Организация творческой деятельности в учреждениях культуры » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Организация творческой деятельности в учреждениях культуры

<

091913 1305 1 Организация творческой деятельности в учреждениях культуры

1.1 Особенности культуротворческой любительской деятельности

Для того, чтобы реализовались эти возможности, необходимо, прежде всего, выявление социокультурной сущности отечественных учреждений культуры клубного типа. Это в свою очередь предполагает использование опыта и традиций становления клубной деятельности в нашей стране с учетом современных социальных, экономических и культурных условий. Между тем этот опыт по-настоящему еще не стал достоянием теории и практики клубного строительства, развития культуротворческого потенциала клубных учреждений. Потеря «связи времен» в клубной сфере в значительной мере связана с ложными стереотипами в отношении достижений прошлого в нашей стране, имеющими отношение к организованной клубной деятельности. Отечественный клубный опыт оценивается преимущественно в контексте культурно-просветительной работы советского периода и соотносится в основном с задачами происходящей в это время культурной революцией. Западный же опыт клубной деятельности воспринимается большинством специалистов клубной сферы только как опыт потребительского гедонистического досуга. Между тем, клубные учреждения в нашей стране накопили значительный опыт вовлечения в творческую деятельность различных групп населения, который неотрефлексирован в должной мере современной теорией и практикой клубной деятельности.

Предварительное изучение культуротворческого потенциала деятельности клубных учреждений показывает, что этот потенциал связан, прежде всего, с решением задачи инкультурации и социализации личности. Это отличает творческую деятельность клубов от творческой деятельности других учреждений (например, театрально-зрелищных учреждений). Участвуя в различных творческих занятиях, клубные посетители осваивают те или иные социально-культурные нормы, совершенствуют свой повседневный образ жизни, повышают уровень своей эстетической культуры. Причем клубные учреждения имеют свою специфику в процессе инкультурации и социализации личности благодаря массовости и разнообразию предлагаемых форм культурной деятельности. Именно в этом контексте и изучается в диссертационном исследовании культуротворческий потенциал современных клубных учреждений России.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.

В развитии художественной самодеятельности можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1917-1932 гг.). В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Проходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым его формам, обогащение их содержания; шёл поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными жанрами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.

Второй этап (1933-1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков.

Третий этап (1960-1991). Произошёл качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, множество творческих объединений получили звание «Народный». Выросло количество участников, занимающихся любительским творчеством. Появились новые жанры самодеятельного искусства — авторская пеня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества.

Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного и общественного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.

Советская власть создала все условия для развития народного творчества. «Благодаря руководству Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства страны. Одной из составных частей большой работы в области культурного строительства явилась художественная самодеятельность» (11, С. 3). В эти годы она приняла необычайно широкий размах. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участников в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. «Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности — яркое свидетельство успехов в этой области» (11, С. 4). С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры — оперные. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.

Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.

Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются — проведение общегородских праздников, массовых гуляний. В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

 

 

1.2 Характеристика организации любительского творчества в учреждениях культуры

 

Культуротворческая деятельность клубных посетителей также является одним из важнейших ресурсов пополнения творческих профессиональных коллективов новыми участниками (театральных, музыкальных, хореографических коллективов и пр.). Этот процесс также нуждается в изучении с позиции выявления специфики клубных учреждений как учреждений культуры, поскольку существует тенденция скрытой или явной трансформации клубных коллективов в профессиональные творческие студии и площадки, академические учебные коллективы, сужающие спектр своей деятельности до подготовки творческого резерва профессиональных творческих коллективов в ущерб массовости клубного обслуживания. Соответственно актуальна задача исследования специфики деятельности клубных учреждений, сочетающей массовость и развитие мастерства участников творческих клубных коллективов. В исследовании изучаются возможности сбалансированности в клубной деятельности профессионализации клубного творчества и участия в нем любителей творческой деятельности, не связанной с карьерой профессионального исполнителя.

Базовой специфической характеристикой клубной деятельности как процесса инкультурации является массовость приобщения населения к освоению и распространению культурных ценностей. Это обеспечивается не просто массовой просветительной деятельностью и массовым самодеятельным творчеством, но также ориентированием клубной деятельности на стимулирование социокультурной активности клубных посетителей в самых различных сферах жизнедеятельности. Наиболее распространенные формы такого стимулирования: развитие клубного самоуправления, расширение сферы влияния клуба (в первую очередь по месту жительства), включение клубной деятельности в контекст социально-адаптационной помощи, программ оздоровления и образования (особенно дополнительного образования), расширение социально- демографического состава клубной самодеятельности, участие клубных учреждений в решении населением разнообразных жизненных проблем.

В то же время сфера клубного любительства как особого вида творческой деятельности в значительной мере недооценивается в системе управления клубными учреждениями. В лучшем случае учитываются и развиваются «продвинутые» исполнительские коллективы в традиционных видах и жанрах самодеятельного творчества. Многие же виды творческой деятельности в клубах не учитываются в государственной статотчетности, не включены в программы социокультурного развития регионов, городов, муниципальных образований.

Недооцениваются коллективы, не претендующие на соревнование с профессиональными творцами, а также относимые к любительским, но не исполнительским коллективам (коллекционно-собирательское любительство, техническое творчество, подростковые клубы и т.д.). Между тем сама их деятельность, как правило, в самом широком смысле носит творческий характер (поисковая и исследовательская деятельность в мире культуры, технические изобретения, создание новых образцов досугового времяпрепровождения и т.д.), создает новые ориентиры в процессах инкультурации и социализации личности. В настоящее время процессы массового любительства в клубной сфере развиваются преимущественно на собственной основе без должной государственной поддержки и полноценного информационного и научно-методического обеспечения. Это в свою очередь является одной из причин трудности становления в нашей стране гражданского общества как полноценного субъекта культурной политики.

В современной социокультурной ситуации возрастает значение активизации любительских инициатив и движений, обеспечивающих вовлечение в творческую жизнь самых различных групп населения как альтернатива прагматизму и рыночным отношениям, вытесняющим самоценность культурно значимой социальной активности.

Сфера любительства так или иначе обеспечивает творческое самовыражение личности независимо от каких-либо предварительных условий, связанных с потенциалом самой, личности: ее образовательным уровнем, способностями, социальным статусом, материальным положением. Единственным-ограничением- для любительских инициатив, занятий, движений является выработанный в свое время любительскими структурами и неформальными объединениями этический принцип в виде трех «нет»: 1) «Нет» пропаганде и практике физического насилия; 2) «Нет» идеологической, национально-этнической или расовой исключительности; 3) «Нет» монопольному праву на владение истиной.

Социально-культурная характеристика любительской деятельности, осуществляемая исследователями, позволяет выделять различные ее виды. Культуро- творческое содержание деятельности каждого вида любительства в сжатом виде выглядит следующим образом.

а) «Экспрессивное», «эпатажное» любительство. В значительной мере этот вид любительской деятельности порождается стремлением в первую очередь подростковых и молодежных групп компенсировать нерешенность многих социальных и культурных проблем уходом в собственный, зачастую придуманный мир, создающий иллюзию освобождения от этих проблем, начиная от разнообразных фанатских группировок, кончая нетрадиционными социально-культурными моделями поведения типа «готов», «эми», флешмоб» и т.д.

Выделяются феноменологические характеристики этих любительских групп, которые можно рассматривать как существенные для реализации их культуро-творческого потенциала. Среди этих характеристик следующие:

Размытость досуговых интересов. При всей яркой выраженности области культурных интересов того или иного вида любительства его-участники в основном озабочены возможностью выразить себя и продемонстрировать свою социокультурную активность. Любительское увлечение в этом случае выполняет своеобразную роль экологической ниши для самореализации ее участников, в которой само содержание культурной деятельности является менее значимым.

Амбивалентность. Эта характеристика выражается в том, что неформальное любительство подростков и молодежи насквозь карнавально. Здесь преобладает мир перевернутых значений — то, что является в «официальном» социуме серьезным, воспринимается подростково-молодежными группами как комическое и наоборот. Результат — подчеркнутая карнавальность в досуговом поведении подростков и молодежи, вовлеченной в то или иное неформальное любительство, включая внешний вид — «бляхи», «цепи», прически, эпатажный макияж, экстравагантность в одежде и т.д. Таким способом молодые как бы испытывают на прочность нормы и ценности мира взрослых, пытаясь освоить эти ценности и нормы творчески — одновременно прощаясь с отживающими социально-культурными стереотипами и порождая новые, которые пока не принимаются в полной мере обществом.

Самоценность неформального общения и межличностного взаимодействия.

В экспрессивном любительстве то или иное увлечение часто служит просто пусковым механизмом для такого общения и взаимодействия, способствуя полноценной социокультурной адаптации, инкультурации и социализации личности. Зато на первый план выходят игровые и импровизационные формы взаимодействия, при которых подростки и молодежь в известной мере «изображают» серьезность того или иного досугового увлечения, формируя на основе последнего импровизированные сценарии групповой активности.

Очевидно, что куьтуротворческий потенциал этого вида любительства можно оценивать как важный ресурс дальнейшей активизации клубной деятельности по развитию творческой деятельности клубных посетителей.

б) Культурно-ориентированное любительство.

В этом виде любительства предмет культурной деятельности более важен и самоценен, предоставляя возможность любителям приобщаться к различным досуговым занятиям независимо от уровня способностей, культурно-образовательного уровня, социального положения, возраста. Причем любительская деятельность может существовать и как дополнение к существующей-творческой профессиональной деятельности, к традиционному клубному самодеятельному творчеству и как альтернатива сложившейся творческой профессиональной практике. Например; альтернативные любительские театральные студии, рок-музыканты-любители, молодые художники как альтернатива- официальным творческим союзам и т.д.

В условиях дефицита кадров творческих работников в клубных учреждениях-, готовых работать с любителями творческой деятельности независимо от уровня исполнительского мастерства, способностей, в любом возрасте и т.д., такие любительские общности могут восполнять в значительной мере этот кадровый дефицит.

К встречаемым издержкам этого вида любительства исследователи относят:

– оторванность от массовой аудитории любителей данного вида творчества;

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00044 sec

WordPress: 23.65MB | MySQL:121 | 1,623sec