КУЛЬТУРА АНГЛИИ

<

120914 0101 1 КУЛЬТУРА АНГЛИИВеликобритания — островное государство в Западной Европе. В состав Соединённого королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Великобритания расположена на самом обширном европейском архипелаге, включающем Британские острова, группы Гебридских, Оркнейских и др. Великобритания является конституционной монархией, в которой монарх «царствует, но не правит». Лондон — столица Великобритании — один из самых интересных городов мира. В нем есть и многовековая история и самые последние достижения технического прогресса. Лондон — один из крупных портов Британии и главный промышленный центр страны.

На климат Британских островов влияют близость океана и особенно тёплое течение Гольфстрим. Погода в Великобритании так быстро меняется, что даёт британцам нескончаемую и обильную пищу для светских разговоров. Традиционная английская погода — это дождь и сырость; температура зимой очень редко спускается ниже 0 С (в среднем 3-5 С), поэтому трава зеленеет круглый год.

Великобритания — страна, где процветает искусство. Лондонский театр считается одним из лучших в Европе. Провести отдых в Лондоне и не посетить театр — Вы много теряете. В провинции сотни маленьких театров привлекают большое количество зрителей.

Иногда Британские острова поэтически называют Альбионом, то ли из-за частных туманов, то ли из-за белоснежных меловых обрывов у их южных побережий. Поскольку береговая линия крупнейшего острова сильно изрезана, здесь нет такого места, которое было бы удалено от берега более чем на 120 км

Англия — страна с богатой историей и вековыми традициями. Фамильные замки с привидениями, старинные университеты, знаменитые английские пабы, королевская семья, которая является предметом гордости и пристрастного внимания англичан — все это неотъемлемая часть Англии. Также Англия славится всевозможными выставками и фестивалями: праздник цветов, фестиваль трубочистов Рочестера, королевская регата, музыкальные фестивали, ливерпульский фестиваль «Битлз», церемония друидов, праздник Робин Гуда. Одно из распространенных в Англии «хобби» — это садоводство. Нигде нет таких ухоженных садов, парков, лужаек и газонов.

Каждый регион Англии имеет характерный внешний облик, свои самобытные традиции, культуру и обычаи. Жители больших городов с большим удовольствием проводят время за городом. Традиционные занятия — охота, рыбалка, спорт. До сих пор в Великобритании много приверженцев футбола, тенниса, баскетбола, хоккея на траве. Особой же популярностью сегодня пользуются гольф, верховая езда, конное поло и охота на лис. Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику. Отсюда склонность избегать категорических утверждений или отрицаний, используя при этом разнообразные вводные обороты: «мне кажется», «я думаю», «возможно» и так далее.

Древняя и богатейшая история Великобритании нашла яркое отражение во множестве находящихся повсеместно разнообразных памятников всех эпох. Археологическими раскопками обнаружены стоянки древнего человека эпохи палеолита (40000–10000 лет до нашей эры) в Уэльсе и Дербишире, неолитические памятники (3400–1600 лет до нашей эры) в курганах на меловых холмах Южной и Восточной Англии, в Южном Уэльсе, Глостершире, Норфолке и многих других местах остатки поселений, оборонительных сооружений бронзового и железного веков (вплоть до 450 лет до нашей эры) на всей территории страны.

Многие английские города основаны римлянами в первых веках нашей эры. К постройкам этого времени относятся Адрианов вал, отделяющий Англию от Шотландии (возведен императором Адрианом в 122–130 годах), городские ворота в Линкольне, ворота в Колчестере, бани в Бэйте, многочисленные руины римских военных укреплений.

Англосаксонско–романский стиль, господствовавший в архитектуре до середины XI века, отличался простотой архитектурных и строительных приемов: несложные полукруглые арки, двускатные крыши, заимствованные у привычного деревянного зодчества. Сменивший его нормандский стиль просуществовал до конца XII века. Он отличался обилием одинаковых мощных колонн, круглыми украшенными оконными проемами и потолочными сводами, узкими окнами, не очень мощными контрфорсами. Один из лучших образцов этого стиля — старейший в Великобритании собор в Или, был заложен в 673 году, но современный вид приобрел лишь к середине XII века. Выдающимися замковыми постройками нормандского стиля считаются Хедингем в Эссексе и Конисброу в Йоркшире. В том же стиле выполнена и часть строений Эдинбургского замка в Шотландии.

Ранняя готика характерна для строений XIII века, их общий вид определяется существенной высотой и обширностью, длинными, достигающими основания здания окнами (фасад собора в Линкольне, фрагменты соборов в Или и Питерборо).

В XIV веке на смену ранней пришла английская готика — в такой архитектуре сделан характерный акцент на отдельные элементы орнамента: огромные стрельчатые окна со сложной ажурной каменной резьбой, тяжелые контрфорсы, столбы с плотно соединенными нервюрами, увитые листьями скульптуры, карнизы, цветочные орнаменты. Лучше всего этот стиль представляют соборы Йорка, Норвича и Линкольна, отдельные элементы Вестминстерского аббатства. Богатейшая орнаментика достигла совершенства в строительном искусстве поздней готики, или «перпендикулярном» стиле (конец XIV века — XV век), отличающемся особым пристрастием к вертикальным плоскостям (Кингс Колледж в Кембридже, часовня Св. Георга в Виндзорском замке и часовня Генри VII в Вестминстерском аббатстве).

В XVI веке — начале XVIII века в Великобритании господствовали ренессанс и барокко, их элементы зачастую смешивались в одном и том же здании. Важнейшим памятником стиля, называемого «английское барокко», является кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, построенный в последней трети XVII века по проекту сэра Кристофера Рена — одного из крупнейших английских архитекторов. Во внешнем облике этого здания присутствуют пространственный размах, слитость, текучесть сложных криволинейных форм.

В XIX веке на смену монументальному георгианскому стилю пришел викторианский. В этом стиле выполнена одна из знаменитых в мире построек — Букингемский дворец . Выдержав испытания судьбы (9 сентября 1940 года немецкая бомба упала на дворец, три дня спустя он был вновь атакован), он предстает перед нами во всем величии и красоте. Более поздние стили — от протовизантийского (Вестминстерский кафедральный собор в Лондоне) до модерна и конструктивизма не изменили сложившегося архитектурного облика большинства городов Великобритании, хотя и придали подчас неотразимый шарм их городской застройке.

Громадный ущерб, нанесенный Второй мировой войной, заставил обратить особое внимание на строительство школьных зданий и жилья для малоимущих и средних слоев населения, сборные конструкции, двухэтажные дома, городское планирование, а не на строительство роскошных особняков. Восстановленная церковь в Ковентри, гостиницы в Лондоне и создание нового района вокруг собора св. Павла в Лондоне заслуживают особого внимания.

<

Ведущие музыкальные коллективы Британии – Лондонский филармонический и Лондонский симфонический оркестры. Новый филармонический, Королевский филармонический и симфонический оркестр Би-би-си (все в Лондоне); Оркестр Халле (Манчестер); Шотландский национальный оркестр (Эдинбург); симфонические оркестры в Бирмингеме, Борнмуте и Ливерпуле. Национальный совет по искусству и Общество поддержки новой музыки предоставляют новым композиторам помощь в подготовке и публикации их работ.

Большой популярностью в Великобритании пользуется народная музыка, которая исполняется в кабаре, клубах, музыкальных залах, по телевидению и радио. Особенно популярен джаз; джазовых музыкантов часто приглашают ко двору.

Королевский балет и Королевская опера входят в состав Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» в Лондоне. Это ведущие коллективы мирового музыкального театра. Английская национальная опера, Уэльская национальная опера, Уэльская национальная оперная компания пользуются большой популярностью во всем мире. На ежегодный летний оперный фестиваль в Глайндборне съезжаются музыканты и любители музыки со всех концов света. Известностью пользуется и балетная труппа Королевский балет Бирмингема.

В наше время живопись Англии находится под влиянием скорее Нью-Йорка, чем Парижа, частично это результат международных выставок. В Соединенном Королевстве 15 региональных художественных колледжей. Самые известные – Королевский колледж искусств, Центральная Школа искусств и ремесел и Школа изящных искусств Слейда. Обучение во всех школах Королевской Академии бесплатное. Совет по промышленному дизайну имеет центр дизайна в Лондоне и ежегодно выдает 21 премию. В Глазго также имеется Центр дизайна.

Наиболее яркой демонстрацией искусства являются ежегодные фестивали. Они проводятся с древнейших времен. В городе Йорке каждые три года проводятся фестивали средневековых пьес-мистерий. Фестиваль хорового искусства, учрежденный 200 лет тому назад, проводится поочередно в Херефорде, Глостере и Вустере. Эдинбургский международный фестиваль музыки и драматического искусства был основан в 1947 году. Фестиваль предлагает трехнедельную ежегодную программу оркестровой, камерной и вокальной музыки, оперного, балетного и драматического искусства. Одновременно устраиваются художественная выставки и Эдинбургский кинофестиваль. В Шекспировском мемориальном театре в Стратфорде каждое лето даются представления годичной программы произведений Шекспира. Три фестиваля – живописи, скульптуры, музыки и литературы – проходят каждый год в разное время в Челтнеме. Довольно часто проводятся фестивали народных песен и танцев на всей территории Соединенного Королевства. Больше всего известен Праздник шотландских горцев (особенно Национальный гаэльский мод, собирающий до тысячи участников), Королевский Национальный фестиваль Уэльса (живописи, музыки и литературы) и Лланголленский международный музыкальный фестиваль, на который съезжаются участники более чем из 20 стран мира.

В Великобритании имеется также 950 музеев и художественных галерей, главными из которых являются отдел печатных изданий и рисунков Британского музея, музей Виктории и Альберта, Национальная галерея, Национальная портретная галерея и галерея Тейт. Все они находятся в Лондоне. В Эдинбурге расположены Национальный музей древностей, Национальная портретная галерея; Королевский шотландский музей и Национальная галерея современного искусства. В Кардиффе имеется Уэльский национальный музей, а в Белфасте – Национальный музей ирландского народного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСКУССТВО АНГЛИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ АНГЛИЙСКОГО СТИЛЯ

 

Англии искусство, английский стиль – обобщающие названия проявлений искусства на территории Англии с периода средневековья до настоящего времени. В середине 1 тыс. н. э. на Британские острова вторглись германские племена англов, саксов, ютов и фризов. Они оттеснили на Север более древнее кельтское население – бриттов. В VI – VII вв. стала складываться своеобразная англосаксонская культура (сравн. саксонское искусство), но в 1066 г. Британия подверглась норманнскому нашествию. В период правления норманнского короля Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) велась борьба англосаксов и норманнов между собой, а тех и других — с набегами викингов. В XII – XIV вв. происходило постепенное слияние англосаксонского населения с франкоязычными норманнами и, к XVI столетию, в общих чертах, сложился оригинальный исторический тип искусства, впитавший в себя кельтские, саксонские, норманнские и романские элементы. Этот тип мы называем английским. Его своеобразие объясняется отчасти и тем, что романские элементы не имели в искусстве Англии такого значения, как в странах континентальной Европы. Высадка на острове римских легионеров во главе с Юлием Цезарем, в 55 г. до н. э., не привела к романизации культуры местных племен. С этим связано и некоторое отставание в формировании предренессансных и ренессансных тенденций. Из-за своего островного положения Англия всегда была обособлена от остальной Европы. Римляне, назвав эту страну по меловым отложениям прибрежных скал туманным Альбионом, так и не смогли продвинуться вглубь, на Север. Испытав ожесточенное сопротивление кельтов, они вскоре окрестили ее «Alter orbis» (лат. «Иная земля»). Трудно обнаружить другую европейскую страну, так великолепно отделенную от остального мира не только проливом Ла Манш (англичане упорно называют его «Английским каналом»), но и традиционным высокомерием людей. «Как у вас там, на островах?» — любят спрашивать англичане у французов и немцев. Особенное географическое и историческое положение Англии влияло на ее искусство. «Непохожесть» художественного развития Англии состоит прежде всего в несоответствии его хронологии истории художественных стилей классических европейских стран: Италии, Франции и даже Германии. «Те художественные тенденции, которые в Европе следуют одна за другой, — писал Б. Виппер, — в Англии существуют одновременно, переплетаясь друг с другом или развиваясь независимо друг от друга». В отношении уплотненности, «спрессованности» этапов и стилей Англию можно сравнить только с одной страной — Россией.

Дух рационализма и прагматизма затруднял в Англии развитие изобразительного искусства. Даже в самом рациональном виде искусства — архитектуре — англичане заимствовали элементы европейской Готики, французского и итальянского Классицизма, голландского и фламандского барокко, перерабатывая все на свой практический вкус. Совершенно не прижилось в Англии иррациональное, мистическое итальянское Барокко. Самое яркое проявление Классицизма в английской архитектуре — английское палладианство А. Джонса, Дж. Уэбба, Дж. Вуда, Дж. Вэнброу, У. Кента, К. Кэмпбелла — самое догматичное и консервативное в Европе. А более оригинальное искусство братьев Адам и К. Рена, известных английских классицистов, — ничто иное, как эклектика. Из разных компонентов английские архитекторы на протяжении веков создавали стиль, который почти не менялся вплоть до современности. Особенно справедливо это в отношении архитектуры «типично английского дома» — коттеджа с элементами Готики и Ренессанса, фахверковой конструкции, планировкой на двух уровнях с внутренними лестницами, дубовыми панелями в интерьерах, витражами, окнами с мелкой расстекловкой и поднимающимися вверх рамами, коврами на полу, обязательным камином в гостиной… Все эти традиционные приметы английской жизни объединяются понятием «староанглийский стиль». Парадоксально, но очень по-английски этот «старый» стиль просто и естественно вошел в «новый» стиль английского Модерна. А революционные течения в искусстве Модерна — конструктивизм, функционализм, были оттеснены на Север и развивались не в чопорном Лондоне, а в Шотландии, в «школе Глазго».

В Англии практически не существовало национальной школы скульптуры, как и в весьма прагматичной Голландии. Наиболее известные художники-декораторы, как например резчик по дереву Г. Гиббоне или орнаменталист Д. Маро, приезжали из Нидерландов. Знаменитый английский керамист Дж. Веджвуд и, сотрудничавший с ним, скульптор и рисовальщик Дж. Флаксман, создавали свой «чистый» классицистический стиль, копируя и соединяя вместе греческие, римские, этрусские, «помпеянские» образцы. В живописи долгое время ведущая роль принадлежала иностранцам: X. Хольбайну Младшему в XVI столетии, А. Ван Дейку и П. Рубенсу в XVII. И только в XVIII в. в лице У. Хогарта английская живопись обрела свой голос, хотя и довольно странный. «Литературная» живопись Хогарта находилась вне европейской художественной традиции, но его теоретический трактат «Анализ красоты» (1753) опередил свое время. Более «живописные» художники, Дж. Рейнолдс и Дж. Ромни, продолжили заложенную Хогартом сентиментальную традицию в портретной живописи, но она быстро привела к помпезному «большому статуарному стилю» — воплощению самого поверхностного, декларативного академизма. Англия знаменита своими граверами. Но классик «чисто английской» техники пунктира — Ф. Бартолоцци, с 1764 г. работавший в Лондоне, по национальности итальянец, и все его достижения — в области воспроизведения живописных оригиналов, картин других художников. Еще одно английское изобретение — техника меццотинто, «английская манера» мастеров-виртуозов В. Грина, Дж. Дина, Дж. Уокера, Дж. Уотсона, Дж. Смита, Т. Фрая, У. Дикинсона, Р. Ирлома также была поставлена на службу репродукции. С середины XVIII в. сентиментальная линия английского изобразительного искусства начинает оказывать решающее влияние на европейское художественное развитие. Англия — родина преромантизма, романтического движения, вылившегося в стиль Неоготики, лишь позднее распространившегося во Франции, а затем в Германии и России. В жанре портрета и пейзажа английская живопись остается национальной даже в непосильной, подчас, конкуренции с французским искусством. Именно англичане: Т. Гейнсборо, Дж. Констэбл, У. Тёрнер, Р. Бонингтон — их называют преимпрессионистами — предвосхитили открытия французских барбизонцев и импрессионистов в области пленэрной живописи. Английский стиль «пикчуреск», в рисунках У. Гилпина и акварелях П. Сэндби, породил моду на «пейзажный стиль», в том числе и в садово-парковом искусстве, и с тех пор живописные «пейзажные» сады свободной планировки стали называться английскими в противопоставление регулярным французским. Но не только в искусстве, во многих проявлениях жизни прочно вошло в обиход выражение «английский стиль». Оно подразумевает умеренный консерватизм, уважение к традициям, рациональность мышления, сдержанность, чувство меры, строгость и элегантность формы. «Хороший английский вкус» (good english taste) несовместим с излишествами. В серии телевизионных передач, посвященных основам английского дизайна, организованной К. Кларком в 1970-х гг., эта мысль была сформулирована так: «Если в жизни мы не ходим по цветам, то мы не должны ходить по ним и на коврах».

Английское искусство, несмотря на все заимствования и внешние влияния, непримиримо остается английским, точно также, как англичанин в любых условиях остается англичанином. Примечательна и ретроспективность, граничащая с реакционностью, с особой силой проявившаяся в дилетантском искусстве английских прерафаэлитов. Оторванность от европейской, эллинистической художественной традиции все же становилась причиной частых сбоев вкуса. С наибольшей силой и самым затяжным образом это проявилось в так называемом «викторианском стиле», захватившем почти весь английский девятнадцатый век — как раз том стиле, с которым так отчаянно сражались прерафаэлиты, Дж. Раскин, У. Моррис. Эклектизм викторианцев был крайностью, как бы реакцией на более соответствующий английскому духу пуританский стиль. Специфичен и «стилистический разброс», проявившийся в искусстве английского Модерна: «эстетическое движение» О. Уайлда, «японизмы» Дж. Уистлера, эдвардианский неоклассицизм. Английская готика и «пейзажный стиль» были популярны в России. В 1770 г. императрица Екатерина II послала в Англию для ознакомления с этим стилем архитектора В. Неелова с сыном. В «пейзажном стиле» устраивался парк в Царском Селе и в Павловске. В 1770-1774 гг. Дж. Веджвуд по заказу Екатерины II исполнил свой прославленный «Сервиз с зеленой лягушкой» для Чесменского дворца, на каждом предмете которого был изображен «типичный английский пейзаж» в романтическом, слегка сентиментальном стиле. В России, главным образом в Петербурге, во второй половине XVIII в. русскими мастерами изготавливалась так называемая «английская мебель» из красного дерева в подражание подлинным образцам Т. Чиппендейла и Дж. Хэпплуайта. Простая и рациональная английская мебель из красного дерева приобрела в Европе такую популярность, что стала вообще ассоциироваться с «английским стилем». Английское искусство было особенно популярным в Европе, и в частности в России, в период Модерна. На фоне безудержно извивающихся линий «удара бича» французско-бельгийского Ар Нуво привлекательными выглядели выставки «школы Глазго» с ее рациональной, геометрических форм мебелью, уют «традиционного английского дома», строгая графика А. Мак-мардо, С. Имейджа, У. Крэйна. Но ограниченность английского искусства во всех его проявлениях, направлениях, стилях и школах совершенно очевидна. Писатель В. Набоков пародировал английский пейзажный стиль в следующей формуле: «Плаксивые красоты английского парка с подстриженным дерном и беседка с голубыми колоннами (Храм уединенного размышления)». Еще одно определение «англиканское творение» (лат. opus angli-canum) — термин, применяемый для обозначения произведений средневекового англо-норманнского искусства и английской готики.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно добавить следующее. Чашка чая и «Алиса в Стране чудес» вошли в число 12 «икон английской культуры», выбранных правительством Великобритании. Список двенадцати «самых английских» предметов и явлений составлен министерством культуры, спорта и СМИ Великобритании.

Информация о двенадцати «иконах английской культуры» размещена на специальном веб-сайте www.icons.org.uk. В ближайшее время посетители веб-сайта смогут проголосовать за свои любимые предметы культуры, общественной жизни, языка, национальной кухни и традиций.

В окончательном виде список будет насчитывать 120 пунктов и его планируется расширить за счет памятников Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Пока же, «для затравки», правительство Соединенного Королевства выбрало 12 наиболее популярных, на его взгляд, символов страны и нации.

В их число попало языческое каменное сооружение Стоунхендж близ города Солсбери, которое ежегодно посещают тысячи туристов и поклонников древних религиозных культов. Из современных произведений в список вошла скульптура «Ангел Севера» высотой 20 м и размахом крыльев 54 м, установленная в 1998 году на возвышенности неподалеку от города Ньюкасла.

В перечне 12 икон — две книги: Библия короля Якова I (первый полный перевод Библии на английский язык, выполненный в 1604-11 годах) и сказка «Алиса в Стране чудес», написанная в XIX веке оксфордским математиком Льюисом Кэрроллом. Портрет короля Генриха VIII, написанный в XVI веке художником Гансом Гольбейном-младшим, вошел в число легендарных вещей Англии за мастерское изображение черт личности знаменитого короля.

Согласно списку, наибольшей популярностью пользуются три транспортных средства: военный самолет Spitfire, прославившийся в годы Второй мировой войны, легендарный красный двухэтажный автобус «Рутмастер» с открытой задней площадкой, ходивший по улицам Лондона с конца 1950-х годов до конца 2005 года, и корабль SS Empire Windrush, на котором прибыли в Великобританию большинство выходцев из карибских колоний.

Из явлений массовой культуры в список попали кукольное шоу Панч и Джуди, песня «Иерусалим» на стихи поэта Уильяма Блейка и кубок английской Футбольной Ассоциации. Наконец, в список 12 «икон английской культуры» включена чашка настоящего английского чая, ставшего неотъемлемой частью культуры Соединенного Королевства, связанной с торговлей, путешествиями, колониальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Маркова, М., 2006.
  2. Осокин Н.А. История средних веков. М., 2003.
  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.
  4. Культурология / Под. ред. Драч Г.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  5. Силичев Д.А. Культурология.–М.: ПРИОР, 2001.

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00136 sec

WordPress: 23.09MB | MySQL:118 | 1,404sec