ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ВИД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

<

062214 1032 1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ВИД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

Результаты анализа целей, задач и процедур применения организационно-правового и экономико-правового механизмов обеспечения рационального природопользования, техногенной безопасности окружающей среды (охраны окружающей среды) и экологической безопасности предприятия как элементов систем безопасности в экологической сфере свидетельствуют о том, что в значительной мере их применение сводится к проведению экологического контроля в той или иной форме (предупредительного, оперативного). Именно экологический контроль рассматривается как важнейшее правовое средство обеспечения рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Тем самым дается «расширительное» толкование понятия «экологический контроль». Ориентация части правовых механизмов экологического права на решение задач экологического контроля отмечается, в частности, М.М. Бринчуком [16].

Близкой к указанной трактовке экологического контроля придерживаются С.В. Макаров, Л.Б. Шагарова. Экологическое аудирование, понимаемое ими как самостоятельный вид природоохранной деятельности, включено ими в «систему экологического контроля и управления в Российской Федерации» [28], С. 9), хотя в нормативных правовых актах и в научных публикациях по обсуждаемым вопроса» это понятие не используется.

Выскажем некоторые суждения, о функциях и особенностях экологического аудита как правового механизма, сравнивая их с назначением и функциями иных правовых организационных механизмов и имея ввиду при этом вый казанное по данному вопросы мнение председателя Союза экологов Башкортостана А. Веселова [13].

1. Нормирование качества окружающей среды (экологическое нормирование) — это установление уполномоченными государ-ственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства, прежде всего, Закона «Об охране окружающей природной среды», федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благо-получии населения», Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов.

2. Стандартизация определена Законом РФ от 10.06.93 г. «О стандартизации» как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Соответственно, экологическая стандартизация может быть определена как установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Количественно и качественно определенные в процессе экологического нормирования и экологической стандартизации характеристики и показатели состояния окружающей среды составляют существенную часть экологических требований.

Таким образом, экологическое нормирование и экологическая стандартизация формируют своего рода эталон состояния окружающей среды. Контроль за природоохранной деятельностью предприятия с целью обеспечения соответствия этому эталону реального состояния окружающей среды в процессе промышленно-хозяйственной его деятельности и составляет суть экологического контроля.

3. Оценка воздействия на окружающую среду — это главное правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии подготовки хозяйственного, управленческого и иного решения. Результаты оценки включаются в материалы, представляемые на экологическую экспертизу (ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе») [187].

4 Экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. Экологическая экспертиза определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы (ст.1) [36].

5. Экологическое лицензирование и договорные отношения о природопользовании создают основания для приобретения права природопользования. Основные положения о лицензировании закреплены Законом «Об охране окружающей природной среды». Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом «О недрах», Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

6. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды создает основание для приобретения права на осуществление таких видов деятельности (применительно к предприятиям) как:

  • утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, опасных для окружающей среды материалов и веществ (кроме радиоактивных);
  • проведение природоохранных работ на территориях (акваториях), хозяйственных и природных объектах;
  • проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель в целях их консервации и реабилитации;
  • проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова и снятия плодородного слоя;
  • экологический мониторинг источников загрязнения окружающей среды;
  • разработка нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) (включая радиоактивные) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, допустимых уровней воздействия на окружающую среду; обоснования лимитов природопользования;
  • разработка технических (удельных) нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов;
  • экологическая паспортизация оборудования, производств предприятий, производственных и природных объектов, территорий;
  • проведение экологического аудирования производств предприятий -природопользователей и субъектов предпринимательства;
  • ведение территориальных кадастров природных ресурсов;
  • производство, наладка и эксплуатация природоохранного оборудования, средств измерений и контроля экологических параметров производств и транспортных средств;
  • производство добавок и присадок к моторному топливу;
  • осуществление видов деятельности, связанных с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования промышленных производств и промышленных объектов;
  • работы и услуги по ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

    Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды закреплены постановлением Правительства РФ от 26.02.96 г. № 168 и приказами Госкомэкологии России от 14.12.99 г. № 764; от 18.06.96 г. № 282.

    Наряду с информационной и превентивной функциями лицензирование выполняет контрольную функцию: выдавая лицензии, заключая договора о природопользовании, выдавая разрешения на осуществление деятельности в соответствии с лицензиями, государственные органы осуществляют предупредительный контроль за соблюдением природопользователем — лицензиатом требований законодательства об охране окружающей среды и о безопасности.

    7. Экологическая сертификация — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме соответствие продукции (работ, услуг) экологическим требованиям. Правовые основы сертификации закреплены Законом «О сертификации продукции и услуг» (в редакции федеральных законов от 27.12.95 г. № 211-ФЗ, от 31.07.98 г. № 154-ФЗ) и рядом подзаконных актов, в частности, приказом Минприроды России № 18 от 23.01.95 г. Одной из ее целей является контроль безопасности продукции для окружающей среды.

    Отметим, что в связи с переходом России на модель устойчивого развития и, как следствие, устойчивого управления лесами, в Лесном кодексе РФ появилась норма об обязательной сертификации лесных ресурсов (ст. 71).

    Лесная сертификация распространяется не только на древесину, отпускаемую на корню, и второстепенные лесные ресурсы, но и на сами леса, а также на лесохозяйственную деятельность, технологии лесозаготовок и систему лесоуправления в целом как на локальном, так и на региональном уровнях, вплоть до осуществляемой на практике национальной лесной политики. Пока еще не выработан единый для всех стран подход к решению этой непростой проблемы, оспариваются даже вопросы, кому может быть предоставлен но право обеспечивать лесную сертификацию [45].

    Сертификацию определяют как процесс, результатом которого является письменное свидетельство имеющей на это полномочия независимой стороны, оценивающей местонахождение и уровень управления того леса, из которого получен данный лесной продукт [45].

    Введение лесной сертификации имеет принципиальное значение как прецедент установления контроля за недопущением поступления «небезопасных», «некачественных» видов сырья для производства. Этот факт наиболее обстоятельно иллюстрирует актуальность обеспечения экологической безопасности предприятия как состояния защищенности от нехватки природных ресурсов (или от угроз, обусловленных «некачественностью» сырья вследствие загрязнения природного объекта).

    Таким образом, проведение экологической сертификации является функцией контроля за недопущением в сферу потребления продукции, работ и услуг, не отвечающих экологическим требованиям, т. е. одной из форм предупредительного экологического контроля.

    8. Экологическое страхование, рассматриваемое как добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствий, аварий и катастроф (ст. 23 Закона «Об охране окружающей природной среды») предусматривает в рамках договора контроль за деятельностью предприятия по проведению превентивных мер, направленных на снижение вероятности и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом определенное внимание уделяется контролю за соблюдением предприятием требований экологического законодательства, т. е. могут выполняться отдельные функции экологического контроля. При этом? естественно, результаты организуемых проверок не имеют юридической значимости проверок, осуществляемых государственными инспекторами по охране окружающей среды [13, 30].

    Декларирование безопасности промышленных объектов имеет целью оценку потенциальных угроз со стороны предприятия окружающей среде и окружающим, а также разработку превентивных мер по снижению масштабов угроз. Экспертизы деклараций безопасности проводятся организациями, имеющими лицензии, а по их результатам возможно принятие соответствующих мер специально уполномоченными органами в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Таким образом, в процессе применения перечисленных организационно-правовых механизмов формируется массив информации, содержащейся в документах, оформленных в соответствии с требованиями законодательства об информации, информатизации и хранении информации, основываясь на которой экоаудитор свидетельствует соответствие (несоответствие) деятельности аудируемого предприятия законодательству, стандартам, нормативам, договорным обязательствам и т. д.

    10. Цели и задачи «собственно» экологического контроля определены Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.ст. 68-72).

    Задачи экологического контроля: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований природо-охранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды.

    Экологический контроль осуществляется на стадии строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, ликвидации, утилизации предприятия — на тех этапах жизненного цикла предприятия, на которых им может быть оказано реальное негативное воздействие на окружающую среду.

    11. Экологический аудит предприятия проводится при его эксплуатации, модернизации, консервации, когда возникает потребность засвидетельствовать соответствие его деятель» требованиям безопасности, охраны окружающей среды, щиты от чрезвычайных ситуаций, а также на этапах финансовой и бухгалтерской отчетности и т.д. В некоторых научных работах обсуждается возможность проведения экологического аудита предприятия на этапе его строительства. В данном случае имеется в виду экологический аудит деятельности «дирекции строящегося предприятия», в процессе которой возможно негативное воздействие на окружающую среду. Дирекция строящегося предприятия, осуществляющая свою деятельность в определенной организационно-правовой форме, является по существу аудируемым предприятием».

    Задачи экологического контроля, состоящие в проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному природопользованию, по соблюдению требований природоохранного законодательства, по соблюдению нормативов качества окружающей среды, практически «поглощаются» более широкой постановкой задач экологического аудирования: засвидетельствовать соответствие деятельности предприятия требованиям законодательства не только по охране природы, но и о безопасности, о защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также положениям экологической политики, федеральным и региональным программ обеспечения безопасности и собственной стратегии деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта.

    Роль и место экологического аудита среди правовых механизмов и юридическую значимость заключений по результатам аудита позволяет уточнить сравнительный анализ прав должностных лиц органов, осуществляющих государственный экологический контроль (установленных ст. 70 Закона «Об охране окружающей природной среды»), и прав экоаудиторов.

    Должностные лица имеют право посещать предприятия, проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств на предприятии — в соответствии с законом, экоаудиторы — по договору о проведении экологического аудита.

    Требования о соблюдении законодательства о сохранении государственной, служебной, военной и коммерческой тайны относятся и к должностным лицам, и к аудиторам.

    Должностные лица имеют право выдавать разрешения на вопросы, сбросы, размещения вредных веществ, устанавливать нормативы выбросов, назначать государственную экологическую экспертизу, давать указания по размещению, актированию объектов. Аналогичных прав экоаудиторам не предоставлено.

    Должностные лица имеют право требовать устранения «явленных недостатков на предприятии. Условиями договоров об экологическом аудировании должна быть предусмотрена обязанность руководства предприятия устранить выявленные в деятельности предприятия несоответствия законодательству до завершения экологического аудита.

    Должностные лица правомочны давать указания или заключения по размещению и проектированию объектов. Экоаудиторы могут давать аналогичного характера рекомендации, если проводится экологический аудит как бизнес-аудит, операционный аудит и если это предусмотрено договором и программой экологического аудита. Однако, в этом случае функции экоаудитора существенно выходят за рамки функции засвидетельствования, приближаясь к функциям экологического менеджмента.

    Экологический контроль как правовая мера обеспечения рационального природопользования, охраны окружающей среды выполняет функции предупредительную, информационную, карательную.

    Экологический аудит как правовая мера обеспечения рационального природопользования, техногенной безопасности окружающей среды и экологической безопасности предприятия выполняет предупредительную и информационную функции. При этом различным потребителям результатов экологического аудита выдается четко «дозированная» информация.

    Экологический аудит способствует рекламированию предприятия, повышая инвестиционную привлекательность предприятия (в случае положительного заключения по результатам аудита). Результаты экологического контроля не могут быть использованы в целях рекламы предприятия.

    Законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрена обязательность решений должностных лиц, осуществляющих экологический контроль, для банковских организаций, финансирующих деятельность предприятия.

    Подобной юридической силы заключение экоаудиторов не имеет. Заключение по результатам экологического аудита представляется только его заказчику.

    Решения должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Результаты некачественно проведенного экологического аудита также могут быть обжалованы в суде, а не качественно проведенный экологический аудит может стать предметом разбирательства Госкомэкологии России — органа, выдавшего лицензию экоаудитору.

    В заключение отметим, что целью экологического аудита может быть не только засвидетельствование соответствия деятельности предприятия требованиям безопасности, охраны окружающей среды, защиты от чрезвычайных ситуаций, но и формирование информации, позволяющей инвестору или собственнику предприятия, принимая решение с учетом заключения аудитора, ответить на следующие вопросы:

  • возможно ли негативное воздействие на окружающую среду и население при осуществлении деятельности аудируемого предприятия (в какой мере предприятие является источником техногенной опасности — промышленной, пожарной, радиационной, химической и т.д.),
  • обеспечена ли защищенность населения и территории (включая расположенные на ней природные объекты, производственно-хозяйственные объекты, объекты социальной инфраструктуры) от угроз со стороны аудируемого предприятия, как источника указанных выше видов опасности;
  • невозможно ли воздействие на аудируемое предприятие со стороны загрязненных природных объектов (в какой мере загрязненные природные объекты являются для него источниками экологической опасности);
  • обеспечена ли защищенность аудируемого предприятия от угроз со стороны загрязненных природных объектов (обеспечена ли экологическая безопасность аудируемого предприятия).

    Основные задачи экологического аудита предприятия в предложенной трактовке в отечественной и зарубежной литературе по экологическому аудированию практически ранее не обсуждались.

    Ответы на поставленные вопросы дадут реальную возможность владельцу аудируемого предприятия и потенциальным инвесторам, акционерам, общественности объективно оценить не только инвестиционную привлекательность предприятия, но и его реальную значимость при обеспечении безопасности населения и территорий, его «экологичность».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Экологический аудит как элемент экологического менеджмента при осуществлении деятельности предприятия

     

    2.1. Экологический менеджмент как совокупность принципов, методов и средств управления природоохранной деятельностью предприятия

     

    В. В. Гаврилов, И.В. Лимонова, М.В. Щеглова отмечают, что необходимость отказа от высокозатратных способов сохранения окружающей среды путем технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий, внедряемых с начала 1980-х годов рядом государств, явилась причиной развития экологического менеджмента [28].

    В 1992 г. в Великобритании был введен национальный стандарт Britsh Standart for Environmetal management systems (BS 7750) — первый европейский стандарт по экологическому менеджменту, который вскоре стал использоваться не только в Великобритании, но и в других странах Европы — в Швеции, Норвегии и др. — в качестве национальных стандартов. В настоящее время стандарту следуют более 500 компаний мира.

    <

    Британский стандарт BS 7750 был взят в качестве основы для разработки Руководства (Правил) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту 1836/93 Economanagment and audit scheme (EMAS), принятого Советом ЕС в 1993 г.

    Система экологического управления — часть государственного регулирования процессами охраны окружающей среды. Основой систем экологического управления является принцип постоянного совершенствования природоохранной деятельности.

    Объекты совершенствования: «сама система экологического управления; государственные регуляторы природоохранной деятельности [43].

    Требования к системам экологического управления:

  • наличие конкретных требований к используемым предприятием технологиям;
  • обязательность информированности общественности и заинтересованных лиц о деятельности предприятия, производимой продукции, об используемых материалах, ресурсах и т.д.;
  • публикация экологических целей и задач деятельности предприятия (т. е. его природоохранной политики, стратегии); .
  • ежегодная публикация результатов деятельности (природоохранной).

    Заметим, что последнее требование достаточно четко корреспондирует с нормой, введенной указами Президента РФ от 04.02.94 г. № 236 и от 01.04.96 г. № 440 и закрепившей установление пределов ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности. Именно эти результаты интересуют в первую очередь инвесторов, акционеров и других участников предприятия, а также общественность.

    Международная организация по стандартизации, существующая с 1946 г., с созданием в 1993 г. Технического комитета «Экологическое управление» (180/ТС 207) приступила к разработке международных стандартов по экологическому менеджменту — стандартов серии 14000. Основой для их создания послужили британский стандарт BS 7750, а также уже существовавшие международные стандарты по системам контроля качества продукции — стандарты 150 серии 9000.

    Технический комитет ИСО/ТК 207 «Экологическое управление» разрабатывает международные стандарты по следующим направлениям:

  • системы экологического управления;
  • экологический аудит;
  • экологическая маркировка;
  • оценка характеристик экологичности;
  • оценка жизненного цикла;
  • термины и определения.

    Направлением деятельности одной из рабочих групп ТК является также учет требований охраны окружающей среды в стандартах на продукцию.

    В настоящее время в серии ИСО 14000 в виде стандартов, проектов международных стандартом (ПМС) и проектов комитетов (ПК) насчитывается 20 стандартов [43].

    Система стандартов 180 серии 14000 ориентирована, в отличие от других природоохранных стандартов, не на количественные параметры и конкретные требования к воздействию хозяйствующего субъекта на окружающую среду — концентрации веществ, объемы выбросов и сбросов и т.д. — и не на технологии — распространенное в западных странах требование использовать «наилучшую доступную технологию» (best available). Основным предметом ISO 14000 является система экологического управления (система экологически ориентированного управления на уровне предприятия или компании) — environmetal management systems.

    Такой характер стандартов обусловлен отчасти тем, что международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов, а также тем, что стандарты ISSO разработаны с учетом оправдавшей себя концепции «глобального управления качеством» (total quality managment), в соответствии с которой одним из основных условий достижения качества продукции является создание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

    Следование стандартам серии 14000 предполагает обеспечение уменьшения неблагоприятного воздействия на окружающую среду на организационном, национальном и международном уровнях.

    Стандарты серии 14000 не заменяют установленных нормативными правовыми актами требований, а обеспечивают создание системы определения предприятиями (хозяйствующими субъектами) того, как они влияют на окружающую среду и как выполняются требования национального законодательства.

    В настоящее время экологически ориентированные системы управления признаны в качестве основных методов, обеспечивающих эффективное и устойчивое экономическое развитие.

    В Российской Федераций в 1998 г. в качестве государственных стандартов приняты международные стандарты 18014004, 14010, 14011, 14012 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования; ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы; ГОСТ Р 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Классификационные критерии для аудиторов в области экологии).

    В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-98 система управления окружающей средой — это часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики [43].

    Для понимания роли и места экологического аудита как элемента управления природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности при осуществлении деятельности предприятия уточним понятия «экологическое управление» и «экологический менеджмент».

    В работах Ю.Б. Осипова [38], А.С. Шилова [39], в стандартах эти понятия, а также термин «управление качеством окружающей среды» считают тождественными (синонимами). Однако С.В.Макаров, Т.В.Гусева придерживаются несколько иного мнения.

    Несогласованность терминологии, на наш взгляд возникла из-за отсутствия аутентичного перевода на русский язык принятого на Западе термина «environmental management». «Экологическое управление» и «экологический менеджмент» также тождественны, как и родовые термины «управление» и «менеджмент». Оксфордский русско-английский словарь (1994 г.) и русско-английский словарь А.И. Смирницкого и О.С. Ахматовой (1969 г.) переводит на английский язык слово «управление», в том числе, таким термином как «management» (а также administration, direction и др., считая их синонимами). В свою очередь, не менее известный англо-русский словарь В.К. Мюллера (1969 г.) первым синонимом русского эквивалента слова «management» ставит именно «управление» (а также — заведование, умение владеть, правление и т.д.).

    «Советский энциклопедический словарь» (1986 г.) менеджерами называет профессиональных управляющих, «Словарь иностранных слов» (1989 г.), и «Толковый словарь как управлению» (1994 г.) определяет менеджмент как управление производством, а «Словарь-справочник менеджера» (1996 г.) как тип управления.

    В английском, и в русском вариантах Международных стандартов ИСО серии 14000, а также в Британском стандарте по экологическому менеджменту ВS 750 термин единственный— «environmental management». Он, по нашему мнению, наиболее точно переводится как обобщающее название системы управления деятельностью предприятия по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

    Экологический аудит возможно рассматриваться как её функциональный элемент. Это принципиально соответствует общеевропейской Схеме экологического менеджмента и аудирования, целью которой является оценка (аудит) и улучшение экологических характеристик деятельности предприятий, а также создание условий для предоставления населению экологически значимой информации.

    Вопросы роли и значимости экологического аудита как элемента экологического менеджмента были предметом обсуждения Всероссийской научно-практической конференции «Современный менеджмент в условиях становления рыночной экономики в России».

    В соответствии с принятой трактовкой экологического менеджмента как вица управления деятельностью предприятия в экологической сфере уточним его определение: экологический менеджмент — это совокупность принципов, методов, средств (в том числе организационно-правовых) и типа управления природоохранной деятельностью предприятия (обеспечением техногенной безопасности окружающей среды), имеющего целью повышение инвестиционной привлекательности, экологичности предприятия и эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.

    Система экологического менеджмента предприятия — это часть общей системы менеджмента предприятия, включающей организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики предприятия.

    Основными принципами создания системы экологического менеджмента, (согласно ИСО 14004), являются:

  • высший приоритет управления;
  • создание экологической службы предприятия;
  • взаимодействие с участниками деятельности в экологической сфере, заинтересованными в реализации эффективной экологической политики предприятия;
  • согласие между руководством и персоналом предприятия по его деятельности в экологической сфере;
  • идентификация требований нормативно-правовых актов к экологическим аспектам деятельности предприятия и установление соответствия этим требованиям показателей его техногенной и экологической безопасности;
  • оценка показателей воздействия производственных процессов на окружающую среду и воздействия загрязненных природных объектов на предприятие;
  • учет экологических требований на всех этапах жизненного цикла предприятия, в особенности, при выпуске продукции или оказании услуг;
  • обеспечение материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами требуемого уровня «экологичности» предприятия;
  • установление соответствия характеристик экологичности предприятия его экологической политике, перспективным целям и задачам его производственной деятельности;
  • оценка качества экологического управления и изыскание возможности улучшения системы экологического менеджмента, т.е. проведение аудита собственно системы как самостоятельного объекта аудита. Естественно, что аудит системы экологического менеджмента является составной часть экологического аудита предприятия, на которой реализована эта система. Учитывая тот факт, что цели, объем и глубина экологического аудита предприятия устанавливаются договором между заказчиком, и аудитором, не исключено, что экологический аудит предприятия может быть ограничен, проведением аудита системы управления (экологического менеджмента) предприятия;
  • активизация деятельности по созданию систем экологического менеджмента предприятиями-партнерами;
  • создание подсистем экологического маркетинга, экологического образования и других.

    Для внедрения системы экологического менеджмента необходимо:

  • определить экологическую политику и сформулировать требования к системе экологического менеджмента;
  • сформировать программу реализации экологической политики предприятия;
  • проводить экологический мониторинг, производственный экологический контроль и экологический аудит.

    Важнейшим элементом функционирования системы экологического менеджмента является анализ состояния управления качеством окружающей среды, который может быть проведен с учетом требований нормативных правовых актов; экологических аспектов деятельности предприятия; оценки соответствия требованиям стандартов, правил и норм; практики экологического менеджмента; экологической политики и результатов производственной деятельности предприятия; возможности повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг за счет экологических факторов; оценку заинтересованными сторонами эффективности управления предприятием.

    Обеспечение соответствия деятельности предприятия основным положениям его экологической политики не менее важная задача системы экологического менеджмента. Политика в области охраны окружающей среды устанавливается в соответствии с общей ориентацией производственно — хозяйственной деятельности предприятия, состоянием окружающей среды в регионе расположения предприятия, с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия. Важно установить уровень ответственности предприятия за экологические последствия его производственно-хозяйственной деятельности. Руководство предприятия ответственно за формирование, внедрение и модификацию природоохранной политики.

    При анализе деятельности предприятия по охране окружающей среды рассматриваются вопросы:

  • имеет ли предприятие одобренный (согласованный) документ, содержащий основные положения экологической политики;
  • отражает ли эта политика цели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  • одобрена ли экологическая политика руководством предприятия, обеспечена ли возможность корректировки этой политики, в т.ч. по предложениям персонала;
  • стимулирует ли экологическая политика направление деятельности в области экологического мониторинга, экологического аудита и использования информационных технологий в практике управления;
  • предусматривает ли экологическая политика деятельность по непрерывному улучшению экологичности предприятия.

    Следующая задача, решаемая в рамках функционирования системы экологического менеджмента — это оценка воздействия на окружающую среду планируемой и осуществляемой деятельности предприятия.

    Оценки значимости воздействий включают:

  • экологические аспекты: характер, масштаб, интенсивность, вероятность, продолжительность воздействия на окружающую среду;
  • влияние экологических аспектов на инвестиционную привлекательность предприятия.

    Ответственность за эффективность системы экологического менеджмента должна возлагаться на официальное лицо из состава руководства предприятия, обладающее авторитетом и полномочиями.

    Внедрение системы завершается контролем, подтверждающим полное соответствие системы экологического менеджмента направлениям экологической политики, ее целям и задачам.

    Задачи обеспечения техногенной и экологической безопасности предприятия, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также должны учитываться в системе экологического менеджмента.

    Особенностью систем экологического менеджмента является периодический аудит систем с целью засвидетельствования ее соответствия установленным предприятием целям, требованиям стандартов IS0 14001.

    Таким образом, роль экологического аудита как элемента системы экологического менеджмента характеризуется следующими положениями.

    1. Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита предприятия может быть система управления окружающей средой (система экологического менеджмента).

    2. Заключение экоаудиторов по результатам экологического аудита предприятия может быть представлено заинтересованным лицам одновременно с публикациями об экологических целях и задачах деятельности предприятия, а также результатов природоохранной деятельности. Это несомненно будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности предприятия.

    3. Материалы экологического аудита могут быть использованы руководством предприятия при стратегическом планировании основной деятельности предприятия и его деятельности в экологической сфере (для улучшения природопользования, повышения эффективности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности предприятия).

    В основу разработки стратегии промышленно-хозяйственной и природоохранной деятельности предприятия целесообразно заложить концепцию оценки и управления техногенным и экологическим рисками.

     

    2.2. Система руководств по экологическому аудиту

     

    2.2.1. Руководство по управлению окружающей средой на основе международных стандартов ИСО серии 14000

     

    В стандартах ИСО серии 14000 применены те же общие принципы, что и в стандартах ИСО серии 9000 по управлению качеством. Предприятия могут использовать существующую систему управления, соответствующую ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой.

    Международные стандарты ИСО серии 14000 применимы к организации, которая желает:

  • внедрить, поддерживать и улучшать систему управления окружающей средой;
  • получить подтверждение о своем соответствии установленной политике в области окружающей среды;
  • демонстрировать такое соответствие другим, включая декларации безопасности;
  • осуществить внешней организацией сертификацию/регистрацию своей системы управления окружающей средой;
  • провести самоопределение и самодекларацию соответствия стандарту.

    Стандартами ИСО серии 14000 аудит системы управления окружающей средой определен как систематический и документированный подтверждающий процесс, направленный на объективное получение и оценку свидетельства, содержащего определение — соответствует ли система управления окружающей среды критериям аудита системы управления окружающей средой, установленным организацией, и передачи результатов этого процесса руководству.

    Проведение экологического аудита, а также обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям (природного и техногенного характера) являются элементами системы управления окружающей средой, предлагаемыми в стандартах.

    Главные вопросы, подлежащие рассмотрению при оценке (экологическом аудите) политики в области окружающей среды:

  • соответствует ли принятая политика предприятия его деятельности, продукции и услугам;
  • отражает ли политика ценности и руководящие принципы предприятия;
  • одобрена ли политика высшим руководством предприятия и назначено ли лицо, ответственное за пересмотр и осуществление политики;
  • способствует ли политика установлению целей и задач в области окружающей среды;
  • способствует ли политика внедрению новых технологий и совершенствованию практики управления окружающей средой;
  • какие конкретные обязательства включены в политику в области окружающей среды, например, в части непрерывного улучшения, предупреждения загрязнения, управления, достижения или превышения требований документации и рассмотрения пожеланий заинтересованных сторон.

    Основные вопросы оценки (экологического аудита) состоят в следующем [16]:

    в части оценки людских, материальных и финансовых ресурсов:

  • как организация устанавливает и распределяет людские, материальные и финансовые ресурсы, необходимые для удовлетворения целей и задач в области окружающей среды, включая новые проекты;
  • как организация прослеживает затраты и прибыль от деятельности, связанной с окружающей средой. Следует отметить, что наличие ресурсов и структура системы управления окружающей средой может налагать определенные ограничения на внедрение и применение этой системы. Для того, чтобы преодолеть эти ограничения, предприятие должно, где это возможно, рассмотреть стратегии кооперации;

    в части оценки организационного упорядочения и интеграции;

  • как система управления окружающей средой интегрируется в общий процесс управления бизнесом на предприятии;
  • каков процесс балансирования и разрешения конфликтов между целями и приоритетами в области окружающей среды и другими видами коммерческой деятельности (бизнеса) предприятия;

    в части оценки ответственности и обязанностей:

  • что входит в сферу ответственности и обязанности персонала, который управляет, выполняет и подтверждает выполнение работ, оказывающих влияние на окружающую среду, определены ли они и документированы;
  • каковы связи между обязанностями в части окружающей среды и должностными инструкциями;

    в части оценки осведомленности и мотивации действий:

  • каким образом высшая администрация предприятия устанавливает, усиливает (подкрепляет) и передает обязательства организации в политике по окружающей среде своему персоналу;
  • до какой степени работники понимают, принимают и разделяют ценности предприятия в области окружающей среды;
  • до какой степени разделение ценностей в области окружающей среды служит для мотивации ответственных действий в области окружающей среды;
  • каким образом предприятие признает (отмечает) достижения работников в области ссужающей среды;

    в части оценки знаний, умения и тренинга:

  • как предприятие устанавливает необходимость в тренинге в части окружающей среды;
  • как необходимость проведения тренинга для специфических рабочих функций анализируется;
  • развивается ли, пересматривается и модифицируется содержание тренинга в соответствии с выявленными нуждами;

    в части оценки связи и отчетности:

  • каков процесс получения и реагирования на вопросы, вызывающие беспокойство работников;
  • каков процесс получения и рассмотрения вопросов, беспокоящих заинтересованные стороны;
  • каков процесс передачи политики и характеристики организации в области окружающей среды заинтересованным сторонам;
  • как результаты экологического аудита и проверок системы управления окружающей среды передаются всем относящимся к делу сотрудникам предприятия, сторонним организациям;
  • каков процесс ознакомления с политикой организации в области окружающей среды общественности;
  • соответствуют ли внутренние и/или внешние связи поддержке непрерывного улучшения в части вопросов окружающей среды;

    в части оценки документации системы управления окружающей средой:

  • как процедуры по управлению окружающей средой устанавливаются, документируются, передаются и пересматриваются в рамках документации системы управления окружающей средой;
  • имеет ли организация приемы разработки и поддержания документации системы управления окружающей средой;
  • как документация системы управления окружающей средой интегрируется с существующей документацией, где это уместно;
  • как осуществляется доступ работников к документации системы управления окружающей средой, необходимой для осуществления их деятельности.

    Как отмечалось, международными стандартами при оценке системы управления окружающей средой предусмотрена оценка подготовленности к чрезвычайным ситуациям и к осуществлению мер по реакции на них. Применительно к российскому законодательству речь идет о защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Деятельность предприятий в области защиты от чрезвычайных ситуаций регулируется законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о безопасности (промышленной, экологической, при использовании атомной энергии, при уничтожении химического оружия, при осуществлении космической деятельности, пожарной, при обращении с отходами, при транспортировке грузов и т.д.). Регулирование, контроль и надзор за осуществлением соответствующих видов деятельности проводятся специально уполномоченными федеральными органами.

    В связи со сказанным становятся сомнительными предложения о целесообразности включения соответствующих процедур оценки деятельности предприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (и гражданской обороны) в качестве элементов экологического аудита системы управления природоохранной деятельностью предприятия. Как неоднократно подчеркивалось, указанные процедуры являются элементами экологического аудита деятельности предприятия в экологической сфере, а не его системы управления природоохранной деятельностью.

    В части оценки по измерениям и контролю:

  • как осуществляется регулярный контроль характеристик, связанных с окружающей средой;
  • каким образом установлены показатели характеристик, связанных с окружающей средой, которые относятся к целям и задачам организации, и что они из себя представляют;
  • какой процесс установлен для проведения регулярной калибровки и выборочных измерений и контроля приборов и систем;
  • что собой представляет процесс периодической оценки соответствия законодательству и другим документам.

    В части оценки записей, документации и управления информацией:

  • в какой информации по окружающей среде нуждается предприятие для эффективного управления;
  • какие возможности имеет предприятие для установления и прослеживания основных показателей и других данных, необходимых для достижения целей и задач предприятия в области окружающей среды;
  • каким образом документация/информация доводится до работников в случае возникновения у них необходимости.

    Заметим, что перечисленные вопросы раскрывают суть предварительного экологического аудита системы управления окружающей средой при ее внедрении.

    Однако экологический аудит системы управления окружающей средой должен проводиться периодически с целью определения соответствия системы запланированным мероприятиям и своим функциям. Частота экологического аудита должна определяться особенностями производства в части аспектов окружающей среды и потенциальных воздействий.

    При определении частоты экологического аудита должны рассматриваться результаты предыдущих экоаудиторов [23].

    Заключая обсуждение материалов руководства по управлению окружающей средой на основе международных стандартов ИСО серии 14000, подчеркнем необходимость адаптации их основных положений, терминов и определений к условиям рыночных отношений в России и в особенности к нормам российского законодательства.

     

    2.2.2. Руководство по использованию опыта аудиторской оценки на основе международных стандартов ИСО серии 9000

     

    Зарубежные инвесторы в качестве основных предпосылок инвестирования в российские предприятия рассматривают наличие на этих предприятиях системы менеджмента качества по ИСО серии 9000, интегрированной с системой управления окружающей средой. При этом в качестве доказательства наличия и эффективности действия системы менеджмента качества принимается, с одной стороны, декларация предприятия, подтвержденная наличием документированных процедур системы менеджмента качества, соответствующих требованиям стандартов ИСО серии 9000, и доказательств их эффективного функционирования, с другой стороны — официальные заключения признаваемых (аккредитованных или уполномоченных) органов, сделанных на основании процедур аудита, соответствующих требованиям стандартов ИСО серии 9000. Причем предпочтение отдается, как правило, второму варианту [35].

    Сравнивая определения понятий «аудит в области окружающей среды» и «проверка (аудит) качества» авторы работы [23] отмечают «принципиальную совместимость этих аудитов и совпадение таких объектов рассмотрения как система, процесс, продукция» (С. 166 [23]).

    Заметим:

  • вводится новая дефиниция «аудит в области окружающей среды, при этом не поясняется, отличается ли этот вид аудита от экологического аудита;
  • вводится новая дефиниция «проверка (аудит) качества» без пояснений, например, различия между аудитом качества и сертификацией как процедурой подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме соответствие продукции установленным требованиям (Закон «О сертификации продукции и услуг» в. редакции Федерального закона от 31.07.98 г. № 154-ФЗ, ст. 1);
  • не ясен смысл термина «принципиальная совместимость» аудитов (в области окружающей среды и качества).

    На наш взгляд при проведении экологического аудита рассматривается существенно более широкий спектр вопросов, нежели при аудите качества. Не очень понятно, о какой «системе» как о «совпадающем объекте» аудитов идет речь. При этом не конкретизируется понятие «системы менеджмента качества по ИСО серии 9000, интегрированной с системой управления окружающей средой по ИСО серии 14000.

    В чем следует согласиться с авторами работы [23] — это полезность использования опыта проверки (аудита) системы менеджмента качества при становлении основ российского экологического аудита, и в частности, при формировании целей и задач экологического аудита системы управления природоохранной деятельностью предприятия.

    Основу нормативной базы деятельности по разработке, внедрению и оценке системы менеджмента качества составляют международные стандарты ИСО серии 9000, которые располагают, помимо широкой нормативно-методической базы:

    системой общепринятых трактовок положений стандартов;

    разветвленной системой подготовки специалистов по разработке, внедрению и аудиту системы менеджмента качества, что, обуславливает неизбежное обращение к этим стандартам в процессе деятельности по экологическому аудиту.

    Стандарты ИСО серии 9000 являются результатом развития. менеджмента качества и результатом развития защиты трав потребителей на информацию о качестве.

    Практика показывает, что мотивация подходов заинтересованными лицами является преобладающей практикой во многих странах и отраслях промышленности и/или экономически. Возрастание применения сертификации и/или регистрации системы качества является фактором распространения этого подхода. Когда подход мотивирован заинтересованными лицами, организация первоначально внедряет систему качества, соответствующую требованиям одного из стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003 в ответ на непосредственные требования потребителей или других заинтересованных лиц.

    Когда подход мотивирован руководством, само руководство организации-поставщика инициирует работу с учетом возрастающих потребностей рынка и использует ИСО 9004-1 с целью введения в действие системы качества, которая будет способствовать достижению качества организацией-поставщиком. Впоследствии организация-поставщик может использовать требования одного из стандартов ИСО 9001 — ИСО 9003 как модели системы качества для демонстрации ее соответствия.

    Опыт подтверждает, что система качества, внедренная при подходе, мотивированном руководством, бывает обычно более полной и плодотворной, чем модель, используемая для демонстрации соответствия системы качества. В связи с этим следует отметить аналогию стандартов ИСО 14004 — ИСО 9004-1 и ИСО 14001 — ИСО 9001.

    При планировании экологического аудита сведения о наличии и конкретной модели системы менеджмента качества являются одним из факторов, подлежащих учету, так как позволяют судить о степени охвата организационной структуры, методик, процессов и ресурсов менеджментом качества, что, в конечном итоге, может повлиять на глубину и продолжительность экологического аудита.

    Стандарты ИСО серии 14000 и, в частности, ИСО 14001 основаны на тех же принципах систем управления, что и стандарты ИСО серии 9000 по системам менеджмента качества. Действующая система менеджмента качества, отвечающая требованиям, например, ИСО 9001 может быть выбрана как база для построения системы управления окружающей средой. При этом требования к системе управления окружающей средой, содержащиеся в ИСО 14001, в ряде случаев могут быть выполнены путем адаптации существующих элементов системы менеджмента качества.

    Наиболее существенные аналогии между ИСО 14001 и ИСО 9001 рассмотрены в работе [23].

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.93. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1. С последующими изменениями// ВСНД. 1992. № 10. Ст. 457; Закон РФ от 21.02.92 № 2397-1// ВСНД. 1992. №10. Ст. 459; Закон РФ от 02.06.93 № 5076-1//ВСДН. 1992. № 29. Ст. 1111.
  3. О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1. С последующими дополнениями// ВСДН. 1993. № 26. Ст. 966 // РГ от 25.06.93 (в п. 1 ст. 6 внесены дополнения – см. Федеральный Закон от 27.12.95 № 211-ФЗ// СЗ РФ. 1996. Ст. 4).
  4. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.1195 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  5. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ//РГ от 05.02.97.
  6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97. № 60-ФЗ// РГ от 26.03.97.
  7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ//РГ 06.04.99.
  8. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96- ФЗ//РГ 13.05.99.
  9. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
  10. Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (система экологической сертификации): приказ Минприроды от 23.01.95 № 18.
  11. Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета Российской Федерации», утвержден Минприроды России 03.03.93 г. № 04-15/61-638, Минфином России 03.03.93 г. № 19, Госналогслужбой России 03.03.93 г № ВГ-6-02/105, согласован Центробанком России, зарегистрирован Минюстом России 27.05.94 г., рег. № 262.
  12. Арбузов Г.М., Васильева М.И., Моткина Г.А., Серов Г.П. и др. Экологическое страхование в Ленинградской области. Под. Ред. Моткина ГА М., С.-Петербург. «Ось-89». 1999.
  13. Веселов А.О ведомственном интересе в противодействии становлению экологического аудита как инструмента природоохранительного контроля в Башкорстане// Зеленый мир, 1998.
  14. Беспятко М. Воинская часть — юридическое лицо? // «Экономика и жизнь». 1996. №31.
  15. Беспятко М. Воинская часть — юридическое лицо? // «Экономика и жизнь». 1996. №31.
  16. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). Учебник. — М.: «Юристь». 1998.
  17. Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. Учебное пособие. — М.: МНЭПУ. 1999.
  18. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование. —М.: Наука. 1999.
  19. Военно-энциклопедический словарь. — М.: Воениздат. 1984.
  20. Встреча представителей «зеленых» организаций и ФСБ //Зеленый мир. 2000 №5.
  21. Информационная поддержка устойчивого развития. Международный конгресс ЕВРО’98. — М.: Институт промышленного развития. 1998.
  22. Ерофеев Б.В. Об экологических правоотношениях. В сборнике Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под ред. Жевлакова Э.Н. — М.: Юридический бюллетень предпринимателя, 1998.
  23. Карелов А.М., Беллер Г.А., Бусыгина В.М. и др. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. ч.1, 2. — М.: Тройка, 1998.
  24. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды». Боголюбов С.А., Емельянов В.и др. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения, 2000.
  25. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. Ответственный редактор С.А. Боголюбов. — М.: «ИНФРА-М» 1997.
  26. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. Ответственный редактор СА Боголюбов. — М.: Юридический дом «Юстицинформ», 1997.
  27. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. — М.: Тройка. 2000.
  28. Макаров С.В., Гусева Т.В. Экологический менеджмент. /В кн. «Современные механизмы экологического регулирования». // Пособие для неправительственных организаций. ЭКОЛАЙН, МОУЦ Нахабино. 1998.
  29. Макаров С.В., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование промышленных производств. Под ред. проф. А.Ф. Порядина.-М.: НУМЦ. 1997.
  30. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. — М.: Наука. 1996.
  31. Основы экологического управления. Международные стандарты ИСО 14000. Справочник. М» 1997.
  32. Серов Г.П. Экологический аудит. // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1997. № 5 (18).
  33. Серов Г.П. Экологический аудит как организационно-управленческий механизм обеспечения национальной безопасности России в экологической сфере. Всероссийская научно-практическая конференция «Современный менеджмент в условиях становления рыночной экономики в России». МГТУ им. Н.Э.Баумана. — М.: 1998.
  34. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  35. Сидорчук В.Л. Экологический аудит территории. — М.: Изд-во Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. 2000.
  36. Постатейный комментарий ФЗ «Об экологической экспертизы» / под научным руководством М.М. Бринчука.–М.: БЕК. 199.
  37. Управление природоохранной деятельностью. — М.: 1994.
  38. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. Учебное пособие. /Под ред. Ю.Б. Осипова, Е.М.Львовой. — М.: Варяг, 1996.
  39. Шеховцов АА и др. Влияние отраслей народного хозяйства на состояние окружающей среды. — М.: Минприроды. 1995.
  40. Шилов А.С. Управление природопользованием предприятия: отчетность и контроль. /В кн. «Экологический учет и аудит»: Сборник статей. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. — С.11-24.
  41. Экономика природопользования. — М.: 1994.
  42. Экологическое право России. Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. — М.: ИМПЭ. 1997.
  43. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды. Сборник аналитических материалов, нормативных правовых документов / Под ред. Проф. В.И. Данилова-Данильяна.–М.: Изд. НУМЦ Госкомэкологии России. 1999.
  44. Экологическое право России. Учебник. Под ред. Петрова В.В. — М.: БЕК, 1995 (1998).
  45. Экологический аудит и учет. Сборник статей /Под ред. Шнейдмана Л.3. — М.: 1997 Экологическое право: от идей к практике. Сборник статей. Рук. коллектива Бринчук М.М. — М.: ИГЛ РАН.1997.
  46. Экологическое право: от идей к практике. Сборник статей. Рук. коллектива Бринчук М.М. — М.: ИГЛ РАН.1997.
  47. Ялбулганов А.А. Плата за землю: Земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. — М.: Филинъ. 1998.
  48. ISO 14000. Environmental management systems. Brussels: ISO, 1996.
  49. BS 750. Specification for Enviromental management systems. London, 1992.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00041 sec

WordPress: 22.97MB | MySQL:122 | 1,698sec