Правовая природа производства по исполнению судебных актов арбитражных судов

<

091613 2350 1 Правовая природа производства по исполнению судебных актов арбитражных судовСудебные акты арбитражных судов, выносимые в ходе рассмотрения и разрешения дел, в частности обязывающие кого-либо из лиц, участвующих в деле, совершить определенные действия, в том числе связанные с передачей денег или иного имущества, или воздержаться от их совершения, по общему правилу должны исполняться обязанными субъектами добровольно. Если же этого не происходит, акты арбитражных судов подлежат принудительному исполнению в определенной законом процессуальной форме, регламентирующей процедуру взыскания, — в рамках исполнительного производства.

Если исполнительное производство в целом представляет собой деятельность суда, арбитражного суда, судебного пристава-исполнителя, сторон и других лиц по принудительному осуществлению требований судебных актов или актов других юрисдикционных органов, то исполнительное производство по исполнению требований судебных актов арбитражного суда соответственно является деятельностью арбитражного суда, судебного пристава-исполнителя, сторон и других лиц по принудительному осуществлению этих требований.

Порядок принудительного исполнения актов арбитражных судов регламентируется разделом VII АПК, ФЗ от 21 июля 1997 г.; № 118-ФЗ «О судебных приставах»1, ФЗ «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ от 21 июля 1997 г.2, Указом Президента РФ № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13 октября 2004 г.3 и другими нормативными актами. При этом АПК регулирует лишь отдельные вопросы, разрешение которых отнесено законом к компетенции арбитражного суда (порядок выдачи арбитражным судом исполнительного листа, порядок рассмотрения арбитражным судом заявлений о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, отложении исполнительных действий, о приостановлении или прекращении исполнительного производства и т. д.). Правила совершения всех исполнительных действий, непосредственно направленных на принудительное осуществление требований судебного акта, закреплены в Законе об исполнительном производстве, а также в целом ряде подзаконных актов, в частности Положении «О порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества», утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 7231, постановлении Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «О порядке наложения ареста на ценные бумаги»2, постановлении Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»3, иных постановлениях Правительства РФ, приказах Министерства юстиции РФ и т. д. Кроме этого Пленумы ВС и ВАС, а также Департамент судебных приставов Минюста РФ (ныне Федеральная служба судебных приставов) разъясняют различные вопросы применения норм, регулирующих порядок принудительного исполнения, в своих постановлениях и письмах.

Исполнительное производство в целом является завершающей стадией арбитражного процесса, поскольку правосудие без принудительного исполнения, без реального восстановления установленного судебным решением права немыслимо и является незаконченным.

Субъектами исполнительного производства являются арбитражный суд, судебный пристав-исполнитель, стороны (взыскатель и должник) и лица, содействующие совершению исполнительных действий.

1.2 Органы, осуществляющие исполнение постановлений арбитражных судов

 

Принудительное исполнение судебных актов арбитражных судов на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой судебных приставов (в дальнейшем ФССП России), которая подведомственна Министерству юстиции РФ (ст. 3 Закона об исполнительном производстве, п. 1 Положения о ФССП России1).

ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Территориальными органами ФССП России являются главные управления (управления, отделы) ФССП, действующие на территории субъектов РФ2. В настоящий момент структура ФССП России и ее территориальных органов состоит из следующих звеньев:

1) районные, межрайонные и специализированные отделы ФССП России — структурные подразделения территориального органа ФССП России;

  1. главные управления, управления, отделы ФССП России, действующие на территории субъектов РФ, — территориальные органы ФССП России, возглавляемые руководителями — главными судебными приставами субъектов РФ;
  2. центральный аппарат ФССП России, возглавляемый директором ФССП России — главным судебным приставом РФ.

    Служба судебных приставов финансируется за счет федерального бюджета (ст. 22 Закона о судебных приставах). Судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе (ст. 3 Закона о судебных приставах).

    Исполнительные действия по возбуждению исполнительного производства, аресту имущества должника и его изъятию, выселению или вселению, обращению взыскания на заработную плату должника и др. совершает судебный пристав-исполнитель. Именно он является органом принудительного исполнения, лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение требований судебных актов арбитражных судов (ст. 3 Закона об исполнительном производстве).

    Однако процессуальное положение судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве может быть двояким.

    1. В правоотношениях, возникающих между судебным приставом-исполнителем, с одной стороны, и сторонами (взыскателем и должником), иными участниками исполнительного производства— с другой, без участия суда, судебный пристав-исполнитель является властным субъектом — органом принудительного исполнения, имеющим полномочия по применению мер принудительного исполнения.

    В рамках предоставленных ему полномочий судебный пристав-исполнитель обязан:

    — принимать все предусмотренные законом меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

    —    предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии;

    —    рассматривать заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, выносить постановления, разъяснять сроки и порядок их обжалования;

    —    заявить самоотвод в случае, если он прямо заинтересован входе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности (ст. 12 Закона о судебных приставах).

    Для обеспечения надлежащего и своевременного исполнения требований судебных и иных актов судебному приставу-исполнителю предоставлены права:

  • получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения, справки;
  • проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  • давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполни
    тельных документах;
  • арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
  • совершать иные действия, предусмотренные законом (ст. 12 Закона о судебных приставах).

    Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных и иных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ. В случае невыполнения требований к нарушителям могут быть применены санкции (ст. 4 Закона об исполнительном производстве). При этом судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не ущемлять права и законные интересы граждан и организаций (ст. 13 Закона о судебных приставах). Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по осуществлению принудительного исполнения требований актов арбитражного суда, подлежит возмещению в общем порядке (ч. 1 ст. 330 АПК, ч. 2 ст. 90 Закона об исполнительном производстве). В случае отказа в добровольном возмещении причиненного вреда взыскатель или должник могут требовать его компенсации в рамках искового производства.

    В правоотношениях, которые возникают с участием арбитражного суда, судебный пристав-исполнитель занимает положение лица, участвующего в деле, и обладает соответствующими процессуальными правами и обязанностями (ст. 41, 197 АПК). Как правило, все исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем. Однако действующее законодательство предусматривает возможность совершения отдельных исполнительных действий иными лицами, органами или организациями. Так, требования о взыскании денежных средств могут быть исполнены непосредственно банками или кредитными организациями, в которых имеются счета должника, путем предъявления им исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства (ст. 5 Закона об исполнительном производстве). В иных прямо предусмотренных законом случаях требования судебных актов о регистрации прав на недвижимое имущество могут непосредственно исполняться государственными органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; о регистрации юридических лиц или изменений в учредительные документы — налоговыми органами и т. д. Во всех подобных случаях органы, организации и должностные лица исполняют требования судебных актов и актов других органов в силу своей компетенции, своего положения или должностных обязанностей, но не имеют властных полномочий, присущих органам принудительного исполнения, не вступают в процессуальные отношения со сторонами исполнительного производства и с арбитражным судом. Они не являются органами принудительного исполнения, но несут ответственность за неисполнение требований судебных актов и актов других органов (ст. 332 АПК, ст. 86, 87 Закона об исполнительном производстве).

     

    1.3. Основания исполнения и исполнительные документы

     

    Основаниями исполнения являются сами судебные акты арбитражного суда. Принудительному исполнению подлежат решения, определения, постановления, вынесенные арбитражным судом первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Необходимость принудительного исполнения, как правило, возникает в случае вынесения арбитражным судом судебного акта о присуждении, которым лицом обязывается совершить определенные действия, в том числе передать денежные средства или имущество, либо воздержаться от их совершения.

    Основаниями исполнения являются также решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые на территории РФ, решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения, принятые по спорам, возникшим из гражданских и иных правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, на основании которых арбитражный суд в порядке § 2 главы 30 и главы 31 АПК выдает исполнительные листы.

    Еще одним основанием исполнения и одновременно исполнительным документом является постановление судебного пристава-исполнителя, например, о взыскании исполнительского сбора, при осуществлении принудительного исполнения актов арбитражного суда (п. 7 ч. 1 ст. 7, ст. 81 Закона об исполнительном производстве).

    По общему правилу судебные акты арбитражных судов приобретают свойство исполнимости и подлежат принудительному исполнению после их вступления в законную силу (ст. 182, 318 АПК). Исключение составляют предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством случаи немедленного исполнения судебных актов, т. е. непосредственно после их вынесения до истечения срока на апелляционное обжалование. В силу прямого указания закона обязательному немедленному исполнению подлежат решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных и иных органов (ч. 2 ст. 182 АПК), определения арбитражного суда о принятии обеспечительных мер (ч. 1 ст. 96 АПК). Кроме этого, по ходатайству заинтересованной стороны арбитражный суд может обратить к немедленному исполнению любой судебный акт — факультативное немедленное исполнение (ч. 3 ст. 182 АПК). Основаниями обращения судебного акта к немедленному исполнению являются:

  • затруднение фактического исполнения требований судебного акта или невозможность его исполнения, в случае замедления исполнения;
  • предоставление истцом (заявителем) обеспечения поворота исполнения судебного акта путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере присужденной суммы или предоставления на эту же сумму банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения.

    Для обращения судебного акта арбитражного суда к принудительному исполнению необходимо наличие обоих условий.

    Принудительное исполнение актов арбитражных судов осуществляется на основании выдаваемых ими исполнительных листов. Исполнительный лист — это документ, составленный по строго определенной форме и содержащий предписание арбитражного суда органам исполнения принудительно осуществить требования судебного акта. Нужно учитывать, что ч. 2 ст. 318 АПК предусматривает возможность осуществления принудительного исполнения судебного акта и без выдачи исполнительного листа, однако только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена в АПК.

    Требования, предъявляемые к форме и содержанию исполнительного листа арбитражного суда, закреплены в ст. 320 АПК и в ст. 8 Закона об исполнительном производстве. В настоящее время все противоречия между нормами АПК и Законом об исполнительном производстве в части требований, предъявляемых к форме и содержанию исполнительного листа, устранены. В исполнительном листе указываются: наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; дело, по которому выдан исполнительный лист, и его номер; дата принятия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; наименование взыскателя-организации и должника-организации, их местонахождение; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; резолютивная часть судебного акта; дата вступления судебного акта в законную силу; дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

    Если арбитражным судом выдается исполнительный лист на основании решения третейского или иностранного суда, в нем также должны быть указаны наименование и местонахождение соответствующего третейского или иностранного суда. Кроме этого, в исполнительном листе должно быть указано на вынесение арбитражным судом определения об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта и время, с наступления которого в этом случае начинается течение срока действия исполнительного листа, если такое определение вынесено арбитражным судом до момента выдачи исполнительного листа.

    Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда. Исполнительный лист является строго формальным документом. Нарушение требований, предъявляемых к форме и содержанию исполнительного листа, установленных в пп. 1—7 ч. 1 и ч. 2 ст. 320 АПК и ст. 8 Закона об исполнительном производстве, может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий для взыскателя в виде его возвращения (ст. 10 Закона об исполнительном производстве). По общему правилу исполнительный лист выдается арбитражным судом, который вынес судебный акт, подлежащий принудительному исполнению (ч. 1 ст. 319 АПК). Однако если судебное решение, определение или постановление было вынесено арбитражным судом кассационной или надзорной инстанции (ВАС), исполнительный лист на осуществление принудительного исполнения такого акта выдается тем арбитражным судом, который рассматривал данное дело по первой инстанции, независимо от того, было судом кассационной или надзорной инстанции решение суда первой инстанции оставлено в силе или отменено (ч. 2 ст. 319 АПК).

    Исполнительные листы выдаются арбитражным судом только после вступления судебного решения или иного судебного акта в законную силу. Исключение составляют случаи немедленного исполнения судебных актов, предусмотренные ст. 182 АПК. В этих случаях исполнительный лист выдается арбитражным судом немедленно после вынесения решения, т. е. в день его вынесения или в день обращения взыскателя в арбитражный суд с просьбой о выдаче исполнительного листа. Вынесение арбитражным судом определения об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта (ст. 324 АПК) не препятствует выдаче исполнительного листа, а лишь влияет на время осуществления принудительного взыскания.

    Исполнительный лист, как правило, выдается взыскателю или другому лицу, обратившемуся за его выдачей, на руки. В дальнейшем взыскатель самостоятельно передает исполнительный лист органу принудительного исполнения или предъявляет должнику. Однако по ходатайству взыскателя, выраженному в письменной форме, арбитражный суд может непосредственно направить исполнительный лист для исполнения органу принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий или непосредственно должнику. Исполнительные действия совершаются:

    – если должником является физическое лицо — по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества;

  • если должником является юридическое лицо — по месту его нахождения или месту нахождения его имущества. Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий (ст. 11 Закона об исполнительном производстве).

    По общему правилу на основании одного судебного акта выдается только один исполнительный лист. Однако в определенных случаях это может затруднить или вообще сделать невозможным исполнение решения. Поэтому закон предусматривает случаи, когда суд на основании одного судебного акта может выдать несколько исполнительных листов (ч. 5 и 6 ст. 319 АПК). Таких случаев два. Несколько исполнительных листов могут быть выданы арбитражным судом, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если его исполнение предполагается в различных местах.

    Если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд может только по ходатайству взыскателей выдать несколько исполнительных листов. При этом в каждом исполнительном листе должно быть точно указано место исполнения и та часть судебного акта, которая подлежит исполнению по каждому исполнительному листу.

    Если имело место процессуальное соучастие и решение вынесено в пользу нескольких истцов и (или) против нескольких ответчиков, арбитражный суд также вправе по просьбе взыскателей выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения и той части решения, которая по каждому листу подлежит исполнению. Данное положение применяется во всех случаях, за исключением ситуаций, когда по решению суда на ответчиков возлагается солидарная обязанность.1

    Исполнительное производство может быть возбуждено судебным приставом-исполнителем только на основании предъявления к исполнению подлинника исполнительного листа. В случае утраты подлинника исполнительного листа арбитражным судом по заявлению взыскателя может быть выдан его дубликат (ст. 323 АПК). Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа подается в арбитражный суд, который выдавал исполнительный лист, т. е. в арбитражный суд, вынесший подлежащий принудительному исполнению судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, а в случае если этот акт был принят судом кассационной или надзорной инстанции — в арбитражный суд, рассматривавший данное дело по первой инстанции (ч. 1, 2 ст. 319, ч. 1 ст. 323 АПК). Этим же арбитражным судом выдается и сам дубликат исполнительного листа.

     

    1.4. Стороны в исполнительном производстве, их права и обязанности

     

    Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник (ст. 29 Закона об исполнительном производстве).

    Взыскатель — лицо, в пользу или в интересах которого вынесено решение и выдан исполнительный документ.

    Должник — лицо, обязанное по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения в пользу взыскателя.

    В случае удовлетворения иска взыскателем является истец, а должником — ответчик. При удовлетворении встречного иска, осуществлении поворота исполнения, взыскании в пользу ответчика произведенных им судебных расходов, в случае отказа в удовлетворении иска взыскателем выступает ответчик, а истец является должником. В случае удовлетворения иска третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, он становится взыскателем, а должником выступают истец и (или) ответчик. В случаях исполнения определения суда о наложении штрафа должником может выступать свидетель, эксперт, переводчик, специалист, лицо, удерживающее доказательства, лицо, проявившее неуважение к суду, нарушившее порядок в судебном заседании, лицо, неисполняющее определение об обеспечении иска, нарушившее запрет суда передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства и т. д. (ст. 66, 96, 119, 154, 194, 200, 205, 210, 215, 321, 322 АПК).

    Чтобы быть стороной исполнительного производства, необходимо обладать процессуальной правоспособностью (ст. 43 АПК). Процессуальной дееспособностью в исполнительном производстве обладают организации и граждане, достигшие 18 лет, а также лица по достижении ими 16 лет, в случае вынесения решения об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации) или вступления в брак. Права и обязанности несовершеннолетних, недееспособных, граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве осуществляются их законными представителями, однако несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и лица, ограниченные в дееспособности, должны привлекаться к участию в исполнительном производстве (ст. 43 АПК, ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

    В силу принципа равноправия сторон должник и взыскатель обладают равными процессуальными правами и обязанностями. Они имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, банка, иного кредитного учреждения, должностного лица, которому предъявлен исполнительный лист для исполнения (ст. 19, 31, 43, 46, 86, 90 Закона об исполнительном производстве).

    Стороны могут участвовать в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие стороны в исполнительном производстве не лишает ее права иметь представителя. Полномочия добровольного представителя оформляются доверенностью. Представитель может от имени представляемого совершать все действия, связанные с исполнительным производством, однако требуется специальное указание в доверенности на совершение таких действий, как: предъявление и отзыв исполнительного документа; отказ от взыскания; заключение мирового соглашения; передача полномочий другому лицу (передоверие); обжалование действий судебного пристава-исполнителя; получение присужденного имущества или денег (ст. 62 АПК, ст. 35 Закона об исполнительном производстве). Необходимо также учитывать, что если на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя (ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

    <

    Стороны обязаны при совершении исполнительных действий соблюдать действующее законодательство, исполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, сообщать ему об изменении места жительства или места работы (ст. 4, 11, 87 Закона об исполнительном производстве). Им надлежит добросовестно использовать свои права и исполнять обязанности. Должник обязан возместить расходы по совершению исполнительных действий.

    В соответствии с действующим в исполнительном производстве принципом диспозитивности стороны обладают специфическими правами, влияющими на возникновение, развитие и завершение исполнительного производства. Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист к исполнению, отказаться от взыскания полностью или в части, потребовать возврата исполнительного листа. Стороны могут заключить мировое соглашение (ст. 49, 139 АПК, ст. 23, 26 Закона об исполнительном производстве). Должник же обязан исполнить требования исполнительного документа, однако ему предоставляется срок для добровольного исполнения. Он также вправе указать на имущество, на которое в первую очередь должно быть обращено взыскание.

    В случае выбытия одной из сторон в исполнительном производстве осуществляется правопреемство. Правопреемство в исполнительном производстве возможно тогда, когда возможно правопреемство в установленном решением суда правоотношении. Вопрос о правопреемстве в исполнительном производстве в установленном судебным актом правоотношении рассматривается арбитражным судом в судебном заседании, по итогам которого выносится определение о замене или об отказе в замене правопреемника (ст. 48 АПК).

    Данное определение может быть обжаловано. Вступление правопреемника в исполнительное производство оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, выносимым на основании судебного акта (ст. 32 Закона об исполнительном производстве).

    Как и при рассмотрении дела в суде, в исполнительном производстве возможно соучастие — как на стороне должника, на стороне взыскателя, так и на стороне взыскателя и должника одновременно. Каждый из соучастников участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие одному из соучастников (ст. 29 Закона об исполнительном производстве).

     

     

    2. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

     

    2.1 Возбуждение исполнительного производства

     

    Возбуждается исполнительное производство путем предъявления подлинника или дубликата исполнительного листа к исполнению в соответствующий районный или межрайонный отдел ФССП России непосредственно взыскателем или направления его арбитражным судом по ходатайству взыскателя (ст. 319 АПК). Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный лист и в трехдневный срок с момента его поступления вынести постановление о возбуждении исполнительного производства, которое может быть обжаловано в арбитражный суд, если отсутствуют основания для его возвращения (ст. 9 Закона об исполнительном производстве). Копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после вынесения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателю, должнику, в суд или орган, выдавший исполнительный документ. В постановлении, в частности, указывается предоставляемый должнику срок для добровольного исполнения, который начинает течь с момента вынесения постановления. Этот срок определяется судебным приставом-исполнителем самостоятельно, но не может превышать пяти дней. Представляется, что срок для добровольного исполнения должен предоставляться должнику в любом случае, в том числе и тогда, когда решение обращено к немедленному исполнению, однако на практике при обращении арбитражным судом судебного акта к немедленному исполнению судебными приставами-исполнителями должнику срок для добровольного исполнения не предоставляется.

    Основаниями возвращения исполнительного листа без возбуждения исполнительного производства являются:

    1) несоответствие исполнительного листа требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию. В этом случае судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления исполнительного листа возвращает его в выдавший этот лист арбитражный суд. Представляется, что в этом случае судебный пристав-исполнитель может возвратить исполнительный документ и непосредственно самому взыскателю.

    С нормой, закрепляющей данное основание для возвращения исполнительного листа, нельзя полностью согласиться. Взыскатель не имеет отношения к правильности его составления и оформления. Составляет и выдает исполнительный лист арбитражный суд. В связи с этим представляется совершенно недопустимым возложение на взыскателя ответственности за ошибки, допущенные судом;

    2) истечение срока предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению (срока исполнительной давности). Срок исполнительной давности — это установленный законом период времени, в течение которого исполнительный лист может быть предъявлен к принудительному исполнению. Срок исполнительной давности является пресекательным сроком, т. е. его истечение лишает взыскателя права требовать принудительного исполнения исполнительного листа. В случае предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению после истечения срока исполнительной давности он возвращается судебным приставом-исполнителем взыскателю.

    Сроки исполнительной давности исполнительных листов арбитражных судов установлены в ст. 321 АПК. Они отличаются от сроков предъявления исполнительного листа арбитражного суда к исполнению, закрепленных в ст. 14 Закона об исполнительном производстве. По общим правилам действия нормативных актов во времени подлежат применению сроки, установленные ст. 321 АПК.

    Исполнительные листы арбитражных судов, выдаваемые на основании как вынесенных ими актов, так и решений третейских и иностранных судов, могут быть обращены к принудительному исполнению в течение трех лет. Этот срок исчисляется со дня вступления соответствующего судебного акта в законную силу. В тех же случаях, когда решение было обращено судом к немедленному исполнению, срок исполнительной давности начинает исчисляться со дня, следующего за днем вынесения решения. В случае вынесения арбитражным судом определения об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта срок исполнительной давности начинает течь со дня окончания срока отсрочки или рассрочки исполнения. При этом необходимо учитывать, что при исполнении исполнительных листов о взыскании периодических платежей срок исполнительной давности исчисляется для каждого платежа в отдельности и его течение начинается со дня наступления срока каждого платежа.

    Течение срока исполнительной давности приостанавливается в случае вынесения арбитражным судом определения о приостановлении исполнительного производства (ч. 2 ст. 321 АПК). При этом весь период времени, на который исполнительное производство было приостановлено, не засчитывается в срок для предъявления исполнительного листа к исполнению. После возобновления исполнительного производства течение срока исполнительной давности продолжается со дня вынесения арбитражным судом определения о возобновлении исполнительного производства.

    Срок для предъявления исполнительного листа к исполнению может быть прерван (ч. 3 ст. 321 АПК, ст. 15 Закона об исполнительном производстве). Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается: а) его предъявлением к исполнению; б) частичным добровольным исполнением должником исполнительного листа до момента его предъявления к принудительному исполнению. После перерыва течение срока исполнительной давности возобновляется, при этом время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается. В случае исполнения должником требований исполнительного листа течение срока исполнительной давности исчисляется с момента такого исполнения. В случае же возвращения судебным приставом-исполнителем исполнительного документа взыскателю срок исполнительной давности после перерыва исчисляется со дня его возвращения, т. е. со дня получения взыскателем исполнительного листа. Однако необходимо учитывать, что основанием для перерыва течения срока исполнительной давности является только возвращение исполнительного листа ввиду невозможности его полного или частичного исполнения (ч. 3 ст. 321 АПК).

    Анализ норм ч. 3 ст. 321 АПК и ст. 26 Закона об исполнительном производстве показывает, что основанием для перерыва срока исполнительной давности является возвращения исполнительного листа без исполнения в случаях:

  • отсутствия у должника доходов или имущества, на которое может быть обращено взыскание;
  • отказа взыскателя оставить за собой имущество, не проданное в ходе принудительного исполнения;
  • невозможности установления адреса должника, места нахождения его имущества, сведений о денежных средствах должника, находящихся на счетах или во вкладах (пп. 3-5, ч. 1 ст. 26 Закона об исполнительном произвоДстве). В случаях же возвращения исполнительного листа по заявлению взыскателя, в связи с нарушением срока его предъявления к исполнению, ввиду препятствия
    взыскателем в совершении исполнительных действий (пп. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 26 Закона об исполнительном производстве) перерыва течения срока исполнительной давности не происходит, что не препятствует повторному его предъявлению к исполнению, но только в пределах общих сроков исполнительной давности.

    Пропущенный взыскателем по уважительным причинам срок для предъявления исполнительного листа к исполнению может быть восстановлен. Основанием для восстановления срока является признание арбитражным судом причин его пропуска уважительными (ч. 2 ст. 117, ст. 322 АПК, ст. 16 Закона об исполнительном производстве). Как правило, уважительными причинами признаются болезнь, нахождение взыскателя в длительной служебной командировке, обстоятельства непреодолимой силы и т. п.

    В отличие от общих правил восстановления пропущенных процессуальных сроков, согласно которым при восстановлении срока лицу не предоставляется никакого нового срока для совершения процессуального действия, а разрешается совершить необходимые процессуальные действия в данный момент (восстанавливая срок на апелляционное обжалование, арбитражный суд одновременно принимает апелляционную жалобу к производству), при восстановлении срока исполнительной давности взыскателю предоставляется новый трехмесячный срок, в течение которого он может обратиться к судебному приставу-исполнителю и предъявить исполнительный лист к исполнению (ст. 321 АПК). Это обусловлено тем обстоятельством, что вопрос о восстановлении срока разрешается арбитражным судом, а процессуальное действие взыскателю необходимо совершить в другом органе — ФССП России. Для этого, безусловно, необходимо определенное время. Течение срока исполнительной давности после его восстановления исчисляется со дня вынесения арбитражным судом определения о восстановлении этого срока.

    Вопрос о восстановлении пропущенного срока исполнительной давности рассматривается по заявлению взыскателя арбитражным судом первой инстанции, который рассматривал данное дело, независимо от того, судом какой инстанции был принят подлежащий исполнению акт. Заявление о восстановлении срока рассматривается арбитражным судом в пятидневный срок в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, однако они могут присутствовать в судебном заседании.

    По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое направляется взыскателю и должнику не позднее следующего дня после его вынесения. Определения об отказе в восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению и о восстановлении этого срока могут быть обжалованы (ч. 3 ст. 322 АПК).

    При наличии оснований для возвращения исполнительного листа судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, копию которого направляет взыскателю, в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист. При этом в постановлении судебного пристава-исполнителя обязательно указывается основание, по которому возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для исправления недостатков. В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный лист считается поступившим в день первоначального поступления к судебному приставу-исполнителю. Нарушение срока, установленного для устранения допущенных нарушений, не препятствует вторичному направлению исполнительного листа судебному приставу-исполнителю в общем порядке после устранения этих нарушений (ч. 4 и 5 ст. 10 Закона об исполнительном производстве).

     

    2.2. Меры принудительного взыскания

     

    Если должник в предоставленный ему в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок добровольно не исполняет требования исполнительного листа, судебный пристав-исполнитель принудительно осуществляет требования исполнительного документа путем применения мер принудительного исполнения. Меры принудительного исполнения — это предусмотренные законом и применяемые судебным приставом-исполнителем способы и приемы осуществления требований исполнительного документа без согласия должника. Их перечень указан в ст. 45 Закона об исполнительном производстве.

    Все меры принудительного исполнения можно разделить на три большие группы. Первая — это меры по обращению взыскания на доходы или имущество должника. К ним относятся:

    1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации. Данная мера является наиболее распространенной при осуществлении принудительного исполнения исполнительных листов арбитражных судов. Большинство судебных актов о присуждении денежных средств исполняются путем применения этой меры. Когда у должника отсутствуют в достаточном для удовлетворения требований взыскателя размере наличные или безналичные денежные средства, взыскание обращается на иное имущество должника путем его ареста и дальнейшей реализации. Вырученные же от реализации имущества должника денежные средства передаются взыскателю.

    Общий порядок принудительного исполнения судебных актов путем обращения взыскания на имущество должника, вне зависимости от того, физическим или юридическим лицом является последний, закреплен в главе IV Закона об исполнительном производстве. При этом к имуществу должника согласно ст. 128 ГК и ст. 46 Закона об исполнительном производстве относятся денежные средства должника, в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги, движимые и недвижимые вещи, имущественные права и иное имущество должника.

    Обращение взыскания на имущество должника состоит в его аресте (описи), изъятии и принудительной реализации (ст. 46 Закона об исполнительном производстве). Первоначально взыскание обращается на имущество, находящееся в частной (личной) собственности должника.

    Очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем, однако должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь (п. 5 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

    Взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, которые необходимы для полного исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (п. 6 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

    Некоторые особенности имеет обращение взыскания на имущество организаций-должников. Оно производится по общим правилам исполнительного производства, но с особенностями, предусмотренными главой V Закона об исполнительном производстве, Временным положением «О порядке обращения взыскания на имущество организаций»1, утвержденным Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 1991 и другими нормативными правовыми актами.

    В первую очередь взыскание обращается на денежные средства организации-должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Если сведений о наличии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов, которые обязаны в трехдневный срок представить необходимую информацию. Совместным приказом МНС России и Минюста России от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215 «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов РФ и служб судебных приставов органов юстиции субъектов РФ по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов»1 определен порядок предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей.

    Необходимо учитывать, что Правилами исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета2 установлен особый порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В этих случаях исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника.

    В случае отсутствия у должника-организации денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При этом необходимо учитывать, что взыскание не может быть обращено на имущество учреждения, за исключением денежных средств, закрепленное за ним на праве оперативного управления собственником, или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

    Арест и реализация имущества должника-организации осуществляются в установленной законом очередности. Порядок ареста и реализации дебиторской задолженности должника-организации детально определен Временной инструкцией «О порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников», утвержденной приказом Минюста России от 3 июля 1998 г. № 761;

    2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Применение данной меры при осуществлении принудительного исполнения исполнительных листов арбитражных судов встречается довольно редко, однако оно возможно в случае, если должником выступает физическое лицо, в том числе гражданин-предприниматель.

    Взыскание на заработную плату и иные доходы должника может быть обращено в трех случаях:

  • при исполнении решений о взыскании периодических платежей, в частности алиментов;
  • при исполнении решений о взыскании суммы, не превышающей двух МРОТ;
  • при отсутствии у должника имущества или недостаточности
    имеющегося имущества для полного погашения взыскиваемых сумм
    (ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

    Необходимо также учитывать, что ст. 69 Закона об исполнительном производстве закрепляет перечень доходов должника, на которые взыскание вообще не может быть обращено. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Однако федеральными законами могут устанавливаться и иные виды доходов должника, на которые не может быть обращено взыскание;

    3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц. Применение данной меры, как правило, возможно при отсутствии у должника иного имущества.

    Ко второй группе относятся меры принудительного исполнения, связанные с изъятием у должника и передачей взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе. Такие меры применяются в случаях, когда принудительному исполнению подлежат решения арбитражного суда о присуждении конкретного имущества как индивидуально определенного, так и определенного родовыми признаками. Например, при исполнении требований исполнительных листов, выданных на основании решений об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возврате арендованного имущества и т. д.

    К третьей группе мер принудительного исполнения относятся меры по принуждению должника к совершению определенных действий, не связанных с передачей имущества или денег, к которым может быть присужден должник судебным решением. Например, должник может быть обязан освободить занимаемое помещение, выполнить определенные работы или, наоборот, прекратить выполнение определенных работ. В решении суд может установить срок, в течение которого должны быть совершены соответствующие действия (ст. 174 АПК). В противном случае судебный пристав-исполнитель сам предоставляет должнику срок для добровольного исполнения в соответствии со ст. 9, 76 Закона об исполнительном производстве. Порядок исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, зависит от характера этих действий, от того, могут они быть совершены только лично должником или же любым лицом.

    Если действие, к совершению которого присужден должник, может быть совершено любым лицом и должник в установленный срок этого действия не совершает, судебный пристав-исполнитель организует совершение этих действий. В Если же действия, к совершению которых присужден должник, могут быть совершены только им лично, то при их невыполнении должником без уважительных причин на него судебным приставом-исполнителем налагается штраф в размере до 20000 рублей. Одновременно в постановлении судебного пристава-исполнителя должнику устанавливается новый срок для исполнения. Наложение штрафа не освобождает должника от обязанности реального фактического совершения действий, к которым он присужден. При повторном и последующем неисполнении без уважительных причин размер штрафа каждый раз удваивается (ст. 76, 85 Закона об исполнительном производстве).

    Если судебным решением организация или коллегиальный орган обязаны совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денег, оно исполняется руководителем соответствующей организации или коллегиального органа. Арбитражный суд, вынося такое решение, в резолютивной части может указать конкретное лицо, на которое возлагается исполнение решения (ст. 174 АПК). При неисполнении решения без уважительных причин в установленный срок штраф накладывается судом, принявшим решение, либо судебным приставом-исполнителем на их руководителя. Кроме этого, при повторном и последующем неисполнении без уважительных причин требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель может внести в соответствующие органы представление о привлечении к административной или уголовной ответственности гражданина или должностное лицо, которые в силу своих должностных обязанностей должны исполнить исполнительный документ (ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

    Применение мер принудительного исполнения, направленных против личности должника, не допускается.

    Отсрочка исполнения представляет собой перенесение срока исполнения решения. Рассрочка — это предоставление должнику права производить исполнение по частям в сроки, установленные арбитражным судом. Изменение способа и порядка исполнения решения заключается в замене одной меры принудительного исполнения на другую.

    Правом обратиться в арбитражный суд с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения или изменении способа и порядка исполнения обладают стороны исполнительного производства и судебный пристав-исполнитель. Арбитражный суд не может по собственной инициативе предоставлять отсрочку или рассрочку исполнения, изменять способ и порядок исполнения. В определении о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения должен быть указан срок отсрочки (рассрочки), а при рассрочке, кроме того, — размер (в рублях или процентах) периодических платежей, подлежащих взысканию в счет погашения присужденной суммы. Пределы действия отсрочки (рассрочки) могут быть определены не только датой, но и наступлением какого-либо события (изменением материального положения ответчика и т. п.). Арбитражный суд по заявлению заинтересованного лица либо судебного пристава-исполнителя может рассмотреть вопрос о прекращении действия отсрочки (рассрочки), если обстоятельства, в силу которых она была предоставлена, отпали ранее, чем указано в определении.

    Необходимость изменения способа и порядка исполнения возникает в случаях, когда указанным в исполнительном листе способом исполнить судебное решение не представляется возможным.

    Между моментом вынесения арбитражным судом решения и моментом фактического исполнения по различным причинам (обжалование судебного акта и (или) приостановление его исполнения и т. д.) может пройти длительный период времени, в ходе которого взысканные денежные средства могут существенно обесцениться. Для минимизации последствий для взыскателя существующих в государстве инфляционных процессов и защиты его прав закон предусматривает возможность индексации присужденных денежных сумм (ст. 183 АПК). Вопрос об индексации рассматривается арбитражным судом первой инстанции, рассматривавшим дело, по заявлению взыскателя в судебном заседании с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле, однако их неявка не препятствует рассмотрению вопроса по существу. Индексация присужденных денежных сумм осуществляется арбитражным судом на момент исполнения решения суда. По итогам выносится определение, которое может быть обжаловано в общем порядке.

    В ходе совершения исполнительных действий могут возникнуть различные обстоятельства, препятствующие судебному приставу-исполнителю совершить конкретное исполнительное действие, но при этом отсутствуют основания для приостановления исполнительного производства. Например, наличие противоречащих судебных актов, срочная кратковременная командировка должника и т. п. В этих случаях закон предусматривает возможность отложения исполнительных действий. Вопрос об отложении исполнительных действий может быть рассмотрен и разрешен как арбитражным судом, так и судебным приставом-исполнителем самостоятельно (ст. 328 АПК, ст. 19 Закона об исполнительном производстве). В любом случае об отложении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Самостоятельно судебный пристав-исполнитель может отложить совершение исполнительных действий на срок не более 10 дней. Однако законодательство не устанавливает, что отложение может быть допущено только один раз. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано.

    Определение арбитражного суда об отложении исполнительных действий обжалованию не подлежит.

     

    2.3. Приостановление принудительного взыскания

     

    В ходе исполнительного производства могут возникнуть различные обстоятельства, которые не просто препятствуют совершению отдельных исполнительных действий, но и полностью исключают возможность совершения любых исполнительных действий. В таких случаях исполнительное производство приостанавливается. Приостановление исполнительного производства — это прекращение совершения исполнительных действий на неопределенный срок в связи с наступлением обстоятельств, препятствующих дальнейшему ходу исполнения.

    Законодательство предусматривает два вида приостановления исполнительного производства: обязательное и факультативное. Обязательное приостановление означает, что арбитражный суд при наличии предусмотренных законом оснований в любом случае обязан приостановить исполнительное производство. При наличии же оснований факультативного приостановления решение вопроса зависит от усмотрения суда, который в каждом конкретном случае устанавливает, влияет ли наличие соответствующих обстоятельств на целесообразность и возможность совершения исполнительных действий. Решая вопрос о приостановлении исполнительного производства при наличии факультативных оснований, арбитражный суд должен учитывать характер взыскания и меру принудительного исполнения, подлежащую применению в каждом конкретном случае.

    Основания приостановления исполнительного производства закреплены в ст. 20, 21 Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случаях:

    1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное арбитражным судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. Однако необходимо учитывать, что действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) предусматривает, что в случае возбуждения дела все требования к должнику, в том числе и те, по которым уже возбуждено исполнительное производство, могут быть предъявлены только в рамках производства по делу о признании его несостоятельным (банкротом). В связи с этим дальнейшая судьба исполнительного производства зависит от того, будет должник признан несостоятельным (в этом случае исполнительное производство прекращается), или арбитражным судом будет отказано в удовлетворении заявления о признании должника банкротом и введении наблюдения (в этом случае исполнительное производство будет возобновлено), или финансовое состояние должника будет оздоровлено (в этом случае все зависит от способа восстановления платежеспособности должника, в частности от того, будет заключено мировое соглашение между кредиторами или нет);

  1. утраты должником дееспособности;
  2. участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  3. оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом;
  4. подачи жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  5. вынесения постановления должностным лицом, которому законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо исполнение самого исполнительного документа (документа, который в силу закона является исполнительным документом, например постановления о наложении штрафа).
  6. предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу.

    При рассмотрении арбитражным судом заявлений о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, из всех перечисленных может быть установлено наличие оснований, указанных в пп. 1—3, 6, 7. При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований арбитражный суд должен в обязательном порядке приостановить исполнительное производство.

    Исполнительное производство может быть приостановлено арбитражным судом в случаях:

  • обращения судебного пристава-исполнителя в арбитражный суд с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с действующим законодательством;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

    — подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или на отказ в его отводе;

    — розыска должника, его имущества или розыска ребенка;

    — нахождения должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий.

    Исполнительное производство приостанавливается до того момента, пока не отпадут обстоятельства, послужившие основанием для его приостановления.

    Совершение исполнительных действий по приостановленному исполнительному производству, как правило, не допускается (ст. 24 Закона об исполнительном производстве). Исключение составляют применение мер обеспечения исполнения решения, а также осуществление розыска должника, его имущества или отобранного у должника ребенка, поскольку именно для совершения этих действий исполнительное производство приостанавливается.

    С заявлением о приостановлении исполнительного производства могут обратиться взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель (ст. 327 АПК).

    После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, исполнительное производство возобновляется арбитражным судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя. Закон не устанавливает порядка и сроков рассмотрения заявления о возобновлении исполнительного производства. Представляется, что оно подлежит рассмотрению в таком же процессуальном порядке, что и заявление о приостановлении исполнительного производства. Определение о возобновлении производства по делу обжалованию не подлежит.

     

    2.4. Окончание исполнительного производства

     

    Окончание исполнительного производства — это завершение всех процессуальных действий по принудительному исполнению судебного акта в подразделении ФССП России, возбудившем исполнительное производство. Логическим итогом совершения исполнительных действий должно являться реальное исполнение исполнительного документа. Ввиду этого исполнительное производство оканчивается, как правило, при фактическом исполнении требований исполнительного листа (ст. 27 Закона об исполнительном производстве). Однако достижение данного результата по различным причинам не всегда возможно. Поэтому ст. 27 Закона об исполнительном производстве предусматривает иные основания окончания исполнительного производства. Ими являются:

    – возвращение исполнительного документа как по требованию взыскателя или органа, выдавшего документ, так и по иным основаниям, указанным в ст. 26 Закона об исполнительном производстве;

    – направление исполнительного документа в организацию для осуществления единовременного или периодического удержания из заработка должника или из одного подразделения ФССП России в другое для фактического исполнения. В этих случаях исполнительное производство в подразделении службы судебных приставов оканчивается, но фактическое исполнение продолжается, однако его обязаны осуществлять соответствующая организация или другое подразделение ФССП России, куда направлен исполнительный документ;

    – прекращение исполнительного производства.

    Об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление, которое может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок. По оконченному исполнительному производству совершение каких-либо исполнительных действий не допускается.

    Возвращение исполнительного документа — это окончание исполнительного производства без фактического исполнения требований исполнительного документа, которое не препятствует повторному предъявлению исполнительного документа ко взысканию и возбуждению исполнительного производства в случае устранения обстоятельств, послуживших основаниями для его возвращения. Основаниями возвращения являются (ст. 26 Закона об исполнительном производстве):

    – подача взыскателем заявления о возвращении исполнительного листа. В этом случае взыскатель может в любой момент вновь предъявить исполнительный лист к исполнению;

    – нарушение срока предъявления исполнительного листа к исполнению. В этом случае повторное возбуждение исполнительного производства возможно при условии восстановления арбитражным судом срока исполнительной давности;

  • невозможность установления места жительства (нахождения) должника и получения сведений о принадлежащем ему имуществе;
  • отсутствие у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание;

    – отказ взыскателя оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении;

    —    воспрепятствование взыскателем своими действиями (бездействием) фактическому исполнению.

    В последних трех случаях взыскатель также может вновь предъявить исполнительный лист к исполнению, но только в пределах установленных сроков исполнительной давности.

    О возвращении исполнительного документа судебным приставом-исполнителем выносится постановление, утверждаемое старшим судебным приставом. Это постановление может быть обжаловано в 10-дневный срок.

    Прекращение исполнительного производства — это окончание исполнительного производства без фактического исполнения ввиду отсутствия у взыскателя права требовать принудительного исполнения или урегулирования спора между сторонами. В случае прекращения исполнительного производства повторное предъявление исполнительного листа ко взысканию невозможно.

    Основания прекращения исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа арбитражного суда, закреплены в ст. 23 Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство прекращается в случаях:

  1. принятия арбитражным судом отказа взыскателя от взыскания. Взыскатель, как и истец, имеет право в любой момент до окончания исполнительного производства отказаться от взыскания. Отказ взыскателя от взыскания является его односторонним волеизъявлением, направленным на окончание исполнительного производства;
  2. утверждения арбитражным судом мирового соглашения между взыскателем и должником. В силу принципа диспозитивности стороны исполнительного производства на любом его этапе могут урегулировать спор путем заключения мирового соглашения.

    Отказ взыскателя от взыскания и мировое соглашение сторон в исполнительном производстве находятся под контролем арбитражного суда.

  3. смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;
  4. недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя, т. е. организации, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о ее ликвидации и которая находится в процессе ликвидации;
  5. истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;
  6. отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;
  7. отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю. В данном случае имеются в виду только те ситуации, когда арбитражным судом вынесено решение о присуждении индивидуально определенных вещей. В ходе исполнительного производства именно эти вещи предоставляются взыскателю, но он отказывается от их принятия.
  8. Перечень оснований прекращения исполнительного производства является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. По прекращенному исполнительному производству совершение исполнительных действии не допускается. Все назначенные судебным приставом-исполнителем меры по исполнению отменяются. Исполнительный документ возвращается судебным приставом-исполнителем в суд либо иной орган, выдавший этот документ. Вопрос о прекращении исполнительного производства рассматривается арбитражным судом на основании заявления взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя. Заявление подается в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, либо в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Таким образом, как и при рассмотрении вопросов о приостановлении исполнительного производства, предусмотрена альтернативная подсудность данных заявлений.

    Заявление о прекращении исполнительного производства рассматривается арбитражным судом в 10-дневный срок с момента поступления в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, неявка которых не препятствует рассмотрению заявления по существу. Определения арбитражного суда о прекращении исполнительного производства или об отказе в удовлетворении заявления могут быть обжалованы.

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительного исполнения постановлений судов и иных юрисдикционных органов.

    Данный вид производства является логическим окончанием разрешения дела в суде и осуществления защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц.

    Исполнительное производство возбуждается с момента вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления и оканчивается после вынесения постановления об окончании исполнительного производства. Указанные постановления в обязательном порядке направляются должнику и взыскателю (далее также – стороны исполнительного производства).

    Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц.

    Субъектами исполнительного производства являются: стороны (должник и взыскатель), судебный пристав-исполнитель, а также лица, содействующие совершению исполнительных действий (переводчик, понятые, специалист и другие).

    Принудительное исполнение судебных актов, в том числе актов арбитражных судов и актов других органов в Российской Федерации, возложено законом на службу судебных приставов России и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

    Исполнение судебных актов арбитражных судов является заключительной стадией арбитражного процесса, регламентированного нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии с ч. 1 ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Согласно ст. 319 АПК РФ исполнение судебных актов производится на основании исполнительного листа, который выдается по ходатайству истца, либо ответчика, в случаях, когда решение  вынесено в его пользу и необходимо взыскать с истца судебные расходы. Исполнительным документом является выданный взыскателю в соответствии с актом уполномоченного органа или должностного лица документ, составленный по строго определенной форме, на основании которого органы принудительного исполнения непосредственно осуществляют принудительное исполнение, т.е. взыскивают денежные средства, имущество, принуждают должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

    Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

    Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя, на основании исполнительного документа. Исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения могут быть отложены судебным приставом-исполнителем по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. Исполнительное производство по определенным условиям может быть приостановлено судом, судебным приставом-исполнителем или прекращено в установленных законом случаях.

    Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство; возвращения взыскателю исполнительного документа; возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;) направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое; ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору); признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему; направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении независимо от фактического исполнения этого акта.

    Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

     

  9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  10. Арбитражный процессуальный кодекс РФ, принятый 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. — №32. С. 3301.
  12. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета № 220 от 20.11.2002 г.
  14. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
  15. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ с доп. и изм. // СЗ РФ. 1997. № 1.
  16. Федеральный закон от 21 июля 1997 г.; № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590
  17. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ от 21 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997.№30. Ст. 3591.
  18. Указ Президента РФ № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13 октября 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.
  19. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  20. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «О порядке наложения ареста на ценные бумаги» // СЗ РФ, 1998. № 33. Ст. 4035.
  21. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» // СЗ РФ. 2002. № 17. Ст. 1677.
  22. Положение «О порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества», утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 723 // СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3362.
  23. Приказ Минюста России от 3 декабря 2004 г. № 187 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» // БНА ФОИВ. 2004. № 50.
  24. Приказ МНС России и Минюста России от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215 «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов РФ и служб судебных приставов органов юстиции субъектов РФ по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» // БНА ФОИВ. 2000. № 35
  25. Положение «О Федеральной службе судебных приставов», утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.
  26. Письмо ДСП Минюста России «Обзор обращений главных судебных приставов субъектов РФ по вопросам применения законодательства РФ об исполнительном производстве» от января 2004 г. // Бюллетень ФССП Министерства юстиции РФ. 2004. № 1.
  27. Временное положение «О порядке обращения взыскания на имущество организаций» // СЗ РФ. 1996. №8. Ст. 741.
  28. Временная инструкция «О порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников»: утверждена приказом Минюста России от 3 июля 1998 г. № 76 // БНА ФОИВ. 1998. № 16.
  29. Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета: Утверждены постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143//СЗ РФ. 2001. № 10. Ст. 959; действуют в новой редакции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июля 2004 г. № 379 // СЗ РФ. 2004. №31. Ст. 3267.
  30. Антонов В.В., Антонова Н.А. Арбитражный процесс. М., 2008
  31. Арбитражный процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2007.
  32. Борисова Е. Л. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. М., 2007.
  33. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 2007.
  34. Воронов А.Ф. Арбитражный процесс. М., 2007.
  35. Гражданский процесс / Под ред. В.В. Яркова. М., 2007.
  36. Гражданское процессуальное право России / Под ред М.С. Шакарян М., 2006.
  37. Кожемяка А.С. Кассационное производство в арбитражном суде: теория и практика. М, 2004. С. 43-52.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.05MB/0.00201 sec

WordPress: 23.81MB | MySQL:125 | 1,766sec