КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА

<

120614 1548 1 КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА Актуальность темы исследования. Важность римского права никогда не ставилась под сомнение, поскольку оно явилось связующим звеном правовой мысли Древнего мира, Средневековья и Нового времени и послужило основой большинства западноевропейских правовых систем.

Непреходящее значение римского права состоит также и в том, что оно является необходимой составляющей профессионального образования современного юриста, средством повышения его общего образования. Изучение римского права позволяет, с одной стороны, сконцентрировать внимание на сущности права, с другой, пробудить в каждом юристе дух творчества, без чего не может существовать истинное право и правовая наука.
Полностью использовать потенциал римского права не позволяет отсутствие в отечественной юридической науке фундаментальных трудов, в которых глубоко и всесторонне разрабатывались бы проблемы генезиса римского гражданского права и процесса, исследовалось значение их рецепции в современном законодательстве.

Римское право представляет собой не просто право давно отжившего народа, а общую теорию гражданского права и процесса, совершенную юридическую форму, которую сменяющие друг друга народы наполняют новым содержанием. Поэтому углубленное изучение римского права и процесса может способствовать появлению в российском праве новых юридических форм, что особенно важно в период реформирования гражданского и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Рассмотрим вопрос о значении римского права в трех аспектах: 1) для законотворчества; 2) влияния на юридическое образование; 3) значения римского права в общем культурном развитии.1 Говоря о практическом значении римского права, остановимся на вопросах его рецепции законодательствами Западной Европы и России.
Необходимо отметить, что терминология римского права, его понятия и методы представляют собой своего рода эсперанто европейской юриспруденции и правоведения.

Рассмотрение вопроса современного значения римского права в указанных аспектах имеет своей целью обосновать нашу точку зрения о необходимости всестороннего изучения римского права и, в частности, его важнейшей составной части — римского гражданского процесса.
Оценка значения римского права в полной мере относится к римскому гражданскому процессу. Это объясняется тем, что в Риме не существовало отдельной науки гражданского процесса, так как право материальное и процесс были слиты воедино. Тем не менее нормы гражданского процессуального права были глубоко и тщательно разработаны римскими юристами, в чем мы убедимся, рассмотрев детально основные гражданские процессуальные институты в римском праве. Именно в римском праве в результате долгого исторического развития и путем последовательной смены различных форм процесса были заложены фундаментальные основы современного гражданского процессуального права, его важнейшие принципы и институты.
Рассматривая научно-культурное значение римского права нельзя не поднять вопрос: представляло римское право для российской юриспруденции только теоретический интерес или же оно имело еще и определенное практическое значение.

Римское право занимает в истории человечества особое место, поскольку пережило создавший его народ и, образно говоря, дважды покорило мир. Ни в одном праве нет так много проверенных долгим опытом всеобщих юридических истин как в римском. Универсальный характер этого права является неизбежным следствием исторического развития Рима.
В древности у римлян право не имело еще того характера национального единства, которое впоследствии составило одно из главных его преимуществ. Как и всякое древнее право, раннее римское право было проникнуто патриархальным и узко-национальным характером. Но со временем Рим расширил свои владения, поглотил новые города и государства и стал синонимом мира. Одновременно с расширением территории и укреплением внутренней организации происходит постепенное слияние разнородных правовых элементов, сложившихся из различных племенных и народных обычаев, в единое целое. Политическое, экономическое и социальное развитие римского государства требовало нового права, свободного от местных и национальных особенностей; права всемирного, универсального. И римское право постепенно проникается этим началом универсальности. Творившие право юристы (и раньше всего преторы — цивильные и перегринские) свободно черпали «мнение» и «опыт», вносимые каждой волной иммигрантов и международным общением; изучали и заимствовали все новое и прогрессивное из философии и правовых доктрин других народов.

<

В то же время римское право сохранило и начала индивидуальности: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний является его краеугольными камнями. Таким образом, универсальность и индивидуальность являются основными началами римского права.1

Результатом многовекового развития римской юридической науки и практики явилось создание знаменитого Свода законов императора Юстиниана — Corpus juris civilis. Свод Юстиниана состоит из следующих частей:

1) Институции (Institutiones — 533 г.) представляют собой элементарное изложение основ римского права для первоначального изучения. Они разделены на четыре книги.

2) Дигесты или Пандекты (Digesta или Pandectae 530-533 г.) — это ряд извлечений, сделанных из сочинений 39 римских юристов, большая часть которых жила в период классического права (I в. н. э. — половина III в. н. э.). Дигесты составляют самую важную и капитальную часть Юстинианова сборника. Они разделены на 7 частей и 50 книг.

3) Кодекс Юстиниана (Codex — 534 г.) является сводом наиболее важных императорских указов (constitutiones) от императора Адриана до Юстиниана. Кодекс разделен на 12 книг.

4) Новеллы (Novellae — 535-565 гг.) — это собрание указов, изданных Юстинианом после второй редакции кодекса. В период правления императора Юстиниана были составлены только первые три части Свода, последняя была сведена в единое целое с остальными частями уже после его смерти.

С гибелью Великой Римской империи римское право на время было забыто. Однако с окончанием эпохи великого переселения народов наступило возрождение античного права, античной культуры и искусства.
С XI века римское право начинает изучаться в европейских университетах, его применяют в судах, вводят в национальное законодательство. Идет процесс рецепции римского права.1 Причины рецепции римского права феодальным и особенно капиталистическим обществом, по мнению основоположников марксизма, коренились в развитии частной собственности. По характеристике Ф. Энгельса, римское право -это «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность».2 «Как только промышленность и торговля — сперва в Италии, а позже в других странах — развили дальше частную собственность, писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — тотчас же было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право».3

Римское право с его непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор и обязательство и т. д.) вполне отвечало интересам буржуазных отношений, зародившихся в недрах феодального строя.
Характеризуя рецепцию римского права в ряде стран, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Когда впоследствии буржуазия так усилилась, что государи стали защищать ее интересы, чтобы с ее помощью сокрушить феодальную знать, тогда во всех странах — во Франции в XV веке началось настоящее развитие права, происходившее повсюду, за исключением Англии на основе римского кодекса. Но и в Англии для дальнейшего развития частного права (в особенности в той его части, которая относится к движимому имуществу) пришлось обратиться к принципам римского права».1

Так, римское право второй раз послужило связующим звеном для правовых систем различных стран. Все самое ценное из кодификации Юстиниана было заимствовано западноевропейскими кодексами и до сих пор действует под именем последних.

В области гражданского права и процесса наиболее яркое проявление рецепции — Французский гражданский кодекс (Code Civil) 1804 г., или, как его еще называют, Кодекс Наполеона. Кодекс Наполеона воспроизводит как черты классической формы римского права, так и само римское классическое право. Статьи Кодекса пронизаны римским правом, а в области обязательств Code Civil сохраняет без изменения римские концепции обязательств и римскую терминологию.

Кодекс Наполеона оказал решающее влияние на законодательство ряда стран. В Бельгии, Швейцарии, Италии, Испании, Португалии, Аргентине, Венесуэле и некоторых других странах Латинской Америки, а также в Японии были приняты кодексы, основанные на Французском гражданском кодексе.

Рецепция римского права в Германии нашла свое отражение в таком крупном законодательном памятнике, как Германское гражданское уложение 1900 года. Его фундамент составляло то немецкое право, которое уже ассимилировало достижения римской правовой формы. На основе римского права в Германии развивалась и общая теория права. Переработка римского права в Германии продолжалась и после издания Германского гражданского уложения.

О причинах живучести римского права и рецепции его в буржуазных странах Ф. Энгельс говорил: « Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений».1

Изучение римского права вырабатывает правильное юридическое мышление. Дело в том, то римское право определило не только мировую практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических изысканиях. Знаменитый немецкий философ Р.Иеринг так оценивал значение римского права: «Наше юридическое мышление, наш метод, наше понимание, словом, все наше юридическое образование носит римский отпечаток, если римским можно назвать то, что само по себе безотносительно и безусловно истинно и что римлянами лишь отделано до высшего совершенства».2

 

 

 

 

 

 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Римское право явилось как результат саморазвивающейся государственности, обеспечивающей естественные интересы исторического народа, самостоятельно реализующего свою судьбу. Это право — единственное в своем роде — прошло самобытный путь развития от самых простых правил обычая, до самых тонких определений сложнейших оттенков договорных отношений; от казуистического регулирования, присущего законам XII таблиц, до правовых норм, категорий и принципов Дигест Юстиниана. Такой путь развития права соответствовал столь же естественному, самостоятельному и вполне национальному развитию хозяйства, политической организации римского общества и развитию государственных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность первого, второго и третьего.

Длительность, естественность и национальная ориентированность обеспечили универсальную значимость римского права, которая, в свою очередь, поставила его на уровень одного из высших культурных достижений человечества. Этот вывод подтверждается историческим феноменом, который носит наименование рецепция римского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Иеринг Р.Ф. О современном значении римского права. В книге Т.Ма-рецолля Учебник римского гражданского права. М., 1867.
  2. Казанцев Л.Н. Значение науки римского права // Университетские Известия. Киев, 1893. С.11-12
  3. Косарев А.И. Этапы рецепции римского права // Советское государство и право. 1983. № 7. С.123-127.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3.
  5. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.
  7. Хаусманингер Г. О современном значении римского права // Советское государство и право. 1991. № 5. С.98.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00046 sec

WordPress: 21.83MB | MySQL:116 | 1,421sec