ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

<

121414 1548 1 ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА Актуальность выбранной темы исследования «Религия Древнего Египта» определяется тем значительным интересом к истории Древнего Египта, к его таинственным и загадочным моментам. Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Итак — древний Египет. Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «древний Египет». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя — «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср — «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср.

Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса — Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее — одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны.

Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого.

Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели.

История Египта неотделима от его мифологии и религии, вера в богов занимала основное место в жизни египтянина. Остатки религиозных представлений, символики, магии легли в основу таких мировых религий как христианство, ислам, иудаизм, а так же различных сект.

 

 

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах — душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или <двойник>, обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.

В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было наверное в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.

Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ней установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название «канона». В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – «Ка». Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало небытие.

Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только во случае, если его тело — сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки — ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду — все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.

Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения — набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба

Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике – «Книге мертвых».

Эта священная книга, которая должна была находиться в каждом гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами, обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для того, как говорит текст требника, «чтобы душа могла вновь соединиться со своим телом». На одном надгробном памятнике в виде столба (стела) в Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судьёю, говорит следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу моей любовью, я накормил голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил бесприютного». Бог Тот изображался всегда в сценах суда над душами и встречается очень часто на надгробных памятниках. Он часто изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою же ласковою, как кошка.

К другим письменным источникам относятся также: «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнего царства (26 – 23 вв. до н.э.).

«Тексты саркофагов» « ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11-й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из «Текстов пирамид» и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства.

Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой. Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо — символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра, чем зла, он становится «праведником» и мог стать частью мистического тела бога Осириса; в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А «праведный» мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле.

Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать. Так один мемфисский чиновник обращался с письмом к своей умершей жене с просьбой избавить от преследований, так как прошло уже три года после ее смерти, а он не может ее забыть и избавиться от тоски.

Однако для благополучной жизни в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться с злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу. Вот что пишет в такой автобиографии номарх (управитель) Хархуф: «Я превосходен … любим отцом своим и хвалим матерью своею, постоянно любим всеми своими братьями. Я давал хлеб голодному и одеяние нагому. Я говорил хорошее и повторял желаемое. Я никогда не сказал ничего плохого о ком — либо из высших правителей, поскольку хотел, чтобы мне было хорошо у бога великого. Я никогда не разбирал дело двух братьев так, чтобы лишить сына собственности его отца.» И так далее, и тому подобное. По правде говоря, мало что из этого было правдой, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и соврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания.

Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Вот некоторые из них: «я не совершал несправедливостей против людей, я не был жесток к животным, я не пытался узнать то, что еще не стало, я не был безразличен видя зло, я не отнимал ничего у бедняка, я не отравлял, я не заставлял никого рыдать, я не убивал, я не приказывал убивать, я не крал печенья, принесенные для умерших, я не надувал на весах». Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил большей хороших дел — он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФАРАОН – ПОДОБИЕ СОЛНЦА НА ЗЕМЛЕ

 

 

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем b одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из словосочетания двух египетских слов пер — аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.

Ни в чем так не сказалась роль египетской религии, как в обожествлении фараона— высшего носителя государственной власти. Уже древнейшие цари-объединители, именовавшие себя почитателями Гора, находились как бы под особым покровительством этого божества и даже прямо принимали его имя. Начиная со времени 5-й династии фараон рассматривается как сын солнечного бога Ра. Вера в то, что царь есть сын бога, живое божество, господствовала с самого начала и до самого конца политической истории Египта, вплоть до победы христианства. Царь самолично выполнял важнейшие религиозные обряды: он основывал храмы, он один мог — по крайней мере в теории — входить в святилище бога и приносить ему жертву; жрецы действовали лишь как бы от его имени. Священный церемониал, которым была окружена вся придворная жизнь: падение на живот перед царем и целование земли у его ног, запрет произносить имя царя, употребление им религиозных эмблем,— отражал и в то же время поддерживал и усиливал веру в божественное происхождение царской власти.

<

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц — богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось «устойчивое явление Ра». Третьей частью имени было имя фараона как «золотого Хора». В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен — Хепер — Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами «сын Ра», а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос — Нефер — Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким — либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины — фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек.

Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта. Но конечно самое интересное — это пирамиды фараонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

 

В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций.

Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

Амон-Ра-сонтер (греч.) — Амон-Ра-несут-нечер (егип.)

Значения имени. «Сокровенный», «сокрытый», «невидимый», «незримый».

Функция. Бог солнца. Амон

Фиванский изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца Ра (XVIII Династия), Амон-Ра почитается как «царь всех богов» и считается богом-творцом.

С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира. Играет ведущую роль в каранационных мистериях.

Отождествление.
Мин, Амон-Ра, Ра, Хапи, Нун, Птах, Себек, Хепри, Хнум. В Древней Греции — Зевс, Серапис.

Иконография. Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, держащим в руке иероглиф «анх» («жизнь») или в виде человека с головой барана. Телом — голубого цвета, что указывало на связь Амона с небом.

Священные животные. Баран, белый гусь, змей.

Центр культа. Фивы, Луксор, Карнакский храм (крупнейший и наиболее древний).

Осирис (греч.) — Усир (егип.)

Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период — местное божество Бусириса, связанное с плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену.

Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.

Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Хора и Анубиса.

Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового царства — Ра. В Древней Греции — Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот.

Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы — «Прорастающий Осирис». В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна — погребение Осириса, всходы — его воскресение.

Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В руках — символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.

Центры культа. Главные культовые центры — Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее — острова Филэ и Бигэ.

Сет

Функция. Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта. Во время правления XXVI Династии считался воплощением зла. Рассматривался как противник Осириса и Гора. Считается, что изначально Сет не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса, утвердилось представление о Сете, как об убийце доброго бога. Представления о Сете менялись в зависимости от исторических периодов и были довольно противоречивы: в одних текстах Сет является представителем сил тьмы и врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом, в других — причисляется к свите Ра и вместе с богами охраняет солнце в Ладье Вечности, сражаясь с Апопом. Во время правления XIX Династии (14=13 вв. до н.э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй). Взаимоисключающие представления о Сете нередко присутствовали в пределах одного мифа и существовали на протяжении почти всей истории Древнего Египта.

Генеалогия. Сын Геба и Нут, младший брат Осириса, Исиды и Нефтиды, муж Астарты (в другом варианте — Нефтиды).

Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Один из богов, царствовавших на земле в изначальные времена.

Иконография. Изображался в виде человека с красными глазами и волосами (красный цвет считался символом зла) или в виде человека с головой неизвестного животного. Иногда изображался в виде крокодила, гиппопотама, черной свиньи.

Центр культа. Омбос.

Анубис (Инпу) — проводник души сквозь темноту. При жизни он призван вести души сквозь тьму невежества, а после смерти был проводником души в Дуат небесный. Звезда Инпу также как и Звезда Исиды — Сириус, путеводная звезда. Земное отображение Сириуса — город Кхем (по-гречески Летополь). Этот город расположен строго на север относительно пирамиду Хуфу. Голова Инпу изображалась в виде головы постоянного спутника погребений — черного шакала. Весьма иронично то, что «Тексты Пирамид» были открыты именно при помощи шакала: один араб, увидев насмешливое выражение степной лисицы и последовав за ней, попал в его нору, а затем и в коридор пирамиды.

121414 1548 2 ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВАОдин из аспектов Инпу воплощался в боге Упуат. Форма Упуата трактовалась как ведущий, открывающий путь. В книге Амдуат в описании первого часа ночи Упуат помещен на носу ладьи миллионов лет. Ладья миллионов лет символизировала странствие души сквозь реку бесчисленных жизней и смертей. Путь земной — отражение пути небесного, пути сквозь Млечный путь, который египтяне называли вьющимся потоком.

Одними из основных принципов в Древнем Египте являлись принцип перемен и принцип ритма, которые совмещаясь дают принцип цикличных перемен. А элементы ладьи Сектет, соответственно нос, корпус и корма образовывали семантическое единство с фазами космического цикла. В то же время как сама ладья символизировала способ преодоления этого непостоянства.

По всей видимости в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада — изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система. Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса — Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума — богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.

Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба — бога Земли и Нут — богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо — мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет.

Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни — анх, а в левой — символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо.

121414 1548 3 ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВАЕгипетские верования во многих вариантах включали и высшую духовность и примитивные суеверия. Но интересна особенность того, что для одного могло представлять предмет концентрации, то для другого могло быть предметом беспокойства и страха в личной жизни. Это связано с тем, что даже самые абстрактные истины облекались во вполне конкретную форму. Обычно это были различные формы живой природы, всевозможные божества имели своих представителей в животном царстве. Поэтому в соответствии с мерой животного начала каждый египтянин видел в этих животных свой уровень проявления духовности.

Постепенно средний духовный уровень приходил в упадок. Из-за этого нарушался баланс в почитании различных форм божеств. Все эти формы переподчинялись и смешивались в зависимости от географического центра правления. Их первоначальная духовная сущность терялась, а внешние проявления формы усложнялись. Из-за возникшей путаницы и сейчас невозможно точно определить, когда и в каком контексте встречаются упоминания известных имен.

Предвидя это смешение, Эхнатон провел реформу на унификацию единого аспекта божества. Столица из Фив переместилась в новый город — Ахет-Атон, посвященная Атону. Но данная реформа была предана забвению.

С приходом в страну варваров, точивших свои сабли о лица сфинксов, знания жрецов были спрятаны в самые разные системы закодированных знаков, например, в карты Таро. Но сейчас эти знания постепенно восстанавливаются и систематизируются. Может быть время разгадки тайны Сфинкса уже совсем близко?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РЕФОРМЫ ЭХНАТОНА И ПРИЧИНЫ ИХ НЕДОЛГОВЕЧНОСТИ

 

 

Конец XVIII династии (конец XV — начало XIV в. до н. э.) — это период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского царства.

Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. В результате началось новое обострение отношений между фараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрецами, особенно жрецами главного египетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый конфликт в начале XIV в. до н.э. при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провел большую социальную и религиозную реформу.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя — Эхнатон – «Дух Атона».

Эта новая концепция нашла отражение в художественном языке. Угловатым изображениям стали предпочитать закругленные, а жестким каноническим позам — более свободные, живые образы.

Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния.

Лучшее, что было создано в этот период — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния.

Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в своеобразные каноны, порождая определенную манеру.

Однако этой религиозной революции не суждено было продлиться долго. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, так как рядовые свободные люди не получили никаких существенных преимуществ, нарастало сопротивление жреческого сословия, справедливо видевшего в религиозной реформе угрозу своему привилегированному положению. Фараон жил в своей новой столице практически безвыездно, как узник. К концу жизни возникло охлаждение между ним и женой — красавицей Нефертити, и они стали жить врозь. Эхнатон умер молодым, на восемнадцатом году своего правления, не оставив после себя ни сыновей, ни фанатичных продолжателей своего дела.

По видимому, он осознавал, что его реформа провалилась. Вскоре после смерти фараона его преемник и зять, совсем молодой Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством. Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны, а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков «законных» фараонов — в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. В искусстве также наметился возврат к традиционной стилистике. Начинался период всеобщего увлечения изысканной утварью и драгоценностями. В реформаторском рвении Эхнатона есть еще один важный аспект. Культ Атона был не только решительным шагом в сторону универсализма, отказа от веры в исключительность, но и введением последовательного монотеизма, что противоречило принципам культуры Древнего Египта и подрывало ее основы. Поэтому противодействие реформам Эхнатона не могло иметь в качестве причины только стремление жречества и аристократии сохранить свои привилегии. Это была борьба за сохранение самих оснований данного типа цивилизации. Так что реформа Эхнатона встречала противодействие и провалилась совершенно закономерно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, религиозная культура Египта на протяжении трех тысячелетий тяготела не к реформации, а сохранению и реставрации постепенно угасавших традиций.

Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат сказания о богах, а также труды античных авторов (Геродота, Плутарха, созданные в 5-1 веках до новой эры). В литературе имеются описание жреческой йоги, которая, возможно, именно из Египта перекочевала к северу и осела в горах Тибета и Индии.

Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до новой эры. Каждая область (ном) имела свой пантеон и культ божеств, которые обычно группировались в триады во главе с одним наиболее важным божеством. Женские божества являлись обязательной составляющей таких пантеонов. Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни, которая рассматривалась как продолжение земной жизни. Отсюда исходил обычай сохранения тела умершего, создавались технологии мумификации и строительства гигантских гробниц — пирамид.

В представлениях египтян сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их насчитывалось несколько), имени и тени. В подземном мире душа усопшего может спастись от подстерегающих ее там опасностей лишь с помощью особых молитв и заклинаний.

Наиболее древние представления египтян были ближе всего к монотеизму, если ориентироваться на встречающиеся в древних памятниках письменности слова о едином, бесконечном, вечном боге. С другой стороны, известно, что египтяне обожествляли все — деревья, животных, людей и даже строения (храм считался богиней). Таким образом, фетишизм был неотъемлемой составляющей их религии.

Чрезвычайно развитый в Египте культ поклонения животным до сих пор не имеет четкого объяснения. Неизвестно, почему нильским божествам поклонялись в образе баранов, почему крокодил считался создателем и защитником людей. Археологические находки представлены тысячами мумий различных животных, которым, вероятно, как фетишу поклонялись рядовые египтяне. Кроме того, живым животным возводились храмы, в честь животных служители культа устраивали праздники.

Важную роль в жизни египтянина играли местные божества. Именно такой местный бог являлся защитником данной местности. Рядом с местным богом могли существовать и другие божества. С течением времени некоторые местные божества приобретали все большее распространение и становились культом всей страны. Даже могильный бог (бог погребения или смерти) был многоликим в зависимости от местности.
Общими были только боги света, неба, земли и Нила, а также боги жатвы и рождения. Наиболее почитался бог солнца — Ра. Вообще, на протяжении трех тысячелетий происходила, конечно, некоторая трансформация богов. Так, в исходном мифе о двух братьях — Осирисе и Сете, первый представлен как тихий и кроткий царь Египта, а второй как его убийца. Осирис в последующем был отомщен и оживлен усилиями жены и сына. В религии Египта Осирис позже становится царем мертвых, которых он собирает в своем загробном мире. Изображают его обыкновенно человеком, спеленатым наподобие мумии.
Сет в глазах египтян становится злым духом. Посвященные ему животные тоже сделались предметом отвращения, в том числе крокодил, осел и бегемот. Сета изображали в виде сказочного животного с длинными ушами и раздвоенным на конце хвостом или в образе человека со звериной мордой.

Мифология с течением времени дополнялась и усложнялась. Некоторые боги сливались в одно лицо, подменяли друг друга. На арену мифологической жизни выходили все новые и новые фигуры местно-чтимых богов. Интересно, что по мере расширения связей с внешним миром, религиозная культура Египта естественным образом вводила в пантеон своих богов и богов, принадлежащих другим народам, например, семитам. Считается, что при этом она сама не оказывала заметного влияния на другие религии.
Остается открытым вопрос о том, оказала ли религия Египта влияние на древние религиозные представления иудеев. Существуют мнения, что тайная жреческая практика египтян стала их достоянием.

Важно отметить, что египтяне признавали бессмертие души, ее свободное перемещение из мертвого тела и возможность нанесения вреда такой душе некими злыми силами. С целью оказания помощи душе умершего во время ее путешествия в загробном мире, умершего обеспечивали текстом специальной молитвы — заклинания. Первоначально египтяне считали местом пребывания души умершего некую удаленную местность в западной стороне нильской долины, позже — в небесной стране на северо-востоке. В то же время, предполагалось, что душа по особой лестнице могла подняться к небесным богам.
Вся религия египтян проникнута верой в силу магии, фетишей и слов, произносимых с регламентированной интонацией и ударением. Важным ключом, например, для души является знание имен врагов. Знание имен богов, присутствующих на суде Осириса, также являются для души покойного благоприятным обстоятельством, помогающем благополучно пройти суд.

В египетской «Книге мертвых» специальная глава (125-я) описывает процедуру взвешивания сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешников пожирало страшное чудовище Амт ( лев с головой крокодила), праведников ожидало счастье на полях шару.

Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество и т.д., а также чистый сердцем.
Наиболее сильные магические способности приписывались египтянами Исиде — «госпоже волхований», которая может поразить болезнью самого бога Ра и сама же способна излечить его.

В культе египтян магия вообще играла огромную роль. Молитва должна была иметь магическое действие, она была не зовом сердца, а ритуалом, произносимым в строгой последовательности, правильно. Точность фраз имела самое главное значение.
Такую же роль играли лечебные заговоры, чары, напускаемые на врагов. С целью нанесение вреда использовались восковые куклы, с целью защиты от колдовских нападений — амулеты. Бытовое поведение было четко регламентировано по дням года.
Существовало убеждение, что судьба человека предопределена днем его рождения, но не существовало представление о том, что нравственный выбор при жизни влияет на загробную участь. Милосердие ко вдовам, сиротам, потерпевшим кораблекрушение считалось достоинством человека.

Эзотерические (то есть, тайно-жреческие) традиции египетской религии, разумеется, остаются нам неизвестными. На эту тему существует много спекуляций, но отсутствуют убедительные письменные свидетельства.

Египетская религия угасла к концу четвертого столетия после Рождества Христова. В современном Египте главенствует одна из трех мировых религий — Ислам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бонгард — Левин Г. М. Древние цивилизации. 1989.
  2. Гуревич П.С. Культурология.  М., 2001.
  3. Дьяконов И.М. История Древнего Востока, 1983.
  4. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы, М., 1956.
  5. Культурология: Учеб. пособие / Авт. коллектив Южакова Л. В. и др. Рязань, 1999.
  6. Культурология / Под ред. Багдасарьян Н.Г.М., 2004.
  7. Таинственный мир сынов Ра // Курьер ЮНЕСКО. 1988. № 10.
  8. Загадка культа Атона // Наука и религия. 1990. № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00052 sec

WordPress: 21.62MB | MySQL:119 | 1,857sec