ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

<

062214 1018 1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯПонятие безопасности не ограничивается теперь только личной безопасностью и безопасностью окружающей среды, но и включает не причинение вреда материальным и духовным ценностям общества, миграционную безопасность, борьбу с терроризмом и многие другие аспекты.

Кроме экономических, правовых, криминальных проблем иностранного туризма, существуют экологические проблемы. К примеру, одной из экологических опасностей Юга России являются клещи, которые являются переносчиками различных заболеваний, например, Конго-крымская геморрагическая лихорадка, загрязнение акватории водоемов и Черного моря.

Ухудшается гидрохимический режим прибрежных вод морских акваторий в районе портов Новороссийска, Туапсе и других, где концентрация нефтепродуктов и синтетических поверхностно-активных веществ значительно превышает ПДК (предельно-допустимую концентрацию). Систематически происходит загрязнение морских вод нефтепродуктами в результате аварий морских судов. Значительный ущерб рыбным запасам наносится аварийными выбросами промышленных и коммунальных предприятий (ежегодно 15 – 20 случаев). Воды Чёрного моря в экономической зоне России характеризуются как «умеренно загрязнённые» и имеют тенденцию к увеличению загрязнения.

В 2006 г. в Краснодарском крае в промышленном освоении находилось 320 месторождений полезных ископаемых, 300 больших и малых карьеров по добыче минеральных строительных материалов. Ежегодно в крае добывается до 30 млн. куб. м. глины, песка, гравия и т.п. При этом из 30 млн. куб. м. 10 млн. куб. м. теряется в ходе перевозки, переработки и использования.

Ущерб, наносимый природе подотраслью – нарушение земель, углубление речной эрозии и пылевое загрязнение атмосферного воздуха.

В 2006 г. площадь нарушенных земель в крае составила 2960 га, из них отработано 1673 га (в том числе 853 га пашни). Не рекультивировано к тому времени 846 га, из них 280 га пашни. Есть и еще некоторые негативные явления и экономические потери, возникающие в ходе эксплуатации месторождений строительных материалов, в частности, нарушение принципов регионального природопользования.

На территории края насчитывает свыше 100 нефтегазовых, газоконденсатных и газовых месторождений. Эксплуатационный фонд представлен 2,7 тыс. скважин. Значительная часть месторождений уже на 80-85% выработана. Из 39 известных в крае продуктивных нефтеносных площадей до 90% всей добычи дают Дыш, Николаевская, Ключевая, Ахтырско – Бургундинская и Абино – Урупская площади. На остальные приходится не более 10-12% всей добычи. Нефтеносные пласты залегают на разной глубине, имеют разный характер вмещающих пород и разные условия извлечения нефти.

Косвенно ТЭК воздействует на состояние окружающей среды, выступая как крупный потребитель продукции других отраслей, тем самым расширяя их вклад в загрязнение различных природных сред. Например в нашей стране энергетический комплекс потребляет 65% всего производства труб, 20% — черной металлургии, 15% меди и алюминия, 13-18% цемента, свыше 15% продукции машиностроения, производимой в стране. В то же время это влияние взаимно. На производство 1т. стали расходуется энергии в пересчете на нефть 6-8т., на 1т. алюминия – 11-15 т.

Главный путь повышения рационализации использования топливо – энергетических ресурсов – их экономия, структуризация по видам использования и повышения роли нетрадиционных видов энергоресурсов в производстве энергии.

Различные типы электростанций оказывают различное воздействие на окружающую среду. В крае преобладают тепловые электростанции, которые – загрязняют атмосферный воздух окислами углеводорода, азота, серы, накапливают значительные массы твердых отходов шлака;

Гидроэлектростанции вносят существенные изменения, если при этом создаются крупные водохранилища, что влечет за собой затопление пахотных земель, населенных пунктов, изменение режима грунтовых вод, потопление, заболачивание, иногда засоление и изменение состава водной флоры и фауны. В крае всего две ГЭС (Краснополянская и Белореченская), строительство которых обошлось без создания крупных водохранилищ и не внесло существенных изменений в окружающей среде.

В крае нет атомных электростанций. Попытки их строительства их предпринимались, но были прекращены из-за активного протеста общественности, напуганной последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Но наш край постоянно испытывает острый дефицит в электроэнергии.

При крупной аварии масштабы радиоактивного заражения настолько велики, что правомерность риска дальнейшего расширения строительства АЭС становится сомнительной. Тем более, что с ростом числа АЭС увеличивается и степень риска.

Не меньшую озабоченность вызывает и проблема захоронения радиоактивных отходов. Таким образом, рост потребления энергии и ее производства в глобальном плане может вызвать следующие опасные последствия:

  • климатические изменения из-за парникового эффекта, вероятность которого повышается в связи с ростом накопления в атмосфере планеты углекислого газа, выбрасываемого энергетическими установками;
  • проблема обезвреживания и захоронения радиоактивных отходов и демонтированного оборудования ядерных реакторов после окончания срока их службы;
  • рост вероятности аварий в ядерных реакторах;
  • рост площадей и уровней подкисления окружающей среды;
  • загрязнение атмосферного воздуха в городах и промышленных районах в результате сжигания ископаемых энергоносителей.

    Специфика воздействия обрабатывающей промышленности на окружающую среду заключается в многообразии загрязнителей для среды и самого человека.

    Главные каналы воздействия – техногенная обработка вещества природы и его изменения в ходе обработки, реакция на воздействия технологических процессов (расщепление, изменение состава ). В процессе производства и потребления вещество природы настолько видоизменяется, что превращается в токсичный материал, негативно воздействующий как на биоту, так и на человека.

    Особенностью обрабатывающей промышленности является сходство состава загрязнителей, выбрасываемых предприятиями различных отраслей производства, но использующих сходные материалы, сырьё и полуфабрикаты.

    Наибольшую опасность для окружающей среды и человека представляют химическая, нефтехимическая и биохимическая промышленность.

    На территории края более 20 предприятий и производственных объединений и перечисленных подотраслей. Среди них – ПО «Краснодарнефтеоргсинтез», Краснодарский, Армавирский, Кропоткинский химические заводы и другие. В 1985 году в крае было переработано 6,4 млн.. т. нефти, 541, 5 тыс. т. серной кислоты, 40 тыс. т. синтетических смол и т.д. Край производит 60% фосфорных удобрений Северного Кавказа, 70% серной кислоты, значительную часть дизельного топлива и автомобильного бензина Северного Кавказа.

    Предприятия г. Краснодара ежегодно выбрасывает в атмосферу 16,6 тыс. т. сернистого ангидрида, 17,7 тыс. т. окиси углерода, 2,5 тыс. т. углеводородов, в том числе химический комбинат города – 477,2 т. окиси углерода, 145 т. фурфурола, 16 т. серной кислоты и т.д.

    Химическая промышленность – одна из динамичных отраслей обрабатывающей промышленности. Она проникала во все стороны жизни : производство лекарств, препаратов, витаминов и т.д. Всё это способствовало росту качества жизни и уровня материальной обеспеченности общества. Однако изнанка этого уровня является рост отходов, отравление воздуха, водоёмов, почвы.

    В окружающей среде находится примерно 80 тыс. различных химикатов. Каждый год в мире в торговую сеть поступает 1-2 тыс. новой продукции химической промышленности, часто не прошедших предварительного апробирования.

    В промышленности строительных материалов наибольший «вклад « загрязнение среды вносят цементная, производства стекла и асфальтобетона.

    <

    В процессе производства стекла в числе загрязнителей, кроме пыли, соединения свинца, сернистый ангидрид, фтористый водород, окись азота, мышьяк – всё это токсичные отходы, почти половина которых попадает в окружающую среду.

    Хорошо известно, что площадь лесов катастрофически сокращается под ударами всёвозрастающих потребностей древесины и в пахотных площадях в связи с ростом общей численности человеческой популяции.

    Виды нарушения экологичности использования лесных ресурсов:

  • нарушение действующих правил и норм лесопользования;
  • технология трелевки и вывозки древесины противоречит защитным функциям горных лесов (применение гусеничных тракторов), приводит к разрушению почвенного покрова, сдирания лесной подстилки, усиление эрозионных процессов, уничтожению подроста и молодняка;
  • лесовосстановительные работы не успевают за вырубкой леса в силу плохой приживаемости посадок, как следствие в небрежности в уходе.

    Лесозаготовки на территории края идут более 30-и предприятий, заготавливающих 1,6 – 1,7 млн. куб. м. древесины. Мебельные, деревообрабатывающие, тарные предприятия перерабатывают до 800 тыс. куб. м. круглого леса и 250 – 270 тыс. куб. м. пиломатериалов. Лесопромышленный комплекс по полноте использования отходов производства дровяной древесины, щепы, опилок и .т. п., занимает одну из первых мест в крае, да и на Северном Кавказе.

    Проблема влияния промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду носит глобальный характер, что и обусловило её важность.

    В последние годы социальные задачи охранной среды приобрели в высокоразвитых странах приоритет перед получением прибыли. На промышленность и другие отрасли хозяйства оказывается давление со стороны общества и государства. Это стимулирует поиск высокоэффективных и дешевых средств решения проблемы защиты среды, разработку новых технологий, переориентацию сельскохозяйственных и промышленных предприятий на малоотходные циклы.

    В 2004 году в Краснодарском крае отмечено интенсивное распространение вируса бешенства. Зарегистрировано 147 случаев заболевания бешенством домашних и диких животных, а также два случая заболевания бешенством человека с летальным исходом. В 2005 году на территории Кубани зарегистрировано уже 74 случая заболевания животных бешенством, в том числе в Краснодаре – три случая. Все это указывает на обострение эпизоотической обстановки по бешенству в крае и интенсивное распространение вируса бешенства в природных очагах.

    В настоящее время в Краснодарском крае определены 33 района природных очагов туляремии. Основными разносчиками инфекции являются грызуны. По данным санврачей, в последние годы все больше грызунов мигрирует из сельских населенных пунктов в города области. Вероятность локальных вспышек туляремии особенно повышается в летний период. Туляремия — природно-очаговая, бактериальная инфекция.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

     

    Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом и по рейтингу инвестиционного климата входит в десятку ведущих регионов России. По объему инвестиций Кубань занимает 6-е место в России и лидирующее положение среди регионов Южного федерального округа, по масштабам жилищного строительства 5-е место в Российской Федерации.

    В 2005 году в развитие экономики края вложено 110 млрд руб. инвестиций в основной капитал, основная часть из которых финансировалась за счет собственных средств предприятий, заемных ресурсов и средств населения.

    Конкурентные преимущества края, стабильный политический климат и система государственной поддержки, которая действует с 1999 года, в последние годы заметно оживили интерес иностранных инвесторов и деловых кругов к региону.

    В 2005 году в экономику края поступило 388,5 млн. долларов США иностранных инвестиций, из них 65 процентов – прямых. Край осуществляет инвестиционное сотрудничество с 31 страной мира. По объему привлекаемого капитала наиболее активны в регионе предприниматели Нидерландов, на долю которых приходится 23,1%, Люксембурга – 21,8%, Казахстана – 15,4%, Великобритании – 8,7%, Франции – 8%, Кипра – 7,2%, Виргинских островов – 3,9%, Германии – 3,8%.

    Как и в предыдущие годы, в 2005 году основные сферы приложения иностранного капитала: транспорт (43,6%), обрабатывающие производства (27,1%), включая производство пищевых продуктов (19,4%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (2,4%), оптовая торговля (9,8%).

    В сфере привлечения инвестиций край ориентируется на следующие приоритетные направления, определенные в Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2003 – 2008 годы: агропромышленный и курортный комплексы, развитие портовых мощностей, модернизация промышленности, топливно-энергетический комплекс и другие.

    Продуманная и сбалансированная экономическая политика краевой власти уже дает хорошие экономические результаты. На территории края были реализованы два проекта мирового значения «Голубой поток» и «КТК-Р».

    Результатом активной работы губернатора и его команды стал приход на Кубань крупных мировых инвесторов.

    15 сентября 2004 года компания «Бондюэль» открыла свой первый завод в России, расположенный в станице Новотитаровской Краснодарского края. 9 декабря 2004 года в кубанской столице – г. Краснодаре был открыт магазин мелкооптовой торговли концерна «METROAG». 16 мая 2005 года был запущен завод по производству комбайнов немецкой фирмы «КЛААС». 22 ноября 2005 года в г. Тимашевске был открыт первый в России цех производства кофе компании «Нестле».

    В Краснодарском крае создано более 900 предприятий с участием инвесторов из более чем 70 стран, в частности: ОАО «Филип Моррис-Кубань», ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р», ООО «Нестле-Кубань», ООО «Бондюэль-Кубань», ООО «Каргилл-Юг», ООО «КЛААС», ОАО «Кубанский гипс-Кнауф», ЗАО «Тетра-Пак-Кубань».

    Почему выгодно инвестировать в Краснодарский край:

    Территориальное положение – Краснодарский край — это мост между Европой и Азией. Через его территорию проходят три международных транспортных коридора, кратчайшие пути сухопутного, водного и воздушного сообщения между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока, Средней Азии.

    Наличие высококвалифицированной конкурентоспособной рабочей силы. Широкий спектр выпускаемых профессий и сравнительно невысокая оплата труда — все это подтверждает выгодность работы с кубанскими специалистами.

    Значительный экономический потенциал Краснодарского края. Регион отличает постоянная положительная динамика ВРП, которая обусловлена ростом объемов производства продукции и услуг в основных отраслях экономики.

    Наличие более шестидесяти видов полезных ископаемых от нефти и газа до строительных материалов.

    Полтора миллиона гектаров леса в основном ценных пород.

    Наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих выращивать весь спектр культур умеренного пояса и отдельные виды субтропических культур.

    В секторе сельскогохозяйства регион занимает первое место в России

    Хорошо развитая транспортная инфраструктура. В крае находятся три международных аэропорта, 8 морских портов, в том числе самый крупный в России, и один из крупнейших железнодорожных центров Юга России. На территории края лучшие в России автомобильные дороги.

    Наличие уникальных рекреационных ресурсов, обеспечивающих развитие практически всех видов индустрии туризма и отдыха.

    В крае сосредоточены основные морские курорты России. Протяженность береговой полосы составляет 1161 км.

    Благоприятный инвестиционный климат.

    По объему инвестиций Краснодарский край находится в десятке лидеров России.

    В сентябре 2004 года компания Standard & Poor’s присвоила Краснодарскому краю долгосрочный кредитный рейтинг эмитента «В+» по международной шкале. Прогноз изменения рейтинга «Стабильный». В то же время Standard & Poor’s присвоила краю рейтинг «гиА» по национальной шкале.

    Быстро развивающийся финансовый сектор Край традиционно привлекателен для банковских структур. По уровню их представительства он входит в первую десятку регионов.

    Регион постоянно расширяет географию делового сотрудничества: Краснодарский край регулярно посещают иностранные торговые и дипломатические миссии.

    В регионе динамично формируется нормативно-правовая база

    Разработаны и успешно реализуются региональные программы экономического и социального развития Краснодарского края

    Социальная и политическая стабильность Краснодарский край замечательное место для жизни и работы

    Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом и по рейтингу инвестиционного климата входит в десятку ведущих регионов России. По объему инвестиций Кубань занимает лидирующее положение среди регионов Южного федерального округа, по масштабам жилищного строительства — пятое место в России. В 2004 году в развитие экономики края вложено почти 89 млрд. руб. капитальных вложений, основная часть из которых финансировалась за счет собственных средств предприятий,заемных ресурсов и средств населения.

    Конкурентные преимущества Краснодарского края — стабильный политический климат и система государственной поддержки, которая действует с 1999 года, в последние годы заметно оживили интерес иностранных инвесторов и деловых кругов к региону.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

     

    Задание: нанести на контурную карту Краснодарского края общепринятыми условными обозначениями основные направления автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов, морские, речные и аэропорты, последние с дифференциацией на внутрикраевые и межрегиональные, обозначить судоходные реки.

    При ответе по выполненной карте называть и показывать направления авто- и железных дорог, также давать общую характеристику этих видов транспорта (протяженность, плотность), нефте- и газопроводов, расположение морских, речных и аэропортов.

    Материалы к заданию:

    Автомобильный транспорт. Общая длина автомобильных дорог в крае (включая внутрихозяйственные) — 35 тыс. км, в том числе 9800 км имеют усовершенствованное покрытие, из них 2400 км — дороги общегосударственного значения. Плотность автомобильной сети 390км/1000 км2. Из 10 тыс. км дорог общего пользования 4,5 тыс. имели твердое покрытие.

    Наиболее важные направления шоссейных дорог: Краснодар -Старощербиновская — Азов — Ростов-на-Дону; Темрюк — Краснодар -Кропоткин — Армавир; Армавир — Майкоп — Туапсе; Армавир — Отрадная; Новороссийск — Геленджик — Туапсе — Сочи — Сухуми; Краснодар -Павловская; Краснодар — Туапсе.

    Железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог в крае — 2307 км, в том числе 1130 км электрифицированных. Суммарный грузооборот — около 13,0 млрд т/км в год. В составе железнодорожного транспорта края — Адлерское, Новороссийское, Краснодарское и Кавказское вагонные депо, Тихорецкое рефрижераторное вагонное депо.

    Основные магистрали: Армавир — Тихорецк Кущевская — Ростов-на-Дону (участок Северо-Кавказской железной дороги Ростов-на-Дону -Владикавказ — Баку); Краснодар — Туапсе — Тбилиси — Ереван; Краснодар — Порт Кавказ — Симферополь.

    Морской транспорт. Главные порты края: Новороссийск, Туапсе, Ейск, Порт Кавказ, Темрюк, Сочи.

    Речной транспорт. По территории края проходит лишь одна судоходная река — Кубань. Протяженность судоходной части реки — 488 км (включая путь для маломерных судов).

    Трубопроводный транспорт. Наиболее крупные нефтепроводы в крае: Грозный — Белореченск — Туапсе (к нему подключены линии от Краснодарских и Майкопских нефтепромыслов); Майкоп — Краснодар; Тихорецк — Крымск — Новороссийск; Тихорецк — Лисичанск (Украина); Грозный — Армавир — Ростов-на-Дону — Донбасс (Украина).

    Газопроводы: Староминская — Каневская — Тимашевск — Славянск-на-Кубани — Темрюк; Кущевская — Каневская — Приморско-Ахтарск; Староминская — Павловская — Тихорецк — Кропоткин — Армавир; Кущевская — Ленинградская — Кореновск — Краснодар; Новокубанск — Кур-ганинск — Апшеронск — Туапсе — Сочи.

    Воздушный транспорт. В числе наиболее крупных аэропортов -Сочи (свыше 2 млн. пассажиров в год), Краснодар (около 2 млн.), Анапа (0,4 млн.), Геленджик (0,2 млн.). Остальные аэропорты (Армавир, Кур-ганинск) обеспечивают внутреннее авиасообщение.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Гужин Г.С., Голиков В. И., Касаткин В.Г. – Экология Кубани // Краснодар, 2000.
  2. Гужин Г.С., Тюрин В.Н. и др. Экономическая география Краснодарского края. Краснодар, 2000.
  3. Панковец С.В., Бакин И.И. Проблемы экологической безопасности рекреационного комплекса краснодарского края // Успехи естествознания. 2005. № 6.
  4. Физическая география Краснодарского края / Под ред. Погорелова А.В. Краснодар, 2000.
  5. .Харченко Е.А. Территориальный аспект размещения иностранных инвестиций в Краснодарском крае // Наука Кубани // Библиотека журнала: Вып.6: Экономика России: новые вызовы и альтернативы развития. – Краснодар. – Кубанский учеб., 2004.
  6. Экономическая география Краснодарского края / Под ред. В.И. Чистякова. – Краснодар: КубГУ, 2000.
  7. economy.kubangov.ru – Официальный сайт Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00033 sec

WordPress: 22.17MB | MySQL:118 | 3,505sec