АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЙ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ НАЛОЖЕНИЯ

<

090114 0150 1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЙ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ НАЛОЖЕНИЯ Эффективность правового регулирования общественных отношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отношений. И в зависимости от изменений этих потребностей, меняются роли, объемы и соотношение основных составляющих права – его институтов и отраслей.

Актуальность изучаемой темы исследования определяется тем, что в связи с принятием в 2001 г нового Кодекса об административных правонарушениях изменились многие положения, господствующие в административном праве в советское время и на первоначальном этапе рыночных преобразований в нашей стране. Исходя из наличия самостоятельного предмета правового регулирования, а это отношения, возникающие по поводу становления и применения административного наказания как реакции государства на один из видом неправомерного поведения – административное правонарушение (административный проступок, административно-правовой деликт), наличия самостоятельного метода правого регулирования как совокупности приемов воздействия на эти отношения, которому присущи преимущественно императивные запреты по совершению нежелательных для обществ деяний под угрозой применения административных наказаний, хотя сам методов в целом значительно сложнее, а также исходя из наличия собственной структурно обособленной нормативной базы, включающей КоАП РФ и законы субъектов Российской федерации об административных правонарушениях) появилась настоятельная необходимость, выделить из административного права такую же вполне самостоятельную комплексную отрасль, как административно-деликтное право, круг общественных круг общественных отношений, регулирование которых выходит за рамку чисто управленческих.

Цель исследования – изучение основных видов административных наказаний в свете принятия нового Кодекса об административных отношениях.

Задачи исследования:

– исследовать понятие и цель административного наказания;

– анализ основных видов административных наказаний по Кодексу об административных правонарушениях.

Теоретической базой исследования выступили работы таких авторов как Агапов А.Б., Алехин А.П., Атаманчук Г.В., Бахрах Д.Н., Бачило И.Л., Бельский К.С., Габричидзе Б.Н., Козлов Ю.М., Коренев А.П., Манохин В.М., Осинцев В.Д., Сорокин В.Д., Старилов Ю.Н., Тихомиров Ю.А., Прудников А.С., Россинский Б.В. и др.

 

 

1.

 

1.1. Понятие и цель административного наказания

 

Административное наказание представляет собой форму государственного и разновидность административного принуждения, а также установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения1.

Статья 3.2 КоАП РФ2 предусматривает следующие виды административных наказаний за совершение административных правонарушений:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Данный перечень мер административной ответственности является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит и претерпел некоторые изменения по сравнению с аналогичным перечнем, содержавшимся в КоАП РСФСР. Так, в частности, более не является административным наказанием (ранее — взысканием) такая мера, как исправительные работы, которая ранее применялась только по решению суда и заключалась в принудительном изъятии (удержании) до 20 % заработка привлеченного к ответственности лица в доход государства на срок от 15 дней до двух месяцев. Зато добавился такой вид административного наказания, как дисквалификация, заключающаяся в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исправительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в иных предусмотренных законом случаях1.

Эти изменения вызваны «веянием» времени, в частности, исправительные работы — это, по сути, либо принудительный труд, который в силу положений ст. 37 Конституции РФ запрещен, либо «штраф в рассрочку» (смотря как на это посмотреть), а необходимость наличия в перечне мер административных наказаний дисквалификации в условиях рыночной экономики обусловлена как целью защиты законных экономических интересов отдельных физических и юридических лиц, а также общества и государства в целом, так и целью предупреждения преступлений и иных правонарушений в сфере экономики2.

Сущность наказания как меры административной ответственности проявляется в его целях, сформулированных в ст. 3.1 КоАП РФ: предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). А его содержание состоит в лишении либо ограничении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

В ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ законодатель зафиксировал виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридических лиц — это предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также конфискация такого орудия или предмета. А в ч. 3 этой статьи — положение о том, что все виды наказаний, кроме административного штрафа и предупреждения, могут устанавливаться только КоАП РФ, т.е. на федеральном уровне. Иными словами, поскольку административное и административно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то в силу положений ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ на региональном уровне допускается установление мер административной ответственности только в виде предупреждения либо административного штрафа.

Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения административного наказания. В этой связи ст. 3.3 КоАП РФ классифицирует административные наказания на основные и дополнительные и в ч. 3 закрепляет положение о том, что за одно административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное и дополнительное наказание из указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

К категории основных (т.е. которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний) закон относит: предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест и дисквалификацию. Все остальные виды административных наказаний могут назначаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания (т.е. присоединяться к основным мерам наказания). Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена как характером самого правонарушения, так и личностью виновного, и назначено оно может быть только в том случае, если это прямо предусмотрено санкцией применяемой нормы1.

На практике это выглядит так2: если в санкции нормы после указания на основной вид административного наказания указан союз «с», а дальше указан вид дополнительного наказания, то его применение носит обязательный характер, а если после указания дополнительного вида наказания содержится фраза «или без таковой» («или без такового»), то дополнительное наказание в таком случае носит альтернативный характер (может быть назначено или не назначено по усмотрению правоприменительного органа или должностного лица). Примером первой может служить санкция ч. 2ст. 18.4 КоАП РФ, а второй — ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, имеет предупредительную и профилактическую направленность, о чем сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами»1. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов Российской Федерации и уважения к правопорядку (в отличие от прежнего закона — ст. 23 КоАП РСФСР) теперь напрямую не провозглашается в качестве самостоятельной цели наказания, подразумевая его в опосредованном виде (через штраф, лишение специального права и пр.)2.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (и это прямо подчеркнуто далее — в ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).

Понятие «цели административного наказания» тесно связано с его эффективностью. Связь этих понятий проявляется через результат: чем выше результат от применения наказания в соотношении с целью, для достижения которой оно применялось, тем выше и его эффективность и наоборот.

Так, например, если целями наказания, сформулированными в ст. 3.1 КоАП РФ, являются общее (т.е. другими лицами) и частное (т.е. лицами, подвергнутыми административным наказаниям) предупреждение совершения новых правонарушений, то во втором случае рассчитать эффективность довольно просто, взяв за основу такой показатель, как рецидив административных правонарушений. Так, если взять за основу сто человек, подвергнутых тому или иному административному наказанию, и если никто из них в течение года (срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию) повторно не совершил нового административного правонарушения, то коэффициент эффективности будет равен единице. Если 10 человек все же совершили повторное правонарушение, то коэффициент будет уже 0,9, а если их 50 — то 0,5. Такие цифры позволяют делать определенного рода выводы. Причем за основу для расчета эффективности можно взять и другие критерии. Например, совершение преступлений лицами, ранее совершившими смежные с ними административные правонарушения и подвергнутые административному наказанию. Результаты эффективности будут уже иные, но и «плоскость» выводов об эффективности административных наказаний тоже1.

Аналогичным образом можно рассматривать эффективность административных наказаний и с точки зрения их общепревентивной цели, т.е. цели предупреждения совершения новых правонарушений другими лицами. Но здесь также необходимо выбрать определенные критерии для ее расчета и анализа (например, систематизацию законодательства об административной ответственности или его стабильность, информированность субъектов права о существующих правовых запретах и санкциях за их нарушение, информированность общества об общем состоянии «правонарушаемости» в той или иной сфере общественной жизни, о причинах и условиях, этому способствующих, и пр.).

 

1.2. Общие принципы и правила назначения административных наказаний

 

Основным принципам (правилам) назначения административных наказаний посвящены нормы главы 4 КоАП РФ.

Часть 1 ст. 4.1 КоАП РФ формулирует принцип законности применительно к назначению административных наказаний: административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Это означает, что правоприменитель при назначении административного наказания виновному в совершении административного правонарушения лицу не может выйти за рамки закрепленной в ст. 3.2 КоАП РФ системы административных наказаний, за пределы санкции конкретной правовой нормы, устанавливающей административную ответственность за то или иное противоправное деяние, и за пределы закрепленной за ним нормами раздела III КоАП РФ подведомственности по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначении административных наказаний1.

В соответствии с положениями ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, личность виновного в этом физического лица, его имущественное положение, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Этот принцип именуется как принцип индивидуализации административного наказания.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено2.

 

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Этот принцип (принцип non bis in idem или «не дважды за одно») является общеправовым и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому ответственности (карательной санкции, например, штрафу), могут быть применены и восстановительные санкции. Так, например, человек, из хулиганских побуждений разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу или административному аресту по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

Принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, сформулированному в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, который гласит: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 4.4 КоАП РФ закрепляет один из основополагающих принципов назначения административного наказания — принцип назначения наказания при совершении лицом нескольких административных правонарушений: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Причем если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

При решении вопроса о привлечении нарушителя к административной ответственности должны учитываться и давностные сроки (сроки давности) назначения административного наказания, предусмотренные ст. 4.5 КоАП1: по общему правилу административное наказание не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, при проживании без регистрации и т.п.) — позднее (двух месяцев со дня обнаружения правонарушения. В то же время за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, а также законодательства об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей и о рекламе этот срок установлен в один год со дня совершения административного правонарушения. Аналогичный подход (т.е. исключение из общего правила) установлен и для административных правонарушений, влекущих за собой применения административного наказания в виде дисквалификации: лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — одного года со дня его обнаружения1.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Этот срок, именуемый еще сроком погашения административного наказания или едоком административной наказуемости, является единым не дифференцируется в зависимости от вида и размера административного наказания2.

Рассмотрим обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Одним из важнейших принципов административной как и любой другой юридической ответственности является ее целесообразность, главным проявлением которой является индивидуализация наказания. Во многом этому способствует наличие в КоАП РФ законодательно закрепленных перечней признаков (обстоятельств), смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность (перечислены в ст. 4.2 КоАП РФ), признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной или имеющей малолетнего ребенка женщиной.

Данный перечень не является исчерпывающим, что следует из положений ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, где сказано, что «судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях».

Перейдем к анализу обстоятельства, отягчающих административную ответственность.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (перечислены в ст. 4.3 КоАП РФ), признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и по нему не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ1;

<

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию правоприменителя не подлежит.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать последнее обстоятельство (совершение административного правонарушения в состоянии опьянения) отягчающим ответственность. Кроме того, все перечисленные выше обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

 

2.1. Предупреждение

 

Предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица1.

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной (основной) меры наказания за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые по данным правоприменителя совершили тот или иной административный проступок. Оно, как и всякое иное наказание, выносится в письменной форме (в виде соответствующего постановления о назначении административного наказания). Устные предупреждения должностных лиц о необходимости прекратить противоправное поведение или устранить выявленные недостатки или нарушения в работе административными наказаниями не являются, а представляют собой меру убеждения и предупреждения (профилактики) либо иногда даже пресечения правонарушений (нарушителю разъясняют противоправный характер его действий или бездействия, обязывают прекратить их и тем самым предостерегают от возможности совершения более вредных (общественно опасных) нарушений и применения к нему за это более строгих мер государственного принуждения)2.

В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, протокол об административном правонарушении не составляется, а предупреждение оформляется уполномоченным на это должностным лицом непосредственно на месте совершения административного правонарушения (как правило — при малозначительности правонарушения), за исключением случаев, когда лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) оспаривает назначенное ему административное наказание1.

 

2.2. Административный штраф как вид административного наказания

 

Административный штраф — это административное наказание денежного характера, выражающееся в получении с нарушителя административно-правовых норм определенной суммы денежных средств в доход государства. Исчисление данной суммы в силу закона (ст. 3.5 КоАП РФ) может осуществляться:

а) в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минимальный размер оплаты труда, под которым понимается устанавливаемый одновременно на всей территории Российской Федерации и гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда);

б) в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

в) в величине, кратной сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

В то же время согласно той же ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда, а также при исчислении его исходя из минимального размера оплаты труда не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда для граждан, пятьдесят минимальных размеров оплаты труда для должностных лиц и одну тысячу минимальных размеров оплаты труда для юридических лиц.

Исключение составляют лишь нарушения законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, когда налагаемый на должностных и юридических лиц административный штраф может быть установлен с превышением указанных выше размеров, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда:

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализируя юридическую природу административного штрафа как вида административного наказания, можно отметить следующее1:

1) административный штраф отнесен к категории основных видов наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ);

2) как вид административного наказания он может быть установлен не только КоАП РФ, но также иным (отраслевым) федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (это следует из положений ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ2);

3) представляя собой вид наказания денежного характера, он как это следует из положений ст. 3.1 КоАП РФ не несет в себе компенсационной функции в отличие от штрафа гражданско-правового;

4) исчисляется в относительно определенных единицах (в основном, применительно к минимальному размеру оплаты труда либо, отчасти, кратно стоимости предмета административного правонарушения или сумме неуплаченных налогов и сборов), что не только позволяет правоприменителю при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины и имущественного положения, но и, являясь таким образом величиной переменной и зависящей от условий развития экономики страны, автоматически корректируется с учетом роста темпов инфляции и изменения экономической ситуации, оставаясь при этом действенной мерой административного наказания;

5) применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке;

6) в соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, и если привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает наличие события административного правонарушения и назначенный штраф, взимание штрафа возможно в рамках упрощенного производства, когда протокол об административном правонарушении не составляется и административное расследование не проводится (исключение составляет лишь штраф, налагаемый за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения»).

 

 

2.3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

 

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета1.

Анализируя юридическую природу данного вида административного наказания, можно отметить следующее2:

1) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера наказания носит имущественный характер и применяется только в отношении предметов, находящихся в собственности лица, к которому оно применяется (причем таковым может являться как физическое, так и юридическое лицо);

2) возмездное изъятие как меру (вид) административного наказания следует отличать от изъятия вещей и документов как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применение которой регламентировано ст. 27.10 КоАП РФ;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения носит принудительный характер, т.е. применяется независимо от волеизъявления собственника;

4) возмездное изъятие может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ);

5) возмездное изъятие как мера административного наказания может назначаться только в судебном порядке (ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ);

6) изъятое в рамках применения этой меры административного наказания имущество подлежит обязательной последующей реализации, т.е. должно относиться к категории имущества, находящегося в гражданском обороте;

7) вырученная от продажи изъятого имущества сумма денег должна быть в обязательном порядке возвращена лицу, у которого оно изымалось, за вычетом расходов на реализацию данного имущества;

8) возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию1 (КоАП РФ).

Составы административных правонарушений, предусматривающие в качестве меры ответственности возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения, весьма немногочисленны (содержатся, например, в главе 20 КоАП РФ), да и применяется данная мера на практике крайне редко, поскольку порядок ее реализации весьма сложен.

 

2.4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

 

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Анализируя юридическую природу данного вида административного наказания, можно отметить следующее2:

1) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера наказания носит имущественный характер и может применяться как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц;

2) поскольку в отличие от КоАП РСФСР (ст. 29) в КоАП РФ вообще нет прямого указания о том, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (каковым, в частности, выступал Таможенный кодекс РФ 1993 г.), то данная мера административного наказания по умолчанию может применяется как в отношении предметов, находящихся в собственности лица, к которому она применяется, так и не являющихся таковыми, а владеющих имуществом на иных законных основаниях, например, правах пользования или доверительного управления (данное положение было подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. № 8-П);

3) не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику (п. 1 ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ);

 

4) конфискация может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ);

5) конфискация как мера административного наказания может назначаться только в судебном порядке (ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ), что в полной мере соответствует положениям ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда;

6) конфискация как мера административного наказания распространяется только в отношении имущества, находящегося в гражданском обороте, т.е. на то, которое может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (например, наследования или реорганизации юридического лица) либо иным образом (в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению);

7) конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ);

8) конфискацию как меру (вид) административного наказания следует отличать от ареста товаров, транспортных средств и иных вещей как меры обеспечения производства, по делам об административных правонарушениях, применение которой регламентировано ст. 27.10 КоАП РФ, который может применяться в том числе и для обеспечения возможной последующей конфискации, но как таковой перехода права собственности на имущество к государству не порождает и поэтому может применяться без судебного решения.

 

4) конфискация может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ);

5) конфискация как мера административного наказания может назначаться только в судебном порядке1, что в полной мере соответствует положениям ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда;

6) конфискация как мера административного наказания распространяется только в отношении имущества, находящегося в гражданском обороте, т.е. на то, которое может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (например, наследования или реорганизации юридического лица) либо иным образом (в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению);

7) конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию2;

8) конфискацию как меру (вид) административного наказания следует отличать от ареста товаров, транспортных средств и иных вещей как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применение которой регламентировано ст. 27.10 КоАП РФ, который может применяться в том числе и для обеспечения возможной последующей конфискации, но как таковой перехода права собственности на имущество к государству не порождает и поэтому может применяться без судебного решения.

 

2.5 Лишение специального права

 

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права— это мера административного наказания, устанавливаемая за грубое или систематическое нарушение порядка пользования физическим лицом предоставленным ему правом в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Анализируя юридическую природу данного вида административного наказания, можно отметить следующее1:

1) лишение специального права как вид административного наказания есть временное (согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ — от одного месяца до двух лет) ограничение правосубъектности физического лица, совершившего административное правонарушение, т.е. оно не может применяться в отношении юридических лиц и для его применения необходимо наличие у физического лица специального (относительного) права, возникшего ранее на основе индивидуального административного акта (разрешения);

2) лишение специального права (как это отмечено в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ) устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, что указывает на исключительность применения данной меры наказания;

3) лишение специального права как вид административного наказания может назначаться только судьей2, т.е. правоприменительный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, в случае необходимости применения лишения специального права как меры наказания за то или иное административное правонарушение, обязан передать это дело на рассмотрение судьи (п. ,1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ);

 

4) основанием для назначения данного вида административного наказания является прямое указание на это в санкции Особенной части КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ) и только в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ);

5) лишение специального права распространяется на два вида специальных субъективных прав: право управления транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и пр.) и право охоты, тогда как ранее (в КоАП РСФСР) предусматривалось еще и лишение специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

6) применение лишения специального права влечет за собой правовой запрет на занятие физическому лицу определенного рода деятельностью (для водителя-профессионала — запрет работать по специальности, для водителя-любителя — запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством, для охотника — запрет заниматься охотой) и это в некотором роде сближает данный вид наказания с таким, как дисквалификация;

7) лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся1;

8) лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ).

 

 

 

2.6. Административный арест

 

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Анализируя юридическую природу данного вида административного наказания, можно отметить следующее.

Административный арест является самым суровым административным наказанием, поэтому назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (и это отмечено в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ), как правило, либо административных правонарушений, граничащих по степени своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административного правонарушения, когда по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение других мер в санкции соответствующей статьи КоАП РФ будет признано правоприменителем явно недостаточным для достижения целей административного наказания, сформулированных в ст. 3.1 КоАП РФ. К таковым правонарушениям, в частности, относятся: неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ); мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП РФ) и другие.

Административный арест назначается только судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ). Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет за собой административный арест, согласно положений ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ передается судье немедленно после его составления (вынесения).

 

Правовая сущность административного ареста как меры наказания заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в специально предназначенных для этой цели учреждениях — спецприемниках при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту изоляция правонарушителя путем его помещения в тюрьму, исправительно-трудовую колонию или колонию-поселение не допускается1.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). При этом не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в специальные учреждения органов внутренних дел Российской Федерации (центры временной изоляции для несовершеннолетних), применяемая в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или места пребывания на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

Административный арест применяется только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ). Срок административного ареста исчисляется сутками (до 15 суток за совершение правонарушения в обычных условиях и до 30 суток — за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции), лишением свободы не считается и судимости за собой не влечет. При этом срок административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применение которой регламентировано ст. 27.3, 27.5 и 27.6 КоАП РФ, включается в срок административного ареста2.

 

2.7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина иди лица без гражданства

 

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства как мера наказания за совершение административных правонарушений заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ).

Анализируя юридическую природу данного вида административного наказания, можно отметить следующее.

Цель установления данного вида административного наказания — предупреждение и пресечение действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, охраны общественного порядка, а также защиты здоровья, нравственности населения, других прав и законных интересов российских граждан и иных лиц1. Административное выдворение может быть назначено за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ), за нарушение ими режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ), за нарушение пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ), за нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ) и за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы2.

 

Административное выдворение как мера административной ответственности может применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации только на законных основаниях. К лицам, не имеющим статуса законно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации и пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, применяется административное выдворение как мера пресечения правонарушений. При этом иностранного гражданина, законно находящегося на территории Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет как физическое лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания в рамках положений ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ может быть установлено только на федеральном уровне и согласно ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

 

2.8. Дисквалификация

 

 

Дисквалификация как вид административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Анализируя юридическую природу данного вида административного наказания, можно отметить следующее.

Дисквалификация является новеллой административно-деликтного права и установлена как в целях защиты законных экономических интересов отдельных физических и юридических лиц, а также общества и государства в целом, так и в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в сфере экономики.

Административное наказание в виде дисквалификации можно отнести к категории строгих, поэтому назначается оно только судьей и только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкциях соответствующих статей КоАП РФ, каковых не так уж и много (в основном — в главе 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности»).

Дисквалификация в виде лишения физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица на практике реализуется в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом и внесении в его трудовую книжку записи о том, какие должности и в течение какого срока времени (а таковой срок оговорен ч. 2 ст. 3.11 КоАПРФ от шести месяцев до трех лет) он лишен права занимать.

А такое лишение, по сути, предполагает как следствие и ограничение того или иного вида предпринимательской деятельности, хотя последнее может выступать и в качестве самостоятельного вида дисквалификации (лишения физического лица права входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Таковыми могут выступать учредители юридического лица; лица, имеющие право действовать от имени юридического лица на основании доверенности или акта органа государственной власти либо местного самоуправления; лица, осуществляющие отдельные виды предпринимательской деятельности без образования юридического лица и иные в предусмотренных законом случаях лица, действующие не на основании трудового договора (контракта). Например, конкурсный (арбитражный) управляющий, каковым может быть назначенное судом для проведения процедуры банкротства юридического лица физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не заинтересованное в отношении должника или кредитора и обладающее специальными навыками, совершает действия, подпадающие под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ (невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства), за что может быть подвергнуто дисквалификации, то есть по сути — права заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности на срок до трех лет.

Дисквалификация может применяться только в качестве основного вида административного наказания1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из проведенного анализа основных видов административных наказаний можно отметить, что установление административной ответственности, как правило, за нарушение специальных правил поведения, устанавливаемых государственной администрацией, видимо, требует изменения системы административных наказаний.

Статья 3.2 нового КоАП России устанавливает следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

Первые четыре вида наказания могут применяться в отношении юридического лица могут применяться административные наказания.

Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 8, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Статья 3.3 подразделяет административные наказания на основные и дополнительные.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Юридическое значение подразделения административных наказаний на основные и дополнительные заключается в том, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП России или закона субъекта РФ об административной ответственности.

Последовательное применение мер административно-правового воздействия предполагает первоначальное применение предупреждений за неумышленные проступки или правонарушения, совершенные впервые.

Статья 3.4 КоАП России определяет предупреждение как меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Если режимные требования не будут исполнены и дальше, возможно применение организационно-имущественных обязывающих или организационно-деятельностных запрещающих (ограничительных) мер воздействия.

Если субъект не соблюдает специальные правила поведения, выполнение которых он не осуществляет профессионально, то необходимыми и достаточными будут меры организационно-имущественного карательного воздействия. При этом посягательство может быть связано с несоблюдением специальных правил поведения, являющихся всеобщими (санитарные, противопожарные, экологические требования, правила дорожного движения и т.д.), или противодействием представителям власти, обеспечивающим их выполнение.

Если субъект не соблюдает специальные правила поведения, выполнение которых он осуществляет профессионально в силу состоявшегося административного акта публичного контроля (легализационного, разрешительного и т.д.), то необходимым и достаточным будет применение организационно-деятельностных карательных мер. При этом посягательство может быть связано с несоблюдением специальных правил поведения, адресованных определенному кругу субъектов (правила эксплуатации источников повышенной опасности, ведения банковских, страховых и иных специальных хозяйственных операций и т.д.), или противодействием представителям власти, обеспечивающим их выполнение.

К системе административных наказаний можно добавить лишение специального статуса (ликвидация организации, прекращение деятельности гражданина-предпринимателя и т.д.), отзыв правоудостоверяющих документов, ибо возможность их применения определена в нормативных правовых актах, а юридическая природа как мер административной ответственности не установлена. Такие меры закреплены как административные санкции в постановлении Правительства Республики Венгрия О Главном контрольном комитете по защите прав потребителей от 23 июля 1991 г. 95, который в случае неисполнения предписаний вправе отдавать приказ о закрытии организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. Вступил в действие 01 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  5. Комментарий к конституции Российской Федерации. М., 2000.
  6. Агапов А.Б. Учебник административного права. М., 2002.
  7. Агапов А.Б. Административная ответственность М., 2004.
  8. Агапов А.Б. Федеральное административное право России. М., 2003
  9. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.
  10. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юридическая литература, 1975.
  11. Административное законодательство Российской федерации/ Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М. 2000.
  12. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2003.
  13. Атаманчук Г.В. Государственное управление: Организационно-
  14. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2004.
  15. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск: УрГУ, 1989.
  16. Бачило И. Л., Гандилов Т. М. и др. Словарь административного права. М., 1999.
  17. Бельский К.С. Козлов Ю. М., и др. Административное право. М., 2002.
  18. Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. М., 2004.
  19. Козлов Ю.М. Административное право. М., 2002.
  20. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
  21. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право. М., 2003.
  22. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юридическая литература, 1978.
  23. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право М., 20004.
  24. Новый КоАП: административная ответственность// Закон, финансы, налоги. 2002. № 43 .
  25. Осинцев Д.В. Административное право (конспект лекций и схемы по предмету). УрАГС, 2003.
  26. Осинцев Д.В. Административная ответственность. Производство по делам об административных правонарушениях (конспект лекций, схемы по предмету). УрАГС, 2003.
  27. Осинцев Д.В. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации. Екатеринбург. УрГЮА, 1999.
  28. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия. Екатеринбург: УрАГС, 2003.
  29. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юридическая литература, 1972.
  30. Старилов Ю. Н. Служебное право М., 2003
  31. Прудников А.С. Андриашин Х.А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина. М., 2001.
  32. Россинский Б. В. Административное право. Словарь-справочник. М., 2002.
  33. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 2002.
  34. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2004.
  35. Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00042 sec

WordPress: 22.39MB | MySQL:122 | 1,807sec