Театры Краснодара

<

121614 0014 1 Театры КраснодараВ настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга населения.. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга населения со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Тема данной контрольной работы – «Исторический опыт деятельности конкретного социально-культурного учреждения» (на примере крупнейшего социально-культурного учреждения юга России – КГТУ «Премьера»)

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ РАБОТЫ

 

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности [4, C.54]. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д [5, C.38].

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов.

Деятельность людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер.

Но в этих условиях нельзя не учитывать общих психологических особенностей человека, проявляющихся и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, что культурно-досуговые учреждения – являются посредником между личностью и обществом.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности [5, C, 41].

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.

И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.

Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь.

Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Основные теоретические понятия:

Театр (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену – площадку, где происходит действие, – и зрительный зал. Сцена, спроектированная под максимальное использование декораций, обычно обрамлена порталом. Противоположная крайность – выдающаяся в зал голая сцена, окруженная местами для зрителей с трех или даже четырех сторон. Впрочем, драматические представления могут проводиться и без подобного сооружения [1, C. 12].

Социально-культурная деятельность (СКД) – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга [4, C 96].

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Особенности СКД: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.; характеризуется многообразием видов; РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

Отличительные черты СКД: гуманистический характер; культурологический характер; развивающий характер

Функции СКД: развивающая; информационно-просветительская; культурно-творческая; рекреационно-оздоровительная.

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Виды досуговой деятельности: самообразование; общественная деятельность; потребление культурных ценностей; занятие спортом; туризм и путешествия; развлечения; общение с людьми; общение с природой; пассивный отдых; антисоциальные виды досуга [5, C. 68]

Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.

В основе организации досуга лежат следующие методы: 1) сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.); 2) многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КГТУ «ПРЕМЬЕРА»

 

2.1. Показатели деятельности КГТУ «Премьера»

 

Краевое государственное театрально-концертное учреждение «Краснодарское творческое объединение «Премьера» (КГТУ «Краснодарское творческое объединение «Премьера») основано в 1990 году. Учредителем выступает городское самоуправление Краснодара в лице мэрии города. Финансируется из городского бюджета в порядке, установленном для учреждений искусств.

КГТУ «Краснодарское творческое объединение «Премьера» является многопрофильным учреждением искусств, не имеющим аналогов в Российской Федерации.

Здесь в рамках единого учреждения функционируют 5 крупных художественных коллективов концертного типа и три театральных коллектива. Всего в организации 16 творческих подразделений и более 10 солистов — концертных исполнителей [6, C.32].

В их числе:

1. Концертные коллективы: муниципальный симфонический оркестр; художественный руководитель –заслуженный деятель искусств Российской Федерации Владимир Понькин; концертный духовой оркестр; художественный руководитель –заслуженный артист Российской Федерации Валентин Спиридонов; муниципальный биг-бэнд – художественный руководитель – народный артист Российской Федерации Георгий Гаранян; камерный ансамбль «Премьер – оркестр»– художественный руководитель – Алексей Сидоренко; оркестр виолончелей – художественный руководитель –заслуженный артист России Борис Побигуца; музыкальный шоу-театр «Премьера» главный балетмейстер – заслуженная артистка России Татьяна Гатова; вокально-хореографический ансамбль «Родник» – художественный руководитель – народная артистка России Раиса Гончарова; театр ветеранов сцены –художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Михаил Нагли; камерно-инструментальные ансамбли, солисты-вокалисты и инструменталисты.

<

2. Театры: Муниципальный театр балета; хореограф-постановщик — народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда академик Юрий Григорович; Муниципальный молодежный театр (ТЮЗ); главный режиссер — Владимир Рогульченко; Новый театр кукол; художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Анатолий Тучков.

КМТО «Премьера» имеет в своем составе культурно-досуговые учреждения и коллективы народного творчества, в их числе:

3. Учреждения и коллективы клубного типа: Муниципальный центр культуры и досуга (Дом культуры) пригородного поселка Лорис; хор молодежи и студентов г. Краснодара; художественный руководитель – заслуженный работник культуры России, профессор Генрих Ковалев; детский театр песни; художественный руководитель -заслуженный работник культуры России Любовь Чусова; детский камерный оркестр, руководитель –Павел Азнаурян.

4. Муниципальное учреждение среднего профессионального образования – Краснодарское хореографическое училище.

 Объединение ежегодно проводит до 1100 концертов, спектаклей, культурно-массовых мероприятий. Около 700 концертов и спектаклей проводится с открытой продажей билетов или по целевым заказам организаций.

Общее количество зрителей, включая посетителей массовых мероприятий, праздников и гала-концертов составляет до 1 млн. человек в год.

«Премьера» с помощью мэрии города оснащено современной звуковой и осветительной аппаратурой, механизмами подъема приборов сценического света на открытых площадках, мобильной сценой. Все это позволяет проводить красочные гала — представления для больших масс зрителей.

Такие мероприятия систематически проводятся в г. Краснодаре (День города, День государственного суверенитета России, общегородские балы выпускников, встреча Нового года и т.п.), неоднократно проводились в столице Адыгеи – Майкопе, в столице Карачаево-Черкессии – Черкесске, во Всероссийском детском центре «Орленок», городах Анапа, Геленджик, Туапсе, других городах и райцентрах Кубани [3].

В день празднования 850-летия Москвы Объединение силами своих шоу-театра и театра кукол и оборудованием сцены обеспечивало совместно с лучшими артистами столицы и России многочасовое театрализованное действо на центральной праздничной площадке – Манежной площади. Работа «Премьеры» в юбилейной программе отмечена благодарственным письмом оргкомитета праздника.

Симфонический оркестр, театр балета, шоу-театр, театр кукол успешно выступали на праздновании 55-летия разгрома фашистских войск на Орловско-Курской дуге, состоявшегося в г. Орле в 1998г.

Важным направлением деятельности объединения является выполнение целевых программ мэрии и городской Думы.

Так, начиная со встречи Нового 1992 года. Объединение в нынешнем году провело уже девятую новогоднюю кампанию для детей из малообеспеченных семей, интернатных учреждений, а также для ветеранов, инвалидов, работников бюджетных отраслей городского хозяйства.

Новогодняя развлекательная елочная программа по признанию многих зрителей и специалистов в качественном отношении находится на уровне лучших Российских праздников.

О масштабах этой работы свидетельствуют следующие показатели: на 103 новогодних театрализованных представлениях, состоявшихся в декабре 1999г. – январе 2000 г., за 20 дней побывало 82 560 детей, подростков, учителей, врачей, работников городского коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса, ветеранов войны и труда [3].

Интересен опыт работы Объединения с ветеранами. К 50-летию и 55-летию Победы в Великой Отечественной войне объединением организованы театрализованные встречи ветеранов фронта и тыла, чествования престарелых защитников Родины выездными концертными бригадами на дому, проводились телемарафоны по сбору средств на лечение ветеранов.

В настоящее время в культурно-оздоровительном центре Объединения в г. Анапе проводятся оздоровительные смены для 500 ветеранов. Средства на оплату питания, проживания, культурного обслуживания собраны от спонсоров в ходе телемарафона, проведенного объединением 8 мая т.г. Аналогичная работа проводилась и в 2002 году.

«Премьера», его творческие коллективы и материальная база создавались учредителем организации – мэрией города для решения нескольких важных для городского самоуправления задач. Главная из них – заполнить нишу в сети учреждений искусств краевого центра, образовавшуюся в силу перекосов в культурной политике прошлых десятилетий. Отсутствие в городе симфонического оркестра, ТЮЗа, театра оперы и балета не позволяли Краснодару стать полноценным культурным центром.

Городское самоуправление, создав в 1991 году указанные коллективы, пошло также на радикальный шаг: передало объединению для размещения муниципального концертного зала расположенный в здании городской администрации зал заседаний, реконструировало его, построило концертный орган, разместив за счет спонсоров заказ в германской фирме «Рудольф фон Беккерат», приобрело у производителя большой концертный рояль «Стейнвей».

Очевидно, наличие в здании муниципалитета г. Краснодара концертного зала, использование площадей административных помещений для целей культурного обслуживания населения — уникальный для России случай.

Сегодня муниципальный концертный зал стал центром музыкально-просветительской работы в городе. Здесь репетируют и выступают симфонический оркестр, хор молодежи и студентов, солисты-вокалисты и инструменталисты, камерные ансамбли.

Традиционно проводятся фестивали органной музыки с участием крупных органистов из России, Германии, стран ближнего зарубежья.

Внедрена система музыкального образования детей и юношества посредством сезонных абонементов с участием концертных коллективов и исполнителей различных видов и жанров.

Осознание высокой миссии искусства в сплочении людей стимулируют руководство учреждения к расширению географии своей деятельности.

В этом направлении сложились прочные связи объединения с Министерством культуры Республики Адыгея, органами государственного управления и учреждениями культуры Карачаево-Черкессии, администрациями городов-курортов Анапы и Геленджика, организациями городов Сочи, Туапсе, многих сельских районов Кубани.

В 1993 году КМТО «Премьера» осуществило силами своей балетной труппы и симфонического оркестра постановку первого национального карачаевского балета «Айтуган — дочь Карчи» композитора Марата Качкарова. Спектакль показан в столице Карачаево-Черкессии и стал значительным событием в культурной жизни и Кубани, и кавказской республики, не имеющей своей композиторской организации.

Тесная творческая дружба сложилась у «Премьеры» со Всероссийским детским центром «Орленок». Начиная с 1997 года. Объединение совместно с «Орленком» проводят в этом прославленном учреждении массовые зрелищные акции. Участниками этих праздников становятся дети и подростки из всех 89 регионов России, видные актеры, режиссеры, кинокритики.

В течение ряда лет «Премьера» участвовала в организации концертно-развлекательных программ кинофестиваля «Киношок», что позволяло его организаторам создавать в городе атмосферу массового праздника. Благодаря этому сотрудничеству Объединение обрело тесные связи в среде деятелей киноискусства, которые расширяют возможности учреждения в культурном обслуживании.

КМТО «Премьера» активно сотрудничает с Союзом композиторов Российской Федерации, его Музыкальным Фондом и Краснодарской композиторской организацией.

Еще в 1996 году председатель СК РФ В.И. Казенин в письме на имя главы администрации края писал: «По интенсивности концертной жизни, именам виднейших деятелей отечественной музыки, выступающих с концертами перед краснодарской публикой, столица Кубани выдвигается в число культурных центров России» [6, C. 35].

КМТО «Премьера» совместно с Союзом композиторов провело в гг. Краснодаре и Майкопе два региональных музыкальных фестиваля «Северо-Кавказская музыкальная весна».

В 1996 и 1997 годах в г. Краснодаре и крае с участием ведущих исполнителей Москвы с большим успехом прошла передвижная детская Академия музыки и Большая Академия музыки «Новое передвижничество».

В 1998 – 03 годах в г. Краснодаре, Анапе и Новороссийске состоялись выездные заседания секретариата Союза композиторов и фестивали искусств «Панорама музыки России», организованные правлением Союза совместно с КМТО «Премьера».

В 2000 году наряду с «Панорамой музыки России» состоялась акция «С музыкой России – в XXI век».

Все мероприятия проводятся с широким представительством композиторов из Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Адыгеи,

  Ставропольского и Краснодарского краев. Ростовской области, Санкт-Петербурга, Москвы, других субъектов Федерации.

По существу КГТУ «Краснодарское творческое объединение «Премьера» с его коллективами и материальной базой стало основой экспериментальной работы Российской композиторской организации на Юге страны.

В Краснодаре расположена штаб-квартира влиятельной некоммерческой общественной организации – Ассоциации городов Юга России.

Совместная работа с этой организацией позволяет «Премьере» расширять свои творческие контакты с мастерами искусств Северного Кавказа, городов Центральной России, Поволжья.

Интересным и полезным в смысле интеграции художественной интеллигенции региона стал Форум творческой интеллигенции Северного Кавказа, проведенный Ассоциацией городов Юга России при активном участии КГТУ «Краснодарское творческое объединение «Премьера».

Эта акция продемонстрировала огромные возможности развития взаимопонимания среди авторитетных у народа мастеров искусств.

Значительным событием в культурной жизни Северного Кавказа стал «Прощальный тур народного артиста СССР Иосифа Кобзона».

Программа тура, в котором участвовали выдающиеся отечественные коллективы — Академический оркестр народных инструментов радио и телевидения по руководством Н. Некрасова, Академический хор русской песни под руководством В. Минина, Академический ансамбль песни и пляски Внутренних Войск МВД России – художественный руководитель В. Елисеев, Еврейский мужской хор М. Турецкого, представила широчайшую палитру российской музыки.

КГТУ «Краснодарское творческое объединение «Премьера» выступало организатором этого тура на Северном Кавказе (Ростов, Краснодар, Туапсе, Новороссийск, Майкоп, Элиста, Черкесск, Ставрополь, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Нальчик, Владикавказ, Назрань, Грозный, Махачкала), приняло участие в концертах силами своего Шоу-театр, а также средствами технического обеспечения.

Тур И. Кобзона еще раз продемонстрировал огромные возможности искусств в преодолении национальной разобщенности людей в таком взрывоопасном регионе, как Кавказ.

Тур И. Кобзона по качественной и количественной масштабности участвовавших в нем творческих коллективов и зрительскому интересу не имеет прецедентов на Северном Кавказе. По нашему мнению, опыт проведения этой акции должен быть изучен, проанализирован и использован для дальнейшей работы по формированию единого культурного пространства нашего региона.

 

2.2. Симфонический оркестр

 

Создан в 1991 году. За время существования коллектив прошел школу игры под управлением известных дирижеров В. Зивы, А. Петухова, С. Скрипки, Я. Ски-биньского, И. Шпиллера.

В настоящее время с оркестром в должности художественного руководителя и главного дирижера работает известный дирижер Владимир Понькин, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Международного конкурса дирижеров, в прошлом – выпускник Краснодарского музыкального училища. Оркестр достиг высокого профессионального уровня, оснащен необходимыми инструментами и удовлетворяет всем профессиональным требованиям.

Муниципальный симфонический одновременно является и оркестром Краснодарского Театра балета. Главный дирижер театра – известный в стране балетный дирижер заслуженный артист России Александр Лавренюк, прошедший школу Большого театра.

 

2.3. Краснодарский Театр балета

 

Создание Краснодарского Театра балета стало самым значительным событием культурной жизни города в последние десятилетия.

Краснодар всегда слыл в театральном мире как город почитателей классического танца, но своей профессиональной труппы не имел. Летние гастроли многих театров оперы и балета в предшествующие годы проходили в городе под знаком повышенного спроса на билеты на балетные спектакли.

В ноябре 1991 года приступил к репетициям ансамбль классического танца. В начальной стадии малочисленная труппа танцевала дивертисментные номера и одноактные балеты. Затем репертуар пополнился «Жизелью» А. Адана и «Щелкунчиком» П.И. Чайковского. Спустя два с половиной года успехи ансамбля на кубанской сцене были подтверждены в гастрольном турне по городам Франции.

Значительный качественный рывок в творческом становлении театра балета связан с именем выдающегося хореографа современности – народного артиста Советского Союза, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и государственных премий, академика Ю.Н. Григоровича.

В 1996 году Краснодар по инициативе «Премьеры» стал одним из центров празднования в России 90-летия со дня рождения Д.Д. Шостаковича.

Концертная программа фестиваля, посвященного юбилею великого композитора, предусматривала постановку сюиты из его балета «Золотой век», хореографом которого является Ю. Григорович.

Успешная работа над сюитой послужила началом тесного содружества ансамбля, ставшего к тому времени муниципальным театром балета, с выдающимся хореографом. Он, не связывая себя трудовыми отношениями с объединением, по существу становится неформальным художественным руководителем театра.

За три года сотрудничества Ю.Н. Григоровича и его сподвижников «Премьерой» в Краснодарском театре балета поставлены спектакли: «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Раймонда» А.К. Глазунова; «Дон Кихот» Л. Минкуса; «Спартак» А.И. Хачатуряна; новые редакции ранее выпущенных театром спектаклей; «Щелкунчик» П.И. Чайковского; «Жизель» А. Адана.

В репертуаре театра также одноактный балет: «Шопениана» и сюита; «Золотого века», постановщиком которых является Ю.Н. Григорович.

Имя выдающегося постановщика, стремление пройти школу его мастерства привлекли в труппу нашего театра многих талантливых танцовщиков не только из России, но и стран ближнего зарубежья.

Сегодня это единственный на Северном Кавказе профессиональный балетный театр.

Свидетельством высокого качества его работы стали успешные гастроли театра в Испании (май 2000 года), а также наличие в портфеле Объединения контрактов на ближайшие два года на гастрольные поездки в Италию, США, Тайвань и Японию.

 

2.4. Муниципальный молодежный театр (ТЮЗ)

 

Среди актуальных проблем культурного строительства на Кубани несколько десятилетий стояла задача создания Театра юного зрителя.

В настоящее время Муниципальный молодежный театр: высокообразованная и хорошо обученная молодежная труппа; разноплановый репертуар молодежной направленности; оригинальная сценическая площадка с трансформирующимся зрительным залом, оснащенным современными техническими средствами; сформи-рованная совместными усилиями коллектива, театральной и педагогической общественности и прессы зрительская аудитория.

Театр неоднократно признавался победителем в творческих конкурсах фестиваля «Кубань театральная», опережая театры со стажем и традициями.

В репертуаре спектакли: «Шиворот-навыворот» — музыкальная сказка Г.Гладкова и Ю.Энтина (постановка народного артиста России П.О. Хомского); «Датская история» — пьеса по мотиву «Гадкого утенка» Г.Х. Андерсена (режиссер А.Шапиро); «Атанде» – драматическая фантазия-игра на темы повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» А.С. Пушкина (режиссер-постановщик – главный режиссер театра В. Рогульченко, режиссер-хореограф – М. Кислярова); «Над пропастью во ржи» – спектакль по мотивам повести Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (режиссер М.Бычков); «Кьоджинские перепалки» – комедия К.Гольдони (режиссер М.Бычков); «Убивец» – «Опыт о человеке» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (режиссер-постановщик В. Рогульченко). Премьера спектакля состоялась в 2001 году. На фестивале имени Куликовского «Кубань театральная» спектакль «Убивец» удостоен наград по пяти номинациям. Премию «За лучшую режиссуру» присудили Владимиру Рогульченко. Сценография спектакля (Николай Симонов) и работа художника по костюмам (Ольга Резниченко) тоже названы лучшими. Премию за роль Свидригайлова, названную лучшей актерской работой, получил Станислав Слободянюк. Самая престижная премия М. А. Кули-ковского вручена Елене Дементьевой.

В 2000 году актеры театра совместно с балетной труппой шоу-театра и группой учащихся хореографического училища представили мюзикл Л. Бернстайна «Вестсайдская история» (режиссер – А. Ша-пиро).

Театр плодотворно сотрудничает с образовательными учреждениями города.

 

2.5. Муниципальный биг-бэнд Георгия Гараняна

 

Был создан в 1997 году. Шесть лет назад биг-бэнд возглавил один из ведущих мастеров жанра -композитор и дирижер народный артист России Георгий Гаранян.

В концертных сезонах 1999-2000 годов оркестр с триумфом участвовал в джазовых фестивалях в честь 100-летия со дня рождения Д. Гершвина и Д. Эллингтона (Москва, Санкт-Петербург), неоднократно выступал в Большом зале Московской консерватории, в Государственном концертном зале им. Чайковского, Государственном Кремлевском Дворце.

Специалисты отмечают поразительный строй, уверенность и мощь духовых, энергию оркестра. По признанию крупнейших мастеров отечественного джаза Краснодарский биг-бэнд является сегодня одним из лучших в стране.

 

2.6. Музыкальный шоу-театр «Премьера»

 

Одним из ведущих коллективов Объединения является Музыкальный шоу-театр «Премьера». Он положил начало деятельности всего учреждения более 10 лет назад.

Программы Театра органично связывают в единое целое балетную труппу из 40 человек, группу ярких солистов-вокалистов, инструментальный ансамбль и мощную техническую службу, оснащенную современным звукоакустическим оборудованием и динамическими приборами сценического света с компьютерным управлением.

Репертуар театра построен на основе народного сценического танца, изложенного современным языком, а также включает в себя популярные народные песни, песни отечественных и зарубежных авторов в современных аранжировках.

Театр с одинаковым успехом выступает в изысканных концертных залах и на открытых площадках.

Коллектив широко известен в стране и ближнем зарубежье. Он много гастролировал по стране, в городах Северного Кавказа, неоднократно выступал в Санкт-Петербурге, в ГЦКЗ «Россия» (г. Москва), участвовал в фестивале «Славянский базар» в Витебске.

С 1993 года шоу-театр «Премьера» вошел в число российских коллективов, систематически работающих в Европе. Труппа трижды выступала в Италии, совершила четыре гастрольных турне по городам Франции. Нынешним летом. театр на 2,5 месяца выедет в Испанию и Португалию.

Выдвинувшись в число признанных западными импресарио коллективов, шоу-театр «Премьера» достойно представляет искусство Российской Федерации за рубежом.

Его сотрудники ни разу не уронили чести и достоинства гражданина России.

Л.Г. Гатов – генеральный директор — художественный руководитель Краснодарского творческого объединения «Премьера», народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств Карачаево — Черкессии, заслуженный деятель искусств Республики Коми.

 

2.7. Государственный академический Кубанский казачий хор

 

В январе 2000 года главный балетмейстер Государственного академического Кубанского казачьего хора Николай Васильевич Кубарь отметил свое 55-летие.

Созданные им за годы преданного служения искусству танца художественные хореографические полотна стали неотъемлемой частью духовной жизни наших земляков.

Многолетний опыт работы, плодотворное творческое сотрудничество с такими известными балетмейстерами как И. Моисеев, Г.Гальперин, В. Модзолевский, Б. Лехт, способствовали становлению его как блистательного постановщика, талантливого мастера, бережно сохраняющего и развивающего самобытную красоту народного танца.

Основанные на подлинном историческом материале, этнографической точности, сценические работы Н.В. Кубаря всегда отличает удивительная достоверность, законченность формы.

Яркой страницей в истории кубанского искусства стали танцы черноморских и линейных казаков: «На кордоне», «Гулянье в кубанской станице», «Ковал кузнец казачью шашку», «Кавказская сюита», «Молодычка», «Бриньковский казачок», «Коханочка», танец некрасовских казаков «Крыло», обрядовые танцы «Гусеница», «Вербохлест». Они масштабны, динамичны, оригинальны, поистине виртуозны. В каждой постановке Н.В. Кубарь мастерски добивается глубины проникновения, эмоционального накала.

Творчество Н.В. Кубаря широко известно и любимо не только у нас на Кубани, в России. Танцы в его постановке высоко оценили зрители Японии, Индии, Китая, США, Мексики, Германии, ЮАР, Австралии, Португалии, Бельгии и других стран, где гастролировал Государственный академический Кубанский казачий хор. Десятки танцев, поставленных Н.В. Кубарем, исполняются молодежным ансамблем «Криниц», артистами Государственного ансамбля танца Югославии «Коло».

Высоким признанием его деятельности в творческой среде являются почетные звания «Заслуженный деятель искусств России», «Заслуженный деятель искусств Украины», «Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея».

Яркость, самобытность и высочайшее мастерство Государственного академического Кубанского казачьего хора нашли признание на всех континентах, во многих странах мира. Его выступления восторженно приветствовали зрители США, Японии, Китая, Австралии, Мексики, Франции, Германии, Италии, Испании, Норвегии, Вьетнама, Северной и Южной Кореи, Ливии, Швеции, Португалии, ЮАР, Марокко, Польши, Бельгии, Болгарии, Венгрии. Кубанский казачий хор дважды становился лауреатом Всероссийских конкурсов русских народных хоров (1976 и 1984 гг), многих международных фольклорных фестивалей, удостоен высоких государственных наград — является лауреатом Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.

В коллективе воспитано не одно поколение талантливых творческих личностей, деятелей искусств Кубани и России, Белоруссии и Украины. Хор стал знаменем казачьей культуры, своеобразной визитной карточкой Краснодарского края.

История Кубанского хора начинается с 1811 года. До 1920 года это был Войсковой певческий хор, который пел в храме и давал светские концерты с духовной музыкой и казачьими народными песнями. В настоящее время хор продолжает и развивает эти традиции.

Основу репертуара хора составляют народные песни, записанные в станицах Краснодарского края, в обработке художественного руководителя народного артиста России и Украины, лауреата Государственной премии России, профессора Виктора Захарченко.

Большое место в концертной программе хора занимают яркие, виртуозные танцы в постановке главного балетмейстера заслуженного деятеля искусств России, Украины и Республики Адыгея Николая Кубаря.

Высокую оценку исполнительскому мастерству Кубанского казачьего хора дали многие известные деятели искусства, композиторы, музыканты, писатели, отечественная и зарубежная пресса.

«Духовным здоровьем нации» назвал хор выдающийся русский хоровой дирижер народный артист СССР, профессор Владимир Николаевич Минин.

«Чудом искусства» называли Кубанский казачий хор критики Японии, поставив его в один ряд с такими прославленными коллективами, как Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Большой театр («Асахи», Токио).

Искусство Кубанского казачьего хора — это высокая одухотворенность. Колоритное вокальное мастерство. Искрометность казачьих танцев и глубокая художественная осмысленность.

 
 

2.8. Государственный ансамбль казачьей песни «Криница»

 

Художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Владимир Капаев. Источник чистой родниковой воды в народе называют «криницей». Ансамбль «Криница» – это чистый источник народной мудрости.

Всем, кто любит стремительную, раздольную или лирическую казачью песню, хорошо известен Государственный кубанский ансамбль казачей песни «Криница». Ансамбль был организован на базе Краснодарского государственного университета культуры и искусства заслуженным деятелем искусств России, выпускником Российской академии музыки им. Гнесиных, доцентом Владимиром Капаевым, ставшим и художественным руководителем этого коллектива. Начало пути ансамбля было трудным. Не имея материальной поддержки и костюмов, ансамбль выжил благодаря огромной любви и преданности народной песне. На II-м Все-российском государственном телерадиоконкурсе «Голоса России», который проходил в Смоленске в 1994 г., коллектив поразил всех высоким профессионализмом исполнения и страстью подачи казачьей песни. Тогда «Криница» заняла первое место среди пятидесяти ансамблей России, став лауреатом этого конкурса, после чего коллективу присвоен статус «государственного»

В репертуаре ансамбля песни и танцы линейных, черноморских, некрасовских казаков Кубани, а также казаков Дона и Терека, собранные в фольклорных экспедициях по станицам и хуторам. Отсюда — разнообразная и красочная концертная программа, неповторимое творческое лицо коллектива.

В составе ансамбля «Криница»: 20 молодых талантливых исполнителей. Все они владеют игрой на различных музыкальных инструментах, поют и исполняют темпераментные танцы в постановке заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Николая Кубаря.

Большую роль в творческом амплуа коллектива играют удивительно сочные, колоритные костюмы, выполненные на основе традиционных костюмов черноморских, линейных и некрасовских казаков. Все они выполнены под руководством талантливого художника Веры Ершовой с участием членов ансамбля. Многие девушки коллектива прекрасно владеют мастерством вышивки. Необыкновенная энергетика идет от рубах и фартуков, выполненных руками артистов, а форма казаков подчеркивает яркость и неповторимый характер песен и танцев нашего региона.

В декабре 2000 года ансамбль принимал участие в Первых Международных Дельфийских играх в Москве, где наряду со многими профессиональными танцевальными коллективами мира Государственный ансамбль казачьей песни «Криница» в номинации «народный танец» завоевал бронзовую медаль.

«Криница» любима, узнаваема, она — желанный гость как в самых маленьких хуторах и станицах Краснодарского края, так и на самых престижных сценах России в Кремлевском Дворце съездов, зале им. П.И.Чайковского, ГКЗ «Россия», концертном зале им. Гнесиных и многих других. Ансамблю аплодировали во Франции, Германии, Бельгии, Испании, Турции… Каждый концерт ансамбля «Криница» — это незабываемый яркий спектакль, пронизанный задором, молодостью, энергетикой и страстью казачества, великим духом русского народа.

 

2.9. Краснодарский краевой театр кукол

 

Краснодарский краевой государственный театр кукол существует с 1939 года как профессиональный творческий коллектив. У истоков его создания стоял детский писатель С.Маршак.

Репертуар театра ориентирован на детскую аудиторию. На стационарной площадке (370 мест) помимо показа спектаклей проводятся театрализованные представления: «Посвящение в зрители», «Праздник Букваря», «Книжкина неделя», «Масленица», «Святочные игры», «Прощальный бал первой учительницы» и др.

Театр имеет филиал в г. Армавире.

Театр ежегодно проводит в г. Краснодаре международный фестиваль театров кукол «АРТ-ВИЗИТ».

Театр принимал участие в международных фестивалях в Ливане, Германии, Болгарии, Литве, Чехии, Белоруссии, Польше, имеет награды, призы, дипломы. Театр разрабатывает и внедряет в жизнь новые формы сотрудничества с другими театрами и творческими коллективами, ищет новые пути развития своих возможностей, является инициатором создания ассоциации «ТЕАТР КУКОЛ — XXI ВЕК».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом в работе был проведен анализ деятельности социально-культурного учреждения на примере крупнейшего культурного объединения Краснодарского творческого объединения «Премьера», которое оказывает огромное влияние на духовную жизнь нашего края.

Работа данного объединения направлена на удовлетворение духовных потребностей человеческой личности, ориентирована на его духовный и культурный рост, на развитие духовных и физических сил человека, на гармонизацию души и тела.

Причем данный вид активного досуга является не просто отвлечением человека от повседневных будней, работы, а осуществляет предполагает познавательную деятельность личности, повышение культурно-познавательного уровня развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Денисов Н.Г., Лях В.И. Художественная культура Кубани.–Краснодар: Экоинвест, 2000.
  2. Гранак Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр. М., 2001.
  3. Гатов Л.Г. Творческое объединение «Премьера»//Кубанские новости, сентябрь 2000.
  4. Ерасов Б.С. Социальная культура. –М., 2001.
  5. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1999.
  6. Никольский С.Ю. Театральная Кубань. Краснодар, 2003.
  7. Русский драматический театр. Энциклопедия. М., 2001.
  8. Русский драматический театр / Под общ. ред. Андреева С.Ю. М., 2001.
  9. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 1997.-С.230-235.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.62MB | MySQL:120 | 2,013sec