Эстетический идеализм

<

121414 1622 1 Эстетический идеализм Рассмотрение вопросов взаимоотношения языка и культуры на современном этапе развития языкознание пронизывает почти все его отрасли и является ориентиром подавляющего большинства лингвистических исследований.

    Актуальность проблемы взаимоотношений языка и культуры отнюдь не является спецификой современности, эти вопросы интересовали многих известных ученых на протяжении десятилетий, суть заключается в том, что эти вопросы до сих пор остаются дискуссионными.

    Ряд ученых полагают, что язык соотносится с культурой как часть и целое, согласно другому мнению язык представляет собой лишь форму выражения культуры, третья точка зрения не признает язык и формой культуры ни ее элементом.

    Учитывая, что понятийный аппарат и сам подход к пониманию взаимоотношения языка и культуры не разработаны в достаточной мере и далеки от универсальности, обращение к трудам ученых прошлого представляется уместным, поскольку может способствовать развитию лингвистической мысли, появлению новых векторов развития, а также прослеживанию логических связей или их отсутствия в минувших дискуссиях и имевшей место критике.

    Одним из источников, дающим возможность продолжить исследование взаимоотношения языка и культуры, является концепция эстетического идеализма, основоположником которой был Карл Фосслер.

    Цель работы заключается в выявлении особенностей взгляда Фосслера и фосслерианцев на язык и культуру.

    В задачи работы входит:

– рассмотрение основ возникновения концепции эстетического идеализма;

– анализ концепции эстетического идеализма;

рассмотрение специфики трудов некоторых последователей Карла Фосслера.

     Истоки эстетического идеализма

    

Эстетический идеализм (или идеалистическая неофилология) как направление языкознания сложился в западноеропейской лингвистической науке в начале прошлого века как критический взгляд на младограмматизм с точки зрения эстетической философии языка. Свое название это направление получило от программного издания трудов Карла Фосслера Idealistische Neuphilologie (1922).    Наибольшую актуальность положения концепции эстетического индивидуализма приобрели в 20-х годах ХХ века, когда эстетические функции языка стали объектом интереса многих научных школ.

Наиболее полно концепция эстетического идеализма отражена в трудах Карла Фосснера, профессора романской филологии Мюнхенского университета, среди которых Позитивизм и идеализм в языкознании (1904), Язык как творчество и развитие (1905), Избранные статьи по философии (1923), Дух и культура в языке (1925).

     Эстетическая концепция Фосслера построена с опорой на философию языка Вильгельма Гумбольдта и воззрения итальянского философа и эстетика Бенедетто Кроче.

    Сам К. Фосслер считал себя прямым последователем Б. Кроче, итальянского ученого, основавшего школу идеалистического литературоведения и рассматривавшего язык как одно из явлений этики.

    Основным посылом для Кроче как идеалиста является душа или, в терминах того времени, дух. Язык, согласно Кроче, есть первичное выражение духа. На основании этого постулата автор приравнивает области языка и искусства, лингвистики и эстетики и заключает, что исследования в плоскости общего языкознания относятся к проблемам эстетическим и наоборот.

    Вильгельм фон Гумбольдт, крупнейший лингвист-теоретик XIX века, вдохновлял и продолжает вдохновлять на научные изыскания многих исследователей благодаря своему интеллекту, эрудиции и оригинальности мировоззрения. Последовательный идеализм К. Фосслера опирается на взгляды В. Гумбольдта в области учения о внутренней форме языка.

    Внешние формы языка очевидны и обнаруживаются через звуковые отличия между собой. Сложность выявления внутренних форм обусловлена тем, что семантические отличия между языками не лежат на поверхности.

    В. Гумбольдт отождествлял внутреннюю форму языка с мировидением, выражаемым в языке. Вне зависимости от состояния языка, в нем, по мнению В. Гумбольдта, содержатся все представления нации о мире и все ощущения, вызванные этим миром. Следовательно, любой язык включает в себе как универсально-объективное (отражение языком объективной реальности) так и субъективно-национальное (точку зрения носителей языка на объективную реальность).

    Согласно этому взгляду, язык в понимании В. Гумбольдта не является завершенным явлением, а находится в постоянном развитии.

    Источники, из которых К. Фосслер черпал свои идеи, позволяют полнее понять его концепцию эстетического идеализма в языкознании.

 

2.Концепция Карла Фосслера

    

Позиция К. Фослера наиболее ясно проявляется в его критике младограмматиков. Ученый противопоставляет их методологическим позициям свои и объявляет ненаучными любые явления, не согласующиеся в идеалистическими принципами.

    Одним их объектов критики Фосслером младограмматиков является их стремление к накоплению фактов и познанию собранного материала, не задаваясь вопросами поиска причинности явлений.

По мнению К. Фосслера этот подход глубоко ошибочен, поскольку в нем отсутствует системность. Именно механицизм в концепции младограмматиков назван Фосслером позитивизмом, «смертью человеческого мышления» и «концом философии». Противопоставляемая Фосслером концепция признает (вслед за В.Гумбольдтом и Б. Кроче) единственной причиной связью фактов и явлений в языке дух, от чего получает название идеализма. Язык как творческая духовная деятельность, по К. Фосслеру, непрерывен и неотделим от духовного и интеллектуального богатства народа.

    Еще одной причиной критики позиций младограмматиков является их анатомический подход к рассмотрению факторов языка, который не предусматривает выявления связей между явлениями.

К. Фосслер заявляет, что подобное рассмотрения предполагает язык как застывшее явление, чем на самом деле он не является и допускает такой подход («механическое разрушение организма») только в целях изучения языка. При исследовательском интересе, по мнению К. Фосслера, подобное расчленение уничтожает сущность языка, по эстетическому идеализму, его «душу».

    Вышеупомянутое положение обуславливает выбор очередного объекта критики концепции младограмматиков, которая подразумевает конструирование звуков посредством слогов, слов слогами, предложения словами, речь предложениями.

<

К. Фосслер настаивает на обратном порядке причинности, исходя из своего понимания духа как сущности языка, которому приписывает роль создателя речи, следовательно, создателя предложений и так далее.

    Признавая за духом столь значимую роль, К. Фосслер тем самым обосновывает новую дисциплину языкознания, нарушая существовавшие до него традиционные уставы науки о языке. Новаторская мысль заключается в том, что, поскольку «идеалистический казуальный принцип» обуславливает развитие языка, то все явления фонетики, морфологии, словообразования и синтаксиса в конечном счете приходят к конечному истинному истолкованию – синтаксису, следовательно, грамматическая сторона языка также подчиняется эстетическим законам.

    К. Фосслер превращает стилистику в ключевой момент своей концепции, объясняя это тем, что посредством стилистики проще обнаружить связи между явлениями языка и явлениями культурной и социальной значимости и подойти к взаимообусловленности языка и народа через призму эстетического идеализма.

Также К. Фосслер признает стилистику наиболее удобным средством, обнаруживающим влияние индивидуального творчества на развитие языка и представляющим это развитие как индивидуальный творческий акт без разграничения общенародного языка и языка писателей. Согласно такому подходу, фонетические, морфологические и синтаксические факты рассматриваются в равной мере как лингвистические и эстетические явления.

    К. Фосслер полагает, что появление в языке новых фактов неправильно объяснять только языковыми причинами, так как это нарушало бы взаимосвязь явлений языка и явлений культуры. Эту взаимосвязь автор рассматривает с точки зрения, основы которой были унаследованы им от Б. Кроче, и называет причиной любого изменения в языке эстетический фактор как проявление индивидуального творческого акта, то есть, как фактор, имеющий отношение к стилю.

    Рассуждая о стиле, К. Фосслер придерживался следующей логики: поскольку индивидуальный стиль отражает индивидуальное языковое употребление, то все стили, взятые вместе, создают весь язык, воспринимая, таким образом, индивидуальный стиль и язык как частное и общее.

    Исходя из этой логики К. Фосслера, любое выражение сначала имеет индивидуальную природу образования, и лишь затем становится нормативным и синтаксическим, чем автор подтверждает свое мнение о первичности стилистики перед синтаксисом.

    Процесс перехода выражения из разряда частное в разряд общее К. Фосслер объяснял частотой употребительности выражения. Частота, в свою очередь, по мнению автора, обусловлена степенью соответствия выражения духовным потребностям большинства людей, и только в этом случае единичное превращается в общее, то есть, стилистическое превращается в синтаксическое. Следовательно, мысль о первичности духовного начала находит свое подтверждение в концепции К. Фосслера в очередной раз.

    Такой взгляд К. Фосслера на путь развития языка делает акцент на главенствующей роли его внутреннего содержания, что перекликается с концепцией В. Гумбольта о внутренней форме языка.

    Своеобразен взгляд К. Фосслера на фонетическую сторону языка. Согласно общей концепции автора, фонетика, как и все другое, должна растворяться в эстетике. «Элементом духа» в фонетике автор признает ударение, называя его «акцент» и полагая, что он выражает психическое содержание и дущу языка, тем самым ставя акцент на главенствующую позицию в звуковой стороне речи.

    Рассуждая об акценте К. Фосслер, как ему свойственно, отвергает необходимость расчленения на явления артикуляции, рассмотрение особенностей этих процессов, наблюдения за звуковыми изменениями и т.п. По его мнению, каждый народ, говоря современным языком, генетически улавливает, усваивает и развивает свой акцент как своеобразный ритм речи и передает его из поколения в поколение.

    Подтверждая свою правоту в отсутствии необходимости расчленять звуковые явления на составляющие и искать логику процессов звуковых изменений, автор заявляет, что фонетические изменения в рамках одного языка не обязательно касаются всех слов, равно как и аналогия не всегда может быть взята как ориентир. В доказательство своего взгляда автор провел ряд экспериментальных исследований звуковой стороны французского языка, заключив, что все фонетические изменения свершаются в определенных конкретных случаях в рамках индивидуального стиля, а нормой становятся только тогда и если индивидуальное переходит в общее.

    В характере изменений и осуществлении перехода автор усматривает два типа изменений – творческое фонетическое (Schopfung) и историческое эволюционное (Entwicklung), они же – сознательное и бессознательное.

    Тот же двусторонний аспект присутствует и во взгляде К. Фосслера на абсолютный и относительный прогресс в языке.

    Появление новообразования в языке автор приписывает особенностям абсолютного прогресса, изучение которого должно проходить в эстетическом плане, поскольку причины появления новообразования обусловлены процессами индивидуального творческого акта. Впоследствии новообразования индивидуального характера в ряде случаев проникают в общий язык, становясь нормой, в чем заключается сущность относительного прогресса.

    Следуя этой логике, К. Фосслер выделяет два направления изучения языка – эстетическое (изучение индивидуальных творческих актов) и эстетико-историческое (изучение языка в целом как нормы), обозначая тем самым разные аспекты одного и того же явления.

    К. Фосслер и его концепция эстетического идеализма поставили перед языкознанием ряд новых проблем, в том числе сделали акцент на лингвистическом изучении стилистики, взаимоотношениях языка писателей и языка народа, взаимосвязи культуры и развития языка.

    Воззрения К. Фосслера и его последователей подвергались и продолжают подвергаться критике со стороны многих ученых.

    Одна из двух основных причин несогласия с концепцией заключается в том, что в ее основу положен только один принцип, принцип философского и лингвистического идеализма, что отрывает понятие языка от ряда его существенных практических проявлений.

    Вторая причина видения концепции К. Фосслера как однобокой заключается в том, что его теоретические взгляды выступают как антитеза позиции младограмматиков, то есть, имеют своим объектом только их позитивизм.

    Такой подход создает неверное представление о том, что в развитии научной мысли существовало только два пути – идеалистический и позитивистский, и все рассуждения посвящены противопоставлению только этих двух концепций.

 

 

3.Школа Карла Фосслера    

 

В немногочисленную школу эстетического идеализма входили такие крупные филологи в области романских языков и литературы как Л. Шпитцер, Э. Лерх, Л. Ольшки, В. Клемперер и др.

Школа К. Фосслера внесла значительный вклад в развитие философско-лингвистической мысли, объявив отказ от лингвистического позитивизма и исследований в рамках языковой формы, выдвинув на первый план осмысленно-идеологическую природу языка.

Последователи К. Фосслера разделяли некоторые из его взглядов на, разработав при этом свои собственные концепции проблем стилистики художественной литературы, преимущественно синтаксиса и стилистики.

Э. Лерх занимался главным образом проблемами синтаксиса французского языка, изучал природу неличных форм глаголов.

Л. Ольшки исследовал стиль языка, в том числе соотношение между разными языковыми стилями, научный стиль и стиль художественного повествования.

Немецкий филолог и историк литературы В. Клемперер известен исследованием языка третьего рейха. Его книге LTI. Язык третьего рейха (1947) предшествовала статья Нацистский вариант немецкого языка (1946), где автор объяснял явление, которое затронуло народные массы без каких-либо социальных различий между ними. В. Клемперер в своих исследованиях доказывал, что повседневными словами можно не только описывать явления обычной жизни, но проникать во внутренние механизмы, управляющие человеком. На основании этого автор приходил к заключению, что язык представляет собой не только инструмент общения, носитель информации и способ накопления опыта, а рычаг управления жизнью.

Наибольше влияние на развитие романской филологии и стилистики оказали воззрения Л. Шпитцера. Ученый рассматривал вопросы стиля, обращая внимание на взаимосвязь науки о языке и истории культуры.

В своих работах автор придерживался мнения, что своеобразие стиля того или иного писателя невозможно выявить не связывая стилистически значимые факторы с проявлениями его личности. Работая в этом направления, Л. Шпитцер ввел понятие индивидуальной языковой системы писателя, которая характеризуется совокупностью определенных признаков. Любой из отдельно взятых признаков может присутствовать в текстах другого или других писателей, но в своем комплексе они образуют неповторимую языковую систему.

    Это подход позднее получил развитие как основа метода исследования стиля личности в стиле языка, в последствии трансформированный в индуктивно-дедуктивный метод стилистики.

Как лингвист, Шпитцер — ученик профессора В.Мейера-Любке, наиболее авторитетного представителя младо-грамматической школы среди немецких романистов, а также французского диалектографа Жильерона, под влиянием которого написаны его ранние работы по вопросам географической лексикологии; однако, он примкнул всецело к новому течению, возглавляемому Фосслером, работая в настоящее время преимущественно в области лингвистической стилистики. Подобно Фосслеру, Шпитцер является сторонником «деграмматизации лингвистики» через обращение к языку индивидуальному. «Общий язык», пишет он в статье о методах синтаксиса , «есть ничто иное, как место пересечения индивидуальных языков, результат грамматизации отдельных речевых актов». Все новообразования в языке исходят от творческой личности. Нет ничего в синтаксисе, чего не было бы прежде в стиле («nihil est in syntaxi quod non fuerit in stylo»).

Синтаксические этюды Шпитцера посвящены частным вопросам романского синтаксиса: описывая ту или иную синтаксическую категорию, он стремится установить те «эмоциональные и аффективные импульсы, из которых возникло синтаксическое новшество». Его синтаксические исследования ориентированы на стилистику: направление, распространение безличных оборотов в современном французском литературном языке он будет склонен объяснять распространением иррационализма в эпоху романтиков и символистов. «Средний род и безличное предложение», пишет по этому поводу Шпитцер, «последнее убежище фантазии в языке… Французское местоимение среднего рода относится не только к грамматике: оно есть факт мировоззрения, свидетельствующий о переживании иррационального и трансцедентного» (Das synthetische und das symbolische Neutralpronomen im Franzosischen.

Занимаясь семантико-историческими и этимологическими исследованиями, Л. Шпитцер рассматривал происхождение и семантическое развитие слов, пришедших в язык благодаря процессам европейской цивилизации. Следуя за К. Фосслером, автор выступал против механицизма в решении этих вопросов и высказывался в защиту гуманитарного подхода.

Кроме прочего, Л. Шпитцер был один из первых ученых, поставивших вопрос о путях доказательства в лингвистике в частности и в гуманитарных науках вообще.

Заключение

    

Эстетический идеализм К. Фосслера и его последователей опирается на фундаментальные воззрения В. Гумбольдта и Б. Кроче, акцентируя эстетическое начало в языке и занимаясь разработкой культурологических и лингвоисторических вопросов.

    Согласно позиции эстетического идеализма, все явления, процессы и механизмы в языке подчинены духовному началу, более того, индивидуальному творческому началу, ни одна языковая норма не может появиться в языке без предварительного индивидуально обусловленного возникновения.

    Согласно логике эстетического идеализма, «душа» (или дух») языка, будучи главным элементом, подчиняет себе звуковую, синтаксическую и пр. стороны речи, а своеобразие стиля, присущее каждому народу (говоря современным языком, каждой культуре), генетически обусловлено и передается из поколения в поколение.

    Следовательно, с позиций эстетического идеализма, язык является способом выражения духа народа и вторичен во взаимосвязи язык и культура.

 

Список литературы

 

  1. Асланова И.С. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Махачкала, 2006.
  2. Даниленко В.П. У истоков лингвистической типологии (ее культурно-эволюционный аспект) // Вестник ИГЛУ, серия «Лингвистика», вып.4. Языковые явления в исторической ретроспективе и перспективе: эпистемология, диахрония, типология. Иркутск, 2002. С.15-20.
  3. Васильева-Шведе О.К., Степанов Г.В. Теоретическая грамматика испанского языка. Морфология и синтаксис частей речи. М., 1980.
  4. Виноградов С.И., Платонова О.В.. Культура русской речи. М., 1999.
  5. Гафурова Д.Ш., Пирмагомедов А.И. История языкознания. – Махачкала, 2007.
  6. Звягинцев В.А. Эстетический идеализм в языкознании (К. Фосслер и его школа). Материалы к курсам языкознания, Издательство Московского Университета, 1956.
  7. Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М., 1998.
  8. Мечковская Н.Б., Плотникова Б.А., Супрун А.Е. Общее языкознание: Сущность и история языка. М., 1993.
  9. Проблемы литературной формы. М., 2007.
  10. Сусов И.П. История языкознания: Учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998.
  11. Фосслер К. Грамматика и история языка. К вопросу об отношении между «правильным» и «истинным» в языковедении. / К. Фосслер. // Логос. – М.: Тип. Рус. Т-ва, 1910.
  12. Шпитцер Л. Словесное искусство и наука о языке. М., 1991.
  13. Эстетический идеализм. // Языкознание. Энциклопедия языкознания. М., 1971.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.66MB | MySQL:118 | 1,965sec