СССР в конце 40-х – первой половине 60-х годов

<

102413 2118 401 СССР в конце 40 х  – первой половине 60 х годов

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Произошли изменения в структуре государственных органов и формах руководства народным хозяйством. В сентябре

1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). В соответствии с задачами мирного времени была проведена реорганизация некоторых военных наркоматов, на их базе создавались новые (наркомат машиностроения и приборостроения на базе наркомата минометного вооружения и др.).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального режима труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливались 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет на Ш и IV кварталы 1945 г. и на 1946 г. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики, В августе 1945 г. Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства.

Перестройка народного хозяйств и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. 1946 г. явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь». Вступила в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат. Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов—Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжалась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Большой объем индустриальных работ был осуществлен в республиках и областях, включенных в состав СССР накануне второй мировой войны. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая в электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика подучили развитие в Западной Белоруссия.

1948 г. под Челябинском состоялся запуск первого атомного реактора и вступил в эксплуатацию радиохимический завод по выделению плутония из урана. Это позволило приступить к испытанию атомного оружия. 29 августа 1949 г. на ядерном полигоне под Семипалатинском была испытана первая советская атомная бомба.

В декабре 1947 г. была отменена карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Одновременно прошла денежная реформа, в ходе которой был произведен обмен старых денег на новые из расчета 10 : 1. Реформа оздоровила финансовую систему, но на практике привела к изъятию у населения наличных средств и отрицательно сказалась на благосостоянии советских людей. После 1947 г. происходило понижение розничных цен в городах. За период с 1947 по 1950 г. они снижались в пять раз. Цены на потребительские товары в сельских магазинах официально были выше, чем в городских. Росли и общественные фонды потребления, в том числе суммы отчислений на социальное страхование, пособия одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Ширились масштабы жилищного и культурно-бытового строительства, правда, они отставали от темпов роста городского населения, большинство которого проживало в бараках, коммунальных квартирах или общежитиях. Повышение уровня жизни горожан достигалось в основном за счет выкачивания все новых и новых средств из деревни, которая влачила жалкое существование

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели к росту численности рабочего класса. Только за годы четвертой пятилетки ряды рабочих увеличились на 11 млн. человек.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почтя на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких дет на село почтя не поставлялась новая техника. Положение дел в агросекторе экономики осложнялось тем, что в 1946 г. сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. В 1947— 1948 гг. только в РСФСР от голода и связанных с ним болезней умерло около 1 млн. человек.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства агросферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Велись работы но электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. На рубеже 40—50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Только из Литвы были выселены в мае—июле 1948 г. свыше 19,3 тыс. крестьянских семей общей численностью около 70 тыс. человек.

Увеличение производства и поставок техники селу, меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере.

До весны 1956 г. перемены в политической сфере советского общества были малозаметны. В 1954—1955 гг. было освобождено всего несколько тысяч политзаключенных. Некоторые перемены произошли в аппарате управления, где развернулась борьба против бюрократических методов управления. На регулярной основе стали работать Президиумы Верховных Советов союзных республик, была восстановлена роль Пленумов ЦК.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XXсъезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждался отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народив хозяйственного развития. Из-за резко отрицательной позиции В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича и Г. М. Маленкова вопрос о Сталине не был поставлен.

В результате компромисса доклад «О культе личности и его последствия был зачитан на закрытом заседании съезда (впервые опубликован в 1989 г.) В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30—40-е гг. говорилось о репрессиях, пытках, гибели выдающихся людей, о письме В. И. Ленина к съезду и пренебрежении Сталина коллективным руководством, о тяжелом положении сельского хозяйства, о поражениях Красной Армии начальном этапе войны. Оставаясь в плену идеологических догм, все бытия Хрущев объяснял исключительно личными качествами Сталина. Ограничивалось критикой «культа личности», новое партийное руководство хранило в неприкосновенности саму систему социалистического общества, закрыло на многие годы путь к реальной перестройке советского общества.

Значение этого беспрецедентного шага, на который решился Хрущев, было огромно. Свергнув Сталина с пьедестала, Хрущев снял вместе с тем «ореол неприкосновенности» с первой личности и ее окружения вообще. Система тотального страха была во многом разрушена. Казавшаяся незыблемой вера в непогрешимость верховной власти сильно поколеблена.

XX съезд стал началом критического переосмысления мировой социалистической практики, развития международного коммунистического движения. Процесс, начатый XX съездом, привел впоследствии к расколу практически монолитного (исключение составляли лишь компартии Югославии и немногочисленные троцкисты) коммунистического движения. Образовались группы партий:

  1. признающие некоторые «ошибки» Сталина и ориентирующиеся на КПСС;
  2. не признающие критики Сталина и ориентирующиеся на Компартию Китая;
  3. «еврокоммунисты», пошедшие дальше всех в осмыслении сталинизма
    как явления и пересмотревшие во многом само понимание социализма и путей его достижения.

    Основные направления курса на децентрализацию системы государственного управления и развития (в строго подконтрольных формах активности масс):

  • в январе 1957 г. намечены меры по некоторому расширению полномочий материально-финансовой базы местных Советов, преодолению в них бюрократизма и привлечению общественности к их работе;
  • проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано 23. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов уменьшился в 3 раза. Подавляющее большинство первичных профсоюзных организаций возглавляли не «освобожденные работники», а активисты. Расширились права профсоюзов;
  • всплеск общественной активности молодежи и оживление деятельности комсомола. Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных земель. (Всего поступило около 1 млн заявлений для получения комсомольской путевки на целину.) По «призыву» КПСС и комсомола около 300 тыс. представителей молодежи отправились на крупнейшие стройки. Курс Хрущева на расширение международных контактов нашел отражение в образовании в 1956 г. Комитета молодежных организаций и в проведении в 1957 г. VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, что стало беспрецедентным событием для закрытой страны;
  • уделялось внимание развитию других общественных организаций, работавших под руководством местных Советов: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др.

    Хрущев несколько ограничил привилегии работников аппарата. Он ликвидировал систему сталинских «пакетов» — денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. Он неоднократно пытался закрыть спецраспределитель (официально — «столовую лечебного питания») для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные машины. Но большинство из этих начинаний успехом не увенчались и лишь восстановили против Хрущева номенклатуру.

    Во второй половине 50-х гг. продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было | разработано и утверждено новое уголовное законодательство, принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

    В конце 50-х гг. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на Родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х гг., в частности А. И. Рыкова, Н. И. Бухарина — руководителей оппозиции И, В. Стали) Было отказано в возвращении места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е гг. советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

    Таким образом, в середине 50-х гг. была проведена некоторая либерализация существовавшей в стране тоталитарной системы. Но предпринятые меры носили в целом переходный характер. Размах и направленность последующих шагов зависели от следующих факторов:

  • действий Хрущева как реформатора;
  • непосредственного расклада сил в руководстве;
  • реакции общества на уже осуществленные меры и выдвинутые лоз
    Проводимая Н. С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Быстрый популярности Хрущева способствовал складыванию в руководстве антихрущевской оппозиции, позднее названной «антипартийной группой». В действительности оппозиционная группа не была антипартийной. Более того, нельзя считать и полностью просталинской. Помимо «костяка» группы (Маленкова, Молотова, Кагановича), в нее входили разные и не питавшие шей частью взаимных симпатий люди (Первухин, Сабуров, Шепияов, Ворошилов, Булганин). Их объединили не только боязнь дальнейших разоблачений (это затрагивало не всех), более консервативный в целом настрой и несогласие с Хрущевым по отдельным вопросам конкретной политики. Прежде всего членов группы сплачивали попытки Хрущева утвердиться в качестве единоличного лидера — без «коллективного руководства». Осуществление его планов означало бы политический крах как для всех бывших сталинских приближенных, так и для людей, выдвинутых им на ответственные партийные и государственные посты.

    На заседании Президиума ЦК в июне 1957 г. Молотов и Маленков неожиданно поставили вопрос о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. 7 из 11 членов Президиума ЦК КПСС (Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Молотов, Первухин и Сабуров) потребовали отставки Н. С. Хрущева. Они обвинили его в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме.

    Однако Хрущев отказался подчиниться и потребовал созыва Пленума ЦК. При поддержке членов обновленного ЦК, армии в лице Жукова и КГБ (И. А. Серов) уже 22 июня Пленум был созван. Он работал до 29 июня. На нем действия оппозиционеров были осуждены как фракционные. Все они, кроме Молотова, признали свои ошибки. Маленков, Каганович, Молотов и Шепилов выведены из состава ЦК и его Президиума. Булганину объявлен строгий выговор, а впоследствии он был снят с поста Председателя Совета Министров и выведен из состава Президиума ЦК. Проявлением либерализации общества явилось то, что впервые за многие десятилетия в роли решающей инстанции выступил не узкий круг членов Президиума (Политбюро), а Пленум ЦК, главное — сами оппозиционеры, вопреки их опасениям, остались не только на свободе, но и в партии. Правда, они были удалены из Москвы: Молотов направлен послом в Монголию, Маленков — директором Усть-Каменогорской, а затем Экибастузской электростанции. В Президиум ЦК были введены Л. И. Брежнев, Е. А. Фурцева, Ф. Е. Козлов и другие деятели партии и государства, поддержавшие Хрущева.

    После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов — его место занял Л. И. Брежнев.

    Следующим актом политической борьбы было неожиданное смещение Жукова с поста министра обороны (во время его визита в Албанию). По-видимому, эта сильная и популярная в стране личность внушала некоторые опасения Хрущеву, мешала установлению его контроля над армией. Поэтому, несмотря на отсутствие между ними конфликтов, Хрущев решил «подстраховаться». На пост министра обороны назначен маршал Малиновский, связанный с Хрущевым родственными узами.

    Устранение консервативной (отчасти — просталинской) оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лидера имело, как ни парадоксально, весьма противоречивые последствия для судеб «оттепели». Лишившись оппозиции справа, Хрущев стал быстро «леветь»: именно с этого момента берут начало знаменитые скачки «великого десятилетия» и громкие кампании тех лет. В политической сфере демократизация была временно приостановлена.

    По мнению исследователей, обозначившееся в 1957—1958 гг. известное отступление от политики демократического обновления, проводившейся под знаком десталинизации, объяснялось, видимо, завершением начального эта| па преобразований, который можно охарактеризовать в целом как эмоционально-критический. На очередь дня встала проблема перехода «от митингового демократизма» к длительной практической реализации программы реформ. Но эта объективная потребность в силу политической (и общей) культуры Хрущева была реализована им в виде дальнейшей концентрации власти и попыток гигантских скачков к коммунизму.

    Одновременно происходит формирование культа Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и Председатели Совета Министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х гг.; Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государственную власть.

    Но если формально Хрущев и выглядел как носитель власти, не уступавшей по объему той, которой обладал Сталин, то использовал он эту власть иначе и с иными целями. Хрущев не был авторитаристом и не был склонен, к применению силовых репрессивных методов в политике. Высшую цель своей деятельности на посту главы партии и государства он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. К сожалению, он не устоять перед соблазном возвеличивания собственной личности — и в 60-е гг. началось неумеренное восхваление личных заслуг и достоинств «дорогого Никиты Сергеевича», достигшее своей кульминации в дни празднования его 70-лет в в апреле 1964 г..

    В 1959 г. внеочередной XXI съезд КПСС (созванный для принятия вместо провалившейся шестой пятилетки семилетнего народно-хозяйственного план (на 1959—1965 гг.) констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. Отсюда следовал вывод о вступлении Советского Союза в период развернутого строительства коммунизма.

    XXIIсъезд (1961) принял новую, третью, Программу партии — программу строительства коммунизма уже к 1980 г. Для этого предполагалось обогнать ведущие капиталистические державы по производству продукции на душу населения, добиться изобилия материальных и культурных благ, ликвидировать тяжелый физический труд и т. п. В программе содержались задачи резкому повышению благосостояния населения и широкой демократизации общества (но, разумеется, без введения политического плюрализма). Сделан вывод, что государство диктатуры пролетариата в СССР превратилось в общенародное государство. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

    <

    Возможно, приверженность Хрущева коммунистическим идеалам была вполне искренней, он действительно верил в то, что говорил о скором построении коммунизма на многочисленных митингах и собраниях трудящихся. Конец 50-х гг. был ознаменован последним всплеском искреннего энтузиазма и веры советских людей в построение светлого будущего. Конечно, в создании такой психологической атмосферы в обществе сыграл свою роль и миф о коммунизме, но гораздо большее значение имели реальные успехи социально-экономической политики Хрущева в первое пятилетие его нахождения у власти.

    Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х гг. наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, в стране протекал процесс политической демократизации. С другой стороны, продолжала существовать административно-командная система. Хрущев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформированию общественной жизни.

    Во второй половине 1953 г. начались преобразования в экономике страны. Необходимость преобразований в сельском хозяйстве была вызвана следующими причинами:

  • с 20-х гг. деревня развивалась как сырьевой придаток города;
  • обмен продукцией не был эквивалентным;
  • из-за низких закупочных цен затраты на ведение сельского хозяйства
    превышали прибыль;
  • повышались налоги;
  • становились дорогими услуги МТС;
  • жестко регламентировалась деятельность всех сельскохозяйственных
    предприятий;
  • преобладала низкая оплата труда.

    Существовала необходимость перемен в сельскохозяйственном производстве, его ускоренный подъем с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали:

  1. увеличение капиталовложений в сельскохозяйственное производство.
    Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. раз
    мер направляемых в агросферу средств составил 18% общих капиталовложений (в 1955 – лишь 7%);
  2. повышение государственных закупочных цен на сельхозпродукцию. Из
    менялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне
    государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции;
  3. совершенствование налоговой политики. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади);

    4) расширение экономической самостоятельности колхозов, упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

    Однако административные методы руководства и стремление к немедленному успеху обусловливали непоследовательность этой линии в аграрной политике.

    Пленум ЦК КПСС 1954 г. взял курс на освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты). Причина освоения земель в зоне рискованного земледелия — продовольственный кризис. Освоение целины, проводимое штурмом, перекрыло путь капиталовложениям, технике, кадрам в сельское хозяйство европейской части страны и замедлило ход реформы. Положительные факторы: создана крупная база производства ценных сортов пшеницы, повысилась роль Западной и Восточной Сибири в развитии сельского хозяйства, начался подъем сельского хозяйства.

    Начало реформ принесло положительные результаты (за три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%). Однако в 1957 г., на собрании представителей колхозников, Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» (в основном по производству мяса и молочных продуктов). 1957—1959 гг. отмечены серией административных реформ, кампаний («кукурузная», «мясная», «молочные рекорды»). В 1957 г. были ликвидированы МТС, техника которых передавалась колхозам в собственность посредством выкупа. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств. Прогрессивная реформа не была продумана до конца, так как колхозы и совхозы не имели достаточно средств для покупки техники.

    Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов. Ее целью образование крупных объединений, которые могли бы в дальнейшем способствовать индустриализации сельского хозяйства. Стремясь выполнить завышенные обязательства, руководители колхозов начинают наступление на приусадебное хозяйство (обрезают приусадебные участки, принуждают продавать личный скот колхозу и т. д.). В марте 1962 г. было перестроено управление сельским хозяйством. В районах появились колхозно-совхозные управления (КСУ), в областях и республиках — аналогичные комитеты.

    Реформы 50—60-х гг. не улучшили положения в сельском хозяйстве, против, способствовали углублению кризиса: в 1963 г. впервые за всю историю СССР зерно было закуплено за рубежом.

    Причины кризиса сельского хозяйства (которые с этого времени постоянным атрибутом советской экономики) были многоплановы:

    1) прежде всего сказывалась нехватка средств на финансирование деревни. В условиях «коммунистического скачка» и развертывания масштабных социальных программ (прежде всего в городах) сельское хозяйство и обслуживавшие его отрасли вновь превратились в «пасынка» экономики. К тому же из 97 млрд руб., направленных государством на развитие сельского хозяйства, 30,7 млрд было израсходовано на освоение целины;

  4. крайне негативно сказалось на сельском хозяйстве отступление от политики бережного отношения к деревне, характерной для середины 50-х гг.
    Вновь стали нарушаться принципы материальной заинтересованности колхозников в результатах труда. Начались бесчисленные, порой явно непродуманные административно-хозяйственные реорганизации и кампании. Перестройка управления сельским хозяйством, преобразование части колхозов в совхозы, укрупнение хозяйств, реорганизация государственных машинно-
    тракторных станций с продажей их техники колхозам, повсеместное насаждение кукурузы, даже в тех районах, где она не вызревает (в 1955—1962 гг.
    площади под кукурузой были увеличены более чем в 2 раза, с 18 до 37 млн га),
    волюнтаристский призыв Хрущева об утроении производства мяса за 3 года
    и, наконец, курс на ограничение и даже ликвидацию личного подворья крестьян — все это наносило невосполнимый урон деревне;
  5. глубинные причины кризиса советской деревни заключались в начавшихся переменах в колхозном строе после ликвидации сталинской системы репрессий. Выдача паспортов крестьянам позволила им обрести свободу передвижения и двинуться в города, где был гораздо более высокий уровень жизни. Ликвидация угрозы репрессий за невыполнение установленного числа «трудодней» в колхозе подорвала важный стимул труда в «общественном хозяйстве», поскольку работа на личном подворье была гораздо выгоднее. Данное обстоятельство, а также стремление приблизиться к полностью обобществленному коммунистическому хозяйству подтолкнули Хрущева к попыткам ликвидации личного крестьянского подворья. Это не только нанесло огромный ущерб сельскохозяйственному производству, но и вытолкнуло новые
    миллионы крестьян в города, послужив важным этапом «раскрестьянивания»
    советской деревни.

    Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В 1955 г. стал восстанавливаться принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959—1965 гг.). На рубеже 50—60-х гг. почти ¾ обшего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А» (производство средств производства). Высокими темпами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

    Началась некоторая децентрализация руководства промышленностью, передача предприятий в республиканское подчинение, был упорядочен и сокращен центральный аппарат. Другой столь же очевидной в середине 50-х гг. проблемой было возрастание роли научно-технического прогресса. XX съезд КПСС и состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратили внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники. Освоение космоса, химизация народного хозяйства;
    и другие направления НТР были подкреплены крупными государственными
    программами.

    Во второй половине 50-х гг. развитие промышленности страны поднялось на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

    В 1957 г. принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов, кроме оборонных предприятий. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Эффект реформы оказался непродолжительным. В целом он проявлялся до тех пор, пока новые органы управления не окрепли и не сложились в устойчивую систему. Сохранив сущность административно-командного механизма, реформа на место недостатков отраслевой системы управления поставила проявившиеся вскоре пороки территориальной системы с отраслевой несбалансированностью и местническими тенденциями совнархозов. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей. В результате проведения реформы управление промышленностью ста более сложным и менее квалифицированным.

    Таким образом, реформы Хрущева в области сельского хозяйства и промышленности стимулировали децентрализацию управления экономикой. Однако они носили непродуманный характер, что сказалось на экономическом и социальном развитии.

    В социальной области были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов.

    Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. В 1954 г. начато строительство домов индустриальным методом, что позволило выселить людей из подвалов, расселить многие коммунальные квартиры. По существу, впервые в СССР было развернуто массовое жилищное строительство.

    В 1958—1964 гг. проводилась реформа образования. Большинство выпускников шло в вузы, но не хватало рабочих рук на производстве. В 1958 г. принят закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Вводилось всеобщее среднее одиннадцатилетнее образование, школа приобретала «политехнический профиль». После окончания восьмилетней школы все учащиеся, желающие получить среднее образование, должны были учиться либо в школе с политехническим профилем, либо в ПТУ или техникуме.

    К концу 50-х гг. произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн человек против 190,7 млн в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири,, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

    Начало 60-х гг. вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной степени вызвана необдуманными реформами и штурмовщиной. Правительство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся (почти на треть снижены тарифные расценки на производство и почти на столько же возросли цены на продовольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности; события в Новочеркасске, где в 1962 г. прошла демонстрация трудящихся, вызванная повышением цен на продукты и их дефицитом. Демонстрация была подавлена властями. 1962 г. считается годом окончания «хрущевской оттепели».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

    1945 год открыл новую страницу в истории XX в. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад—Восток главная роль принадлежала теперь Соединенным Штатам Америки и Советскому Союзу.

    Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было противоречивым.

    Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. СССР извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире. В то же время в области некоторых видов военной технологии и США и Великобритания далеко обогнали СССР.

    Советские руководители ясно осознавали уязвимость страны, несмотря на то, что СССР стал одной из великих держав. Включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сфер советского влияния. Эти два взаимоисключающие подхода отражались в позициях, дискутировавшихся в партийном руководстве.

    Первый, защищавшийся в 1945 г. группой Жданова — Вознесенского, исходил из традиционного тезиса о неизбежности развития в мирное время «межимпериалистических противоречий», прежде всего между Великобританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсном мире и препятствовать образованию «единого империалистического фронта». Второй подход, поддерживаемый Маленковым и Сталиным, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

    В 1945 г. СССР, имея дипломатические отношения с 52 государствами, заключил мирные договоры со многими бывшими союзниками Германии. В то же время намечается охлаждение в отношениях с собственными союзниками по антигитлеровской коалиции. Сам СССР строил свой внешнеполитический курс, исходя из тезиса о разделе мира на два противоположных лагеря (впервые сформулирован в сентябре 1947 г. в Польше в докладе А. А. Жданова «О международном положении»).

    Внешняя политика развивалась по следующим направлениям:

    1) отношения с бывшими союзниками: борьба за сферы влияния в Европе, проблемы послевоенной Германии; работа СССР против пропаганды и развязывания новой войны;

  6. отношения со странами социалистического лагеря: экономическая по
    мощь, политическое давление, конфликты;
  7. деятельность СССР в ООН.

    С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» — такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40—начала 90-х гг. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министром иностранных дел СССР начального периода «холодной войны» был В. М. Молотов, а с 1949 г. по 1953 г. — А. Я. Вышинский.

    Началом холодной войны принято считать речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г., где он говорил о коммунистической угрозе. В феврале 1947 г. в послании Конгрессу президент США Г. Трумэн развернул программу мер по спасению Европы от советской экспансии: экономическая помощь, образование военно-политического союза под эгидой США, размещение военных баз США вблизи советских границ, поддержка внутренних оппозиций в странах Восточной Европы, в случае необходимости — использование вооруженных сил против СССР и т. д.

    Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла (разработан госсекретарем США Дж. Маршаллом). Программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

    Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

    Противостояние двух блоков государств проявилось в целом ряде кризисных ситуаций, особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. Мирная конференция в Париже (1946) закончилась неудачно, не привела бывших союзников к согласию по проблеме воссоединения Германии. Целый ряд последующих акций обеих сторон вел лишь к расколу Германии: западные страны отказывались признать точную границу Германии по рекам Одеру и Нейсе, СССР в своей зоне оккупации проводил социально-экономические преобразования (национализация промышленности, аграрная реформа) по советскому образцу, западные державы провели выборы в западногерманское учредительное собрание и ввели в обращение новую денежную единицу, СССР установил транспортную блокаду Западного Берлина (1948).

    В результате в 1949 г. образовались два германских государства – ФРГ и ГДР. В начале 50-х гг. германский вопрос вновь обострился в связи с перевооружением ФРГ и попытками вступления ее в НАТО.

    Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х гг. в связи с Корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

    Запад стал активно поддерживать антисоциалистические силы и движения внутри «социалистического лагеря» — в СССР и странах Восточной Европы.

    Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта.

    В 1947 г. на совещании представителей коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро.

    В 1949 г. образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), призванный организовать и обеспечить экономическую поддержку «странам народной демократии», входящим в сферу влияния СССР. А в 1955 г. в ответ на враждебную политику западных держав создана Организация Варшавского Договора. Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

    Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах.

    В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Нации (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

    Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х гг. Свыше 115 млн граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.).

    На XX съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма».

    В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А. А. Громыко. Основные направления внешней политики:

  8. развитие отношений со странами «социалистического лагеря»;
  9. новый курс в отношениях со странами Запада;
  10. поддержка стран «третьего мира»;
  11. СССР в борьбе за мир и разоружение.

    Экономические отношения социалистических стран, в том числе координация их народно-хозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение социалистических стран Европы.

    Участниками Организации Варшавского Договора стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Вместе с тем во взаимоотношениях государства все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, признаны многовариантность путей движения к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы.

    В конце 50-х гг. осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

    В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР велась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов (оформлен военно-политический блок в Юго-Восточной Азии — СЕАТО). Военно-политические блоки создавались для сдерживания влияния «социалистического лагеря» и национально-освободительного движения колониальных народов.

    На протяжении 1954—1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния войны с Японией, в сентябре 1959 г. Н. С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром. Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом оставалась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуации. 13 августа 1961 г. на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.

    Новый поворот к «холодной войне», вызванный как разочарованием советской дипломатии в результативности ее «миролюбивых» устремлений и давлением военных на политиков, так и внутриполитической, усугубленной экономическими трудностями необходимостью поддержания образа «внешнего врага», произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет.

    Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную экономическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло решение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении. Противостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских — из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Между президентом Д. Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была установлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь.

    В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке провел серию сокращений вооруженных сил (с 5,8 млн человек в 1955 г. до 2,5 млн в 1960 г.), а также сокращение и ликвидацию отдельных видов обычных вооружений (например, надводного флота). Но при этом продолжалось наращивание и совершенствование более современных видов оружия: армия и флот переоснащались межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, строились атомные подводные лодки, в 1953 г. была создана советская водородная бомба.

    В начале 60-х гг. внешняя политика СССР активизировалась, чему способствовало появление у СССР новейшего оружия. Активизация проявилась в поддержке национально-освободительного движения и предоставлении кредитов развивающимся странам.

    Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.).

    Особо доверительные отношения строились с теми из стран «третьего мира», которые были отнесены советской пропагандой к разряду «стран социалистической ориентации». Военная и дипломатическая помощь Вьетнаму в его борьбе за независимость, открытая поддержка Египта (вплоть до готовности послать советских добровольцев) в отражении в 1956 г. агрессии против него Великобритании, Франции и Израиля (из-за национализации Суэцкого канала), поддержка национально-освободительной войны Алжира в 1954—1962 гг. чрезвычайно повысили авторитет Советского Союза среди стран «третьего мира». СССР с большими стратегическими надеждами приветствовал революцию 1959 г. на Кубе, особенно после заявлений Ф. Кастро о социалистическом выборе острова Свободы, политически поддержал провозглашение независимости 17 африканскими странами в 1960 г. («год Африки»). Рассчитывая подтолкнуть их к выбору социалистического пути развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно экономическую помощь. Ошибочность подобных идеологических оценок и легковесных расчетов стала ясна уже в ближайшей исторической перспективе.

    Мирная политика СССР проявилась в сокращении Вооруженных Сил (почти в два раза) и в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия. В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет и завершившиеся подписанием договора. Вскоре к договору присоединились более 100 государств.

    Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений.

    В середине 50-начале 60-х гг. либерализация курса наметилась и во внешней политике. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки. Однако имперские претензии СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на Западе, так и на Востоке. Начиная с 1945 г. внешняя политика СССР осуществлялась на нескольких уровнях:

  • дипломатия советского государства как таковая;
  • взаимоотношения ВКП(б) — КПСС с зарубежными коммунистически
    ми и рабочими партиями;

    —СССР — страны социалистического лагеря и остальной мир.

    Соотношение этих различных аспектов внешней политики зависело от многих факторов, и в первую очередь — от господствующих тенденций и противоречий внутренней политики Советского Союза.

    Наследие, которое досталось Брежневу в сфере международных отношений, осложнялось следующими обстоятельствами:

    во-первых, единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за позиции Китая;

    во-вторых, сложные отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса обострились из-за войны во Вьетнаме;

    в-третьих, рост влияния СССР в странах третьего мира не приносил ожидаемых результатов и не оправдывал колоссальных затрат.

    Главной чертой, характерной для внешней политики СССР в середине 60— начале 80-х гг., стала еще большая ее идеологизация. В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера (в силу самой природы капитализма). Более того, в попытках оправдать отход от прежнего понимания принципа мирного сосуществования идеологи КПСС объявили его не более чем новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. С этого же времени введена в оборот и идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем.

    Основными задачами во внешней политике оставались:

  • устранение угрозы распада социалистической системы, ее сплочение
    в политическом, военном и экономическом отношениях;
  • нормализация отношений между Востоком и Западом («сосуществование в сотрудничестве»). Этот курс был взят только после обострения в начале 70-х гг. конфликта с Китаем и начала сближения последнего с Соединенными Штатами, когда советские руководители почувствовали возникновение
    новой опасности;
  • поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира». Эта политика была особенно активна (иногда перерастала в прямую
    интервенцию) в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере
    влияния СССР (например, Афганистан).

    Советское руководство по-прежнему исходило в своей внешней политике из тезиса о радикальном изменении соотношения сил на международной арене, связанном с ослаблением глобальных позиций США и союзных им держав.

    К концу 60—началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием разных соглашений в 1971 г. Л. И. Брежневым и новым президентом Франции Ж. Помпиду.

    Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений, В мае 1972 г. в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ).

    В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении. В 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях. Подписана целая серия документов о развитии сотрудничества между СССР и США и в других областях. Летом 1975 г. состоялся совместный космический полет двух кораблей — «Аполлон» и «Союз».

    В 1975г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США и Кана-Дьг. Участниками был подписан Заключительный акт Совещания. Его основа — Декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях:

  • суверенное равенство;
  • взаимный отказ от применения силы или угрозы силой;
  • нерушимость границ;
  • территориальная целостность государства;
  • мирное урегулирование споров;
  • невмешательство во внутренние дела;
  • уважение прав человека и основных свобод;
  • равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  • сотрудничество между государствами;
  • добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепринятых принципов и норм права.

    Непросто складывались отношения СССР со странами социалистического. В большинстве стран Восточной Европы назревали, а в чем-то шли быстрее кризисные явления в политической и экономической жизни.

    В 1968 г. в Чехословакии начался процесс обновления, отказа от деформированного социализма, несшего на себе все черты сталинской модели. Реформы начали часть руководителей компартии Чехословакии во главе с А. Дубчеком под лозунгом построения «социализма с человеческим лицом».

    21 августа 1968 г. части Советской Армии перешли границу ЧССР. Вместе с ними были части ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии. Эта была агрессивная акция против суверенной страны.

    В дальнейшем политика разрядки усилила антитоталитарные процессы в странах Восточной Европы. В 1970 г. произошли массовые выступления рабочих в Польше, образовался независимый профсоюз «Солидарность». Продолжали углубляться разногласия между руководством Советского Союза и Китайской Народной Республики, вызванные в основном субъективными причинами.

    Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех сферах сотрудничества осложнялся пропагандистскими обвинениями друг друга, хотя идеологические разногласия не должны были влиять на политическое и экономическое сотрудничество двух социалистических стран. Ситуация усугубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом (1969 г.). Наиболее крупным из них стало вооруженное столкновение в районе о. Даманский на р. Уссури (ныне, после демаркации границы, отошедшего к Китаю). В результате этого на Дальнем Востоке и советско-китайской границе была сконцентрирована немалая часть Вооруженных Сил СССР, что объективно дестабилизировало обстановку в этом регионе.

    Более того, в военно-политическом руководстве страны вызревала идея неизбежности войны с Китаем. В мире распространялись слухи о неизбежности превентивного ядерного удара по Китаю. Сами попытки сближения с США имели цель не допустить их сближения с Китаем.

    Во время кровопролитной войны США во Вьетнаме, достигшей своей кульминации в конце 60—начале 70-х гг., СССР оказал значительную военно-техническую, материальную помощь Демократической Республике Вьетнам, подвергшейся массированным бомбардировкам американской авиации.

    Итак, если период 60—середины 70-х гг. был отмечен значительной международной активностью, то с конца 70-х до конца 80-х разрядка сменилась новым витком гонки вооружений. Развитие событий пошло по пути нагнетания страха, уничтожения доверия, подрыва достижений разрядки. Обострение отношений сопровождалось опасным и дорогостоящим взлетом гонки вооружений.

    Одной из причин обострения международной напряженности явилась политика, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» США и СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений в конечном итоге и саму возможность ядерной войны. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил между Востоком и Западом. Нарастало и противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

    По официальным данным (которые предстоит изучить и подвергнуть тщательной проверке), в этой необъявленной войне погибло более 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено, более 300 пропали без вести или попали в плен. Общие потери афганского народа составили около 1 млн человек.

    Участие Советского Союза в Афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

    Таким образом, внешняя политика Советского Союза в 1965—1985 гг. прошла непростой путь — от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) к разрядке международной напряженности (70-е гг.) и от нее — к новому обострению международных отношений (в конце 70—начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны. Главной причиной этого явились не только взаимное недоверие между Востоком и Западом, продолжение гонки вооружений, но и крайняя идеологизация внешней политики.

    3. IV-Я ПЯТИЛЕТКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

    После окончания Великой Отечественной войны перед страной с населением в 160 млн. человек встала небывалая сложная задача: в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить экономику ранее оккупированных территорий, быстрыми темпами перевести промышленные предприятия на мирные рельсы. Подниматься пришлось в буквальном смысле из руин. За годы войны страна потеряла около 27 миллионов своих граждан, а также понесла колоссальный материальный урон, который исчислялся астрономической суммой — около 3 триллионов рублей. Восстановление хозяйства необходимо было начинать с демобилизации огромной армии, которая к концу войны насчитывала 11,4 млн человек. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава Советских Вооруженных Сил. Процесс демобилизации завершился в основном лишь в 1948 г. Всего из армии было уволено 8,5 млн человек. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялись на восстановление крупнейших промышленных объектов, а также в сельское хозяйство.

    Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работу в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн человек, многие из которых стали так называемыми спецпереселенцами или «пораженными в правах».

    Для перехода к мирной жизни осуществлялись меры, направленные на возобновление нормального режима труда. 4 сентября 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное военное положение, возобновлены ежегодные оплачиваемые отпуска, восстановлен 8-часовой рабочий день.

    Процесс перехода от военного производства к мирному (конверсия) был чрезвычайно сложным. Он требовал определения новых народнохозяйственных пропорций, перераспределения материальных, финансовых и людских ресурсов между отраслями хозяйства и экономическими районами с учетом возникновения в период войны совершенно новых промышленных районов на Урале, в Сибири и Средней Азии. Следовало перевести предприятия на выпуск продукции народного потребления, изменить технологию производства, оснастить его новым оборудованием, переучить кадры. Исходя из сложившихся новых условий, первая сессия Верховного Совета СССР 18 марта 1946 г. утвердила план четвертой пятилетки (1946-1950 гг.).

    Четвёртая пятилетка СССР (1946—1950) — четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Основной хозяйственно-политической задачей пятилетки состояло восстановление пострадавших в годы Великой Отечественной войны районов страны, восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и затем превосхождения этого уровня в значительных размерах.

    Выступая на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы 9 февраля 1946 г., Иосиф Сталин поставил задачу:

    «Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше».

    18 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны. В нём намечалось увеличение (по сравнению с довоенным уровнем) добычи угля на 51 %, нефти — на 14 % (до 35 млн. тонн). На практике производство нефти возросло на 21,7 %, угля — на 57,4 %.

    Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства и превзойти его соответственно на 48 и 23%. Для восстановления промышленности, транспорта, городов и сел, для укрепления обороноспособности и оказания помощи странам народной демократии требовалось огромное количество металла, топлива и оборудования. Таким образом, при распределении национального дохода учитывались не только экономические, но и политические задачи. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Впоследствии в связи с началом «холодной войны» темпы роста военно-промышленного комплекса убыстряются. Сюда направлялись значительные средства, материальные и трудовые ресурсы. Следует заметить, что при восстановлении всех отраслей народного хозяйства акцент делался на экстенсивные методы.

    В 1945 г. объём производства по промышленности в целом составлял 92 % от уровня 1940 г.

    В 1945 г. в топливных отраслях объём производства составлял 77,8 % от уровня 1940 г.

    НПЗ Советского Союза (как и до войны) перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось.

    Добыча нефти в 1945 г. составила 19436 тыс. т.

    Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 г. был в 2,3 раза больше, чем в 1940 г.

    в 1947 г. было произведено 9,6 тыс. легковых машин, в 1950 г. — 64,6 тыс.

    В 1950 г. гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 г.

    Выполнение пятилетки сопровождалось массовым производственным героизмом советских людей. Он проявлялся во внедрении скоростных методов работы, в движении за экономию металла и высокое качество продукции, в движении многостаночников и т.п. На 25% повысилась производительность труда в промышленности по сравнению с предвоенным 1940 г. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73%. Задача восстановления разрушенных в годы войны предприятий была в основном решена к 1951 г. Восстановление промышленности и транспорта привело к росту численности рабочего класса на 11 млн. человек.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00137 sec

WordPress: 22.82MB | MySQL:118 | 1,882sec