Кубанское казачье войско

<

121014 0000 1 Кубанское казачье войско Кубанское казачье войско (ККВ) было образовано царским указом 19 ноября 1860 года. В него вошли 9 конных, 12 пеших, 2 конно-артиллерийских батареи, 1 гарнизонная рота Черноморского казачьего войска (ЧКВ) и 6 бригад (12 полков), 2 конно-артиллерийских батареи, 1 пеший батальон правого крыла Кавказского Линейного казачьего войска (КЛКВ).

Вхождение в состав ККВ старейшего Хоперского полка, отличившегося при взятии турецкой крепости Азов, определило старшинство войска — начало которого считается с 1696 года. Был установлен войсковой праздник — 30 августа — день Святого Благоверного князя Александра Невского.

Основу КЛКВ составили донские казаки, заселявшие северо-восточную часть Кубани до Ставрополья. Костяком ЧКВ были запорожцы, из которых в 1788 году было образовано Войско верных казаков, переименованное в 1788 году в Войско верных черноморских казаков. В русско-турецкой войне 1787-1791 гг. черноморцы проявили себя как отважные воины в составе русской Армии, за что им 30 июня 1792 года были пожалованы земли Прикубанья, отошедшие к России в 1783 году и бывшие практически безлюдными. В 1792 году черноморцы переселились на Кубань, заложив в 1793 году войсковой город Екатеринодар. Главным их занятием стала оборона южных рубежей России и освоение новых земель.

Успешному развитию ККВ во многом обязано своим руководителям — атаманам, из которых особо следует выделить Г.А. Рашпиля (1844-1852 гг.), Н.Н. Кармалина (1873-1882 гг.), Я.Д. Малама (1892-1904 гг.), М.П. Бабыча (1908-1917 гг.).

Из среды кубанского казачества вышло немало выдающихся людей. Достаточно назвать профессора архитектуры, академика И.Д. Черника, члена-корреспондента Петербургской академии наук, основоположника русской бюджетной статистики Ф.А. Щербину, первого командующего русской авиацией В.М. Ткачева, героя обороны Порт-Артура генерал-майора В.Ф. Белого, ученого-селекционера П.П. Лукьяненко.

1. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

 

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

 

1.1. Домостроение

 

Домостроение — важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы — «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.
        Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.
        После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» — «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола — угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

 

1.2. Казачий костюм

 

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.
        Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом — я более перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.
        Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре — учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

 

1.3. Казачья пища

 

Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства… Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

<

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.
        В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке… Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом — тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

 

1.4. Семейный и общественный быт

 

Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы — на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу — умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.
        В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору — уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.
        Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

 

 

1.5. Обряды и праздники

 

На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Свадьба — сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старин у свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.
        «В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника — «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он — подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.
        Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха — светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный — кровь, огонь, солнце; голубой — небо, вода; зеленый — трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок — «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» — прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска дерево жизни, поросенок — символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение — оно должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это — «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам – показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

 

1.6. Кубанская речь

 

Устная разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов – русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.
        Все население кубанских станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках – русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.
        Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии — устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

 

1.7. Народные промысли и ремесла

 

Народные промысли и ремесла – важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.
        Гончарное производство – типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась — «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX — начала XX века в станицах и городах Кубани.
        Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды — плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главнейшей задачей возрождения кубанского казачества на современном этапе декларация провозглашает этническое возрождение. «Этническое возрождение – самый сложный и ответственный этап, предполагающий воспитательный процесс, основанный на богатых культуре, традициях и обычаях казачества, знании истории нашего народа и формировании самосознания нынешнего поколения казаков». Для достижения этой цели предполагается активизировать деятельность по семи направлениям.

1. Семья. «Казачья семья играла и должна играть основную роль в воспитании детей, приобщая их к богатой культурной традиции, знанию истории не только казачества, но и истории конкретной семьи. Только крепкая, здоровая семья может противостоять негативному влиянию современных средств массовой информации, печатных изданий, кино-видео продукции, огромного количества увеселительных заведений и общества в целом. Семья должна не только привить грядущим поколениям гордость принадлежности к казачеству, но и приумножить ее. Она должна воспитывать и развивать в наших детях чувство этнического самосознания, стремления в своих делах и поступках быть достойными славы и подвигов предков. Семья должна привить каждому казаку личный долг и линую ответственность за материальное обеспечение семьи. Нерадивое отношение казака к собственной семье должно находить осуждение в казачьем обществе».

2. Религия. «Православие было и есть идеологической основой казачьего мировоззрения. Процесс воцерковления казаков непростой. Но именно в нем спасение казачества. В этом процессе должно участвовать и старшее поколение, воспитанное в условиях воинствующего атеизма, и молодое поколение. Казаки, воспитанные в православии, создают прочные семьи. Православные семьи, как правило, многодетные и способные воспитывать морально и нравственно здоровых детей».

3. Молодежь. «Молодежь необходимо воспитывать в казачьем духе. Воспитание трудолюбия у молодежи – это залог того, что молодежь не только будет знать наши традиции, но и самостоятельно будет стремиться к повышению образовательного уровня и умению управлять производством и государством. Ошибочно мнение, что казаки – это только воины и земледельцы. В казачьей среде воспитаны люди, обладающие всеми современными профессиями и занятиями. Поэтому мы должны еще больше способствовать интеграции казачества во все сферы жизни общества. Воспитание молодого поколения должно начинаться в семье и продолжаться в казачьем обществе и войске в целом через систему реальных дел и мероприятий».

4. Культура. «Казачество создало самобытную культуру, отражающую характер мировоззрения и восприятия себя. Казаки должны быть носителями этой культуры, должны хранить, развивать и передавать потомкам. Либо мы утратим свою самобытность, либо сохраним и приумножим ее для будущих поколений».

5. Кубанское казачье войско. «КВК обеспечивает достижение этнического единства казачества и осуществляет управленческую деятельность кубанского казачества. КВК принимает у государства и осуществляет полномочия по проведению воспитательных, образовательных, культурных, социальных, управленческих и иных общественно-полезных функций в казачьей среде. Государство наделяет КВК такими полномочиями посредством утверждения государственных программ и их финансирования. КВК, казачьи общества, входящие в его состав, являются механизмом осуществления коллективной деятельности казаков по удовлетворению их духовных и иных нематериальных потребностей, осуществления этнического общения казаков, защиты общих интересов, обеспечения представительства кубанского казачества в органах государственной власти и местного самоуправления. КВК как коллективная связь казачества с Русской православной церковью. Ни одно казачье мероприятие не проводится без участия церкви, также как и во всех мероприятиях церкви должны принимать участие казаки»

6. Межэтнические отношения. «На протяжении столетий сложились особые взаимоотношения между кубанским казачеством и соседними народами. Взаимоотношения, основанные на уважении друг друга, на признании друг друга как объективной реальности сложившейся Северо-Кавказской цивилизации. Мы стремимся к укреплению позитивных отношений с народами, населяющими Кавказ, сохранению мира и стабильности в регионе».

7. Государство. «Казачество не мыслит себя вне государства, вне Отечества. Исходя из этого, строятся и будут строиться наши взаимоотношения с государством и властью. КВК будет оказывать содействие в решении многих проблем: от охраны общественного порядка до борьбы с наркоманией. Мы будем содействовать скорейшему принятию федерального закона, определяющего юридический статус казачьих обществ, который позволит казачьим обществам всех уровней осуществлять свою деятельность в рамках четко установленного правового поля».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Голубицкий В.А. Черноморское казачество. Киев, 1956.
  2. История Кубани / Под ред. В.В. Касьянова, Н.С. Короткого. Краснодар, 2005.
  3. История Кубани. Краснодарский край. Республика Адыгея / Под общ. ред. В.П. Кваши. М., Краснодар, 1997.
  4. Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1993.
  5. Малукало А.Н. Кубанское казачье войско в 1860 – 1914 г.г.: организация, система управления и функционирования, социально-экономический статус. Краснодар, 2003.
  6. Очерки традиционной культуры казачеств России / Под общ. ред. Н.И. Бондаря. М., Краснодар, 2002. Т. 1.
  7. Ратушняк В.Н. Кубань: 2000 лет исторического пути (хроника, события и факты). Краснодар, 2000.
  8. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910 (Репринт). Краснодар, 1992.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00121 sec

WordPress: 22.29MB | MySQL:122 | 1,572sec