Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую

<

121014 0027 1 Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую Квантовая физика и искусство — вот две главные арены, где в XX веке разыгрывается драма разрушения и создания научной и художественной картины мира. Именно все, «реплики» всего, сочетает в себе культура XX века. Это смешение хаоса и космоса, гармонии и дисгармонии. Образ мира в XX веке творится из каких угодно реалий (истории и быта), из каких угодно мифов, сказок, художественных традиций, стилей и манер. В чем же может состоять трагичность судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую? Чем это было вызвано? С этих вопросов хотелось бы начать. Прежде всего, начало XX века отмечено появлением ряда философских работ, авторы которых (С. Булгаков, Н. Бердяев, Е. Трубецкой, В. Вернадский, Л. Шестов и многие другие) стремились осмыслить исторический путь развития и будущность России. Результатом подобных изысканий явился сборник статей о русской интеллигенции «Вехи», который был подготовлен Н. Бердяевым, С. Фрэнком, Л.Шестовым и другими. В изобразительном искусстве существовали с одной стороны, течения, связанные с традициями XIX века (например, реалистическое направление — И. Репин, С. Коровин, Н. Касаткин и другие). В этом же » русле» действовало товарищество передвижных выставок — братья Васнецовы, И. Бродский и другие. С другой — авангардные направления русской живописи этого периода, которые культивировали новые формы. Например, обращение к поискам самобытной национальной красоты — работы М. Нестерова, Н. Рериха. Русский импрессионизм представлен работами В. Серова, К. Коровина и др. Особой популярностью пользовался появившийся на рубеже XIX — XX веков кинематограф. В 1908 году была выпущена первая русская картина «Стенька Разин» . В архитектуре получил распространение новый стиль — модерн, со свойственным ему стремлением подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий. Этот стиль предполагал использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры, новых конструкций и материалов.

Поиски нового были характерны и для неорусского стиля, ориентировавшегося на древнерусское и народное искусство. Особенностью этого стиля был контраст между внешним обликом и его назначением. В целом все выглядит, как бы достаточно успешно, но начинают проявляться не только оппозиции в плоскости мировоззрения, но и на уровне внешнего общественного устройства. Проявляется подтекст общественных отношений. Формируется феномен идеологии.

Трагичность судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую во многом определили следующие факторы: проблема неграмотности (в 1926 году 43% людей в возрасте 9-49 лет и большинство старших возрастов были неграмотные), система среднего специального и высшего образования стали развиваться быстрыми, а точнее ускоренными темпами. Вообще «ускорение», как характеристика общественных отношений стало проявляться все чаще.

Развитие советской науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарного государства, особенно сгустившаяся в конце 30-х годов (кстати, нельзя сказать, что такое явление как тоталитарное искусство исчезло, оно существует и по сей день, только сменило свои формы выражения, оказавшись продуктом массовой культуры, оно сменило лозунги на рекламу, а портреты вождей — на фото полуобнаженных красоток). Общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Стремление партийного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайне слабой материальной базы обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений пропаганды стало обращение к национальным традициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, исторических исследований, которые были ориентированы в нужном направлении.

Еще более трагическая ситуация складывалась в области литературы и искусства. В апреле 1932 года ЦК ВКП (б) принял постановление » О перестройке литературно-художественных организаций», которым ликвидировался относительный глкорализм периода НЭПа в области художественного творчества. На смену многочисленным литературным группировкам пришел единый Союз писателей СССР (1-й Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в 1934 году). С этого времени все многоцветье художественного творчества партия пытается загнать в лоно «социалистического реализма» Репрессии 30-х годов затронули и литераторов, прежде всего рапповских идеологов (л. Авербаха, В. Киршона, Г. Горбачева и др.), из более чем пятидесяти писателей принадлежавших к литературным группировкам, сохранившимся к 30-м годам (акмеисты. Конструктивисты, «Южнорусская школа») были репрессированы трое — Мандельштам, Третьяков, Бабель. А такие писатели как — Клюев, Клычков, Касаткин, Приблудный, Васильев, Карпов — погибли, за исключение последнего.

<

Подобные действия режима и созданная им атмосфера вызывала волну эмиграции. И как следствие возникновение эмигрантской культуры. Боль и страдание русской культуры эмиграции можно » увидеть» в творческом пути Солженицына, Хлебникова, Гранина, физика Гамова, философов Булгакова, Бердяева, Трубецкова и др. В рамках же господствующего течения «соцреализма» создаются произведения другого типа. В литературе, архитектуре, живописи, поэзии такие как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Собачье сердце» его же, стихи Маяковского и Блока, романы и повести Горького, Толстого, Островского, Фадеева, Ильфа и Петрова. Выделяются яркостью произведения многих писателей- фантастов, стихи Заболоцкого, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, кинокартины режиссеров Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и др.

2. Реализм русской живописи первой половины XX века: новый язык, художественно-образный строй

реалистической живописи

Подробнее остановимся на реализме русской живописи первой половине XX века: новом языке и художественно-образном строе реалистической живописи. Реализм советских художников не избежал влияния «соцреализма». Раздражающим принципом искусства в России того периода была самая безудержная электика, проводившаяся вполне сознательно и целенаправленно.

Социалистический реализм — сложное образование, синтез различных вариантов художественного и философского мышления, а также идеологических принципов. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Таким образом, соцреализм — это рефлексия над человеком творцом, это своего рода воскрешение какой-то версии гуманизма. Причем гуманизм этот — запретительный или репрессивный, то есть исключающий все другие версии человеческого поведения. Для культуры соцреализма ставки делаются на то, чтобы найти и заполнить, запечатлеть ростки будущего в настоящем. Он способен воплотить мечту в реальность. Искусство соцреализма — воплотительное в силу того, что оно должно «сказку сделать былью». Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Соцреализм — как попытка воплотить будущее в настоящем, построения в жизнеподобной форме обозначают любимые российские идеи. Вообще тема российских идей начинает удовлетворительно нас разрабатываться. Эта тема показала, что слои архаического сознания, прорываются на поверхность. Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Романы соцреализма дают примеры того, как воплощается возможность упорядочить благородную стихию душевности. Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. Оптимальный период расцвета соцреализма – начало 60-х годов почвенничество и диссидентство. Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. Мифологизируется техника (например, символика электричества, ее обаяние. В. И. Ленин). Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои «Молодой гвардии«). Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой («Как закалялась сталь«). Человек преодолевает немощь своего тела. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. Перед нами «мирская аскеза». Герой благодаря этой аскезе выходит из мира, каков он есть и входит в мир, каков он должен быть.

Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Форма же должна быть классической. Классическая форма более ясная. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Народное сознание должно быть оптимистично. В центре стоит народный генотип — он носитель здоровья. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Реализма — как партийность. И так, такие характеристики — народность, партийность и реализм воплощаются через типизацию, отмечая этим своеобразие соц. реализма.

 

 

 

 

3. Формирование культуры тоталитарного общества. Трудности развития искусства в условиях тоталитаризма. Архитектура советского периода: стиль конструктивизма, имперский стиль эпохи тоталитаризма. Советское искусство 50-80 годов: «другое искусство»

 

Из рассмотренного материала уже можно вывести трудности развития искусства в условиях тоталитаризма. Основным моментом в этом случае выступает партийность. И можно теперь поговорить о формировании культуры тоталитарного общества.

В каждой из тоталитарных культур существовала технология работы с бессознательным. Ведь каждый из художников претендует на то, что он имеет определенную стратегию овладения бессознательным. Инженерный подход к бессознательному, тогда состоит в том, чтобы прибрать к рукам и овладеть. Этот подход выделил художников авторитарного толка. Архитектура включается в контекст идейно — политических проблем, которые с невиданной остротой развиваются в художественной культуре. Сверх задачей становится связь строительства с промышленностью. Проявилось это в строительстве собора социализма. Побочным эффектом стало строительство массового жилья. Социальная проблематика является постоянно действующим фактором во всей истории архитектуры, но в острые переломные периоды роль его возрастает в исключительной степени. Имперский стиль эпохи тоталитаризма воплотился, в так называемой, культуре № 2. Культура № 2 — символ конечности, например, дворец Советов. Он символизирует на своих ярусах все стили: от стилей Древней Ассирии и Древнего Рима до конструктивизма. Это предполагает мотив стабилизации жизни. Здание Дворца Советов — неподвижность, затвердевание культуры, культ вертикали и ее сакрализация, иерархия. Московские небоскребы — это стремление смоделировать небо, причем » рабочее небо». К способам моделирования этого образа относятся, например, своды метро. Всякие переходы сокрализуются, вот почему входы в метро (в Москве) оформлялись как входы в храм. Однако если учесть, что при этом мы спускались под землю, то на ум приходят символы подземных божеств. Все эти проявления можно увидеть в искусстве 50-80 годов — это важное время для формирования советского искусства. Главное, основное — новизна, поворот. «Оттепель» — основное слово этого времени, первые проблески демократического, не подцензурного начала. В пятидесятых годах происходит масса выставок и конкурсов. В это время на арену выходит Анатолий Зверев, его еще называют «русским Матиссом».

С 1957 года интереснейшие выставки идут на двух основных площадках: Музей имени Пушкина и Музей имени Маяковского. Это были выставки мастеров русского авангарда.

В живописи 1956-57 годы складывается ряд очагов неофициальной культуры. Во-первых, образована студия Э. Билютина -«новая реальность». В 56-60 г. — это первые годы подобных выставок.

Во-вторых, образована школа, к которой примыкали Крапивницкий, Равин, Яковлев и др. 56-58 годы — значимые процессы в развитии живописи, нетрадиционного искусства. Квартирные выставки, развитие самиздата характерны для этого времени. Начиная, с 1969 года введено постановление об обязательной цензуре выставок. Массовая аудитория все больше начинает ощущать потребность в другом изобразительном искусстве. У художников же, наоборот стремление выйти к мировым массам. 1974 год – «бульдозерная выставка» — попытка организовать выставку на открытом воздухе. В 1975 году были проведены две большие выставки на ВДНХ , 1972 год- расцвет соц.арта — Андрей Харитонов, Кулаков… Возвращение к вечному и личному характеризует развитие не только живописи, ни и кинематографа: Тарковский, Шукшин. Это своеобразное начало авторского кинематографа. Не случайным было нарастание в духовной культуре семидесятых годов музыки. Именно в 70-ые годы впервые звучит творчество Губайдуллиной, Шнитке, Эдисона. Этот период — попытка вырваться за рамки культуры, это контркультура. Итак, три типа, на которых держалась советская ментальность: созидание, война, культура сливаются в одно целое. XX век -век компьютерной техники. Возрастание роли знаковых систем и средств массовой информации. Культура начинает восприниматься как интерзнаковая реальность. В это же время, XX век содержит противоречие: философичность и концептуальность — доминанты развития современной культуры. Советская культура, с одной стороны, стремиться стать философией откровения. С другой, выведение на первый план ценностей негативного плана. Это становится симптомом XX века. Взаимосвязь философии и искусства выразили философские настроения и идеи, например Риккерта. Культура XX века пытается себя самопознать. Картина предстает как стремление раскрыть новые представления о пространстве и времени.

 

Литература:

1. Голомштук И «Тоталитарное искусство. М. 1994

2. «Другое искусство» Т. 1,2 М, 1990,1991

3. » Малая история искусств» (искусство XX века) М., 1991

4. На грани тысячелетийМ, 1994

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00094 sec

WordPress: 22.1MB | MySQL:114 | 1,249sec