Древний Египет

<

120414 1218 1 Древний Египет Древний Египет представляет большой интерес, египетские пирамиды — величайший архитектурный памятник Древнего Египта, одно из «Семи чудес света». Период Древнего царства был временем сложения всех форм культуры Древнего Египта. Уже с ранних времен в Древнем Египте, его культуре ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Древний Египет — знаменит также пирамидами, Древний Египет. Древний Египет объясняет это тем особым значением, которое имели в Древнем Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми в Древнем Египте культами умирающих и воскресающих божеств природы мира и Древнего Египта. Естественно, что царь и рабовладельческая знать Древнего Египта, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно – сооружению прочных гробниц В Древнем Египте; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ Древнего Египта, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками в Древнем Египте. Древний Египет почти не сохранил до современности светские здания; о внешнем виде дворцов Древнего Египта мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах Древнего Египта дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

Именно здесь в Древнем Египте впервые появляются ставшие потом столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов. Особое вниманиев в Древнем Египте, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось в Древнем Египте и на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны — в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий — так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. Древний Египет, архитектура Древнего Египта и его памятники таят в себе много загадок. Поэтому, и не только, Древний Египет привлекает так много внимания.

1. ПОНЯТИЕ ОРДЕРА. ЕГИПЕТСКИЙ ОРДЕР

 

Под ордером той или иной архитектуры следует понимать характерное для данной страны и эпохи художественное истолкование архитектурной (стоечно-балочной) конструкции. В египетском зодчестве роль ордера очень велика. Формы его многообразны.

Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически правильных колонн и группу «изобразительных» колонн.

Первая группа появилась в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, с изменением художественного мировоззрения, они применялись все реже и в Новом царстве почти совсем исчезли.

Группа эта заключает несколько типов.

  1. Столб квадратного сечения – наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна четырем-пяти сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и часто был покрыт рельефами. В позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения (Мединет-Абу, Рамессеум); скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккаре.
  2. Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: h (высота) равна 5D (нижним диаметрам).
  3. Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра, обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции: h = 5,5D. Граненые и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты — абаки.

    В памятниках III династии встречаются попытки создания более сложных капителей. Можно отметить два типа их. В первом — верхняя часть ствола колонны не прорезана каннелюрами и имеет гладкую поверхность, срезанную внизу по кривой. Во втором типе под абаку подведены два больших листа, загибающиеся вниз на ствол колонны.

    База граненого столба представляет собой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда).

    В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.

    Колонны, имитирующие формы растительного мира, в основных своих типах возникли в период V и частью III династий, каннелированные колонны — немного позже. Они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позднего царств, совершенно вытеснили колонны геометрически правильных форм. Колонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой египтян.

    Основанная на подражании формам растительного мира египетская колонна перерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монументальную архитектуру. Пропорции колонн становятся грузными, их формы — упрощенными, сведенными к гладким поверхностям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их размещения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели капители в виде закрытой чашечки цветка, приближавшиеся к простой конструктивной форме, рассчитанной на выражение тектонической роли колонны. И только в средних ярко освещенных пролетах гипостильных залов колонна, подобно свободно стоящему растению, увенчивалась раскрытой чашей капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка. Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения колонн потерял свое значение, и их стали расставлять в произвольном порядке. В архитектуре Египта Позднего царства применялись исключительно раскрытые чаши капителей. При определении формы колонн декоративные требования получили в эту эпоху преобладающую роль.

    Встречаются следующие типы колонн.

  4. Папирусообразная (папирус — высокий гладкий тростник), с открытым и закрытым бутоном — основной тип колонны Нового царства.
  5. Лотосообразная (лотос — большая белая лилия) — редко применявшаяся колонна.
  6. Пальмообразная.
  7. Со сложной, или композитной, капителью (появилась в поздний период).
  8. С хатхорической капителью (с изображениями головы богини Хатхор).
  9. С капителью в виде перевернутого колокола — встречается редко (Карнак).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГИПЕТСКИХ КОЛОНН

     

    Сечение ствола египетской колонны было круглым или состояло из нескольких полукружий (прием, обратный каннелюре). Соответственно круглому стеблю цветка лотоса и угловатому папируса сечения состояли из полукруглых выпуклостей или имели острые выпуклые ребра. «Связок» чаще всего было восемь. Известна колонна с тремя ребрами (Саккара).

    По горизонтали ствол обычно пересечен орнаментальными полосами или объемными жгутами, связывающими пучки стеблей, также объемные в этом случае (Луксор).

    Пропорции колонны, включая капитель, были относительно тяжелы; их развитие исторически шло от стройных форм к массивным, хотя эта тенденция и не всегда проявлялась последовательно. В Абусире высота колонны равна 6–7 наибольшим диаметрам, в Карнаке

    —    6 и 5 диаметрам (обе колонны — в гипостилыюм зале), в Луксоре — около 5.5 диаметра, в Мединет-Абу — от 3,75 до 4,25 диаметра.

    Ствол большинства колонн сужается кверху, причем многие колонны имеют сужение около базы.

    Низ колонны в большинстве случаев обработан прямоугольным или криволинейным орнаментом, имитирующим листья.

    Капители были двух основных типов — закрытый бутон и раскрывшаяся чашечка цветка. Над капителями имелась абака, равная по толщине архитравной балке, т. е. приблизительно величине верхнего диаметра колонны.

    Капитель в виде бутона расширялась внизу, у основания, и постепенно сужалась кверху, вписываясь в квадрат абаки. Капитель в виде чашечки расширялась внизу аналогично бу-тону и сильно раскрывалась наверху, переходя в тонкое ребро (верхний диаметр колонны). Абака сохраняла размер толщины архитрава и потому становилась почти вдвое уже верхнего круга капители. Тонкое и ломкое верхнее ребро капители не нагружалось и имело исключительно декоративное назначение.

    Колокол или бутон имел гладкую, простую форму. Капитель была круглой в плане (Карнак), граненой (пальмовидная капитель) или состояла из ряда полукруглых жгутов (Лук-сор). Капители Нового царства почти не имели рельефа. Обработка капители сводилась к убранству, обычно имитирующему листья растений.

    Объемные формы капителей были простыми и крупными. Только в эллинистический период в Египте в сложных капителях появились скульптурная расчлененность и мелкие объемные формы.

    Высота капители по отношению к высоте всей колонны была сравнительно велика (для ионического ордера Греции она составляет около 1/15, для коринфского — 1/81/7, в Абусире —    1/4.41/4, в Карнаке — 1/3.251/5.3, В Мединет-Абу — около 1/3.5, в Луксоре — около 1/3 и в Дендере колонны гипостильного зала — около 1/2 высоты, т. е. в последнем случае высота капители почти равна высоте ствола).

    База представляла собой плоский диск, по большей части без резьбы, покрывавший ствол колонны. Диск имел вертикальный или наклонный срез (с расширением книзу). Иногда срезу придавали форму окружности. База во многих случаях была очень массивной, ее диаметр достигал 2 диаметров колонны.

    Для шага колонн чаще всего применялся метрический ряд с равными, относительно узкими интерколумниями. Но от этого приема было много отступлений. В первом дворе Лук-сорского храма при переходе с боковой стороны на фасадную шаг колонн меняется, сохраняя пропорции ордера. Часто средний входной интерколумний был шире остальных (Эдфу, Хон-су и др.).

    Для Нового царства характерно объединение колонн нескольких типов в одном помещении. В гипостильпых залах средние ряды колонн были выше других и капители их отличались по форме: в центре — раскрытый цветок, по краям — бутоны. Шаг средних колонн не совпадал с шагом крайних.

    В колоннадах позднего периода форма капителей иногда симметрично изменялась. В Эдфу в пределах половины фасада переднего зала и двора капители были все различны по форме и высоте, но симметрично повторялись на другой половине фасада; иногда же, как в колоннаде перед большим пилоном на острове Филе, все капители ряда были различны.

    <

    Все изменения, происходившие в разные периоды в элементах ордера, в основном относятся к колонне. Антаблемент сравнительно рано получил установившуюся форму. В Древнем и Среднем царствах он состоял из архитравной балки и положенной горизонтально выносной прямоугольной плиты; иногда применялись консоли. В Новом царстве и позже антаблемент состоял из архитравной балки и большой выкружки со сравнительно тонким полувалом под ней. Сочетание выкружки с полувалом, появившееся еще в Древнем царстве, позже стало применяться для венчания всех форм в египетском зодчестве: наличников дверей, завершения стены, пилона, антаблемента колоннады и др. Формы антаблемента и карниза в искусстве позднего времени оставались неизменными.

    В композиции фасадов чаще всего прибегали к приему обрамления. Входящий в состав антаблемента вал не изменялся в своем сечении при переходе с горизонтальных частей на вертикальные. Разделение на несущие и несомые элементы не соблюдалось, оно было обязательным только в интерьерах зданий и в свободно стоящих колоннадах. Но в фасадах позднего времени преобладала стена, и антаблемент, теряя свою тектоническую четкость, сливался с боковыми отрезками стен.

    Высота антаблемента составляла от 1/4.5 до 1/5 высоты всего ордера (или здания), причем в колоннадах это отношение редко выходило за указанные пределы. Высота верхней карнизной выкружки составляла обычно от 1/3 до 1/2 высоты антаблемента. Однако в построении пропорций карниза и деталей не применялись модульные и канонические отношения: в зависимости от размещения деталей и их значения в облике здания они претерпевали значительные отклонения от условий средней нормы. Увеличение размеров здания не вызывало пропорционального увеличения деталей. Египетская архитектура основана на масштабности; в связи с этим огромный пилон иногда увенчивался непропорционально малым карнизом (Луксор), подчеркивающим его величину, а центральный портал этого пилона получал огромный, тяжелый карниз. Тем не менее модульность, в смысле кратности всех размеров по отношению к исходной единице построения, служила одним из приемов определения основных размеров здания. Правда, ее применение было ограничено определенным временем. (Жилая архитектура Египта, известная лишь по фрагментам, из нашего анализа исключена).

    Следует отметить ряд прогрессивных элементов в египетской архитектуре, имевших значение в дальнейшем развитии мировой архитектуры. К ним должны быть отнесены:

  10. большие ансамблевые композиции;
  11. разработка проблемы монументальности;
  12. сильное развитие в композиции продольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;
  13. перистильный двор (в храме и жилом доме);

     

  14. базиликальный разрез (там же);
  15. ордерная система;
  16. разработка системы пропорциональной закономерности;
  17. использование стенной поверхности как основного мотива художественного образа сооружения, ставшего впоследствии характерным для архитектуры Востока (с одновремен-ным использованием в интерьере колоннад);
  18. появление (в период Среднего царства) небольших, интимных храмов, близких по форме к периптеру, обнесенных с трех сторон открытыми портиками;

    10)    синтез искусств, с полным подчинением живописи и скульптуры архитектуре.

     

    120414 1218 2 Древний Египет

    1. Изображение деревянных колонок. Древнее царство. 2. Композитная колонна. Элли-нистический Египет. 3. Столб-пилястра. Новое царство. 4, 5. Осирический столб. Новое цар-ство. 6, 7. Столб-колонна. Среднее царство. 8. Хатхорическая колонна. Эллинистический Египет. 9. Пальмовидная колонна. Древнее царство. 10. Сложная хатхорическая колонна. По-здний Египет. 11. Многогранная колонна. Новое царство. 12. Лотосовидная колонна. Сред-нее царство. 13, 14, 15, 16. Папирусообразные колонны. Новое царство.

     

    Рис. 1. Типы опор в египетской архитектуре (приведены к одному масштабу)

     

     

     

     

     

     

    3. ПРОПОРЦИИ В ЕГИПЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

     

    В построении пропорций возможны два основных метода.

  19. Арифметические системы, где пропорции вычисляются абстрактным методом (по числам). Разновидностью этого способа является модульная система, при которой размер какой-либо части здания (например, диаметр колонны) принимается за единицу (модуль) и по отношению к нему все остальные размеры выражаются в простых числах.
  20. Геометрические системы пропорций, где все три проекции сооружения определя-ются путем геометрических построений (чаще всего на основе квадрата или круга). Наибольшую роль здесь играет принцип подобия частей.

    Частным случаем геометрических построений является группа отношений так называемого «золотого сечения» (т. е. деления отрезка в среднем и крайнем отношении), при котором весь отрезок так относится к большей своей части, как большая часть относится к меньшей. Таким образом, постоянная пропорция этой системы, образуя убывающую или возрастающую прогрессию, связывает воедино все элементы здания, от больших до самых малых величин.

    Золотым сечением наиболее часто занимались теоретики, исходя из квадрата, точнее из двух квадратов (Хембидж), или из деления окружности на 10 частей (Мёссель).

    Оба названных исследователя приводят, кроме того, общие законы построений, объ-ясняющие все схемы геометрических пропорций. Мёссель, например, выводит все геометрические фигуры из деления окружности на различное число частей. По Мёсселю пропорции храма Хонсу в Карнаке были определены путем вписывания его в круг (описанный веревкой на земле), разделенный на восемь частей (рис. 2).

    Система пропорций, применявшаяся в архитектуре Древнего Египта, построена на квадрате и его производных (рис. 3). Эту систему построения ряда последовательно увеличивающихся производных квадрата мы будем называть в дальнейшем системой диагоналей.

     

     

     

     

     

     

     

    120414 1218 3 Древний Египет

    Рис. 2. Пропорции храма Хонсу в Карнаке По Мёсселю

     

    120414 1218 4 Древний Египет

     

    Рис. 3. Пропорции в архитектуре Древнего царства

     

     

    Эти четыре фигуры, связанные между собой общим построением, обладают интересными свойствами. Первая фигура — квадрат — одна из простейших фигур, имеющая равные стороны. Она является основной формой в ранней архитектуре Древнего Египта, так же как и связанная с ней вторая фигура — прямоугольник с отношением сторон, равным отношению стороны квадрата к его диагонали (рис. 3).

    Отношение сторон в нем 120414 1218 5 Древний Египетили 120414 1218 6 Древний Египет. Третья фигура (рис. 3) имеет отношение сторон 120414 1218 7 Древний Египетили 120414 1218 8 Древний Египет

    Половина этого прямоугольника образует прямоугольный треугольник с меньшей стороной, равной половине гипотенузы, и с углами 30° и 60°. Хорошо знакомый всем угольник с такими углами является, вероятно, самым ранним вспомогательным прибором в работе архитектора, наравне с угольником, имеющим угол 45° и равным половине квадрата.

    Отношение большего катета к гипотенузе в треугольнике с углом 60° равно 120414 1218 9 Древний Египет.

    Четвертая фигура представляет собой прямоугольник, составленный из двух квадратов (рис. 4).

    120414 1218 10 Древний Египет

    Рисунок 4 – Пропорции в архитектуре Древнего царства

     

    В нем примечательно часто встречающееся в Египте отношение диагонали к большей стороне 120414 1218 11 Древний Египет, совпадающее с «функцией» золотого сечения. Отношение малого катета к диагонали 120414 1218 12 Древний Египет

    Эти шесть связанных между собой величин:

  21. квадрат;
  22. его диагональ;
  23. прямоугольный треугольник с углом 60°;
  24. прямоугольник, состоящий из двух квадратов;
  25. и 6) отношения его диагонали к сторонам 120414 1218 13 Древний Египет и 120414 1218 14 Древний Египет лежат в основе пропорций большинства сооружений Древнего царства.

    Иногда кроме квадрата применялся равносторонний треугольник (рис. 4).

    Он имеет уже знакомое отношение высоты к стороне 120414 1218 15 Древний Египет или стороны к высоте 120414 1218 16 Древний Египет

    Все эти фигуры могут быть построены в натуре при помощи простой веревки. Даже прямоугольник с таким иррациональным и, казалось бы, сложным отношением сторон, как которое 120414 1218 17 Древний Египет является отношением диагонали двух квадратов к стороне (рис. 4), может быть построен этим простейшим способом (такой прямоугольник условно называется в дальнейшем неточным квадратом).

    Это же отношение может быть получено при помощи диагонали полуквадрата (рис. 4), так как половина квадрата составляет прямоугольник в два малых квадрата.

    Система квадрата и его производных стала применяться, вероятно, еще в архаическом периоде. По этим пропорциям построен один из самых ранних египетских памятников -предполагаемая гробница фараона Менеса в Негаде, относящаяся к I династии (рис. 5).

    120414 1218 18 Древний Египет

    Рисунок 5 – Гробница в Негаде

     

    Особенность описанной выше системы построения последовательно увеличивающихся прямоугольников при помощи диагоналей (см. рис. 5) заключается в том, что большие величины (диагонали) оказываются производными от меньших величин — сторон квадрата или прямоугольника. Поэтому в ранних памятниках построение должно было идти от части к целому. Дионисий Галикарнасский, историк I в. до н. э., приписывает египетским скульпторам применение «аналогии от наименьшей [величины] до наибольшей».

    Такой исходной величиной в гробнице Менеса служит ширина основной камеры, равная высоте равностороннего треугольника, вписанного в эту камеру. Половина этой меньшей стороны камеры будет модулем построения пропорций; обозначим ее буквой а. Интересен тот факт, что начальная фигура построения не является точным квадратом 120414 1218 19 Древний Египет, хотя и очень близка к нему.

    Этот прием будет иногда повторяться в последующих памятниках.

    Все дальнейшее построение пропорций гробницы в Негаде основано только на квадратах.

    Исходя из фигуры центральной камеры, легко построить пропорции среднего объема ИКМ3Н3, включающего пять внутренних камер. Центральная камера (в план которой может быть вписан равносторонний треугольник) окружена стенами, толщина которых равна половине ширины камеры, т. е. модулю а. Вся ширина центрального объема поэтому равна 4а. К полученному прямоугольнику ДБЖЗ с меньших сторон были прибавлены два точных квадрата — ЗЖМ3Н3
    и ИКБД. В них заключено по две камеры, равные половине центральной; следовательно, в эти камеры вписываются прямоугольные треугольники с углом в 60°. Две из этих камер примыкают к стенам центральной камеры; положение двух крайних определено пересечениями их внешних углов с диагоналями квадратов.

    Положение внешних стен определяется путем удвоения ширины центральной части плана — ИКМ3 Н 3. Общая ширина гробницы ПР (без постамента), таким образом, равна 8а. Внешние габариты ее близки к двум квадратам, но, как понятно из построения, отличаются от них в сторону удлинения на разность сторон центральной камеры. Габариты же постамента гробницы СТУФ равны точно двум квадратам. Ширина постамента определяется точками пересечения (X и Ш) диагоналей боковых квадратов среднего объема (ОЖ, ОЗ и О 1 Б , О 1 Д ).

    Непонятное на первый взгляд несовпадение толщины внешней стены с разбивочным модулем а указывает на то, что в данном случае наряду с методом кратного повторения модуля, применен какой-то иной способ построения пропорций. Этим способом является, вероятно, метод последовательно увеличивающихся квадратов, представляющий известную аналогию с описанным выше (см. рис. 2) способом построения по системе диагоналей. Сущность этого метода пояснена на рис. 5. В основу построения положен квадрат № 1. Его диагональю ОМ1 как радиусом, производится засечка на оси абсцисс (и ординат). Из засеченной точки Л2
    восстанавливается перпендикуляр, который отсекает на линии диагоналей (на биссектрисе) отрезок ОМ2, являющийся диагональю квадрата № 2. Затем радиусом ОМ2 повторяется засечка оси абсцисс, определяющая точку Л3, и т. д. В этом построении сторона каждого последующего квадрата относится к стороне предыдущего, как диагональ квадрата к его же стороне, т. е. как 120414 1218 20 Древний Египет. Так же относятся друг к другу и диагонали последовательных квадратов:

    120414 1218 21 Древний Египет

    Откуда

    120414 1218 22 Древний Египет

    Из указанных равенств видно, что метод последовательного построения квадратов дает при двукратном применении удвоение размера, откуда вытекает совпадение найденных этим методом угловых точек М3 и М5 с точками пересечения соответствующих линий стен, построенных способом повторного отложения (удвоения) модуля а, как описано выше. Метод последовательно увеличивающихся квадратов дает, однако, помимо точек М3 и М5
    также и точку М4, которая определяет ширину внешнего кольца камер и, следовательно, толщину наружной стены. Точка М2
    остается неиспользованной.

    Таким образом, система модульных кратных отношений сочетается с методом последовательно построенных квадратов и с системой диагоналей (или иррациональных величин). Примитивную модульность раннего Египта нельзя признать развитой системой арифметических кратных отношений; она сводится к простым удвоениям величин, вытекающим из употребления указанных двух способов пропорционального построения, дающих последовательно то целые, то иррациональные величины.

    Из остальных пропорциональных зависимостей в гробнице в Негаде следует отметить равенство расстояния между осями выступов фасада и толщины внешней стены. Так, построение фасада связывается со всеми остальными размерами плана. Вертикальные пропорции фасада трудно определить, так как гробница сохранилась плохо.

    В такой законченной системе квадратов обращает на себя внимание появление неквадратной формы в основе всего построения пропорций. Этот факт легко объясняется приемами построения прямого угла. В условиях примитивной техники восстановление в натуре перпендикуляра к прямой возможно только методом засечек при помощи веревок.

    Применявшийся позднее «священный» египетский треугольник со сторонами 3 : 4 : 5, служивший, по Плутарху, египтянам для построения прямого угла, в ранних памятниках не обнаруживается.

    При построении засечками перпендикуляра к прямой возможны три различных итога.

    1. Если мы примем для радиуса засечек заданное расстояние между исходными точками построения а, то в результате получим равносторонний треугольник (рис. 6).

    Построив засечками около одного из углов равностороннего треугольника две его половины, мы получим прямоугольник с отношением сторон 120414 1218 23 Древний Египет (рис. 6).

    Таким методом и построены пропорции центральной и боковых камер гробницы в Негаде.

     

     

    120414 1218 24 Древний Египет

    Рисунок 6 – Пояснения к методу и способу построения гробницы в Негаде

     

    2. Если мы берем произвольные радиусы, то на полученном перпендикуляре можно отложить заданное расстояние а двумя способами.

    Отложив отрезок а полностью вверх, получим треугольник с высотой а и основанием а. Его стороны будут в этом случае равны 1,118 а (рис. 6).

    Отношение 120414 1218 25 Древний Египетопределяет пропорцию второй, весьма часто применявшейся формы построения центральной части здания или ансамбля.

    3. Третий результат получится, если отложить на перпендикуляре заданный отрезок а таким образом, чтобы его середина совпала с основной прямой. Тогда мы получим квадрат, но он окажется повернутым в неудобное для дальнейшего построения положение (рис. 6).

    Наблюдаемое в гробнице Менеса употребление двух частично совпадающих между собой систем пропорционирования — метода удвоений и системы диагональных (иррациональных) отношений — характерно для всего раннего периода Древнего Египта.

    Ясно также, что на ранней стадии египетской архитектуры проблема пропорций была нераздельно связана с проблемой измерения и разбивки здания в натуре и, вероятно, возникла на основе практики строительства (значение квадрата обусловливалось тем, что он служил мерой площади).

    Можно утверждать, что сознательно применяемая пропорциональная закономерность была методом художественного построения уже в искусстве времени I династии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений. Эта система получила условное название ордера, включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение — капитель, а в нижней — базу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.

    В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в форме опор — столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически правильной формы, позднее (Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира.

    Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм — это лишенная мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами. В отдельных случаях перед столбами ставились скульптурные изображения.

    Следующий этап в развитии ордера (Среднее царство) знаменует тенденцию к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Получают широкое развитие колонны в виде граненого цилиндра с 8 и 16 гранями или врезанными в тело ее ствола желобами — каннелюрами.

    Иногда ствол колонны равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5-5, 5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты — абаки. При сохранении геометрической регулярности форм египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.

    Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства и более позднее время стал ведущим в храмовых постройках. Развились несколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип — стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких распространенных в Египте растений, как папирус, лотос и пальма.

    Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из «пучка стеблей», т. е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных ребер (следуя угловатому сечению — стебля папируса). По горизонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объемными «жгутами», как бы стягивающими «связки стеблей». Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка.

    В отличие от более ранних видов ордера, стилизованный ордер Нового царства имеет декоративно-изобразительную основу композиций. Отображение в камне растительных форм во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы (сужение колонн книзу, сосредоточение усилий в сравнительно малой по сечению абаке, декоративная трактовка капителей, лишенных функций нагруженных частей системы и т. п.). Обусловленное идейно-художественными задачами стремление к монументализации форм было ведущей чертой разработки ордера.

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00059 sec

WordPress: 21.98MB | MySQL:112 | 1,447sec