КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЕВРОПЕ, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

<

120514 1138 1 КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЕВРОПЕ, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Понятие «культура нового времени» охватывает исторический отрезок с XIV века по настоящее время. Внутренняя периодизация включает в себя следующие этапы:

становление (XIV-XV вв.);

кристализацию, оформление (XVI — начало XVII);

классический период (XVII — XVIII вв.);

нисходящий этап развития (XIX в.).

Границей Средневековья выступает XIII в. В это время существует единая Европа, у нее один культурный язык – латынь, три императора, единая религия. Европа переживает расцвет готической архитектуры. Начинается процесс становления национально самостоятельных государств. Национальная идентичность начинает преобладать над религиозной.

К XIII веку все более сильную роль начинает играть производство. Это первый шаг к преодолению дезинтеграции Европы. Европа начинает богатеть. В XIII в. крестьяне Северной и Средней Италии становятся лично свободными, но лишаются земли, пополняют ряды неимущих. Значительная их часть подается в города.

XII-XIII вв. – время расцвета городов, особенно на юге Европы. Этот период характеризуется началом протобуржуазного развития. К XIII в. многие из городов становятся самостоятельными государствами. Начало культуры нового времени прямо связывается с переходом от деревенской культуры к городской культуре.

Кризис средневековой культуры глубже всего затронул ее основу — сферу религии и церкви. Церковь начинает терять моральный, финансовый, военный авторитет. В церкви начинают кристализоваться различные течения как выражение духовного протеста против обмирщения церкви, ее «втянутости» в экономику. Форма этого протеста – рождение орденов. Это явление во многом связано с именем Франциска Ассизского (1182 –1226). Выходец из купеческого рода, он вел в молодости весьма свободный образ жизни. Затем отошел от легкомысленного поведения, начал проповедовать исключительный аскетизм и стал главой францискианского ордена нищенствующей братии. Религиозность Франциска была своеобразна. Две черты характеризуют его религиозность: проповедь бедности и особый христианский пантеизм. Франциск учил, что благодать божья живет во всякой земной твари; животных он называл братьями человека. Пантеизм Франциска уже включал в себя что-то новое, отдаленно перекликающееся с пантеизмом древних греков. Франциск не осуждает мир за его греховность, а любуется его гармонией. В эпоху бурного драматизма позднего средневековья францискианство несло более спокойное и светлое миропонимание, которое не могло не привлекать предтеч ренессансной культуры. За францискианцами с их проповедью бедности пошли очень многие люди, пожертвовав своим имуществом. Второй орден нищенствующих — орден доминиканцев (1215 г.), названный так в честь св. Доминика, испанского монаха. В 1232 году этому ордену была передана инквизиция.

XIV век обернулся для Европы тяжелым испытанием: страшная эпидемия чумы уничтожила 3/4 ее населения и создала фон, на котором происходит распад старой Европы, возникновение новых культурных регионов. Волна культурных перемен начинается с более благополучного юга Европы, с Италии. Здесь они принимают форму Ренессанса (Возрождения). Термин «Ренессанс» в точном смысле относится только к Италии XIII – XVI вв. Он выступает как частный случай культуры нового времени. Второй этап становления культуры нового времени развертывается позже на территории трансальпийской Европы – прежде всего в Германии, Франции, других странах.

 

 

 

2. ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ. РЕНЕСАНСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА

 

Термин «гуманизм» (его латинская форма — studia humanitatis) вводят «новые люди» Раннего Возрождения, перетолковав по-своему античного философа и оратора Цицерона, у которого термин означал полноту и нераздельность многообразной природы человека. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Заимствованный у Цицерона (I в. до н.э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV—XVI веков.

Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художникам и скульпторам. Складывается новая, светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только выразитель «интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, особенно против цензуры церковной.

Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу, и провидение Господне тут ни при чем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н.Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигъери (1265—1321) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Ф.Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

<

Термин «Возрождение» (Ренессанс) начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчи» художник Джорджо Вазари писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Ренессанс очень часто характеризуется как возрождение античных наук и искусств. Это в целом правильно. Однако сводить Ренессанс только на одну античность — это значило бы не уловить в Ренессансе самого главного. Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл. Самое главное в культуре Ренессанса — теория и практика возвеличивания, самоутерждения человеческой личности — титанизм, о котором было сказано, что эпоха нуждалась в титанах и она родила их.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, а в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы (в Италии — Л.Пульчи, Ф.Верни, в Испании — Л.Камоэнс), авантюрно-рыцарские сюжеты которой поэтизируют представление Возрождения о человеке, рожденном для великих дел.

Самобытным эпосом высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения — драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явились развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель-арте (XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского музыкального искусства: фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольных песен, ораторий, оперы.

Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. Отметим, что в системе искусств в этот период происходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра и искусств. На первый план выходит живопись. И это не случайно: искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. Иу живописи в этом не было больше возможностей по сравнению с другими искусствами.

Наш соотечественник, замечательный знаток итальянского Возрождения П.Муратов писал об этом так: «Никогда человечество не было так беззаботно по отношению к причине вещей, и никогда оно не было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как то — малый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в уборе женщины. Для глаза художника не было ничего малого и незначительного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет познания» (Муратов П. Образы Италии. М., 1994. С. 109).

Художники Возрождения разрабатывают принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберта, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.

Соединение ученого и художника в одном лице, в одной творческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможным позднее. Мастеров Возрождения часто называют титанами, имея в виду их универсальность. «Это была эпоха, которая нуждалась в титанах и породила их по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», — писал Ф.Энгельс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 346). Леонардо да Винчи (1452—1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли.

Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари:

«…Таланта… было в нем столько, и талант этот был таков, что, к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью… Его помыслы и дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти» (Джордже Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.. Спб., 1992. С. 197).

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — другой великий мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Поэзия была младшей из микеланджеловских муз. До нас дошло свыше 200 его стихотворений.

Рафаэль Санти (1483—1520) — не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.

Альбрехт Дюрер (1471—1528) — основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоретиком искусства, первым в Германии создав труд о перспективе и написав «Четыре книги о пропорциях человека».

Эти примеры можно было бы продолжить. Таким образом, универсальность, разносторонность, творческая одаренность были характерными чертами мастеров Ренессанса.

 

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Итальянское Возрождение имеет свою внутреннюю периодизацию: проторенессанс (Х111– Х1У вв.); раннее Возрождение (ХУ в.); зрелое или высокое (1550 –1530 гг.); позднее (середина ХУ1 в.)

Общая характеристика Проторенессанса.

В XIII в Италии в художественной среде значительно усилился интерес к античности. Этому в немалой степени способствовали несколько обстоятельств. После захвата крестоносцами Константинополя в Италию резко усилился приток греков – носителей греческой, античной культурной традиции. Усиление торговых связей с арабским миром означало кроме всего прочего усиление контактов с античным культурным наследием, хранителем которого в то время выступал арабский мир. Наконец, сама Италия была в то время переполнена памятниками античной культуры. Зрение культуры, не замечавшее их во времена Средневековья, вдруг отчетливо увидело их глазами людей искусства и науки.

Самый прекрасный материал для осмысления переходного характера Проторенессанса — творчество Данте Алигьери (1265-1321). Его по праву называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом новой эпохи. Данте считал 1300-й год серединой человеческой истории и поэтому стремился дать обобщающую и в чем-то итоговую картину мира. Наиболее полным образом это сделано в «Божественной комедии» (1307 – 1321). Связь поэмы с античностью видна уже в том, что один из центральных персонажей «Комедии» — римский поэт Вергилий. Он являет собой мудрость земную, просвещающую и наставляющую. Выдающиеся люди античного мира — язычники Гомер, Сократ, Платон, Гераклит, Гораций, Овидий, Гектор, Эней — помещены поэтом в первом из девяти кругов ада, где находятся люди, не познавшие не по своей вине истинной веры и крещения.

Переходя к характеристике Раннего Возрождения в Италии, необходимо подчеркнуть следующее. К началу XV в. в Италии уже обрел все свои главные черты молодой буржуазный класс, который стал главным действующим лицом эпохи. Он твердо стоял на земле, верил в себя, богател и смотрел на мир другими, трезвыми глазами. Ему все более чужд становился трагизм мироощущения, пафос страдания: эстетизация нищеты — все, что господствовало в общественном сознании средневекового города и отражалось в его искусстве. Кем были эти люди? Это были люди третьего сословия, одержавшие экономическую и политическую победу над феодалами, прямые потомки средневековго бюргеров, которые в свою очередь происходили из средневековых крестьян, переселившихся в города.

Идеалом становится образ самого себя создающего универсального человека — титана мысли и дела. В эстетике Ренессанса это явление получает название титанизма. Возрожденческий человек мыслил себя в первую очередь творцом и художником наподобие той абсолютной личности, творением которой он себя осознавал.

Начиная с XIV в. деятели культуры по всей Европе были убеждены, что они переживают «новый век», «модерный век» (Вазари). Чувство совершающейся «метаморфозы» было интеллектуальным и эмоциональным по содержанию и почти религиозным по характеру.

Раннему Возрождению история европейской культуры обязана появлением гуманизма. Он выступает как философско-практический тип возрожденческой культуры. Можно сказать, что Ренессанс есть теория и практика гуманизма. Раскрывая понятие гуманизма, следует прежде всего подчеркнуть, что гуманизм есть свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм.

Эпоха Раннего Ренессанса — время стремительного сокращения дистанции между Богом и личностью человека. Все недоступные предметы религиозного почитания, которые в средневековом христианстве требовали к себе абсолютного целомудренного отношения становятся в эпоху Ренессанса чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким. Приведем, например, такие слова Христа, с которыми он, по замыслу автора одного литературного произведения той времени, обращается к одной тогдашней монахине: «Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться. Моя обожаемая, моя прекрасная, мое золотко, под твоим языком мед…Твой рот благоухает, как роза, твое тело благоухает, как фиалка…Ты мною завладела подобно молодой даме, поймавшей в комнате юного кавалера…Если бы мои страдания и моя смерть искупили лишь одни твои грехи, я не сожалел бы о тех мучениях, которые мне пришлось испытать».

Раннее Возрождение — время эксперементирующей живописи. По-новому ощущать мир — значило прежде всего по-новому его видеть. Восприятие действительности проверяется опытом, контролируется разумом. Исходное стремление художников того времени — изображать так, как мы видим, как «изображает» поверхность зеркало. Для того времени это было подлинными революционным переворотом.

Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников этого времени огромное значение. Художник Раннего Возрождения числил и мерил, вооружался циркулем и отвесом, чертит перспективные линии и точку схода, трезвым взглядом анатома изучает механизм движений тела, классифицирует движения страсть.

Ренессанс в живописи и пластике впервые открыл на Западе весь драматизм жестикуляции и всю ее насыщенность внутренними переживаниями человеческой личности. Человеческое лицо уже перестало быть отражением потустронних идеалов, а стало упоительной и бесконечно усладительной сферой личностных выражений о всей бесконечной гаммой всякого рода чувств, настроений, состояний.

Раннее Возрождение — время эксперементирующей живописи. По-новому ощущать мир — значило прежде всего по-новому его видеть. Восприятие действительности проверяется опытом, контролируется разумом. Исходное стремление художников того времени — изображать так, как мы видим, как «изображает» поверхность зеркало. Для того времени это было подлинными революционным переворотом.

Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников этого времени огромное значение. Художник Раннего Возрождения числил и мерил, вооружался циркулем и отвесом, чертит перспективные линии и точку схода, трезвым взглядом анатома изучает механизм движений тела, классифицирует движения страсть.

Ренессанс в живописи и пластике впервые открыл на Западе весь драматизм жестикуляции и всю ее насыщенность внутренними переживаниями человеческой личности. Человеческое лицо уже перестало быть отражением потустронних идеалов, а стало упоительной и бесконечно усладительной сферой личностных выражений о всей бесконечной гаммой всякого рода чувств, настроений, состояний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арган Джулио Карло. История итальянского искусства. Перевод с итальянского в 2 томах. Т. 1 / Под научной редакцией В.Д. Дажиной. – М.: Радуга, 1990.
  2. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
  3. Бернсон Б.Живописцы итальянского Возрождения. М., 2000.
  4. Бруно Санти. Леонардо да Винчи. М., 1977.
  5. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII –XVI веков. М., 1977.
  6. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.
  7. Культурология / Под. ред. Драч Г.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  8. Силичев Д.А. Культурология.–М.: ПРИОР, 2001.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00128 sec

WordPress: 22.66MB | MySQL:120 | 1,506sec