Экологическая безопасность – ее организационные и правовые основы. Экобиозащитная техника и технологии

<

062114 0237 1 Экологическая безопасность – ее организационные и правовые             основы. Экобиозащитная техника и технологииЧеловечество, с одной стороны, уходит от угрозы ядерной войны, а с другой — приближает себя к экологической катастрофе.

В последнее время экология, окружающая среда, экологическая безопасность прочно стали объектом государственной политики и элементом национальной безопасности любого государства.

Обеспечение безопасности страны (национальной безопасности) обычно связывают с защитой от изменений, навязываемых ей изнутри или извне посредством незаконного применения силы или угрозы использования силы.

В ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. сказано, что безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам безопасности относятся; личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Субъектами безопасности являются государство, общество (защищенность общественного порядка и спокойствия, материальных и духовных ценностей) и личность (защищенность жизни и здоровья, прав и свобод, имущества, чести и достоинства).

Концепция национальной безопасности в Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, в котором сказано, что Концепция национальной безопасности РФ — система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 756 была утверждена военная доктрина РФ, которая представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ1.

Новым этапом в обеспечении экологической безопасности является принятие Правительством РФ Постановления от 18 мая 1998 г. № 461 «Об утверждении Положения о проведении государственного контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности»2.

При выработке стратегии обеспечения экологической безопасности наиболее приемлемыми являются следующие подходы:

оборонительный — укрепление экологической безопасности путем уменьшения уязвимости отечественных экосистем от внешних воздействий;

адаптивный — усиление приспосабливаемости экосистем к внешним изменениям;

кооперативный — международное сотрудничество для устранения ясности воздействия на окружающую среду.

При рассмотрении путей обеспечения экологической безопасности можно выделить следующие аспекты:

источники опасности — экологически опасные вещества (окислы серы, токсичные соединения, углекислый газ и др.) и физико-химические процессы (тепловое, электромагнитное и др. загрязнения);

каналы распространения экологической опасности — природные (через атмосферные процессы, через почву, по воде) и антропогенные международный транспорт, импорт экологически опасных технологий, производств, видов продукции, отходов и т. п.).

Таким образом, обеспечение экологической безопасности связано с тремя видами угроз: экологической агрессией; угрозой национальной безопасности за счет внешних экологических проблем; воздействием а национальную безопасность внутренних экологических проблем. Обеспечение экологической безопасности при внешней экологической агрессии, как правило, рассматривается в рамках военного компонента национальной безопасности. При этом учитываются вопросы международно-правового регулирования воздействия на окружающую среду, в том числе в периоды вооруженных конфликтов.

Снижение ущерба национальной безопасности от внешних (невоенных и непреднамеренных) экологических воздействий требует выработки соответствующих специальных мер противодействия. К числу таких воздействий можно отнести:

  1. воздействие глобальных экологических проблем — возможного изменения климата и истощения озонового слоя Земли и др.;
  2. перенос атмосферными трансграничными потоками загрязняющих веществ (окислов серы, азота, фотооксидантов т. п.), поражающих обширные лесные массивы, водоемы, ускоряющих коррозию металлических конструкций и оборудования, вызывающих аллергические и респираторные заболевания; появление эпидемий, вызванных переносчиками болезней из-за рубежа, мигрирующими птицами, животными, насекомыми;
  3. появление зон экологического бедствия — обширных регионов с крупномасштабными, серьезными и долговременными неблагоприятными последствиями, исключающими нормальное функционирование народного хозяйства и угрожающими здоровью и жизнедеятельности населения;
  4. возникновение крупных аварий в промышленности, энергетике
    и на транспорте, влекущих за собой крупномасштабные неблагоприятные последствия;
  5. нанесение ущерба окружающей среде и населению при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовлении, хранении и испытаниях экологически опасных видов техники;
  6. опасность крупномасштабных и долговременных последствий использования в стране экологически опасных импортируемых технологий, производств, видов продукции, особенно тех, которые запрещены к использованию в странах-экспортерах по экологическим соображениям;
  7. опасность, связанная с закупкой за рубежом продовольственных
    и промышленных товаров, способных привести к ущербу здоровья населения;
  8. импорт и захоронение в стране особо опасных, токсичных и радиоактивных отходов, в том числе в ходе деятельности совместных предприятий.

    Большое значение для безопасности РФ имеет влияние собственных экологических проблем. Экологическая ситуация в России в течение последних нескольких лет характеризуется как кризисная или даже как близкая к катастрофической. Несмотря на предпринимаемые усилия, практически не меняются сложившиеся тенденции в процессах негативного воздействия на природу.

    Экологическая безопасность — одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных и других условий, обеспечивающих безопасную жизнь и деятельность проживающего (либо действующего) на данной территории населения1.

    Выбор показателей и критериев оценки экологической обстановки территории является одной из основных задач, направленной на управление экологическими и социальными процессами в регионе.

    Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку2. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами экологической безопасности являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

    Политика экологической безопасности — целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности.

    Основным правом каждого человека является право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ). Оно основано на положениях Хартии о правах человека Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой Верховным Советом РСФСР1.

    Это важнейшее право каждого человека лежит в основе существования всего человечества. Экология в этом случае играет важнейшую роль, поскольку хорошо известно: замедление решения проблем может привести к исчезновению всего живого на планете, в том числе и человека.

    Из этого основного права человека вытекают все остальные его права, в том числе и экологические и права на охрану окружающей среды.

    Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собой, экологических прав человека:

    1) Право на благоприятную окружающую среду.

    2) Право на достоверную информацию о ее состоянии.

    3) Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В ст. 18 Конституции сказано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивают правосудием.

    Содержание экологических прав граждан состоит из трех частей:

    1) Возможность задействовать определенным образом в своих интересах.

    2) Право требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей (совершать те или действия или воздерживаться от их совершения).

    3) Обращение за защитой нарушенного права к государственным органам.

    <

    Конституция РФ впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной легитимностью. Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст. 11 Закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»1.

    Под «благоприятной» окружающей средой в ст. 42 Конституции РФ следует понимать такую среду, параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда.

    Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

    Статья 41, ч. 2 предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

    Статья 42 закрепляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

    3) во всех случаях лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (п. 1 ст. 24).

    В ст. 42 Конституции РФ закреплено право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Согласно ст. 41 Конституции РФ, в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию.

    Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Согласно ст. 77 Закона, вред возмещается в полном объеме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья (ст. 79).

    10 января 2002 г. принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды»1, который занимает определенное место в системе экологического законодательства РФ. Как известно, нормы Закона направлены на регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Однако Конституция РФ 1993 года значительно расширила этот круг, обозначив объектом правоотношений окружающую среду в целом. Поэтому предметом регулирования становятся отношения органов власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере экологопользования и охраны окружающей среды.

    Федеральным законом РФ от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»2 предусматривается участие граждан в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания (ч. 2 ст. 10). Экологические права граждан были включены и в Экологический кодекс граждан (ст. 23).

    Система экологической безопасности — совокупность законодательных, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными нагрузками, а также естественными внешними нагрузками. Экологическая безопасность достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, заблаговременная подготовка и осуществление комплекса профилактических мер), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

    Согласно Шмаль А. Г.1, система экологической безопасности — это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека:

    – комплексная экологическая оценка территории;

    определение и оценка комплекса факторов экологической опасности, проявляющихся на данной территории;

    районирование территории по устойчивости к проявлению факторов экологической опасности;

    составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;

    составление кадастра природных ресурсов;

    определение антропогенной нагрузки;

    составление и ведение кадастра «загрязненных» площадей.

    Экологический мониторинг

    нормирование воздействий на окружающую среду;

    контроль источников воздействия на окружающую среду;

    контроль качества компонентов окружающей среды;

    Управленческие решения

    формирование экологической политики;

    предупреждение проявления антропогенных факторов экологической опасности;

    минимизация последствий проявления природных факторов экологической опасности;

    разработка и совершенствование природоохранного законодательства и методов формирования экологического мировоззрения.

     

     

    Методы контроля качества окружающей среды1:

    – методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие);

    – биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.;

    – методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.;

    – комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

    В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная2.

    Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий3. Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения — нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

    С целью защиты человека от получения механических травм применяют два способа: не допускать в опасные зоны, и применять устройства, защищающих человека от опасного фактора. Коллективные средства защиты делятся на: оградительные, предохранительные, тормозные устройства, устройства автоматического контроля и сигнализации, дистанционного управления, знаки безопасности.

    Устройства контроля — это приборы для измерения давлений, температуры, статических и динамических нагрузок, характеризующих работу машин и оборудования.

    Рациональное размещение источников вредных выбросов предполагает максимально возможное удаление промышленных объектов — загрязнителей воздуха от населенных зон, создание вокруг них санитарно-защитных зон.

    Основными системами очистки воздуха и воды являются фильтры. Существенно загрязняют окружающую среду промышленные, сельскохозяйственные и бытовые отходы – утилизация, переработка, захоронение.

    Защита от энергетических воздействий осуществляется тремя основными методами: ограничением времени пребывания человека в зоне действия физического поля, его удалением от источника поля и применением средств защиты, из которых наиболее распространены экраны. Эффективность экранирования принято выражать в децибелах (ДБ).

    Для защиты от вибрации применяют следующие методы: снижение виброактивности машин; отстройка от резонансных частот; вибродемпфирование; виброизоляция; виброгашение, а также индивидуальные средства защиты.

    Для защиты от статического электричества используют метод, исключающий или уменьшающий образование зарядов статического электричества, и метод, устраняющий заряды.

    Поражение человека электрическим током возможно лишь при замыкании электрической цепи через его тело или, иначе говоря, при прикосновении человека к сети не менее чем в двух точках. Это происходит: при двухфазном включении в сеть; при однофазном включении в сеть или при контакте с токоведущими частями оборудования (клеммы, шины и т. п.); при контакте с нетоковедущими частями оборудования (корпус станка, кассовый аппарат и т. п.), случайно оказавшимися под напряжением из-за нарушения изоляции проводов (аварийный режим); при возникновении напряжения шага.

    Снизить ток можно либо за счет снижения напряжения прикосновения, либо за счет увеличения сопротивления тела человека, например при применении средств индивидуальной защиты.

    Для защиты от электромагнитных полей и излучений применяют следующие методы и средства: уменьшение мощности излучения непосредственно в его источнике, в частности за счет применения поглотителей электромагнитной энергии; увеличение расстояния от источника излучения; подъем излучателей и диаграмм направленности излучения; блокирование излучения или снижение его мощности для сканирующих излучателей (вращающихся антенн) в секторе, в котором находится защищаемый объект (населенная зона, рабочее место); экранирование излучения; применение средств индивидуальной защиты.

    Экранируют либо источники излучения, либо зоны, где может находиться человек. Экраны могут быть замкнутыми (полностью изолирующими излучающее устройство или защищаемый объект) или незамкнутыми, различной формы и размеров, выполненными из сплошных, перфорированных, сотовых или сетчатых материалов.

    Для защиты от ионизирующих излучений необходимо увеличивать расстояние от источника излучения, экранировать излучения с помощью экранов и биологических защит; применять средств индивидуальной защиты (СИЗ).

    Цель защиты атмосферы от вредных выбросов и выделений сводится к обеспечению концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны и приземном слое атмосферы равным или менее ПДК.

    Цель достигается применением следующих методов и средств: рациональным размещением источников вредных выбросов по отношению к населенным зонам и рабочим местам; рассеиванием вредных веществ в атмосфере для снижения концентраций в ее приземном слое, удалением вредных выделений от источника образования посредством местной или общеобменной вытяжной вентиляции; применением средств очистки воздуха от вредных веществ; применением СИЗ.

    Задача очистки вредных сбросов не менее, а даже более сложна и масштабна, чем очистки промышленных выбросов. В отличие от рассеивания выбросов в атмосфере разбавление и снижение концентраций вредных веществ в водоемах происходит хуже, водная среда более ранима и чувствительна к загрязнениям.

    Защита гидросферы от вредных сбросов осуществляется применением следующих методов и средств: рациональным размещением источников сбросов и организацией водозабора и водоотвода; разбавлением вредных веществ в водоемах до допустимых концентраций с применением специально организованных и рассредоточенных выпусков; использованием средств очистки стоков.

    С целью стимулирования предприятий к качественной очистке собственных стоков целесообразно организовывать водозабор на технологические нужды ниже по течению реки, чем сброс сточных вод. Если при этом для технологических нужд требуется чистая вода, предприятие будет вынуждено осуществлять высокоэффективную очистку собственных стоков.

    Рассредоточенные выпуски стоков осуществляют через трубы, проложенные поперек русла реки, этим увеличивается интенсивность перемешивания и кратность разбавления стоков.

    Методы очистки сточных вод можно подразделить на механические, физико-химические и биологические.

    Механическая очистка сточных вод от взвешенных частиц (твердых частиц, частиц жиро-, масло- и нефтепродуктов) осуществляется процеживанием, отстаиванием, обработкой в поле центробежных сил, фильтрованием, флотацией.

    Процеживание применяют для удаления из сточной воды крупных и волокнистых включений.

    Отстаивание основано на свободном оседании (всплытии) примесей с плотностью, большей (меньшей) плотности воды.

    Отстойники применяют для гравитационного выделения из сточных вод более мелких взвешенных частиц или жировых веществ.

    Очистка сточных вод в поле центробежных сил реализуется в гидроциклонах.

    Фильтрование используют для очистки сточных вод от мелкодисперсных примесей как на начальной, так и конечной стадиях очистки.

    Флотация заключается в обволакивании частиц примесей мелкими пузырьками воздуха, подаваемого в сточную воду, и поднятии их на поверхность, где образуется слой пены.

    Физико-химические методы очистки применяют для удаления из сточной воды растворимых примесей (солей тяжелых металлов, цианидов, фторидов и др.), а в ряде случаев и для удаления взвесей. Как правило, физико-химическим методам предшествует стадия очистки от взвешенных веществ. Из физико-химических методов наиболее распространены электрофлотационные, коагуляционне, реагентные, ионообменные и др.

    Малоотходные и ресурсосберегающие технологии. Радикальное решение проблем защиты от промышленных отходов возможно при широком внедрении малоотходных технологий. Часто используют понятие «безотходная технология». Это неверный термин, так как безотходных технологий не существует. Под малоотходной технологией понимается такая технология, при которой рационально используются все компоненты сырья и энергии в замкнутом цикле, т. е. минимизируются использование первичных природных ресурсов и образующиеся отходы.

     

     

     

     

     

     

     

    2 Роль и место инженера в обеспечении условий охраны труда

     

    Инженер по охране труда осуществляет контроль за соблюдением в подразделениях предприятия законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда. Изучает условия труда на рабочих местах, подготавливает и вносит предложения о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств, других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Участвует в проведении проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, определении их соответствия требованиям нормативных правовых актов по охране труда и при выявлении нарушений, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, принимает меры по прекращению эксплуатации машин, оборудования и производства работ в цехах, на участках, на рабочих местах. Совместно с другими подразделениями предприятия проводит работу по аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда. Участвует в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказывает организационную помощь по выполнению разработанных мероприятий. Контролирует своевременность проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования, машин и механизмов, соблюдение графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением действующих норм, правил и инструкций по охране труда, стандартов безопасности труда в процессе производства, а также в проектах новых и реконструируемых производственных объектов, участвует в приемке их в эксплуатацию. Участвует в рассмотрении вопроса о возмещении работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или другим повреждением здоровья, связанными с выполнением ими трудовых обязанностей. Оказывает подразделениям предприятия методическую помощь в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда; при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда; по организации инструктажа, обучения и проверки знаний работников по охране труда. Проводит вводные инструктажи по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Участвует в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, в расследовании случаев производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, изучает их причины, анализирует эффективность проводимых мероприятий по их предупреждению. Осуществляет контроль за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, а также правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда. Составляет отчетность по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

     

     

     

    Список литературы

     

  9. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  10. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ//РГ 06.04.99.
  11. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96- ФЗ//РГ 13.05.99.
  12. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  13. О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1. С последующими дополнениями// ВСДН. 1993. № 26. Ст. 966 // РГ от 25.06.93 (в п. 1 ст. 6 внесены дополнения – см. Федеральный Закон от 27.12.95 № 211-ФЗ// СЗ РФ. 1996. Ст. 4).
  14. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.1195 № 174-ФЗ// СЗ РФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  15. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446 -1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
  16. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
  17. Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (система экологической сертификации): приказ Минприроды от 23.01.95 № 18.
  18. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 756 // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852.
  19. Постановление Правительства от 18 мая 1998 г. № 461 «Об утверждении Положения о проведении государственного контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности» // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2237.
  20. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебное пособие. –М.: ДОНИТИ, 2005.
  21. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М., 2009.
  22. Голиченков А. К. Основные подходы к разработке концепции проекта Экологического кодекса РФ // Право и политика. 2000. № 10.
  23. Горелов А.А. Экология (курс лекций). Учебное пособие. — М.: Центр. 2006.
  24. Козин В.В., Петровский В. А. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь. — Смоленск: Изд-во «Ойкумена», 2005.
  25. Коробкин В. И. Передельский Л. В. Экология. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  26. Лобанова, Е. А. О формировании национальной системы экологических показателей // Экологическая экспертиза. 1999. № 3. С. 27-40.
  27. Мазур, И. И. Курс инженерной экологии / И. И. Мазур. — М.: Высшая школа, 1999.
  28. Хоружая Т. А. Оценка экологической опасности.— М.: «Книга сервис», 2002.
  29. Хуршудов, А. Г. Концепция экологической безопасности ресурсной северной территории // Биологические ресурсы и природопользование. 1997. Вып. 1. С. 87-98.
  30. Шмаль А. Г. Методология создания национальной системы экологической безопасности // Экологический вестник России. 2005. № 7. С. 57-59.
  31. Шмаль А. Г. Методологические основы создания системы экологической безопасности территории. — Бронницы: МП «ИКЦ» БНТВ, 2000.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00030 sec

WordPress: 23.78MB | MySQL:120 | 1,708sec