НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА НОРМ

<

121214 0110 1 НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА НОРМ Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем.

Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях

Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной, если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные.

В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеала или эталона культурные нормы тут же становились ценностями — особо уважаемыми и почитаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. В любом обществе ценности оберегаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценностей полагались всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

Культурные нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то, к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормы выступают также в роли запретов. К примеру, в штате США Индиане человек, поевший лука, не имеет права в течение двух часов после этого пользоваться общественным транспортом. В штате Монтана под угрозой тюремного заключения запрещается строить рожи из окна автобуса. В Калифорнии нельзя купить мышеловку, не получив разрешения в полиции.

Таким образом, культурные нормы предстают в двух ипостасях — как разрешение и запрещение. Это не значит, что буквально каждая культурная норма обладает двумя сторонами. Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, а другие, напротив, лишь как запрещение что-либо делать.

Практика не выявила, какой вид норм — разрешающий или запрещающий — эффективнее влияет на поведение людей. Иногда они остаются равнодушными к всевозможным призывам и советам, а иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей видимости, причину надо искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационную основу. Это означает, что культурная норма соблюдается тогда, когда индивид заинтересован это сделать. Нет внутренней заинтересованности — и нет исполнения нормы.

Чем древнее цивилизации, тем многослойнее культурные пласты, тем большее количество культурных норм и традиций обнаруживается в этом обществе.

Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.

С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях.

С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а другие полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но также эталонов долженствования — эталона красоты, доброты, храбрости, честности и т. д. Некоторые эталоны в виде требований фиксируются письменно и составляют своды бесчисленных кодексов чести дворянина, самурая, рыцаря и т. д. Другие закрепляются в устном предании народа и передаются из поколения в поколение через рассказы и обучение.

У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, укладывая ребенка спать, старались — для роста шеи — расположить голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с помощью специальных колец. Прямые ноги почитались за образец только у европейцев, а кочевники любили кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. У китайцев этнографы обнаружили обычай перебинтовывать девочкам ступни, чтобы они не превышали 8—10 см. У древних майя новорожденной девочке на несколько дней ко лбу и затылку привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским, отступающим назад. А к ее волосам на уровне глаз подвешивался шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы здесь стандарты прекрасного.

Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по сфере применения — в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа. Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семьях, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются групповыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения. Так, за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд, а за нарушение других норм жесткие санкции — тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание. В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги — пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались.

<

Нормы можно классифицировать и другими способами. Например, совершенно очевидно, что какие-либо нормы имеют для данного народа непреходящую ценность. Потеряв их, он прекращает функционировать как культурная общность. Культурные нормы, таким образом, отвечают за выживание этноса. К ним относятся нормы уважения к старикам, женщинам и детям, патриотизм, этические, семейные -и религиозные нормы. Другие нормы регулируют скорее бытовое поведение; замена одной нормы на другую или исчезновение части их вряд ли скажется на нравственном климате общества — скажем, правила дорожного движения или поведения в публичных местах.

Некоторые образцы поведения не имеют никакого значения для выживания социальной общности. Часто их называют бессмысленными церемониями, пережитками старины. К ним относятся предпочтение одной пищи и неприятие другой, ритуальное повторение специальных фраз — «спасибо», «пожалуйста», «разрешите пройти», «не позволите ли сказать» и др.

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910).

Он выделял следующие виды норм: обычаи (folk-ways); нравы (mores); законы (laws).

Они составляют основу нормативной системы культуры. В современной литературе на них постоянно ссылаются, считая самнеровскую типологию классическим фундаментом науки о культуре. Вместе с тем следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется. Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему культуры. Она является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции, позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, переиначивать содержание оставшихся и делать многое другое, что позволяет сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий. Действительно, нормативные системы великих культур прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени. Благодаря им сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску.

Человеческое общество устроено таким образом, что в каждый период времени в обществе нормы, регулирующие поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся в соответствии. К примеру, в традиционном обществе господствовали нормы патриархальной семьи с безраздельным правом мужчины — главы семейства. Окончательное решение по всем вопросам принадлежало ему. На уровне государства права главы семейства усиливались еще больше: в некоторых странах он мог даже продавать в рабство детей и получать за это прибыль, мог лишить права на наследование любого члена семьи. В области местного самоуправления главы семей и родов составляли совет общины и принимали важнейшие решения в области экономической и социальной политики местных органов власти. Социальное положение всех членов семьи определялось по социальному положению главы.

Частью этой нормативной системы выступали стандарты сексуального поведения. Для женщины непререкаемой нормой поведения являлись целомудрие до свадьбы и верность мужу после нее. Брак представлялся завершением длительного периода романтического ухаживания. В нем сливались два начала — секс и любовь. Правда, неверность женщины наказывалась гораздо строже, чем неверность мужчины. Ученым это дало повод говорить о двойных стандартах морали в традиционном обществе. Но только ли в традиционном? Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм. Если в обществе провозглашаются ценности индивидуальной ответственности, то должны существовать нормы свободного выбора брачного партнера как для мужчины, так и для женщины. К сожалению, в традиционном обществе, где не провозглашалось такой ценности, мужчина по своему усмотрению выбирал невесту, а женщина безропотно соглашалась. Посредниками принудительного брака чаще всего выступали родители, и прежде всего глава семьи.

Но если в современном обществе провозглашается право выбора, равное для мужчины и женщины, то и ответственность за счастливый брак они несут поровну. В традиционном обществе всю ответственность, как и свободу выбора, брал на себя мужчина. Поэтому чаще всего он женился лишь после того, как вставал на ноги и приобретал экономическую самостоятельность.

В нынешнем обществе за провозглашенной свободой заключения брака для мужчины и женщины последовала такая же широкая свобода его расторжения. Без этого невозможно реализовать индивидуальные права и ценности. Статистика свидетельствует, что в XX веке резко увеличилось число разводов, причем по инициативе женщины. Представить себе такое в традиционном обществе было невозможно. Характерен и другой факт уровень разводов вначале рос в развитых странах, а затем и в слаборазвитых, по мере того как они переходили от традиционного уклада жизни к повсеместной индустриализации и урбанизации.

Современное общество и культура модернити предполагают широкие и открытые международные контакты, а значит, свободное перетекание ценностей и норм с запада на восток. Сегодня отмечается странная закономерность: молодежь в традиционных обществах не придерживается заветов и ценностей отцов, а перенимает ценностный мир своих подростков из других, более развитых стран. На том и основан феномен вестернизации культуры И вот уже люди отказываются от пуританских норм добрачного поведения, обсуждают права женщины на свободный выбор добрачной модели сексуального поведения, дискутируют о проблемах феминизма и контроля над рождаемостью. Некоторые культурологи, в частности Айра Рейсе, выдвигают программу нового культурного кода добрачного поведения, согласно которому более моральным надо считать не целомудрие подростков, если оно осуществляется принудительно, а свободный добрачный секс, если он основан на взаимной любви . Таким образом, в каждом обществе и в любую историческую эпоху между различными частями нормативной системы культуры мы обнаруживаем согласованность и гармонию. Иначе и быть не может, ведь нормы — это квинтэссенция культурных ценностей, массовых верований и идеалов. Нормы — всего лишь практические инструменты воплощения ценностей и идеалов. А разве между средствами и целями может быть противоречие? Если такое случается, общество начинают сотрясать конфликты, войны, революции.

Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества — предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами Большинство наших норм согласованы между собой и регулируют образ нашей жизни. Когда нормы согласованы, в обществе кооперация и сотрудничество побеждают соперничество и конфликты. Гипотеза Айры Рейсе о том, что сегодня формируется «новая сексуальная мораль»,— всего лишь попытка привести к единому знаменателю массовую практику добрачного поведения подростков и ценности общества, которые во многом еще базируются на традиционных нормах.

В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал — любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Скажем, если муж получает в семье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его на стороне. Следовательно, если в данной культуре провозглашено равенство мужчины и женщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причине неверности мужа. В традиционном обществе даже в случае неверности мужа, а такое случалось повсеместно, жена никогда не подаст на развод: ее права не равны правам мужа. В японском обществе еще недавно жена терпимо относилась к похождениям мужа и должна была гостеприимно встретить его любовницу, когда ту приглашали в гости. Правда, времена меняются, и современная Япония отходит от норм традиционной культуры.

 

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ, НРАВЫ, ЗАКОНЫ И ПРАВО

 

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

От этого слова происходит понятие «нравственность» — этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis означает «нравственный». Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам нагим (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами и т. п.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.

Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.

Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.

Обычно законы просто кодифицируют наиболее важные нормы, которые уже существуют в обществе. Другие законы вводят новые нормы, которые соответствуют конституции страны, считающейся главным политическим законом общественной жизни.

Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.

Слово «право» (jus) получило свое название от латинского justitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела. В нем соединены элементы социальных, моральных и эстетических норм.

Право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла.

Сегодня равными правами и свободами наделены все без исключения люди. В древности дело с естественными и гражданскими правами обстояло иначе. Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Греции и Древнем Риме население разделялось на две категории — граждан и неграждан, которые подчинялись совершенно разным законам. Одни имели право голосовать и быть избираемыми на общественные посты, а другие нет.

Чем различаются между собой норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия. В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Существовала норма — отрицательное отношение к ним. Высшей ценностью являлось продолжение семьи.

Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М., 1987.
  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.
  3. Кравченко А.И. Культурология.  М., 2000.
  4. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Науч. ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону, 2004.
  5. Социология / Под ред. Сальникова В.П. Сальникова.–М.: Лань, 2001.
  6. Социальная философия/ Под ред. В.Н. Лавриненко М., 1995.
  7. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994.
  8. Фролов С.С. Социология. М., 2002.

     

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.71MB | MySQL:120 | 2,570sec