Досуг и досуговая деятельность. Формы досуговой деятельности

<

092013 0323 1 Досуг и досуговая деятельность. Формы досуговой деятельности Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры — шестьдесят тысяч.

Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией.

Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг — это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда — и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности — от спортивных команд до кинообществ — с целью реализации своих досуговых потребностей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых различных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию «время». В философии оно определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и — в рамках последнего — свободное время.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры — весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй — потребительский, третий (высший) — творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

<

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг — это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (произюдительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.

Досуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профессиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (при-роднозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.

Досуг — это часть внерабочего времени, остающаяся у человека после выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.).

Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, связанных между собой: самообразование, культурное общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два направления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых.

Если неорганизованный отдых — нерегулируемое во времени и пространстве использование свободного (досугового) времени с не определенными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых — планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп — круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др.

В большинстве из перечисленных способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом непосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный — в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода — все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени.

Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение.

Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полноценным, обедняется.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

 

2 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОСУГОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ АДЫГСКОГО НАРОДА

 

Искусство и традиции адыгейцев проявляются в  эпосе, устных исторических рассказах, героических песнях, в песнях-плачах, в народных напевах, музыке, танцах  (удж, зафак, загатлят, исламей и др). Песни, в поэтической форме повествующие о каких либо событиях  назывались пшинатли, к исполнителям которых относились очень уважительно. Музицированием и танцами во время джэгу по случаю свадьбы или приема гостей обычно занимались специальные джэгуако (народные певцы).

Музыкальные народные инструменты – камыль (духовой инструмент типа продольной флейты), шичепшин (смычковый), пхачич (ударный). С середине 19 в получила распространение гармонь.

Издавна национальной гордостью адыгов было коневодство. В республике активно возрождается эта отрасль хозяйства и интенсивно развивается спортивное коневодство. У адыгейцев  скачки один из самых любимых и популярных видов спорта.

Танцы — любимое развлечение адыгов. Ими сопровождались почти все празднества и увеселения. Уже нарговские герои, состязаясь во всех видах народного искусства, состязались и в танцах. Искусству танца адыги обучались с детства Старинные танцы строго подчинялись адату. В прежнее время при всех увеселениях и танцах адыги соблюдали строгое приличие: девушки держали себя скромно, замужние женщины вовсе не принимали участия в танцах, любуясь ими со своих мест. Существовала особая категория плясовых песен. В одних из них («уджы-орэд») принимали участие все присутствующие.

У адыгов имеются три основных вида народного танца. Первый — «зафак», это плавный танец парами, с многочисленными вариантами, различающимися по темпу и характеру движения, например, «зафак-щих» — однопарный, кругообразный танец; «зафак-чих» — однопарный, с длинной мелодией; «за-фак-псынч» — быстрый зафак. К типу зафаков относятся также: «исламий» — парный, быстро-плавный танец, напоминающий лезгинку; «хакуач» — парный, бодрый танец, спокойнее исламия, и др.

Второй основной вид адыгейского народного танца — «за-гатлят» — более живой и веселый танец парами с иными, чем в зафаке, движениями пар. Третий вид танца — «удж» — круговой хороводный танец.

Общественные игры были широко распространены среди адыгов и славились по всему Северному Кавказу. Много игр было связано с религиозными верованиями.

Существовали многие игры, заключавшиеся в метании ядер и камней, борьбе, поднимании тяжестей, бегании взапуски, конных скачках, прыганий через забор, ловком владении оружием на скаку и т. п. Много игр отражает домашний и общественный быт адыгов. В некоторых играх ясно видны следы былых родоплеменных отношений.

Местом национального традиционного досуга является хаса.

Одним из архаичных общественных институтов адыгов (черкесов) является хаса (сословно-представительное собрание), которая уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Она в различные исторические эпохи выполняла разные функции в общественной жизни народа. Например, если сравнить ее функции в эпоху нартов (эпических героев) адыгов (черкесов) с хасой феодальной Черкесии, то можно обнаружить много различий между ними. Архаичности этого общественного института адыгов (черкесов) мы находим много подтверждений, когда знакомимся с этническим нартским эпосом, который является одним из самых древних эпосов и был создан в ранний период железного века.

В нартских сказаниях мы часто встречаем слово «хаса» и видим, какое значение придавалось нартами этому древнейшему их институту. В нартском эпосе адыгов (черкесов) мы читаем, что каждый год нарты собирали большую хасу. На ней решали важные общественные дела и устраивали состязания в силе, ловкости и храбрости молодых людей. В частности, в сказании о Сосруко читаем:

 Собрали хасу, сильные мчались туда,

И малого мужа, молодого Сосруко, 

Нарты пригласили на хасу.

Сел Сосруко на коня и прибыл на хасу.

В другом месте сказаний о Сосруко говорится, что когда он отправился на хасу нартов, встретил не менее сильного и грозного героя, чем он сам,– Тотреша. И когда Сосруко попытался поиздеваться над последним, тот, показав свою силу и храбрость, хотел снести ему голову. Этот эпизод из жизни этих двух героев нартского эпоса описывается так:

 Сосруко – наш кан,

Сосруко – наш свет…

Поправив шапку, он садится (на коня).

На хасу нартов ты едешь…

И хотел снести ему голову, (Сосруко сказал):

Сегодня у нартов санопитие,

Не замути им напиток.

Сегодня из нашего рода

(Людей) не убивают,

Кто убьет, того ждет возмездие.

 Из этого мы видим, что хаса была не только местом, где решались  самые  важные  дела и устраивались спортивные состязания, но, подобно законам Олимпийских игр древних греков, во время хасы нельзя было воевать друг с другом, убивать людей. Т. е. время заседания хасы считалось священным временем.

Адыгская (черкесская) хаса имеет древнюю и интересную историю, она занимала исключительно важную роль в общественно-политической и культурной жизни народа.

Хотя хаса представляла собой, прежде всего, политический институт, тем не менее, она накладывала определенный отпечаток на культурный облик адыгов (черкесов), ибо через этот влиятельный институт регулировались важнейшие стороны взаимоотношений различных слоев общества, их образ жизни и т. д. На хасе, как нигде, формировалась политическая культура каждого ее участника, культура поведения, культура общения людей и др., что является основными компонентами культуры любого народа. Другими словами, на хасе каждый класс показывал не только свое место в обществе, свое влияние на его жизнь, но и свое поведение, свою мораль. На хасе вырабатывался не только язык дипломатии, но и применялись на практике важнейшие ее принципы, что непременно накладывало определенный отпечаток на культурный облик народа. На хасах прослеживались не только принципы взаимоотношений между различными классами и сословиями адыгов (черкесов), но и взаимоотношения между разными княжескими фамилиями, партиями, фракциями и т. д

Последнее упоминание о хасе встречается в 1826 г. Так был уничтожен и этот традиционный общественный институт адыгов (черкесов), который имеет давнюю и интересную историю, который возник как собрание – совет нартов (героев) и трансформировался в феодальную эпоху в сословно-представительное собрание с различными его разновидностями и палатами. 

Одним из важнейших компонентов традиционной культуры адыгов (черкесов) является институт джэгуакуэ (народные певцы, сочинители героических песен, прославлявшие подвиги героев, благородные поступки людей и высмеивавшие трусость, измену и другие пороки отдельных лиц). У бесписьменного народа, какими были адыги (черкесы), институт джэгуакуэ сыграл неоценимую роль в сохранении в памяти народа многих эпизодов его истории и культуры, в прославлении подвигов его сыновей на поле битвы за свою родину. Поэтому джэгуакуэ (народные певцы) были можно сказать, первыми летописцами народа.

Таким образом, без разъяснения сущности института джэгуакуэ, его места и его роли в жизни общества, невозможно полно представить себе культуру адыгов (черкесов), ибо этот институт является ее неотъемлемой составной частью. Этот институт тоже является одним из архаических традиционных общественных институтов адыгов (черкесов), который трансформировался на протяжении веков в зависимости от изменений социально-экономических и политических условий жизни народа

З. Налоев пишет, что джэгуакуэ был специалист по песням и хохам (тостам.– К.У.): он запечатлевал в своих произведениях важные исторические события, прославлял своих выдающихся современников, высмеивал пороки людей или их недостойные поступки 

Джэгуакуэ выполняли очень важную социальную, культурную и политическую функции в жизни адыгов (черкесов). Они, невзирая на социальное положение людей, подвергали беспощадной критике любого человека, совершившего проступок. Они обладали статусом неприкосновенности и сопровождали воинов безоружными.

Творческий диапазон джэгуакуэ был весьма широким и многогранным. Он выступал и поэтом-певцом и рассказчиком-импровизатором. В творческую группу джэгуакуэ входило часто несколько человек, иногда до десяти и более. Группа джэгуакуэ состояла преимущественно из двух-трех музыкантов, играющих на национальных инструментах: шикопшина (род скрипки), бжами (свирель), накырэ (зурна) и пхацыч (ударный инструмент).

Кроме музыкантов, эту группу представляли певцы и рассказчики, а иногда и акробаты. Идейным и художественным руководителем был «глава репертуара»– поэт-певец. Каждый участок группы совмещал в своем творчестве несколько видов исполнения, иначе говоря, музыканты должны были уметь хорошо петь, а певцы – владеть мастерством рассказа-импровизации.

Адыгский (черкесский) джэгуакуэ типологически соответствовал русскому скомороху, французскому жонглеру, немецкому шпильману, тюркскому акыну, испанскому хуглару и т. д. Он был синкретически сложным явлением, выполнявшим разнообразнейшие функции в жизни общества.

Таким образом, джэгуакуэ были не просто народными певцами, рассказчиками, разоблачителями пороков людей и общества, но они были хранителями традиционной культуры адыгов (черкесов), ее продолжателями, они развивали ее. Близким к институту джэгукауэ по его роли был институт 

Ажагафа – от слов «ажэ» (козел) и «фэ» (облик) – «ряженный в маске козла». Основная деятельность ажагафа – это пантомима, он не поет и ничего не рассказывает, в отличие от джэгуакуэ, но танцует и во время танца выполняет самые разнообразные движения, напоминающие современный молодежный танец «брейк». Он мог имитировать любые движения, поймав любого человека – старика или юношу, князя или крепостного, мужчину или женщину. От их осмеяния не был гарантирован никто, в том числе княгиня или княжна. Ни одно торжество, ни одна свадьба не обходились без ажагафа. В обычное время он – обычный человек, крестьянин или ремесленник.

Ажагафа и джэгуакуэ смыкаются на почве народной смеховой культуры как представители единого карнавального мироощущения.

Ажагафа как и джэгуакуэ обладал статусом неприкосновенности, ему было дозволено все во время его игры – он тоже был любимцем народа и желанным на всех зрелищах и свадьбах.

Особенно заметную роль играл ажагафа при обряде щопщакуэ («кэпщ»– по-адыгейски), устраивавшийся у постели раненого или травмированного человека. Больного развлекали различными шутками, песнями, чтобы он отвлекся от боли.

Без ажагафа не обходился ни один национальный праздник, посвященный окончанию или началу сельскохозяйственных работ.

Таким образом, джэгуакуэ и ажагафа были носителями и хранителями традиционной культуры адыгов (черкесов) и играли важную роль в обществе. Они также были в некотором роде хранителями героических событий народа. Особенно в этом плане неоценимую роль сыграли джэгуакуэ. Именно их роль была велика у бесписьменного народа, каким был адыгский (черкесский) народ.

Целый ряд игр был забыт, т. к. они встречали противодействие ислама.

Республика   Адыгея  является  регионом, имеющим  славные  спортивные традиции (четыре Олимпийских  чемпиона, два призера Олимпийских игр, многочисленный  ряд  чемпионов  Мира  и  Европы). Здесь развиты такие виды как: велоспорт, дзюдо, самбо, игровые виды спорта, легкая атлетика и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00055 sec

WordPress: 21.8MB | MySQL:120 | 1,367sec