Европейские культурные традиции в восприятии русского общества 19 века

<

121414 1559 1 Европейские культурные традиции в восприятии русского  общества 19 векаЗаканчивается XVIII век, наступает век XIX и для российской культуры он стал поистине «веком золотым». Русское Просвещение XVIII в. явилось мощным толчком к процессу пробуждения национального самосознания русского народа. Но эпохальным событием в этом плане для России была Отечественная война 1812 г. против наполеоновского нашествия. Эта война сплотила в одном патриотическом порыве все социальные слои российского общества. А когда русские войска в 1814 г. вступили в Париж и парадным строем во главе со своим императором Александром I прошли по Елисейским полям (центральной улице города), то это еще больше способствовало пробуждению чувства гордости за свой народ, осознанию того, что великий народ, который достоин занять свое подобающее место в семье подобных народов.

Естественно, что национальное самосознание есть та база, которая определяет своеобразие и национальной культуры. Вопрос об особом характере русской национальной культуры встал практически одновременно и с проблемой формирования национального самосознания. И Россия стала искать свой путь. И первым, кто попытался объяснить, в чем же заключается данный путь был Н.М. Карамзин, который в своих работах: «Письма русского путешественника» и затем «История государства российского» интуитивно почувствовал самое нужное и самое своевременное для русской культуры начала ХХ века – проблему ее национальной самоидентичности, т.е., чтобы русская культура была именно русской и отвечала духу и умонастроению русского человека.

Но оказалось, что оригинального (своего) российского в России того времени было не очень-то и много, ибо русская культура во многом подражательная: религия и связанная с ней религиозная культура почти целиком византийская, хотя, конечно же, разбавленная многими элементами славянского язычества,в светская культура калька с культуры Западноевропейской. Об этом российском феномене впервые задумался П.Я. Чаадаев, который в своем основном труде «Философские письма» фиксирует положение России вне мировой истории, понятой как саморазвитие мирового духа. «Мы никогда не шли вместе с другими народами, — говорит Чаадаев, — мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имели традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось.

Идеи Чаадаева оказали значительное воздействие на формирование двух линий (направлений) в русской культуре – славянофильства и западничества.

А.С. Пушкин – был важнейшим деятелем русской культуры первой половины XIX века. Если Карамзин выдвинул проблему самоидентичности русской культуры, то А.С. Пушкин решил иную, принципиально важную для России задачу, которую Ф. Достоевский в своей речи на открытии памятника Пушкину в Москве назвал «Всемирной отзывчивостью», т.е. универсальной способностью отражать средствами своей культуры идеи и образы других культур – западных и восточных, не изменяя при этом своей национальной специфике, и тем самым включаться в историю мировой культуры на правах ее органической составной части. Именно благодаря Пушкину наша культура влилась в общеевропейскую и заняла в ней подобающее место.

Исключительное значение в этом плане имело создание Пушкиным русского литературного языка. «Пушкин, — по мнению В. Белинского, — открыл для России поэзию как искусство, как художество. В произведениях Пушкина русская литература обрела национальную, художественную форму, но эта форма возникла на фундаменте принципиально нового художественного содержания, источник которого и в русской национальной жизни, и в человечески артистической натуре самого Пушкина». О Пушкине можно говорить бесконечно, ибо, как метко заметил, русский критик А. Григорьев, «Пушкин – наше все!» Но в заключении хочется снова обратиться к Достоевскому: «Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека».

Основной тенденцией развития русской культуры XIX века было противостояние двух линий (направлений), которые и сегодня сохранили свою актуальность и привлекательность в том или ином отношении. Одна из этих линий являет «славянофильство», другая – «западничество». Эти направления можно рассматривать как противостоящие друг другу мировоззрения, которые давали разные ответы на те же самые вопросы: о старой (феодальной) и новой Европе, о старой (допетровской) и новой России и об отношении последней к Западу. Разница в ответах зависела от принятой каждой из сторон иерархии общественно-культурных ценностей.

Славянофильство сосредоточило свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры (в ее отличии от иных культур – прежде всего западноевропейской) — применительно к истории русской общественной мысли, психологическому складу русского этноса, национальному самосознанию русского народа и т.д. Эта специфика получила развитие в трудах И. Киреевского, А Хомякова, К. Аксакова, А. Григорьева. Они считали, что источниками русской самобытности являются устои русской общественной жизни, которые не содержали, с их точки зрения, основ внутри социального конфликта. Славянофилов отличала идеализация в той или иной мере древнерусского быта и связанная с ней патриархально-утопическая теория общества, исходящая из того, что оно должно строиться по типу семейных отношений, ибо его истинной основой является семья.

В противоположность «славянофильству» «западничество» признавало общие черты развития России и Западной Европы, и, следовательно, считали Россию как неотъемлемую часть Западной цивилизации. Но западники не были едины. Прежде всего, к ним относились основные представители русских революционных демократов – А. Герцен, В. Белинский, Д. Писарев. Они, ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, мировой культуры, стремились вывести, «вырвать» русскую национальную культуру из «заданных» национально-специфических условий ее возникновения и становления, преодолев их, разрушить казавшимся искусственными границы, отделявшие русскую культуру от развитых культур Запада. Все устойчивые, неизменные признаки национальной культуры казались представителям русской демократии результатом действия консервативных, охранительных сил, заинтересованных затормозить ход общественного прогресса в России. Кроме того, в сознании леворадикально настроенных революционных демократов начинало укореняться странное смешение любви и ненависти, когда ненависть признавалась условием и средством достижения всеобщей любви, деспотизм – путем достижения свободы, насилие и жестокость – предпосылкой будущего счастья всего человечества. Смешение любви и ненависти в различных отношениях и сочетаниях стало основополагающим принципом революционного крыла русской культуры.

Другая группа западников менее радикальная, чем революционно-демократическое крыло, была представлена историками Т. Грановским и К. Кавериным, литераторами и публицистами В. Боткиным, П. Анненковым, М. Катковым и др. Они выше всего ценили личность, индивидуальность – и не поющую в общем «хоре» с народным коллективом, а наоборот, независимую, автономную, суверенную. Они также видели в удовлетворении разумных потребностей конкретной личности конечную цель истории. Идеалом этой группы западников был человек, освобожденный от гнета разного рода «определений», т.е. не зависящий от природы, от мнений семейного, родового коллектива, а также от власти разного рода догм и предрассудков. Русское западничество возложило на себя двойную функцию. Во-первых, оно было призвано раскрыть достоинства высокоразвитой западной культуры, сделать их доступными недоверчивому взору русского человека, погруженного в свои домашние проблемы. Во-вторых, поскольку западники были истинными патриотами и действовали во благо собственного отечества, то и возникавшие в их сознании образы иных миров строились на русский манер.

Подытоживая разговор об этом направлении русской культуры надо сказать, что в целом для западничества характерно стремление к «размыванию» определенности национальной культуры, к достижению ее максимальной «открытости» — по отношению к любым инокультурным влияниям и межкультурным связям, к включению ее в исторический контекст представлений о единой мировой цивилизации – наравне с другим национальными культурами.

Как бы ни велики были достижения различных сфер русской духовной культуры, однако вершиной русской культуры XIX столетия является культура художественная – музыка, живопись, театр и конечно же литература. Русское искусство XIX века было социальным по проблематике и в значительной мере демократическим по идейной направленности и формам. В нем получил развитие реалистический принцип отражения жизни и критически глубокое осознание главных социальных конфликтов русской действительности.

В области изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры – вся вторая половина XIX века прошла под знаком борьбы с господствующим в первой половине академизмом. Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». Так назывались художники, которые в 1970 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Лучшие произведения передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения. В творчестве передвижников реализм в русском изобразительном искусстве достиг своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство передвижников служило действенным средством демократического, нравственного и эстетического воспитания многих поколений. Крупнейшими представителями товарищества передвижников (помимо инициаторов – Крамского и Мясоедова) были И. Репин, В. Суриков, А Саврасов, И. Шишкин, В. Васнецов, В. Перов, В. Поленов, И. Левитан и др.

Что касается развития русского музыкального искусства, то здесь конечно надо прежде всего сказать о творчестве М. Глинки, который по праву считается основоположником русской классической музыки. Его продолжатель и последователь А. Даргомыжский, отстаивая правду жизни в музыке, поддерживал и вдохновлял кружок молодых музыкантов, который был назван крупнейшим русским искусствоведом XIX века В. Стасовым «Могучей кучкой». Члены этого кружка – М. Балакирев, М. Мусоргский, Н. Римский –Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи – были не только музыкантами, но и мыслителями, близкими по своим взглядам к демократически настроенным деятелям русской культуры. «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; искренняя речь к людям» — так определил Мусоргский требования к музыке, выражая взгляды своего кружка.

Реалистическое раскрытие внутреннего мира человека, обращение к сложным философским проблемам, внутренний драматизм, свойственные русскому искусству второй половины XIX в., нашли гениальное воплощение и в музыке П,И. Чайковского, занимающего особое место в русской музыке. В поисках идей и сюжетов для своих произведений – симфоний, опер, балетов, романсов – композитор часто обращался к литературному творчеству Пушкина, А.К. Толстого, А.Фета, а также мировых классиков – Данте, Гофмана и др. Большое значение на развитие русского музыкального искусства оказало открытие двух консерваторий – вначале в 1862 г. в Петербурге, а затем в 1866 г. – в Москве.

Но истинным лидером русской художественной культуры была литература. Когда-то А. Герцен сказал слова, которые можно рассматривать в качестве символического эпиграфа ко всей русской литературе (и даже всей художественной культуре) XIX столетия: «У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». Аналогичную мысль высказывали и другие деятели русской культуры. Так, известный русский философ Розанов однажды отметил, что «в России всегда была великая литература и скверная жизнь. Я бы хотел, чтобы жизнь была великой, и тогда литература может отступить на второй план».

Говоря о скверной жизни Розанов, прежде всего, имел ввиду отсутствие в России демократических институтов – конституции, парламента, наличие официальной оппозиции, отсутствие цензуры -, через которые можно было высказывать те или иные мнения. Поэтому русская литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры: философии, социальных наук, публицистики, морали, права, религии. Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) переставала быть только искусством слова в ряду других искусств и становилась особым универсальным, синтетическим явлением культуры. Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед российским обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой.

Великие русские писатели – от Радищева до Солженицына – прославляли свободу, призывая милость к падшим, были при этом как бы и священниками и адвокатами, и моралистами, и философами. Но все это, как правило, они осуществляли через литературную деятельность. Поэтому произведения русской литературы были своеобразным «Слоеным пирогом». Возьмем хотя бы роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Это не просто выдающееся литературное произведение, но и одновременно и философский, этический, политический, религиозный трактат. Но все это не просто декларируется, а растворено в сюжетной канве романа: в характере и судьбах героев, в авторских отступлениях. У Толстого даже описание природы несет нравственный и философский «заряд». При этом все это написано великолепным художественным языком. Естественно, все выше сказанное позволило отнести данный роман к вершинам не только русской, но и мировой литературы.

Но русская литература это не только «Война и мир» — это и другие произведения Толстого, а также Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Лескова, Достоевского, Чехова, Островского и многих других, может быть рангом пониже, но писателей также замечательных и значительных. Вот почему русская литература явилась вершиной нашей духовности, вот почему произведения русских писателей-классиков не только оказали огромное влияние на развитие отечественной культуры, но и оставили глубокий след в духовном развитии человечества.

Конец XIX — начало XX в. является русским философским Ренессансом, «золотым веком» русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, «… в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире — эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот». Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.

Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, «на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина», — русская литература, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический «золотой век». Затем, в ответ на новое, нигилистическое веяние времени, опираясь на духовную крепость «святой русской литературы» (Т. Манн), восходит в конце века философия, которая подводит итоги развития духа «золотого века» классики. Оказывается, что не русская словесность «серебряного века» является главной наследницей классической литературы — для этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам чувственности). Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она наследует духовные заветы «золотого века» классики и потому сама переживает «золотой век».

 

 

2. Русская интеллигенция как феномен культуры 19 века

 

Интеллигенция — сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово «интеллигенция», впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia — понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший надмировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в «Философии права» — «Дух есть… интеллигенция».

<

В России понятие «интеллигенция» в качестве термина стало употребляться более чем сто лет назад, в 60-е годы XIX века, и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д.Боборыкину. В вышедшем в 1870 году романе «Солидные добродетели» русский беллетрист ввел понятие «интеллигенция» в широкий обиход и так определил его содержание: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века». Главный герой этого романа считает, что для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь — это путь в народ, к социальным низам.

Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX века рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: «Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации».1

Процесс формирования интеллигенции значительно ускорился в 40-е годы XIX века. Самодержавие не могло уже предотвратить процесс демократизации образования. Среди учащейся молодежи все более увеличивалось число разночинцев — выходцев из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, чиновничества), в основном занимающиеся умственным трудом, которые пополняли слой интеллигенции.

В пореформенную эпоху, когда завершается формирование этого нового общественного слоя, разночинский элемент в его составе становится преобладающим. Это обстоятельство имело чрезвычайно важное значение в демократической направленности деятельности русской интеллигенции, ее активной социальной и гражданской позиции.

Русский девятнадцатый век был поставлен мировым общественным мнением рядом с европейским Возрождением. Лучших представителей интеллигенции в России отличали морально-этические притязания, благородные и высоконравственные черты: сострадательность и человечность, честность, обостренное нравственное видение мира, развитость ума, способность критически и самостоятельно мыслить и оценивать социальную жизнь; вера в социальное чудо, жертвенность, проникнутая человеческими муками, связанная с глубочайшей ответственностью за судьбу народа.

Признаки интеллигенции. Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.

К ним, прежде всего, относятся:

ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;

единство духовной природы человека-интеллиента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;

верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;

глубоко развитое понимание своего «Я», независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;

мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением, позиций;

противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;

своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;

нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.

Российскому интеллигенту всегда была свойственна двойственность характера: свобода духа у него скорее черта индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его больше волновало личное, индивидуальное ведение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособленность и неумение реализовать ее.

Многие неоднозначные черты интеллигенции проявляются под воздействием обстоятельств, зависят от режима власти, духовной атмосферы в обществе, которую она во многом создает сама.

Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности, независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека, Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С.Лихачев говорил: «…нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,… , но интеллигентным — никогда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Взлет художественной культуры России в 19 веке

 

Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший мощное народное звучание, как высокий классицизм, который отражался в живописи, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Но в тоже время в искусстве исторической живописи не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета. Часто художники России посвящали свои произведения подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, картин выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа. Искусство 19 века в котором заметную роль сыграли русские художники переоценить невозможно.

Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П.А.Федотова и А.А.Иванова.

В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»). В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова.

Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя — разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга А.Н.Островкого и писателя Ф.М.Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.

Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского. Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л.Н.Толстого и П.М.Третьякова, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.

Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова «Утро стрелецкой казни», которую художник трактует как народную трагедию.

В другом историческом полотне («Боярыня Морозова») Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.

Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина «Иван грозный и сын его Иван», замысел которого возник как отклик на событие современности — казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.
Глубиной характеристик отличаются портреты М.П.Мусоргского, П.Стрепетовой, Л.Н.Толстого, В.Стасова, принадлежащих кисти Репина.

Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идет становление реалистического пейзажа (А.Саврасов «Грачи прилетели», Ф.А.Васильев
«Оттепель», Н.Н.Шишкин
«Рожь»), лирического и задушевного (И.И.Левитан
«Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»), социально — философского (Левитан
«Владимирка», «Над вечным покоем»

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Его великолепные тонко прописанные портреты в которых он получил истинное признание В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека. Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г. картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время. Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом. Его портреты Автопортрет, А. Р. Томилова, И. В. Кусова, А. И. Корсакова 1808 г. Портрет Голицина А. М. и 1809 г. В 1816 году Кипренский отправился в Италию где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец. Портрет Дениса Давыдова, 1819 г. Девочка с венком из мака, самый удачный 1827 г. портрет А. С. Пушкина и др. В 1812 году Кипренскому было присвоено звание академика, Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова. Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.

Сильвестр Щедрин (1791-1830) Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес художников того времени к пейзажу. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. Закончив Академии художеств в Санкт Петербурге, в 1818 г. приехал в Италию и прожил более 10 лет, в Риме, Неаполе, Амальфи и в Соренто где провел свои последние месяцы жизни. На более сорока его картинах Щедрин изобразил виды окрестности Соренто, при встрече на улицах города Сорентийцы его ласково приветствовали Дон Сильвестро. Очень много работал с натуры, заслужил невероятную по тем временам популярность у итальянцев желавших купить его картины, иногда приходилось писать много копий своих наиболее удачных работ, которые быстро раскупались. Знаменитые его работы Новый Рим «Замок святого ангела», Набережная Мерджеллина в Неаполе, Большая гавань на острове Капри и др. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию. Великолепные итальянские пейзажи отразили всю уникальную красоту природы этого края, представлявшаяся многим русским художникам райским местом — землей обетованной.

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) Сын крепостного крестьянина, его талант художника был замечен его господином А. Марковым, который определил его в 1985 году в воспитанники Академии художеств. в 1824 году за картины Кружевница, Портрет гравера Е.О. Скотникова, Старик — нищий, удостаивается звания академика. Очень много работает с натуры развивая свое мастерство. В традициях русского сентиментализма Боровиковского, Тропинин плодотворно продолжал наследие 18 века, особенно это заметно в его ранних работах, 1818 г. Портрет сына художника А.В. Тропинина, отличающаяся легким колоритом. 1826 г. картины Пряха, Золотошвейка обратили внимание особое современников. 1846 г. Тропинину присваивается почетное звание члена Московского художественного общества. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль, в портрете Тропинин старается передать себя как художника, творца. Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр живописи. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда, творчество которого отразилось в 20-е 30-е годы, принесшие ему знаменитость. Его мягко прописанные портреты отличаются высокими живописными достоинствами и простотой восприятия, человеческие образы воспринимаются характерной правдивостью и спокойствием без особого внутреннего волнения.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) Родился в Москве 1780 году в купеческой небогатой семье. Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, После представления портрета К.И. Головачевского и Автопортрет, удостаивается звание академика в 1811 г. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Венецианов мастер пастельных , карандашных и масляных портретов, карикатур. По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др. Художник любил простых людей находя в этом определенную лирику это отразилось в его картинах показывающие нелегкий крестьянский быт. Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра 1, которого тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником. Картина была куплена императором за 3000 руб.Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) Мастер исторической живописи, его картина Последний день Помпеи произвела ошеломляющее впечатлении на его современников. Картина сложена из контрастов света и тени, Брюллов в этой картине показал весь драматизм погибающей древней Помпеи, в суматохе обреченные жители разбегаются от неистовства извергающегося Везувия. Даже А.С. Пушкин под впечатлением увиденного, описал о этой картине в своих произведениях. Под влиянием традиционного академического классицизма, Карл Брюллов наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и психологической правдой. Брюллов был великолепным мастером парадного портрета в котором ярко акцентировал характерными признаками человека, он мастерски пишет светские портреты применяя в яркие колористические моменты в композиции картины, Графиня Ю. П. Самойлова. В других портретах он применяет более сдержанный колорит, портрет выдающегося русского скульптора И.П.Витали, Поэта Н. В. Кукольника, писателя А.Н.Струговщикова. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) Великолепный мастер исторического жанра. Впервые получив свои уроки от отца живописца А.И. Иванова, в последствии поступил учится в Санкт-Петербургжскую Академию, по окончании уезжает учится в Италию, в которой прожил до конца своих дней. На начальном этапе это картины Аполлон, Гиацинт и Кипарис 1831—1833 г, Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835 г. За свою недолгую жизнь Иванов создал множество живописных работ, для каждой картины пишет множество этюдов пейзажей, портретов. Около двух десятков лет Иванов трудится над своей главной картиной Явление Христа народу, подчеркивая свое страстное желание изобразить пришествию на землю Иисуса Христа. Вернувшись на родину в 1858 году, Иванов представил в Зимнем дворце картину Явление Христа народу и многочисленные этюды. Картина не произвела особого впечатление на посетителей выставки Зимнего дворца, а также не вызвала положительных эмоций и в Академии художеств. В прошествии нескольких трудно переживаемых им недель художник умер. Иванов необычайного ума человек, всегда стремился показать в своих произведениях стихию народных движений в русской истории и глубоко верил в великое будущее матушки России. Опередив свое время в исканиях русской реалистической живописи, творчество великого художника оставило неизгладимый след своего мастерства для потомков.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, по-гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки. Своими картинами Федотов один из первых разрушил академический уклад, открыв новое направление искусстве России. Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками. Первой его самой жанровой работой считается картина Следствие кончины Фидельки 1844 г. В последствии он написал немало картин критически отражая обстоятельства, уклада тогдашней жизни: Свежий кавалер 1847 и Разборчивая невеста 1847 г., Сватовство майора 1848 г. и также заметны более поздние его работы Вдовушка и Анкор, еще анкор. 1851—1852 г. Федотов одинокая и трагическая фигура, проживший короткую, не легкую жизнь не зная материального благополучия и радости.

Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887) Великолепный русский художник, мастер портретной живописи в которой Крамской уделял особое пристрастие в своем творчестве. Он один из основателей независимой организации художников передвижников. Одно из самых известных картин Крамского: Христос в пустыне. Очень популярны его работы: портрет Льва Толстого, Дама в лунную ночь, Неутешное горе, Полесовщик, Созерцатель. Крамской агитировал в пользу свободного художественного развития молодых художников, надеясь на преобразовательный процесс в академии, относительно его взглядов, что оставило свой след в его анти академической деятельности.

Иван Константинович Айвазовский 1817-1900 Замечательный художник маринист, мастер романтического морского пейзажа. Айвазовский родился 29 июля 1817 г. в городе Феодосия в семье небогатого армянского купца. Талант рисовать был замечен тогдашним губернатором Тавриды Казначеевым А. И., который позаботился о зачислении юного дарования в 1831 г. в Таврическую гимназию, через два года учения в гимназии, он поступил учиться в академию художеств в Петербурге, где его творчество было оценено художником К. П. Брюлловым, очень лестно отзывался о художнике писатель А. С. Пушкин. Закончив академию с большой золотой медалью, получил право поездки в родной Крым, где плодотворно работает, пишет этюды Феодосии, Ялты, Севастополя, Гурзуфа. Для продолжения совершенствования своего творчества, Айвазовский вместе с другими художниками академии, в 1840 г. едет в Италию Рим, посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь. Знакомится с мировым европейским искусством в различных музеях Европы и плодотворно трудится. Спустя некоторое время Айвазовский становится очень знаменитым художником маринистом в Европе. Ему присвоено звание академика Римской, Амстердамской и Парижской академии художеств. Вернувшись на родину в 1844 году признанным мастером в 27 лет отроду, ему и в России присваивается звание академика. Иван Айвазовский создал множество живописных полотен, отражая в них мягкие тона побережья, качающиеся на морских волнах корабли, различные эффекты морской воды и пены, величественные образы бушующего моря в шторм с кораблекрушениями, например насыщенная романтизмом знаменитая картина Девятый вал. Другие его полотна: Черное море, Среди волн, Неаполитанская ночь и др. Его картины были высоко оценены многими художниками его посещают художники И. Е. Репин, Г. И. Семирадский, И. И. Шишкин, известный меценат. М. Третьяков, который покупает его знаменитые полотна. Картины Ивана Константиновича Айвазовского и по сей день очень популярны, и восхищают своим трогательным романтизмом моря.

Крупнейшие исследователи русской живописи в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских художников и изобразительного искусства 19 века. Достижения и завоевания русской живописи 19 века, в котором себя проявили русские художники имеют огромное значение и уникальную ценность в русском изобразительном искусстве, живописные произведения созданные русскими художниками на всегда обогатили русскую культуру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Духовно-нравственные уроки русской классики

 

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература 19 века — исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза — это чудо; не случайно Ясная Поляна — интеллектуальная столица мира в прошлом веке.

А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, ярился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский « и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит любви. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств».

В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии — этого славянского древнего Рима — как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); по случайно 30-е — 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.

Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных протипоречий. Особое явление в русской и мировой литературе — роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов — от юношей до стариков. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо «Война и мир», посвященная одной из губительнейших войн XIX в» утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце XX в.

Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя — Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью. Античный нигилизм был связан со скептицизмом и эпикурейством, его идеалом была благородная безмятежность, достижение спокойствия духа перед лицом превратностей фортуны. Нигилизм Древней Индии, который произвел столь глубокое впечатление на Александра Македонского и его окружение, в философском отношении был несколько схож с позицией древнегреческого философа Пиррона из Элиды и выливался в философское созерцание пустоты. Для Нагарджуны и его последователей нигилизм был преддверием религии. Однако современный нигилизм, хотя в его основе тоже лежит интеллектуальная убежденность, не ведет ни к философской бесстрастности, ни к благословенному состоянию невозмутимости. Это скорее неспособность создавать и утверждать, духовный изъян, а не философия. Многие беды в нашей жизни происходят от того, что «человек из подполья» подменил собой подлинного человека.

Достоевский искал избавления от нигилизма не в самоубийстве и не в отрицании, а в утверждении и радости. Ответом нигилизму, которым болен интеллигент, служит живительная «наивность» Дмитрия Карамазова, бьющая через край радость Алеши — героев романа «Братья Карамазовы». В невинности простых людей — опровержение нигилизма. Мир Достоевского — это мир мужчин, женщин и детей, одновременно заурядных и необычных. Одних обуревают заботы, других сладострастие, одни бедны и веселы, другие богаты и печальны. Это мир святых и злодеев, идиотов и гениев, благочестивых женщин и терзаемых своими отцами детей-ангелочков. Это мир преступников и добропорядочных граждан, но врата рая открыты всем: они могут спастись или обречь себя на вечное проклятие. В записных тетрадях Достоевского имеется самая сильная мысль, в которую сейчас все упирается, из которой все исходит: «бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». Миру грозит гибель, мир может — должен! — быть спасен красотой, красотой духовно-нравственного подвига — так прочитывается Достоевский сегодня, так заставляет нас прочитать его сама реальность нашего времени.

 

Задание

 

Искусствоодна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Культура – (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.

Инкультурация – процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

Религия – от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак религия — вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо (см.) человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

Бароккоитал. barocco — странный, причудливый) — художественно-стилевое направление в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII в., которое сформировалось на почве конфликта между личностью и обществом, вслед за кризисом культуры эпохи Возрождения. Основные черты искусства борокко — драматическая патетика, динамичность, преувеличенная экспрессия, яркость чувств и красок и т. д.

Психоаналитическая концепция культуры – психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  2. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов/ Под ред. Попова Е.В. – М.: Владас, 2009.
  3. Власенко Я.С. Проблемы современной культуры.–М.: Знание, 2006.
  4. Добрынина В.И., Большаков А.В. Актуальные проблемы культуры XX века / –М.: Знание, 2009.
  5. Гуревич П.С. Культурология. –М.: Гардарики, 2007.
  6. Раевская Н.Е. Культурология. Конспект лекций.–М.: Альфа, 2007.
  7. Флайер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для высшей школы.–М.: ИФРА-М, 2008.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00065 sec

WordPress: 23.87MB | MySQL:121 | 2,192sec