РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ

<

121214 0144 1 РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ Православие — это живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в каждой клеточке жизни, в образах лучших сынов нашего народа: духовных и государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников.

Православие — это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование.

Сегодня Православие — главная духовная и нравственная опора очень большой части русского населения нашей страны. Поэтому, религиозно ориентированные дисциплины справедливо было бы включить в сетку обязательных предметов по принципу равноправной альтернативы

Система православного воспитания и образования в России, формируется сегодня в соответствии со следующими принципами и направлениями.

Прежде всего, началась разработка духовно-нравственного потенциал гуманитарного знания, с включением в его содержание религиозных компонентов. Создается система духовно-нравственного воспитания, основанного как на гуманистической, так и на религиозной традиции.

Большим шагом вперед является включение Теологии в число образовательных направлений, допускаемых Министерством образования и науки РФ в государственных вузах.

Определенная часть нашего общества уже идет по пути возрождения русских национальных традиций и культуры. На фоне этого процесса и происходит кристаллизация основных принципов православного образования. Это, прежде всего христоцентризм, личностный характер обучения через единство семьи, прихода и школы, научение делам любви, воцерковление, аскетизм, опережение морально и рационально нравственным образованием рационально-информативного, привитие навыков нравственного восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, глубоко нравственное отношение к окружающему миру. На этой основе формировалась национальная русская культура, самосознание нашего народа, есть надежда, что, и духовное возрождение России начнется с утверждения и распространения православного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX—XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок; оно захватило все слои общества, но не всего человека: этим можно объяснить поверхностный уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев. Опора государства на новую религию, прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни и сформировала тот особый тип русского массового православия — формального, синтезированного с языческой мистикой и практикой.

Христианство в России среди славянского населения появляется не раньше IX в., в пределах же нынешней России оно восходит к III в.; существует даже легенда, которая связывает проповедь Евангелия с именем апостола Андрея.

Начиная с III в. упоминаются несколько епархий в южных областях нынешней России, занятых главным образом греками, но распространения христианства внутри страны предположить нельзя. Только в IX в., со времени первого похода на греков Аскольда и Дира, начинается медленное проникновение христианства в тогдашнюю Русь. Первым русским князем, принявшим крещение, был Аскольд. В войске Игоря было много христиан. В договоре Игоря с греками 944-го года уже различаются христиане-русы от язычников.

В 988 г. при Владимире Святаславиче в качестве государственной религии было принято христианство. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. «Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него.

У христиан есть в Киеве церковь святого Илии. В 957 г. крестилась великая княжна Ольга; есть известие, что она распространяла христианство среди народа. Но распространение христианства встречало препятствия и вызвало даже гонения Святослава и Владимира. Известно предание о том, как Владимир усомнился в языческой вере и решил принять христианство, что и случилось в 988 г., после взятия Корсуни. Киевляне крестились охотно; это указывает на то, что здесь уже было много христиан. Христианство распространялось после того и в других местах, главным образом близ Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. Упорное сопротивление оно встретило в Новгороде, куда в 990 г. ходил митроп. Михаил с дядей Владимира, Добрыней. Здесь произошло крещение «огнем и мечом».

<

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства. Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг.

Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, исследование причин, условий и особенностей принятия христианства Киевской Русью позволяет правильно понять последующий ход истории и современный этап ее развития.

Некоторые историки опровергают факт насильственного крещения Новгорода, но события позднейшего времени, напр. возмущение народа волхвами в XI в., говорят против них. Из Новгорода христианство перешло в Ростов и Суздаль. Новая вера проникла еще в Муром, Полоцк, Владимир-Волынский, Луцк, Смоленск, Псков и т. д. Чем дальше от водного пути, тем христианство было слабее и для своего торжества требовало еще много усилий и даже мученичества. Успехам христианства содействовало больше всего раздробление Руси на уделы: князья разносили новую веру по своим уделам, и каждый стольный княжеский город становился местным центром христианства.

В Ростове борьба между язычеством и христианством продолжалась до XII в. и запечатлена мученической смертью епископа Леонтия. В Муромо-Рязанской земле распространение христианства долго встречало неодолимое препятствие в дикости края, но в конце XI и начале XII в. оно пошло успешнее благодаря трудам кн. Ярослава Святославича. Дольше всех из славянских племен держалось язычество у вятичей, просветителем которых явился в XII великий Кукша, погибший во время проповеди.

С распространением христианства число русских миссионеров увеличивается. На юге их почти не было, на севере же они обнаружили большую деятельность. Еще при Владимире крестились многие из финского племени ижоры и корелы. Христианство последних не отличалось прочностью. В XII в. много христиан было в Вологодском крае (благодаря трудам преп. Герасима); среди заволоцкой чуди на Сев. Двине, в Устюге, на реке Вятке (после основания г. Хлынова), среди вотяков и черемис. В XIII в. все течение Волги до Нижнего было занято христианами; за Нижним христиан почти не было.

На западе христианство шло от католических миссионеров. В общем христианство в России распространилось довольно быстро и мирно. Произошло это главным образом потому, что христианство не встретило здесь установившейся языческой религии и сложившегося класса жрецов. Правда, главным образом на севере, некоторую роль играли волхвы, и им не раз удавалось вызывать волнения среди народа; но они не сомкнулись в группу, а действовали в одиночку. Сначала новая вера представляла больше языческих черт, чем христианских, но важно было торжество принципа. Татарское иго не остановило распространения христианства: татары отличались веротерпимостью, некоторые из них даже обращались в христианство, так что в 1261 г. была учреждена Сарайская епархия. С конца XIII в. христианство проповедуется главным образом на севере и северо-востоке, причем большую роль играют монастыри: Челмогорский возле Каргополя в земле чуди, Валаамский на Ладожском озере, Мурманский среди лопарей, Соловецкий и др.

При Ярославе Мудром Киевская Русь вступает в период своего культурного расцвета. В этот период укрепляется положение церкви, организуются школы, распространяется грамотность, с размахом ведется культовое и гражданское строительство. Древнерусские книжники привлекались для выполнения важных государственных заданий.

С христианством на Руси связано развитие иконописания и книжности. Иллюстрации и заставки к книгам являют собой образцы высокого мастерства. Они дают представление об изобразительном искусстве и художественной культуре того времени. Сюжеты рисунков отражают духовную атмосферу и эстетические вкусы древних русичей.

Родовым знаком рода Рюриковичей, к которому принадлежал Владимир Креститель, был трезубец. В первое время после введения христианства на серебряниках, чеканившихся при Владимире, вместо трезубца помещали изображение Христа, а сама монета превращалась в маленькую иконку. Затем вместо Христа стали вновь чеканить трезубец, но в него ввели дополнительный элемент — крест, а нимб стали помещать над головой восседающего на престоле князя.

В XIV в. святой Стефан со своими учениками и преемниками крестил зырян; в XV в. христианство начало распространяться среди вогул трудами епископа Ионы. По мере расширения пределов Московского государства на севере и на востоке распространяется там и христианство. Вообще распространение христианства тесно связано с колонизацией, и разделить их трудно. В XVI в., с покорением Перми и с поселением Строгоновых и др. промышленников, возникают Пыскорский и Соликамский монастыри, известные своей просветительской деятельностью. Из Пыскорского монастыря вышел преподный Трифон Вятский, просвещавший пермских вогулов и остяков. На севере Соловецкий монастырь продолжал свою деятельность среди лопарей.

Со взятием Казани учреждается здесь епархия и начинается обращение жителей в христианство. Здесь прославились св. Гурий и его преемники св. Варсонофий и Герман и ученик последних святой Гермоген. Затем миссионерская деятельность здесь глохнет. Из Казани христианство перешло и в Астрахань после завоевания ее. С занятием в XVII в. Сибири появляются миссионеры и там, но больших результатов проповедь не достигала вследствие слабого развития просвещения среди духовенства. Проповедь евангелия, начатая в Казанском крае святым Гурием, шла слабо, несмотря на целый ряд мер, часто жестоких и несправедливых, против некрещеных в пользу крестившихся; так, например, в 1654 г. состоялось распоряжение об отдаче поместий и вотчин некрещеных владельцев в наследство только крещеным, хотя бы они были и дальними родственниками владельцев. Эти меры вызывали ропот среди населения, и оно приняло живое участие в бунте Разина, обещавшего свободу веры. Успешнее шла проповедь среди мордвы рязанского архиепископа Михаила, погибшего в 1654 г. от руки мордвина. «Кровь его сделалась, однако, новым семенем христианства.; следcтвиe по его убийству до того напугало инородцев, что они после того начали креститься в особенно большом количестве» (Знаменский).

Петр Великий высказался за полную веротерпимость, но сохранил льготы для новокрещеных. Елизавета Петровна их еще увеличила. Екатерина II, оставаясь верной принципу веротерпимости, способствовала организации магометанского и ламайского духовенства и даровала им некоторые льготы — освободила, например, от взноса податей. До воцарения Екатерины II миссионеры в XVIII в. действовали в Казанской епархии и соседних.

В 1731 г. учреждена была в Свияжске для Казанской и Нижегородской епархий комиссия новокрещеных дел. Деятельность просветителей достигла наибольших результатов со времени учреждения комиссии в Свияжске вместо конторы, во главе которой стал Дмитрий Сеченов, а потом Сильвестр Гловацкий; они не останавливались в своем рвении перед насильственным взятием инородческих детей в христианские школы, ломали магомет. святыни; правительство поддерживало рвение просветителей. Сотни тысяч обратились в X. из страха перед грозными пастырями, но готовы были при первом удобном случае оставить X. и даже поднять бунт. Ввиду признаков готовящегося возмущения правительство вынуждено было отказаться от поддержки миссионеров; свияжская контора была закрыта. Для проповеди X. в восточных епархиях и в Сибири велено было выбрать особых «проповедников». После Пугачевского бунта правительство совсем отказалось от поддержки миссионеров. Только при императоре Николае I предпринимается целый ряд новых полицейских мер и восстановляется должность миссионеров, но без всяких результатов. С 60-х гг. XIX в. начинается проповедь Xристианрства на новых началах: переводятся священные книги, обучаются дети татар на их разговорном языке, без полицейского насилия.

В XVIII в. начинается крещение калмыков, сначала при поддержке правительства, а затем путем одной проповеди и обучения в школах. В начале XIX в. началось крещение самоедов в Архангельской епархии, трудами священника Ф. Истомина. Дело распространенияхристаинства продолжалось и в Сибири в XVIII в. Здесь особенную деятельность обнаружили Филофей Лещинский и особенно С. Гловацкий. Начиналось волнение, и правительство поспешило перевести ревностного проповедника в Суздаль. В Восточной Сибири просветителями инородцев явились два замечательные святителя: Иннокентий Кульчицкий и преемник его Иннокентий Нерунович. Во 2-й половине XVIII в. миссионерская деятельность ослабела и здесь. С воцарением императора Николая I в Сибири снова начинает развиваться миссионерство. С самого присоединения Грузии возникает миссионерская деятельность на Кавказе, усиливающаяся со времени покорения Кавказа. В 1865 г. был открыт с этой целью духовный комитет. Все миссии были в 1865 г. объединены в учрежденном в Петербурге миссионерском обществе, реорганизованном в 1869 г. с подчинением Синоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Горлов А.А. Культурология. М., 2006.
  2. Гуревич П.С. Культурология. М. , 2005.
  3. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси: Материалы к курсу «Культура древней Руси». Пособие для вузов. М., 1997.
  4. Культурология / Под. ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 1997.
  5. Силичев Д.А. Культурология. М., 2001.
  6. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.58MB | MySQL:121 | 1,351sec