Антропогенез

<

120414 0302 1 Антропогенез Антропогенез — процесс выделения человека из мира животных — прошел, по мнению большинства исследователей, три основные стадии:

  1. время последовательного существования антропоидных предков человека
  2. древнейших людей (архантропов)
  3. современных людей (неоантропов).

    Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Homo sapiens (homo-человек, sapiens-разумный). Наиболее важные признаки Homo sapiens-вертикальное положение тела и хождение на двух ногах, очень хорошо развитый головной мозг и гибкие кисти рук. Совокупность этих признаков дает человеку возможность использовать окружающую среду для того, чтобы кормить и одевать всю свою многочисленную популяцию и создавать поразительные цивилизации. Однако бесцеремонное и нередко враждебное обращение со всеми видами живых существ (в том числе и с человеком) стало оборачиваться против нас самих. Мы с запозданием начинаем понимать, что наша планета представляет собой закрытую экосистему с ограниченным пространством и ограниченными запасами энергии и что мы потребляем и уничтожаем ее ресурсы быстрее, чем природа способна восстанавливать их. По мнению некоторых ученых, мы просто играем в природе ту роль, которая нам предначертана и которой мы не можем избежать: изменяем среду до такой степени, что она уже не в состоянии обеспечивать наше существование, и прокладываем путь другим видам (возможно, некоторым насекомым), которые в один прекрасный день завладеют Землей.

    Наука антропология берет свое название от греческих слов anthropos – человек и logos – учение.

    Предметом антропологии является изучение вариаций физического типа человека в пространстве и времени.

     

    1. ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИИ. СВЯЗЬ АНТРОПОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. МЕТОДЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

     

    Антропология (от греч. «антропос» — человек и «логос» — наука) –наука, всесторонне изучающая человека. Первоначально антропология природу человека (положение человека в ряду органических существ, происхождение человека, древние и современные морфологические типы человека, морфологические, физиологические, половые и возрастные особенности человека) и использовала методы антропометрии, заключающиеся в различных измерениях частей человеческого тела. Появление антропологии как биологической науки о природе человека связано с выходом в 1596 г. в свет книги О. Гасманна с названием «Антропология».

    Бурное развитие антропологии происходило в XVIII в. благодаря колонизации, возросшему интересу к демографическим и расовым процессам. В XIX в. в европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных останков первобытных людей. Уже в середине XIX в. исследования черепов и скелетов неандертальцев обусловили постановку задачи реконструкции истории возникновения, развития человечества и культуры. Так в составе общей антропологии появилось новое научное направление — социальная этническая антропология, которая стала изучать различные этнические группы как носителей разнообразных культурных традиций. Позже сформировалась культурная антропология, которая стала изучать проблемы культурных особенностей народов.

    Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

    Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом.

    Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В середине XVIII века К.Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В XVIII – первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40– 50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.

    Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных). Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».

    В XIX—XX вв. сформировалось направление философской и социально-философской антропологии. Таким образом, в настоящее время антропология превратилась в сложноструктурированную систему наук, изучающих человека в его целостности, т.е. изучающих его биологическую, социальную, психологическую, общественно-историческую, духовную сущность.

    Антропология по сути есть самопознание человека, самопостижение человеком самого себя как субъекта бытия. Антропология занята постижением целостности человека, является основой человековедения.

    Актуальность исследования различных феноменов человеческого бытия определяется необходимостью развития философского учения о человеке, потребностью в уточнении и углублении современных представлений о человеческом бытии (в том числе, путем их соотнесения с неевропейскими – архаическими и восточными – традициями) и важностью методологической разработки новых подходов к осмыслению проблемы человека.

    Можно утверждать, что именно Человек является центральной проблемой философии. При обсуждении любого философского вопроса человек подразумевается, присутствует в скобках. Любая философская позиция, теория детерминируется неким явным или скрытым представлением о человеке, образом человека. В широком смысле любая философия является антропологией, так как философствовать человек может только по поводу человека, от человека, к человеку, для человека, в человеческом контексте (и только в нем). К тому же рано или поздно в каждом философском учении формулируется проблема человека, и философия становится собственно антропологией, философской антропологией.

    В целом антропология – это система относительно автономных дисциплин с общим предметом – человеком. Также следует отметить условность демаркационных линий между антропологией и другими социально-гуманитарными дисциплинами, такими как философия, социология, культурология, психология, этика, богословие. В отличие от этих дисциплин антропология сосредоточивает внимание на обнаружении и сравнении различных социокультурных и исторических образов человека.

    Можно выделить несколько уровней антропологического исследования: теоретическая антропология (философская антропология); социально-культурная антропология (культурно-историческая антропология) и прикладная антропология.

    Человековедение — совокупность всех знаний о человеке в рамках данного конкретно-исторического состояния культуры.

    Антропология включает следующие основные разделы: антропогенез (эволюционная антропология), морфология человека (конституционная антропология), этническая антропология, культурная антропология, социальная антропология, философская, социально-философская антропология, политическая антропология, экономическая антропология, педагогическая антропология, психологическая антропология, теологическая антропология.

    Антропогенез, или эволюционная антропологии, — учение о происхождении человека, о возникновении и развитии человека как общественного существа.

    Морфология человека, или конституционная физическая антропология, — учение о вариациях человеческого тела, морфологических типах людей, об изменчивости физического типа человека.

    Психологическая антропология изучает человеческое поведение в психической или психосоматической перспективе как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежат психоанализ, парапсихология и т.д.

    Этническая социальная антропология, или расоведение, — учение о возникновении рас, наций, их распределения по нашей планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, появления национально-физиологических и психологических различий народов.

    Культурная антропология — учение о человеке как творце и части культуры, изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурные системы, детерминирующие сущность и поведение человека. Культурная антропология изучает этнологию народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка, нравственности и религии. Предметом культурно-психологической антропологии являются связи между внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности

    Социальная антропология — область знания, изучающая те феномены внутреннего духовного мира человека, которые позволяют ему реализовать себя как субъекта — творца своей социальной реальности. Социальная антропология изучает особенности социальной организации народов мира, а также сложную структуру внутреннего духовного мира человека, его самообусловленность, связи внутреннего духовного мира человека с его внешним миром объективных социальных отношений.

    Предметом социальной антропологии является человек как потенциальный и реальный субъект общества. Человек Творящий, несущий акт творения, результаты. Основу категориального аппарата социальной антропологии образуют такие понятия, как индивидуальность, свобода, творчество, игра, риск, свободный выбор, ответственность, смысл жизни, ценностные ориентиры, антропологическая экспертиза.

    Философская антропология — учение о человеке, наука о сущности человека, об основных направления и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также их сущностных возможностях и реальностях, т.е. осуществляет сущностно-философский анализ человека, философское познание человека. Философская антропология исходит из предельно широкого ареала человеческого существования: это может быть космос, природа, Бог и т.п.

    Социально-философская антропология рассматривает общественную природу человека, его существование в пределах общества, во взаимосвязи с обществом. Социально-философская антропология изучает, как человек создает общество, способ и средство своего существования и деятельности, как его человеческая сущность преломляется в обществе, как общество воздействует на человека, способствуя формированию и развитию его сущности, изучает законы взаимодействия общественной сущности человека и человеческой сущности общества в их всемирно-историческом развитии.

    Политическая антропология — наука, которая изучает человека как «политическое животное», действующее во всех политических организмах, взятых во веем их культурном, историческом и географическом разнообразии. Политическая антропология предметом своего исследования выбрала специфику политического управления в различных архаических обществах, полностью или частично изолированных от мировых социально-экономических связей, а также политическую культуру тех традиционных обществ, которые втянуты в международную систему отношений и переживают процесс модернизации.

    Педагогическая антропология — изучает законы развития и формирования целостной сущности человека в онтогенезе, т.е. в течение его индивидуальной жизни под влиянием родителей, педагогов, общества, СМИ, самовоспитания и самосовершенствования всего жизненного пути и поиска смысла своей жизни.

    Теологическая антропология рассматривает сущность человека с религиозно-божественных позиций: что Бог открыл людям о сущности человека, что изложено в классической теологии о первородном грехе человека, в его возвышении и его оправдании перед Богом.

    <

    Любой раздел антропологии направлен на раскрытие определенного среза целостности человека. Постижение человека в его сущности и многообразии достигается усилиями всей наличной культуры.

    Антропология есть сложноструктурированный процесс самопостижения человека как объекта и субъекта бытия. Этот процесс требует сочетания всех познавательных форм, имеющихся в данной исторически определенной культуре: обыденно-практических, научных, эстетических, этических, религиозных и философских. Каждая из этих форм включается в антропологическое знание со своими специфическими познавательными процедурами, методологическими особенностями, содержательными результатами и оценочными критериями — от утилитарно-полезных до объективно-истинных.

    Изучение антропологии как науки, во-первых, дает теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, генетических, этнических и т.п.) перечисленных объектов: отдельные индивиды, семьи, группы, общности. Биологическая сущность выражается в физической организации человека, ее изменчивости во времени и пространстве, начиная с антропометрических характеристик и заканчивая расово-антропологическими его типами. Человек может реализоваться как существо социальное с определенным типом культуры благодаря особенностям своей биологии. Знание специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида, учета индивидуальных различий и сходства.

    Во-вторых, человек представляется во всем многообразии его социальных, культурных, семейных и других связей. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов стратификации общества, исследование типических (нетипических) моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно как ее создатель; рассматривается духовная сущность человека с присущими ему чувствами свободы, гуманизма, ответственности; регламентация его социального поведения с помощью социального контроля (запретов, наказаний и т.п.); высокая степень социальности, выраженная, прежде всего, в необходимости постоянной коммуникации.

    Методы антропологии – антропоскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластической реконструкция (восстановление лица человека по черепу), исследование крови, микроанатомия и др.

    Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

    2. АНТРОПОГЕНЕЗ. РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА СОВРЕМЕННОГО ВИДА

     

    Антропогенез — процесс появления и эволюции первобытных людей, процесс эволюционного формирования физического типа современного человека «хомо сапиенс» (человека разумного). Антропогенез — сложный противоречивый системный процесс, в котором взаимодействуют многие составляющие, многие факторы. Продукты антропогенеза — люди во всей сложности их качеств и взаимодействий — результат всей целостности антропосоциогенетического процесса.

    Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животным миром. По-видимому, живая клетка появилась около 3 млрд лет назад. Но прошло еще 2 млрд лет, прежде чем одноклеточные организмы стали усложняться, дав начало многоклеточным формам. В кембрийский период между 600 и 500 млн лет назад появились примитивные моллюски, улитки. Первые позвоночные, рыбы, возникают в силурийский период (400 млн лет назад). 300 млн лет назад позвоночные приобретают способность дышать атмосферным воздухом, появляются земноводные, позднее рептилии. В эту эпоху на Земле царят огромные динозавры, которые просуществовали на Земле в течение 140 млн лет, а затем исчезли. В юрский период (150 млн лет назад) рептилии завоевывают воздушное пространство, превращаясь в птиц. В течение мелового периода (около 100 млн лет назад) Землю по-прежнему населяют динозавры, но развиваются также млекопитающие, происшедшие от рептилий. В третичный период (70—50 млн лет назад) Землю населяют теплокровные млекопитающие, возникают приматы, которые имеют уже достаточно развитый мозг, пять пальцев на каждой руке и ноге, происходит замена когтей ногтями и т.п. Около 40 млн лет назад возникают более высокоорганизованные приматы, которые получают название обезьян, у них уже насчитывалось 32 зуба, как у человека.

    Организм человека имеет много признаков, общих с млекопитающими: позвоночник, 7 шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутая кровеносная система, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянная температура тела, легочное дыхание, хорошо развитая нервная система и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической систематики вид «человека разумного» (хомо сапиенс) относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, в который он входит в составе особого семейства гоминид.

    В отряде приматов выделяют подотряд низших приматов, или полуобезьян и подотряд высших человекоподобных приматов. Подотряд современных высших приматов-антропоидов включает примерно 150 видов.

    Высшее положение в отряде приматов занимает семейство гоминид, в которое объединяются человек и человекообразные обезьяны. Среди крупных современных человекообразных обезьян выделяют семейство понгид, в которое входят 3 рода: азиатские орангутаны, африканские понгиды (род шимпанзе) и род горилл. Именно с африканскими шимпанзе человек обнаруживает наибольшую степень близости по анатомическим, генетическим, биохимическим и прочим параметрам (99% генов человека и шимпанзе одинаковы). Если сравнить хромосомы человека и шимпанзе, то выяснится, что у шимпанзе имеется 24 пары хромосом, а у человека — 23, при этом 13 пар хромосом практически тождественны, а одна из самых длинных человеческих хромосом (№ 2) отсутствует у обезьяны, ибо представляет собой результат слияния двух малых хромосом шимпанзе. Если исследовать структуру ДНК, последовательность аминокислот в белках, то сходство окажется еще большим. Например, в гемоглобине человека, образованном цепочкой из 141 аминокислоты, их последовательность точно соответствует гемоглобину шимпанзе.

    С 70-х гг. XIX в., когда появилась дарвиновская теория эволюции, антропологи были убеждены, что современный человек и нынешняя человекообразная обезьяна имеют общий корень, общего предка. Дарвин сформулировал симиальную теорию антропогенеза (от лат. симиа— по-латыни обезьяна): происхождение человека от древней человекообразной обезьяны осуществлялось по принципу естественного отбора на раннем этапе эволюции, затем влиял на эволюцию человека половой отбор и усиленные упражнения. Данные молекулярной биологии подтвердили этот вывод и показали, что гипотетический предок человека жил 15—20 млн лет назад. Этот вывод основывается на сравнении белков крови нынешних человекообразных обезьян с человеческими, показавшем их поразительное сходство. По данным молекулярной генетики, разделение линии человека и шимпанзе произошло в среднем 6 млн лет назад. Существует точка зрения, что обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе.

    Человечество никогда не узнаёт, какими хромосомами обладал неандерталец, человек умелый и австралопитек, но с биологической точки зрения, первым хомо сапиенс была та особь, у которой в клеточном ядре впервые появился человеческий набор хромосом. Опираясь на законы генетики, можно предположить, что решающая мутация произошла в клетке одной-единственной особи. Практически невозможно, чтобы одинаковая мутация произошла у нескольких особей (вероятность этого практически равна нулю). Генетика обосновала моногенизм — происхождение человека, всех ныне существующих людей от одной первоначальной особи с человеческим набором хромосом, у которой в первом поколении половина потомства будет гибридной, а затем, если две гибридные особи соединятся, то лишь у четверти их потомков будет устойчивый человеческий набор хромосом. Они и дали начало новой расе — человека разумного. С появлением хомо сапиенс телесная эволюция похоже приостановилась: за последние 30 тыс. лет не отмечено сколько-нибудь серьезных физиологических изменений, хотя это и слишком короткий промежуток времени. Но не забудем, что процесс возникновения человека разумного, обладающего рефлексивным самосознанием, есть уникальное событие, далеко выходящее за пределы простых физиологических и морфологических изменений. Человечество еще будет долго говорить о наличии, природе и происхождении человеческого духа, который называют душой и без которого нет человека, нет личности.

    Подведем итоги рассмотрения происхождения человека с биологической точки зрения. Антропогенез представлял собой процесс появления и эволюции первобытных людей, последовательно прошедших следующие этапы:

    1) существовал гипотетический общий предок человека и обезьяны;

    2) прямоходящий тип примата, названный учеными «Люси», объем мозга которого составлял 400— 500 см3, жил семейными группами на всей территории Восточной Африки (древний ранний австралопитек);

    3) тип «африканус» — потомок «Люси», объем мозга которого также достигал 400—500 см3, имел длинные руки, был ловким и подвижным, жил общественными группами;

    4) тип «робистус» — потомок африкануса, который обладал объемом мозга 530 см3;

    5) Homo habilis — человек умелый, первый известный вид, относящийся к семейству людей и использовавший орудия труда; объем его мозга достигал 600—800 см3;

    6) Ноmо erektus — «человек прямоходящий», или питекантроп, первый вид человека, сравнительно широко расселившийся по планете, колонизировал Ближний Восток и Средний Восток вплоть до Китая, обладал объемом мозга 750—1250 см3 и жил около 1 млн лет назад; питекантроп (в эпоху нижнего палеолита 1 млн до н.э. до 100 тыc. до н.э.) занимался индивидуальным собирательством, жил в первобытном стаде, использовал каменный топор.

    7) Неандерталец, или архаический сапиенс (в эпоху среднего палеолита: 100 тыс. до н.э. — 40 тыс. до н.э), объем черепа 1450 см3. Шьет одежду из шкур; создает резцы, костяные иглы, метательные камни, пользуется огнем. Складываются кровнородственные связи, складывается общая собственность, характерен матриархат, появились погребения — первый религиозный обряд (вера в потусторонний мир) (см. рис. 9).

    8) Ноmo sapiens — «человек разумный», объем мозга достиг 1200—1700 см3, известный в антропологии под названием «кроманьонец» (останки его найдены в 1868 г. в Кроманьоне, Франция), появился около 40 тыс. лет назад до н.э. Археологические раскопки показывают, что кроманьонцы могли создавать до 150 типов каменных орудий, имели прочные жилища (полуземлянки); занимались охотой, рыболовством. Пищу готовили на огне, который поддерживают, так как добывать его еще не умели. Появляется разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого индивида. Складываются отдельные роды, появляются первичные формы религии: тотемизм — поклонение тотему (животное, растение, явление природы), от которого произошел данный род. Появляется магия — ритуалы, обряды для воздействия на сверхъестественные силы, духи предков (шаманы, колдуны). Складывается система табу-запретов (запрет на кровосмесительство, каннибализм), система обрядов инициации; поклонение предкам, животным. Происходит зарождение искусства: 1) ритуальные танцы; 2) мобильное искусство (статуэтки, гальки с гравированным изображением); 3) наскальное искусство (изображения животных для магических обрядов).

    Таким образом, в эпоху позднего палеолита возникло первобытное искусство— наскальная живопись, женские статуэтки, имевшие для древних людей ритуальное и магическое значение.

    За 10 тыс. лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха (плейстоцен), которая значительно изменила климат, окружающую среду, флору и фауну Земли, в частности, исчезли некоторые крупные млекопитающие и растения, составлявшие существенную часть пищевого рациона древних людей. Изменение условий существования породило необходимость адаптации древнего человека к новому природному окружению, что привело к крупным сдвигам в образе жизни и поведении первых людей; они, например, научились производить продукты питания. В период 5—2 тыс. до н.э. происходит так называемая Неолитическая революция— переход людей к земледелию, скотоводству, зарождение ремесел (изготовление мебели, посуды, лодок), появление знаний о лекарственных растениях), изобретение зачатков письменности.

    По мнению ученых, уже питекантроп и неандерталец обладали мыслительной способностью, могли постигать реальность, манипулировать предметами, используя их по-разному в зависимости от обстоятельств, могли создавать и сохранять каменные орудия труда, передавать свой опыт потомкам путем показа действий по изготовлению и применим орудий труда, т.е. обладали способностью мышления. Они уже были первыми людьми. Разум же, т.е. способность мыслить абстрактно, проявляется только начиная с кроманьонца или неоантропа.

    Существует две гипотезы о числе центров происхождения человека: моноцентризм и полицентризм. Моноцентризм — происхождение человека происходило в одном центре: а) африканская прародина человечества (Эндрюс, Брейер, Протш и др.), затем расселялся человек в Европу, Азию несколькими волнами; б) «широкий моноцентризм» (Рогинский) — происхождение человека происходило на одной, но широкой территории Средиземья (Восточная Африка, Передняя Азия, Южная Европа).

    Полицентризм — происхождение человека происходило одновременно на различных территориях-центрах:

    а) в 4 регионах: Юго-Восточная Азии (австралоиды). Южная Африка (негроиды). Восточная Азия (монголоиды). Передняя Азия (европеоиды) (гипотеза американского антрополога Вейденрейха);

    б) гипотеза А. Тома (1974) — выделяет 3 очага происхождения человека: западный очаг (европеоидно-негроидный), монголоидный очаг, восточный очаг (австралоидный);

    в) гипотеза Смита (1985) выделяет 5 независимых центров происхождения человека от местных неандертальцев: Северная Африка, Южная Сахара, Западная Азия, Восточная Азия, Европа;

    г) гипотеза отечественной антропологии о двух центрах: западный (европеоидно-негроидный) и восточный центр (монголоидный или австрало-монголоидный). Изучение ДНК разных рас дает основание признать сравнительно позднее происхождение рас как локальных вариантов единой популяции, широко расселившейся по всем континентам за счет миграций, изоляции и генного дрейфа.

    Рассмотрим факторы антропосоциогенеза, оказавшие свое влияние на формирование человека современного вида

    Гоминизация — это процесс очеловечивания обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида «человека разумного». Это комплексный процесс, включает развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и коры мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, изменение зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, развитие социальной организации, материальной культуры и духовной культуры, развитие сознания и внутреннего духовного мира.

    Существует ряд гипотез, которые рассматривают, какие факторы влияли на процесс гоминизации.

    1. Гипотеза (Матюшин, 1982) о первичной роли крупных мутаций, вызвавших значительные анатомические изменения при переходе к прямохождению: повышение уровня радиации в Восточной и Южной Африке привело к мутации и появлению ранних гоминид (прямохождение, потеря крупных клыков, увеличение мозга).

    2. Гипотеза о влиянии на происхождение человека климатических изменений: 3 млн лет назад происходило значительное похолодание, поэтому происходило расширение зоны африканских саванн — открытые пространства побудили к прямохождению, усложнили охоту, вызвали необходимость применения острых камней для добычи пищи, создания орудий труда, совместных усилий по охоте (появились австралопитеки — уровень развития мозга и руки у австралопитека был выше, чем у современных обезьян).

    Значительные изменения среды повысили степень естественного отбора более приспособленных существ, повысили скорость эволюционных изменений.

    3. Антропогенез сопровождался скачкообразными мутационными изменениями генов, которые сочетались с постепенностью развития, опосредованной накоплением малых мутаций под влиянием естественного отбора.

    4. Решающим фактором гоминизацни — очеловечивания обезьяны и появления человека, согласно трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельса, была трудовая деятельность. В 1876 г. Энгельс написал работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Происхождение человека и его специфичности объясняется возникновением труда и языка как средства общения.

    Можно выделить основные этапы гоминизации: прямохождение — создание орудий труда для повышения выживания — развитие руки — охота, совместная деятельность людей, трудовая деятельность — развитие речи — развитие мозга, сознания — сохранение и передача поколениям материальной культуры (орудий труда), передача опыта — развитие общества и культуры— миграция и смешение человеческих групп—ускорение темпов эволюции нервной системы и поведения, развитие духовного мира людей.

    Трансформация форм и орудий труда обусловливали усложнение движений руки, постепенное усиление радиализации кисти, а усложнение движений руки приводили к развитию определенных зон мозга, к развитию мышления. С усложнением трудовой деятельности неизбежно появлялись новые формы общения, новые мысли, слова, понятия, новые способы их выражения, обучения, а разделение труда приводило к изменению положения человека в обществе. Специфически человеческое отношение к природе — производительный труд — есть целесообразная, т. е. сознательная деятельность по преобразованию вещества природы с помощью специально создаваемых для этой цели орудий труда.

    Изучение орудий труда неандертальцев показало, что уже у них существовала специализация членов группы, средства общения, позволяющие принимать во внимание будущее развитие событий, т.е. уже на уровне неандертальцев существовала способность идеально прогнозировать будущее состояние реальности, складывалось рефлексивное сознание, специфические качества человека.

    Не следует отождествлять человека с его внешним анатомическим обликом. В этом случае необъяснимым остается процесс происхождения разума. Если судить по объему мозга, его изменениям, то можно сделать вывод, что разум человека складывался постепенно, и именно труд был основой формирования сознания человека.

    Можно объяснить происхождение сознания из практического опыта взаимодействия человека с окружающим миром, умением находить нестандартные решения в конкретных ситуациях. Современные семиотические исследования позволяют утверждать, что в критических жизненных ситуациях выживали лишь те особи, которые смогли выработать так называемое парадоксальное поведение — способность к нетрадиционному решению жизненно важных проблем. Ученые считают его проявлением зачатков абстрактного мышления. При соответствующих положительных эффектах «парадоксальное поведение» становится нормой, закрепленной опытом. В результате у человека появляется способность к мысленному наложению на регулярно повторяющиеся факты реальности своего ценностно-смыслового отношения и к отбору таких типов поведения, которые давали положительный эффект, способствовали выживанию. Этот момент и есть начало становления человеческого сознания. Развитие трудовой деятельности и человеческого сознания, речи — важнейшие сущностные черты формирования и эволюции человека.

    5. Становление человека происходило в тесной связи с развитием общества— социогенезом. Общество возникло в силу необходимости под влиянием преимуществ, которые давал общественный труд, совместная деятельность людей. Общество повышало шансы на выживание каждого человека. В ходе эволюции закреплялись те наследственные изменения биологической организации человека, которые благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности и развитию общества. Таким образом, в ходе историко-эволюционного развития человечества — антропосоциогенеза — биологическое и социальное выступало в взаимосвязи и единстве. Выживание и даже биологическое существование «человека разумного» возможно только в условиях общественной среды, в обществе людей.

    Уже у животных возникали сообщества, стада как способ выживания и адаптации. Сообщества животных являются формой коллективного приспособления к борьбе за существование. Характерные особенности сообществ животных следующие: сложные системы коммуникации, разделение функций, основанное на специализации, стремление держаться вместе, постоянство состава. Сообщество людей способствовало развитию их целенаправленной разумной деятельности, что постепенно создало социальную среду, а социальная среда, в свою очередь, влияла на поведение и развитие человека. Человеческое общество выступает как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Переход человека к целенаправленному и систематическому изготовлению орудий труда дал ему большую приспособляемость к выживанию, расширял его возможности, развивал его способности, умения, мышление, влиял на развитие общества и социальной структуры, вызывал необходимость передачи опыта и обучения потомков, способствовал прогрессу человечества. Уже первобытные сообщества (стада) людей обучали детенышей, передавали опыт, оказывали взаимопомощь, осуществляли совместную деятельность по выживанию, осуществляли доступность добычи для всех членов сообщества.

    Развитие человеческого общества включало этапы: первобытное стадо — род — тотемная группа — племя — община — расслоение внутри общества — появление рабов — рабовладельческое государство и т.д.

    Человеческое общество выступает как единство относительно самостоятельных людей, находящихся друг с другом во взаимной зависимости, взаимосвязях и отношениях. Эти связи и отношения объективируются в процессе предметной практической деятельности людей и принимают форму надличностных связей и социальных отношений. Социальная сущность человека определяется тем, что только в условиях общества формируется человек в полном смысле слова, и его особенности детерминированы структурой общественных отношений.

    Наследственная программа человека социально детерминирована и поэтому полная ее реализация возможна только в условиях социальной среды, в условиях общения ребенка со взрослыми, его воспитания и обучения. Даже такие кардинальные признаки, как прямохождение и речь, не сформируются у ребенка в асоциальных условиях, если в силу случайности он попадает в детстве в стаю волков или обезьян (дети-«Маугли»). В то же время генотип человека обеспечивает возможность восприятия им социальной программы любой сложности (дети из диких племен способны усвоить культуру и нормы социального поведения цивилизационного общества).

    Специфически человеческие качества (прямохождение, сознание, речь, трудовая деятельность, логическое мышление и т.п.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно в процессе усвоения ребенком общечеловеческого опыта на основе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, на основе воспитания, обучения ребенка в обществе.

    Человек — биосоциальное существо, жизнь которого зависит от биологического и социального факторов, но при ведущей роли социального фактора.

    В процессе социализации, взаимного обмена и усложнения человеческих отношений происходило развитие психики человека, развитие языка, посредством которого люди способны передавать бесчисленное количество информации и идей, обогащая, воспитывая и образовывая друг друга, осуществляя совместный поиск истины, вступая в многообразные отношения познания, общения и любви. Именно так развивалась до сих пор психика человека, и так она будет развиваться и в будущем.

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В заключение можно сделать следующие выводы по проведенному исследованию.

    Антропология — область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят: археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную антропологию. Этот набор антропологических дисциплин постепенно расширяется, в него включают медицинскую антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др.

    Антропогенез представляет собой процесс появления и эволюции первобытных людей, процесс эволюционного формирования физического типа современного человека, представляющий сложный и очень противоречивый системный процесс, в котором взаимодействуют многие составляющие, многие факторы, включающие как биологические (биогенез), так и социальные факторы (социогенез). Именно в процессе социализации, взаимного обмена и усложнения человеческих отношений происходит развитие психики человека, развитие языка, специфические человеческие качества формируются прижизненно в процессе усвоения ребенком общечеловеческого опыта на основе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, на основе воспитания, обучения ребенка в обществе.

    Именно поэтому задачей антрополгии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем тесным образом соприкасается с науками общественными.

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  4. Барулин В. С. Философско-социальная антропология. М., 1994.
  5. Воронове А. О. Емельянов Ю. Щ., Скворцов Н. Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии//Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
  6. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000.
  7. ВольтманЛ. Политическая антропология. СПб., 1995.
  8. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
  9. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982.
  10. Кимелев Ю. А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М., 1985.
  11. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994.
  12. Очерки социальной антропологии /Отв. ред. В.В. Шаронов. СПб., 1995.
  13. Пуляев В. Т., Шаронов В. В. Научный статус социальной антропологии. Ее предмет и основные проблемы // Социально-гуманитарные науки. Программы базовых спецкурсов. СПб., 1993.
  14. Пуляев В. Т., Шаронов В. В. Социальная антропология: статус, предмет, задачи // Социально-политический журнал. 1993. № 7.
  15. Рогинский Я. Я., Левин М. Т. Антропология. М., 1978.
  16. Садохин А. П. Этнология. М., 2000.
  17. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. МГУ, 2001.
  18. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00036 sec

WordPress: 21.52MB | MySQL:118 | 1,517sec