 1024-1078

1078-1093: Всеволод I Ярославич Киевский 1030-1093

1093: Святополк II Изяславич Киевский 1050-1113

1113-1125: Владимир II Всеволодович Мономах Киевский 1053-1125

1125: Мстислав I Владимирович Великий Киевский 1076-1132

1132: Ярополк II Владимирович Киевский 1082-1139

1139: Вячеслав Владимирович Киевский 1083-1154

1139: Всеволод II Ольгович Киевский +1146

1146-1146: Игорь II Ольгович Киевский 1096-1147

1146-1149: Изяслав II Мстиславич Киевский 1096-1154

1149-1151: Юрий I Владимирович Долгорукий Киевский 1091-1157

1151-1154: Изяслав II Мстиславич Киевский 1096-1154

1151-1154: Вячеслав Владимирович Киевский 1083-1154

1154-1155: Изяслав III Давыдович Киевский +1162

1154: Ростислав I Мстиславич Киевский 1110-1168

1155-1157: Юрий I Владимирович Долгорукий Киевский 1091-1157

1157-1158: Изяслав III Давыдович Киевский +1162

1159-1168: Ростислав I Мстиславич Киевский 1110-1168

1162: Изяслав III Давыдович Киевский +1162

1168-1169: Мстислав II Изяславич Киевский +1172

1169: Глеб Юрьевич Киевский +1171

1169-1170: Мстислав II Изяславич Киевский +1172

1170-1171: Глеб Юрьевич Киевский +1171

1171-1171: Владимир III Мстиславич Мачешич Киевский 1132-1171

1171-1173: Роман I Ростиславич Киевский +1180

1173-1173: Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо Владимирский 1154-1212

1173-1173: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1174-1174: Ярослав II Изяславич Луцкий +1180

1174: Святослав III Всеволодович Киевский +1194

1175-1175: Ярослав II Изяславич Луцкий +1180

1175-1177: Роман I Ростиславич Киевский +1180

1176-1176: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1177-1180: Святослав III Всеволодович Киевский +1194

1180-1181: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1182-1194: Святослав III Всеволодович Киевский +1194

1194-1201: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1202-1202: Ингварь Ярославич Луцкий +1214

1203-1203: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1203-1205: Роман II Мстиславич Великий Владимиро-Волынский +1205

1204-1204: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1205: Ростислав II Рюрикович Киевский 1173-1214

1205-1206: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1206-1207: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1206-1207: Всеволод III Святославич Чермный Киевский +1215

1207-1210: Рюрик II Ростиславич Киевский +1215

1210-1214: Всеволод III Святославич Чермный Киевский +1215

1214-1214: Ингварь Ярославич Луцкий +1214

1214-1224: Мстислав III Романович Старый Киевский +1224

1224-1235: Владимир IV Рюрикович Киевский 1187-1239

1235-1236: Изяслав IV Владимирович Киевский 1186-1236/

1236-1238: Ярослав II Всеволодович Владимирский 1191-1246

1238-1240: Михаил II Всеволодович Святой Киевский 1179-1246

1240-1240: Ростислав III Мстиславич Смоленский +1240/1245

1240-1246: Михаил II Всеволодович Святой Киевский 1179-1246

1249-1263: Александр I Ярославич Невский Владимирский 1221-1263

Князь Олег Вещий захватил Киев и сделал его столицей Древней Руси (882 г.).

Князь Владимир Святославович, который в 988 г. крестил Русь.

Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

Назову также такого князя как князь Владимир II Всеволодович Мономах Киевский . Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил «ворошить летописцы», часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей — шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель. «История России с древнейших времен до наших дней». Владимир Мономах за годы своего великого княжения (1113-1125) решил проблемы: половецкую (набеги степных племен) и еврейскую (истребление евреев), установив на Руси относительный порядок. Он оставил в наследство своему сыну — Мстиславу Великому, вступившему после него на престол, только проблему Полоцкого княжества. И Мстислав, будучи, подобно своему отцу, талантливым человеком, захватил Полоцк, полоцких князей выслал в Византию, а территорию княжества присоединил к Русской земле. Это был период, когда вся Русь (то есть все восточное славянство) была объединена.

Мстислав Великий, хотя и княживший очень недолго (1125-1132), пользовался таким уважением, что был канонизирован Русской православной церковью.

Задание 5. Тест. Установите соответствие


1.Первобытная эпоха

А.Восстание Спартака

2. Древний мир

Б. Компьютерная революция

3. Средневековье

В. Неолитическая революция

4. Новое время

Г. Великая французская революция

5. Новейшее время

Д. Коммунальные революции

 

1 В





 

 

Список литературы


 

  1. Всемирная история: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  2. Всемирная история: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999, 2001, 2003, 2009.
  3. Всемирная история: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  4. Крясняк О.А. Всемирная история. –М.: Либриком, 2009.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00147 sec

WordPress: 22.88MB | MySQL:125 | 1,490sec