Фотография

<

121614 0020 1 Фотография В переводе с греческого языка слово фотография означает «светопись». Фотография — это теории и методы получение видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах.

Фотографию по праву считают одним из величайших изобретений позапрошлого века.

Изобретение фотографии стало возможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Ими изучалось действие света на светочувствительные вещества, разрабатывались способы получения с их помощью прочных светописных изображений и совершенствовалась аппаратные технические средства.

 

 

 

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ФОТОГРАФИИ. ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРОЦЕССЫ

 

121614 0020 2 Фотография

Луи Жак Манде Дагер 

Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 г., когда франц. физик Д. Ф. Араго (1786-1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л. Ж. М. Дагером (1787– 1851) первого практически приемлемого способа фотографии, названного изобретателем дагерротипией. Однако этому процессу предшествовали опыты франц. изобретателя Ж. Н. Ньепса (1765– 1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света. Первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный с помощью камеры-обскуры, получен им в 1826 г. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. Пытаясь реализовать изобретение, автор 28 декабря 1827 г. направил «Записку по гелиографии» и образцы своих работ в Британское Королевское общество. В 1829 г. Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия «Ньепс – Дагер» для совместной работы над усовершенствованием способа, изобретённого Ньепсом и Дагером. Продолжением разработок Ньепса были последовавшие работы Дагера, к-рый уже в 1835 г. открыл способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластине, а в 1837 г. смог зафиксировать видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.

121614 0020 3 Фотография

Жозеф Нисефор Ньепс

Расцвет дагерротипии относится к 1840 – 60-м гг. Почти одновременно с Дагером о др. способе фотографии – калотипии (талботипии) сообщил англ. учёный У. Г. Ф. Талбот (1800-77). К фотогр. опытам он приступил в 1834 г. и в 1835 г. получил фотографию с помощью предложенного им ранее «фотогенического рисования». Патент на этот способ был выдан в 1841 г. В январе 1839 г., узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра «Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника» явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла 21 февраля 1839 г.).

Дагерротипию и талботипию сменил мокрый коллодионный процесс, предложенный в 1851 г. англ. скульптором Ф. С. Арчером (1813-1857) и получивший распространение в 1851– 70-х гг. (в некоторых спец. видах фоторабот в полиграфии используется и в наст. время). Суть его в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, что являлось существенным недостатком метода, к тому же применение его ограничивалось главным образом портретными работами в павильонах, имевших лаборатории.

Мокрый коллодионный способ не дал удовлетворительных результатов из-за незначительной светочувствительности соотв. слоев и необходимости приготовления их непосредственно перед съёмкой. Энергичные поиски в направлении повышения светочувствительности и создания сухих фотографических слоев привели к открытию сухих броможелатиновых пластинок англ. врачом Р. Л. Мэддоксом (1816- 1902), опубликовавшим в 1871 г. статью «Эксперимент с желатиновым бромидом» о применении желатина вместо коллодиона.

Важную роль в развитии фотографии на галогеносеребряных светочувствитильных слоях сыграло открытие в 1873 г. нем. учёным Г. Фогелем (1834-– 98) оптической сенсибилизации, т. е. расширения спектр, области чувствительности слоев путём введения в них красителей, поглощающих свет больших длин волн, чем галогениды серебра, которые чувствительны только к голубым, синим и фиолетовым лучам (длина волны до 525 нм). Фогель показал, что добавление в эмульсию, например, жёлто-красного красителя кораллина приводит к увеличению чувствительности к зелёным и жёлтым лучам (до 600 нм). Уже в 1880-х гг. большинство выпускаемых фотоматериалов были ортохроматическими, французы Ж. Клейтон и П. Атту в 1882 г. использовали эозин для получения первых изохроматических пластинок (чувствительных к длинам волн 620-650 нм). В 1906 г. были изготовлены панхроматической пластинки (до 660-730 нм). И, наконец, были получены изопанхроматические фотоматериалы, у которых светочувствительность выровнена для всех длин волн в диапазоне 400– 700 нм. К концу века ломкие и тяжёлые стеклянные пластинки были заменены фотоматериалом на эластической лёгкой и прозрачной основе, инертной к химикатам.

Изобретатель фотоплёнки американский фотолюбитель Г. В. Гудвин (1822 – 1900) в 1887 г. подал заявку на изобретение «Фотографическая плёнка и процесс её производства». Введение фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом (1854 – 1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к фундаментальным изменениям в фотопромышленности, сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически.

В период своего становления (1839– 40-е гг.) фотография рассматривалась лишь как средство получения точных копий с оригинала. Неоднозначно к «техническому» средству фиксации изображения подошли представители изобразительного искусства. Ранняя фотография имитировала приёмы живописи в традиционных для неё жанрах портрета, пейзажа, натюрморта. Высоких художеств, результатов, преим. в жанре фотопортрета, достигли Д. Хилл, Дж. М. Камерон (Великобритания), Надар (наст. фамилия Г. ф. Турнашон, Франция), А. И. Деньер, С. Л. Левицкий, А. О. Карелин (Россия) и др. Д. Хилл (1802-1870), названный «отцом художественной фотографии», первым показал специфические возможности искусства фотографии, создавая документально правдивые фотографические образы. Дж. Камерон (1815– 1879) – представительница романтического направления, автор замечательных портретов. Наиболее значит, достижением Надара (1820-1910) стала портретная галерея его знаменитых современников — композиторов, художников, писателей и др. А. М. Деньер (1820-92), С. Л. Левицкий (1819-98), восприняв от живописи мастерство анализа человеческой индивидуальности, сделали важный шаг на пути исследования различ. съёмочных эффектов (освещения и др.) для достоверной передачи документально воссозданных черт личности портретируемого.

Во 2-й половине 19 в. технические и научные достижения в области фотографии привели к возникновению новых приёмов, характерных только для фотографии. Одним из новаторов был англ. мастер О. Рейландер (1813– 75), смонтировавший аллегорическую композицию «Два жизненных пути» (1856) из 30 негативов. Лучшим мастером детского фотопортрета был признан англ. писатель Л. Кэрролл (наст. имя Ч. Доджсон; 1832-98; автор «Алисы в стране чудес»). С 1860-х гг. распространилась техника натурной фотосъёмки. До 1920-х гг. она развивалась в духе имитации живописного пейзажа: Р. Ламар (Франция), Л. Миссон (Бельгия), А. Кейли (Великобритания) и др. Этнографическая натуральная фотография 2-й половины 19 в. ставила перед собой целью достоверную фиксацию народной жизни. В этот же период возникает репортажная съёмка, напр., Р. Фентон фотографировал эпизоды с фронтов Крымской войны 1853- 56 гг., М. Б. Брейди, А. Гарднер – гражданской войны в США 1861– 65 гг., А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский – русско-турецкой войны 1877-78 гг. Изобретение, затем усовершенствование шторно-щелевого затвора позволило фотографировать движущиеся объекты, что дало толчок для дальнейшего развития репортажной фотографии.

В начале 20 в. в работах фотомастеров всё ещё заметно влияние разлиных направлений в живописи (братья О. и Т. Гофмейстеры, Р. Дюркооп, Германия; Р. Демаши, К. Пюйо, Франция; Л. Миссон, Бельгия; Я. Булгак, Польша и др.). В это же время в фотографии возрастает интерес к интерпретации форм реального мира. В работах представителей этого направления (так называемый фотоавангарда) сочетается игра форм, вычурность линий, светотональные переходы, нереальные перспективные построения, беспредметные композиции. З Брассаи (Франция), X. Каллаган, Д. Кипис, А. Сискайнд, Э. Уэстон (США) и др., фотографируя старую штукатурку, трещины на асфальте и т. п., изменяя масштабы и фактуру до неузнаваемости, создавали композиции в духе абстрактного искусства. Поиски на пути авангарда не всегда были бесплодны, они привели к разработке собственных специфических средств выразительности в фотографии (напр., использование ракурсов, крупных планов, многоплановых композиций). Одновременно формировались принципы художественных решений, основанные на документ. сущности фотографии. Во многочисленных жанрах раскрывалась публицистическая сила фотоискусства. А. Стиглиц в США, М. П. Дмитриев в России стали основоположниками публицистического фоторепортажа в своих странах.

<

В период 1920 – 50-х гг. одно из важнейших мест в фотографии заняла фотопублицистика, разрабатывающая остросоциальные темы, например, темы войны и мира. Постепенно она заставила уйти на второй план картинную, примыкающую к живописи и графике, фотографию. Для прогрессивного фотоискусства характерным стало всё большее проникновение в социальную сущность происходящих явлений. Лучшие представители зарубежной фотографии сумели создать обобщённые образы различных слоев общества (А. Айзенштадт, Э. Саломон, Германия; У. Эванс, Д. Ланге, Б. Шан, США, и др.). Военные репортажи оказали существенное влияние на поворот фотографии к документ. формам, к подъёму гуманистической фотожурналистики. Её волновали события в Испании, акции фашизма в Германии, фотолетопись второй мировой войны. Огромный вклад в это направление внесли фоторепортёры многих стран мира. Американец Ю. Смит говорил: «Мне хотелось, чтобы мои фотографии стали не просто освещением событий, а превратились бы в обвинительный акт войне – этому страшному и жестокому злу, которое калечит ум и тело человека».

Фотография 1950–80-х гг. характеризуется дальнейшим развитием фоторепортажа и жанровой фотографии. Яркой антимилитаристской направленностью отличаются, например, военные репортажи В. Бишофа, Р. Капы, Д. Сеймура, созданные во время американской агрессии во Вьетнаме и др. горячих точках планеты. Тенденции к эпической величавости в трактовке дикой природы (А. Адаме, США), психологизму (Т. дель Тин, Италия; Д. Харисиадис, Греция), экспрессионистской напряжённости (Б. Брандт, Великобритания) свойственны зарубежным фотомастерам. В развитии фоторепортажа велика заслуга прогрессивных фотодокументалистов (А. Картье-Брессон, Франция; Р. Аведон, Ф. Холцман, США; Ф. Ройтер. Италия; В. Раух, ФРГ). Среди ведущих фотомастеров стран Восточной Европы выделяются Т. Лер (Германия), Л. Ложиньский, Э. Хартвиг (Польша), Э. Пардубски (Чехо-Словакия), Л. Альмаши (Венгрия), А. Михаилопол (Румыния), И. Скринский (Болгария) и др. Продолжает интенсивно развиваться прикладная фотография, где коммерческие задачи переплетаются с подлинно художественным творчеством, тяготеющим к созданию средствами фотомонтажа, рекламного фото и т. п. своеобразных фрагментов гротескно-сатирической летописи современной эпохи. Современный этап в развитии документальной фотографии характеризуется многообразием жанровых форм и творческих манер. Появление новой аппаратуры способствует специализации мн. мастеров в области определённых тем и направлений.

Существенным недостатком «фотогенического рисования» было длительное экспонирование. Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве светочувствит. слоя. В остальном различия были принципиальны: в дагерротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Талбота изготовлялся негатив, с помощью которого можно было делать любое число отпечатков, реализовывалась двухступенная негативно-позитивная последовательность процесса– прототипа соврем, фотографии.

Ни Ньепс, ни Дагер, ни Талбот не пользовались термином «фотография», который был узаконен и получил право на существование только в 1878 г. в Словаре Французской академии. Большинство историков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые применён англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 г. Однако известна и другая версия, отдающая приоритет берлинскому астроному Иоганну фон Мадлеру (25 февраля 1839 г.).

 

 

 

 

 

 

2. ФОТОГРАФИЯ В РОССИИ

 

Первые научные наблюдения фотохимического действия света на раствор солей железа были проведены А. П. Бестужевым-Рюминым в 1725 г. После открытия фотографии для ознакомления с методом Талбота Петербургская Академия наук направила учёного И. X. Гамеля 9 Лондон. В 1839 г. он прислал в Россию подробное описание метода Талбота, а также камеру и оборудование для гелиографии и дагерротипии. В области фотохимии были выполнены работы химика Ю. Ф. Фрицше и физика-экспериментатора Петербургского университета В. В. Лермантова (1845– 1919) по исследованию электро-химической природы процесса проявления (1877 –79), И. В. Болдырева (1850 – 98) по созданию гибкой негорючей подложки для эмульсионных слоев (1881). Первая фабрика по производству фотобумаги была открыта в Петербурге (1862) А. Н. Сухачёвым, позже появились фабрики А. Фелиша, «Вся Россия» (К. И. Фрейландт), «Победа» (Занковский), «Ирис» (И. Покорный). Первая на территории Российской империи фабрика оптических инструментов, которая производила и фотообъективы – анастигматы из оптического стекла, ввозимого из-за рубежа, была открыта в Варшаве в 1899 г. В 1915 г. в Петербурге на императорских фарфоровом и стекольном заводах была сделана попытка организовать производство оптического стекла. В 1916 г. у англ. фирмы братьев Ченс была приобретена лицензия на способ производства оптического стекла. В 1917 г. в России существовали оптические мастерские Обуховского завода, мастерские Герца и Цейса, Московские фабрики (мастерские Таубера и Цветкова, Трындина и Швабе), а также ремонтные мастерские в Киеве, которыми руководил В. П. Линник, основоположник современной оптотехники. В начале 20 в. подготовка специалистов для оптического приборостроения велась в Ремесленном училище цесаревича Николая. Курс фотографии читал профессор Н. А. Петров в Киевском политехническом институте (с 1906).

Камера-обскура стала известна в России ещё в середине 17 в. Первый фотоаппарат был изготовлен в 1840 г. А. Ф. Грековым (1800 – 55). Во 2-й половине 19 и начале 20 в. в России выпускались ручные фотоаппараты (мастерские И. К. Акимова; «Фотос», 1903), штативные для начинающих (мастерские Н. К. Клячко, 1882; А. А. Поликарпова). Мастерские И. Покорного находились в Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, И. И. Карпова, Н. К. Клячко, Якобсона – в Петербурге, Акимова, И. С. Аксакова — в Москве. Из отечеств, фотоаппаратов можно отметить стереофотоаппараты И. Ф. Александровского (1854), Д. П. Езучевского (1875), катушечный фотоаппарат с роликовой кассетой Л.В. Вапрнерке. Варнерке за заслуги в области фотографии был удостоен «Медали Прогресса» – высшей награды Королевского фотографического общества Великобритании, обладателями которой могли стать только выдающиеся учёные и деятели в области фотографии. В конце 1880-х гг. получили распространение двойные фотоаппараты И. И. Карпова, удостоенные золотых медалей на Всероссийской выставке 1896 г. «Русский фотографический журнал» (1896, № 4) писал: «Такая мастерская, как мастерская И. И. Карпова, не ограничивающаяся копированием различных образцов, но стремящаяся совершенствовать их, создающая новые типы камер и других приборов и способствующая этим самым развитию русской фотографической промышленности, заслуживает всякого поощрения».

Следует также отметить фотоаппарат для цветной съёмки Э. Козловского, на который ему была выдана «привилегия» (авторское право) в 1889 г., «Панорамограф» Р. Тиле (1898), фотокамеру с автоматическим регулированием экспозиции И. Полякова (патент 1899). Значительны отечеств. работы по фотозатворам В. Сабанеева (1880), С. А. Юрковского (1882), И. И. Филипенко (1885), С. Васильева (1889). Для пропаганды фотографии в 1878 г. при Русском технич. обществе был создан отдел светописи и её применений — пятый (фотографический) отдел. Первый русский фотогр. журнал «Светопись» был издан в Петербурге в 1858 г. художником Г. Н. Оже. За период с 1858 по 1917 г. было выпущено около 50 различных журналов. Среди деятелей русской фототехники следует отметить А. Ф. Грекова, получившего весной 1840 г. фотографического изображение; И. В. Болдырева, предложившего в 1878 г. короткофокусный объектив и удостоенного наград на Международной выставке изобретений и усовершенствований в Лондоне (1885); основателя русской оптотехники А. Л. Гершуна (1868 – 1915); В. И. Срезневского (1849-1937) — видного учёного в области фотографии, конструктора походных фотолабораторий, фотокамер для съёмки в научных экспедициях (1883), вице-президента фотоконгресса в Брюсселе (1897), одного из основателей Всемирного фотографического союза в Париже (1900).

3. РАЗВИТИЕ ВИДОВ ФОТОАППАРАТОВ

 

Однообъективный зеркальный фотоаппарат был запатентован англичанином Т. Саттоном в 1861 г. В 1896 г. на Российской промышленной выставке демонстрировалась серия аппаратов, представленных И. И. Карповым. По образцу его зеркальной камеры «Рефлекс» впоследствии конструировались аппараты нескольких зарубежных фирм. Двухобъективный зеркальный фотоаппарат изобрели англичане Р. и Дж. Бек (1880). В 1929 г. немецкие конструкторы Р. Гейдике и П. Франке разработали зеркальный фотоаппарат «Роллейфлекс», к-рый выпускался в разных модификациях около 60 лет и стал заметным этапом в развитии фотоаппаратостроения (в 1970-е гг. зеркальный аппарат стал ведущим типом фотоаппарата, воплотившим в себе лучшие достижения оптики и микроэлектроники). В 1855 г. был запатентован ящичный фотоаппарат, который можно было разместить в женском ридикюле или в сумке врача. Для полиции англичанин Т. Болас в 1881 г. разработал два ручных «детективных» фотоаппарата (один из них в форме книги), позволявших получать моментальные снимки. «Детективным» фотоаппаратам придавался вид сумки, бинокля, часов.

В 1890 –1950 гг. широкое распространение получили фотоаппараты, называемые бокс-камерами. Среди них заметное место занимает фотоаппарат «Кодак» (1888), положивший начало новому этапу фототехники. Фотоаппарат обеспечивал съёмку 100 кадров на плёнке с бумажной основой. После экспонирования обработка плёнки, печать и перезарядка камеры производились специалистами компании («фотофинишерами»). В инструкции к камере было сказано: «…Теперь фотография возможна для каждого. Вы нажимаете кнопку, мы делаем остальное». Появление в 1890-х гг. фотоматериалов с большой светочувствительностью, введение катушечной плёнки со светозащитной бумагой дало толчок дальнейшему развитию фототехники, сопровождавшемуся переходом от сравнительно тяжёлых и громоздких бокс-камер к более лёгким и миниатюрным, карманным складным фотоаппаратам с гофрированным мехом. Наиболее известным и технически совершенным было семейство фотоаппаратов типа «Иконта» (Германия), первый из которых был изготовлен в 1929 г.

121614 0020 4 Фотография

Панорамный фотоаппарат Мартенса

Поиск новых конструктивных решений и возможностей привёл к созданию стерео- и панорамных фотокамер. Первый опыт стереоскопического фотографирования предпринял Мозер в 1844 г. Принцип действия двухобъективного стереофотоаппарата в 1849 г. описал известный английский физик-оптик Д. Брюстер. В 1850 г. Милле и в 1852 г. Дансер изготавливают фотокамеры для съёмки на дагерротипных пластинках. Впервые в России стереоскопический аппарат был разработан И. Ф. Александровским в 1854 г. Конструктор Д. П. Езучевский создал в 1875 г. стереоскопический фотоаппарат, рассчитанный на 12 сухих бромо-желатиновых пластинок размером 17Х 8,5 см. Фотокамера была снабжена затвором, позволявшим фотографировать моментально и с выдержкой. Аппарат широко приме121614 0020 5 Фотографиянялся для географических и других научных исследований.

121614 0020 6 ФотографияВ 1912 г. американец Дж. Смит изготовил малоформатный фотоаппарат с размером кадра – 24Х36 мм на 35-мм киноплёнку. Затем были выпущены камеры такого типа во Франции («Хомеос-3», 1913), Германии («Минограф», 1915) и др. Однако они не оказали заметного влияния на развитие фотоаппаратуры. В 1913 г. О. Барнак – инженер-конструктор немецкой фирмы

Э. Лейца – изготовил первый прототип малоформатного фотоаппарата, названный впоследствии «Пра-Лейка». В 1925 г. была изготовлена первая партия (1000 шт.) малоформатных фотоаппаратов «Лейка-1» с фокальным затвором, выдержками от 1/20 до 1/500 с и объективом «Эльмакс 3,5/50». Благодаря точности изготовления, оригинальной компоновке эта камера открыла новый этап в фотоаппаратостроении и фотографии.

Развитие фототехники привело к созданию миниатюрных фотоаппаратов (первая разработка-фотокамера «Минокс» рижанина В. Заппа, 1935), камер с использованием дисковой фотоплёнки (патент Д. Дилкса, 1926), фотокамер для технической фотографии в промышленности и науке (семейство аппаратов «Техника» германской фирмы «Линхоф» и аппараты «Синар» одноимённой швейцарской фирмы).

4. ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ СЪЕМКА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

 

В процесс подготовки к фотографической съемке входят: подбор негативного фотоматериала и светофильтров, проверка исправности фотоаппарата, зарядка кассет, установка фотоаппарата, решение задач композиции и освещения объекта съемки, определение выдержки.

Вид и марка негативного фотоматериала, подбираемого для фотосъемки, зависят от типа используемого фотоаппарата, условий съемки, требований к негативу и снимку, а также от художественного замысла фотографа.

При подборе того или иного вида негативного материала руководствуются особенностями снимаемого объекта, соотношением его яркостей, особенностью окраски, условиями освещения и т. п. На подбор негативного материала влияет также и изобразительная задача, которая ставится перед снимающим.

Необходимость применения светофильтров вызывается многими причинами. Основная из них — различие в спектральной чувствительности глаза и негативного фотоматериала, что приводит к тем или иным искажениям в передаче объектов на снимке, имеющих цветную окраску. Кроме того, нередко при съемке заранее задается условие подчеркнуть или высветлить тот или иной цвет, что также обеспечивается с помощью светофильтров. Каждый светофильтр высветляет цвета, близкие к его цвету, и притемняет обратные ему цвета.

Кроме светофильтров, можно также применять линзы, удлиняющие фокусное расстояние объектива, и диффузионные фильтры. Они смягчают оптическое изображение (например, при портретной съемке). Иногда пользуются съемочными сетками, представляющими собой сплошную или с отверстием в середине сетку из белой или окрашенной ткани. С помощью съемочных сеток добиваются смягчения резкости фотоизображения по всему кадру или по его краям.

Широко распространенные зеркальные и дальномерные фотоаппараты устанавливают относительно объекта съемки по изображению на матовом стекле и в видоискателе, т. е. производят кадрирование изображения. Перед кадрированием находят точку съёмки, т. е. такое положение фотокамеры, при котором объект может быть передан наиболее выразительно. Таким образом, при кадрировании решаются как технические (установка объекта в поле зрения камеры), так и изобразительные задачи.

При съемке фотообъективом с нормальным фокусным расстоянием удаление фотоаппарата от снимаемого объекта должно быть, как правило, не меньше ширины или высоты этого предмета. Это правило не соблюдается при съемке части объекта, т. е. при крупноплановой съемке.

Резкими можно передать предметы, находящиеся не только в одной плоскости, но и занимающие определенное пространство по глубине. Как было сказано ранее, глубина резко изображаемого пространства зависит от величины фокусного расстояния фотообъектива и числа диафрагмы. При определении и установке ее границ руководствуются специальными таблицами или шкалой глубины резкости на объективе фотоаппарата.

Так же следует особое внимание обратить на композицию.

В переводе с латинского слова «композиция» означает составление, соединение, связь. В фотографии под композицией понимается выбор объектов съемки, гармоничное объединение отдельных элементов снимка в единое художественное целое.

Пространство выражается в плоскости снимка тем или иным сочетанием линий, т. е. его восприятие связано с линейной перспективой.

К основным элементам композиции относятся также и такие факторы, как освещение, расположение смыслового и зрительного центров снимка, использование тональной перспективы — все они способствуют раскрытию содержания снимка.

Линейный рисунок фотоснимка обусловливается расстоянием от аппарата до объекта съемки, высотой и направлением съемки, крупностью плана и другими факторами. При одном положении фотоаппарата получают правильное выражение геометрические размеры и плохо или совсем не передается объемность объекта, а при другом достигается хорошая передача всех трех его измерений: ширины, высоты и длины. В фотографии наибольшее распространение при всех видах художественной съемки получила фотосъемка под углом к объекту.

Фотографируют обычно с высоты человеческого роста. Однако существует также съемка с нижней и верхней точек, т. е., как иногда говорят, съемка с нижнего и верхнего ракурса. При съемке с нижнего ракурса объекты получаются преувеличенной высоты и приобретают монументальность, а с верхнего ракурса — уменьшаются по высоте.

Большие наклоны оптической оси фотоаппарата приводят к перспективным искажениям вертикальных параллельных линий, т. е. к их сходу. Так, в результате съемки высоких зданий с ближнего расстояния и с нижней точки кажется, что здание заваливается назад. Эти искажения заметны тем больше, чем больше угол наклона оптической оси фотоаппарата, чем меньше расстояние до объекта съемки и чем короче фокусное расстояние фотообъектива.

Большое влияние на изобразительное качество снимка оказывает расположение объекта съемки на картинной плоскости.

Очень большое значение имеет умение выделить на снимке сюжетно важный объект. Эта цель обычно достигается комплексом изобразительных и технических средств, основными из которых являются: передача основного объекта в более крупном масштабе; показ основного объекта на переднем плане; передача основного объекта резким, а второстепенных — менее резкими; более высокая яркость сюжетно важного объекта (все остальные объекты находятся в затемненной зоне).

Процесс фотографической съемки состоит из ряда различных операций. Решаемые при съемке задачи можно условно разделить на две взаимосвязанные группы — технические и творческие. Подготавливаясь к съемке, выбирают фотоаппарат, объектив, фотографический материал и светофильтр, необходимые для данного вида фотосъемки. Затем, если требуется, фотограф устанавливает фотоаппарат на штатив, находит наилучшую точку съемки, определяет требуемые выдержку, диафрагму и т. д. Одновременно решаются вопросы композиционного построения снимка, т. е. наиболее выразительного размещения в нем объектов, сочетания в плоскости изображения световых и тональных элементов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По мере своего совершенствования фотография все шире проникала во многие сферы человеческой деятельности; промышленность, искусство, медицину, полиграфию, астрономию и т. д. Сейчас трудно назвать отрасль науки и техники, где бы не применялась фотография. Она во многом способствовала техническому прогрессу. Благодаря фотографии были сделаны многие научные открытия.

Фотография нашла широкое применение в полиграфии при изготовлении печатных форм, в кинематографии, для оптической записи звука, в криминалистике, метеорологии, антропологии, металлографии и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бунимович Д. Пpактическая фотогpафия. – М.: Искусство, 1991.
  2. Плужников Б. Особые пpиемы фотогpафии.– М.: Искусство. 1976.
  3. Стародуб Д.О. Азбука фотографии. М., 1999.
  4. Тамицкнй Э., Гоpбатов В. Учебная книга по фотогpафии. – М.: Легкая индустpия, 1976.
  5. Фомин А.В. Общий курс фотографии. М., 2001.
  6. Яштолд-Говоpко В. Техника фотосъемки. –М.: Искусство, 1958.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00056 sec

WordPress: 25.63MB | MySQL:114 | 1,430sec