Система учреждений социально-культурной сферы » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Система учреждений социально-культурной сферы

<

092013 0321 1 Система учреждений социально культурной сферы Основные организационно-правовые субъекты социально-культурной сферы – учреждения. Учреждения, как и иные некоммерческие организации, появились в ответ на неспособность коммерческих структур удовлетворить совокупный общественный спрос на социальные общественные блага (образование, науку, здравоохранение, культуру и т.д.).    Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

Под системой учреждений социально-культурной сферы понимается вся совокупность социально-культурных, досуговых учреждений, действующих в пределах того или иного территориального образования.

Под сетью учреждений социальной-культурной сферы понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

-государственные и муниципальные (местный бюджет);

-общественные (профсоюзные, различных обществ);

– коммерческие и -частные (ЧП и др.);

-ведомственные (Дом Учителя, ДОРА и т.д.)

До 1917 г. Сеть КДУ была развита слабо.Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин и др., конец 18 века) Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830 – публичные библиотеки;

1834 – библиотеки в 18 городах России     середина 19 в. – воскресные школы, народные театры и др., создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы – сельские, городские библиотеки (к 90-м годам – около 3 тысяч);

– общедоступные профессиональные театры;

80-е годы – воскресно-вечерние школы для рабочих;

90-е годы – народные дома и народный театр;

-растет сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений – школы и курсы для взрослых, народные дома, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает:

-возрождается киносеть

-увеличивается музейная сеть

-сеть театров (в т.ч. негосударственных)

-сеть частных клубов игорного направления

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.

Музеи бывают исторические (Экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях –краеведческий музей), зоологические(в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий, музеи, посвященные определенным видам деятельности), в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» — небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи живописи («Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей Пушкина», «Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.)

Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» — музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.) Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» — музей под открытым небом).

Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.

Библиотеки – подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности, музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.

Поскольку учреждения культуры в настоящее время финансируются ничтожно малыми суммами по сравнению с теми, которые требуются для нормального функционирования культурно-досуговой работы, администрация КДУ вынуждена часть искать свои пути решения материальной проблемы.

В 1928 году в Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры – парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.

Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, Аллеями, водоемами и др., предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.

Основные направления деятельности парка:

– проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными);

– проведение музыкальных и песенных фестивалей;

– проведение творческих встреч с деятелями искусств;

– проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города;

– проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций);

– проведение семейных дней отдыха;

– проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек;

– проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…);

– оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).

СКЦ и Центры досуга — это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

– создание условий для активного отдыха населения;

– предоставление возможностей творческой самореализации;

– личности или коллектива художественной;

– самодеятельности;

– оказание услуг населению (в т.ч. платных);

– методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

– игровая и концертная деятельность.

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

– развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

– физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

– образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

– стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

– досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

– информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Осуществляя свои творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранению, совершенствованию и развитию самодеятельных коллективов. Основными направлениями деятельности Социально-культурного центра является: развитие культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения города, удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развитие народного творчества. Основная задача Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание условий для активного отдыха.

<

СКЦ и ЦД имеют свой устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует работу директора.

На базе СКЦ и ЦД могут действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной самодеятельности:

– хоры и капеллы;

– хореографические коллективы;

– ансамбли песни и пляски

– самодеятельные театральные коллективы;

– вокальные группы;

– эстрадные студии;

– студии и театры моды;

– кружки по интересам для взрослых и детей ( прикладные, творческие, технические);

– цирковые труппы;

Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев и подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение КДД необходимыми материалами. При СКЦ и ЦД необходимы художник-оформитель (разработка и изготовление декораций), заведующий музыкальным оформлением (запись музыкальных фонограмм, подбор музыки к сценариям, музыкальное оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.

Санатории и курорты – лечебно-профилактические учреждения для лечения природными и физио-терапевтическими средствами и активного отдыха граждан. КДД в санаторно-курортных учреждениях предполагает проведение конкурсных программ из расчета на возраст отдыхающих групп, эстафет, массовых праздников (День Нептуна) и танцевальных вечеров. Нередки в санаторно-курортных, особенно детских, учреждениях (лагеря «Орленок», «Океан») так называемые «творческие заезды», когда группы отдыхающих набираются исходя из их творческих пристрастий (исполнители эстрадной песни, «юные художники», активисты самодеятельности). Широко развита в курортной сети самодеятельность отдыхающих (знаменитые конкурсы «Алло, мы ищем таланты»).

Спортивно-оздоровительные учреждения – к ним в настоящее время относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, деятельность которых направлена на организацию населения всех возрастов в спортивные клубы по интересам, проведение соревнований и спартакиад.

Туристско-экскурсионные учреждения – в наше время это, прежде всего, туристско-экскурсионные бюро, сеть которых в последнее время широко развита в нашей стране.

Туризм как вид активного досуга был широко развит в советское время. Каждый трудящийся имел возможность при желании посетить не только отечественные туристические маршруты – практиковался выезд туристических групп в страны социалистической направленности. С приходом новых, рыночных отношений, международный туризм стал менее доступен всем слоям общества (из материальных соображений), но зато значительно расширил свои границы. Сейчас можно посетить практически любую страну.

В настоящее время в России работают более 15000 организаций, основной деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.

Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производится по остаточному принципу.

В туристической индустрии с 1991 по 20086 годы создано и сохранено около 800 тыс. рабочих мест.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


По количеству культурно-досуговых учреждений и самодеятельных коллективов, в том числе детских, по числу клубных формирований и числу участников в них край входит в России в первую десятку. Они остаются центрами самой массовой, общедоступной досуговой деятельности, позволяющей реализовать населению свои интересы и увлечения, творческие способности.

Музеи края располагают уникальными коллекциями, которые принимали участие в российских и международных выставочных проектах: «Золото амазонок» (Франция, г. Тулуза), «Арнольд Шенберг и Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки», «Звук и образ. Музыка в русском искусстве XI-XX в.в.» (г.Москва), «В.В.Кандинский. Из фондов российских музеев» (Япония, г. Токио), «Наталья Гончарова. Годы в России» (г. Санкт-Петербург), «Малевич и кинематограф» (Португалия, г. Лиссабон), «Червовая дама русского авангарда» (г. Москва). Ежегодно государственные и муниципальные музеи края посещает около 2 миллионов человек.

Значительную нишу в организации досуга населения края занимает деятельность учреждений культурно — досугового типа системы Министерства культуры РФ.

В крае сохранена и развивается вся многопрофильная сеть учреждений — это библиотеки, культурно-досуговые учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

В Краснодарском крае на 1 января 2010 года насчитывается 1041 общедоступных (публичных) библиотек Минкультуры Российской Федерации, из них 829 находятся в сельской местности, 4 библиотеки уровня субъекта Федерации.

Численность муниципальных библиотек края увеличилась на 3 единицы:

— Муниципальное образование Брюховецкийи район: Сельская библиотека дома культуры «Луч» муниципального учреждения «Культурно-досуговый центр» Брюховецкого сельского поселения;

— Муниципальное образование Лабинский район: муниципальное учреждение муниципального образования Лабинский район «Межпоселенческая бииблиотека»;

— Муниципальное образование Курганинский район: Сельская библиотека пос.Первомайский муниципального учреждения культуры «Курганинская межпоселенческая централизованная библиотечная система».

Крупнейшие библиотеки края:

Библиотеки уровня субъекта Федерации:  ГУК «Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина»;  ГУК «Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых»; ГУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф.Вараввы»; ГУК «Краснодарская краевая специальная библиотека им. А.П. Чехова»;

Крупнейшие библиотеки муниципального уровня:

— центральная городская библиотека (ЦГБ) г. Новороссийска;

— ЦГБ г. Сочи;

— ЦГБ г. Армавира;

— центральная детская библиотека г. Армавира;

— ЦГБ г. Краснодара;

— ЦГБ г. Туапсе;

— ЦГБ г. Кропоткин;

— ЦГБ города-курорта Анапа.

В 2010 году Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина отметила свой 110-летний юбилей. К этой дате были подготовлены издания:

— библиографический путеводитель «Библиотека им. А.С. Пушкина на страницах книжных и периодических изданий 2000-2010 гг.» (Краснодар, 2010);

— библиографический указатель «Пушкинка в XXI веке. Издательская деятельность библиотеки 2000-2010» (Краснодар, 2010).

ККУНБ им. А.С. Пушкина является крупнейшей на Кубани библиотекой, информационным центром, подлинным центром образования и культуры, а также обладательницей самого богатого в крае универсального фонда — 1,2 мл. экземпляров. Богатейшее собрание редких книг и рукописей насчитывает свыше 10 тысяч томов, в том числе книги 16 века, Межигорского и Донского монастырей. Краеведческий фонд насчитывает более 50 тыс. томов — национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

В 2009 году поступило новых изданий в библиотеку 12011 экз. и до 700 наименованийпериодических изданий.

Библиотека постоянно востребована жителями города и края. В 2009 году обслужено 46667 пользователей самых разных категорий: ученых, специалистов, студентов и пенсионеров. Книговыдача составили 1 462 000 тыс. экз. Библиотеку посетили 156 тыс. человек.

Структура библиотеки включает 26 подразделений, из них в 10 отделах обслуживания открыто 16 кафедр выдачи литературы, обеспечивающих дифференцированное обслуживание читателей.

Библиотека им. братьев Игнатовых – документально появление ЦГДБ им. КИМ, как самостоятельной единицы зафиксировано 8 августа 1933 г. Детская библиотека была тогда единственным в городе учреждением по внешкольному воспитанию. Постоянного помещения не было. За 1933 год библиотека переезжала из одного района в другой 6 раз. На комплектование было выделено 500 рублей. В фонде насчитывалось 2070 экз. (более половины – на украинском языке). Читателей было в два раза больше, чем книг. Фонд библиотеки – почти 200 000 документов. Количество записей в базах данных – почти 200 тысяч. Библиотека выписывает более 300 наименований периодических изданий. У нас читают более 30 000 детей и подростков.

Сегодня в структуру библиотеки им. А.П. Чехова входят 4-е филиала в городах Армавир, Ейск, Краснодар, Лабинск и 36 библиотечных пунктов выдачи литературы, 20 из которых – при библиотеках края, 14 – при первичных организациях ВОС и 2 при образовательных специализированных учебных заведениях г. Армавира.

Пользователями библиотеки являются более 5800 жителей Краснодарского края с разными категориями инвалидности, разного возраста, социального положения, имеющие разные интересы и запросы, в том числе дети и подростки. Ежегодно в среднем читателям выдается более 250 тысяч экземпляров документов, действует 32 кружка громкого чтения, 11 кружков по изучению Брайля, проводиться более 1600 массовых мероприятий.

Детская художественная школы им. В.А Пташинского города Краснодара была включена в энциклопедию «Одаренные дети —будущее России», которую выпускает издательство «Спец-Адрес».

Детская художественная школа в Краснодаре была основана в 1947 году. С 1953 по 1968 годы учебное заведение возглавлял Владимир Пташинский — талантливый художник, педагог и коллекционер, внесший огромный вклад в становление школы и развитие социально-культурной сферы края. В 1990 году Краснодарской детской художественной школе было присвоено его имя.

В настоящее время в художественной школе на трех отделениях обучаются более 600 учащихся в возрасте от 8 до 18 лет и старше. В учреждении работают 14 педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, двое — звание «Заслуженный работник культуры Кубани», пятеро являются членами Союза художников РФ.

В школе открыты классы истории искусств и декоративно-прикладного искусства; мастерская керамики и зал компьютерной техники; современным оборудованием оснащен медиа-класс.

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина основана 10 февраля 1900 года в честь 100-летия со дня рождения поэта. Сегодня она является крупнейшим хранилищем отечественной и зарубежной литературы на территории Кубани, центром информации, образования и культуры, краеведческой библиографии и методическим центром для библиотек края.

Книжные фонды библиотеки насчитывают 1 млн. 200 тыс. единиц хранения и включают книги, журналы, газеты, ноты, грампластинки, лазерно-оптические диски, видеокассеты.

Ежегодно библиотеку посещают свыше 45 000 читателей, им выдается свыше 1,5 млн. изданий.

Собрание редких книг  насчитывает свыше 10 тысяч томов, в числе которых уникальная коллекция книг кирилловского шрифта XVI века, книги из Межигорского, Донского монастырей, прижизненные издания произведений русских писателей,  более 50 тыс. томов — национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына — одно из ведущих музейных учреждений краеведческого профиля России. Головной музей создан в 1879 году, музей-заповедник образован в 1977 году. Указом Президента Российской Федерации отнесен к объектам федерального (общероссийского) значения.

В состав музея-заповедника входят головной краеведческий музей в Краснодаре, Тимашевский музей семьи Степановых, Анапский археологический музей, Темрюкский историко-археологический музей, Таманский музейный комплекс.

Музей является методическим центром для музеев Северо-Кавказского региона, координатором работы Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ.

В фондах музея-заповедника хранится более 350 тысяч подлинных экспонатов, в том числе уникальные коллекции древнего декоративно-прикладного искусства, археологии, материалы по природе, истории, этнографии Кубани.

Фондовые выставки музея с успехом экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, регионах России, а также в Германии, Франции, Колумбии, Югославии, Швейцарии, Японии. Значительным событием в культурной жизни стал показ во Франции и России выставки «Золото амазонок», организованной совместно с музеями Ростовской области.

В 2007 году на родную землю возвращены регалии Кубанского казачьего войска, выставка которых в музее стала важной вехой на пути восстановления исторической справедливости, возрождения казачьих традиций.
Ежегодно музей-заповедник посещают более 500 тысяч жителей и гостей Кубани, активно проводятся выставки, краевые смотры и конкурсы.
Музей-заповедник обладает кадрами высшей квалификации, среди которых доктора и кандидаты наук, разработчики и участники международных, российских и региональных проектов и программ. Ежегодно проводятся научные конференции, традиционные «Фелицынские чтения», «Степановские чтения», публикуются книги, сборники статей и сообщений.

Музей стал инициатором сотрудничества с клубами исторической реконструкции, другими общественными молодежными объединениями. С 2007 года в крае проводится фестиваль клубом исторической реконструкции «Черноморское порубежье».

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына использует опыт Государственного исторического музея, Российского этнографического музея и музеев Северного Кавказа.

Краснодарский краевой художественный музей, основанный екатеринодарским любителем искусств Федором Акимовичем Коваленко в 1904 г.,  в настоящее время является одним из ведущих музеев художественного профиля юга России.

В собрании музея, насчитывающем более 11 тысяч единиц хранения, имеются уникальные коллекции древнерусской иконописи, отечественного искусства XVIII-XX веков, зарубежного искусства XVII-XIX веков, японской ксилографии, произведений художников Кубани.

В конце XX века в фонды музея были переданы личные коллекции академика Л.Ф.Ильичева, заслуженного художника России А.Е.Глуховцева, А.И.Слуцкого,  ставшие неотъемлемой частью историко-культурного наследия Кубани.

По составу художественного собрания музей входит в число лучших провинциальных музейных учреждений страны. Музей активно участвует в международных, российских и региональных проектах: («Золотая карта России», «Эрмитаж Югу России», «Великая утопия», «Москва-Берлин», «Амазонки авангарда», «Диалог живописи и музыки», «Малевич и кинематограф», «Варшава — Москва. Москва — Варшава. 1900 — 2000», «В.В.Кандинский», «Россия и авангард», «Здравствуй, Родина!», «Борис Кустодиев»,  »Молодая палитра» и др.

Произведения из фондов музея с успехом экспонировались в Италии, Франции, Германии, США, Австралии, Португалии, Японии, Польше, Китае и других странах мира.

В музее открыт информационно-образовательньтй центр «Русский музей: виртуальный филиал», имеющий огромное значение для популяризации отечественного художественного и историко-культурного наследия среди молодежи.

Постоянное внимание музей уделяет просветительской и благотворительной деятельности, реализуя долгосрочный партнерский проект для детских домов «Мозаика добра», обслуживая передвижными выставками и мультимедийными программами города и районы Кубани.

Музей выступил инициатором проведения в крае общеевропейской культурной акции «Ночь музеев», ставшей новым традиционным весенним молодежным праздником.

Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств образован в 1989 году. Первая выставка состоялась в 1990 году. Зал — это основная выставочная площадка Южного федерального округа. За годы функционирования стал одним из наиболее посещаемых учреждений культуры, центром популяризации современного изобразительного искусства, произведений художников России и Кубани, традиционным местом проведения региональных художественных выставок  »Юг России. Мир Кавказу», краевых профессиональных конкурсов в области изобразительного искусства «БИЕННАЛЕ».

Новороссийский исторический музей-заповедник один из крупнейших музеев-заповедников военно-исторического профиля России, в состав которого входят, кроме основных экспозиций, объекты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, памятник-ансамбль «Малая земля», дом-музей Н.А.Островского, выставочный зал.

Головной музей образован в 1916 году. Новороссийский государственный исторический музей-заповедник был создан в 1987 году. В 1995 году музей отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В фондах музея-заповедника хранится более 150 тысяч подлинных предметов, реликвий военного времени, памятников истории и природы, этнографических материалов.

Ежегодно объекты музея-заповедника посещают около 200 тысяч жителей и гостей края. Выставочная и просветительская деятельность музея играет важную роль в военно-патриотическом и нравственном воспитании молодежи Кубани.

За создание стационарных выставок «Старый Новороссийск» и «Природа Новороссийского района» группа сотрудников музея-заповедника была удостоена премии администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры. Музей активно ведет научно-исследовательскую работу по периоду Великой Отечественной войны, организует научно-практические конференции, осуществляет публикации в российских и региональных изданиях по проблемам военной истории и музейным коллекциям, активно участвует в краевых и городских акциях и фестивалях.

Краснодарский государственный академический театр драмы основан в январе 1920 года  как  »первый  советский драматический театр имени  Луначарского». Первоначально он располагался в здании Зимнего тетра (ныне Краснодарская филармония), с 1973 года – в новом здании на площади Октябрьской революции с большим и камерным залами. В 1980 году театр удостоен ордена  Трудового Красного Знамени. В 1996 году театру присвоено звание »академический».

В репертуаре Краснодарского театра балета Юрия Григоровича 14 спектаклей русской и мировой музыкальной классики. Театр участвовал в фестивалях искусств Европы, Америки, стран Азии. Четырежды с большим  успехом гастролировал в Санкт-Петербурге  на сцене Мариинского театра.

Первое упоминание о Краснодарском  краевом театре кукол относится к апрелю 1939 года. В духе времени он назывался «Краснодарским разъездным колхозно-совхозным кукольным театром». У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял С. Маршак.

Среди концертных организаций края особое место принадлежит Государственному академическому Кубанскому казачьему хору, которым более трех десятилетий бессменно руководит народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, Герой труда Кубани В.Г.Захарченко.  Выдающийся творческий коллектив страны, ведущий начало от Кубанского Войскового певческого хора, Государственный академический Кубанский казачий хор имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями историю. Коллектив дважды становился лауреатом Всероссийских конкурсов государственных народных хоров, лауреатом многочисленных международных конкурсов и фестивалей награжден орденом Дружбы народов, удостоен Государственной премии им. Т. Г. Шевченко Республики Украина. Его радушно принимали зрители более 100 стран мира. Он достойно несет знамя самобытного казачьего искусства Кубани.

В крае успешно работает творческое объединение «Премьера», которому в 2007 году присвоено имя его создателя народного артиста России, лауреата Государственной театральной премии им. Ф.Волкова, Героя труда Кубани Л.Г. Гатова. В составе творческого объединения Музыкальный театр и Театр балета Юрия Григоровича, Молодежный театр и Новый театр кукол, Музыкальный шоу-театр «Премьера», симфонический, джазовый, духовой оркестры, «Премьер-оркестр» струнных инструментов,  ансамбли «Криница» и «Родник», детский театр песни и  другие творческие коллективы. Творческие коллективы ТО «Премьера»  много гастролируют за рубежом, успешно представляют российское искусство на престижных фестивалях в Германии и Японии.  Артисты побывали в гастрольных поездках во Франции, Испании, Португалии, Италии, Ливане, Турции, США, Великобритании.

Краснодарская филармония создана 10 мая 1939 года. На сцене Краснодарской филармонии выступали такие мастера искусств, как Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Борис Штоколов, Зураб Соткилава, Николай Петров, Анна Нетребко, Валерий Гергиев.

Сегодня Краснодарская филармония — одна из крупнейших на юге России концертных организаций, обладающая богатым творческим потенциалом, и обогащённая достижениями современной концертной практики, продолжает лучшие традиции российского филармонического дела. В 2007 году распоряжением губернатора края  А.Н.Ткачева Краснодарской филармонии присвоено имя  выдающегося российского композитора, народного артиста СССР  Г.Ф.Пономаренко, чей жизненный и творческий путь был связан с Кубанью более четверти века.  В 2009 году Краснодарская филармония отмечает 70 летие.

Сеть дошкольного образования Кубани представлена широким спектром образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи.

В настоящее время развиваются дошкольные учреждения с различными приоритетными направлениями деятельности детей. Продолжают развиваться вариативные формы дошкольного образования. Широко распространены группы кратковременного пребывания детей в детском саду, в том числе и для детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Большое внимание уделяется содержанию образования дошкольников, используются вариативные программы, средства обучения, особое внимание уделяется региональному компоненту образовательных программ и предшкольной подготовке детей с 5,5 лет. Все это значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования.

Особое внимание в крае уделяется созданию благоприятных условий в детских садах для полноценного развития детей, а также педагогическим технологиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Коррекционная помощь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии, оказывается квалифицированными специалистами.

Систематическая работа по оздоровлению дошкольников, поиск и разработка новых форм работы с детьми в данном направлении, создание необходимых условий   и имеющаяся база для оздоровления детей позволяют ежегодно снижать заболеваемость.

В 2010 году принята краевая долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Краснодарского края» на 2010-2015 годы». Реализация программы позволит построить более 20 новых детских садов и ввести свыше 8,5 тыс. дошкольных мест.

Программа «Создание развивающей среды и укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений» позволила приобрести и обновить на 50% игровое и спортивное оборудование детских садов. На эти цели израсходовано 85,5 млн. рублей.

Отдельное место в сфере просвещения, науки и культуры региона занимают высшие учебные заведения края — крупные научно-образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов практически по всем отраслям знаний. В крае работает 11 государственных учреждений высшего образования. Это — классический, аграрный, технологический, медицинский  университеты, университет культуры и искусств, университет физической культуры, спорта и туризма, Армавирский педагогический университет, Морская академия им. Ф.Ф. Ушакова, Сочинский университет туризма и курортного дела и другие. Кроме того, на Кубани открыли свои филиалы ведущие вузы страны, такие как Российский торгово-экономический университет (в г. Краснодаре), Российский университет дружбы народов (в г. Сочи), Российский государственный социальный университет и другие.

Дошкольное образование остается одним из приоритетных направлений в системе образования Кубани. Предстоит решить много проблем и задач, направить усилия на его модернизацию и преобразование.

В 2010 году в системе общего образования функционировало 1195 дневных общеобразовательных учреждений (ОУ) с контингентом учащихся 481214. Среди общеобразовательных учреждений имеются 48 начальных школ, из них 19 школ-детских садов. Так же 196 основных и 944 средняя, из них 47 гимназий, 21 лицей и одна школа с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, в крае осуществляют образовательную деятельность 5 казачьих кадетских корпусов, одна кадетская морская школа-интернат, одна школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Так же в крае функционирует 24 негосударственные общеобразовательные школы.

Продолжается работа по развитию сети классов и групп кадетской и казачьей направленности, количество которых с каждым годом увеличивается.

На базе учреждений профессионального образования открываются ресурсные центры по подготовке высококвалифицированных кадров.

В учреждениях начального профессионального образования обучение осуществляется по профессиям для промышленной, агропромышленной, строительной, транспортной сфер, санаторно-курортного комплекса, сферы торговли и обслуживания.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00154 sec

WordPress: 23.73MB | MySQL:123 | 1,466sec