КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ ВЫДЕЛЯЮТ?

<

120614 1636 1 КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ ВЫДЕЛЯЮТ? Исторические типы культуры — сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Они делятся:

1. Первобытная культура – самая длительная в истории человечества. Время возникновения определить точно не возможно, может быть она современно человечеству как биологическому виду. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор, Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая в следствии их слабого развития (например и обычай и мораль и право и этикет, существуют в это время как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления.

2. Восточная культура название условное в европейской культурологической науке издавна принято противопоставлять восточную культуру западной в качестве единого целого, но это не верно сама восточная культура тоже не представляет собой чего-то целостного. Существует значительная разница в образе жизни и мировоззрении народов Индии Китая Японии и т.д. Но все же у восточных культур есть ряд общих черт Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы. Истинное знание в восточной культуре мыслится как невыразимое словами, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя. Молчание. Восточное искусство и наука более возвышены и менее связаны с конкретной реальностью менее утилитарны. Для восточного общества свойственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью, его ценность не рассматривается как само собой разумеющееся. Строгость и нерушимость традиционных социальных регуляторов. Это так же сдерживает социальное развитие, делает восточное общество более устойчивым. На востоке всегда были сильны ценности индивидуализма.

3. Античная культура — возникает с образованием греческих полисов — городов-государств на землях Греции и Малой Азии в нач. 1 тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства, литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции, но в маленьких городах-государствах не было необходимости в развитой юриспруденции, а Рим быстро превратился в огромную державу. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания.

4. Средневековая культура условно его рамками считается период с 5 по 15 вв. В формировании средневековой культуры приняли участие три силы:

1. традиции дряхлеющей греко-римской культуры, сохранялась главным образом в городах основанных римлянами.

2. дух варварства его носителями были жители бывших провинций римской империи и приграничных районов, большинство из них принадлежали к германской группе народов.

3. христианство оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы. Кроме того, христианство несло в себе следы влияния восточных культов и восточной культуры. Эти три начала существовали в истории средневековой европейской культуры взаимодействуя и борясь между собой. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика, которые сочетались с очень низким уровнем образованности населения. Вследствие этого средневековый человек руководствовался в жизни не столько логическими рассуждениями, сколько догматическими установлениями. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам. Аскетизм. Провиденциализм, предопределение. Влияние церкви на все стороны жизни общества.

5. Культура Возрождения – первые признаки появились уже в конце 13 в., расцвета достигло в 15-16. Термин Возрождение возникает в середине XIX века в него вкладывался не только смысл восстановления античной культуры, но и рождения Новой культуры. Наиболее развернутая концепция Возрождения подразумевала обновление духовной жизни, восстановление того что составляет своеобразие человека, причем старая цивилизация становится инструментом такого обновления. Корни Ренессанса видели в восстановлении Римского государства (Кола ди Риенци), но язычество в ренессансной культуре было только данью моде. Подражание античности было стимулом к самообновлению. Значительное влияние на развитие философских учений Ренессанса оказал Корпус Герметических сочинений, вавилонская традиция, возникшая в конце эпохи принципата, и позднее не правильно связанная с Зороастром, и орфические гимны так же восходящие к эллинизму. Некоторые из этих произведений даже признавались церковью в следствии сходства с христианской традицией.

Характерной чертой философской мысли эпох Возрождения был гуманизм. Но его нельзя считать исключительно философским явлением. На этот счет существуют две основных точки зрения, некоторые историки философии предлагают использовать его как чисто технический термин, связанный с развитием дисциплин риторико-литературного цикла дополняемых некоторыми исследованиями в области философией морали. Другие указывают что это не отражает всего богатства изменений происходящих в духовной культуре того времени, хотя у гуманистов не было систематических философских доктрин, они компенсировали это конкретными исследованиями в области этики политики, экономики эстетики и пр. Важнейшей отличительной чертой гуманизма является не то, что они обратились к античному наследию, а то, что они стремились поместить идеи прошлого в определенный исторический контекст, в отличие от средневековых мыслителей, которые внимательно изучали Аристотеля, но подходили к нему внеисторически. Второй важнейшей особенностью гуманизма было то что его начало совпало со значительным оживлением политической жизни и проблематики, почти все великие гуманисты были людьми государственными. Основными идейными течениями в рамках гуманистического течения стала линия гражданского гуманизма (Л-Б. Альберта, Л. да Винчи, Поджио, Манетти) и гуманистическая этика эпикуреизма (Раймонди, Валла, участники Платоновской Академии). Антиклерикализм. Представления о равенстве всех людей. Реформация. Утилитаризм и практицизм.

6. Новое время – 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформации заложили основы новой культуры. Дух капитализма. Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли промышленности. Высокий авторитет знания.

Новое естество знание. Ньютоновская научная революция (ХV1 – ХVII века). Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Русское средневековье охватывает длительный период со времени возникновения Киевской Руси (IX в.) до XVII в., когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Истоки же средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периодам Конечно, за столь длительный промежуток времени культура претерпела немало изменений. Если к тому же учесть местные особенности развития различных территорий, населенных восточными славянами и этнически другими племенами (угро-финскими и др.), станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от этой эпохи

<

 

Славянское язычество

Славянское язычество являлось составной частью комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин «язычество» – условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений (анимагия, пандемонизм, тотемизм и др.); которые входят в понятие ранние формы религии. Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. Неизвестный русский автор «Слова об идолах» (XII в.) выделил три основных этапа развития славянского язычества. На первом они «клали требы (жертвы) упырям и берегиням», т.е. поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями (водными источниками, лесами и т.п.). Это дуалистический анимизм глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные растения и даже скалы имеют бессмертную душу. На втором этане славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению Б. А. Рыбакова, Род – древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы – божества благополучия и плодородия. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождем и грозой, с ним связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово урод употреблялось в значении урожая. По представлениям славян, Род давал жизнь всему живому, отсюда целый ряд понятий: народ, природа, родня и др. С основанием в Киеве единого пантеона языческих богов, а также во времена двоеверия, значение Рода снизилось — он. стал покровителем семьи, дома. На третьем этапе славяне молились Перуну, т, е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом грозы.

Кроме упомянутых, на разных этапах язычества у славян существовало множество других божеств. Важнейшими в до перу ново время были Сварог (бог неба и небесного огня), его сыновья – Свярожич (бог земного огня и Дашдьбог (бог солнца и света, податель всех благ), а также другие солнечные боги, носившие у разных племен и другие имена –.Ярило, Хорс. Имена некоторых богов связывают с почитанием солнца в разные времена гола (Коляда, Купало, Купало, Ярило). Стрибог считался богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.).

Велес (Волос) являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно, потому, что в те времена скот был основным богатством. И дружинной среде Велес считался богом музыки и песен, покровителем искусстве недаром в «Слове о полку Игореве» легендарный певец Боян назван велесовым внуком. Вообще культ Велеса был необычайно распространен во всех славянских землях: судя по летописи, его именем, клялась вся Русь. По народным представлениям, спутницей Велеса была богиня Мокошь (Макошь, Мокоша, Мошиа), как-то связанная с овцеводством, а также являвшаяся богиней плодородия, покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства. Еще долгое время после принятия христианства русские женщины почитали свою языческую покровительницу. Об том свидетельствует одни из вопросников XVI в., в соответствии с которым священник на исповеди должен был спрашивать прихожанок: «Не ходила ли еси к Мокоше?».

Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам (первый урожай, первый приплод скота; травы и венки из пахучих цветов, а в каких-то случаях, живых людей и даже детей),

Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославич в 980 году попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными боги, том числе, кроме славянских, персидский – Хорс, финно-угорская (?) – Мокошь, Первенство в иерархи богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы. Состав киевского пантеона раскрывает цеди реформы укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединение племен, утверждение новых отношений социального неравенства. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможности традиционного поклонений только своему, родоплеменному божеству, не способствовало формированию новых норм морали и права, соответствовавших изменениям, происходившим в социально-политической сфере.

Фолькор

Языческое мировоззрение, нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Несмотря на официальное неприятие, дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиции в домонгольский период способствовало «обрусению» византийских художественных норм и, таким образом, созданию самобытной культуры средневековой Руси.

 

С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие); пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с языческий земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризах. С языческим прошлым связано и происхождение и происхождение сказок.

Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» – былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко; богатырями, начали складываться в Х – ХI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событиям повседневной жизни. Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.

Принятие христианства

Согласно летописи, в 988 г. киевский князь, увидев «заблуждение язычества», оказался перед трудным выбором, какую из имевшихся в других странах монотеистических религии выбрать. Владимир принял и выслушал проповедников мусульманства из Волжской Болгарии, иудаизма из Хазарского каганата, католицизма «из немцев» и православия из Византии, а затем отправил в эти страны своих послов, чтобы те на месте убедились в преимуществах того или .: иного вероисповедания. Интересно, что решающим доказательством истинности веры русские послы сочли красоту. «Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той», – рассказывали посланцы Владимиру о своем посещении Софийского собора Константинополя. Так якобы была решена историческая судьба Руси: она приняла крещение из Византии, и это определило ее вхождение в систему связей и взаимодействий, сложившихся на православном Востоке.

Христианизация Руси не могла быть единовременным событием. Этот сложный процесс продолжался веками, причем начался он значительно раньше реформы Владимира. Достаточно широко в литературе бытует мнение (в значительной мере основанное на рассказе Никоновской летописи), что впервые в качестве государственной религии христианство было принято в Киеве еще в 860-е годы и что первыми русскими князьями-христианами были Дир и Аекочьд. Вторжение варягов-язычников во главе с Олегом временно привело к победе язычества, тогда как христианство было оттеснено на задний план, но не исчезло с русской земли. Яркое тому свидетельство, например, крещение княгини Ольги Кроме того, по меньшей мере столетием ранее второго, Владимирова, крещения Русь имела связи с христианской Болгарией времен Симеона (864?—928 г.) и, возможно, с Великоморавской державой, где болгарские просветители и. миссионеры Кирилл и Мефодий и 869 (870?) г., организовали славянскую церковь. Есть основания предполагать, что более ранним и, при этом довольно значительным могло быть болгарское, а не прямое византийское влияние. Накануне второго крещения Русь уже получила значительную долю того, чем владела Симеоновская Болгария — тексты Священного писания на церковнославянском языке, богословские сочинения «солунских братьев»(Кирилла и Мефодия) и пр. Об этом есть упоминание и в русской летописи. Прямое же восприятие византийской христианской культуры вследствие реформы Владимира было уже вторичным. Кроме того, надо иметь в виду, что и после 988 г. утверждение христианства, особенно в отдаленных землях Киевской Руси происходило в течение долгого времени и совсем не просто иногда силой, а зачастую приспосабливаясь к языческому мировоззрению.

С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности, Религия, имеющая космополитический характер, а значит пригодная для любой этнической группы; входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности.

 

Письменность и просвещение

Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношении и становления государственности,

О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники Х в. В них, например, упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в славянском языческом храме, о «русских письменах», .полученных одним из кавказских царей. Археологические данные свидетельствуют об использовании письменности’ и для бытовых целей: в Гнездовских курганах у село Гнездово к югу от Смоленска найден глиняный сосуд с надписью, датированной по крайней мере сере-

Черноризец Храбр в сказании «О письменах» (рубеж 1Х– Х вв.) отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали «черты» и «резы» (не сохранившееся пиктографическое, т.е. рисуночное письмо), при помощи которых «читали и гадали». Так как область применения такого письма весьма ограничена (календарные знаки, знаки собственности и т.п.), для записи сложных текстов славяне использовали так называемую «протокириллицу» (запись славянских слов с помощью греческого алфавита)

Полагают, что при создании славянской азбуки братья-миссионеры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально (во 2-й половине IX в.) ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже 1Х –Х вв. появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия, допускающего богослужение на национальных языках, способствовало распространению письменности. Грамотность была распространена не только среди феодалов и. служителей культа, но среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также надписи – граффити на стенах, сохранившиеся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось «учение книжное» детей «нарочитой чади», «старости и поповых детей», были созданы первые школы для девочек.

Общественно-политическая мысль и литература

Острая публицистичность древнерусской литературы рассматривать многие литературные произведения одновременно как памятники общественно-политической мысли. Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Наиболее значительным памятником в этом жанре является «Повесть временных лет», составленная около 1113 г монахом Киево-Нечерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: «се повести временных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжети, и откуду Русская земля стала есть». В основу «Повести» легли летописные своды XI в., не дошедшие до нас., документы княжеских архивов, русско-византийские договоры Х в., фрагменты византийских хроник и пр.. Летопись, наряду с погодными записями сведений о важнейших политических событиях, содержит много поэтических легенд и предании: о призвании варягов, о исходах Олега на Царьград и против хазар, о мести древлянам княгини Ольги за смерть Игоря и др. Происхождение Древнерусского государства и княжеской династии дано на фоне всемирной истории. Безусловно, крещение Руси и восприятие литературного византийско-славянского наследия явились важнейшими предпосылками появления у наших предков интереса к истории, а значит и формирования литературно-исторического жанра – летописи, которая явилась самобытной формой литературного произведения, возникшей на русской земле, в специфических условиях и не имеющей прямых аналогов в византийской и болгарской культуре.

 

Древнейшее из известных нам произведений русской литературы –«Слово о законе и благодати», написанное будущим митрополитом Иларионом между 1037 и 1050 гг. Сочинение Илариона – это рассказ о том, как слово Божие распространялось среди людей сначала через иудейский «закон» (десять заповедей, полученных Моисеем), затем через евангельскую, христианскую «Благодать к Истину» (данные Иисусом Христом и, наконец, достигнув Русской земли, рассеяло «тьму идольскую», за что автор возносит похвалу Владимиру Святославичу и молитву к Богу от имени новообращенных христиан-русичей, Богословское сочинение, созданное древнерусским автором, отличалось от старого канона Иоанна Дамаскина практичностью и историзмом. используя форму церковной проповеди, Иларион вышел за рамки традиционной теологии и создал политический трактат, поднимавший важнейшие политические проблемы, связанные с отношениями Киевской Руси с Хазарским каганатом и Византией, с принятием христианства и с расцветом государственности в правление Ярослава Мудрого. Необходимо отметить еще одну особенность, присущую русской, богословской мысли – символизм (использование метода символического истолкования неясных мест в священных текстах),

Издавна любимым чтением наших предков была агиографическая литература– житие святых, которое рассказывало о жизни людей, достигших святости, представляло образцы праведной жизни, убеждая, что прийти к такому христианскому идеалу может человек, лишь проверяя свои дела евангельскими заповедями.

Князья Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира Святославича, были первыми русскими святыми, которые удостоились всенародного почитания и были канонизированы Русской православной церковью после их трагической гибели в 1015 г. До нас сошли три житийных памятника, посвященных Борису Глебу: 1) Летописная повесть под 1015 г.; 2) «Чтение житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеб Нестора Летописца (кон, XI в.); 3) «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса, и Глеба» неизвестного автора той же эпохи.

Безусловно, в житиях святые присутствует морально-политическая идея — утверждение права родового старшинства и дается практический образец для подражания.

Одним из древнейших подлинных русских житийных произведений было «Жнитие преподобного Феодосия Печерского», написанное Нестором (кон XI в.). Феодосии (ум. в 1074 г.) — третий, святой, канонизированный Русской церковью, но первый, монах, представляющий русский тип аскетической святости Житие Феодосия — одно из лучших произведений летописца.

Один из списков «Повести временных лет» под 1096 г. содержит «Поучение» Владимира Мономаха (1053—1125). В отличие от традиционного поучений, носивших религиозно-дидактический характер, это сочинение содержит черты историко-политического трактата, со страниц которого предстает образ идеального государственного деятеля борца за единство Руси, мудрого политика и смелого полководца, к тому же талантливого писателя. В «Поучении» содержится автобиография Мономаха — древнейшая в русской. литературе.

Ко времени княжения Мономаха относится сочинение игумена Даниила в жанре «хождений». Даниил совершил паломничество в Палестину, прожил там 16 месяцев и с большой точностью и выразительностью описал свое путешествие,

Литература Киевской Руси богата литературными памятниками, написанными в разных жанрах. К сожалению, наше представление о ней – неполное, ведь из всей ее сокровищницы уцелела, избежала расхищения и других мед лишь небольшая часть. Однако и она позволяет судить о появлении еще в древнерусской литературе таких традиционных черт русской словесности нового времени, как высокая гражданственность и истинный патриотизм целомудренная чистота образов и благородство идеалов.

Архитектура

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части — нефы (три, пять или более, в зависимости от размеров храма), четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживающими через паруса световой барабан, завершавший полусферическим куполом. К подкупольмому квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий — апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торчу полуцилиндрического свода, называлось закомарой.

В развитии техники каменного строительства главную роль играла византийская школа, унаследовавшая традиции древнего Рима

Об облике первого из известных нам каменных храме Киевской Руси церкви Успения Богородицы (989-–-996 г., разрушена в 1240 г,) — можно судить лишь но остаткам фундамента, элементам декора, письмен» ним источникам. В 1031—36 гг в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский2 храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком, В 1037 г. Ярославом Мудрым; был заложен каменный Софийский собор в Киеве — пятиапсидный, 13-купольный.

Хотя каменное строительство на Руси в Х–Х1 вв. велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи (возводили храмы с очень большими, хорами и крещальнями, а также использовали непривычные строительные материалы). Приходилось им считаться и со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях древнего деревянного зодчества. Таким образом, возникнув на базе византийской архитектуры, каменное русское зодчество даже на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в, выработало собственные традиции, и именно на них ориентировались строители следующего поколения.

В XI в, несомненно было создано много произведений станковой живописи. Киево-Печерский патерик сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI – нач. XII в. печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и «иконы писать хитр бе зело», но большинство произведении этого периода до нас не дошло.

Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон (икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как «изображение тайных и сверхъестественных зрелищ» выработали жесткую систему их написания: (иконографический канон). Но преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик). Поэтому православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала четкого соблюдений иконописного канона, который закреплял те особенности иконописных изображений, которые отделяли «горний» (божественный) мир от и мира «дольнего» (земного»

Живопись

Искусство киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, освященных вековой традицией и апробированных церковью). Порождением средневекового мировоззрения и культового назначения искусства является его имперсональность (роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем).

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «евангелием для неграмотных».

Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в которое особенно оказались живучи образы языческой мифологии, Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций каменной резьбы.

Впитав и творчески переработав разнообразие художественные влияния, Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства отдельных земель в период феодальной раздробленности

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1996.
  2. История культуры России/ Под ред. В.И. Добрынина М., 1991.
  3. Зезина М.Р., Кошман Л.В. История русской культуры. М., 1990.
  4. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М 1992.
  5. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.
  6. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки по истории русской литературы 9– 17 вв. М., 1984.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00147 sec

WordPress: 22.05MB | MySQL:122 | 1,665sec