Тенденции развития человечества в первобытную эпоху

<

091813 1924 1 Тенденции  развития человечества в первобытную эпоху

Задание 1. Перечислите ведущие закономерности и тенденции развития человечества в первобытную эпоху. Охарактеризуйте наиболее существенные из них. Обоснуйте свой выбор

Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

– каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

– бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

– железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

Второй этап – примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад – XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях – и весь неолит.

Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит – ранний неолит).

Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII-V тыс. до н.э.

Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

– человек австралопитековый;

– человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);

– человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, повлиявший на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый – археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый – палеоантролы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите – неоантропы, современные люди.

Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадии палеолита. В раннем палеолите, в свою очередь, выделяют первичную, шелльскую и ашельскую эпохи.

Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, – промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трех-четырех тысячелетий.

Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.

К неолиту относят период VII-V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.

Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.

С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтун-ская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V-IV тыс. до н.э.

Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла – меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы. Усиливался обмен между племенами продуктами – изделиями и учащались столкновения между ними. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода.

В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многоженство.

В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Перечислите основные процессы и явления социально- экономической истории античных государств. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор

 

История античных государств — это история Древней Греции и Древнего Рима.

Древнегреческую историю специалисты делят на несколько условных периодов:

крито-микенский период и Темные века (3000—1100 гг. до н.э. — 1100—800 гг. до н.э.);

период архаики — 800—500 гг. до н.э.;

классический период (500—336 гг. до н.э.);

эпоха эллинизма (336—З0 гг. до н.э.).

Историю Древнего Рима можно разделить на следующие периоды:

царский период—753—510 гг. до н.э.;

период Республики — 510—31 гг. до н.э.;

период Империи — 31 г . до н.э. — 476 г . н.э.

Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.

Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория Античности.

Минойская цивилизация (Крит)

Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

Микенская цивилизация (Балканская Греция)

Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности.

Полисный период – (XI—IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.) – Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.) – Первый период Античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода Античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э.

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.) – V—IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Первый эллинистический период (334—281 до н. э.) – Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241—197) и Евмене II (197—152), создавались величественные памятники птолемеевского Египта.

Коренное отличие производственных отношений античного способа производства состоит в переходе отношений собственности на более высокий уровень. В Эллинском и Римском государствах впервые осуществляется правовое закрепление института частной собственности. Появление такого института означало разрушение общинных отношений, а причину этого сегодня видят в природно-климатических изменениях, выразившихся в глобальном похолодании I тысячелетия до новой эры. Результатом похолодания становится изменение агрокультуры на территории современной Греции. Производство зерновых, требующее высокого напряжения коллективного труда по орошению, севу и сбору урожая, замещается производством овощных, масличных культур, виноградорством и оседлым скотоводством, допускающими самостоятельное семейное хозяйство. Огромную роль сыграли демографические факторы: избыточный рост населения на территории Греции был поглощен греческой колонизаций средиземноморского и черноморского побережья в VIII–VI в. до н. э. Сокращение численности общин позволило перейти к соседской общине. Наряду с перечисленным различие природных условий в греческих колониях-полисах обеспечило территориальную специализацию и возможность обмена, углублявшие отношения собственности.

Растущий товарообмен, объективная слабость территориально разделенных греческих государств, не обремененных необходимостью поддержания системы орошения, способствовали разделению функций власти и собственности. В 111 г. до н.э. римский сенат принимает закон, который объявлял частной собственностью италийские и провинциальные земли, находившиеся в оккупации частных лиц, и разрешает продажу наделов.

Некоторые российские исследователи для анализа исторических способов производства предлагают использовать показатель социально-экономической эффективности. Под ней понимается соотношение цели производства и средств ее достижения. Социально-экономическая эффективность демонстрирует, с одной стороны, степень устойчивости данной системы, возможность воспроизводства ее на собственной основе, а с другой – ее способность к дальнейшему развитию, движению за собственные пределы. Наиболее удачным, с нашей точки зрения, является предлагаемый показатель социально-экономической эффективности античного способа производства:

Э = (П – К – Ц/Н*В)/К,

где: П – произведенный продукт, К – издержки производства, включая затраты по содержанию рабов, амортизации зданий и сооружений, Ц – цена рабов, Н –среднее число лет жизни рабов в трудоспособном возрасте, В – количество рабов в хозяйстве рабовладельца.

Анализ приведенного соотношения убеждает в том, что основное влияние на эффективность хозяйства, основанного на рабском труде, оказывал способ пополнения контингента рабов. Снабжение хозяйства рабами брало на себя государство. Обычная римская практика предполагала отправку на рынки рабов одной третьей части населения захваченных государств, вторую треть превращали в рабов на месте. Наибольший приток рабов на рынок давали территориальные захваты Рима в III в. до н. э. – I в. н. э. В это время от 25 до 33 процентов населения Италии составляли рабы. Высокое предложение рабов приводило к низким рыночным ценам на них, что позволяло создавать сверхкрупные хозяйства – латифундии. На латифундиях римских владельцев в Северной Африке было занято по несколько десятков тысяч рабов, что потенциально обеспечивало получение эффекта от масштаба.

Достижение Римом во II–III в. н.э. пределов территориальной экспансии перекрыло пути поставки на рынки дешевой рабской силы. Эффективность крупных рабовладельческих хозяйств резко падала, так как возникала необходимость дорогостоящего воспроизводства рабской силы внутри хозяйств.

Снижение экономической эффективности рабовладельческих вилл и латифундий сопрягалось с проблемой нехватки свободных римских граждан для нужд армии. Обе проблемы были решены принятием во II в. н. э. законодательных норм о колонате.

<

Колоном становился римский раб, наделяемый хозяином землей, орудиями труда, получавший возможность создания семьи и самостоятельного труда. Произведенный им прибавочный продукт присваивался землевладельцем в форме близкой земельной ренте. С появлением колонов Рим вступил в феодальный период своей истории. Правовое оформление феодальных отношений связано с выходом эдикта Константина Великого (IV в. н. э.), запретившего свободное перемещение колонов.

Падение Западной Римской империи (конец V в.), оказавшейся не в состоянии противостоять великому переселению народов, с экономических позиций объясняется потерей государством после перехода к колонату почти всех экономических функций, кроме одной – фискальной. Провинции существовали для Рима исключительно как источник налоговых поступлений. Этот факт снижал заинтересованность провинциалов в сохранении империи.

 

Задание 3. Раскройте общие и специфические черты общественно- политического и социально-экономического развития стран Западной Европы и Северной Америки в XX – начале XXI в.

 

В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. В конце XIX в. в одном из фундаментальных сочинений русской историко-социальной литературы, книге «Россия и Европа», Н. Я. Данилевский отмечал «громадные результаты исторической жизни Европы». Народы Европы, по его словам, не только основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения граждан и между собой, и с государством. Это дает основание назвать европейский «культурно-исторический тип… двуосновным с преимущественно научным и промышленным характером культуры в тесном смысле этого слова».

Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914–1918), а Вторая мировая война (1939–1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу.

Беспрецедентный по продолжительности и размерам экономический подъем имел место в США в конце XX – начале XXI в.: доля США в мировом ВВП достигла почти трети (в 2000 г. – 30,4 %). Но события 11 сентября 2001 г. положили начало новому этапу в политическом развитии всего мира. Ликвидация последствий теракта в Нью-Йорке продемонстрировала мощь «одинокой сверхдержавы», как стали называть свою страну граждане США. Одновременно эти трагические события показали слабость позиций других развитых стран, острейшую необходимость для них укрепления своего экономического, научно-технического и военно-политического потенциалов. И прежде всего это касается Европы, которая долгое время считалась вторым «центром» современного мира. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

В декабре 2002 г. на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г. 10 новых членов. Завершение процесса объединения европейских стран в 2010 г. будет означать решительный шаг вперед к созданию «супергосударства». Валовый внутренний продукт (ВВП) 25 государств – членов ЕС превысит 10 трлн долл. А численность населения в ЕС возрастет приблизительно до 454 млн человек (в 2002 г. – 452,2 млн человек). Существенно увеличится весь ресурсный потенциал стран ЕС.

Но главное – Объединенная Европа станет инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене.

Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди, – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу»

Исходным моментом создания Европейского союза принято считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего ввести общее руководство всей добычей угля и производством стали Франции и ФРГ. В результате в 1951 г. был подписан и в июле 1952 г. вступил в силу парижский «Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)». В объединение вошли б государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция и Италия. В 1957 г. был подписан римский «Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом)». В 19б7 г. произошло слияние всех региональных организаций, и с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992) ЕЭС стало называться Европейским союзом.

Интеграционный процесс идет в двух направлениях – вширь и вглубь. Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр. Сегодня в состав ЕС входят 25 стран.

Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения хозяйственного взаимодействия стран – участниц Евросоюза:

– первый этап (1951–1952) является своего рода вступлением;

– центральное событие второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в.) – создание зоны свободной торговли. Затем был создан таможенный союз. Крупным завоеванием стало решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц от конкурентов из других стран;

– на третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования стали валютные отношения;

– четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы);

– на пятом этапе (с начала 90-х годов XX в. до настоящего времени) началось формирование экономического, валютного и политического союза (введение единого гражданства ЕС наряду с национальным, единой валюты и банковской системы и др.). Подготовлен проект Конституции Евросоюза, которая должна быть утверждена на референдумах всех стран – членов ЕС.

Создание Евросоюза было обусловлено рядом причин, прежде всего тем, что именно в Западной Европе после окончания Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между глобальным характером современной экономики и узкими национально-государственными границами ее функционирования, что выражалось в интенсивной регионализации и транснационализации именно этого региона.

Кроме того, вплоть до начала 90-х годов XX в. стремление западноевропейских стран к объединению объяснялось острой конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная политическая причина интеграции состояла в стремлении стран Западной Европы преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность военного противостояния на континенте в будущем.

В последние годы заокеанская пресса все чаще стала называть Соединенные Штаты Америки «одинокой сверхдержавой». При этом имеется в виду не только распад СССР – другой сверхдержавы мира, но и усиление мощи самих США, что привело к формированию новых отношений между странами.

Уже с конца XIX в. США стали лидером в мировой экономике. Но особенно большие изменения в экономическом развитии страны произошли в конце XX – начале XXI в. В специальном выпуске «Мир в 2000 году» британского журнала «The Economist» утверждалось: «Соединенные Штаты Америки с шумом и грохотом несутся вперед. В начале 2000 г. они поставят новый рекорд самого долгого непрерывного развития экономики». И действительно поставили: удельный вес США в мировом ВВП увеличился с 20 % в начале 90-х годов XX в. до 30,4 % в 2000 г.

Соединенные Штаты Америки превратились в крупнейшую торговую державу мира. За 1960–2000 гг. их объем международного товарооборота вырос в 57 раз. На долю США сейчас приходится примерно половина мировых заемных средств. Накопленные зарубежные прямые американские инвестиции достигают 25 % мировых. Их общий объем превышает инвестиции Великобритании и Японии, вместе взятые.

В современных условиях США стали обладать самым крупным в мире научно-техническим потенциалом. Здесь расходуется половина всех средств стран мира на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Здесь же сосредоточено 75 % банков данных, имеющихся в развитых странах. Доля США в мировом производстве наукоемкой продукции превышает 36 %.

Сильной стороной американской экономики является наличие высококвалифицированных кадров. Образование ниже среднего имеют лишь около 11 % взрослых американцев.

В 90-е годы XX в. в США резко ускорилось развитие новейших технологий. Компьютеризация охватила все сферы хозяйства. В настоящее время примерно половина компьютеров мира работает в США. Примерно 75 % американских семей владеют компьютерами, причем многие имеют выход в Интернет.

Экономические и научно-технические достижения послужили основой для разностороннего укрепления военно-политического потенциалаСША. Здесь постоянно осуществляется модернизация вооруженных сил, в основе которой лежит совершенствование современного оружия. Возникают качественно новые виды боевой техники, разрабатываются новые способы ее применения. В настоящее время, как считают военные специалисты, внедрение новейших технологий идет невиданными ранее темпами.

Резкое усиление экономической, научно-технической и военной мощи США приводит к изменениям в направлении политической деятельности американской элиты. Приход к власти (дважды!) Дж. Буша-младшего – яркий тому пример.

В США говорят о триумфе республиканской концепции односторонности. Во внешней политике это означает проявление максимальной свободы в отношениях с союзниками, потенциальными партнерами и противниками. Отсюда – неприятие любых формализованных договоренностей, опора на собственные возможности, что позволяет обеспечить оперативность реализации военных и внешнеполитических решений.

Однако подобное поведение наталкивается на сопротивление других участников международных экономических и политических отношений – прежде всего ряда стран Европы. Международную деятельность руководителей этих стран довольно точно отражает лозунг: «Европа жаждет независимости». С одной стороны, речь идет о стремлении усилить позиции Евросоюза в мировой экономике, опираясь на научные достижения и новейшие технологии, развивая передовые отрасли. С другой стороны, есть желание укрепить военно-стратегический потенциал и политические позиции ЕС в современном мире.

Главное направление деятельности Евросоюза – научно-техническое развитие. В 1981–1995 гг. в странах Западной Европы имел место значительный рост расходов на научные исследования и разработки. Так, в ФРГ, Франции, Великобритании и Италии эти расходы увеличились в среднем в 1,4 раза (в США – в 1,6 раза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения России (IX – начало XXI в.).

 

Историю отечественной культуры можно условно разделить на четыре периода. Первый период – допетровский – связан с правлением династии Рюриковичей и охватывает IX–XVI вв. Второй период – петровский – совпадает по времени с эпохой правления династии Романовых (1613–1917). Третий период – советский – начинается после Великой Октябрьской революции. Четвертый период – это постсоветский период.

В XI-XII вв. письменность и литература достигли своего расцвета. За короткий период Русь прошла путь бесписьменности к высоким образцам словесного искусства. Язык «Слова о полку Игореве» уходит корнями в народную устную поэзию, богат сравнениями, образами. На всей территории Руси основным стал русский язык, несмотря на наличие народных говоров.

Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Переводили, как правило, церковную литературу – Священное Писание, христианские произведения IV-VI вв. (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского), а также патерики (сборники жизнеописаний святых, монахов). Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI – началу XII вв. Среди них «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати». Жанры древнерусской литературы – летописание, житие и поучение (слово), причем последние, как правило, имели назидательный характер. Древнерусская литература была поучительной. Характерно стремление повествовать о реальности, а не о вымышленных событиях.

Крещение Руси положило начало возведению крупных архитектурных сооружений – храмов, монастырей. Первоначально они были деревянными, каменное же строительство возникло в конце Х в. под влиянием Византии. До наших дней дошли величественные памятники древнерусского зодчества: Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире.

Основные принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм, по замыслу древних зодчих, являлся как бы уменьшенным отображением мироустройства. Традиционно купол считался грандиозным символом неба. Центральное пространство храма в плане образовывало крест. При этом русские мастера не слепо копировали церковные сооружения Византии, а создавали оригинальные произведения. Киевская София, конструктивные особенности которой послужили образцом для одноименных соборов в Новгороде и Полоцке, Храм Покрова на Нерли и другие архитектурные шедевры этой поры совершенно оригинальны, они восходят к национальной деревянной архитектуре. В русских храмах воплощена идея космичности человека и человекообразности космоса, характерная для фольклора (подтверждением тому служат названия частей храма: глава, шея (барабан), плечи, подошва, бровки над окнами). Такие отличительные черты древнерусской архитектуры, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность являются наследием русского деревянного зодчества.

В храмовой архитектуре Руси преобладали четырехстолпные храмы. В XII в. архитектура башнеобразного типа стала ведущей. Характерными приемами мастеров стали такие архитектурные элементы, как ярусность закомар-кокошников и пирамидальность венчающей части.

Внутри храмы украшались фресками (живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде) и мозаикой. Иконы были необходимым элементом украшения храма. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, принадлежащее кисти неизвестного греческого живописца XI в. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери». В XIV–XV вв. икона стала самостоятельным национальным искусством. Ярчайший образец древнерусского иконописного искусства – «Троица» Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора. На этой иконе изображены три ангела, символизирующие единство, способное победить ненависть и злобу, разделяющие мир. Андрею Рублеву мы обязаны небывалым взлетом символического искусства. Он трансформировал все предшествующие достижения мировой культуры в области иконописи. Он впервые стал использовать голубой цвет, символизирующий, с одной стороны, холодное и всевидящее небо, а с другой стороны – сочувствие богочеловека по отношению к людям.

Унаследованная от греков иконопись (первыми архитекторами и иконописцами Древней Руси были греки) была переработана русскими художниками в традициях «языческой жизнерадостности». Русские мастера перенимали у византийских лишь технику, интересовались стилем. Выучившись у византийцев, они создавали национальное искусство Древней Руси, использовали языческие символы: солнце изображалось в виде круга, вода – в виде волнистых линий, животные и птицы – в виде сказочных существ.

Начало новой эпохи в истории России положили реформы Петра I (1672 – 1725). Главные культурные преобразования были связаны с процессом секуляризации, охватившим все сферы жизни и разделившим русскую культуру на светскую и религиозную. В XVII в. во всех областях культурной жизни появилось много новых явлений. Суть перемен заключалась – в заметном падении влияния традиционной патриархальной жизни в связи с распространением новоевропейских социокультурных моделей поведения; в бурном развитии науки и техники; в секуляризации социальной жизни, т.е. сокращении власти церкви над обществом, усилении светских элементов. В литературе происходило формирование демократического, светского направлений; в архитектуре – сближение облика культовых и гражданских построек; в науке – рост интереса к обобщению практического опыта.

С конца XVII в. в русской культуре начинается процесс, который принято называть ускоренным развитием, процесс быстрого усвоения достижений европейской культуры и переработки ее применительно к русским условиям. Именно на рубеже XVII–XVIII вв. происходит переворот в культуре, который по своей значимости близок к ренессансному в истории других национальных культур.

Петровские реформы полностью преобразовали Россию. В допетровской России господствовали принципы Домостроя, поддерживавшие строжайшую регламентацию, которая предполагала подчинение более родовитому, знатному и богатому

старого церковнославянского шрифта новым гражданским. В новом алфавите упрощалось начертание букв.

Создание в России периодической печати стало мощным средством просвещения народа.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Возникают первые научно-технические лаборатории.

На волне преобразований русской жизни, инициированных Петром, важнейшим направлением общественной мысли второй половины XVIII – начала XIX вв. становится Просветительство. Просветительская идеология в России имела антикрепостническую направленность. Идеи Просвещения повлияли на формирование идеологии просвещенного абсолютизма. В обществе витала мысль о государстве, возглавляемом мудрым правителем, способным разумно преобразовывать общественную жизнь. Эта мысль была близка Н.И.Новикову, Д.И.Фонвизину, А.П.Сумарокову. Однако не все русские просветители разделяли идеи просвещенного абсолютизма. Так, А.Н.Радищев отводил просветительскую функцию не государству, а лучшим представителям дворянства. Идеальным общественным устройством А.Н.Радищев считал республику с равными правами всех граждан.

Эпоха Просвещения открыла внесословную ценность личности. Во второй половине XVIII в. были распространены теории классовой гармонии, хотя пути ее достижения рисовались различным прослойкам общества по-разному. Идея государственности как некий высший принцип должна была осенять своими крылами союз власть имущих и подданных. К монарху просветители предъявляли предельно высокие требования, так как согласно их концепции чем выше был чин человека, тем больше ответственности перед обществом он имел.

Гражданственно-патриотические идеалы просветительства нашли выражение в искусстве. На XVIII в. пришлось развитие русского классицизма.

В живописи классицизм был ведущим направлением и наиболее полно воплотился в историческом жанре. Идеалы просветительства отражались в трактовке библейских, античных и национально-исторических сюжетов. Тесная связь с современностью и обличительная направленность стали характерными чертами отечественного классицизма. Русский классицизм складывался как художественный стиль, призванный формировать самосознание нации.

Своеобразие русской архитектуры второй половины XVIII в. заключалось в гармоническом сочетании барокко и классицизма. Специфика русского барокко связана с использованием опыта других европейских стилей (классицизма, рококо) и отечественной традиции (см.: Балакина Т.И. История русской культуры. – М.: Аз, 1995.– С. 144). Крупнейшим зодчим середины века был Ф.Б.Расстрелли. Он создавал комплексы парадных интерьеров. Расстрелли соединял роскошь (богатство скульптурного убранства, позолоту) с пространственным размахом. Пластичность и эмоциональность барокко гармонически сливались с гражданским пафосом и ощущением величия человеческого разума, свойственными классицизму. В классицизме воплотились идеи Просвещения, стремление к разумности, «естественности», рациональности. Крупнейшими мастерами русской архитектуры второй половины XIII века были И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, Н.А.Львов. Они заложили основы просветительского классицизма в России. Одно из совершенных творений В.И.Баженова – дом Пашкова в Москве.

В русской литературе классицизм тесно связан с просветительством. Литературу русского классицизма отличали демократические черты. Русский классицизм был проникнут патриотизмом, обличительно-критическим пафосом. В центре внимания литературы – человек-деятель, патриот, гражданин, слуга отечества. Представителями литературы классицизма были А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин. В комедиях Д.И.Фонвизина высмеивались пороки российского общества (невежество, лицемерие, глупость). А.П.Сумароков, преобразовав приемы французского классицизма, создал первую русскую трагедию. Он также занимался публицистикой и, будучи идеологом передового просвещенного дворянства, обличал «знатную чернь».

Прогрессивные устремления русских просветителей способствовали формированию идейно-эстетической платформы революционного романтизма. Романтизм в России был порожден неудовлетворенностью передовой части общества русской действительностью. Он оказался причастным к решению проблем самого различного социально-политического, идеологического и культурного планов. Организаторы декабристских обществ, видя в литературе средство пропаганды борьбы с самовластием, стремились придать поэзии политический характер. Поэзия яркого представителя гражданского романтизма – К.Ф.Рылеева – призывала к высокому служению народу.                            Первоначально романтические идеи несли на себе отпечаток сентиментализма (в раннем творчестве В.А.Жуковского) и анакреонтической «легкой поэзии» (К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский). Раннее творчество А.С.Пушкина (романтические стихотворения, цикл «южных поэм») считается одной из вершин русского романтизма. Ярчайшим представителем литературы русского романтизма был М.Ю.Лермонтов.

Романтизм сыграл свою роль в культурном процессе как непосредственный предшественник реализма.

В середине 30-х годов XIX в. в русской литературе утвердился реализм.

Эпоха декабризма придала русской культуре черты гражданственности и свободолюбия, что нашло яркое выражение в творчестве А.С.Пушкина. Связь поэта с освободительным движением определила появление в русской литературе нового метода воспроизведения действительности, который впоследствии был назван критическим реализмом. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева идеи гражданственности нашли свое продолжение.

В истории отечественной культуры творчество А.С.Пушкина представляет собой целую эпоху. Он вошел в русскую культуру как создатель русского литературного языка. В творчестве А.С.Пушкина нашли отражение все стороны народной жизни.

Классическая литература XIX в. стала больше чем литературой, она стала синтетическим явлением культуры, универсальной формой общественного самосознания. Просвещенные люди ориентировались на высокие литературные образцы, строили свою жизнь в соответствии с ними. Русская литература, с одной стороны была глубоко связана с прошлыми культурными традициями, с другой – впитала лучшие достижения общеевропейской духовной жизни.

В общественной мысли XIX в. с новой силой вспыхнул спор об историческом пути развития России. Западники (П.В.Анненков, И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский и др.) считали, что культура России развивается в общеевропейском русле, что необходимо заимствовать опыт передовых европейских стран. Славянофилы (И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, В.А.Черкасский и др.) отстаивали идею о принципиальной самобытности русской культуры, говорили об особом, отличном от западноевропейского, историческом пути развития России. Помимо западничества и славянофильства, в общественной мысли сохранялось противостояние между консервативными и демократическими силами. К середине XIX в. это противостояние выразилось в оппозиции дворянской и разночинной культур. Представители каждой из этих культур выдвигали свои нравственные и эстетические нормы, политические установки. Главным носителем демократической культуры стала интеллигенция. Появление интеллигенции, то есть слоя людей, принявших на себя ответственность за исторические судьбы народа, непосредственно связано с русским революционно-освободительным движением. Интеллигенция представляет собой специфически российское явление.

Общественная мысль второй половины XIX в. теснейшим образом связана с литературой и литературной критикой. Философские, религиозные, политические искания отразились в творчестве Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова. Русская литература стала нравственным ориентиром для всей европейской литературы, поскольку власть чистогана на Западе губительно сказывалась на моральной стороне жизни людей. Русскую культуру XIX в. определили нравственные ценности, обоснование которых оказалось не идеологическим или научным, а эстетическим, художественным. «Красота спасет мир» – эта фраза Ф.М.Достоевского не случайна, хотя и не имеет под собой реальных оснований. В этическом, познавательном и художественном единстве социального идеала особую роль в то время сыграла эстетическая (художественная) составляющая. Без помощи красоты был бы невозможен реальный дальнейший прогресс человечества.

В XIX в. складывается отечественная музыкальная школа. Образовалось содружество композиторов, известное под названием «Могучей кучки» (М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков). Композиторы стремились к развитию национального стиля, народности и реализма в музыке.

В XIX в. завершается процесс формирования русской национальной школы в изобразительном искусстве. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова, Н.И.Ге основывается «Товарищество передвижных художественных выставок». Позже в «Товарищество» вступили И.Е.Репин, В.И.Суриков и другие художники. Творчество передвижников имело социальную направленность, художники руководствовались методом критического реализма, стремились к правдивому изображению жизни и истории народа.

В XIX в. в России был заметен прогресс во всех сферах общественной жизни: в политике, в промышленности, в науке, в искусстве. В области литературы, живописи, архитектуры, музыки были созданы произведения, ставшие достоянием человечества. Таким образом, XIX в. был ознаменован новым подъемом русской национальной культуры.

На рубеже XIX–XX вв. произошел величайший общекультурный подъем, который определил будущее российского искусства. Политические и социальные потрясения, связанные с революцией 1905 г., войнами, освободительным движением народа рождали потребность в изменении нравственного сознания, в обретении гармонической концепции мира.

В эту эпоху появилась целая плеяда литераторов, художников, музыкантов, философов. В попытке обрести гармонию поэты и художники создавали новые художественные направления, объединялись в группы.

В литературе появляются такие модернистские направления, как символизм (Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт и др.), акмеизм (С.М.Городецкий, М.А.Кузьмин, ранние Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам), футуризм (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников, А.Е.Крученых, В.В.Маяковский) и др. Представители каждого из этих направлений пытались найти свой путь к постижению тайн бытия, понять цель человеческой жизни. Творчество понималось как возможность прорыва к новым реальностям (см.: Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М.: Юрайт-М, 2001. – С. 379–385).

В конце XIX – начале XX вв. роль культурного центра играло творческое объединение поэтов-символистов и художников «Мир искусства» (1898–1924), созданное в Санкт-Петербурге А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым. На смену предметной, социально направленной живописи передвижников приходит беспредметная живопись, ориентированная на «искусство для искусства». Именно в XX в. в русской живописи произошел перелом, связанный с переходом от принципов реализма к новейшим системам художественного мышления. Отечественное искусство не просто вливается в общее русло западноевропейской художественной жизни, но и во многом опережает основные европейские художественные школы.

В изобразительном искусстве произошло усиление выразительного элемента. В области архитектуры и живописи принцип выразительности стал главным (ничто не должно было просто изображаться, даже чувства). Достижения К.С.Малевича, В.В.Кандинского, Э.Лисицкого и других были усвоены Западом. Русский авангардизм положил начало развитию мирового авангардизма. Реализм как художественное направление потерял свою актуальность. Была преобразована вся художественная жизнь.

Огромный подъем русского духа, связанный с торжеством Великой Октябрьской революции, с крушением реакционной силы – царизма – привел к преобразованию всего художественного видения мира. Появилось осознание новой роли художественной формы. В искусстве художественного слова особенно яркими были достижения в области поэзии. Многие поэты стремились к обновлению поэтического языка, провозглашали новые эстетические принципы. В области театра новое слово сказал В.Э.Мейерхольд. Первые годы после Великой Октябрьской революции стали для многих отечественных поэтов, писателей и художников периодом творческого взлета, свободы, раскрепощения.

Большевики приступили к осуществлению новой культурной политики, что предполагало создание особого – пролетарского – типа культуры. Возник Пролеткульт – культурно-просветительская и литературно-художественная организация при Наркомпросе. Деятельность Пролеткульта была нацелена на разрушение старой дворянской культуры и создание пролетарской культуры. Культурная революция мыслилась как часть целого – социалистической революции.

В стране развернулась кампания ликвидации безграмотности. Была создана широкая сеть школ, кружков, курсов, благодаря которым численность грамотных среди взрослого населения резко возросла.

Сменивший Сталина Н.С.Хрущев взял курс на реабилитацию жертв сталинщины. Начался период «оттепели», но и в этот период страной по-прежнему правила партийная бюрократия.

В 60-е гг. одним из следствий временной «оттепели» был поэтический бум: появилась группа молодых поэтов (Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Р.И.Рождественский и др.), сумевших увлечь поэзией молодежь шестидесятых. Казалось, что появилась возможность открыто, смело выразить себя, однако смелость не должна была выходить за рамки дозволенного.

Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 1% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать программа «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы — по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области.

Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных, отношений в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуждены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организаций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры.

Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учреждениями складывается на селе.

Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение творческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библиотекари, сотрудники музеев, парков, артисты театров — все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый отток высококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное число представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в коммерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на коммерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.

Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной тематике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов, новой номенклатуры и т. д. Возросли цены на билеты, что сделало просмотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным.

В то же время рождались новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью отвечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал высокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншлаги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т. д. Интересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую очередь Романа Виктюка, Петра Фоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его деятельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет получил всемирное признание и является гордостью отечественной культуры.

Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечественном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и другие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерческих студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значительной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. Абуладзе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современников отмечены фильмы Э. Рязанова, Н. Михалкова, Л. Шепитько и др.

Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоиздательскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличение книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги свободно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформлению. С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в значительной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизительно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика.

В условиях духовного кризиса общества были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать представители восточных и западных религий и церквей (в том числе представляющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»).

Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская православная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие принятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни.

В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т. п.

Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования, которая переживает глубокий внутренний кризис. Результатом школьной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обучения, частичное повышение зарплаты учителям и постепенное уменьшение опеки над образованием. Российская школа накопила определенный интеллектуальный потенциал — резерв обновления образования, который реализовывали учителя-реформаторы В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, М. И. Щетинин и др.

Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадежно отставала от требований времени. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счет создания альтернативной системы образования. Стали появляться гимназии, колледжи, лицеи и даже университеты.

Главным направлением реформы высшей шкалы, начавшейся в 1987 г., стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип договорных отношений между вузом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение.

В конце 90-х гг. началась разработка проекта 12-летнего школьного обучения, у которого есть свои сторонники и противники. В условиях расширения информационного пространства и объема знаний и одновременно увеличения нагрузки на учащихся существует необходимость в 12-летнем образовании.

Глубокую обеспокоенность в обществе вызывает судьба российской науки. Прикладные отрасли научных знаний получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и негосударственных сферах экономики. В то же время в условиях общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок произошло свертывание фундаментальных исследований. Постепенно научные кадры стали уезжать за границу или переходить в негосударственный сектор. Это вело к тому, что ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов, переосмыслением многих проблем как современности, так и прошлого развития. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование. Ведь история — это огромный массив духовного, социального и культурного опыта, накопленного многими поколениями людей. Историческое образование, по мнению исследователей, помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократизму и односторонности. Оно позволяет сформировать мировоззренческие ориентиры, готовит условия для самоопределения личности, раскрытия ее потенциала, способствует становлению гуманитарной культуры специалистов, преодолению духовного кризиса в обществе.

В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки — Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Повествование о настоящем веке и русской культуре было бы неполным, если бы ученые не обращались к трудам нашего современника, замечательного русского ученого-энциклопедиста Алексея Федоровича Лосева.

Исследователи имеют возможность познакомиться с многочисленными статьями и монографиями, многотомной «Историей России», которая явилась воплощением исторической концепции евразийства, выдающегося русского историка (с 1920 г.— эмигранта) Георгия Владимировича Вернадского.

В 1989—1997 гг. были опубликованы труды последователя Г. В. Вернадского, историка, гуманиста и мыслителя Льва Николаевича Гумилева: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние этногенетического фактора), он, подобно Н. К. Рериху, подтверждает единство Человека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости.

Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, когда народ забывал свои язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие


1.Первобытная эпоха

А.Рыцарская культура

2. Древний мир

Б. Эпоха Просвещения

3. Средневековье

В. Движение хиппи

4. Новое время

Г. Античная культура

5. Новейшее время

Д. Тотемизм

 

1 Д

2 Г

3 А

4 Б

5 В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


 

  1. Балакина Т.И. История русской культуры. – М.: Аз, 2005. – С. 137-138
  2. Всемирная история: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  3. Всемирная история: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  4. Крясняк О.А. Всемирная история. –М.: Либриком, 2009.
  5. Пятецкий Л.М. По тропам российской истории. М., 2008.
  6. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. – СПб.: Лениздат; Изд-во «Союз», 2009.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.97MB | MySQL:126 | 1,786sec