Восстановления хозяйства СССР

<

102213 1908 1 Восстановления хозяйства СССРС окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей.

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Произошли изменения в структуре государственных органов и формах руководства народным хозяйством. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). В соответствии с задачами мирного времени была проведена реорганизация некоторых военных наркоматов, на их базе создавались новые (наркомат машиностроения и приборостроения на базе наркомата минометного вооружения и др.).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального режима труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливались 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет на Ш и IV кварталы 1945 г. и на 1946 г. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики, В августе 1945 г. Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства.

После окончания Великой Отечественной войны перед страной с населением в 160 млн. человек встала небывалая сложная задача: в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить экономику ранее оккупированных территорий, быстрыми темпами перевести промышленные предприятия на мирные рельсы. Подниматься пришлось в буквальном смысле из руин. За годы войны страна потеряла около 27 миллионов своих граждан, а также понесла колоссальный материальный урон, который исчислялся астрономической суммой — около 3 триллионов рублей. Восстановление хозяйства необходимо было начинать с демобилизации огромной армии, которая к концу войны насчитывала 11,4 млн человек. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава Советских Вооруженных Сил. Процесс демобилизации завершился в основном лишь в 1948 г. Всего из армии было уволено 8,5 млн человек. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялись на восстановление крупнейших промышленных объектов, а также в сельское хозяйство.

Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работу в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн человек, многие из которых стали так называемыми спецпереселенцами или «пораженными в правах».

Для перехода к мирной жизни осуществлялись меры, направленные на возобновление нормального режима труда. 4 сентября 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное военное положение, возобновлены ежегодные оплачиваемые отпуска, восстановлен 8-часовой рабочий день.

Процесс перехода от военного производства к мирному (конверсия) был чрезвычайно сложным. Он требовал определения новых народнохозяйственных пропорций, перераспределения материальных, финансовых и людских ресурсов между отраслями хозяйства и экономическими районами с учетом возникновения в период войны совершенно новых промышленных районов на Урале, в Сибири и Средней Азии. Следовало перевести предприятия на выпуск продукции народного потребления, изменить технологию производства, оснастить его новым оборудованием, переучить кадры. Исходя из сложившихся новых условий, первая сессия Верховного Совета СССР 18 марта 1946 г. утвердила план четвертой пятилетки (1946-1950 гг.).

Четвёртая пятилетка СССР (1946—1950) — четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Основной хозяйственно-политической задачей пятилетки состояло восстановление пострадавших в годы Великой Отечественной войны районов страны, восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и затем превосхождения этого уровня в значительных размерах.

Выступая на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы 9 февраля 1946 г., Иосиф Сталин поставил задачу:

«Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше».

18 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны. В нём намечалось увеличение (по сравнению с довоенным уровнем) добычи угля на 51 %, нефти — на 14 % (до 35 млн. тонн). На практике производство нефти возросло на 21,7 %, угля — на 57,4 %.

Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства и превзойти его соответственно на 48 и 23%. Для восстановления промышленности, транспорта, городов и сел, для укрепления обороноспособности и оказания помощи странам народной демократии требовалось огромное количество металла, топлива и оборудования. Таким образом, при распределении национального дохода учитывались не только экономические, но и политические задачи. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Впоследствии в связи с началом «холодной войны» темпы роста военно-промышленного комплекса убыстряются. Сюда направлялись значительные средства, материальные и трудовые ресурсы. Следует заметить, что при восстановлении всех отраслей народного хозяйства акцент делался на экстенсивные методы.

В 1945 г. объём производства по промышленности в целом составлял 92 % от уровня 1940 г.

В 1945 г. в топливных отраслях объём производства составлял 77,8 % от уровня 1940 г.

НПЗ Советского Союза (как и до войны) перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось.

Добыча нефти в 1945 г. составила 19436 тыс. т.

Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 г. был в 2,3 раза больше, чем в 1940 г.

Выполнение пятилетки сопровождалось массовым производственным героизмом советских людей. Он проявлялся во внедрении скоростных методов работы, в движении за экономию металла и высокое качество продукции, в движении многостаночников и т.п. На 25% повысилась производительность труда в промышленности по сравнению с предвоенным 1940 г. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73%. Задача восстановления разрушенных в годы войны предприятий была в основном решена к 1951 г. Восстановление промышленности и транспорта привело к росту численности рабочего класса на 11 млн. человек.

Перестройка народного хозяйств и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. 1946 г. явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжалась электрификация производства.

Большой объем индустриальных работ был осуществлен в республиках и областях, включенных в состав СССР накануне второй мировой войны. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая в электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.

В 1947 г. было произведено 9,6 тыс. легковых машин, в 1950 г. — 64,6 тыс.

В 1948 г. под Челябинском состоялся запуск первого атомного реактора и вступил в эксплуатацию радиохимический завод по выделению плутония из урана. Это позволило приступить к испытанию атомного оружия. 29 августа 1949 г. на ядерном полигоне под Семипалатинском была испытана первая советская атомная бомба.

В декабре 1947 г. была отменена карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Одновременно прошла денежная реформа, в ходе которой был произведен обмен старых денег на новые из расчета 10 : 1. Реформа оздоровила финансовую систему, но на практике привела к изъятию у населения наличных средств и отрицательно сказалась на благосостоянии советских людей. После 1947 г. происходило понижение розничных цен в городах. За период с 1947 по 1950 г. они снижались в пять раз.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий.

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели к росту численности рабочего класса.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почтя на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких дет на село почтя не поставлялась новая техника. Положение дел в агросекторе экономики осложнялось тем, что в 1946 г. сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. В 1947— 1948 гг. только в РСФСР от голода и связанных с ним болезней умерло около 1 млн. человек.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства агросферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники.

В 1950 г. гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 г.

До весны 1956 г. перемены в политической сфере советского общества были малозаметны. В 1954—1955 гг. было освобождено всего несколько тысяч политзаключенных. Некоторые перемены произошли в аппарате управления, где развернулась борьба против бюрократических методов управления. На регулярной основе стали работать Президиумы Верховных Советов союзных республик, была восстановлена роль Пленумов ЦК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

 

Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденции к относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, не только прорвали «железный занавес», но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней.

<

В августе 1946 г. был создан новый журнал «Партийная жизнь», призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, «страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов.

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Один из первых ударов был нанесен по отечественной литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике подверглись М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, названные в постановлении «пошляками и подонками литературы». В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует «гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность» с целью дезориентации советской молодежи, «изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме», а Ахматова является типичной представительницей «чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», пропитанной «духом пессимизма и упадочниства… старой салонной поэзии». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А.А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.А. Исаковский — за пессимизм стихов «Враги сожгли родную хату». Критике подверглись драматург А.П. Штейн, писатели Ю.П. Герман и Э.Г. Казакевич, М.Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в прямые репрессии. В ходе борьбы с «космополитами» были расстреляны П.Д. Маркиш и Л.М. Квитко, велось следствие по «делу» И.Г. Эренбурга, В.С. Гроссмана, С.Я. Маршака.

В дальнейшем были приняты и другие постановления по проблемам литературы: «О журнале «Крокодил» (1948 г.), «О мерах по улучшению журнала «Огонек» (1948 г.), «О журнале «Знамя» (1949 г.), «О недостатках журнала «Крокодил» и мерах его улучшения» (1951 г.)

и др. Итогом «борьбы за чистоту литературы» стало закрытие ряда журналов, запрещение литературных произведений, «проработка», а порой и репрессирование их авторов, а главное — застой в отечественной литературе.

Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм». А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают «примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами», а события изображены «надуманно и лживо». Критиковался Комитет по делам искусств за наличие в репертуаре пьес, «идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож», за «внедрение в репертуар театров пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль».

4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвященное критике «безыдейности» ряда кинофильмов. В их числе были названы фильмы: «Большая жизнь» (2-я серия) Л.Лукова, рассказывающей о трудностях восстановления Донбасса после войны (бал раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников» и отсутствие показа «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в годы сталинских пятилеток»); «Адмирал Нахимов» В.И. Пудовкина; «Иван Грозный» (2-я серия) С.М. Эйзенштейна (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя — нерешительного и бесхарактерного, «типа Гамлета», неправильно, в негативном виде показана опричнина). Критике были подвергнуты также выдающиеся кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.

Развивая идеи этих постановлений, специально созданный властями еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 г. начал массовую компанию против «декадентских тенденций» в театре и потребовал исключения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов.

В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, «Поэмы» Ф.И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В.И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где критике подвергся Мурадели за «пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности».

Критиковались также и другие композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский. После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Произведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры отказались от их услуг. Вместо их произведений звучали хоровые и сольные восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих под руководством партии райскую жизнь на земле.

Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало ее от лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь — в освоении огромного классического наследия.

В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них возвратили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на загнивание. Творческая атмосфера не была утрачена и после победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее представителями — для сведения счетов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких «дискуссий» стала дискуссия по проблемам биологии. Ее инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина Т.Д. Лысенко. Сделав головокружительную карьеру в 30-е гг. на критике «кулаков от науки». Добившись ареста в 1940 г. академика Н.И. Вавилова (умер в саратовской тюрьме в 1943 г.), Лысенко в 1947-1948 гг. возобновил атаку на генетиков и биологов-менделистов. Началась компания в печати, направленная на шельмование «антидиалектической» генетики и ее представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах. Критика «мухолюбов-человеконенавистников» завершилась тем, что на августовской (1948 г.) сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики (несколько сот человек) были изгнаны из академии, лишились возможности заниматься исследовательской работой. Вместе с ними оказалась на долгие годы в «изгнании» и сама генетика, в которой отечественные ученые в 30-е гг. занимали ведущие позиции.

В 1950 г. Сталин принял личное участие в научной дискуссии по проблемам языкознания. Лингвистика была лишь поводом для постановки вопроса о взаимоотношениях базиса и надстройки. Сталин в ходе дискуссии «научно доказал» абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Ф. Энгельса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.

Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к укреплению безраздельного влияния концепции «Краткого курса» для оправдания существующего положения вещей. В ходе этих дискуссий, например, прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и его опричники, боровшиеся с боярской оппозицией почти сталинскими методами. Лидеры национальных движений (например, Шамиль) были объявлены платными агентами зарубежных спецслужб. Полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор. В гротескном виде были показаны многие исторические деятели царской России. Множество имен и событий, не вписывавшихся в сталинскую концепцию, были надолго забыты.

Борьбой с влиянием западных философских концепций была пронизана критика книги Г.Ф. Александрова, руководителя отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), «История западно-европейской философии» (автора объявили в терпимости к идеалистической, буржуазной и декадентской философии, отсутствии должной полемичности) и другие философские дискуссии.

Экономические дискуссии, начало которым было положено еще в годы войны работами академика Е.С. Варги (по проблемам развития мирового капитализма), завершились с выходом в свет работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.), отвергавший любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей еще большее огосударствление экономической жизни в СССР.

Таким образом, если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к выполнению функции очередного «приводного ремня» в обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.

3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

 

1945 год открыл новую страницу в истории XX в. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад—Восток главная роль принадлежала теперь Соединенным Штатам Америки и Советскому Союзу.

Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было противоречивым.

Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. СССР извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире. В то же время в области некоторых видов военной технологии и США и Великобритания далеко обогнали СССР.

Советские руководители ясно осознавали уязвимость страны, несмотря на то, что СССР стал одной из великих держав. Включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сфер советского влияния. Эти два взаимоисключающие подхода отражались в позициях, дискутировавшихся в партийном руководстве.

Первый, защищавшийся в 1945 г. группой Жданова — Вознесенского, исходил из традиционного тезиса о неизбежности развития в мирное время «межимпериалистических противоречий», прежде всего между Великобританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсном мире и препятствовать образованию «единого империалистического фронта». Второй подход, поддерживаемый Маленковым и Сталиным, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

В 1945 г. СССР, имея дипломатические отношения с 52 государствами, заключил мирные договоры со многими бывшими союзниками Германии. В то же время намечается охлаждение в отношениях с собственными союзниками по антигитлеровской коалиции. Сам СССР строил свой внешнеполитический курс, исходя из тезиса о разделе мира на два противоположных лагеря (впервые сформулирован в сентябре 1947 г. в Польше в докладе А. А. Жданова «О международном положении»).

Внешняя политика развивалась по следующим направлениям:

1) отношения с бывшими союзниками: борьба за сферы влияния в Европе, проблемы послевоенной Германии; работа СССР против пропаганды и развязывания новой войны;

  1. отношения со странами социалистического лагеря: экономическая по
    мощь, политическое давление, конфликты;
  2. деятельность СССР в ООН.

    С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» — такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40—начала 90-х гг. Он характеризовался, прежде всего, враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министром иностранных дел СССР начального периода «холодной войны» был В. М. Молотов, а с 1949 г. по 1953 г. — А. Я. Вышинский.

    Началом холодной войны принято считать речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г., где он говорил о коммунистической угрозе. В феврале 1947 г. в послании Конгрессу президент США Г. Трумэн развернул программу мер по спасению Европы от советской экспансии: экономическая помощь, образование военно-политического союза под эгидой США, размещение военных баз США вблизи советских границ, поддержка внутренних оппозиций в странах Восточной Европы, в случае необходимости — использование вооруженных сил против СССР и т. д.

    Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла (разработан госсекретарем США Дж. Маршаллом). Программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

    Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

    Противостояние двух блоков государств проявилось в целом ряде кризисных ситуаций, особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. Мирная конференция в Париже (1946) закончилась неудачно, не привела бывших союзников к согласию по проблеме воссоединения Германии. Целый ряд последующих акций обеих сторон вел лишь к расколу Германии: западные страны отказывались признать точную границу Германии по рекам Одеру и Нейсе, СССР в своей зоне оккупации проводил социально-экономические преобразования (национализация промышленности, аграрная реформа) по советскому образцу, западные державы провели выборы в западногерманское учредительное собрание и ввели в обращение новую денежную единицу, СССР установил транспортную блокаду Западного Берлина (1948).

    В результате в 1949 г. образовались два германских государства – ФРГ и ГДР. В начале 50-х гг. германский вопрос вновь обострился в связи с перевооружением ФРГ и попытками вступления ее в НАТО.

    Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х гг. в связи с Корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

    Запад стал активно поддерживать антисоциалистические силы и движения внутри «социалистического лагеря» — в СССР и странах Восточной Европы.

    Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта.

    В 1947 г. на совещании представителей коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро.

    В 1949 г. образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), призванный организовать и обеспечить экономическую поддержку «странам народной демократии», входящим в сферу влияния СССР. А в 1955 г. в ответ на враждебную политику западных держав создана Организация Варшавского Договора. Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

    Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах.

    В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Нации (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

    Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х гг. Свыше 115 млн граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.).

    На XX съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма».

    В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А. А. Громыко. Основные направления внешней политики:

  3. развитие отношений со странами «социалистического лагеря»;
  4. новый курс в отношениях со странами Запада;
  5. поддержка стран «третьего мира»;
  6. СССР в борьбе за мир и разоружение.

    Экономические отношения социалистических стран, в том числе координация их народно-хозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение социалистических стран Европы.

    Участниками Организации Варшавского Договора стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Вместе с тем во взаимоотношениях государства все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, признаны многовариантность путей движения к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы.

    В конце 50-х гг. осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

    В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР велась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов (оформлен военно-политический блок в Юго-Восточной Азии — СЕАТО). Военно-политические блоки создавались для сдерживания влияния «социалистического лагеря» и национально-освободительного движения колониальных народов.

    На протяжении 1954—1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния войны с Японией, в сентябре 1959 г. Н. С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром. Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом оставалась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуации. 13 августа 1961 г. на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.

    Новый поворот к «холодной войне», вызванный как разочарованием советской дипломатии в результативности ее «миролюбивых» устремлений и давлением военных на политиков, так и внутриполитической, усугубленной экономическими трудностями необходимостью поддержания образа «внешнего врага», произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет.

    Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную экономическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло решение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении. Противостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских — из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Между президентом Д. Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была установлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь.

    В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке провел серию сокращений вооруженных сил (с 5,8 млн человек в 1955 г. до 2,5 млн в 1960 г.), а также сокращение и ликвидацию отдельных видов обычных вооружений (например, надводного флота). Но при этом продолжалось наращивание и совершенствование более современных видов оружия: армия и флот переоснащались межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, строились атомные подводные лодки, в 1953 г. была создана советская водородная бомба.

    В начале 60-х гг. внешняя политика СССР активизировалась, чему способствовало появление у СССР новейшего оружия. Активизация проявилась в поддержке национально-освободительного движения и предоставлении кредитов развивающимся странам.

    Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.).

    Особо доверительные отношения строились с теми из стран «третьего мира», которые были отнесены советской пропагандой к разряду «стран социалистической ориентации». Военная и дипломатическая помощь Вьетнаму в его борьбе за независимость, открытая поддержка Египта (вплоть до готовности послать советских добровольцев) в отражении в 1956 г. агрессии против него Великобритании, Франции и Израиля (из-за национализации Суэцкого канала), поддержка национально-освободительной войны Алжира в 1954—1962 гг. чрезвычайно повысили авторитет Советского Союза среди стран «третьего мира». СССР с большими стратегическими надеждами приветствовал революцию 1959 г. на Кубе, особенно после заявлений Ф. Кастро о социалистическом выборе острова Свободы, политически поддержал провозглашение независимости 17 африканскими странами в 1960 г. («год Африки»). Рассчитывая подтолкнуть их к выбору социалистического пути развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно экономическую помощь. Ошибочность подобных идеологических оценок и легковесных расчетов стала ясна уже в ближайшей исторической перспективе.

    Мирная политика СССР проявилась в сокращении Вооруженных Сил (почти в два раза) и в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия. В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет и завершившиеся подписанием договора. Вскоре к договору присоединились более 100 государств.

    Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений.

    В середине 50-начале 60-х гг. либерализация курса наметилась и во внешней политике. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки. Однако имперские претензии СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на Западе, так и на Востоке. Начиная с 1945 г. внешняя политика СССР осуществлялась на нескольких уровнях:

  • дипломатия советского государства как таковая;
  • взаимоотношения ВКП(б) — КПСС с зарубежными коммунистически
    ми и рабочими партиями;

    —СССР — страны социалистического лагеря и остальной мир.

    Соотношение этих различных аспектов внешней политики зависело от многих факторов, и в первую очередь — от господствующих тенденций и противоречий внутренней политики Советского Союза.

    Советское руководство по-прежнему исходило в своей внешней политике из тезиса о радикальном изменении соотношения сил на международной арене, связанном с ослаблением глобальных позиций США и союзных им держав.

    К концу 60—началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием разных соглашений в 1971 г. Л. И. Брежневым и новым президентом Франции Ж. Помпиду.

     

     

     

    ТЕСТ

     

    Что произошло в 1949 году:

  1. Разделение Германии.
  2. Образование СЭВ.
  3. Создание НАТО.
  4. Провозглашение Китайской народной республики (КНР).
  5. Начало советско-югославского конфликта.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00163 sec

WordPress: 22.25MB | MySQL:118 | 1,405sec