Внешняя политика России в конце начале ХХ века

<

102413 2122 1 Внешняя политика России в конце начале ХХ векаРоссийское государство и общество на рубеже третьего тысячелетия вступили в фазу радикальной трансформации. Идет напряженный процесс поиска дальнейшего пути развития обновленной России. Государство возникает и развивается, прежде всего, из потребности сохранения целостности того или иного этнического массива, разделившегося на отдельные слои, имеющие особые, противоречащие друг другу интересы. Однако эта потребность чаще всего выявляется в весьма жесткой, с использованием, в том числе, и насилия, борьбе социальных групп. Благодаря этому государство обладает определенной независимостью от всех социальных слоев, однако, в то же время, оно отнюдь не свободно от предпочтений по отношению к некоторым из них. Раз возникнув, государство не застывает в неизменном виде, оно развивается, функции его усложняются, расширяется сфера деятельности. Поэтому крайне важно изучать историю развития государства.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

90-е годы прошлого века годы начала реформ, годы глобальных преобразований не только в политической, экономической и культурной сфере, но и в духовной сфере. Менялись не только экономические и политические устои российского общества, но и формировалась новая духовная сфера.

В результате политики «перестройки» международные позиции СССР были подорваны роспуском организации Варшавского Договора и Совета экономической взаимопомощи, выводом советских войск из европейских социалистических стран. Система границ советского государства, сложившаяся после Второй мировой войны, оказалась поломанной: Российская Федерация сохранила 80% бывшей территории СССР. Изменились и морские границы России. Она потеряла морское побережье в Прибалтике, на Украине, в Грузии, ряд современных морских портов, важнейших военно-морских баз на Балтийском и Черном морях.

В конце 90-х гг. Россия испытала серию чувствительных внешнеполитических поражений, нанесших урон позициям страны, осложнивших ее внешнеполитическое положение. Назовем лишь некоторые из них:

2.1.1. Произошло вопреки сопротивлению России расширение НАТО, и процесс расширения пока не остановлен. На борьбу вокруг расширения НАТО были потрачены огромные ресурсы. На два года расширение стало доминирующей темой европейской и особенно российской политики. России был нанесен дополнительный ущерб тем, что на иные вопросы внешней политики у Москвы просто не оставалось временных и дипломатических ресурсов. Возможности России влиять на политику блока через механизм, предусмотренный Основополагающим актом, оказался малоэффективным или недоиспользованным.

2.1.2. НАТО в рамках принятой доктрины «гуманитарной интервенции» вышла за пределы действия Североатлантического Договора и совершила нападение на Югославию. Новая доктрина, весьма вероятно, станет дестабилизирующим фактором международных отношений (будет провоцировать интенсификацию гонки вооружений во многих регионах).

2.1.3. Несмотря на противодействие России, США пошли по пути односторонних действий и нанесли удар по Ираку.

2.1.4. Оказались заметно ослаблены такие международные инструменты по поддержанию мира, как СБ ООН и ОБСЕ, где Россия имеет полновесный голос.

2.1.5. На Россию оказывалось более жесткое, чем в предыдущие годы, финансово-экономическое давление. Несколько раз откладывалось выделение очередных траншей МВФ, неоднократно вводились дискриминационные «анти-демпинговые» санкции.

2.1.6. Значительно понизился, особенно в 1999 г., международный престиж России и ухудшился ее имидж. Это было связано с кризисными явлениями в экономике страны, с признаками дальнейшего разложения государственной власти. В этой ситуации правящие круги, пресса западных стран предприняли усилия, чтобы максимально отгородиться от правящего в Москве режима. Была развязана кампания о всеобщей коррумпированности в России, подпитывавшаяся волной взаимных разоблачений из России.

2.1.7. На Россию начал оказываться беспрецедентный за последние 15 лет информационный и политический нажим по поводу антитеррористической войны в Чечне.

2.1.8. Начали раздаваться разговоры о возможности введения экономических санкций в связи с войной в Чечне, вводиться эмбарго и санкции в связи с якобы имевшими место поставками «ядерных и ракетных технологий» в Иран.

Оказавшись в столь сложном положении, Россия вступила в новый этап мирового развития, который характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел и к окончанию стратегической стабильности мира. Международная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и военной политики к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам. В силу этого политика обеспечения национальной безопасности смещается от направления по линии «Восток-Запад» многосторонним и многочисленным вызовам, исходящим как из Европы, так и из других регионов.

После глобальных трансформаций, сопровождавших Россию с начала 90-х годов 20 столетия, она оказалась в совершенно новой архитектуре международных отношений, которые характеризуются значительными сложностями и проблемами. По своей сути сложившийся миропорядок принципиально мало чем отличается от того, с которым приходилось сталкиваться России на протяжении своей многовековой истории. Все та же настороженность в отношении нашей страны, то же стремление любой ценой уменьшить её роль и влияние на протекание мировых процессов, вытолкнуть Россию на периферию мирового развития и использовать лишь в качестве инструмента при разрешении споров между другими государствами, претендующими на статус великодержавности. Формирование имперской модели международной безопасности способствовало утрате заинтересованности в возрождении России в качестве крупной мировой державы и противовеса в системе баланса сил. Между тем история не раз показывала, что любые попытки унизить Россию, игнорировать её интересы или проводить политику, не считаясь с особенностями страны, историей, культурой и ментальностью народа, могут привести только к дестабилизации в мире.

<

Факт «сокращения» российского пространства, безусловно, очевиден. Но тем не менее Россия продолжает оставаться огромным геополитическим образованием, включенным в тесные связи со многими народами и культурами евразийского пространства. При этом важно отметить, что современная Россия занимает не просто полуокраинное положение по отношению к мировым центрам, как это было до Первой мировой войны, или положение одного из двух полюсов в биполярной системе послевоенного мироустройства (после Второй мировой войны), а срединное пространство между Европой, Дальним Востоком и мусульманским миром. Одновременно она выступает центром притяжения стран постсоветского пространства, составляя тем самым ось новой группировки народов и государств, которые к настоящему времени еще не образуют единого географического региона.

В соответствии с этим положением практически во всех мировых политических и социально-экономических экспериментах Россия выполняет особую роль первопроходца и одновременно является едва ли не главным звеном, удерживающим мировое сообщество от хаоса и катастроф. Для нее исторически характерна жесткая предопределенность быть участником всех основных мировых и региональных процессов и событий. В мировом историческом процессе России не может быть отведена роль простого наблюдателя и статиста: она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов. Поэтому нет сомнений в том, что пока на одной седьмой земного шара Россия существует в качестве полноправного субъекта международной системы безопасности, самодостаточного и сильного государства, она будет преимущественным образом влиять на весь дальнейший ход мирового исторического процесса.

Сегодня, перед лицом новых могущественных производительных сил, которые могут, как осчастливить, так и уничтожить человечество, главная потребность России — поиск новых цивилизационных принципов. Россия, пережившая за исторически краткий промежуток времени столько революций и контрреволюций, включая неоднократную смену социально-экономических формаций, накопила уникальный опыт, позволяющий ей проложить путь в это пространство новых цивилизационных принципов.

Распад союзного государства решающим образом повлиял на уровень экономики, безопасности, качество и образ жизни населения, отношения между образовавшимися здесь новыми государствами.

Особую роль в постсовеском пространстве играют прибалтийские государства, которые решительно направляют свои политические усилия на полный разрыв существовавших раньше взаимосвязей с другими бывшими республиками СССР и, прежде всего, с Россией и ориентированы в своем развитии на Запад, которое, в свою очередь, им активно стимулируется.

Россия сегодня – это великая держава, которая временно переживает значительные экономические, политические и иные трудности, вызванные изменениями в её геоэкономическом и геополитическом положении. Но её перспективы по многим основным аспектам не столько проблематичны, как того хотелось бы противникам (как зарубежным, так и отечественным) великодержавной России.

Достаточно взглянуть на политическую карту, чтобы убедиться в том, что уже сам геополитический масштаб России обрекает её на статус мировой державы, занимающей особое, уникальное место в геостратегической структуре. Генеральный секретарь НАТО М.Вернер не без оснований сетовал, что Россия «слишком большая геополитическая масса», чтобы её просто так сбрасывать со счетов.

В целом Россия по меньшей мере тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому интерес для России представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, а также ближнее зарубежье. Не только для России, но и для мирового баланса сил в целом большое значение имеют отношения по линиям Россия – страны Европейского союза, Россия – НАТО, Россия – США, Россия – Китай, Россия – Япония, Россия – страны Ближнего Востока, Россия – СНГ и др. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя и, следовательно, военная политика России приобретает стратегическое измерение как в её отношениях с соседними странами и регионами, так и в их отношениях с ней. Особое значение геополитическое положение Россия приобретает из-за её близости к некоторым наиболее опасным зонам и эпицентрам этнотерриториальных и других конфликтов.

В силу сложившегося положения, первоочередные задачи России в области обеспечения безопасности состоят в естественном сохранении своих исторических рубежей и отстаивании национальных интересов, обеспечении надежной защищенности своего военно-стратегического пространства. Национальная безопасность России в 21 веке все теснее будет увязываться с безопасностью глобальной и региональной. При этом, с точки зрения национальных интересов, военная безопасность все меньше рассматривается в чистом виде: она неразрывно связана и неотделима от всех других аспектов национальной безопасности – экономической, социальной, политической, информационной, экологической и других.

Особенность геополитического положения России, Белоруссии, Украины и Казахстана состоит в том, что эти страны покрывают обширное пространство Хартленда — срединной части евразийского континента. Тесное сотрудничество этих государств между собой могло бы стать мощным фактором укрепления их геополитических позиций.

Белоруссия и Россия постепенно продвигаются к созданию единого государства, хотя содержание и темпы этого процесса продолжают оставаться весьма скромными.

В отношении Украины, и в меньшей степени Казахстана, мы наблюдает как раз тот случай, когда вектор их внешней политики далеко не всегда направлен в сторону реинтеграции. Украина сделала официальную заявку на вступление в НАТО. На Украине в ряде западных регионов очень сильны антироссийские настроения. Русский язык не получил статус второго государственного, более того, сокращается количество учебных заведений, где он преподается.

Одной из особенностей ряда новых национальных государств, образовавшихся в постсоветском пространстве, является нестабильность внутреннего положения, которая дополняется наличием вооруженных конфликтов, разгоревшихся в начале 90-х гг., и которые в настоящее время переведены в латентную фазу.

Важная геополитическая роль Закавказья состоит в том, что стабильность этого региона является условием стабильности всего юга России.

К особой региональной группе следует отнести закавказские государства – Армению, Грузию и Азербайджан. Эти страны, так или иначе, рассчитывают на поддержку Российской Федерации в решении своих проблем, прежде всего, связанных с урегулированием территориальных конфликтов, которые имели место в начале 90-х гг. и до сих пор продолжают оставаться в «подвешенном состоянии».

Однако, если Грузия все больше ориентируется на США, Турцию и другие страны НАТО, то Армения является стратегическим союзником России, участвуя в Договоре о коллективной безопасности, на территории которого расположена российская военная база. Несмотря на малые территориальные размеры, Армения представляет собой важный геополитический фактор, степень значимости которого не только для Южного Кавказа, но и для соседних регионов несопоставимо выше ее незначительного веса на международной арене.

Азербайджан вместе с Арменией и Грузией образуют буферную зону между Россией и Турцией. Турецкое руководство, поддерживаемое американской администрацией, стремится ликвидировать эту зону, о чем свидетельствуют сообщения о возможности размещения на территории Азербайджана военной базы Турции, США или НАТО.

Несмотря на попытки России сохранить свое влияние в Азербайджане, эта страна все больше тяготеет к США и их союзникам в регионе. Кавказский регион также стал ареной борьбы за влияние, прежде всего, в контексте стратегических отношений России и Запада.

Особую геополитическую группу образуют и
среднеазиатские государства. Несмотря на их участие в СНГ, эти страны испытывают мощное геополитическое влияние с Юга — со стороны Турции, Ирана, Афганистана. В силу своей внутренней политической неустойчивости они могут долгое время оставаться потенциальным или реальным источником напряженности.

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических правовых, этнических связей и отношений. Произошла смена парадигмы национальной безопасности, что, в свою очередь, позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире, систему её национальных интересов, возможностей и путей их достижения с учетом изменившихся тенденций в политике и политической деятельности российского руководства и правящих элит ряда ведущих государств.

В начале 21 века перед Россией открылись новые возможности и перспективы развития, основанные на изменившихся ценностных установках и ориентирах, воспринятых не только высшими органами центральной власти, но и субъектами федерации, общественными, научными и другими организациями и объединениями.

Создание новой России предполагает определение долговременных стратегических задач и приоритетов в осуществлении политики национальной безопасности, разработки концептуального документа, в котором на основе анализа и оценки положения нашей страны в современном мире, внутренних и внешнеполитических тенденций её развития, формулировалась система национальных интересов и целей, возможностей их достижения, определялись и обосновывались ключевые направления обеспечения национальной безопасности в 21 веке по всем векторам огромного российского пространства.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ в январе 2000г., явилась первой попыткой выделить национальную безопасность в одну из главных проблем российского общества. В ней сформулированы в системном виде интересы личности, общества и государства, определены основные угрозы этим интересам в различных сферах жизнедеятельности, даны важнейшие направления предотвращения и нейтрализации угроз.

В целом Россия по меньшей мере тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому интерес для России представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, а также ближнее зарубежье. Не только для России, но и для мирового баланса сил в целом большое значение имеют отношения по линиям Россия – страны Европейского союза, Россия – НАТО, Россия – США, Россия – Китай, Россия – Япония, Россия – страны Ближнего Востока, Россия – СНГ и др. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя и, следовательно, военная политика России приобретает стратегическое измерение как в её отношениях с соседними странами и регионами, так и в их отношениях с ней. Особое значение геополитическое положение Россия приобретает из-за её близости к некоторым наиболее опасным зонам и эпицентрам этнотерриториальных и других конфликтов.

В силу сложившегося положения, первоочередные задачи России в области обеспечения безопасности состоят в естественном сохранении своих исторических рубежей и отстаивании национальных интересов, обеспечении надежной защищенности своего военно-стратегического пространства. Национальная безопасность России в 21 веке все теснее будет увязываться с безопасностью глобальной и региональной. При этом, с точки зрения национальных интересов, военная безопасность все меньше рассматривается в чистом виде: она неразрывно связана и неотделима от всех других аспектов национальной безопасности – экономической, социальной, политической, информационной, экологической и других.

Национальные интересы России не ограничиваются в пространстве. Они в значительной мере определяются многосторонним воздействием внутренних и внешних факторов, которые, в свою очередь, подвержены временной зависимости. Например, для Российской Федерации на период до 2015 г. на глобальном уровне приоритетными национальными интересами являются следующие:

— сохранение за Россией статуса великой державы;

— активное и полноправное участие в построении такой системы международных отношений, в которой она занимала бы место, в наибольшей степени соответствующее ее статусу великой державы;

— предотвращение, локализация и прекращение войн и вооруженных конфликтов, предоставляющих угрозу международной и региональной безопасности, полноценное участие наравне с другими странами в процессе миротворчества;

— защита окружающей среды на глобальном уровне, предотвращение мировых экологических катастроф;

— борьба с терроризмом, наркобизнесом , незаконным вывозом и торговлей оружием и другими видами международной преступности.

На региональном и субрегиональном уровнях жизненно важными интересами России на ближайшую перспективу являются:

— обеспечение стабильного и безопасного международного окружения территорий государства, а также продвижение и закрепление военно-политических и экономических позиций России на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества;

— развитие всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами, особенно на постсоветском пространстве и участие в развитии интеграционных процессов между ними на основе взаимных интересов;

— урегулирование этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве;

— обеспечение безопасности внешних границ СНГ;

— урегулирование статуса и положения российских войск, размещенных за пределами России;

— обеспечение прав русскоязычного населения в странах «ближнего зарубежья».

Из правильного понимания всего спектра национальных интересов России как великой державы – глобальных, региональных и субрегиональных следует, что их защита является и условием, и средством обеспечения национальной безопасности нашего государства, сохранения его целостности, независимости, стабильности и способности к эффективному функционированию и устойчивому развитию. Это и является главным смыслом, сутью национальной безопасности любого государства, любого общества.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00051 sec

WordPress: 21.55MB | MySQL:121 | 1,368sec