Исаак Ильич Левитан

<

121114 2340 1 Исаак Ильич Левитан «Певец русской природы», «чуткая поэтическая душа» – эти красноречивые характеристики можно встретить в большинстве работ, посвященных И. И. Левитану. Его имя уже давно стало символичным, а творчество – наиболее законченным и совершенным воплощением идеи русского лирического пейзажа.

Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи полотен. Пастелей, рисунков.

 

Детство и отрочество

 

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной.

Первоначальное образование Левитан получил дома у отца, дававшего уроки иностранных языков. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец.

121114 2340 2 Исаак Ильич Левитан

Тринадцати лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.

Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской.

 

Творческий путь

 

К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, — «Вечер» (1877, ГТГ) и «Солнечный день. Весна» (1877, частное собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, — они пронизаны светлым юношеским чувством любви к природе. С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника «Осенний день. Сокольники» (ГТГ). Это было первым признанием его таланта. Левитан создает произведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой манере, широко и обобщенно была во многом ученической. Молодому художнику еще предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.

В летние месяцы 1880-1884 годов он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Горьковский гос. художественный музей), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создает пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).

В 1885 году в имении Киселевых в Бабкине Левитан знакомится с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Только в середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.

После окончания училища Левитан участвовал в передвижных выставках, где пользовался большим успехом, писал декорации для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, с 1886 преподавал в классах изящных искусств в Москве. В 1889 – 1890 Левитан ездил в Париж, где знакомился с современным искусством, писал пейзажи в Италии.

В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.

Левитан — один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа с ее бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.

<

Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны… Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: «Вечер на Волге» (1888, ГТГ) и «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГТГ).

121114 2340 3 Исаак Ильич Левитан

И совсем иной эмоциональный настрой заключен в картине «После дождя. Плёс» (1889, ГТГ). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью… Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха. Особого внимания заслуживают картины «Золотая осень. Слободка» (1889, ГРМ) и «Березовая роща» (1889, ГТГ). В них Левитан передает непосредственность восприятия разных состояний природы.

«Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней», — писал в эти годы художник А. П. Чехову.

У Левитана обычно отсутствует изображение человека, но, что характерно, почти всегда есть напоминание о нем, даже если этого не было в натуре. Церкви, дороги, мостики, избы, могилы постоянно присутствуют в картинах и по воле художника свободно перемещаются из одного мотива в другой. Но введением деталей, связанных с человеком, Левитан не ограничивается, он наделяет человеческими чувствами и саму природу. Эта особенность в ряде работ приобрела философский смысл.

В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую.

В 1892 Левитану было предложено, как «некрещеному еврею», покинуть Москву, и ему пришлось долго жить в Тверской и Владимирской губ., пока хлопоты влиятельных друзей позволили ему вернуться. С 1898 Левитан преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества вместе с В.А. Серовым и К.А. Коровиным. В 1899 Левитан было присвоено звание академика Академии художеств. С 1899 он принимал участие в работе журн. и выставках «Мира искусства». «Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи» (А.А. Федоров-Давыдов). Таковы его «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер», «Волга», «Сумерки», «Стога» и др.

Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как «У омута» (1892, ГТГ), «Владимирка» (1892, ГТГ) и «Над вечным покоем» (1894, ГТГ).

В картине «Над вечным покоем» (1894) край косогора, как край человеческой жизни, со старой деревянной церквушкой, заброшенным кладбищем, выделен напряженным силуэтом на фоне бескрайнего озера, как маленький мыс посреди океана бытия. Здесь основная идея автора (а он как-то сказал: «Я весь в этой картине») отчетливо выражена самой композицией и названием. Напротив, в знаменитой «Владимирке» (1892) смысл заключается в сопоставлении изображения и названия.

«Владимирка» — одна из лучших картин Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец преподнес в дар Третьяковской галерее. Сам художник, любуясь этим прекрасным пейзажем с уходящей к горизонту дорогой, вдруг вспомнил, что это та самая Владимирка, по которой вели осужденных в Сибирь. Возникшая вскоре картина, хотя и с усиленным по сравнению с этюдом драматизмом, представляет типично русский бескрайний ландшафт. Его беспредельность подчеркнута не только дорогой, но и сложно организованным, уводящим вдаль небом, а также фигуркой странницы у придорожного голубца, соотнесенной с белеющей точкой далекой церкви. Причину эмоционального переживания Левитан выводит за само изображение, предлагая и зрителю повторить последовательность авторской мысли: сначала восхититься пейзажем, а потом прочесть па-звание картины и понять ее сюжет.

121114 2340 4 Исаак Ильич Левитан

Многочисленные искания художника нашли выражение в картине «Над вечным покоем». Безграничность просторов русской природы и ее далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла.

1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем… Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям.

Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника. В солнечные мартовские дни пробуждается природа («Март», 1895, ГТГ), по-весеннему поет и звенит ручей («Весна. Последний снег», 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони («Цветущие яблони», 1896, частное собрание); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи («Золотая осень», 1895, ГТГ) и наступает «пышное природы увяданье» («Осень», 1895, частное собрание; «Большая дорога. Осенний солнечный день», 1897, частное собрание).

Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

121114 2340 5 Исаак Ильич Левитан

Картина «Весна — большая вода» (1896-1897, ГТГ) завершает цикл лирических пейзажей 1895 – 1896 годов.

 

Последние годы жизни

 

В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника «изощрить» свое искусство так, чтобы «слышать трав прозябанье». Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения: «Последние лучи солнца» (1899, ГТГ), «Луна. Сумерки» (1899, ГРМ), «Сумерки» (1900, ГТГ), «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.

К этому времени относятся замечательные акварели и пастели: «Туман. Осень» (1899, ГРМ), «Луг на опушке леса» (1898, ГРМ).

В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.

«Левитан, по-видимому, умрет», — пишет Чехов… Тяжкая болезнь и «страшная жажда» жизни ведут борьбу.

Картина «Озеро» (1899 – 1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение «Русью»; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий. «Озеро» – обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина — последние мысли и чувства художника.

В этой картине Левитан достигает удивительным образом динамичности состояния природы в, казалось бы, ничем не нарушаемом ее спокойствии. Перспективную глубину создает небо, которое, как и во многих других картинах, выступает не условным фоном для пейзажа, а выразительной доминантой. Точно найденные формы облаков как бы выстроены на «плоскости» неба; им противопоставлено отражение в воде, пересекаемое стремительными движениями ряби. Тень, упавшая от облака на дальний берег, создает максимальное напряжение тоновых и цветовых контрастов, усиливая-ощущение всеобщего движения, и лишь застывшие белые церкви на фоне бесконечной смены природных явлений символизируют относительный покой «человеческого». Он не сумел закончить картину, как хотел. Тяжелое заболевание сердца до крайности обострило нервное состояние последних лет жизни художника. «Дайте мне только выздороветь, и я совсем иначе буду писать, — сказал он незадолго до смерти. — Теперь, когда я так много выстрадал, теперь я знаю, как писать».

2 июля 1900 года Левитана не стало.

А.П. Чехов писал: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997.
  2. Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. СПб., 1992.
  3. Сергеев А.А. Исаак Ильич Левитан. Большая коллекция. М., 2005.
  4. Турков А.М. Левитан. М., 1974.

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.44MB | MySQL:116 | 1,396sec