Перспективы внешнеполитического единства ЕС

<

110413 2321 11 Перспективы внешнеполитического единства ЕС В статье « Перспективы внешнеполитического единства ЕС», помещенной в журнале «Международные процессы» №3(15) за 2007 год, рассматриваются проблемы внешней политики и политики в области безопасности Евросоюза. Автор статьи – Илья Тарасов. Статья посвящена теме внешнеполитического единства стран Евросоюза.

В публикации даётся анализ работы Евросоюза, его методов. Автор пытается определить перспективы ЕС, говорит о плюсах и минусах политики Евросоюза и противоречиях, возникающих между НАТО-США-ЕС, о проблемах, с которыми сталкивается ЕС, пытаясь решить некоторые вопросы государств-членов.

Сущность проблемы заключается в выработке неправильных методов для объединения политики отдельных государств с момента их образования до стадии осуществления.

Статья делится на шесть частей. Во введении говорится о целях ЕС, причинах невысоких темпов внешнеполитической интеграции. В статье автор говорит об основных проблемах мировой политики угрозы для ЕС. В Стратегии европейской безопасности (декабрь 2003) содержался призыв «к более активным, последовательным и умелым» действием в развитии взаимного сотрудничества. Урегулирование кризисных ситуаций было определено в качестве основной перспективной задачей. Важнейшие проблемы и процессы в сфере международной безопасности были перечислены следующим образом:

<
  • нарастание зависимости и уязвимости ЕС в сфере транспорта, энергетики, информации под воздействием глобализации;
  • распространение бедности и болезней;
  • обострение конкуренции в сфере обеспечения природными ресурсами и источниками энергии.

Особо говорилось о том, что безопасность выступает непременным условием развития. Илья Тарасов полагает, что добиться единства в сфере внешней политики и безопасности весьма непросто. Чтобы проиллюстрировать это, автор говорит о противоречиях в документах, касающихся ОВПБ (Общей внешней политике в области безопасности). Подчеркивает, что госудаства-члены должны действовать согласно и солидарно. Политика каждой страны в отдельности не должна противоречить союзной политике в целом. Содержится обязательство государств ЕС, входящих в Совет Безопасности ООН на правах постоянных членов, координировать свои действия с другими странами ЕС.

Тарасов говорит, что перечисленные положения свидетельствуют о том, что в области внешней политики Европейский Союз следует принципам межправительственного сотрудничества, а внешняя политика национальных государств превалирует под коммунитарной политикой.

А при таких нормативных условиях, по мнению автора, добиться единства в сфере внешней политики и безопасности сложно.

Тарасов утверждает, что в политике ЕС заметен контраст между способностью наметить широкие стратегические направления и способностью добиваться результатов в конкретных сферах. Также развитие единой политики ЕС зависит от характера отношений Евросоюза с Соединёнными Штатами и Североатлантическим альянсом. Европейские члены НАТО понимают, что, если твой вклад в боевые действия невелик, то ты теряешь контроль над их хором. Это показала военная кампания США против Югославии. Если ЕС хочет контролировать ситуацию в сфере безопасности, ему надо иметь собственную систему её обеспечения, которая бы позволила урегулировать кризисные ситуации без участия США. Тарасов считает, что успех общеевропейской внешней политики может быть связан не с дистанцированием от США, а с расширением круга совпадающих устремлений внутри Североатлантического альянса.

В заключении автор говорит, что, всё-таки, общая внешняя политика и политика в области безопасности Евросоюза не выглядит полностью беспомощной и неэффективной. Надо помнить, что она не может и не должна формироваться и проводиться в жизнь так же, как внешняя политика отдельных стран. Следовательно, и оценивать её с тех же позиций, с которых принято анализировать политику Франции и Германии.

Оценивая работу в целом, можно утверждать, что в ЕС воплощен особый тип «мягкого романтического управления» с порой не на словах, а на экономические рычаги. Действуя в духе этой ложки, страны ЕС разрабатывают вариант обеспечения безопасности на основе «мягкой мощи», внося свой посильный вклад в стабилизацию мировой системы.

Заслуга автора заключается в точности и краткости изложения основных проблем внешнеполитического единства ЕС. На ярких примерах Тарасов показал нам сбои в работе Евросоюза.

Нельзя не согласиться с автором, что ЕС экономическими методами способствует подъему сопредельных стран, предупреждая таким образом конфликты и угрозы в сфере безопасности.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.89MB/0.00371 sec

WordPress: 21.31MB | MySQL:123 | 1,223sec